Стандарт
внешнего муниципального финансового контроля "Стандарт проведения контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой города Фрязино"
(утв. распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Фрязино Московской области
от 29 января 2016 г. N 16)
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК КСП-1 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" Контрольно-счетной палаты города Фрязино (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ), Положением "О Контрольно-счетной палате города Фрязино", утвержденным решением Совета депутатов города Фрязино от 26.11.2015 N 22, и Регламентом Контрольно-счетной палаты города Фрязино (далее - Регламент).
1.2. Стандарт разработан с учетом требований и положений Международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов финансового контроля ISSAI 100-400, согласно Общим требованиям к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденным Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 12 мая 2012 г. (протокол N 21К (854)), на основании стандарта СФК 101, утвержденного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 2 апреля 2010 г. (протокол N 15К (717)).
1.3. Целью Стандарта является установление общих правил, требований и процедур осуществления контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты города Фрязино (далее - Контрольно-счетная палата).
1.4. Задачами Стандарта являются:
определение содержания и порядка организации контрольного мероприятия;
определение общих правил и процедур проведения этапов контрольного мероприятия.
1.5. Особенности проведения контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, текущего и последующего контроля формирования и исполнения бюджетов, устанавливаются соответствующими стандартами финансового контроля, утверждаемыми распоряжениями Контрольно-счетной палаты.
Особенности реализации общих правил проведения контрольных мероприятий в рамках содержания направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, могут устанавливаться в соответствующих специализированных методических документах Контрольно-счетной палаты, не противоречащих Стандарту.
2. Содержание контрольного мероприятия
2.1. Контрольное мероприятие - это форма осуществления внешнего муниципального финансового контроля, посредством которой обеспечивается реализация задач и полномочий Контрольно-счетной палаты.
Контрольным мероприятием является мероприятие, которое отвечает следующим требованиям:
проводится на основании годового плана работы Контрольно-счетной палаты;
оформляется соответствующим распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты;
проводится в соответствии с программой его проведения, утвержденной Председателем Контрольно-счетной палаты;
по результатам мероприятия оформляются акт и отчет.
2.2. Предметом контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты является процесс формирования и использования:
средств бюджета города Фрязино;
имущества, находящегося в собственности города Фрязино;
муниципальных внутренних заимствований города Фрязино;
муниципальных долговых обязательств города Фрязино, включая муниципальные гарантии города Фрязино;
иных средств города Фрязино в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами.
Предметом контрольного мероприятия является деятельность объектов контрольного мероприятия по формированию и использованию средств бюджета города Фрязино.
При проведении контрольного мероприятия проверяются документы и иные материалы, содержащие данные о предмете контрольного мероприятия.
Предмет контрольного мероприятия, как правило, отражается в наименовании контрольного мероприятия.
2.3. Объектами контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты являются органы местного самоуправления и муниципальные органы города Фрязино, муниципальные учреждения, унитарные предприятия города Фрязино, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в собственности города Фрязино.
Кроме того, объектами контрольных мероприятий могут являться иные организации вне зависимости от видов и форм собственности при осуществлении контроля за соблюдением условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета города Фрязино в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета города Фрязино, предоставивших указанные средства в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о представлении субсидий, кредитов, гарантий за счет бюджета города Фрязино.
2.4. Контрольные мероприятия Контрольно-счетной палаты в зависимости от поставленных целей и характера решаемых задач классифицируются по следующим типам финансового контроля: финансовый аудит (контроль), аудит эффективности.
К финансовому аудиту (контролю) относятся контрольные мероприятия, целью которых является определение достоверности финансовой отчетности объектов контрольного мероприятия, законности формирования и использования средств бюджета города Фрязино.
К аудиту эффективности относятся контрольные мероприятия, целью которых является определение эффективности (экономичности, продуктивности, результативности) использования муниципальных средств, полученных объектами контрольного мероприятия для достижения заданных результатов, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных полномочий.
В случае если в контрольном мероприятии сочетаются цели, относящиеся к разным типам финансового контроля, данное мероприятие классифицируется как смешанное контрольное мероприятие.
Особенности проведения финансового аудита (контроля) и аудита эффективности устанавливаются соответствующими стандартами внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты.
2.5. При проведении контрольного мероприятия применяются различные методы финансового контроля, включающие проверку, обследование и другие методы, конкретное сочетание которых зависит от типа финансового контроля и целей контрольного мероприятия.
