Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение
между Правительством Московской области, Союзом "Московское областное объединение организаций профсоюзов" и Объединениями работодателей Московской области на 2018 - 2020 годы
от 19 декабря 2017 г. N 191
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Правительства Московской области (далее - Правительство), Союза "Московское областное объединение организаций профсоюзов" (далее - Профсоюзы), объединений работодателей Московской области (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, заключили Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Московской области, Союзом "Московское областное объединение организаций профсоюзов" и объединениями работодателей Московской области на 2018 - 2020 годы (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на региональном уровне.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики, повышения ее конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста работников.
Соглашение служит основой для переговоров и заключения областных отраслевых (межотраслевых) соглашений (далее - областные отраслевые соглашения), территориальных (городских, районных) соглашений, отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашений (далее - территориальные соглашения) и коллективных договоров в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - коллективные договоры).
Стороны рассматривают обязательства данного Соглашения как минимальные, которые должны быть обеспечены, дополнены и развиты в рамках заключения и реализации областных отраслевых и территориальных соглашений.
Для обеспечения реализации настоящего Соглашения стороны на принципах равноправного взаимодействия разрабатывают документы, организуют и проводят мероприятия, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий.
Обязательства Правительства, вытекающие из Соглашения, реализуются центральными исполнительными органами государственной власти Московской области в пределах своей компетенции или непосредственно Правительством Московской области в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Стороны признают необходимым заключение областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров и обязуются оказывать трудовым коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие в решении социально-трудовых вопросов.
Закрепленные в ряде пунктов Соглашения обязательства, требующие финансирования из бюджета Московской области, учитываются при составлении бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
Присоединение к Соглашению работодателей и профсоюзов, действующих на территории Московской области, осуществляется в соответствии с Законом Московской области от 31.03.1999 N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области".
1. Социально-экономическая политика
Стороны считают основной задачей на предстоящий период проведение активной политики по созданию условий для формирования динамичной и эффективной экономики, позволяющей обеспечить устойчивое экономическое развитие Московской области, и на этой основе создание условий для повышения уровня и качества жизни населения Московской области. В этих целях:
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. Разрабатывают в адрес федеральных органов государственной власти, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Центрального федерального округа предложения, способствующие созданию условий для формирования динамичной и эффективной экономики, совершенствованию налоговой и тарифной политики.
1.1.2. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики, сбалансированному развитию промышленности и сектора услуг с использованием рыночных механизмов, обеспечению мер государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, осуществляют анализ реализации и действия законов, принятых в Московской области, по созданию условий успешного развития инвестиционной деятельности.
1.1.3. Проводят мониторинг социально-трудовой сферы Московской области по основным социально-экономическим показателям, принимают меры по их улучшению и информируют Московскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) о его результатах. Осуществляют взаимные консультации по вопросам бюджетной и налоговой политики, при разработке прогнозов социально-экономического развития Московской области и государственных программ Московской области.
1.1.4. Вырабатывают решения по защите интересов организаций, потребителей против установления необоснованно завышенных цен (тарифов) на услуги естественных монополий (электрическая и тепловая энергия).
1.1.5. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий.
Участвуют в соответствии с законодательством Российской Федерации в процессе формирования мнения по принятию решения о продаже, ликвидации или банкротстве организации.
1.1.6. Создают условия для обеспечения ежегодного роста производительности труда.
1.1.7. Содействуют развитию потребительского рынка, максимальному удовлетворению потребности населения в товарах и услугах широкого ассортимента в пределах ценовой и территориальной доступности. Содействуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, продвижению продукции местных товаропроизводителей на региональный и межрегиональный рынки.
1.2. Правительство:
1.2.1. Проводит целенаправленную инвестиционную политику Московской области. Содействует формированию благоприятной среды для привлечения инвестиционных ресурсов в экономику и социальную сферу Московской области.
Содействует внедрению современных методов управления в экономику Московской области на основе новых информационных технологий.
1.2.2. Оказывает необходимую поддержку хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в Московской области, не имеющим задолженности по выплате заработной платы, соблюдающим обязательства региональных, областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
1.2.3. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики Московской области и созданию благоприятных условий для их хозяйственной деятельности. Проводит информационно-аналитический мониторинг состояния предпринимательства в Московской области.
1.2.4. Осуществляет меры по реализации государственных программ Московской области, оказывает содействие муниципальным образованиям Московской области в разработке муниципальных программ Московской области.
1.2.5. Содействует обновлению основных производственных фондов в организациях Московской области, в том числе в организациях научно-промышленного и агропромышленного комплексов, а также в организациях, осуществляющих деятельность, имеющую социальное значение.
1.2.6. Осуществляет своевременное финансовое обеспечение работ по строительству объектов гражданского и дорожного строительства, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период, порядком формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Московской области и иными нормативными правовыми актами Московской области.
1.2.7. Содействует модернизации жилищно-коммунального комплекса и финансовой стабильности его организаций, направленных на повышение качества предоставляемых услуг.
1.2.8. Принимает меры по улучшению работы пассажирского транспорта общего пользования, осуществляет финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду, в пределах средств, предусмотренных законом Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год плановый период и в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
1.2.9. Устанавливает регулируемые тарифы, обеспечивающие соблюдение баланса экономических интересов потребителей и регулируемых организаций в рамках Сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
1.2.10. Проводит работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей правовое положение государственных учреждений (казенных, бюджетных, автономных), системы и механизмов бюджетного обеспечения оказания услуг (выполнения работ) в рамках государственного задания.
