Во исполнение постановления Правительства Московской области от 04.12.2017 N 1005/44 "О единых требованиях к условиям организации деятельности государственных и муниципальных организаций социальной сферы Московской области":
1. Утвердить прилагаемые Требования к условиям деятельности библиотек Московской области.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Московской области:
1) принять меры по приведению условий деятельности библиотек муниципальных образований Московской области в соответствие с требованиями, указанными в пункте 1 настоящего распоряжения;
2) учитывать требования, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения, при новом строительстве, капитальном ремонте, реконструктивных работах и иных видах обустройства зданий (помещений) библиотек муниципальных образований Московской области, реализация и (или) эксплуатация которых планируется (осуществляется) за счет бюджетных и внебюджетных инвестиций.
3. Признать утратившим силу распоряжение Министерства культуры Московской области от 21.12.2017 N 15РВ-163 "Об утверждении Требований к условиям деятельности библиотек Московской области".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного распоряжения Министерства культуры Московской области N 15РВ-163 вместо "от 21.12.2017" следует читать "от 22.12.2017"
4. Управлению информационно-аналитической работы и связей с общественностью:
1) обеспечить проведение рейтингования библиотек муниципальных образований Московской области на соответствие Требованиям к условиям деятельности библиотек;
2) в срок до 1 апреля 2018 года разработать и обеспечить утверждение Требований к условиям деятельности пунктов книговыдачи муниципальных образований Московской области и методику их рейтинговой оценки;
3) обеспечить размещение (опубликование) настоящего распоряжения на официальном сайте Министерства культуры Московской области в информационной телекоммуникационной сети "Интернет" (www.mk.mosreg.ru).
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра культуры Московской области Морковкину И.Е.
Министр культуры |
О.В. Косарева |
Утверждены
распоряжением Министерства культуры
Московской области
от 29.12.2017 N 15РВ-170
Требования
к условиям деятельности библиотек Московской области
I. Общие положения
1.1. Настоящие Требования к условиям деятельности библиотек Московской области (далее - Требования) разработаны в целях установления минимальных требований к условиям размещения библиотек и оказываемых ими услуг, позволяющие обеспечить оптимальное функционирование данных учреждений в современных условиях.
1.2. Действие Требований распространяется на существующие и вновь создаваемые библиотеки на территории Московской области.
1.3. Требования применяются при разработке, утверждении, реализации проектов организации или реконструкции библиотек Московской области (далее также - библиотеки, учреждения).
1.4. Требования разработаны для целей эффективной организации библиотечного обслуживания пользователей библиотек, обеспечения доступности, комфортности и безопасности при организации деятельности библиотек.
1.5. Соответствие библиотеки Требованиям определяется исходя из 100-балльной системы оценки.
1.6. В рамках Требований под библиотекой понимается информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов и предоставляющая их во временное пользование, а также предоставляющая услуги юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и физическим лицам, в том числе осуществляющая справочно-библиографическую, просветительскую, культурно-массовую работу.
1.7. Библиотечное обслуживание пользователей библиотек основывается на взаимодействии общедоступных библиотек, находящихся на территории Московской области и составляющих библиотечную сеть Московской области.
1.8. Библиотека формирует и повышает информационную культуру пользователей, осуществляет поддержку и развитие чтения с целью воспитания у граждан потребности в чтении и образовании, начиная с юного возраста, участвует в формировании культуры чтения детей и юношества.
Библиотека приобщает местных жителей к культурному наследию, содействует развитию творческих способностей, участвует в организации интеллектуального досуга и отдыха граждан. Культурные акции (встречи,
концерты, лекции, конкурсы и т.д.), а также образовательные, информационные и иные программы и проекты, библиотека организует и проводит как самостоятельно, так и совместно с другими организациями, учитывая интересы местного сообщества.
1.9. Библиотека обеспечивает формирование, хранение и сохранность редких документов и книжных памятников.
