В соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также указания Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России от 28.02.2017 N 19-4-1-752, приказываю:
1. Утвердить Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики Главного управления МЧС России по Московской области за I квартал 2017 года (приложение N 1).
2. Утвердить Анкету о проблемных вопросах правоприменительной практики при осуществлении мероприятий, проводимых органами надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области (приложение N 2).
3. Утвердить Анкету по восприятию предпринимательским сообществом контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой органами надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области (приложение N 3).
4. Провести публичные обсуждения результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности Главного управления за I квартал 2017 года "05" апреля 2017 года (начало в 10.00) в актовом зале Главного управления по адресу: 141410, Московская область, городской округ Химки, Новокуркинское шоссе, д. 34 (8-й этаж).
5. Установить открытый доступ на публичные обсуждения результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности Главного управления за I квартал 2017 года.
6. Начальнику оперативного управления Главного управления подполковнику В.К. Щедрину обеспечить "05" апреля 2017 года доступ лицам, желающим принять участие в публичном обсуждении результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности Главного управления за I квартал 2017 года в установленном порядке.
7. Утвердить Состав рабочей группы по проведению "05" апреля 2017 года публичных обсуждений правоприменительной практики органов надзорной деятельности Главного управления за I квартал 2017 года (приложение N 4).
8. Начальнику управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления полковнику внутренней службы В.Ю. Сергееву осуществить подготовку к проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности Главного управления за I квартал 2017 года, в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденных на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21.02.2017).
9. Заместителю начальника отдела информационного обеспечения деятельности МЧС России Главного управления А.П. Херсонец обеспечить опубликование настоящего приказа, а также итогов проведенных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности Главного управления за I квартал 2017 года на официальном интернет-сайте Главного управления "www.50.mchs.gov.ru".
10. Настоящий приказ довести до Первого заместителя начальника Главного управления, заместителя руководителя территориального органа, должностных лиц управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления, должностных лиц управления подготовки и применения пожарно-спасательных сил Главного управления, начальников отделов надзорной деятельности районов (городов) области, по форме, утвержденной приказом Главного управления от 30.12.2016 N 654 "Об организации служебного делопроизводства в Главном управлении МЧС России по Московской области".
11. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Главного управления |
С.А. Полетыкин |
Обзор
результатов обобщения и анализа правоприменительной практики (I квартал 2017 года)
(утв. приказом Главного управления МЧС России по Московской области
от 29.03.2017 N 136)
Введение
Настоящий Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики Главного управления МЧС России по Московской области (далее - Обзор практики) разработан в целях профилактики нарушений обязательных требований, и основан на реализации следующих положений:
- Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
- Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р;
- основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р;
- Методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) (одобрены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания подкомиссии от 18 августа 2016 г. N 6));
- Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (одобрены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания подкомиссии от 9 сентября 2016 г. N 7)).
- Приказа Главного управления МЧС России по Московской области от 28.12.2016 N 636 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Главного управления МЧС России по Московской области на 2017 год" (размещен в свободном доступе на официальном интернет-сайте Главного управления "www.50.mchs.gov.ru" (в разделе "Надзорная деятельность и профилактическая работа")).
В настоящем Обзоре используются следующие основные понятия:
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов, используемым ими производственным объектам, к их персоналу, а также к производимой и (или) реализуемой хозяйствующими субъектами продукции (выполняемым работам, предоставляемым услугам), имеющие обязательный характер и установленные международными договорами Российской Федерации, актами органов Евразийского экономического союза, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами и нормативными документами органов государственной власти СССР и РСФСР, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также иными нормативными документами;
охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную приносящую доход деятельность в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации, лицензии или в силу членства в саморегулируемой организации, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного контроля (надзора), физические лица, обратившиеся в уполномоченный государственный орган с заявлением о присвоение одного из вышеуказанных статусов, а также государственные органы и органы местного самоуправления при осуществлении ими вне рамок своих властных полномочий обычной хозяйственной деятельности (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к организациям независимо от их ведомственной принадлежности).
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение единства практики применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
Целью настоящего Обзора практики является выработка наиболее действенного метода профилактики нарушений обязательных требований пожарной безопасности среди подконтрольных субъектов (правообладателей объектов защиты (зданий, сооружений, строений (в том числе временных)) и территорий (земельных участков), расположенных в границах области) без организации и проведения соответствующих проверок, в целях снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательства. При этом учитывается, что Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска - один раз в 3 года;
- для категории значительного риска - один раз в 4 года;
- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;
- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет.