1.3. Профсоюзы:
1.3.1. Способствуют устойчивой социально-экономической работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников. Участвуют в организации трудового соревнования в организациях. Распространяют передовой опыт.
1.3.2. Способствуют участию работников в управлении производством. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных государственными программами развития Московской области.
1.3.3. Оказывают практическую помощь организациям в проведении коллективных переговоров по разработке и заключению коллективных договоров, контролируют их выполнение.
1.3.4. Через своих представителей в установленном законодательством Российской Федерации порядке участвуют в работе комиссий при Правительстве Московской области по вопросам социально-трудовых отношений.
1.4. Работодатели:
1.4.1. Принимают меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, обновлению основных фондов, повышению производительности труда, по внедрению прогрессивной техники и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, созданию дополнительных рабочих мест.
1.4.2. Участвуют в подготовке бизнес-планов инвестиционных проектов и проводимых в Московской области мероприятий по вопросам защиты интересов предпринимателей.
1.4.3. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет Московской области, бюджеты муниципальных образований Московской области и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
1.4.4. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции (услуг) на российский и зарубежный рынки сбыта в соответствии с международными нормами.
1.4.5. Ежеквартально информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства. Предоставляют Сторонам информацию о предстоящих реорганизации, реформировании, ликвидации организаций.
1.4.6. Обеспечивают профкомам, профорганизаторам, соответствующим центральным исполнительным органам государственной власти Московской области беспрепятственное получение информации по социально-трудовым вопросам.
2. Заработная плата, доходы, социальная защищенность
Стороны считают основной задачей в предстоящий период обеспечение повышения уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов, активизации покупательной способности граждан как залога роста экономики, ее инновационной направленности. В этих целях:
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Содействуют реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части увеличения размера реальной заработной платы.
2.1.2. Один раз в году заключают Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом "Московское областное объединение организаций профсоюзов" и объединениями работодателей Московской области (далее - Соглашение о минимальной заработной плате).
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате.
2.1.3. Проводят работу по включению в региональные, областные отраслевые и территориальные соглашения обязательств по повышению уровня минимальной заработной платы и средней заработной платы, обеспечивающих реализацию обязательств в части оплаты труда, установленных настоящим Соглашением.
2.1.4. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях, применяющих тарифные системы оплаты труда. При заключении областных отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров предусматривают установление оптимального соотношения тарифной и надтарифной частей в структуре заработной платы работников, долю фонда оплаты труда в объеме полученного дохода (прибыли), долю фонда оплаты труда в себестоимости продукции (услуг).
2.1.5. Осуществляют контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в организациях всех форм собственности.
2.1.6. Не допускают снижения установленных показателей оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом.
Устанавливают часть стоимости путевки, оплачиваемую из семейного бюджета, не выше 10 процентов от ее полной стоимости.
Осуществляют расходы на оздоровление детей и подростков в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на текущий финансовый год и плановый период и за счет средств организаций.
Рекомендуют органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области выделять средства из бюджетов муниципальных образований на оздоровление детей и подростков в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
2.1.7. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов.
2.1.8. Принимают меры по недопущению занижения реальной заработной платы с использованием скрытых форм оплаты труда в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2.1.9. Принимают меры по соблюдению законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании работников в организациях, находящихся в стадии банкротства.
2.1.10. Принимают необходимые меры для проведения диспансеризации работников организаций и учреждений Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
2.2. Правительство:
2.2.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области при составлении проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период предусматривает средства на:
обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с размером тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного законодательством Российской Федерации;
обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей работников бюджетной сферы;
осуществление региональной социальной доплаты к пенсии пенсионерам, имеющим место жительства в Московской области, в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законодательством Московской области;
ежемесячное пособие на ребенка гражданам в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения;
единовременное пособие на рождение (усыновление) ребенка;
предоставление мер социальной поддержки работникам бюджетной сферы Московской области, работающим и имеющим место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области;
социальные пособия студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям граждан.
2.2.2. Разрабатывает меры социальной поддержки работников государственных учреждений Московской области. Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при формировании бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на социальную поддержку работников муниципальных учреждений, в том числе направленные на их оздоровление.
2.2.3. Обеспечивает повышение заработной платы работникам бюджетной сферы Московской области с учетом уровня инфляции в Российской Федерации в соответствующем году.
Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области включать в территориальные соглашения аналогичные обязательства для муниципальных учреждений.
Предусматривает в бюджете Московской области и рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области предусмотреть в бюджетах муниципальных образований на очередной финансовый год и на плановый период средства на повышение заработной платы.
2.2.4. Обеспечивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке определение и публикацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума в Московской области.
2.2.5. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечении услугами телефонной связи, при проезде на пассажирском транспорте по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
2.2.6. Принимает меры по обеспечению населения Московской области, в том числе льготных категорий граждан, медицинской помощью и лекарственными средствами в объемах, предусмотренных программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
2.2.7. Проводит реформу жилищно-коммунального хозяйства при условии соблюдения правовой и социальной защищенности населения Московской области.
2.2.8. Осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги не чаще одного раза в год и предусматривает меры социальной поддержки населения Московской области.
2.2.9. Принимает меры по недопущению увеличения максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи выше уровня, соответствующего федеральному стандарту.
В соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим место жительства в Московской области.