1.10. Формы обслуживания библиотек:
стационарная форма обслуживания (по месту нахождения библиотеки);
внестационарная форма обслуживания (доставка пользователю документов и оказание иных услуг по месту жительства, работы, учебы, организация библиотечного обслуживания вне стен библиотеки: библиотечные пункты, коллективные абонементы, выездные читальные залы, передвижная библиотека - библиобус);
дистанционное обслуживание пользователей библиотек (удаленный доступ пользователя библиотеки к ресурсам и услугам библиотеки на основе информационно-телекоммуникационной сети Интернет).
1.11. Перспективной формой организации библиотечного обслуживания является обслуживание на основе единого для всех библиотек читательского билета.
Библиотека имеет право самостоятельно определять перечень дополнительных оказываемых услуг, а также условия их предоставления.
1.12. Рейтингование библиотек на соответствие Требованиям проводится ежеквартально.
II. Внешнее благоустройство библиотеки
2.1. Наиболее важными элементами внешнего благоустройства, оказывающими влияние на формирование имиджа библиотеки, являются состояние прилегающей территории, входная группа, вывески и указатели, двери и окна, наличие или отсутствие малых архитектурных форм.
Для создания привлекательного образа библиотеки, ее узнаваемости, легкости визуального определения места расположения и доступности для пользователей библиотека должна соответствовать критериям согласно таблице 1.
Таблица 1
N |
Наименование критерия в Требованиях |
Технические требования |
Начисление |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Информационно-навигационное оформление фасада | |||
1.1 |
свободные подходы к учреждению, освещение |
Наличие асфальтированного / уложенного тротуарной плиткой подхода ко входу в библиотеку. Не допускается наличие выбоин в асфальтовом / плиточном покрытии диаметром более 10 см и глубиной более 1 см |
0,5 |
Наличие технически исправных ступеней, оборудованных поручнями (при технической необходимости, в случае, когда архитектурное решение не предусматривает наличие ступеней и поручней, начисляется предельное кол-во баллов), оборудование ступеней / подхода противоскользящим покрытием |
0,5 |
||
Наличие уличного освещения, смонтированного в соответствии с нормами пожарной безопасности, освещающего подход и вход в библиотеку |
1 |
||
1.2 |
видимое и легко узнаваемое название библиотеки, информация о графике работы |
Входная группа библиотеки оформляется видимым и легко узнаваемым названием, позволяющим идентифицировать организацию. Название может быть фоновым (буквы и знаки расположены на поверхности фона), бесфоновым (состоят из отдельных букв и знаков) или в виде светового короба (представляют собой единый объем или ряд объемных элементов с внутренней подсветкой). Размер букв в названии должен быть не менее 30 х 20 см. Техническое исполнение названия не должно диссониронать с архитектурным обликом населенного пункта. Рекомендуется применение формата названия из дизайн-проекта библиотеки. В случае расположения библиотеки в здании культурно-досугового учреждения допускается размещение общего названия учреждения |
3 |
Наличие информационной таблички. Информационная табличка размещается на доступном для обозрения месте плоских участков фасада, свободных от архитектурных элементов, непосредственно у входа (справа или слева) в здание, строение, сооружение или помещение или на входных дверях в помещение, в котором фактически находится библиотека. Расстояние от уровня земли (пола входной группы) до верхнего края таблички не должно превышать 2 м. Табличка размещается на единой горизонтальной оси с иными аналогичными информационными конструкциями в пределах плоскости фасада. Допустимый минимальный размер таблички составляет: - не более 0,60 м по длине; - не более 0,40 м по высоте. Информационное поле таблички должно состоять: - из текстовой части (фирменное наименование); - графика работы библиотеки (при сезонных корректировках графика работы учреждения допускается отдельное размещение графика работы). Не допускается изготовление информационной таблички на бумаге, бумажном картоне и т. д. и ее размещение при помощи канцелярского скотча |
2 |
||
2. Приобъектная территория | |||
2.1 |
чистота прилегающей территории, места для детских игр, малые архитектурные формы |
Наличие урны возле входной группы. Регулярность уборки - по мере наполнения урны. Не допускается наполнение урны более чем на 1/3 от ее объема |
0,25 |
Регулярная уборка территории. Отсутствие видимого мусора, листы |
0,25 |
||
Озеленение прилегающей территории, на которой отсутствует асфальтовое / плиточное покрытие. При отсутствии соответствующего типа прилегающей территории начисляется предельное значение балла |