В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Данный Обзор практики, также включает комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие (по состоянию на I квартал 2017 года), а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых требований пожарной безопасности правообладателями объектов защиты и территорий, расположенных в границах Московской области.
Настоящий Обзор практики подлежит публичному обсуждению среди ключевых участников Обзора практики (подконтрольных субъектов, общественных объединений и организаций и т.д. (указанных в разделе 1 настоящего Обзора Практики)), а принятые по результатам публичных обсуждений решения учитываются при проведении работы в Московской области, направленной на профилактику нарушений требований пожарной безопасности.
1. Основные положения
1.1 Наименование территориального органа МЧС России: |
Главное управление МЧС России по Московской области |
Период обзора: |
2016 год, 1.01.2017 - 30.03.2017 |
1.2 Ответственные за организацию и проведение Обзора практики: |
Начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области (заместитель Главного государственного инспектора Московской области по пожарному надзору) полковник внутренней службы В.Ю. Сергеев; Начальник управления подготовки и применения пожарно-спасательных сил Главного управления МЧС России по Московской области полковник внутренней службы В.Е. Беловошин. |
||
1.3 Участвующие структурные подразделения ГУ МЧС России по Московской области: |
Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области; Отделы надзорной деятельности районов (городов) области (государственные инспектора районов (городов) области по пожарному надзору); Управление подготовки и применения пожарно-спасательных сил Главного управления МЧС России по Московской области. |
||
1.4 Ключевые участники Обзора практики: |
Руководители предприятий и учреждений Московской области (юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателями объектов защиты и территорий, расположенных в границах области; являющиеся производителями, поставщиками товаров (работ и услуг), подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, а также изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними; являющиеся субъектами надзора в области ГО и ЗНТ от ЧС), руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Московской области, руководители органов государственной власти Московской области, общественные организации и объединения, уставными целями которых является защита прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора). |
2. Содержание Обзора практики
2.1. Анализ правоприменительной практики осуществления Федерального государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
2.1.1 Данные о надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
Запланировано и проведено проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В отчетном периоде 2016 года в Главном управлении МЧС России по Московской области было запланировано 87 плановых мероприятий по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (АППГ - 200, снижение в 2,3 раза).
Во исполнение указаний МЧС России в 2016 году плановые проверки по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организаций, отнесенных установленным порядком к субъектам малого и среднего предпринимательства, не планировались и не проводились.
Количество выполненных за 12 месяцев 2016 года плановых мероприятий по надзору в области по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составило 87 (АППГ -159, снижение на 1,8 раза).
Запланировано и проведено проверок
Проведение внеплановых проверок.
Сотрудниками надзорных органов Главного управления МЧС России по Московской области за 12 месяцев 2016 года проведено 69 внеплановых проверок (АППГ - 100 проверок, снижение на 1,4%).
В отчётном периоде внеплановые проверки по согласованию с органами прокуратуры не проводились.
Проведено внеплановых проверок за устранением нарушений по ранее выданным предписаниям
Сведения о выданных предписаниях, составленных административных протоколах за нарушения установленных требований в области населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должностными лицами надзорных органов Главного управления МЧС России по Московской области за 12 месяцев 2016 года выдано 87 предписаний об устранении нарушений установленных требований, что составляет 56% от количества проведённых проверок (АППГ - 169, снижение в 1,9 раза).
За отчетный период в данных предписаниях к исполнению предложено 478 мероприятие (АППГ - 118, увеличение на 0,2%). В результате контроля исполнения предписаний установлено, что 796 мероприятий выполнено.
При этом показатель выполнения мероприятий по обеспечению требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляет 91,4%.
При осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должностными лицами надзорных органов Главного управления МЧС России по Московской области за 12 месяцев 2016 года по результатам проверок составлено 88 протокола об административных правонарушениях, из них: по ст. 19.5 (ч. 1) КоАП РФ - 34 протокол (из них на юр. лиц - 22, должностных лиц - 12), по ст. 20.6 (ч. 1) КоАП РФ - 54 протоколов (юр. лиц - 9, должностных лиц - 45). По сравнению с АППГ (171) количество составленных протоколов уменьшилось на 48,5%.