Осуществляет государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области переданных законом Московской области государственных полномочий Московской области по организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области проводить разъяснительную работу о порядке предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, используя средства массовой информации.
2.2.10. Реализует мероприятия, направленные на развитие транспортной системы Московской области, на основе экономически обоснованной тарифной и финансовой политики и с учетом социальной доступности транспортных услуг. Предварительно информирует Комиссию об изменении тарифов на пассажирские перевозки.
2.2.11. Принимает меры по развитию государственной системы социальных служб в Московской области.
2.3. Профсоюзы:
2.3.1. Обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюза в сфере социально-трудовых отношений, в области коллективных прав и интересов - всех работников организаций, присоединившихся к Соглашению.
2.3.2. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства. Выходят с инициативой по привлечению к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушение трудовых прав работников.
2.3.3. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты работникам организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3.4. Осуществляют в пределах своих полномочий общественный контроль за исчислением работодателями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
2.3.5. Содействуют реализации Московской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи.
2.3.6. Участвуют в подготовке и проведении мероприятий по оздоровлению детей и подростков, по безопасности нахождения детей в детских оздоровительных учреждениях, находящихся на балансе организаций, а также иных оздоровительных учреждений в рамках общественного контроля.
2.3.7. Посредством участия в работе общественных комиссий по жилищным вопросам при органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляют контроль за постановкой на учет работников, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением им жилья.
2.3.8. Организуют обсуждение проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам и осуществляют в пределах своих полномочий контроль за их реализацией.
2.3.9. Информируют работников организаций о результатах мониторинга социально-трудовой сферы.
2.3.10. Осуществляют контроль за выполнением обязательств региональных, областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет повышения ее уровня в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.
2.4. Работодатели:
2.4.1. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате.
2.4.2. Принимают меры по обеспечению ежегодного роста средней заработной платы во внебюджетном секторе экономики не ниже уровня инфляции в Московской области в соответствующем году и доведению средней заработной платы до уровня не ниже 4,3 величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для трудоспособного населения.
2.4.3. Не допускают появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций.
2.4.4. В рамках социальной (нефинансовой) отчетности информируют Профсоюзы и Правительство о размерах минимальной и средней заработной платы в организациях. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных органов информацию об оплате труда различных категорий работников.
2.4.5. Осуществляют меры по сохранению и обеспечению функционирования санаториев-профилакториев, баз отдыха, домов культуры, спортивных сооружений, детских оздоровительных и образовательных организаций дополнительного образования детей, находящихся на балансе организаций.
2.4.6. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или в рабочее время с согласия работодателя.
2.4.7. Обеспечивают своевременное и в полном объеме перечисление страховых взносов во внебюджетные государственные фонды, страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии и информируют застрахованных лиц об их уплате.
3. Содействие занятости и кадровое обеспечение организаций
Стороны считают основной задачей на предстоящий период развитие и модернизацию всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, формирование конкурентоспособного кадрового потенциала, обеспечивающего социально-экономическое развитие Московской области, обеспечение гарантий в сфере занятости населения и учет интересов работников и работодателей. В этих целях:
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. При разработке и реализации государственных программ Московской области обеспечивают создание и (или) сохранение рабочих мест для жителей Московской области.
3.1.2. В целях привлечения и закрепления в экономике Московской области высококвалифицированных специалистов и сокращения объемов трудовой миграции жителей Московской области реализуют мероприятия, содействующие повышению престижа рабочих профессий, уровня квалификации персонала организаций, привлечению молодежи на производство, проводимые в рамках Праздника труда Подмосковья, Дня молодежи, в том числе по проведению информационно-пропагандистских кампаний с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий. Организуют проведение конкурсов в социально-трудовой сфере. Обеспечивают участие победителей областных конкурсов в окружных, федеральных и всероссийских конкурсах, в том числе чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkillsRussia.
3.1.3. Участвуют в организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан, в том числе для обучающихся в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малообеспеченных семей, а также состоящим на учете в комиссиях муниципальных образованиях Московской области по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.1.4. Разрабатывают комплекс мер по содействию трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций с участием работодателей.
3.1.5. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в экономику региона.
Ежегодно на заседании Комиссии рассматривают вопрос о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов, а также профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности.
3.1.6. Проводят работу по текущему и перспективному прогнозированию потребности в рабочих кадрах и специалистах в разрезе профессионально-квалификационной структуры в целях организации их подготовки.
3.1.7. Осуществляют реализацию мероприятий по подготовке высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов, и передовых технологий. Содействуют активному участию работодателей при общественной оценке качества образования.
3.1.8. Осуществляют мероприятия по совершенствованию и развитию системы подготовки и переподготовки работников организаций, в том числе малого и среднего предпринимательства, в Московской области в соответствии с потребностями рынка труда.
3.1.9. Не допускают превышения уровня общей безработицы 3,5 процента от числа экономически активного населения Московской области, уровня регистрируемой безработицы - 0,7 процента от числа экономически активного населения Московской области.
В случае возникновения критической ситуации на рынке труда принимают экстренные меры, направленные на снижение социальной напряженности, поддержку увольняемых работников. Правительство и объединения работодателей Московской области участвуют в софинансировании реализуемых мероприятий.
3.1.10. Разрабатывают и осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций. При введении внешнего управления обеспечивают действие коллективного и трудовых договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1.11. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности.