0,25 |
||
Проведение сезонного обкашивания территории, ухода за кустарниками, недопущение наличия сухих растений. При отсутствии соответствующего типа прилегающей территории начисляется предельное значение балла |
0,25 |
||
Сезонная уборка и вывоз снега |
0,25 |
||
Размещение малых архитектурных форм при наличии прилегающей территории более 50 кв. м. Малые архитектурные формы (МАФ) - это вспомогательные архитектурные сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными простыми функциями и дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля застройки. Элементы МАФ могут не нести утилитарных функций и иметь исключительно художественно-декоративное назначение. К МАФ относятся лестницы, ограды, скульптуры, обелиски, мемориальные доски, фонтаны, светильники наружного освещения (ландшафтные светильники), стенды для афиш и реклам, садово-парковые сооружения (газоны, беседки, ротонды, перголы, садово-парковая скульптура, вазоны, скамьи и другая садовая мебель), городская уличная мебель, урны, детские игровые комплексы и т.д. |
0,25 |
||
Оборудование элементов современных детских площадок при наличии прилегающей территории более 100 кв. м. При отсутствии прилегающей территории указанной площади начисляется 0 баллов. |
1 |
||
Размещение оборудованного места отдыха (скамейки) при наличии прилегающей территории более 30 кв. м. При отсутствии прилегающей территории указанной площади начисляется 0 баллов. |
0,5 |
||
2.2 |
стоянка для транспорта |
Рекомендуется организация разрешенных парковочных мест для посетителей библиотек на территории или вне прилегающих территорий. Разрешенное парковочное место подразумевает согласование с ГИБДД и наличие разметки и/или соответствующего дорожного знака. Ближайший вход в библиотеку должен быть расположен на расстоянии не более 100 м от разрешенного парковочного места. При расположении парковочных мест вне видимой зоны (расположение за зданием, во дворе и т.д.) необходимо размещение видимого указателя к месту парковки |
1 |
3. Территория общего пользования | |||
3.1 |
система уличных указателей |
Наличие системы уличных указателей на место расположения библиотеки (размещение указателей производится в соответствии с требованиями действующего законодательства). Уличные указатели - это элементы навигации, входящие в систему адресной навигации населенного пункта, обозначают местонахождение важных городских объектов, организаций и достопримечательностей. Они выполняются в виде отдельно стоящих конструкций или панель-кронштейнов на опорах городского освещения и линий электропередачи |
4 |
4. Доступность здания для маломобильных групп граждан | |||
4.1 |
исполнение минимальных требований обеспечения доступности услуг для маломобильных групп граждан |
Наличие паспорта доступности учреждения для маломобильных групп граждан, согласованного со Всероссийским обществом инвалидов (общественной организацией инвалидов) |
1 |
Наличие пандуса с нескользящим покрытием, поручнями и ступеньками для сопровождающих инвалидов-колясочников на входе в библиотеку, установленных в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012. При отсутствии технической необходимости данных конструкций начисляется предельное значение балла. |
2 |
||
Наличие расширенных или альтернативных проходов для проезда на инвалидной коляске через систему контроля на входе в библиотеку и выходе из библиотеки |
1 |
||
Наличие литературы и/или специализированного фонда для слепых и слабовидящих |
0,5 |
||
Наличие информационной индукционной системы для слабослышащих |
0,5 |
||
Визуальная навигация по помещениям библиотеки для лиц с ослабленным зрением (яркие цветные указатели с надписями, продублированными шрифтом брайля, на входной группе, дверях, стенах внутри учреждения и/или специализированное цветное покрытие на всём пространстве пола) |
2 |
||
Оборудование санитарно-гигиенических помещений в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012 обеспечивается наличием отдельного туалета для инвалидов с возможностью въезда и разворота на кресле-коляске, со специальным сантехническим оснащением: опорными перилами вдоль стен, откидными поручнями к унитазу, а также наличие кнопки вызова помощника |
2 |
||
Наличие кнопки вызова сотрудника на входной группе |
1 |
III. Внутреннее устройство библиотеки
3.1 Внутренняя функционально-планировочная организация библиотек определяется в составе проектной документации по планировке или благоустройству библиотек в соответствии с категорией зданий (помещений) библиотек: специально построенной либо приспособленной.
