Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением администрации
Шатурского муниципального района
от 28.12.2016 N 2944
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Шатурского муниципального района и экспертизы нормативных правовых актов Шатурского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает правила и процедуры проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Шатурского муниципального района (далее - проекты актов) и экспертизы нормативных правовых актов Шатурского муниципального района (далее - акты), затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Шатурского муниципального района, определяет участников оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы актов в Шатурском муниципальном районе и порядок отчетности о результатах процедуры оценки регулирующего воздействия в Шатурском муниципальном районе.
2. Процедура проведения оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертиза актов представляют собой совокупность процедур анализа проблем и целей правового регулирования, выявления альтернативных вариантов достижения целей правового регулирования, а также определения связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, граждан и Шатурского муниципального района в целом, подвергающихся воздействию правового регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта регулирующего решения.
3. Целью оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы актов является повышение качества правового регулирования в предпринимательской и инвестиционной сфере деятельности, выявление в проектах актов и актах положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, обеспечение возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием (далее - заинтересованные лица), и установления баланса интересов посредством анализа последствий и эффектов введения правового регулирования и определения наилучшего с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности варианта регулирования на основе сопоставления выгод и издержек хозяйствующих субъектов, граждан и Шатурского муниципального района в целом.
4. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
уполномоченный орган - орган администрации Шатурского муниципального района, ответственный за проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Шатурского муниципального района и экспертизы нормативных правовых актов Шатурского муниципального района, нормативное правовое и информационно-методическое обеспечение в сфере проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов;
регулирующий орган - орган администрации Шатурского муниципального района, ответственный за нормативное правовое регулирование в установленной сфере, а также проведение предварительной оценки регулирующего воздействия проекта акта;
участники публичных консультаций - органы местного самоуправления Шатурского муниципального района, за исключением регулирующих органов и органов, осуществляющих экспертизу актов, организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, научно-исследовательские организации, принимающие участие в публичных обсуждениях положений проектов актов и экспертизе актов, иные заинтересованные лица;
сводный отчет о результатах проведения регулирующим органом исследования предлагаемого правового регулирования (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения регулирующим органом исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения.
заключение об оценке регулирующего воздействия (далее - заключение) - завершающий процедуру оценки регулирующего воздействия документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о соблюдении органом-разработчиком установленного порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, а также об обоснованности полученных органом- разработчиком результатов оценки регулирующего воздействия проекта акта.
2. Последовательность процедур проведения оценки регулирующего воздействия проектов актов
2.1. В рамках проведения предварительной оценки регулирующего воздействия регулирующим органом проводятся публичные консультации посредством размещения проекта акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в разделе "Предварительная оценка регулирующего воздействия" на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2.2. Продолжительность сбора позиций участников публичных консультаций составляет не менее 10 календарных дней со дня размещения проекта акта и пояснительной записки на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2.6. По результатам проведения предварительной оценки регулирующего воздействия регулирующий орган в течение 5 календарных дней формирует сводный отчет и проект акта для направления в адрес уполномоченного органа.
2.7. Положения настоящего Порядка не применяются к отношениям, связанным с оценкой регулирующего воздействия проектов актов:
1) по вопросам бюджета Шатурского муниципального района и отчетов об их исполнении;
2) содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне;
3) о координационных, совещательных органах;
4) по вопросам регулирования цен (тарифов, нормативов);
5) по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
6) по вопросам организации и осуществления на территории Шатурского муниципального района мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий.
2.8. Проведение уполномоченным органом оценки регулирующего воздействия проекта акта осуществляется после его разработки регулирующим органом и до начала процедуры согласования.
2.9. Сводный отчет, подписанный руководителем регулирующего органа, должен содержать следующие сведения:
1) описание проблемы (вопроса), на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования;
2) цели предлагаемого правового регулирования;
3) индикативные показатели правового регулирования (не более трех) в количественном или качественном выражении;
4) сравнение предлагаемого способа регулирования с иными способами решения проблемы (если иные способы отсутствуют, указать);
5) сведения об основных группах субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иных заинтересованных лицах, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием;
6) предполагаемые издержки и выгоды потенциальных адресатов правового регулирования, в том числе количественные оценки;
7) период проведения предварительной оценки регулирующего воздействия;
8) иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования;
9) выводы и предложения:
степень регулирующего воздействия проекта акта (высокая, средняя, низкая);
подлежит (не подлежит) углубленной процедуре оценки регулирующего воздействия;
периодичность мониторинга индикативных показателей;
2.10. Оценка регулирующего воздействия проектов актов проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте акта:
1) высокая степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами Шатурского муниципального района запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Шатурского муниципального района расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
2) средняя степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Шатурского муниципального района запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных нормативными правовыми актами Шатурского муниципального района расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) низкая степень регулирующего воздействия - проект акта не содержит положений, предусмотренных подпунктами 1 и 2 настоящего пункта.