3. Организация контрольного мероприятия
3.1. Контрольные мероприятия проводятся на основании годового плана работы Контрольно-счетной палаты, в котором срок проведения контрольного мероприятия устанавливается с учетом этапов подготовки, проведения и оформления его результатов.
3.2. Организация контрольного мероприятия включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:
этап подготовки к контрольному мероприятию;
этап проведения контрольного мероприятия на объекте;
этап оформления результатов контрольного мероприятия.
Продолжительность проведения каждого из указанных этапов зависит от особенностей предмета и объектов контрольного мероприятия, как правило:
срок этапа подготовки к контрольному мероприятию - не менее одной недели;
срок этапа проведения контрольного мероприятия на объекте определяется исходя из целей и задач контрольного мероприятия;
срок этапа оформления результатов контрольного мероприятия - не более одной недели.
Датой окончания контрольного мероприятия для объекта контрольного мероприятия является дата составления акта по результатам контрольного мероприятия, установленная программой проведения контрольного мероприятия.
Датой окончания контрольного мероприятия является дата утверждения Председателем Контрольно-счетной палаты отчета о результатах проведенного контрольного мероприятия.
3.3. Непосредственное руководство проведением контрольного мероприятия и координацию действий инспекторов на объектах контрольного мероприятия осуществляет аудитор Контрольно-счетной палаты.
3.4. Формирование группы инспекторов для проведения контрольного мероприятия должно осуществляться таким образом, чтобы не допускалось возникновение конфликта интересов, исключались ситуации, когда личная заинтересованность инспектора может повлиять на исполнение им должностных обязанностей в процессе проведения контрольного мероприятия.
В контрольном мероприятии не имеют права принимать участие должностные лица Контрольно-счетной палаты, состоящие в родственной связи с руководством объекта контрольного мероприятия. В этом случае должностные лица Контрольно-счетной палаты обязаны заявить о наличии таких связей. Запрещается привлекать к участию в контрольном мероприятии должностное лицо Контрольно-счетной палаты, если оно в проверяемом периоде было штатным сотрудником объекта контрольного мероприятия.
В случае, если на объекте контрольного мероприятия планируется проверка сведений, составляющих государственную тайну, в данном контрольном мероприятии должны принимать участие должностные лица Контрольно-счетной палаты, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
3.5. Должностные лица Контрольно-счетной палаты обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от объекта контрольного мероприятия, и сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, ставших известными в ходе контрольного мероприятия.
3.6. К проведению контрольного мероприятия, в случае необходимости, могут привлекаться специалисты иных организаций и независимые эксперты (далее - внешние эксперты). Привлечение внешних экспертов к проведению контрольного мероприятия осуществляется в порядке, установленном Регламентом.
Привлечение внешних экспертов на основе заключенных с ними муниципальных контрактов или договора возмездного оказания услуг осуществляется посредством:
выполнения внешними экспертами конкретного вида и определенного объема работ;
включения внешних экспертов в состав группы инспекторов для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок.
3.7. В ходе проведения контрольного мероприятия формируется рабочая документация, в состав которой включаются документы и материалы, послужившие основанием для оформления результатов каждого этапа контрольного мероприятия. К рабочей документации относятся документы (их копии, заверенные в установленном порядке) и иные материалы, получаемые от должностных лиц объекта контрольного мероприятия и третьих лиц, а также документы (справки, расчеты, аналитические записки и т.п.), подготовленные инспекторами и внешними экспертами самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации.
Рабочая документация должна быть систематизирована в порядке, отражающем последовательность выполнения этапов и отдельных контрольных процедур контрольного мероприятия.
4. Подготовка к контрольному мероприятию
Подготовка к контрольному мероприятию осуществляется под руководством аудитора, ответственного за проведение контрольного мероприятия, в соответствии с годовым планом работы Контрольно-счетной палаты.
На этапе подготовки к проведению контрольного мероприятия осуществляется предварительное изучение предмета и объектов контрольного мероприятия, изучение нормативных правовых актов, уведомляется руководитель объекта контрольного мероприятия, подготавливаются и утверждаются распоряжение Председателя Контрольно-счетной палаты о проведении контрольного мероприятия и программа проведения контрольного мероприятия.
4.1. Предварительное изучение предмета и объектов контрольного мероприятия.