Процентное соотношение составленных административных протоколов по статьям КоАП РФ за нарушения установленных требований в защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Результаты рассмотрения судьями административных материалов за нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Сотрудниками надзорных органов Главного управления МЧС России по Московской области за 12 месяцев 2016 года направлено на рассмотрение в суды 88 административных материала, по которым принято 60 решений в виде административного штрафа на общую сумму 1 млн. 076 тысячи рублей.
Результаты рассмотрения судьями административных материалов за нарушения требований в области гражданской обороны.
Аналитические материалы по результатам реализации надзорных мероприятий, направленных на обеспечение защиты потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения (далее - ПОО и ОЖО)
Сотрудниками надзорных органов Главного управления МЧС России по Московской области за 12 месяцев 2016 года проверено потенциально опасных объектов 84 (АППГ - 88 (-4,5%) и объектов жизнеобеспечения 33 (АППГ - 48 (-31,3%).
2.1.2. Обзор типовых и массовых нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
N |
Типовые и массовые нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
Причины возникновения типовых нарушений в области требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
Руководство по соблюдению обязательных требований, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным |
Возможные последствия несоблюдения указанных требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Отсутствие планирования необходимых мер организаций и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций |
Личная безответственность руководителя объектов, высокий уровень издержек по соблюдению данных требований, отсутствие должного контроля со стороны руководителя, не компетентность должностных лиц |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
|
не проведения учений и тренировок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в том числе с привлечением АСФ |
Личная безответственность руководителя объектов, высокий уровень издержек по соблюдению данных требований, отсутствие должного контроля со стороны руководителя, не компетентность должностных лиц |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
|
отсутствие резервов материально-технических и финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
Личная безответственность руководителя объектов, высокий уровень издержек по соблюдению данных требований, отсутствие должного контроля со стороны руководителя, не компетентность должностных лиц |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
|
отсутствие обучения руководителей, работников организаций |
Личная безответственность руководителя объектов, высокий уровень издержек по соблюдению данных требований, отсутствие должного контроля со стороны руководителя, не компетентность должностных лиц |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
2.2. Анализ правоприменительной практики осуществления Государственного надзора в области гражданской обороны
2.2.1 Данные о надзорной деятельности в области гражданской обороны:
Запланировано и проведено проверок в области гражданской обороны:
В отчетном периоде 2016 года в Главном управлении МЧС России по Московской области было запланировано 70 плановых мероприятий по надзору в области гражданской обороны (АППГ - 180, снижение в 2,6 раза).
Во исполнение указаний МЧС России в 2016 году плановые проверки по гражданской обороне организаций, отнесенных установленным порядком к субъектам малого и среднего предпринимательства, не планировались и не проводились. Государственному надзору в области гражданской обороны подлежали только категорированные по гражданской обороне организации.
Количество выполненных за 12 месяцев 2016 года плановых мероприятий по надзору в области гражданской обороны составило 70 (АППГ - 157, снижение в 2,2 раза), что составляет 100% от плана.
Запланировано и проведено проверок
Проведение внеплановых проверок:
Сотрудниками надзорных органов Главного управления МЧС России по Московской области за 12 месяцев 2016 года проведено 120 внеплановых проверок (АППГ - 138 проверок, снижение на 13%).
В отчетном периоде проведено 6 внеплановых проверок по согласованию с органами прокуратуры Московской области и 7 внеплановых проверок по требованию прокуроры Московской области.
Проведено внеплановых проверок за устранением нарушений по ранее выданным предписаниям
Сведения о выданных предписаниях, составленных административных протоколах за нарушения установленных требований в области гражданской обороны:
При осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны должностными лицами надзорных органов Главного управления МЧС России по Московской области за 12 месяцев 2016 года выдано 130 предписаний об устранении нарушений установленных требований, что составляет 68% от количества проведённых проверок (АППГ - 216, снижение в 1,7 раза).
За отчетный период в данных предписаниях к исполнению предложено 651 мероприятие (АППГ - 926, снижение 29,7%). В результате контроля исполнения предписаний установлено, что 1311 мероприятий выполнено.
При этом показатель выполнения мероприятий по обеспечению требований в области гражданской обороны составляет 91,4%.
При осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны должностными лицами надзорных органов Главного управления МЧС России по Московской области за 12 месяцев 2016 года по результатам проверок составлено 134 протокола об административных правонарушениях, из них: по ст. 19.5 (ч. 1) КоАП РФ - 71 протокол (из них на юр. лиц - 38, должностных лиц - 33), по ст. 20.7 (ч. 1) КоАП РФ - 50 протоколов (юр. лиц - 17, должностных лиц - 33), по ст. 20.7 (ч. 2) КоАП РФ - 13 протоколов (юр. лиц - 17, должностных лиц - 33). По сравнению с АППГ (228) количество составленных протоколов уменьшилось на 41%.
Процентное соотношение составленных административных протоколов по статьям КоАП РФ за нарушения установленных требований в области гражданской обороны.
Результаты рассмотрения судьями административных материалов за нарушения требований в области гражданской обороны:
Сотрудниками надзорных органов Главного управления МЧС России по Московской области за 12 месяцев 2016 года направлено на рассмотрение в суды 134 административных материала, по которым принято 98 решений в виде административного штрафа на общую сумму 1 млн. 292 тысячи рублей.
Результаты рассмотрения судьями административных материалов за нарушения требований в области гражданской обороны.
2.2.2. Обзор типовых и массовых нарушений обязательных требований в области гражданской обороны
N |
Типовые и массовые нарушения требований в области гражданской обороны |
Причины возникновения типовых нарушений требований в области гражданской обороны |
Руководство по соблюдению обязательных требований, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным |
Возможные последствия несоблюдения указанных требований в области гражданской обороны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Нарушения правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны организациями и органами местного самоуправления |
Личная безответственность руководителей организаций в вопросах соблюдения требований в области гражданской обороны, устанавливающих правила эксплуатации объектов гражданской обороны |
При эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в мирное время строго соблюдать требования приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" |
Летальный исход для НРС, не выполнение мобилизационного задания организацией |
2 |
Отсутствие у организаций и органов местного самоуправления средств индивидуальной защиты органов дыхания |
Личная безответственность руководителей организаций и органов местного самоуправления в вопросах соблюдения требований в области гражданской обороны, обеспечения населения и работников организаций средствами индивидуальной защиты |
Руководителям организаций и главам органов местного самоуправления строго соблюдать требования приказа МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты". |
Летальный исход для сотрудников организаций и органов местного самоуправления не имеющих средств индивидуальной защиты органов дыхания |
2.3. Анализ правоприменительной практики в области организации и осуществления государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море РФ за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями), стоянками для них
2.3.1. Контроль за пользованием маломерными судами на водных объектах
Осуществление надзора и контроля на водных объектах Московской области подразделениями ГИМС проводится в соответствии с требованиями Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море РФ за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденного Приказом МЧС России N 607 от 18.10.2013 г.
В отчетный период государственными инспекторами ГИМС МЧС России по Московской области проведено 4982 патрулирований, из них 2895 совместно со спасателями (АППГ - 4559/2882).
В ходе проведенных рейдов и патрулирований в 2016 году государственными инспекторами ГИМС МЧС России по Московской области выявлено административных правонарушений 385 (АППГ - 512, уменьшение на 25%) по следующим статьям КоАП РФ:
- ст. 11.7 ч. 2 (Нарушения правил плавания) - 36 протоколов;
- ст. 11.8 ч. 1, 2 (Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления) - 168 протоколов;
- ст. 11.8.1 ч. 1, 2 (Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном) - 126 протоколов;
- ст. 11.10 (Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах) - 51 протокол;
- ст. 11.12 (Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов) - 1 протокол;
- ст. 11.13 (Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии алкогольного опьянения) - 1 протокол;
- ст. 19.5 (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) - 2 протокола.
Наибольшее количество административных правонарушений (43%) выявлено в соответствии с ч. 1, 2 ст. 11.8 КоАП РФ за нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления, (32%) в соответствии со ст. 11.8.1 ч. 1, 2 КоАП РФ за нарушение правил эксплуатации судов, судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, (13%) в соответствии со ст. 11.10 КоАП РФ за нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах, а также (9%) в соответствии со ст. 11.7 ч. 2 КоАП РФ за нарушения правил плавания.
В мировые суды было направлено 2 материала, предусматривающих ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Однако решений о назначении наказания судьями до сих пор не вынесены.
Возникновение типовых нарушений правил происходит по следующим основным причинам:
санкции, предусмотренные особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в большинстве случаев для судовладельцев являются незначительными.