3.1.12. Руководствуются следующими критериями для определения случаев массового увольнения работников:
ликвидация организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 10 и более человек;
сокращение численности или штата работников организации в количестве 20 и более человек в течение 30 календарных дней;
100 и более человек в течение 60 календарных дней;
300 и более человек в течение 90 календарных дней.
3.1.13. Разрабатывают и реализуют меры, предусматривающие создание условий для продолжения трудовой деятельности работников предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе привлечение их в качестве наставников для молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности.
3.1.14. Содействуют распространению положительного опыта организаций по формированию эффективного кадрового потенциала, систем мотивации и стимулирования персонала к высокопроизводительному труду.
3.1.15. Оказывают консультационную помощь по вопросам социально-трудовых отношений и занятости жителям Московской области и организациям, осуществляющим деятельность на территории Московской области.
3.1.16. Содействуют расширению возможностей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов и молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе через механизм квотирования рабочих мест в организациях Московской области.
3.2. Правительство:
3.2.1. Формирует контрольные цифры приема на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях с учетом кадровых потребностей экономики Московской области. Предпринимает меры по оказанию содействия организациям, осуществляющим за счет собственных средств укрепление материально-технической базы школ и профессиональных образовательных организаций Московской области, в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области.
3.2.2. Содействует созданию новых рабочих мест, в том числе в организациях малого предпринимательства, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития.
Оказывает поддержку малому предпринимательству, организует самозанятость безработных граждан.
3.2.3. Содействует развитию системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда. Содействуют занятости молодежи.
3.2.4. Организует профессиональную ориентацию граждан, психологическую поддержку и профессиональное обучение безработных граждан в рамках реализации государственных программ Московской области в части содействия занятости населения Московской области.
3.2.5. Учитывает участие организаций в системе социального партнерства и выполнение ими условий настоящего Соглашения при рассмотрении заявок на привлечение иностранных работников.
3.2.6. Организует оказание методического и правового содействия муниципальным образованиям Московской области в осуществлении строительства муниципальных общежитий для молодых специалистов с долевым участием градообразующих предприятий.
3.2.7. Реализует мероприятия по комплексному решению проблем развития жилищного строительства, обеспечивающего доступность жилья широким слоям населения Московской области, в том числе строительства жилья экономического класса, создания фонда жилья, предоставляемого по договору аренды (найма).
3.3. Профсоюзы:
3.3.1. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства при заключении трудовых договоров, изменении определенных сторонами условий трудового договора, в том числе по сокращению численности или штата работников, предоставлении льгот, гарантий и компенсаций в процессе трудовой деятельности, а также при реорганизации и ликвидации организаций.
3.3.2. Добиваются через областные отраслевые и территориальные соглашения, коллективные договоры сохранения рабочих мест, создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намечаемых к увольнению, предоставления высвобождаемым работникам льгот и компенсаций, сверх установленных законодательством Российской Федерации.
3.3.3. Вносят в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области предложения о приостановке решений работодателей о массовом увольнении работников. Выступают в поддержку требований работников о приостановке выполнения решения по массовому увольнению работающих или поэтапному проведению данного мероприятия.
3.3.4. Информируют работников организаций в Московской области об изменениях законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области в социально-трудовой сфере.
3.4. Работодатели:
3.4.1. Проводят работу по формированию эффективного кадрового потенциала, систем мотивации и стимулирования персонала к высокопроизводительному труду.
3.4.2. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников, намеченных к увольнению. Предоставляют в государственные казенные учреждения Московской области центры занятости населения, профсоюзные органы информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений.
3.4.3. Взаимодействуют с профессиональными образовательными организациями Московской области в вопросах качества подготовки кадров, включая участие в разработке содержания профессиональных образовательных программ и общественную оценку качества образования, развития государственно-частного партнерства, совершенствования их материально-технической базы.
3.4.4. Обеспечивают приоритетное предоставление рабочих мест, создаваемых в рамках реализации на территории Московской области инвестиционных проектов, жителям Московской области.
3.4.5. Обеспечивают выпускникам профессиональных образовательных организаций гарантии от увольнения в связи с сокращением штата работников в первые два года после обучения.
3.4.6. Формируют заявки на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях на договорной основе, предоставляют рабочие места для прохождения производственной практики, используют формы стимулирования обучающихся в целях их закрепления в организации. Способствуют адаптации молодых работников на производстве, развитию системы наставничества в организациях.
3.4.7. Осуществляют практику долгосрочных соглашений с профессиональными образовательными организациями Московской области, предусматривающих софинансирование образовательного процесса.
3.4.8. Организуют в производственных подразделениях организаций трудовое соревнование и конкурсы профессионального мастерства, способствующие повышению производительности труда работников.
3.4.9. Оказывают исходя из возможностей организации материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штата организации. Не допускают в связи с сокращением численности или штата работников увольнения работников, члены семьи которых находятся на их иждивении и не имеют самостоятельного заработка, а также одновременного увольнения работников - членов одной семьи.
3.4.10. Обеспечивают выполнение установленной им в соответствии с нормативными правовыми актами Московской области квоты для приема на работу граждан, особо испытывающих трудности в поиске работы.
3.4.11. Содействуют организации рабочих мест для проведения общественных работ и реализации мероприятий по временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
3.4.12. Принимают меры по обеспечению увольняемых работников организаций-банкротов преимущественным правом трудоустройства на не менее чем 70 процентов рабочих мест в организациях, создаваемых на базе их имущества.