4.1.1. Предварительное изучение предмета и объектов контрольного мероприятия проводится на основании годового плана работы Контрольно-счетной палаты посредством сбора информации для получения сведений о предмете и объектах контроля в объеме, достаточном для подготовки программы проведения контрольного мероприятия. На основе анализа этой информации в зависимости от типа финансового контроля и целей контрольного мероприятия определяются:
приемлемый уровень существенности информации;
области, наиболее значимые для проверки;
наличие и степень рисков;
наличие и состояние внутреннего контроля на объекте контрольного мероприятия.
Оценка уровня существенности заключается в установлении тех пороговых значений или точки отсчета, начиная с которых обнаруженные нарушения в отчетной информации объекта контрольного мероприятия способны оказать существенное влияние на его финансовую отчетность, а также повлиять на решения пользователей данной отчетности, принятые на ее основе.
Выявление областей, наиболее значимых для проверки, осуществляется с помощью специальных аналитических процедур, которые состоят в определении, анализе и оценке соотношений финансово-экономических показателей деятельности объекта контрольного мероприятия.
Оценка рисков заключается в том, чтобы определить, существуют ли какие-либо факторы (действия или события), оказывающие негативное влияние на формирование и использование средств бюджета города Фрязино в проверяемой сфере или на финансово-хозяйственную деятельность объекта контрольного мероприятия, следствием чего могут быть нарушения и недостатки, в том числе риски возникновения коррупционных проявлений в ходе использования указанных средств.
Определение состояния внутреннего контроля объекта контрольного мероприятия заключается в проведении, по возможности, предварительной оценки степени эффективности его организации, по результатам которой устанавливается, насколько можно доверять и использовать результаты деятельности внутреннего контроля при планировании объема и проведении контрольных процедур на данном объекте.
По результатам анализа и оценки совокупности перечисленных факторов, характеризующих формирование и использование средств бюджета города Фрязино в сфере предмета и деятельности объектов контрольного мероприятия, формулируются цели и вопросы контрольного мероприятия, определяются методы его проведения, а также планируется объем необходимых контрольных процедур.
Порядок определения приемлемого уровня существенности, областей, наиболее значимых для проверки, оценки рисков и состояния внутреннего контроля объектов контрольного мероприятия устанавливается в соответствующих стандартах внешнего муниципального финансового контроля и общих методических документах Контрольно-счетной палаты.
4.1.2. Получение информации, при необходимости, осуществляется путем направления запросов Контрольно-счетной палаты руководителям объектов контрольного мероприятия. Запросы о представлении информации подготавливаются под руководством аудитора Контрольно-счетной палаты, ответственного за проведение контрольного мероприятия, и направляются адресатам в соответствии с Регламентом и Порядком организации делопроизводства в Контрольно-счетной палате. Срок предоставления информации в Контрольно-счетную палату, определяемый в запросе, не должен быть позже срока подготовки проекта программы контрольного мероприятия.
Форма запроса Контрольно-счетной палаты о представлении информации приведена в приложении N 1 к настоящему Стандарту.
К запросу могут быть приложены перечень вопросов, на которые предлагается подготовить ответы должностным лицам объекта контрольного мероприятия до начала проведения контрольного мероприятия на объекте, и специально разработанные для данного контрольного мероприятия формы сведений, необходимые для систематизации представляемой информации.
При этом выбирается оптимальный способ доведения запроса до адресата и получения от него информации: по почте, телеграфу, факсу, электронной почте, нарочным и другое.
4.2. Распоряжение Председателя Контрольно-счетной палаты о проведении контрольного мероприятия (далее - распоряжение о проведении контрольного мероприятия).
Для проведения контрольного мероприятия председатель Контрольно-счетной палаты на основании годового плана работы Контрольно-счетной палаты готовит распоряжение о проведении контрольного мероприятия по форме согласно приложению N 2 к настоящему Стандарту, в котором указываются:
наименование контрольного мероприятия;
сроки проведения этапов и срок проведения контрольного мероприятия в целом;
ответственное должностное лицо Контрольно-счетной палаты, осуществляющее общее руководство проведением контрольного мероприятия и состав группы инспекторов Контрольно-счетной палаты, участвующих в проведении контрольного мероприятия;
привлеченные внешние эксперты, участвующие в проведении контрольного мероприятия.
4.3. Программа и рабочий план проведения контрольного мероприятия.
4.3.1. По результатам предварительного изучения предмета и объектов контрольного мероприятия подготавливается программа проведения контрольного мероприятия, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Стандарту, в которой должны быть отражены следующие вопросы:
основание проведения контрольного мероприятия;
предмет контрольного мероприятия;
перечень объектов контрольного мероприятия;
цели и вопросы контрольного мероприятия;
проверяемый период деятельности;
сроки начала и окончания проведения контрольного мероприятия на объекте (объектах) контрольного мероприятия;
срок составления отчета о результатах контрольного мероприятия.
