Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1. Государственно-правовое строительство
Основная законодательная база Московской области в сфере государственно-правового строительства была сформирована ранее. В 2017 году осуществлялась работа по ее совершенствованию путем изменения существующих законов как в целях приведения их в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, так и в связи с решением вопросов, возникающих в правоприменительной практике.
В 2017 году в Устав Московской области вносились изменения в целях уточнения перечня полномочий Думы, установленного в части 1 статьи 42 Устава Московской области. Указанный перечень дополнен новым полномочием: заслушивать информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Московской области.
Также уточнен перечень нормативных правовых актов Московской области: к ним отнесены только постановления Думы, имеющие нормативный характер. Учитывая, что постановления, принимаемые Думой, могут носить и ненормативный характер, в пункте 4 статьи 42 Устава Московской области слова "решения Московской областной Думы" исключены. (Закон Московской области N 215/2017-ОЗ "О поправках к Уставу Московской области").
В сфере законодательного регулирования деятельности органов государственной власти Московской области в 2017 году был принят ряд законов Московской области.
В соответствии с произошедшими изменениями в структуре Думы принят Закон Московской области N 4/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О Московской областной Думе". Слова "первый заместитель Председателя Московской областной Думы" заменены словами "первые заместители Председателя Московской областной Думы".
В целях уточнения процедуры голосования при назначении на должность Уполномоченного по правам человека в Московской области Думой принят Закон Московской области N 8/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области". Исключено одно из оснований досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека в Московской области, а именно - выражение ему недоверия Думой, а также внесен ряд других изменений.
Принят Закон Московской области N 25/2017-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в связи с обеспечением официального опубликования нормативных правовых актов Московской области на "Официальном интернет-портале правовой информации". Данный Закон подготовлен в соответствии с частью 4 статьи 9.1 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации".
Согласно данному Указу законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации опубликовываются на "Официальном интернет-портале правовой информации" в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В вышеназванном Законе установлены нормы, согласно которым вносятся изменения в три закона Московской области: N 52/96-ОЗ "О порядке принятия, обнародования, вступления в силу и хранения Устава Московской области и законов Московской области", N 41/2003-ОЗ "О Губернаторе Московской области", N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" в части официального размещения (опубликования) нормативных правовых актов Московской области на "Официальном интернет-портале правовой информации".
Законом Московской области N 147/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О числе депутатов Московской областной Думы, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе" число депутатов Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, установлено в количестве, равном 30.
Законом Московской области N 154/2017-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области" внесены изменения в следующие законы Московской области: N 31/2009-ОЗ "О мерах по противодействию коррупции в Московской области" (в части 2 статьи 9.2 Закона слова "на постоянной основе" исключены) и N 1/2014-ОЗ "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Московской области и о внесении изменения в Закон Московской области "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области" (уточнены основания досрочного прекращения полномочий уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области).
Кроме того, принятым в 2017 году Законом Московской области N 198/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О Московской областной Думе" уточнены полномочия Председателя Думы.
В 2017 году было продолжено совершенствование законодательства об административно-территориальном устройстве Московской области.
Так, в целях совершенствования системы административно-территориального устройства и сохранения поселков городского типа как самостоятельных населенных пунктов в случае изменения территориальной организации местного самоуправления на территории муниципальных районов Московской области принят Закон Московской области N 24/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
Данным Законом вносятся изменения в статью 3 Закона Московской области N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области", дополняя ее возможностью отнесения поселков городского типа в административное подчинение городу (районного или областного подчинения).
