Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1. Развитие демократических институтов
В соответствии с тезисами Послания Президента Российской Федерации о необходимости обеспечить честную и прозрачную предвыборную конкуренцию, а также безусловное общественное доверие к результатам выборов, их твердую легитимность Думой ведется работа по совершенствованию законодательства о выборах и референдумах.
С целью приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" приняты законы Московской области:
N 17/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", которым пункт 4 статьи 66 дополнен нормой о том, что зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов и допущенный к распределению депутатских мандатов, исключается из указанного списка в случае принятия избирательной комиссией муниципального образования решения о регистрации его депутатом, в том числе по одномандатному или многомандатному избирательному округу.
Также уточнен порядок назначения дополнительных выборов в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.
N 57/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О выборах депутатов Московской областной Думы".
Внесенные изменения затрагивают положения статей 10, 13, 15, 16, 18, 21, 25, 26.1, 28, 29, 33, 34 - 44, 46, 49 - 51, 53 - 56 Закона Московской области "О выборах депутатов Московской областной Думы".
Новеллы данного Закона регулируют вопросы совершенствования деятельности наблюдателей, процедурные вопросы проведения агитационных мероприятий на выборах; уточняется порядок изготовления печатных агитационных материалов и проведение предвыборной агитации в средствах массовой информации, порядок выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам, порядок изготовления бюллетеней; определены единые сроки рассмотрения жалоб, поступающих в избирательные комиссии как в ходе выборов, так и в межвыборный период.
Кроме того, указанным Законом предложено увеличение предельного размера избирательного фонда кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, с 5 до 15 млн. рублей, а также увеличение предельных размеров перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата с 2 до 5 млн. рублей.
N 59/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Указанным Законом определено, что в избирательную комиссию от политической партии, иного общественного объединения, зарегистрированного кандидата может быть назначено не более 2 наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Одновременно с этим наблюдателям предоставляется право осуществлять фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования (с места, определенного председателем комиссии, и, предварительно уведомив об этом председателя, его заместителя или секретаря комиссии), а удаление наблюдателя допускается только на основании судебного решения. Также ограничено количество замен членов комиссии с правом совещательного голоса. При этом кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия и назначать нового члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса не более чем пять раз.
Избирательные объединения и политические партии, зарегистрировавшие списки кандидатов, а также зарегистрированные кандидаты обязаны участвовать в совместных агитационных мероприятиях. В противном случае доля эфирного времени, отведенная им для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между его другими участниками, в том числе, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник.
В совместных агитационных мероприятиях могут участвовать только зарегистрированные кандидаты лично.
В схеме многомандатных избирательных округов необходимо указывать количество мандатов, замещаемых в округе.
Сведения об избирателях, находящихся в местах временного пребывания избирателей, представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, руководитель организации, в которой избиратель временно пребывает.
Изменены сроки окончания полномочий действующих на непостоянной основе окружных и участковых комиссий в случае обжалования итогов голосования или результатов выборов. Срок полномочий указанных избирательных комиссий прекращается со дня, следующего за днем исполнения избирательной комиссией решения вышестоящей комиссии либо исполнения вступившего в законную силу судебного решения.
Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса по решению соответствующей комиссии приостанавливаются в случае, если член избирательной комиссии с правом решающего голоса является кандидатом, уполномоченным представителем или доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов.
Уточнен статус кандидатов, выдвинутых в составе списка по одномандатным (многомандатным) избирательным округам избирательным объединением списком. Такой кандидат приобретает права и обязанности кандидата при поступлении в избирательную комиссию не только решения вышестоящей комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) округам вместе с копией заверенного списка и копией заявления о согласии баллотироваться, но и если сам кандидат представит копию паспорта, копии документов об основном месте работы, должности, образовании, сведений о размере и об источниках доходов.
На муниципальных выборах подписи могут собираться со дня, следующего за днем заверения списка кандидатов.
Перечень оснований для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов дополнен новым основанием регистрация кандидата в одномандатном (многомандатном) избирательном округе в порядке самовыдвижения или на основании выдвижения иным избирательным объединением.
Поданное кандидатом до дня голосования письменное заявление о снятии своей кандидатуры отзыву не подлежит.
В избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования или результатов выборов используется полное наименование политической партии, избирательного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если же, как полное наименование, так и сокращенное наименование политической партии, избирательного объединения состоит более чем из семи слов, то тогда кандидат или орган политической партии, иного общественного объединения, выдвинувших кандидата, список кандидатов, согласует краткое наименование, которое не должно состоять более чем из семи слов.
Правило о проведении всех операций по расходованию средств избирательного фонда в безналичном порядке не распространяется на случаи, когда избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета, а представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.
Предусмотрены единые правила составления списков государственных и муниципальных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, что должно способствовать укреплению гарантий права кандидатов и избирательных объединений на использование эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации.
Наряду с такими видами организаций средств массовой информации, как организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, урегулирован правовой статус сетевых изданий.
Только аккредитованные представители средств массовой информации могут присутствовать на избирательных участках. При этом представители средств массовой информации должны работать в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов трудового или возмездного гражданско-правового договора.
В случае совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование не проводится.
Предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.
Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего права проводить предвыборную агитацию, об избирательном объединении, о кандидате (кандидатах) не допускается.
Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случае, если избирательное объединение использует изображение кандидатов, выдвинутых на выборах, либо если кандидат будет сам использовать свое изображение.
N 128/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О местном референдуме в Московской области".
Данный Закон принят с целью приведения законодательства Московской области о местном референдуме в соответствие с федеральным законодательством.
Устанавливается ограничение общего числа наблюдателей, назначаемых от инициативной группы по проведению референдума. В комиссию референдума может быть назначено не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию референдума. Одновременно с этим, наблюдателям предоставляется право осуществлять фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования (с места, определенного председателем комиссии, и, предварительно уведомив об этом председателя, его заместителя или секретаря комиссии), а удаление наблюдателя допускается только на основании судебного решения.
Предусматривается, что при отказе инициативной группы по проведению референдума от участия в совместном агитационном мероприятии доля эфирного времени, отведенная инициативной группе по проведению референдума для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между другими участниками данного совместного агитационного мероприятия, в том числе если в данном мероприятии может принять участие только один участник.
Устанавливается, что сведения об избирателях, находящихся в местах временного пребывания избирателей, представляет в комиссию референдума руководитель организации, в которой участник референдума временно пребывает.
На всех заседаниях соответствующей комиссии референдума и при осуществлении ею работы с документами могут присутствовать представители средств массовой информации, которые вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии референдума.
Указанным Законом урегулирован правовой статус сетевых изданий наряду с организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий.
Предусматривается, что использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего права проводить агитацию по вопросам референдума, не допускается.
N 161/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", которым в части 6 статьи 27 и пункте 3 части 7 статьи 28 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" исключаются слова ", настоящим Законом", поскольку согласно пунктам 14 и 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отказ в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, возможен только в случае несоблюдения требований вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 28 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" в качестве одного из оснований для отказа в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу является предоставление документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области". При этом пункт 14 статьи 35 вышеназванного Федерального закона такого основания не содержит, поэтому пункт 2 части 7 статьи 28 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" признается утратившим силу.
Также указанным Законом устанавливается срок определения результатов выборов - не позднее чем через десять дней после дня голосования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.