Составы административных правонарушений, отнесенные к компетенции инспекторов по маломерным судам, не требуют дополнительного разъяснения неопределенному кругу лиц так как, являются нормой прямого действия.
Вместе с тем, административное право включено в обязательную программу подготовки кандидатов на право управления маломерными судами.
Одновременно следует отметить, что в ряде случаев при совершении административных правонарушений судоводителями, возможно наступление тяжких последствий (гибель, получение телесных повреждений). Из этого следует, что санкции, предусмотренные особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ряде случаев несоизмеримы с возможными последствиями, могущими наступить при совершении административного правонарушения.
В целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами (и (или) неопределенным кругом лиц) правил, направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемых законом ценностям, федеральным законодательством необходимо ужесточить санкции по ряду составов административных правонарушений, за совершение которых возможно наступление тяжких последствий.
Вышеуказанные мероприятия послужат действенным стимулом к добросовестному поведению лиц и, как следствие снижению уровня ущерба охраняемых законом ценностям.
2.3.2 Надзор за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов
Всего на учете в ГИМС МЧС России по Московской области состоит 88 баз (сооружений) для стоянок маломерных судов. В течение 2016 г. были освидетельствованы и допущены к эксплуатации все 88 баз для стоянок маломерных судов.
В 2016 году на владельцев баз в соответствии со ст. 11.12 КоАП РФ был составлен 1 протокол об административном правонарушении:
В целях избежания административного наказания владельцем баз необходимо организовать контроль за выпуском маломерных судов, а именно:
а) проверять у судоводителя удостоверение на право управления маломерным судном, судовой билет с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования (осмотра);
б) проверять идентификационный номер или его несоответствия записям в судовом билете;
г) проверять наличие неисправностей на судне, с которыми запрещено его пользование;
д) проверять отсутствие на судне указанных в судовом билете норм снабжения;
е) сверять нормы пассажировместимости и грузоподъемности;
ж) проверять размещения пассажиров (грузов), вызывающего опасный крен или дифферент;
з) проверять наличие на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если судно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;
и) не выпускать судно, если прогнозируется опасная гидрометеообстановка на водоеме для плавания судна данного типа;
к) не выпускать судно при нахождении судоводителя в состоянии опьянения.
2.3.3 Надзор за пляжами
На учете в ГИМС МЧС России по Московской области состоит 115 пляжей (АППГ - 110), из них 30 (тридцать) пляжей были открыты в летний период 2015 года дополнительно.
Из 50 дополнительных мест отдыха в 2016 году 30 прошли обязательную процедуру ежегодного технического освидетельствования и допущены к эксплуатации как пляжи, 20 мест введены в эксплуатацию как места отдыха у воды без купания и дополнительно открыты в летний период 2016 года 5 пляжей.
Основным проблемным вопросом продолжает оставаться недостаточное количество пляжей, что создаёт предпосылки для купания людей в запрещенных местах на водоемах, являющихся традиционными местами отдыха и купания населения.
Одним из решений данной проблемы является возможность дополнительного оборудования мест для купания на водных объектах.
2.4. Анализ осуществления Федерального государственного пожарного надзора
2.4.1 Осуществление Федерального государственного пожарного надзора в 2016 году
Ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год в отношении субъектов предпринимательства Московской области предусмотрено проведение порядка 5099 плановых проверок в области пожарной безопасности (Аналогичный период 2015 года (далее - АППГ) - 6064, -15,9%).
В течение 2016 года, в порядке, установленном "Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, с целью реализации требований статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) и Поручения Правительства Российской Федерации от 08.12.2014 N ДМ-П13-9024 "О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года", внесены изменения в Ежегодный (сводный) план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на 2016 год, связанные с отклонением 20 проверок юридических лиц, на предмет соблюдения ими требований пожарной безопасности на используемых (эксплуатируемых) объектах защиты, расположенных в границах области, в виду отнесения их к субъектам малого (среднего) предпринимательства в соответствии с критериями, установленными федеральным законодательством (АППГ - 6, увеличение в 3.3 р.), в порядке части 5 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ прекращено проведение 73 плановых проверок субъектов малого предпринимательства.
