Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общая характеристика жалоб и обращений к Уполномоченному по правам человека в Московской области в 2017 году и результаты их рассмотрения
Жалобы и обращения к Уполномоченному являются одним из основных источников информации, позволяющей определить наиболее актуальные проблемы в сфере реализации прав граждан, выявить их причины, а также предложить возможные пути решения обозначенных проблем.
Всего в 2017 году в адрес Уполномоченного поступило 12323 жалобы и обращения (в том числе 8803 - к представителям Уполномоченного по правам человека в муниципальных образованиях).
Из них поданных в письменной форме - 1731 (в т.ч. полученных по электронной почте - 875).
На личном приеме Уполномоченного принято к рассмотрению 50 обращений, в том числе 4 коллективных.
В целом, коллективные обращения составили 4,6% от общего числа обращений. В ходе личного консультирования сотрудниками аппарата принято - 282 человека, оказано устных консультаций по телефону - 1789 (рис. 1).
"Рисунок 1"
Структура полученных обращений по категориям заявителей представлена на рисунке 2, где в отчетном году среди основных категорий дополнительно в отдельную категорию выделены участники долевого строительства.
"Рисунок 2"
Анализ письменных обращений граждан, поступивших к Уполномоченному в отчетном году, по основным группам прав проводился на основе распределения прав и свобод человека и гражданина по категориям, согласно положений Конституции Российской Федерации. Распределение письменных обращений по категориям нарушенного права представлено на рисунке 3, где наибольшие доли представлены обращениями о нарушении в области социальных прав (39,8%), гражданских прав (34,3%), экономических прав (19,4%). Обращения о нарушении экологических (3,9%), политических (1,9%) и культурных прав (0,7%) составили в общей совокупности 6,5% от общего числа письменных обращений.
"Рисунок 3"
Распределение поступивших письменных жалоб и обращений по основным группам прав и свобод представлено на рисунке 4.
"Рисунок 4"
В 2017 году значительная доля обращений (39,8%) свидетельствует о нарушении социальных прав. Среди них основная часть касается жилищных проблем (58,8%) и социального обеспечения (22%). Кроме того, в связи со сложной обстановкой в социально-экономической сфере в отчетном году значительно возросло количество жалоб на нарушение трудовых прав (9,5%, АППГ-1,7%), среди которых наиболее распространенными нарушениями являются неполная либо несвоевременная выплата заработной платы, нарушение сроков расчета при увольнении, невыплата компенсации за задержку выплаты заработной платы.
Анализ обращений в группе гражданских прав (34,3%) показывает, что большая часть среди них (71,5%) - это жалобы в сфере гражданского, административного и уголовного судопроизводств. 10,5% - жалобы на нарушение прав на гуманное и достойное содержание в местах принудительного содержания (в т.ч. медицинское обеспечение), право не быть подвергнутым насилию и унижающему человеческое достоинство обращению (в т.ч. в психиатрических учреждениях).
Резко возросла доля обращений в области экономических прав и составила в отчетном году 19,4%. В этой группе наибольшее количество обращений по вопросам пользования, владения и распоряжения своим имуществом (88,4%), большая часть которых получена от "обманутых дольщиков".
Основной причиной появления данной группы стали последствия начавшегося в 2014 году экономического кризиса.
Доля обращений по экологической тематике составила 3,9% от общего их числа. Отчетный год был объявлен Годом экологии и был насыщен мероприятиями экологической направленности.
В регионе активно проводились акции по очистке и благоустройству водоемов, береговых зон, защите и восстановлению леса, началась реализация комплекса мероприятий, направленных на планомерное закрытие и последующую рекультивацию полигонов твердых коммунальных отходов. Однако рост числа обращений от граждан по вопросам нарушения права на благоприятную окружающую среду (АППГ-3,2%) свидетельствует о нерешенных проблемах в этой области.
Возросло количество обращений на нарушения в области политических прав (1,9%, АППГ-0,3%).
Это связано с активностью политического сезона осенью 2017 года (проведение выборов) и проявлением со стороны жителей Московской области своей активной гражданской позиции, желанием участвовать в управлении делами государства.