Проект программы проведения контрольного мероприятия готовит аудитор Контрольно-счетной палаты, который представляет проект программы Председателю Контрольно-счетной палаты для утверждения не позднее пяти рабочих дней до начала проведения контрольного мероприятия на объектах контрольных мероприятий.
В случае, если контрольное мероприятие возглавляет Председатель Контрольно-счетной палаты, в проекте программы проведения контрольного мероприятия указывается срок представления аудитором Контрольно-счетной палаты актов и отчетов, а также проектов представлений или предписаний по результатам контрольного мероприятия Председателю Контрольно-счетной палаты.
4.3.2. После утверждения программы проведения контрольного мероприятия, при необходимости, разрабатывается рабочий план проведения контрольного мероприятия по форме согласно приложению N 4 к настоящему Стандарту. Проект рабочего плана проведения контрольного мероприятия готовит аудитор Контрольно-счетной палаты.
Рабочий план проведения контрольного мероприятия предусматривает распределение конкретных заданий по выполнению программы контрольного мероприятия между инспекторами с указанием содержания работ (процедур) и сроков их исполнения. Руководитель контрольного мероприятия доводит рабочий план под роспись для исполнения до всех участников контрольного мероприятия.
Рабочий план проведения контрольного мероприятия не должен содержать сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
4.3.3. Руководители объектов контрольного мероприятия должны быть уведомлены Контрольно-счетной палатой о проведении контрольного мероприятия на данных объектах (далее - уведомление) не позднее пяти рабочих дней до начала проведения контрольного мероприятия,
Уведомление должно содержать наименование контрольного мероприятия, предмет контрольного мероприятия, основание для его проведения, срок проведения контрольного мероприятия, состав группы проверяющих и предложение о создании необходимых условий для проведения контрольного мероприятия.
К уведомлению, при необходимости, могут прилагаться:
копия утвержденной программы проведения контрольного мероприятия (выписка из программы);
перечень документов, которые следует подготовить руководителю объекта контрольного мероприятия для представления Контрольно-счетной палате к началу контрольного мероприятия на объекте.
Форма уведомления Контрольно-счетной палаты приведена в приложении N 5 к настоящему Стандарту.
Уведомление готовится председателем Контрольно-счетной палаты и направляется руководителю объекта контрольного мероприятия в соответствии с Регламентом и Порядком организации делопроизводства в Контрольно-счетной палате.
При этом выбирается оптимальный способ доведения уведомления до адресата: по почте, телеграфу, факсу, электронной почте, нарочным и другое.
5. Проведение контрольного мероприятия
Этап проведения контрольного мероприятия на объекте контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки и анализа фактических данных и информации, полученных по запросам Контрольно-счетной палаты, и (или) непосредственно на объектах контроля, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия, а также обоснования выявленных фактов нарушений и недостатков. Результатом проведения данного этапа являются составленные акты и рабочая документация.
Руководитель контрольного мероприятия должен ознакомить руководителя объекта контрольного мероприятия с основными вопросами контрольного мероприятия, представить должностных лиц Контрольно-счетной палаты, участвующих в контрольном мероприятии, решить организационные вопросы по созданию необходимых условий для работы Контрольно-счетной палаты, в том числе предоставления необходимых помещений, средств связи и оргтехники.
5.1. Проверка соблюдения нормативных правовых актов
5.1.1. При проведении контрольного мероприятия проверяется соответствие совершенных объектом контроля финансовых и хозяйственных операций законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Московской области, городского округа Фрязино, перечень которых подготавливается в процессе предварительного изучения. В период проведения контрольного мероприятия указанный перечень может уточняться.
При проведении контрольного мероприятия на объектах контроля, при необходимости получения дополнительной информации, руководитель контрольного мероприятия оформляет запрос о предоставлении информации. Запрос подготавливается в двух экземплярах и направляется (передается) руководителю объекта контрольного мероприятия или уполномоченному им должностному лицу под расписку на втором экземпляре. Срок представления информации, указанный в запросе, не должен превышать пяти рабочих дней со дня направления (вручения) запроса о предоставлении информации.