На обслуживании у подразделений органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы в Московской области находится более 69 тысяч объектов защиты (АППГ - более 67 тысяч), среди которых более 10,5 тысяч садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
За 2016 год органами государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы на объектах надзора (защиты) проведены 7973 (АППГ - 13457, - 40,7%) проверки, из них- 3302 плановые (АППГ- 4796, -31,1%), 4671 - внеплановая (АППГ- 8661, - 46%).
По результатам проверок выявлено 27586 нарушений требований пожарной безопасности (АППГ - 36062, - 23,5%). Устранено 25357 нарушений (АППГ - 33078, - 23,3%). Таким образом, предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в области исполняются на 92%.
Направлено 452 информации о противопожарном состоянии в органы прокуратуры (АППГ - 564, - 19,8%), а также 903 информации в различные компетентные органы по вопросам пожарной безопасности (АППГ - 1510, - 40,1%).
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в Московской области 284 раза принимали участие в судебных заседаниях (АППГ - 472 (- 39.8%)), на которых подконтрольными субъектами оспаривались результаты проведенных проверок по соблюдению требований пожарной безопасности, при этом судебными органами не принимались решения об отмене результатов проверок как незаконных и (или) проведенных с "грубыми нарушениями" законодательства РФ о государственном контроле (надзоре) (АППГ - 1, а также результаты 2-х проверок в 2015 году подлежали отмене вышестоящим должностным лицом органов ГПН).
За нарушение требований пожарной безопасности в минувшем 2016 году возбуждено 6356 административных дел (7906 за АППГ снижение на 19,6%), в том числе:
- 5489 - в отношении физических лиц (6969 за АППГ снижение на 21,23%);
- 867 - в отношении юридических лиц (1210 за АППГ снижение на 28,34%).
Возбуждено дел об административном правонарушении в расчете на одного инспектора по пожарному надзору.
Органами ГПН в суд направлялись административные дела, возбужденные по следующим статьям: по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ на административное приостановление деятельности - 14 административных дел (АППГ - 28, -50%), в том числе в отношении юридических лиц - 12, в отношении ПБОЮЛ-2, с применением временного запрета административные дела не возбуждались.
Из них рассмотрено судами 7 и приняты следующие решения о назначении наказания: административного приостановления деятельности - 2 из них: на юридическое лицо - 1, на физическое лицо (ПБОЮЛ) - 1, штрафы- 5 из них: на юридическое лицо - 5.
Государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 4077 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 91479 тыс. руб. (АППГ - 6376, -36%, на сумму 157294,200 тыс. руб.),
В том числе:
- 660 в отношении граждан на сумму 1138,5 тыс. руб. (АППГ - 475, +28%, на сумму 923,700 тыс. руб.);
- 3025 в отношении должностных лиц на сумму 29324,5 тыс. руб. (АППГ - 5201, -41,8%, на сумму 50195,5 тыс. руб.);
- 392 в отношении юридических лиц 61016 тыс. руб. (АППГ - 700, -41%, на сумму 106175 тыс. руб.).
Проведение противопожарной пропаганды на территории Московской области в 2016 году
При проведении мероприятий по контролю органами Государственного пожарного надзора на территории Московской области, во взаимодействии с силами и средствами территориальных гарнизонов пожарной охраны, ГКУ МО "Мособлпожспас", Главным управлением МВД по Московской области, территориальными управлениями (комитетами) образования, социальной защиты населения, культуры и органами местного самоуправления муниципальных образований организовано и проведено 5637 оргмассовых мероприятий (АППГ - 6513, -13,4%) в том числе 558 сходов (АППГ - 842, - 33,7%), с общим охватом проинструктированного населения более 963 тыс. человек, включая неблагополучные и социально незащищенные категории граждан.
Проведено 11192 инструктажа на противопожарную тематику в рамках осуществления мероприятий по надзору (АППГ - 13980, -19%), при которых проинструктировано более 277000 человек и должностных лиц. Проведено 6971 практическое занятие и тренировка по эвакуации людей в случае пожара (АППГ - 8659, -19,4%), в которых приняли участие более 956000 человек. При данных мероприятиях распространено свыше 2 млн. экземпляров наглядной агитации (листовки, памятки, брошюры и т.д.).
В печатных средствах массовой информации опубликовано 3404 заметки и статьи на противопожарную тематику (АППГ - 4403, - 22%), в эфирах радиостанций прозвучало 5151 выступление (АППГ - 6506, - 21%), на телевидении показано 6686 видео-телесюжетов о требованиях пожарной безопасности в быту (АППГ - 5739, +16,5%).
