Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Министерства
потребительского рынка и услуг
Московской области
от 13.03.2017 г. N 17РВ-3
Отчет
о проведенном правовом мониторинге нормативных правовых актов Московской области, регулирующих отношения, связанные с организацией торговой деятельности на территории Московской области, за 2016 год
I. Общие положения
Объект мониторинга - нормативные правовые акты Московской области, регулирующие отношения, связанные с организацией торговой деятельности на территории Московской области.
Субъект мониторинга - Министерство потребительского рынка и услуг Московской области.
Период проведения мониторинга - с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Правовой мониторинг законодательства проводился в целях комплексного изучения правового регулирования отношений, возникающих в связи с организацией торговой деятельности на территории Московской области, для проведения анализа федерального законодательства и законодательства Московской области с целью его дальнейшего совершенствования.
В соответствии с указанными целями проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:
систематизация информации:
о федеральном законодательстве и законодательстве Московской области, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией торговой деятельности;
о правоприменительной практике реализации Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) и Закона Московской области N 174/2010-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Московской области" (далее - Закон Московской области N 174/2010-ОЗ);
анализ информации о практике применения соответствующих норм Федерального закона N 381-ФЗ и Закона Московской области N 174/2010-ОЗ;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области по вопросам организации торговой деятельности на территории Московской области.
II. Сведения о деятельности Управления развития торговли Министерства потребительского рынка и услуг Московской области
Управлением развития торговли Министерства потребительского рынка и услуг Московской области совместно с отделом правовой и судебно-договорной работы организационно-правового управления были проведены следующие мероприятия:
проведен анализ федерального законодательства и законодательства Московской области по теме мониторинга;
проведена оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга;
выработаны предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области по предмету мониторинга.
III. Проведение мониторинга
Основным нормативным правовым актом в сфере торговли является Федеральный закон N 381-ФЗ.
Указанный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона N 381-ФЗ принят Закон Московской области N 174/2010-ОЗ, который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти Московской области и хозяйствующими субъектами при организации и осуществлении торговой деятельности в Московской области.
В связи с тем, что Закон Московской области N 174/2010-ОЗ направлен на решение задач социально-экономического развития Московской области, проведение правового мониторинга указанного Закона возможно только во взаимосвязи с Федеральным законом N 381-ФЗ.
Основной целью мониторинга являлось выявление факторов, влияющих на эффективность реализации Федерального закона N 381-ФЗ и Закона Московской области N 174/2010-ОЗ, и выработка предложений по совершенствованию законодательства, связанного с торговой деятельностью на территории Московской области.
Был проведен анализ федерального законодательства и законодательства Московской области по теме мониторинга, оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга.
1. Федеральным законом от 03.07.2016 года N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в Федеральный закон N 381-ФЗ.
Указанным законом уточнено понятие "торговая сеть", введено новое понятие - "услуги по продвижению товаров".
Основные изменения коснулись прав и обязанностей хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров, сроков оплаты товаров, вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность.
2. Статья 11 Федерального закона N 381-ФЗ устанавливает требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.
Ярмарки проводятся в местах, расположенных в стационарных объектах или на земельных участках.
Чаще всего границы земельных участков, используемых для проведения ярмарки, не определены.
На практике это приводит к тому, что недобросовестные организаторы ярмарок под территорию ярмарки используют земельные участки за пределами границ правообладателя.
Кроме того, организатор ярмарки вправе по собственной инициативе проводить ярмарки на земельных участках, находящихся в частной собственности. Данные площадки не включаются в сводный перечень мест проведения ярмарок, который ведет Министерство, и не учитываются органами местного самоуправления.
3. В соответствии с частью 4 статьи 20 органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют торговые реестры.
Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования торгового реестра утвержден приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.07.2010 N 602.
Согласно утвержденному порядку внесение сведений в торговый реестр производится, в том числе, по заявлению хозяйствующего субъекта. Вместе с тем, предоставление заявления не является обязательным для хозяйствующего субъекта.
В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации по-разному осуществляют сбор сведений от хозяйствующих субъектов для формирования торгового реестра.
Однако это не всегда позволяет объективно отразить состояние торговли на территории субъекта Российской Федерации.
4. Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 381-ФЗ определено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако предмет и основания контроля не определены.
В связи с этим отсутствуют основания для осуществления контроля торговой деятельности вне отведенных мест, а также требований порядка размещения нестационарных торговых объектов и порядка организации ярмарок, утверждаемых субъектами Российской Федерации.
5. Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 381-ФЗ целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов - основных критериев оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754" (далее - Постановление N 291) утверждены Правила установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (далее - Правила) и методика расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно Правилам нормативы устанавливаются в зависимости от видов торговых объектов для достижения результатов не только по количественным, но и по качественным показателям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 885 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 291" внесены изменения в Постановление N 291.
В связи с этим нормативными правовыми актами субъекта Московской области необходимо утвердить нормативы минимальной обеспеченности населения Московской области площадью торговых объектов:
нормативы минимальной обеспеченности населения Московской области площадью стационарных торговых объектов;
норматив минимальной обеспеченности населения Московской области площадью торговых объектов местного значения;
нормативы минимальной обеспеченности населения Московской области площадью нестационарных торговых объектов;
норматив минимальной обеспеченности населения Московской области площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках.
6. В 2016 году были внесены изменения в:
Порядок организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 07.11.2012 N 1394/40 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них", в части исключения Управления Федеральной миграционной службы по Московской области в связи с ее упразднением.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденный распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов", в части уточнения уполномоченных органов, осуществляющих согласование проектов схем размещения нестационарных торговых объектов.
В целях реализации Закона Московской области N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" и во исполнение решения
Координационного совета по делам инвалидов при Правительстве Московской области от 18.04.2016 принято распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 31.08.2016 N 17РВ-33 "Об утверждении Порядка обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения объектов торговли и представляемых услуг в сфере торговли, а также оказания им при этом необходимой помощи".
В целях совершенствования порядка размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области принято распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 01.11.2016 N 17РВ-42 "О примерном положении о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта".
Указанное примерное положение направлено на обеспечение прозрачности механизма предоставления хозяйствующему субъекту права на размещение нестационарного торгового объекта.
Кроме того, приняты распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области:
от 23.03.2016 N 17РВ-15 "О проведении ярмарок "Ценопад" в 2016 году"; от 28.04.2016 N 17РВ-16 "О внесении изменения в Сводный перечень мест проведения ярмарок на территории Московской области на 2016 год";
от 31.10.2016 N 17РВ-39 "О внесении изменения в Сводный перечень мест проведения ярмарок на территории Московской области на 2016 год";
от 01.11.2016 N 17РВ-41 "О внесении изменений в Методические рекомендации по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области";
от 29.12.2016 N 17РВ-48 "О специализациях (тематиках) ярмарок на 2017 год";
от 29.12.2016 N 17РВ-49 "Об утверждении Сводного перечня мест проведения ярмарок на территории Московской области на 2017 год".
Все принятые нормативные правовые акты прошли первичную антикоррупционную экспертизу и специализированную антикоррупционную экспертизу. Коррупциогенных факторов не выявлено.
IV. Итоги мониторинга Анализ проведенного мониторинга показывает, что:
1. Наблюдается неполнота в правовом регулировании отношений в сфере торговой деятельности.
В связи с этим представляется целесообразным внести изменения:
1) в Федеральный закон N 381-ФЗ:
предусмотреть нормы, обязывающие хозяйствующие субъекты предоставлять сведения для формирования торгового реестра;
определить предмет государственного регионального контроля, сроки и основания проверок хозяйствующих субъектов;
определить понятие "ярмарка";
установить обязательным условием организации ярмарки наличие любой ярмарочной площадки в перечне мест проведения ярмарки;
определить, что перечни мест проведения ярмарок утверждаются муниципальным правовым актом;
установить обязательным условием размещения нестационарного торгового объекта в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, включение в схему размещения нестационарных торговых объектов.
2) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
установить административную ответственность:
для хозяйствующих субъектов за не предоставление сведений в торговый реестр;
за торговлю в неустановленных местах;
за размещение нестационарных торговых объектов с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов;
за нарушение специализации нестационарного торгового объекта.
3) в статью 39.33 Земельного Кодекса Российской Федерации в части распространения использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута при организации ярмарки.
Данные предложения направлены в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
2. При проведении мониторинга нормативных правовых актов Московской области, регулирующих отношения, связанные с организацией торговой деятельности на территории Московской области, коррупциогенных факторов, в том числе снижающих эффективность реализации объекта мониторинга, не выявлено.
Законодательство Московской области в сфере торговой деятельности не противоречит федеральному законодательству.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 13 марта 2017 г. N 17РВ-3 "Об итогах правового... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.