Помещения библиотек должны объединять функциональные зоны для организации библиотечного обслуживания, хранения, а также массовых культурно-развлекательных мероприятий.
3.2 Внутренний комфорт в библиотеке обеспечивают: благоустроенность здания, комфортная физическая среда (соответствие нормативным параметрам освещенности, температуры, влажности воздуха, шумового фона), рациональная и удобная организация библиотечного пространства, состояние рабочих мест и мест отдыха, удобная и красивая библиотечная мебель, оборудование, технические средства.
3.3 Здания и помещения библиотек должны отвечать требованиям архитектурно-планировочных и строительных норм и правил (СНиП), ведомственных строительных норм (ВСН), нормами планировочных элементов жилых и общественных зданий (НП), соответствующих типу и функциональному назначению библиотеки, условиям доступности, в том числе для особых групп пользователей (инвалидов, детей и др.).
3.4 Существенным при организации библиотечного пространства является условие удобного расположения отделов библиотеки. Чем лучше разделены четыре основные зоны - обслуживания, хранения, служебные и административно-хозяйственные помещения - тем лучше восприятие библиотеки и ориентация в ней. Библиотека должна обеспечить пользователю возможность свободно ориентироваться в её пространстве. Надписи должны быть краткими и понятными, а сами указатели - эстетично оформленными. Содержательно-смысловые и технологические изменения, происходящие во внешней среде, требуют реорганизации пространства, обновления внешнего и внутреннего облика библиотеки.
3.5 Рекомендуемый перечень оборудования и возможные варианты оформления (визуализация) для библиотек разрабатываются Министерством культуры Московской области.
3.6 Организация внутреннего благоустройства библиотеки должна соответствовать критериям согласно таблице 2.
Таблица 2
N |
Наименование критерия в Требованиях |
Технические требования |
Начисление баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Входная группа | |||
5.1 |
Зона ресепшн |
Зона ресепшн может быть организована отдельно либо совместно с кафедрой регистрации и книговыдачи. Зона ресепшн должна быть оборудована компьютером и телефоном, должна иметься книга отзывов посетителей, а также аптечка для оказания первой медицинской помощи. Не допускается совмещение функций и территориального объединения зоны ресепшн с вахтой и местом расположения охраны (при наличии), а также гардероба. Также зоной ресепшн не может служить рабочий стол библиотекаря. |
4 |
5.2 |
Гардероб |
Наличие гардероба / раздевалки. Гардероб может быть стационарным или мобильным (вешалки) в зависимости от возможностей площадей библиотеки и количества читателей |
3 |
5.3 |
Информационный стенд |
Размещение информационного стенда / интерактивной информационной панели. Информационный стенд включает: основные сведения: название библиотеки; библиотечной сети, подразделением которой она является; режим работы; Ф.И.О. библиотекарей; состав фонда; ссылку на сайт библиотеки; информацию об услугах, предлагаемых библиотекой, о формах их предоставления; информацию о любительских объединениях, клубах по интересам (если есть): объявления о текущих мероприятиях, анонсы. Стенд должен располагаться в удобном для ознакомления пользователями месте. Материалы информационного стенда должны быть подготовлены только посредством компьютерного набора или типографским способом в едином стиле |
3 |
6. Помещения для посетителей | |||
6.1 |
Зонирование и оформление помещений |
Выделение не менее 2-х зон: шумная - кафедра выдачи (абонемент), зона проведения мероприятий и тихая - читальный зал, сектор доступа к информационным ресурсам |
2 |