Из всех обращений, поступивших к Уполномоченному, почти половина (48,5%) по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов власти (нарушения в уголовно-процессуальной сфере, неисполнение решений судов, пенсионное обеспечение), региональных - 21,2% (обеспечение льготными лекарствами, вопросы социального обслуживания, проблемы долевого строительства, переселение из аварийного жилья), органов местного самоуправления - 27,1% (земельные, жилищно-коммунальные вопросы, дошкольное образование), другие (организации и лица, не являющиеся органами власти) - 3,2% (рис. 5).
См. графический объект "Рисунок 5"
Соотношение письменных жалоб в зависимости от уровня власти органа, к компетенции которого относится рассмотрение жалоб изменилось незначительно в сравнении с прошлым годом (рис. 6).
Не приводится
Рисунок 6
Диаграмма наглядно передает рост числа обращений, относящихся к компетенции центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
На рисунке 7 представлено сравнение поступивших обращений по вопросам компетенции органов власти Московской области с 2016 годом.
"Рисунок 7"
Динамика показывает, что значительно увеличилось число обращений по вопросам, относящимся к компетенции Министерства здравоохранения Московской области. В числе проблем - вопросы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, предоставление квалифицированной медицинской помощи, медицинское обслуживание.
В связи с возросшим числом обращений о защите прав обманутых дольщиков, граждан-соинвесторов долевого жилищного строительства соответственно увеличился удельный вес вопросов, относящихся к деятельности органов в сфере строительства.
Не снижается число обращений по социальным вопросам, решение которых находится в компетенции Министерства социального развития Московской области, на которое возложены обязанности и полномочия в сфере реализации государственных гарантий прав социально незащищенной категории граждан на получение мер социальной поддержки. Анализ обращений показывает, что допускаются факты ущемления интересов лиц данной категории, имеются проблемы с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением.
Рост обращений в группе экологических прав увеличил соответственно удельный вес вопросов к Министерству экологии и природопользования Московской области.
Полученные коллективные обращения (81) свидетельствуют о наличии системных проблем, затрагивающих интересы значительного числа компактно проживающих людей (рис. 8).
Не приводится
Рисунок 8
Диаграмма показывает, что наибольшие доли представляют коллективные обращения о нарушении права на жилище (32,9%), права частной собственности (18,6%) и права на государственную и судебную защиту (12,9%).
Среди коллективных обращений о нарушении права на жилище (рис. 9) - значительная часть (39%) содержит вопросы, касающиеся получения жилья, переселения из аварийных и непригодных для проживания домов; 35% - жалобы на деятельность управляющих компаний, качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; 26% - затрагивают вопросы благоприятных условий проживания.
Не приводится
Рисунок 9
В структуре коллективных обращений о нарушении прав частной собственности наибольший удельный вес составляют жалобы от участников долевого строительства жилья (54%) и по вопросам владения, пользования и распоряжения имуществом, в т.ч. землей (23%). Рост жалоб от "обманутых дольщиков" вполне очевиден: на территории Московской области в Сводный перечень проблемных объектов в 2017 году было включено 27 объектов. Основными нарушениями в сфере долевого строительства являются несоблюдение застройщиками установленных сроков передачи гражданам жилых помещений, несвоевременное направление дольщикам информации и предложений об изменении условий договоров, заключение договоров участия в долевом строительстве, не отвечающих требованиям законодательства.
Среди коллективных обращений о нарушениях права на государственную и судебную защиту (рис. 10) наибольшее количество (45%) представляют обращения о нарушениях в сфере уголовного судопроизводства.
Не приводится
Рисунок 10
Обращения жителей Подмосковья к представителям Уполномоченного в муниципальных образованиях (далее - представители) имеют немного иные характеристики.
В 2017 году к Уполномоченному через представителей в муниципальных образованиях поступило 8803 обращения от граждан, из которых 137 коллективные. Основные категории заявителей, обратившихся к представителям Уполномоченного в муниципальных образованиях представлены на рисунке 11.
