Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Министерства
потребительского рынка и услуг
Московской области
от 03.03.14 N 16РВ-13
Отчет
о проведенном правовом мониторинге нормативных правовых актов Московской области, регулирующих отношении, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках за 2013 год
I. Общие положения
1.1. Объект мониторинга - нормативные правовые акты Московской области, регулирующие отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.
1.2. Субъект мониторинга - Министерство потребительского рынка и услуг Московской области.
1.3. Период проведения мониторинга - с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.
1.4. Правовой мониторинг законодательства проводился в целях комплексного изучения правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью розничных рынков на территории Московской области, для проведения анализа действия федерального законодательства и законодательства Московской области с целью его дальнейшего совершенствования.
1.5. В соответствии с указанными целями проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:
1) систематизация информации:
о федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, осуществляющих правовое регулирование общественных отношений, связанных с деятельностью розничных рынков;
о правоприменительной практике реализации соответствующих норм Федерального закона N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ) и Закона Московской области от 16.03.2007 N 41/2007-ОЗ "Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области" (далее - Закон Московской области N 41/2007-ОЗ).
2) анализ информации о практике применения соответствующих норм Федерального закона N 271-ФЗ и Закона Московской области N 41/2007-ОЗ.
3) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области по вопросам деятельности розничных рынков па территории Московской области.
II. Сведения о деятельности Управления торговли Министерства потребительского рынка и услуг Московской области
Управлением торговли Министерства потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Управление) были проведены следующие мероприятия:
проведен анализ федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и законодательства Московской области по теме мониторинга.
проведена оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга.
выработаны предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области по предмету мониторинга.
III. Проведение мониторинга
3.1. Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые основы деятельности розничных рынков, является Федеральный закон N 271-ФЗ.
3.2. Основной целью мониторинга являлось выявление факторов, влияющих на эффективность реализации Федерального закона N 271-ФЗ и Закона Московской области N 41/2007-ОЗ, и выработка предложений но совершенствованию законодательства, связанного с деятельностью розничных рынков на территории Московской области.
3.3. Для достижения целей мониторинга были проведены: анализ федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации по теме мониторинга, оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга.
3.4. Федеральный закон N 271-ФЗ регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.
Закон Московской области N 41/2007-ОЗ регулирует отношения, связанные с организацией и деятельностью розничных рынков на территории Московской области, определяет полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в этой сфере, в связи с чем, проведение правового мониторинга указанного закона возможно только во взаимосвязи с Федеральным законом N 271-ФЗ.
В план организации розничных рынков на территории Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 23.07.2013 N 540/29 "Об утверждении Плана организации розничных рынков на территории Московской области", включено 438 розничных рынков, в том числе 44 действующих, 394 предполагаемых.
3.5. В целях мониторинга исполнения Федерального закона N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в том числе в части перехода рынков в капитальные здания (строения, сооружения) образована Московская областная межведомственная комиссия по вопросам розничных рынков. В состав комиссии включены представители правоохранительных, надзорных и фискальных органов Московской области.
За 2013 год на заседаниях МВК было рассмотрено 423 розничных рынка и других торговых объектов, имеющих признаки "розничного рынка".
Решениями МВК установлено: по состоянию на 01.01.2014 на территории Московской области расположены 412 розничных рынков и торговых объектов с признаками "розничного рынка". Из них: 24 - соответствуют требованиям законодательства. 76 - находятся в стадии реконструкции, 287 - не соответствуют, 25 - прекратили торговую деятельность (включая 14 рынков, расположенных в пределах МКАД).
3.6. В Федеральном законе N 271-ФЗ определено, что розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Вместе с тем в законодательстве отсутствует определение понятия "имущественный комплекс".
3.7. В статье 22 Федерального закона N 271-ФЗ установлено, что осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке запрещается в случае:
приостановления срока действия разрешения;
аннулирования разрешения на право организации розничного рынка; прекращения юридического лица, являющегося управляющей рынком компанией, в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем, в Федеральном законе N 271-ФЗ отсутствует такое основание для запрета деятельности рынка как несоответствие рынка требованиям Федерального закона N 271-ФЗ и нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации в сфере деятельности розничных рынков.
3.8. Таким образом, наблюдается неполнота в правовом регулировании общественных отношений, в связи с чем, целесообразно в Федеральный закон N 271-ФЗ внести следующие изменения;
конкретизировать определение "розничного рынка";
установить, что торговые места на рынке располагаются только внутри торговых рядов, что приведет к единообразному облику розничных рынков, а также разграничению понятий "розничный рынок" и "торговый комплекс". При этом предусмотреть, что требования к торговым рядам устанавливаются субъектом Российской Федерации, на территории которого находится рынок;
наделить субъекты Российской Федерации полномочиями по выдаче разрешений на право организации розничного рынка;
установить, что несоответствие рынка требованиям Федерального закона N 271-ФЗ и нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации в сфере деятельности розничных рынков является основанием для внесудебного аннулирования разрешения на право организации розничного рынка;
определить предмет государственного регионального контроля, сроки и основания проверок управляющих рынками компаний.
Министерством разработан соответствующий проект федерального закона, который был рассмотрен на совещании у полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглова. Но результатам указанного совещания законопроект направлен в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
3.9. 28.12.2013 принят Федеральный закон N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому вносятся изменения в Федеральный закон N 271-ФЗ, в части уточнения понятий "товаропроизводитель", "лицо, с которым может быть заключен договор о предоставлении торгового места".
Таким образом, в 2014 году потребуется внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты Московской области, принятые во исполнение Федерального закона N 271-ФЗ, в том числе:
Закон Московской области от 16.03.2007 N 41/2007-ОЗ "Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области";
постановление Правительства Московской области от 30.05.2007 N 403/18 "О мерах по реализации Закона Московской области "Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области";
постановление Правительства Московской области от 31.07.2013 N 568/29 "Об утверждении Порядка определения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области количества торговых мест на универсальных рынках, предоставляемых для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством";
Постановление Правительства Московской области от 07.11.2012 N 1394/40 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них".
3.10. При проведении мониторинга в Законе Московской области N 41/2007-ОЗ коррупциогенных факторов, в том числе снижающих эффективность реализации объекта мониторинга, не обнаружено.
3.11. Законодательство Московской области в сфере деятельности розничных рынков не противоречит федеральному законодательству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.