Комфортная расстановка стеллажей Для открытого фонда предлагается использовать способы расстановки стеллажей: "ёлочкой" - стеллажи стоят парами под постоянным углом друг к другу; "салонная" - под углами друг к другу, в результате чего выстраиваются многоугольные отсеки; "веерная" - стеллажи установлены под одним углом в несколько рядов; "радиусная", или "лучевая" - расходятся несколькими радиусами (лучами) от одного центра. Расстояние (проход) между стеллажами должно составлять не менее 75 см. Книжный фонд должен быть открытым в зонах для читателей, т.е. должен быть организован прямой доступ пользователей к документам, обеспечивающий пользователям возможность самостоятельного поиска и выбора документов. |
1 |
||
Организация полезного использования имеющихся площадей. Не более 10% от общей площади библиотеки может быть не задействовано для организации деятельности. Имеющиеся площади библиотек должны быть использованы для реализации уставных целей учреждения, повышения уровня комфорта при пользовании услугами библиотеки, организации внебюджетной деятельности библиотек. Все имеющиеся площади должны быть зонированы и оборудованы, в том числе холлы и приемные зоны. |
|
||
Обеспечение загрузки специальных помещений для проведения мероприятий (лекториев, творческих вечеров, игр и т.д.), оборудованных посадочными местами или свободных от мебели, и не являющихся зоной хранения книг (при наличии в библиотеке) не менее 12 мероприятиями (для сельских библиотек - 6) в месяц продолжительностью не менее 40 минут и наполняемостью помещения не менее 50% от площади помещений. |
2 |
||
Использование пространства холла от 30 кв. м. и более под выставочную деятельность, а также организации сопутствующей торговли, зон питания, в соответствии действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими соответствующий вид деятельности, для посетителей. При расположении библиотеки в составе культурно-досугового учреждения рассматриваются только помещения библиотеки. Совместно используемые помещения не учитываются. При отсутствии в библиотеке указанных помещений, учреждению присваивается максимальный балл. |
1 |
||
Наличие системы наглядного ориентирования (внутренняя навигация), выполненной в едином стиле. Рекомендуется исполнение в соответствии с дизайн-проектом |
2 |
||
Декоративное оформление помещений: использование галерейной подвесной системы при организации выставок* Основу галерейной подвесной системы со свободно висящими на лесках картинами составляют рейки из алюминиевого либо аналогичного профиля, которые могут прикрепляться либо к стене либо к потолку. По этим рейкам могут свободно перемещаться лески (тросики) со специальными крючками для подвески выставочных материалов; аккуратное оформление технических зон (электрощитовая и т.д. - провода помещены в короба, технические зоны закрыты специализированными щитами); отсутствие искусственных растений; размещение многолетних цветов в едином стиле и в одинаковых цветочных горшках. Не допускается размещение цветов на подоконниках, а также создание специализированных цветочных зон; отсутствие "живых уголков" (кроме аквариумов); отсутствие напольных и настенных ковров (кроме декоративных ковров хорошего качества и состояния в детских зонах). Не допускается использование канцелярского скотча (липкой ленты) при декоративном оформлении помещений (кроме двухстороннего скотча). При оформлении выставочных экспозиций должны быть изготовлены полиграфическим способом или посредством компьютерного набора в едином стиле и размещены: название выставочной экспозиции; бирки (маркеры) с указанием наименования работы и автора. |
2 |
||
6.2 |
Мебель, техника |
Наличие современной удобной мебели (кресла, стулья, столы) для обеспечения получения услуг. Не менее 70% используемой мебели (столы, стулья, банкетки, шкафы, стеллажи и т.д.) должно быть не старше 7 лет (4-я амортизационная группа, срок полезного использования - до 7 лет включительно). Процент определяется от общего количества мебели каждого вида, т.е. 70% каждого вида мебели должно быть не старше 7 лет. Допускается использование отреставрированной мебели, представляющей историческую ценность и/или художественную ценность для конкретного учреждения |
2 |
Наличие звукоусилительной аппаратуры |
0,5 |
||
Наличие проектора и экрана / плазменной панели |
0,5 |
||
6.3 |
Требуется / не требуется текущий / капитальный ремонт |