В местах массового скопления людей (кинотеатры, вокзалы, автостанции, крупные торговые центры и т.д.) прозвучало 806146 аудиосообщений о мерах пожарной безопасности (АППГ - 742453, +19%), а также показано 3374148 роликов социальной рекламы на электронных табло системы "ОКСИОН" (АППГ - 4119258, -23%).
Обстановка с пожарами и гибелью людей на них в Московской области в 2016 году
Обстановка с пожарами в Московской области за 2016 год, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, характеризовалась следующими основными показателями:
- зарегистрировано 6946 пожаров (-9,6%);
- погибло при пожарах 421 человек (-4,1%),
в том числе 21 ребенок (+1 сл.);
- получили травмы на пожарах 349 человек (-24,6%),
в том числе 19 детей (-42,4%);
- ущерб от пожаров составил 1232,388 млн. руб. (-27,2%);
- спасено на пожарах:
- 1031 человек, в том числе 95 детей;
- материальных ценностей на сумму более 423,559 млн. рублей.
Причины возникновения пожаров
Чаще всего пожары происходили от нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования - 2927 пожаров или 42,1% от общего числа пожаров, от нарушения правил устройства и эксплуатации печей - 1125 пожаров или 16,2%, поджоги - 390 пожаров или 5,6%, от нарушения правил устройства и эксплуатации транспортных средств - 333 пожара или 4,8%.
От неосторожного обращения с огнем произошло 1213 пожаров, что составляет 17,5% от общего числа пожаров. Каждый третий пожар данной категории произошел от неосторожного обращения с огнем при курении (361 пожар). От детской шалости с огнем произошло 7 пожаров (АППГ - 20).
За 2016 год на пожарах области зарегистрирована гибель 421 человека, что на 4,1% меньше, чем за АППГ (439). Больше всего люди гибли на пожарах, причиной которых стало неосторожное обращение с огнем - 183 погибших или 43,5% от их общего количества, в том числе неосторожность при курении - 114 или 27,1% от всех случаев гибели людей.
2.4.2 Осуществление Федерального государственного пожарного надзора в I квартале 2017 года
В настоящее время на территории области расположено 4552 объекта защиты, относящихся к категории высокого риска, 8626 объекта защиты значительного риска, 24796 объектов защиты среднего риска, 74549 объектов защиты умеренного риска и 757 152 объекта защиты низкого риска (общее количество объектов защиты на 92% больше, чем в 2016 году).
За истекший период 2017 года уполномоченными должностными лицами органов надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области организовано и проведено 378 плановых (Аналогичный период 2016 года (далее - АППГ) - 500 (- 24.4%)) и 356 внеплановых проверок (АППГ - 502 (- 25.2%)), на предмет соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований пожарной безопасности на используемых (эксплуатируемых) объектах защиты, территориально расположенных в границах области. По результатам проведенных проверок выявлено 2028 нарушений требований пожарной безопасности (АППГ - 2964 (- 31.5%)), а также установлено, что 930 нарушений устранено (АППГ- 2105 (- 56%)), свидетельствуя о том, что предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в области устраняются на 46%. За выявленные нарушения требований пожарной безопасности в отношении юридических лиц возбуждено 152 дела об административном правонарушении (АППГ - 123 (+ 23.5%)), в отношении должностных лиц - 391 (АППГ - 555 (- 29.5%)), а также 48 в отношении граждан (АППГ - 47). Наложено штрафных санкций по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях на юридических лиц в размере 7168 тыс. руб. (АППГ - 8554, 5 тыс. руб. (+ 16.2%)), на должностных лиц в размере 1748 тыс. руб. (АППГ - 4605 тыс. руб. (- 62%)), на граждан в размере 65.5 тыс. руб. (АППГ - 27.5 тыс. руб. (+ 58%)), а также вынесено 69 предупреждений (АППГ - 25 (увеличение в 1.76 раза)). В судебные органы на рассмотрение направлено 94 дела об административных правонарушениях (АППГ - 151 (- 37.7%)), возбужденных по фактам ненадлежащего исполнения ранее внесенных предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В порядке досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы в текущем году отменены отдельные положения акта проверки и предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, составленных по результатам проверки, проведенной в декабре 2016 года, в отношении МБДОУ "Детский сад N 5 "Незабудка", расположенного по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Томилинская, д. 21/1 (АППГ - 0). В судебном порядке в текущем году результаты проведенных проверок не отменялись (АППГ - 0).