В связи с необходимостью приведения административно-территориального устройства Московской области в соответствие с изменениями территориальной организации местного самоуправления законами Московской области: N 37/2017-ОЗ, N 38/2017-ОЗ, N 39/2017-ОЗ, N 40/2017-ОЗ, N 41/2017-ОЗ, N 42/2017-ОЗ, N 85/2017-ОЗ, N 91/2017-ОЗ, N 93/2017-ОЗ, N 94/2017-ОЗ, N 107/2017-ОЗ, N 225/2017-ОЗ города Зарайск Зарайского района Московской области, Красногорск Красногорского района Московской области, Луховицы Луховицкого района Московской области, Люберцы Люберецкого района Московской области, Павловский Посад Павлово-Посадского района Московской области, Руза Рузского района Московской области, Шатура Шатурского района Московской области, Истра Истринского района Московской области, Наро-Фоминск Наро-Фоминского района Московской области, Ступино Ступинского района Московской области, Чехов Чеховского района Московской области, Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского района Московской области отнесены к категории городов областного подчинения Московской области, упразднены вышеназванные районы Московской области и внесены соответствующие изменения в Закон Московской области N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
Законом Московской области N 92/2017-ОЗ "Об упразднении Коломенского района Московской области и внесении изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" упразднен Коломенский район Московской области и внесены соответствующие изменения в Закон Московской области N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
В связи с принятием постановлений Губернатора Московской области: от 11.09.2017 N 398-ПГ "Об упразднении сельского поселения Стёпановское Ногинского района Московской области, отнесении сельских населенных пунктов в административное подчинение городу Электросталь Московской области и внесении изменений в Учетные данные административно-территориальных и территориальных единиц Московской области"; от 25.10.2017 N 471-ПГ "Об упразднении сельских поселений Верейское, Демиховское, Малодубенское Орехово-Зуевского района Московской области, отнесении сельских населенных пунктов в административное подчинение городу Орехово-Зуево Московской области и внесении изменений в Учетные данные административно-территориальных и территориальных единиц Московской области", а также в целях усовершенствования методологии процесса учета административно-территориальных и территориальных единиц Московской области принят Закон Московской области N 224/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
В 2017 году продолжило развиваться законодательство Московской области о государственной гражданской службе. В данной сфере приняты следующие законы Московской области:
N 6/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственной гражданской службе Московской области". Данный Закон в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" предусматривает, что порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Московской области и урегулированию конфликтов интересов, образуемых в органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области, устанавливается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации;
N 49/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственных должностях Московской области". Данный Закон в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" устанавливает требование о предоставлении сведений о расходах лицами, замещающими государственные должности Московской области, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случае если общая сумма сделок по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенных в течение отчетного периода, превышает общий доход данного лица или его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Также уточнен порядок размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте соответствующего органа государственной власти Московской области;
N 74/2017-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области". Указанным Законом Закон Московской области N 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области" и Закон Московской области N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области" приведены в соответствие с Федеральным законом от 30 июня 2016 года N 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В Законе Московской области N 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области" установлены периоды замещения, которые включаются в стаж государственной гражданской службы, дающий право на замещение должностей государственной гражданской службы Московской области:
должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
государственных должностей;
муниципальных должностей;
должностей муниципальной службы;
иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Также данным Законом установлено, что в число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы категории "руководители" высшей и главной группы должностей входит наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры;
N 112/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О классных чинах государственной гражданской службы Московской области". Пункт 4 статьи 3 Закона Московской области N 120/2005-ОЗ "О классных чинах государственной гражданской службы Московской области", устанавливающий какие периоды включаются в срок прохождения гражданской службы Московской области в классном чине, признается утратившим силу, поскольку в федеральном законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие периоды, которые не включаются в срок прохождения гражданской службы в классном чине;
N 144/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области". Данный Закон разработан в целях оптимизации расходов органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Данным Законом приостановлено до 1 января 2019 года увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Московской области, должности государственной гражданской службы Московской области;
N 197/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О государственной гражданской службе Московской области", которым установлено, что наименования должностей государственной гражданской службы в Думе устанавливаются распоряжением Председателя Думы;
N 218/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственной гражданской службе Московской области". Данный Закон разработан в целях приведения Закона Московской области N 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области" в соответствие с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Данным Законом введен термин "профессиональное развитие" государственного гражданского служащего Московской области, которое включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию. Также указанным Законом предусмотрен порядок формирования государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих Московской области;
N 228/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О государственной гражданской службе Московской области", которым внесены изменения в Закон Московской области N 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области" в части регулирования квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы Московской области.