2.11. Для осуществления оценки регулирующего воздействия проекта акта проводятся:
предварительная оценка регулирующего воздействия проекта акта;
углубленная оценка регулирующего воздействия проекта акта и публичные консультации по нему.
2.12. По результатам предварительного рассмотрения проекта акта и сводного отчета уполномоченный орган может осуществлять следующие действия:
1) в случае если уполномоченным органом был сделан вывод о том, что проект акта не затрагивает вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, регулирующий орган уведомляется о том, что подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия в отношении проекта акта не требуется. Одновременно с уведомлением регулирующему органу могут быть направлены замечания и предложения по рассмотренному проекту акта;
2) готовит заключение об оценке регулирующего воздействия в случае, если проект акта содержит низкую степень регулирующего воздействия;
3) проводит публичные консультации в отношении проекта акта, если он содержит высокую и среднюю степень регулирующего воздействия.
2.13. Уполномоченный орган по подпункту 2 пункта 2.13 готовит соответствующее заключение в течение 5 рабочих дней.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В пункте 2.13 настоящего приложения не содержится подпункт 2
2.14. Если проект акта содержит высокую и среднюю степень воздействия, уполномоченный орган размещает на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет уведомление о проведении публичных консультаций при проведении оценки регулирующего воздействия с приложением проекта акта, в отношении которого проводится оценка регулирующего воздействия, сводного отчета и опросного листа по типовой форме согласно приложению к настоящему Порядку.
2.15. Уполномоченный орган использует дополнительные способы оповещения о проведении публичных консультаций, в том числе направляет извещения о проведении публичных консультаций при оценке регулирующего воздействия проекта акта организациям, с которыми уполномоченным органом заключено соглашение о взаимодействии при оценке регулирующего воздействия проекта акта.
2.16. Публичные консультации начинаются одновременно с размещением уведомления о проведении публичных консультаций при оценке регулирующего воздействия проекта акта. Срок проведения публичных консультаций составляет не менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет уведомления о проведении публичных консультаций. Срок проведения публичного обсуждения может быть продлен по решению уполномоченного органа, который размещает на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района специализированном региональном портале в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию об основаниях и продолжительности такого продления.
2.17. Результаты публичных консультаций оформляются уполномоченным органом в форме справки о результатах публичных консультаций, содержащей сведения о проведенных публичных консультациях, в том числе мнения участников публичных консультаций и позиции регулирующего органа по всем полученным комментариям. Форма справки о результатах публичных консультаций устанавливается уполномоченным органом.
2.18. При проведении процедуры оценки регулирующего воздействия проекта акта уполномоченный орган проводит подробный анализ по следующим направлениям оценки:
1) степень регулирующего воздействия проекта акта;
2) характеристика существующей проблемы:
описание содержания проблемной ситуации, на решение которой направлено принятие проекта акта;
определение перечня актов или отдельных положений актов, устанавливающих регулирование;
выявление рисков, связанных с текущей ситуацией;
моделирование возможных последствий при отсутствии правового регулирования; установление круга лиц, на которых оказывается регулирующее воздействие;
3) описание цели регулирования:
обоснование достижимости цели регулирования и решения описанной проблемы; установление соответствия целей регулирования принципам правового регулирования, а также приоритетам развития Шатурского муниципального района, представленным в стратегических и программных документах;
4) доказательство невозможности достижения цели с помощью вариантов, связанных:
с отменой регулирования;
заменой регулирования информационными, организационными или иными правовыми способами решения проблемы;
заменой действующего регулирования более мягкими формами регулирования; оптимизацией действующего регулирования;
5) анализ выгод и издержек от реализации мер регулирования:
выявление физических и юридических лиц, экономических секторов, территорий, на которые оказывается воздействие;
качественное описание и количественная оценка ожидаемого негативного и позитивного воздействия;
определение периода, соответствующего воздействия мер правового регулирования;
6) описание ожидаемых результатов от введения регулирования, рисков и ограничений реализации проекта акта:
расчет возможной (фактической) суммы расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в связи с введением правового регулирования, а также бюджета Шатурского муниципального района, связанных с созданием необходимых правовых, организационных и информационных условий применения проекта акта органами местного самоуправления Шатурского муниципального района;
составление перечня индикаторов (показателей) мониторинга достижения целей регулирования, отражающих состояние выявленной проблемной ситуации, определение значений данных индикаторов к моменту проведения анализа проблемы, расчет плановых значений на соответствующий период времени, а также указание источников данных о значениях индикаторов.