Содержание здания библиотеки в технически исправном состоянии: капремонт не требуется, текущий ремонт произведен менее 3 лет назад / помещение новое; |
15 |
капремонт не требуется, текущий ремонт произведен менее 3 лет назад, но имеются единичные, видимые, появившиеся после ремонта дефекты (затопление, усадка здания и т.п.); |
10 |
||
требуется капитальный или текущий ремонт и предусмотрены средства в бюджете муниципального образования на его проведение в текущем или следующем за отчетным году; |
5 |
||
требуется капитальный или текущий ремонт, средства в бюджете муниципального образования на его проведение в текущем или следующем за отчетным году не предусмотрены. Технически исправное состояние предполагает замену окон и дверей, а также ремонт во всех помещениях библиотеки и наличие системы вентиляции. Баллы присваиваются только по 1 показателю (максимально возможное значение 15) |
0 |
||
6.4 |
Использование энергосберегающих технологий |
Минимальные требования к использованию: использование энергосберегающих лампочек (1 балл); установка пластиковых окон (0,5 балла); установка современных радиаторов (0,5 балла) |
2 |
7. Безопасность | |||
7.1 |
Наличие средств противопожарной и охранной безопасности |
Наличие системы охранной и тревожной сигнализации. Наличие действующего договора на обслуживание |
3 |
Наличие системы пожарной сигнализации. Наличие действующего договора на обслуживание |
3 |
||
Соответствие требованиям противопожарной безопасности (состояние пожарных гидрантов, аварийных выходов, наличие и исправность средств пожаротушения, и соблюдение других обязательных требований), подтвержденное органами государственного пожарного надзора. Наличие заполненных журналов регистрации работ по техническому обслуживанию здания (помещений) и/или других документов, подтверждающих исправность оборудования |
4 |
||
7.2 |
Наличие энергетического паспорта |
Наличие у библиотеки энергетического паспорта учреждения (в соответствии с Приказом Минэнерго России N 400 от 30.06.2014 "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования"). При расположении библиотеки в помещении другого юридического лица прикладывается энергетический паспорт соответствующей организации |
3 |
IV. Взаимодействие с потребителями
4.1 С целью организации эффективного взаимодействия с потребителями современная библиотека должна осуществлять свою деятельность в соответствии с современными достижениями научно-технического прогресса, а также с учетом возросших требований со стороны потребителей услуг. Это подразумевает внедрение интернет-технологий в работу библиотеки, постоянную адаптацию необходимых для библиотек сервисов под текущие потребности аудитории, в том числе формирование электронного каталога библиотеки, обеспечение доступа к читальному залу Президентской библиотеки, обеспечение доступа к ресурсам Национальной электронной библиотеки, применение и адаптацию под свои нужды существующих интернет-сервисов, а также сохранение и поддержание в достойном виде своей классической функции.
4.2 В библиотеке необходимо систематически изучать информационные потребности и проводить анализ запросов пользователей. Это позволяет реагировать на изменения и соответственно управлять формированием информационных ресурсов. Если информационная среда не обладает достаточной полнотой информационных ресурсов, она не может быть комфортной.
Обеспечение соответствия состава библиотечных фондов читательским потребностям является первоочередной задачей. Имидж библиотеки зависит не только от того, насколько ее фонды соответствуют запросам населения, но и от того, какое впечатление они производят на визуальном уровне. При организации фондов необходимо учитывать ряд факторов визуального характера, в том числе удобство расстановки стеллажей, наличие заметных разделителей, опрятный вид книжных полок, своевременное освобождение фондов от устаревшей и ветхой литературы.
4.3 Очень важным аспектом комфортности информационных ресурсов является их доступность для пользователей.