Новой редакцией части 3 статьи 9 Закона Московской области N 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области" установлено, что квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей гражданской службы, устанавливаются по группам должностей гражданской службы:
высшие должности гражданской службы - не менее четырех лет стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
главные должности гражданской службы - не менее двух лет стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы - без предъявления требований к стажу;
N 253/2017-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области". Данный Закон разработан в соответствии с нормами Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в целях установления единого порядка увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Московской области, в связи с утратой доверия. Законом установлена процедура увольнения по указанному основанию лиц, замещающих государственные должности Московской области, за исключением должностей Губернатора Московской области, депутатов Думы, мировых судей в Московской области.
В сфере законодательства о мировой юстиции и нотариате в отчетном периоде приняты законы Московской области:
N 9/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области". Данный Закон разработан в целях приведения Закона Московской области N 98/2008-ОЗ "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области" в соответствие с изменениями законодательства Московской области об административно-территориальном устройстве Московской области и территориальной организации местного самоуправления на территории некоторых муниципальных образований Московской области. Законом внесены соответствующие изменения в составы судебных участков ряда судебных районов Московской области;
N 142/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О нотариальных округах и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах в Московской области", который разработан в связи изменением административно-территориального устройства Московской области - упразднением Зарайского, Истринского, Коломенского, Красногорского, Луховицкого, Люберецкого, Наро-Фоминского, Павлово-Посадского, Рузского, Ступинского, Чеховского и Шатурского муниципальных районов Московской области, объединением города Коломна и Коломенского муниципального района в Коломенский городской округ, отнесением городов Зарайск, Истра, Красногорск, Луховицы, Люберцы, Наро-Фоминск, Павловский Посад, Руза, Ступино, Чехов и Шатура к категории городов областного подчинения Московской области, и необходимостью соответствующего изменения состава территории нотариальных округов, установленных в границах вышеперечисленных административно-территориальных единиц. Статья 2 Закона Московской области N 187/2012-ОЗ "О нотариальных округах и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах в Московской области" изложена в новой редакции с целью унификации названий нотариальных округов и расположения их в алфавитном порядке;
N 208/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области". Данный Закон разработан и принят в целях приведения Закона Московской области N 98/2008-ОЗ "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области" в соответствие с изменениями законодательства Московской области об административно-территориальном устройстве Московской области и территориальной организации местного самоуправления на территории некоторых муниципальных образований Московской области. Внесены соответствующие изменения в составы судебных участков Егорьевского, Зарайского, Истринского, Каширского, Климовского, Коломенского, Красногорского, Луховицкого, Люберецкого, Мытищинского, Наро-Фоминского, Павлово-Посадского, Подольского, Рузского, Серебряно-Прудского, Ступинского, Чеховского, Шатурского и Шаховского судебных районов Московской области.
В сфере законодательства о наградах Московской области в 2017 году принят ряд законов Московской области.
В целях увековечения памяти защитников Отечества, отличившихся в сражениях, проходивших на территориях населенных пунктов Московской области, в ходе которых они проявили мужество, стойкость и героизм, законами Московской области N 64/2017-ОЗ, N 65/2017-ОЗ, N 66/2017-ОЗ, N 67/2017-ОЗ городу Звенигороду Московской области, поселку Колюбакино, административно подчиненному городу Рузе Московской области, деревне Ленино в городском округе Истра Московской области, деревне Леоново Чеховского района Московской области, селу Ярополец Волоколамского района Московской области присвоены почетные звания Московской области "Населенный пункт воинской доблести".
Кроме того, в 2017 году были приняты законы Московской области, регулирующие деятельность институтов гражданского общества:
N 27/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об Общественной палате Московской области", которым число членов Общественной палаты Московской области увеличено с 90 до 99;
N 45/2017-ОЗ "О видах деятельности некоммерческих организаций для признания их социально ориентированными в Московской области", которым в соответствии с пунктом 2 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлены виды деятельности некоммерческих организаций для признания их социально ориентированными в Московской области;
N 110/2017-ОЗ "Об Общественной палате Московской области". Подготовка новой редакции данного Закона обусловлена принятием и вступлением в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации". В соответствии с нормами вышеуказанного Закона Московской области будет формироваться и осуществлять свою деятельность новый состав Общественной палаты Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.