5.1.2. При выявлении фактов нарушения требований законов и иных нормативных правовых актов следует:
сообщить руководству объекта контрольного мероприятия о выявленных нарушениях и необходимости принятия мер по их устранению;
составить, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Московской области, протокол об административном правонарушении;
отразить в акте по результатам контрольного мероприятия факты выявленных нарушений, причиненного ущерба, а также принятые руководством объекта контрольного мероприятия меры по устранению нарушений в ходе контрольного мероприятия (при их наличии).
5.1.3. В случае если выявленные факты несоблюдения объектом контрольного мероприятия требований законов и иных нормативных правовых актов содержат признаки состава преступления, влекущие за собой уголовную ответственность, руководитель контрольного мероприятия определяет степень их воздействия на результаты формирования и использования денежных средств и финансово-хозяйственной деятельности объекта контрольного мероприятия, принимает необходимые меры, в частности:
незамедлительно оформляет акт по фактам выявленных нарушений, требующих принятия срочных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий;
информирует председателя Контрольно-счетной палаты;
требует письменных объяснений от должностных лиц объекта контрольного мероприятия;
готовит, при необходимости, проект письменного обращения в правоохранительные органы.
Обращения Контрольно-счетной палаты в правоохранительные органы в ходе контрольных мероприятий направляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Московской области, а также соответствующим Стандартом о взаимодействии или соглашениями.
5.1.4. При выявлении в ходе контрольного мероприятия фактов нарушения нормативных правовых актов, которые требуют дополнительной проверки, выходящей за пределы утвержденной программы, руководитель контрольного мероприятия по согласованию с председателем Контрольно-счетной палаты организует их проверку с внесением в установленном порядке дополнений в программу проведения контрольного мероприятия.
При отсутствии возможности выполнить указанную дополнительную проверку в рамках данного контрольного мероприятия, в отчете о его результатах необходимо отразить выявленные факты нарушения с указанием причин, по которым они требуют дальнейшей, более детальной проверки.
5.1.5. При выявлении нарушений и недостатков следует определить их причины, ответственных должностных лиц, а также вид и размер причиненного ущерба (при его наличии).
5.1.6. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, или сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (статьи 15.14 - 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) председатель Контрольно-счетной палаты в соответствии со статьей 28.5 КоАП незамедлительно оформляет протокол об административном правонарушении, который в течение трех суток с момента его составления направляется в установленном порядке в суд.
5.1.6.1. В протоколе об административном правонарушении согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ указываются:
1) дата и место его составления;
2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:
при привлечении к административной ответственности должностного лица организации указывается занимаемая должность, фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес организации по месту исполнения обязанностей должностного лица и контактные телефоны;
при привлечении к административной ответственности юридического лица указывается наименование и адрес юридического лица, занимаемая должность, фамилия, имя, отчество законного представителя юридического лица, его паспортные данные, контактные телефоны, дата, номер, наименование и срок действия документа, подтверждающего полномочия данного лица в качестве законного представителя;
4) фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если имеются свидетели;
5) место, время совершения и событие административного правонарушения;
6) статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
7) объяснение должностного лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
8) иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Рекомендуемая форма протокола приведена в Приложении N 6 к настоящему Стандарту.
Сведения о лице (помимо тех, которые указаны, также дата рождения, гражданство, место жительства), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если таковые имеются.
Место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
5.1.6.2. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.
5.1.6.3. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
5.1.6.4. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в протоколе делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
5.1.7. Протокол об административном правонарушении составляется также в следующих случаях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 КоАП:
неповиновения законному требованию руководителя контрольного мероприятия (руководителя группы инспекторов на объекте контрольного мероприятия) или воспрепятствования осуществлению им служебных обязанностей;
при невыполнении в установленный срок предписания Контрольно-счетной палаты об устранении нарушений законодательства;
непредставлении сведений (информации).
В соответствии со статьей 28.8 КоАП протокол об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента составления протокола.
5.2. Формирование доказательств
5.2.1. Доказательства представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в формировании и использовании средств бюджета города Фрязино и деятельности объектов контрольного мероприятия, а также обосновывают выводы и предложения (рекомендации) по результатам контрольного мероприятия.
5.2.2. Процесс получения доказательств включает следующие этапы:
1) сбор фактических данных и информации в соответствии с программой контрольного мероприятия, определение их полноты, приемлемости и достоверности;
2) анализ собранных фактических данных и информации на предмет их достаточности для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия;
3) проведение дополнительного сбора фактических данных и информации в случае их недостаточности для формирования доказательств.