Библиотека должна быть открыта для пользователей услуг, интересна и актуальна. Для реализации данных задач библиотеки должна соответствовать критериям согласно таблице 3.
Таблица 3
N |
Наименование критерия в Требованиях |
Технические требования |
Начисление баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. Телефонный разговор | |||
8.1 |
Телефонный разговор |
Соблюдение телефонного этикета каждым сотрудником организации, который: отвечает на входящие звонки; совершает телефонные звонки от имени библиотеки; на которого может быть переадресован звонок. Разговор должен проводиться без больших пауз, лишних слов, оборотов и эмоций |
не начисляется |
9. Очное взаимодействие | |||
9.1 |
Очное взаимодействие |
Все помещения должны удовлетворять требованиям санитарной гигиены, постоянно поддерживаться в хорошем состоянии (ремонт, оформление). Каждый сотрудник поддерживает чистоту и порядок на своем рабочем месте и следит за порядком в помещении библиотеки. На рабочем месте запрещен приём пищи. Недопустимо держать на рабочем месте: художественную литературу, журналы, газеты, не имеющие прямого отношения к рабочей деятельности; одежду, посуду, косметику. На рабочем месте должна располагаться информационная табличка с указанием должности, фамилии, имени и отчества сотрудника, ведущего приём посетителей библиотеки. |
не начисляется |
10. Информатизация | |||
10.1 |
Актуальность библиотечного фонда |
Наличие навигации по библиотечному фонду, выполненной посредством компьютерного набора или типографским способом |
0,5 |
Содержательное размещение библиотечного фонда (к расстановкам содержательного типа относятся систематическая, тематическая и предметная расстановки). Допускаются расстановки, основанные на формальных признаках - алфавитная, географическая, хронологическая, языковая, форматная, нумерационная либо сочетание расстановок |
0,5 |
||
Регулярное списание книжного фонда, утратившего потребительские свойства (ветхий и дефектный фонд) |
2 |
||
Размещение актуального книжного фонда. Корректировка состава книжного фонда. Основанием для замены книги в фонде открытого доступа служат: отсутствие спроса (интереса) к данному изданию со стороны пользователей; появление переиздания книги; поступление новой, более актуальной литературы; изношенность изданий (ветхие, поврежденные экземпляры). Наблюдение за использованием литературы в открытом доступе должно вестись постоянно. Количество отметок о выдаче книги на книжном формуляре или данные статистики в программе АРМ "Книговыдача" (статистика спроса) дают возможность выявить спрос на данное издание. Также необходимо систематически просматривать книжный фонд на предмет выявления ветхой, поврежденной литературы, такая литература должна быть заменена. Причины замены книг: нарушение состояния корешка, обложки, страниц, либо другое вмешательство в целостность книги. Допускается размещение ветхих книг, представляющих историческую либо художественную ценность на отдельном стеллаже. Литература, изданная за последние пять лет, должна составлять не менее 40% от всего фонда библиотеки |
2 |
||
10.2 |
Компьютер, подключенный к Интернет, для читателей |
Оборудование автоматизированных рабочих мест, не совмещенных с рабочими компьютерами сотрудников библиотеки, включая наличие отдельного стола и компьютерного стула (кресла), с подключением к сети Интернет для читателей. Для библиотек, находящихся в сельских населенных пунктах с численностью населения менее 500 человек, допускается автоматизированное рабочее место сотрудника библиотеки предоставлять в пользование читателям. В этом случае данное автоматизированное рабочее место должно быть оборудовано информационной табличкой, подтверждающей возможность использования компьютера читателем. |
5 |
10.3 |
Wi-fi |
Обеспечение возможности пользования системой Wi-Fi с обязательной идентификацией пользователей и пользовательского оборудования |
2 |
10.4 |
Электронный читательский билет |
Внедрение электронного читательского билета для не менее 70% зарегистрированных в текущем году пользователей |
5 |
10.5 |
Доступ к электронным библиотечным ресурсам (НЭБ, электронный читальный зал Президентской библиотеки, электронный каталог) |
Обеспечение доступа к электронным библиотечным ресурсам: 100% библиотечного фонда находится в электронном каталоге |
3 |
Обеспечение доступа к электронному читальному залу Президентской библиотеки
|
1 |
||
Обеспечение доступа к Национальной электронной библиотеке (далее - НЭБ) |
1 |
||
Обязательным условием для каждой позиции является оборудование рабочих автоматизированных мест в соответствии с требованиями п. 10.2, размещение на рабочем столе компьютера "иконок" НЭБ, Президентской библиотеки и электронного каталога, а также наличие визуальной рекламы о возможности использования данных ресурсов. При проведении оценки по данному пункту суммируются баллы всех уровней |
|
V. Обратная связь
В целях создания положительного имиджа библиотеки, получения обратной связи с потребителями услуг учреждение организует: на регулярной основе освещение своей деятельности во взаимодействии со средствами массовой информации; всестороннее и объективное рассмотрение поступающих жалоб и предложений; принимает меры для прохождения независимой оценки качества.