3.4.13. Гарантируют работникам, увольняемым по сокращению численности или штата, сохранение очереди на получение и приобретение жилья, предусмотренной локальными актами работодателя, а также пользование детскими дошкольными образовательными организациями, находящимися на балансе работодателя, на срок не менее двух лет после увольнения.
3.4.14. Не допускают массового увольнения работников, связанного с совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов работников.
3.4.15. Осуществляют привлечение и использование иностранных работников с учетом соблюдения приоритетного права жителей Московской области на трудоустройство и мнения профсоюзов.
3.4.16. Проводят обучение руководителей и специалистов организаций по вопросам, регулируемым международными нормами и правилами, внедрению систем качества.
4. Охрана труда и экологическая безопасность
В целях сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшения условий труда, а также соблюдения требований и норм экологической безопасности в качестве приоритетных направлений сотрудничества на предстоящий период:
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Обеспечивают за время действия Соглашения достижение следующих целевых показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда в Московской области:
снижение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих до 1,3;
увеличение доли работодателей, не имеющих случаев производственного травматизма до 90,0 процентов в общем количестве организаций (работодателей), осуществляющих деятельность на территории Московской области;
снижение доли работников, занятых на рабочих местах, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, до 40 процентов в общем числе работников, занятых на рабочих местах, прошедших оценку условий труда.
4.1.2. Обеспечивают разработку и реализацию на всех уровнях социального партнерства программ улучшения условий и охраны труда, соглашений по охране труда работодателей и уполномоченных работниками представительных органов, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда работников.
4.1.3. Организуют проведение семинаров, конкурсов, конференций, выставок и иных мероприятий по вопросам охраны труда.
4.1.4. Содействуют повышению квалификации специалистов по экологической безопасности.
4.1.5. Организуют и осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства в организациях в Московской области.
4.1.6. Содействуют организации и проведению мероприятий, осуществляемых на территории Московской области в рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности.
4.1.7. Участвуют в совершенствовании системы управления охраной труда в Московской области.
4.1.8. Способствуют дальнейшему развитию проекта "Декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и работодателей".
4.1.9. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственного контроля и надзора по вопросам реализации ими на территории Московской области надзорных и контрольных функций в сфере охраны труда.
4.1.10. Проводят работу по установлению гарантий и компенсаций для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Размер, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам закрепляются в локальных нормативных актах работодателя, принятых с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
4.1.11. Предусматривают в областных отраслевых и территориальных соглашениях предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля.
4.1.12. Рекомендуют органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области создавать координационные советы по охране труда с участием в их составе сторон социального партнерства и представителей Государственной инспекции труда в Московской области.
4.2. Правительство:
4.2.1. Обеспечивает на территории Московской области реализацию государственной политики в области охраны труда.
4.2.2. Осуществляет государственную экспертизу условий труда в соответствии с трудовым законодательством.
4.2.3. Содействует проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах организаций.
4.2.4. Координирует проведение на территории Московской области обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда.
4.2.5. Организует участие представителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в расследовании несчастного случая на производстве, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая на производстве со смертельным исходом.
4.2.6. Организует работу информационно-справочной службы "Горячая линия" по вопросам охраны труда.
4.2.7. Предусматривает в бюджете Московской области средства на реализацию мероприятий по охране труда и проведение специальной оценки условий труда в организациях, финансируемых из областного бюджета.
4.3. Профсоюзы:
4.3.1. Инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда.
4.3.2. Организуют проведение выборов в первичных профсоюзных организациях уполномоченных (доверенных) лиц профкомов по охране труда и их обучение в аккредитованных образовательных организациях.
4.3.3. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также контроль за выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда.
4.3.4. Проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, инициируют проведение государственной экспертизы условий труда.
4.3.5. Содействуют направлению на санаторно-курортное лечение в первоочередном порядке работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
4.3.6. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случае со смертельным исходом.
4.3.7. Обеспечивают участие своих представителей в работе координационных советов по охране труда муниципальных образований Московской области, комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, комиссий по проведению специальной оценки условий труда.
4.3.8. Осуществляют общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и требований норм экологической безопасности в организациях.
4.4. Работодатели:
4.4.1. Принимают меры по недопущению сокрытия групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, направляя в установленные сроки извещение по установленной законодательством Российской Федерации форме:
в территориальный отдел надзора Государственной инспекции труда в Московской области по месту происшествия несчастного случая;
в городскую (районную) прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
в Министерство социального развития Московской области и (или) орган местного самоуправления муниципальных образований Московской области по месту государственной регистрации организации;
в филиал Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации работодателя в качестве страхователя;
в Союз "Московское областное объединение организаций профсоюзов".
4.4.2. Обеспечивают приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, только прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия.
4.4.3. Принимают меры по сокращению численности работников, занятых на рабочих местах, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.4.4. Обеспечивают оценку качества проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах организаций, в спорных случаях организуют проведение государственной экспертизы условий труда.
4.4.5. Создают за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
4.4.6. В целях оценки условий труда обеспечивают беспрепятственный допуск на территорию организации должностных лиц Министерства социального развития Московской области, представителей технической инспекции труда Союза "Московское областное объединение организаций профсоюзов" и организаций профсоюзов Московской области.
4.4.7. Содействуют деятельности уполномоченных (доверенных) лиц профкомов по охране труда в организациях по проведению общественного контроля условий труда работников.