Фактические данные и информацию руководитель контрольного мероприятия и инспектора собирают на основании письменных и устных запросов о предоставлении информации в формах:
документов, представленных объектом контрольного мероприятия;
подтверждающих документов, представленных третьей стороной;
статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов и других материалов.
5.2.3. Доказательства получают путем проведения:
инспектирования, которое заключается в проверке документов, полученных от должностных лиц объекта контрольного мероприятия;
аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контрольного мероприятия с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности, а также причин их возникновения;
пересчета, который заключается в проверке точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнения самостоятельных расчетов;
подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей) стороны.
5.2.4. В процессе формирования доказательств необходимо руководствоваться тем, что они должны быть достаточными, достоверными и относящимися к делу.
Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы в отчете о результатах проведенного контрольного мероприятия.
Доказательства являются достоверными, если они соответствуют фактическим данным и информации, полученным в ходе проведения контрольного мероприятия. При оценке достоверности доказательств следует исходить из того, что более надежными являются доказательства, собранные непосредственно инспекторами, полученные из внешних источников и представленные в форме документов.
Доказательства, использованные для подтверждения выводов, считаются относящимися к делу, если они имеют логическую, разумную связь с такими выводами.
5.2.5. В процессе сбора фактических данных необходимо учитывать, что не вся полученная информация может быть использована в качестве доказательств. Это относится, в частности, к информации, которая является противоречивой по своему содержанию или недостоверной, а также, если источник информации имеет личную заинтересованность в результате ее использования.
5.2.6. Доказательства, полученные на основе проверки и анализа фактических данных о предмете и деятельности объектов контрольного мероприятия, используются в виде документальных, материальных и аналитических доказательств.
Документальные доказательства получают на основе финансовой и иной документации на бумажных носителях или в электронном виде, представленной объектом контроля, вышестоящими и другими организациями, имеющей непосредственное отношение к предмету контрольного мероприятия или деятельности данного объекта.
Материальные доказательства получают при непосредственной проверке каких-либо процессов или в результате наблюдений за событиями. Они могут быть оформлены в виде документов (актов, протоколов), докладных записок или представлены в фотографиях, схемах, картах или иных графических изображениях.
Аналитические доказательства являются результатом анализа фактических данных и информации о предмете или деятельности объекта контрольного мероприятия, которые получают как от самого объекта контрольного мероприятия, так и из других источников.
5.2.7. Доказательства и иные сведения, полученные в ходе проведения контрольного мероприятия, соответствующим образом фиксируются в актах и рабочей документации и являются основой для подготовки отчета о его результатах.
5.3. Оформление актов
5.3.1. После завершения контрольных действий на объекте контрольного мероприятия оформляется акт по результатам контрольного мероприятия (далее - акт) по форме согласно приложению N 7 к настоящему Стандарту в двух экземплярах, содержание которого должно соответствовать требованиям, установленным настоящим пунктом.
Акт должен иметь сквозную нумерацию страниц. Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте в этой иностранной валюте и в рублях по официальному курсу иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату совершения соответствующей операции.
Акт состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта по результатам контрольного мероприятия на объекте контрольного мероприятия должна иметь следующую структуру:
наименование контрольного мероприятия;
предмет контрольного мероприятия;
дату и место составления акта;
кем и на каком основании проведено контрольное мероприятие;
проверяемый период деятельности объекта контрольного мероприятия;
сроки проведения контрольного мероприятия;
полное и сокращенное наименование и реквизиты объекта контрольного мероприятия;
ведомственную принадлежность объекта контрольного мероприятия и наименование его вышестоящей организации;
сведения об учредителях объекта контрольного мероприятия;
основные цели и виды деятельности объекта контрольного мероприятия;
имеющиеся у объекта контрольного мероприятия лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов объекта контрольного мероприятия в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
сведения о руководителе объекта контрольного мероприятия, который в проверяемом периоде отвечал за его финансово-хозяйственную деятельность;
сведения о главном бухгалтере (бухгалтере) объекта контрольного мероприятия;
когда Контрольно-счетной палатой проводились предыдущие контрольные действия на объекте контрольного мероприятия, принятые меры по устранению выявленных недостатков и нарушений;
краткая характеристика объекта контрольного мероприятия (при необходимости).
Описательная часть акта должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе контрольного мероприятия. В описательной части акта отражаются результаты контрольных действий по каждому проверенному вопросу программы контрольного мероприятия.
Если в ходе контрольного мероприятия установлено, что руководитель объекта контрольного мероприятия не выполнил какие-либо предложения (рекомендации), которые были даны Контрольно-счетной палатой по результатам предыдущих контрольных мероприятий, данный факт следует отразить в акте с указанием причин их невыполнения.