5.1. Взаимодействие со СМИ
Библиотеки муниципальных образований Московской области обеспечивают взаимодействие со средствами массовой информации, в том числе посредством направления в СМИ пресс-релиза мероприятия не позднее, чем за 3 дня до даты проведения мероприятия и пост-релизы не позднее 2-х дней после проведения мероприятия.
Размещение информации о деятельности учреждения, а также о предстоящих мероприятиях размещается на официальном сайте учреждения, а также в официальных аккаунтах учреждения в социальных сетях.
Информация о деятельности учреждения, его сотрудниках, перечне оказываемых услуг должна обновляться в открытых источниках в течение 2-х рабочих дней после её обновления.
5.2. Порядок рассмотрения жалоб
Поступающие жалобы на действия (бездействия) сотрудников учреждения подлежат учету в соответствии с требованиями делопроизводства и направляются сотрудникам учреждения, которые уполномочены производить их прием, регистрацию и проверку в соответствии с должностными обязанностями.
Сотрудники учреждения, указанные прямо либо косвенно в жалобе, предоставляют свои объяснения по жалобе уполномоченному должностному лицу по рассмотрению жалоб в течение пяти дней со дня получения информации о поступлении жалобы в Учреждение.
Уполномоченное должностное лицо по рассмотрению жалоб анализирует содержание жалобы и объяснений на жалобу, готовит ответ за подписью руководителя Учреждения и направляет его заявителю.
Если для подготовки ответа необходимы дополнительные материалы, уполномоченным должностным лицом по рассмотрению жалоб направляются соответствующие запросы, в том числе и заявителю.
В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции Учреждения, уполномоченное должностное лицо в течение 7 дней осуществляет перенаправление жалобы по принадлежности, а также информирует заявителя о перенаправлении его жалобы.
Если жалоба подана на решение, действия (бездействие) уполномоченного должностного лица по рассмотрению жалоб, то такая жалоба рассматривается непосредственно руководителем Учреждения в порядке, установленном
Положением о рассмотрении жалоб, принятом в Учреждении, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.3. Независимая оценка качества предоставления услуг
Независимая оценка качества оказания услуг осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, носит обязательный характер и проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.
Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры; удовлетворенность качеством оказания услуг.
В целях организации НОК библиотеки муниципальных образований Московской области, обеспечивают:
своевременность, достоверность и полноту информации, размещаемой на: официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru) и официальном сайте учреждения, в соответствии со статьей 36.2 Закона Российской Федерации от 09.10.2012 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
возможность пользователей библиотеки оставить публичный отзыв посредством сайта учреждения;
информируют посетителей о возможности принять участие в процедуре независимой оценки качества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства культуры Московской области от 29 декабря 2017 г. N 15РВ-170 "Об утверждении Требований к условиям деятельности библиотек Московской области"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства культуры Московской области (http://mk.mosreg.ru) 12 марта 2018 г.