2.19. Позиции участников публичных консультаций относительно положений проекта акта, которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов местного самоуправления Шатурского муниципального района в отношениях с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также относительно возможных последствий введения нового правового регулирования, в обязательном порядке подлежат учету в ходе оценки регулирующего воздействия проекта акта.
2.20. При оценке регулирующего воздействия проекта акта уполномоченный орган делает вывод о наличии или отсутствии в рассматриваемом проекте акта положений, которые:
вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их введению;
способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
способствуют возникновению необоснованных расходов бюджета Шатурского муниципального района;
необоснованно способствуют ограничению конкуренции на территории Шатурского муниципального района.
2.21. Срок проведения процедуры оценки регулирующего воздействия не должен превышать 30 рабочих дней.
2.22. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с момента окончания публичных консультаций об оценке регулирующего воздействия проекта акта формирует заключение об оценке регулирующего воздействия проекта акта, содержащее решение о принятии или отклонении и направлении на доработку.
2.23. Подготовленное заключение об оценке регулирующего воздействия проекта акта направляется в регулирующий орган и подлежит публикации уполномоченным органом на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2.24. В течение 5 рабочих дней после подписания, заключение и справка о результатах публичных консультаций подлежат публикации на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и представляются в регулирующий орган.
2.25. Регулирующий орган в течение 3 рабочих дней устраняет замечания и учитывает выводы заключения уполномоченного органа при доработке проекта акта.
По итогам доработки регулирующий орган повторно направляет проект акта уполномоченному органу для получения согласования.
Если регулирующий орган не согласен с замечаниями уполномоченного органа, он не позднее 10 рабочих дней проводит согласительное совещание с представителями уполномоченного органа, участниками публичных консультаций с целью урегулирования разногласий по проекту акта.
Если взаимоприемлемое решение на согласительном совещании не найдено, регулирующий орган в течение 3 рабочих дней оформляет протокол и лист разногласий по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
2.26. Проект акта с заключением уполномоченного органа об оценке регулирующего воздействия проекта акта и справка о результатах публичных консультаций направляются регулирующим органом в юридический отдел администрации Шатурского муниципального района для проведения правовой экспертизы и специализированной антикоррупционной экспертизы.
3. Мониторинг фактического воздействия нормативных правовых актов Шатурского муниципального района
3.1. Мониторинг фактического воздействия нормативных правовых актов Шатурского муниципального района (далее - акты) проводится уполномоченным органом, в отношении актов, при подготовке которых проводилась процедура оценки регулирующего воздействия.
3.2. Для проведения оценки фактического воздействия акта рассчитываются фактические значения показателей (индикаторов) достижения целей регулирующего воздействия акта, а также оцениваются фактические положительные и отрицательные последствия установленного регулирования.
3.3. В отношении акта, подлежащего оценке фактического воздействия, подготавливается отчет, включающий следующие сведения и материалы:
1) реквизиты акта;
2) сведения о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта и ее результатах;
3) сравнительный анализ прогнозных индикаторов достижения целей и их фактических значений. Приводятся также методики расчета индикаторов и источники использованных данных. Для оценки фактических значений показателей используются официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие источники информации. Источники данных для расчета фактических значений установленных показателей должны соответствовать тем, которые использовались при расчете целевых индикаторов в рамках оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта;
4) анализ фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями;
5) результаты предыдущих оценок фактического воздействия данного нормативного правового акта (при наличии);
6) иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие.
3.4. Отчет об оценке фактического воздействия акта размещается на специализированном региональном портале в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для проведения публичных консультаций. Вместе с материалами отчета размещается перечень вопросов для участников публичных консультаций.
3.5. Целью публичных консультаций является выработка мнения относительно того, достигаются ли в процессе действия акта заявленные цели правового регулирования, а также о целесообразности отмены или изменения данного акта, или его отдельных положений.
