Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о порядке обеспечения сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на территории городского округа Кашира Московской области
(утв. постановлением Администрации городского округа Кашира Московской области
от 6 декабря 2016 г. N 3728-па)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке обеспечения сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на территории городского округа Кашира Московской области (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", Законом Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ "О представлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", Уставом городского округа Кашира Московской области.
1.2. Настоящее Положение регулирует отношения между Управлением опеки и попечительства МОМО по городским округам Кашира и Озёры (далее - орган опеки и попечительства) и администрацией городского округа Кашира (далее - администрация), возникающие в связи с решением вопросов по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и определяет обязанности администрации по исполнению требований по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей установленных для органов местного самоуправления законодательными и нормативными правовыми актами Московской области.
1.3. В Положении используются следующие понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей;
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;
- приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);
- полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости;
- полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения;
- выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;
- дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения.
2. Гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение
2.1. При передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих регистрацию по месту жительства на территории городского округа Кашира Московской области в случае, если жилое помещение находится в муниципальной собственности, под опеку (попечительство), в приемную семью или при направлении несовершеннолетнего указанной категории на полное государственное обеспечение в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же в учреждения всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, постановлением администрации сохраняется право пользования данным жилым помещением за указанной категорией детей.
Подготовку проекта постановления администрации о сохранении жилой площади осуществляет отдел по управлению жилищным фондом Комитета по управлению имуществом администрации (далее - жилищный отдел).
Постановление администрации о сохранении жилой площади действует в течение всего времени пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех видов профессионального образования и других учреждениях, приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени нахождения у родственников или у опекунов (попечителей), а также в период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
2.2. В случае если в жилом помещении муниципального жилищного фонда муниципального образования "Городской округ Кашира" Московской области" (далее - муниципальный жилищный фонд) остались проживать исключительно дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, то орган опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей.
Договор передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда в собственность несовершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 14 лет оформляется по заявлению законных представителей на основании предварительного разрешения органа опеки и попечительства или при необходимости по инициативе такого органа. Указанные договоры в отношении несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 14 лет, оформляются ими самостоятельно с согласия законных представителей и на основании предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Финансирование расходов на оформление договора передачи жилого помещения в собственность, в котором проживают исключительно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу, в том числе изготовление технической и иной документации.
2.3. При невозможности оформления договора передачи жилого помещения муниципального жилищного фонда в собственность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохранность жилого помещения за такими детьми оформляется постановлением администрации о сохранении жилой площади.
2.4. Орган опеки и попечительства подает в администрацию для обеспечения сохранности жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие документы:
- ходатайство органа опеки и попечительства о сохранности жилого помещения;
- акт обследования жилого помещения;
- выписку из домовой книги;
- копию финансового лицевого счета;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- справку из ГУП МО "МОБТИ" о наличии (отсутствии) прав собственности;
- документы, подтверждающие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (распоряжение отдела опеки и попечительства, постановление об установлении опеки (попечения) над несовершеннолетними, решение, определение суда о лишении родительских прав, копии свидетельств о смерти родителей и т.п.);
- копии документов, удостоверяющих личность лиц категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (копия паспорта, свидетельство о рождении ребенка).
2.5. На основании представленных в администрацию документов жилищный отдел готовит проект постановления администрации о сохранении жилой площади за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей.
Порядок прохождения процедуры сохранения права пользования жилым помещением за детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, отражены в блок-схеме (приложение N 1 к настоящему Положению).
2.6. Закреплению не подлежат следующие жилые помещения:
- жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности;
- служебные жилые помещения;
- жилые помещения, расположенные общежитиях;
- жилые помещения, предоставленные по договору найма жилого помещения на коммерческих началах.
2.7. При передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих регистрации по месту жительства:
- найденных (подкинутых) на территории городского округа Кашира Московской области (при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел или органами опеки и попечительства);
- оставленных в родильном доме (отделении) на территории городского округа Кашира Московской области (при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, в котором оставлен ребенок) и родившихся у родителей, зарегистрированных на территории городского округа Кашира Московской области;
- утративших по иным основаниям право на жилое помещение,
под опеку (попечительство), в приемную семью или при направлении несовершеннолетних указанной категории на полное государственное обеспечение в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждения всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, постановлением администрации обеспечивается гарантия однократного предоставления ребенку жилого помещения в соответствии с действующим законодательством после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Однократное предоставление жилого помещения производится по месту жительства данных лиц, признанных в установленном законом порядке нуждающимися в предоставлении жилья, вне очереди за счет средств бюджета Московской области не ниже установленных социальных норм.
Жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения.
2.8. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания (учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
3. Меры по обеспечению пригодного для проживания состояния жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.1. В случае если в жилых помещениях, которые постановлением администрации сохранены за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, проживают родственники, а также другие лица, то последние письменно уведомляются обслуживающей организацией и администрацией о недопустимости порчи жилого помещения, необходимости оплаты коммунальных услуг и содержание жилья (приложение N 2 к настоящему Положению).