К акту прилагаются, при необходимости, таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, пронумерованный и подписанный ответственными должностными лицами.
5.3.2. При выявлении случаев нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба, они отражаются в акте, при этом следует указывать:
наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
виды и суммы выявленных нарушений и ущерба, при этом суммы указываются раздельно по годам, видам средств, а также по видам объектов имущества, находящегося в собственности города Фрязино, и формам их использования;
причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
виды и суммы выявленного и возмещенного в ходе контрольного мероприятия ущерба;
конкретных должностных лиц объекта контрольного мероприятия, допустивших нарушения;
принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.
5.3.3. При составлении акта должны соблюдаться следующие требования:
объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия;
четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных инспекторами Контрольно-счетной палаты, при наличии исчерпывающих ссылок на них.
В акте последовательно излагаются результаты контрольного мероприятия по всем вопросам, указанным в программе проведения контрольного мероприятия. В случае если по вопросу контрольного мероприятия не выявлено нарушений и недостатков, в акте делается запись: "По данному вопросу контрольного мероприятия нарушений и недостатков не выявлено".
Не допускается включение в акт различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документами, а также информации из материалов правоохранительных органов.
В акте не должны даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц объекта контрольного мероприятия, а также их характеристика с использованием таких юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение".
5.3.4. Акт составляют и подписывают оба его экземпляра все должностные лица Контрольно-счетной палаты, проводившие контрольное мероприятие на объекте контрольного мероприятия. Кроме того, руководитель контрольного мероприятия должен заверить подписями каждую страницу двух экземпляров акта.
В случае несогласия инспектора с изложением в акте результатов проверенных им вопросов, он вправе указать на наличие своего особого мнения. Особое мнение в письменном виде инспектор подает одновременно с подписанием им акта руководителю контрольного мероприятия, который незамедлительно докладывает об этом председателю Контрольно-счетной палаты. Особое мнение инспектора является приложением к акту.
5.3.5. При проведении контрольного мероприятия на нескольких объектах контроля составляются частные акты (разделы акта) по результатам контрольных мероприятий на объектах. Частный акт содержит сведения о результатах контрольного мероприятия и составляется руководителем контрольного мероприятия на каждом объекте контрольного мероприятия.
По результатам контрольного мероприятия руководителем составляется единый (сводный) акт. Сводный акт содержит обобщенные сведения о результатах контрольного мероприятия и составляется на основании частных актов (разделов акта), составленном на каждом объекте контрольного мероприятия.
Промежуточные акты составляются при оформлении результатов проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта контрольного мероприятия: при проведении встречной проверки, необходимость которой возникла в ходе контрольного мероприятия, ревизии кассы, инвентаризации товарно-материальных ценностей, контрольного обмера объемов выполненных работ, выверки взаимных расчетов и др. Проект акта готовит руководитель на каждом объекте контрольного мероприятия. Акт оформляется и подписывается всеми проверяющими на объекте контрольного мероприятия не позднее следующего дня после окончания контрольных действий (ревизии кассы, инвентаризации, контрольного обмера, выверки и др.).
5.3.6. Один экземпляр акта по результатам контрольного мероприятия на объекте контрольного мероприятия (сводный акт, частный акт, промежуточный акт) вручается руководителю или уполномоченному им должностному лицу данного объекта для ознакомления в срок, установленный программой контрольного мероприятия или рабочим планом. Вручение экземпляра акта производится под расписку в экземпляре акта, остающегося у руководителя контрольного мероприятия.
5.3.7. В случае несогласия руководителя или уполномоченного им должностного лица объекта контрольного мероприятия с фактами, изложенными в акте, ему предлагается расписаться в получении экземпляра акта с указанием на наличие замечаний. Замечания излагаются в письменном виде сразу или направляются в Контрольно-счетную палату в течение семи дней после вручения акта для ознакомления.
В случае поступления от руководителя объекта контрольного мероприятия или уполномоченного им должностного лица письменных замечаний, аудитор Контрольно-счетной палаты в течение пяти рабочих дней с даты поступления замечаний в Контрольно-счетную палату рассматривает их и, по согласованию с Председателем Контрольно-счетной палаты, направляет ответ руководителю соответствующего объекта контрольного мероприятия.
Письменные замечания руководителя объекта контрольного мероприятия или уполномоченного им должностного лица, заключение аудитора Контрольно-счетной палаты на представленные замечания прилагаются к акту и включаются в материалы контрольного мероприятия.