Проведение противопожарной пропаганды на территории Московской области в 2017 году
При проведении мероприятий по контролю органами Государственного пожарного надзора на территории Московской области, во взаимодействии с силами и средствами территориальных гарнизонов пожарной охраны, ГКУ МО "Мособлпожспас", Главным управлением МВД по Московской области, территориальными управлениями (комитетами) образования, социальной защиты населения, культуры и органами местного самоуправления муниципальных образований за истекший период 2017 года организовано и проведено 910 оргмассовых мероприятий (АППГ - 466, + 95,2%), в том числе 90 сходов (АППГ - 159, -43,3%), с общим охватом проинструктированного населения более 6.5 тыс. человек, включая неблагополучные и социально незащищенные категории граждан.
Проведено 871 инструктаж на противопожарную тематику в рамках осуществления мероприятий по надзору (АППГ - 1623, - 46.3%), при которых проинструктировано более 24.4 тыс. человек и должностных лиц. Проведено 590 практических занятий и тренировок по эвакуации людей в случае пожара (АППГ - 679, -13,1%), в которых приняли участие более 124 тыс. человек. При данных мероприятиях распространено свыше 60 тыс. экземпляров наглядной агитации (листовки, памятки, брошюры и т.д.).
В печатных средствах массовой информации опубликовано 564 заметки и статьи на противопожарную тематику (АППГ- 507, + 11.2%), в эфирах радиостанций прозвучало 1638 выступление (АППГ - 787, увеличение более чем в 2 раза), на телевидении показано 1170 видео-телесюжетов о требованиях пожарной безопасности в быту (АППГ - 1196, - 2.1%).
В местах массового скопления людей (кинотеатры, вокзалы, автостанции, крупные торговые центры и т.д.) прозвучало 143221 аудиосообщений о мерах пожарной безопасности (АППГ - 129661, + 9%), а также показано 425326 роликов социальной рекламы на электронных табло системы "ОКСИОН" (АППГ - 341958, + 7%).
Обстановка с пожарами и гибелью людей на них в Московской области в 2017 году
За истекший период 2017 года в Московской области произошел 1301 пожар (АППГ - 1415 (-8.1%)), на которых погибло 89 человек (АППГ - 103 (-13.6%)), травмировано 77 человек (АППГ- 90 (-14.4%)).
Ущерб от пожаров составил более 155277 тыс. руб. (АППГ - 226740 тыс. руб. (- 31.5%)).
Рост пожаров зафиксирован на следующих объектах защиты: надворные постройки (+20.8% в сравнении с АППГ) и складские здания (+ 25% в сравнении с АППГ).
2.4.3 Статистика типовых и массовых нарушений требований пожарной безопасности в Московской области, причин их возникновения, руководство по соблюдению требований пожарной безопасности (по результатам анализа типовых и массовых нарушений требований пожарной безопасности):
N |
Типовые и массовые нарушения требований пожарной безопасности |
Причины возникновения типовых нарушений требований пожарной безопасности |
Руководство по соблюдению обязательных требований, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным |
Возможные последствия несоблюдения указанных требований пожарной безопасности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Вопреки требованиям части 1 статьи 91 и части 11 статьи 85 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", здание, сооружение, их помещения не защищены системами противопожарной защиты зданий, сооружений (автоматическими системами пожарной сигнализации и (или) пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, системами противодымной защиты). |
Зачастую, на объектах защиты бюджетных учреждений и организаций (подведомственных органам государственной власти и местного самоуправления) нарушение указанных требований пожарной безопасности сопряжено с отсутствием денежных средств в бюджете соответствующего уровня. В коммерческих организациях это часто связано с "халатным" отношением к исполнению своих должностных обязанностей ответственных должностных лиц, руководителей и учредителей предприятий (высокий уровень издержек по соблюдению обязательного требования по сравнению с уровнем возможной ответственности). |
В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Так, Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации изложен в приложении "А" СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области от 29 марта 2017 г. N 136 "Об утверждении Обзора результатов обобщения и анализа правоприменительной практики Главного управления МЧС России по Московской области за I квартал 2017 года и проведении публичных обсуждений результатов правоприменительной практики"
Текст приказа официально опубликован не был