3.6. Публичные консультации начинаются одновременно с размещением отчета об оценке фактического воздействия акта. Срок проведения публичных консультаций составляет не менее 15 календарных дней со дня размещения на специализированном региональном портале в информационно-телекоммуникационной сети Интернет уведомления о проведении публичных консультаций. Срок проведения публичных консультаций может быть продлен по решению уполномоченного органа, который размещает на специализированном региональном портале в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию об основаниях и продолжительности такого продления.
3.7. По итогам проведения публичных консультаций уполномоченным органом подготавливается заключение об оценке фактического воздействия акта, которое должно содержать выводы о достижении заявленных целей регулирования и оценку положительных и отрицательных последствий действия акта, а также могут быть представлены предложения об отмене или изменении акта или его отдельных положений.
3.8. Заключение об оценке фактического воздействия акта направляется в регулирующий орган и подлежит публикации уполномоченным органом на специализированном региональном портале в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Экспертиза нормативных правовых актов Шатурского муниципального района
4.1. Экспертиза актов проводится уполномоченным органом в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган от:
1) органов местного самоуправления Шатурского муниципального района;
2) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов;
3) научно-исследовательских, общественных и иных организаций;
4) иных лиц.
4.2. На основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган, составляется план проведения экспертизы.
4.3. План на очередной год утверждается уполномоченным органом не позднее 15 декабря текущего года и размещается на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4.4. Продолжительность проведения экспертизы акта составляет не более 3 месяцев со дня размещения уведомления о проведении экспертизы акта на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Срок проведения экспертизы акта при необходимости может быть продлен уполномоченным органом, но не более чем на один месяц.
4.5. Уполномоченный орган размещает на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет уведомление о проведении публичных консультаций при проведении экспертизы акта, к которому прилагается акт, в отношении которого проводится экспертиза, и опросный лист.
4.6. Продолжительность проведения публичных консультаций составляет не более одного месяца со дня, установленного для начала экспертизы акта.
4.7. Для проведения экспертизы акта уполномоченный орган:
1) запрашивает у регулирующего органа материалы, необходимые для проведения экспертизы акта, содержащие сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость правового регулирования общественных отношений в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, указывая срок их предоставления.
В случае если по запросу уполномоченного органа в установленный срок не представлены необходимые для проведения экспертизы акта материалы, сведения об этом подлежат указанию в тексте заключения;
2) обращается к представителям предпринимательского сообщества и иным заинтересованным лицам с запросом информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы акта, предлагая в нем срок для их представления.
4.8. При проведении экспертизы акта уполномоченный орган:
1) рассматривает замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных консультаций;
2) анализирует положения акта во взаимосвязи со сложившейся практикой его применения;
3) определяет характер и степень воздействия положений акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
4) устанавливает наличие затруднений в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений акта, а также его обоснованность и целесообразность для целей правового регулирования соответствующих отношений.
4.9. По результатам исследования уполномоченный орган подготавливает заключение об экспертизе акта.
4.10. В заключении об экспертизе акта указываются сведения:
1) об акте, в отношении которого проводится экспертиза, источниках его официального опубликования и регулирующем органе, принявшем его;
2) о выявленных положениях акта, которые исходя из анализа их применения для регулирования отношений предпринимательской или инвестиционной деятельности создают необоснованные затруднения при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений;
3) об обосновании сделанных выводов;
4) о проведенных публичных консультациях.
4.11. После подписания руководителем уполномоченного органа или уполномоченным им должностным лицом заключение об экспертизе акта направляется в регулирующий орган и представителям предпринимательского сообщества, участникам публичных консультаций.
4.12. В случае выявления в акте положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их введению, способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов бюджета Шатурского муниципального района, необоснованно способствуют ограничению конкуренции на территории Шатурского муниципального района, уполномоченный орган направляет в комиссию по проведению административной реформы в Шатурском муниципальном районе предложения об отмене или изменении акта или отдельных положений акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Шатурского муниципального района.
4.13. В случае возникновения разногласий в процессе экспертизы акта уполномоченный орган обеспечивает проведение согласительных совещаний с участием регулирующего органа и заинтересованных лиц.
5. Отчетность о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия в Шатурском муниципальном районе
5.1. Уполномоченным органом ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, готовится доклад о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия в Шатурском муниципальном районе. Доклад представляется в Министерство экономики Московской области.
5.2. Доклад о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия в Шатурском муниципальном районе опубликовывается уполномоченным органом на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Начальник управления экономики, |
Н.Н. Зинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.