В случае несогласия руководителя объекта контрольного мероприятия или уполномоченного им должностного лица получить экземпляр акта для ознакомления, руководитель контрольного мероприятия делает в акте специальную запись об отказе в получении экземпляра акта. При этом, обязательно указываются: дата, время, обстоятельства и, по возможности, свидетели обращения к руководителю объекта контрольного мероприятия или уполномоченному им должностному лицу (или в структурное подразделение объекта контрольного мероприятия, ответственное за регистрацию входящей корреспонденции) с предложением ознакомиться, а также дата, время и обстоятельства получения отказа, либо период времени, в течение которого не был получен ответ о согласии ознакомиться с актом.
Не допускается представление для ознакомления руководителю объекта контрольного мероприятия или уполномоченному им должностному лицу проектов актов, не подписанных руководителем проверки и инспекторами.
Внесение в подписанные руководителем проверки и инспекторами акты каких-либо изменений на основании замечаний руководителя объекта контрольного мероприятия или уполномоченного им должностного лица и вновь представленных ими материалов не допускается.
5.3.8. Акт по результатам контрольного мероприятия на объекте контрольного мероприятия представляется руководителем контрольного мероприятия председателю Контрольно-счетной палаты не позднее трех рабочих дней после завершения мероприятия на объекте.
5.3.9. В ходе контрольного мероприятия также могут оформляться следующие виды актов:
акт по фактам создания препятствий инспекторам Контрольно-счетной палаты в проведении контрольного мероприятия;
акт по фактам выявленных на объекте контрольного мероприятия нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий;
акт по факту опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов на объекте контрольного мероприятия;
акт изъятия документов и материалов объекта контрольного мероприятия;
акт контрольного обмера с ведомостью пересчета объемов и стоимости выполненных работ;
акт по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объекта контрольного мероприятия документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного мероприятия.
5.3.10. Акт по фактам создания препятствий должностным лицам Контрольно-счетной палаты в проведении контрольного мероприятия составляется по форме согласно приложению N 8 к настоящему Стандарту в случаях отказа должностных лиц объекта контрольного мероприятия в:
допуске на указанный объект;
создании необходимых условий для работы должностных лиц Контрольно-счетной палаты.
При возникновении указанных случаев, руководитель контрольного мероприятия незамедлительно оформляет соответствующий акт с указанием: даты, времени, места, должности, инициалов и фамилии лица, допустившего противоправные действия.
При необходимости требования инспектора (аудитора) до составления акта предварительно оформляются в письменной форме и передаются руководителю или уполномоченному им должностному лицу объекта контрольного мероприятия.
Акт в течение суток с момента его составления представляется председателю Контрольно-счетной палаты и в копии - руководителю объекта контрольного мероприятия или уполномоченному им должностному лицу.
Аудитор Контрольно-счетной палаты по согласованию с Председателем Контрольно-счетной палаты должен принять необходимые меры в соответствии с действующим законодательством в отношении лиц, допускающих или допустивших противоправные действия. О принимаемых по указанным фактам мерах аудитор Контрольно-счетной палаты информирует Председателя Контрольно-счетной палаты.
На основании акта подготавливается предписание Контрольно-счетной палаты по фактам создания на объекте контрольного мероприятия препятствий в проведении контрольного мероприятия в соответствии с пунктом 5.4. настоящего Стандарта.
5.3.11. Акт по фактам выявленных нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий (в том числе, в случае неведения или запущенности бюджетного или бухгалтерского учета объектом контрольного мероприятия), оформляется по форме согласно приложению N 9 к настоящему Стандарту незамедлительно при выявлении в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений, наносящих прямой непосредственный ущерб и содержащих признаки состава преступления.
О факте оформления указанного акта информируется председатель Контрольно-счетной палаты.
Указанный акт оформляется руководителем контрольного мероприятия в двух экземплярах, один из которых передается под расписку руководителю проверяемого объекта или уполномоченному им должностному лицу с требованием предоставить письменные объяснения по выявленным нарушениям и принять необходимые меры по пресечению противоправных действий.
В случаях отказа указанных должностных лиц объекта контрольного мероприятия от письменного объяснения по в
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт внешнего муниципального финансового контроля "Стандарт проведения контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой города Фрязино" (утв. распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Фрязино Московской области от 29 января 2016 г. N 16)
Текст Стандарта официально опубликован не был