3.2. Процесс обязательного проведения необходимых ремонтных работ в требующих ремонта жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от формы собственности должен инициироваться не менее чем за один год до окончания времени пребывания лиц указанной категории под попечительством, в приемной семье, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, за исключением случаев досрочного выпуска, срок проведения ремонтных работ может быть сокращен. Информация о необходимости проведения ремонтных работ в будущем году должна предоставляться органом опеки и попечительства в администрацию ежегодно до сентября действующего года.
В случае если жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду, ремонтные работы производятся:
Нумерация приводится в соответствии с источником
3.2.1.1. На всей площади жилого помещения, если в нем зарегистрированы исключительно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
3.2.1.2. На жилой площади, отведенной для ребенка указанной категории, и местах общего пользования жилого помещения, если помимо него в жилом помещении зарегистрированы другие граждане, но у ребенка есть отдельная комната.
3.2.2. В случае если жилое помещение находится в собственности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ремонтные работы производятся на всей площади жилого помещения.
3.2.3. В случае если жилое помещение находится в общей (долевой или совместной) собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц, ремонтные работы производятся, если у ребенка есть отдельная комната на данной жилой площади и в местах общего пользования.
В случае если лица, в чьей собственности находится данное жилое помещение до момента выпуска детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, используют его не по назначению, систематически нарушают права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращаются с жильем, допуская его разрушение, Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации (по сообщению органа опеки и попечительства или законного представителя) предупреждает собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначает соразмерный срок для ремонта помещения.
Данные действия должны производиться заблаговременно (не менее чем за год до выпуска детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей).
Если лица после предупреждения продолжают совершать свои противоправные действия, а именно использовать жилое помещение не по назначению, не производят необходимый ремонт, Комитет по управлению имуществом администрации, извещенный Управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации о необходимости обращения в суд для продажи данного жилого помещения с публичных торгов с целью приобретения за счет вырученных средств жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, представляет вариант возможного жилого помещения, которое может быть представлено за счет вырученных от продажи денежных средств данной категории лиц.
Администрация после получения соответствующих документов из Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации и Комитета по управлению имуществом администрации, а также действуя в интересах детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением их законных представителей, а также органов опеки и попечительства вправе обратиться в суд с требованием продажи с публичных торгов такого жилого помещения для предоставления детям-сиротам за счет вырученных от продажи средств в собственность отдельного жилого помещения (при этом положение указанной категории лиц не должно ухудшаться).
3.3. Порядок проведения ремонтных работ.
Законные представители несовершеннолетних детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также органы опеки и попечительства не менее чем за 9 месяцев (а в отдельных случаях, не требующих отлагательств, незамедлительно - по факту порчи жилых помещений при составлении ежегодных актов осмотра жилых помещений органами опеки и попечительства совместно с законными представителями) до окончания времени пребывания лиц указанной категории под попечительством, в приемной семье, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обязаны уведомить о необходимости проведения ремонтных работ Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации.
Специалист жилищного отдела совместно со специалистом отдела жилищного хозяйства Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации выезжают на место с составлением акта осмотра жилого помещения по оценке соответствия жилого помещения техническим правилам и нормам, дефектной ведомости и сметы для производства необходимых ремонтных работ.
По результатам вышеуказанных мероприятий Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации готовит проект правового акта Администрации по санкционированному проведению ремонтных работ.
Ремонтные работы (в обязательном случае) должны быть окончены не позднее дня окончания пребывания лиц указанной категории под попечительством либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Жилое помещение после проведенных ремонтных работ передается законному представителю по акту приема-передачи, составленному совместно с органом опеки и попечительства и организацией, осуществляющей управление жилыми помещениями.
3.4. В случае наличия задолженностей по оплате коммунальных и других услуг, содержанию жилых помещений (независимо от формы собственности) у лиц, совместно проживающих с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, организация, осуществляющая управление жилым помещением, обязана заблаговременно принять необходимые меры в отношении должников в соответствии с законодательством. В случае непогашения задолженности сроком более шести месяцев организация, осуществляющая управление жилым помещением, обращаются в суд с исковым заявлением к нанимателям о взыскании задолженности.
Контроль за наличием задолженности по оплате за коммунальные услуги и техническое обслуживание осуществляет орган опеки и попечительства, законные представители детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые незамедлительно должны сообщать о наличии таких фактов в жилищный отдел.
4. Финансирование
4.1. За счет средств бюджета городского округа Кашира производятся следующие расходы:
- ремонт жилых помещений, в которых зарегистрированы несовершеннолетние дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- оплата расходов по оформлению документов и справок при осуществлении приватизации жилья в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении зарегистрированы исключительно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
5. Контроль
5.1. Орган опеки и попечительства и администрация осуществляют контроль по обеспечению сохранности прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на закрепленные жилые помещения.
Орган опеки и попечительства обеспечивает наличие в личном деле ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей документов, гарантирующих его права на жилое помещение, актов обследования закрепленного жилого помещения, выписок из финансово-лицевого счета и из домовой книги.
Администрация взаимодействует с органом опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Орган опеки и попечительства по месту нахождения закрепленного жилого помещения обязан предварительно направлять в администрацию информацию о дате выпуска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из учреждения - за 1 год и за 3 месяца до даты выпуска с целью обеспечения готовности к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в учреждениях.
5.2. Администрации совместно с органом опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений, организуют проверки жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.