4.4.8. Обеспечивают проведение обучения и подготовку специалистов всех уровней и представителей профсоюзов для работы в комиссиях по вопросам специальной оценки условий труда, а также проведение обучения и подготовку уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.
4.4.9. Обеспечивают финансирование проведения специальной оценки условий труда в организациях.
4.4.10. Привлекают средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
4.4.11. Обращаются в Фонд социального страхования Российской Федерации для установления скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5. Социальная и правовая защита молодежи, укрепление семьи, забота о материнстве и детстве
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Разрабатывают и реализуют систему мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов молодых граждан, женщин, детей. Участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем молодежи, материнства и детства.
5.1.2. Взаимодействуют с общественными организациями и объединениями, зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по проблемам молодежи, женщин, семьи и детей, оказывают содействие в создании и деятельности их объединений.
5.1.3. Содействуют улучшению положения женщин, их адаптации на рынке труда Московской области, в том числе:
- профессиональной переподготовке, обучению и переобучению, повышению квалификации женщин после перерыва трудовой деятельности, связанного с уходом за детьми;
- установлению женщинам, имеющим малолетних детей, по их желанию гибкого графика работы либо неполного режима рабочего времени.
Разрабатывают и реализуют меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
5.1.4. Распространяют и используют положительный опыт работы с молодежью в Московской области.
Содействуют привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных спортивных соревнованиях, а также организуют региональные спортивные соревнования среди молодежи по массовым видам спорта.
Создают условия для развития молодежного туризма.
5.1.5. Осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни (борьба против наркомании, табакокурения, профилактика ВИЧ-инфекции) и способствуют с этой целью проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций и иных мероприятий).
5.1.6. Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей. Способствуют решению жилищных проблем молодежи.
5.1.7. Способствуют увеличению представительства женщин и молодежи в органах исполнительной власти Московской области всех уровней, в объединениях профсоюзов и работодателей.
5.1.8. Содействуют сохранению и развитию инфраструктуры и материально-технической базы организаций, используемой для отдыха и оздоровления детей, семейного отдыха.
Осуществляют мониторинг использования организациями инфраструктуры и материально-технической базы, предназначенной для отдыха и оздоровления детей.
5.1.9. Разрабатывают и реализуют меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для молодежи по следующим направлениям:
- развитие практики стажировки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций;
- проведение консультаций по вопросу совершенствования нормативной правовой базы в части предоставления рабочих мест для молодежи, впервые вышедшей на рынок труда;
- организация профориентационных экскурсий на предприятия, в организации и учреждения различных форм собственности.
5.2. Правительство:
5.2.1. Обеспечивает меры по поддержке молодежи в области охраны труда и здоровья, профилактики опасных заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
5.2.2. Реализует меры социальной поддержки молодежи, семьи и детей, в том числе студенческих семей, проживающих в Московской области, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
5.2.3. Проводит мониторинг по проблемам молодежи, семьи, материнства и детства. Информирует Комиссию о наблюдаемых изменениях.
5.3. Профсоюзы:
5.3.1. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, женщин.
5.3.2. Способствуют организации трудового соперничества, конкурсов профессионального мастерства среди молодежи, в том числе чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkills Russia.
5.3.3. Инициируют создание в организациях советов (комиссий, комитетов) по работе с молодежью.
5.3.4. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, в организации досуга и отдыха.
5.3.5. Вовлекают молодежь в ряды членов профсоюза, содействуют созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи.
5.3.6. Вырабатывают и реализуют меры поощрения молодежи из числа членов профсоюза, добившихся высоких показателей в труде и учебе, в работе профсоюзных организаций.
5.3.7. Содействуют возрождению шефства организаций над учебными заведениями, оказывают организационную помощь в проведении профориентационной работы в учебных заведениях.
5.3.8. Участвуют в реализации Концепции гендерной политики Федерации Независимых Профсоюзов России. Обучают профсоюзные кадры основам гендерного подхода в социально-трудовых отношениях.
5.3.9. В целях повышения правовых и экономических знаний проводят обучение молодых работников и студентов основам трудового законодательства, социального партнерства и других социально-экономических вопросов.
5.4. Работодатели:
5.4.1. Разрабатывают в организациях целевые комплексные программы по работе с молодежью, обеспечивают их финансирование и реализацию.
5.4.2. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы молодежных трудовых отрядов.
5.4.3. Проводят дни открытых дверей, профориентационные экскурсии в организациях с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
5.4.4. Совместно с профсоюзами проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".
5.4.5. Обеспечивают гендерное равенство в вопросах оплаты труда, назначении на руководящие должности, при приеме на работу.
5.4.6. Принимают меры по профессиональному росту работающих женщин, а также профессиональному обучению и переобучению женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности.
5.4.7. Оказывают помощь в работе комиссий по охране материнства и детства, созданных в организациях.
6. Развитие социального партнерства
В целях обеспечения дальнейшего развития социального партнерства, эффективного использования его возможностей при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, регулирования трудовых отношений:
6.1. Стороны совместно:
6.1.1. Принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение, после ознакомления с ними Сторон и консультаций на уровне Комиссии. Обеспечивают возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес. Организуют проведение совещаний, научно-практических конференций, "круглых столов".
6.1.2. Стороны обязуются по решению Комиссии разрабатывать планы мероприятий, для реализации отдельных обязательств Соглашения, и формировать совместные рабочие группы.
6.1.3. Поддерживают инициативу российских объединений работодателей по развитию корпоративной социальной ответственности и рассматривают возможность введения в Московской области механизма формирования социальной (нефинансовой) отчетности организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в Московской области.
6.1.4. Совершенствуют формы контроля за выполнением заключенных региональных, областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров, в том числе формы взаимодействия с контрольно-надзорными органами, обеспечивают информационный обмен по указанным вопросам.
6.1.5. Содействуют распространению принципов социального партнерства в организациях с участием инвестиционных компаний, в том числе на стадии подготовки инвестиционных соглашений.
6.1.6. Проводят согласованную политику по вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению областных, областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров, созданию профсоюзных организаций на предприятиях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
6.1.7. Организуют ежегодное обучение представителей профсоюзов, работодателей, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и другие мероприятия, направленные на дальнейшее развитие социального партнерства, совершенствование форм и методов регулирования социально-трудовых отношений, в том числе на базе Негосударственного учреждения "Учебный центр Московского областного объединения организаций профсоюзов".
6.1.8. Организуют освещение вопросов социального партнерства, ход реализации Соглашения, работу Комиссии в средствах массовой информации Московской области и муниципальных образований Московской области, на официальных сайтах Сторон.
6.1.9. Рекомендуют образовательным организациям Московской области включать в образовательные программы уроки профориентации, основ трудового законодательства, социального партнерства, охраны труда и экологии.
6.1.10. Содействуют развитию социального партнерства на уровне муниципальных образований Московской области, заключению территориальных соглашений. Разрабатывают согласованные рекомендации по развитию социального партнерства на территориальном уровне с утверждением их на Комиссии.
6.1.11. Рекомендуют органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области:
- формировать трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключать территориальные соглашения с привлечением глав городских и сельских поселений, расположенных на их территории;
- включать в состав общественных комиссий при органах местного самоуправления представителей координационных советов профсоюзов и территориальных объединений работодателей.
6.1.12. Оказывают содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений профсоюзов и работодателей, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Организуют взаимодействие и мероприятия с участием представителей профсоюзов и работодателей Московской области.
6.1.13. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в их разрешении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.1.14. Обеспечивают участие Комиссии и ее постоянно действующих рабочих групп в работе по рассмотрению заявок участников регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" и областного конкурса коллективных договоров организаций, совершенствованию порядка проведения конкурсов, а также определению и награждению их победителей.
6.1.15. Совершенствуют правовую базу коллективно-договорного регулирования в сфере труда, содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого и среднего предпринимательства и обеспечивают проведение коллективно-договорной компании в текущем году.
Профсоюзы совместно с Работодателями не позднее I квартала обеспечивают заключение коллективных договоров, предусматривая в них:
размер минимальной заработной платы работника не ниже установленной действующим Соглашением о минимальной заработной плате;
размер доли тарифной части в заработной плате работника в размере не менее 65 процентов;
размер индексации заработной платы не ниже темпов роста потребительских цен;
порядок установления соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате работников организации в кратности от 1 до 6;
размеры тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленных в отраслевых соглашениях (минимальной заработной платы в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате);
сроки выплаты заработной платы;
размер денежной компенсации работнику за задержку выплаты заработной платы из расчета не ниже одной сотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты заработной платы по день фактического расчета включительно;
положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы с возмещением среднего заработка за весь период ее задержки;
графики погашения задолженности по выплате заработной платы;
оплату работникам за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности (вследствие болезни или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве) в размере среднего заработка за первые три дня нетрудоспособности;
оплату выходного пособия при сокращении численности или штата работников из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя;
размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации;
размер средств на социальную поддержку работников и членов их семей, в том числе на проезд, жилищно-коммунальные услуги, питание, приобретение (строительство) жилья, оздоровление;
размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций для работников, условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда;
доплаты до среднего утраченного заработка, при переводе по медицинским показаниям работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на другую работу, до момента установления им профессиональной заболеваемости или выздоровления;
переподготовку работников, увольняемых до наступления срока расторжения трудового договора в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации;
повышение квалификации и профессионального уровня работников, в том числе в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
повышение квалификации и профессионального уровня специалистов кадровых служб;
разработку и реализацию программ наставничества и адаптации молодых работников на производстве, а также формирования кадрового резерва организации;
профессиональную подготовку и переподготовку работников предпенсионного и пенсионного возраста с целью продолжения ими трудовой деятельности в соответствии с потребностью работодателя;
укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций Московской области;
обязательства по проведению специальной оценки условий труда и выполнению разработанных планов мероприятий по улучшению условий труда работников;
соответствующий размер, порядок и условия предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля;
мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
гарантии и возможность расширения прав молодежи и женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых;
положения по работе с молодежью, в том числе направленные на предоставление мер социальной защиты молодежи (предоставление рабочих мест, ее адаптация в организации, возможности повышения квалификации и дальнейшего обучения, получение льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежных компенсаций за наем жилого помещения, содержание детей в детских дошкольных образовательных организациях);
меры социальной защиты женщин, беременных женщин, в том числе снижение норм выработки (обслуживания) или перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы, предоставление полного рабочего дня для прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях с сохранением среднего заработка;
выплату единовременных пособий молодым работникам из категории детей-сирот, впервые принятым на работу, а также работникам, вернувшимся на предприятие после прохождения срочной военной службы;
положении о предоставлении вышедшим на пенсию работникам и их семьям возможности пользоваться социальными услугами и объектами социально-культурного назначения организации;
при приеме на работу обязательное направление работника в выборный орган первичной профсоюзной организации.
6.2. Правительство:
6.2.1. Обеспечивает участие Комиссии в обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрабатываемых органами государственной власти Московской области и включение Союза "Московское областное объединение организаций профсоюзов" и объединений работодателей Московской области в перечень организаций, которым осуществляется рассылка правовых актов по указанным вопросам.
Информирует Стороны по вопросам, выносимым на рассмотрение Правительства, касающимся социально-трудовых отношений.
6.2.2. При привлечении организаций к участию в государственных программах Московской области, аккредитации хозяйствующих субъектов, представлении руководителей организаций к государственным наградам Московской области учитывает их участие в системе социального партнерства, соблюдение трудового законодательства, выполнение обязательств Соглашения о минимальной заработной плате, условий настоящего Соглашения. Рассматривает ходатайства объединений профсоюзов и объединений работодателей по награждению государственными наградами Российской Федерации и наградами Московской области работников и работодателей.
6.2.3. Обеспечивает участие Профсоюзов и Работодателей в формируемых на уровне Московской области постоянно действующих комиссиях, рассматривающих социально-трудовые вопросы, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и в управлении государственными внебюджетными фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
6.2.4. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодателей Московской области в повышении их роли в обществе через проведение организационных мероприятий с использованием административных и информационных ресурсов.
6.2.5. Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области:
- сохранять право за городскими (районными) комитетами профсоюзов и подведомственными им объектами социального назначения, общественными объединениями работодателей арендовать помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с взиманием арендной платы не выше, чем это предусмотрено для бюджетных организаций;
- освобождать от местных налогов и сборов профсоюзные организации всех уровней, предусмотрев это в территориальных трехсторонних соглашениях.
6.3. Профсоюзы:
6.3.1. Инициируют заключение коллективных договоров, областных отраслевых и территориальных соглашений. Содействуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании, организуют членов профсоюза на выполнение коллективных договоров и соглашений. Проводят правовую экспертизу проектов коллективных договоров.
6.3.2. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению и контролю за выполнением региональных и территориальных соглашений, коллективных договоров.
6.3.3. Проводят работу по возобновлению деятельности и созданию первичных профсоюзных организаций, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях.
6.3.4. Инициируют создание в организациях комиссий по трудовым спорам, выявляют причины возникновения трудовых конфликтов и в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимают необходимые меры по их урегулированию.
6.4. Работодатели:
6.4.1. Принимают меры по расширению числа участников региональных объединений работодателей, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области об объединениях работодателей. Регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют Стороны и Комиссию.
6.4.2. Развивают корпоративную социальную ответственность, содействуют формированию в Московской области социальной (нефинансовой) отчетности организаций.
6.4.3. Проводят консультации с выборным органом профсоюзов по вопросам принятия локальных нормативных актов организации, затрагивающих интересы работников, планов социально-экономического развития организации.
6.4.4. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
6.4.5. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
6.4.6. Перечисляют профсоюзам средства на проведение социально-культурной и иной массовой работы в размерах, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях.
6.4.7. В обязательном порядке рассматривают все требования, предложения, вынесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимают соответствующие меры.
6.4.8. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах выделение средств на оплату труда освобожденным работникам профсоюзных комитетов, доплату (ежемесячное вознаграждение) не освобожденным председателям первичных профсоюзных организаций, а также обеспечивают не освобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.
6.4.9. Производят расторжение трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденными от основной работы, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа; в соответствии с пунктом 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации только с учетом мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
7. Действие Соглашения, обеспечение контроля за его выполнением, ответственность сторон за реализацию обязательств Соглашения
7.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2018 года и действует по 31 декабря 2020 года.
7.2. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется Комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон. Итоги по выполнению Соглашения подводятся не менее двух раз в год на заседаниях Комиссии.
7.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению или решений Комиссии, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.4. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
7.5. В течение срока действия Соглашения и при выполнении его условий профсоюзы не выступают организаторами забастовок, а работодатели воздерживаются от проведения массовых увольнений работников и приостановки деятельности организаций.
7.6. Правительство Московской области обеспечивает в двухнедельный срок с момента заключения Сторонами Соглашения опубликование его в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и "Информационном вестнике Правительства Московской области".
7.7. Стороны договорились о проведении во втором квартале 2020 года переговоров по заключению аналогичного Соглашения на последующий период, а также о возможном продлении срока действия Соглашения на период ведения коллективных переговоров.
7.8. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
От Правительства Московской области:
Губернатор |
А.Ю. Воробьев |
От Союза "Московское областное объединение организаций профсоюзов":
Председатель Союза |
В.В. Кабанова |
От объединений работодателей Московской области:
Председатель Московского областного союза |
В.Г. Даниленко |
Сопредседатель - координатор Союза товаропроизводителей |
В.Н. Смирницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Московской области, Союзом "Московское областное объединение организаций профсоюзов" и Объединениями работодателей Московской области на 2018 - 2020 годы от 19 декабря 2017 г. N 191
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2018 г. и действует по 31 декабря 2020 г.
Текст Соглашения опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 26 декабря 2017 г., 11 января 2018 г.
Настоящий документ фактически прекратил действие с 1 января 2024 г. в связи с истечением срока действия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение от 19 сентября 2022 г.
Дополнительное соглашение от 10 декабря 2020 г. N 101
Действие настоящего Соглашения продлено на 2021 - 2023 гг.