"Рисунок 11"
Из диаграммы видно, что среди обратившихся к представителям Уполномоченного наиболее выделяются такие категории заявителей как пенсионеры, инвалиды, ветераны труда, законные представители несовершеннолетних и многодетные семьи. Превалирование данных категорий объясняется тем, что эти категории граждан являются наименее мобильными, у них не всегда есть возможность выехать за пределы своего муниципального образования. Поэтому присутствие представителя Уполномоченного по правам человека в муниципальном образовании и возможность обратиться к нему значительно повышают эффективность работы по восстановлению нарушенных прав жителей Подмосковья. Кроме того, представители Уполномоченного в городах и районах оказывают неоценимую помощь органам местного самоуправления в работе по первичному приему граждан. Консультируя обратившихся граждан по различным проблемам, представители стараются решить большинство возникающих вопросов на месте, что способствует конструктивному диалогу органов власти с гражданами и предотвращает массовые нарушения прав.
Распределение обращений к представителям Уполномоченного по основным группам нарушенных прав представлено на рисунке 12.
"Рисунок 12"
Как видно на диаграмме основная доля обращений касается нарушения социальных прав (52%) и традиционно связана с жилищными проблемами и социальным обеспечением.
Среди нарушений экономических прав основную долю занимают обращения о нарушении права частной собственности. Большинство обратившихся - это владельцы земельных участков на территории СНТ с проблемами использования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого общего имущества.
Среди обращений о нарушении гражданских прав основные доли составляют нарушения права на государственную и судебную защиту (в которых граждане жаловались на длительные сроки исполнения требований исполнительных документов) и обращения о защите права на семью, материнство, отцовство и детство (обращения многодетных семей, матерей-одиночек, а также обращения о нарушении прав при возникновении споров по вопросам воспитания детей: определении места проживания ребенка, порядка участия в его воспитании, общения отдельно проживающего родителя, родственников и т.п.).
Результаты рассмотрения устных обращений представителями Уполномоченного в муниципальных образованиях представлены на рисунке 13.
"Рисунок 13"
Наряду с возможностью обратиться к представителям Уполномоченного жители Подмосковья имеют возможность попасть на выездные приемы к Уполномоченному, проводимые в муниципальных образованиях.
Так, в 2017 году Уполномоченным и сотрудниками аппарата были организованны и проведены выездные приемы населения в городских округах Электросталь, Коломенский, Долгопрудный, в Ногинском и Воскресенском муниципальных районах. На часть поставленных вопросов были даны устные разъяснения, принято к дальнейшему рассмотрению - 50 письменных обращений, в том числе 4 коллективных.
Большинство обращений касались вопросов реализации прав на жилище, благоприятную окружающую среду, труд, а также на социальное обеспечение и соцзащиту.
Хочется отметить, что выездные приемы, проводимые аппаратом Уполномоченного в последние два года, способствуют не только восстановлению нарушенных прав граждан, но и координируют совместную деятельность различных органов власти. На выездной прием приглашаются: глава муниципального образования (либо руководитель администрации муниципального образования), представители территориальных федеральных органов и территориальных органов исполнительной власти Московской области (в зависимости от тематики вопросов граждан, записавшихся на прием), органов местного самоуправления, представитель городской (районной) прокуратуры. Прием граждан осуществляется как по предварительной записи, так и непосредственно при их обращении в ходе приема. По результатам проведения выездного приема составляется Протокол, в котором отражаются поручения по жалобам (обращениям) граждан, сроки их исполнения и ответственные лица. Копии Протокола направляются главе муниципального образования для сведения и контроля за исполнением.
Динамика обращений к Уполномоченному в сравнении с 2016 годом показана на рисунке 14 (данные за 2016 год по количеству письменных обращений представлены без учета обращений на имя Уполномоченного по правам ребенка в Московской области).
"Рисунок 14"
В результате рассмотрения зарегистрированных в аппарате Уполномоченного по правам человека в Московской области письменных жалоб граждан (1731), в 63,2% случаев жалобы были признаны необоснованными, то есть правомерность решений, принятых органами государственной власти и местного самоуправления, была подтверждена. По каждому обращению заявителям были даны подробные разъяснения и рекомендации о возможностях и способах защиты своих прав на основе действующего законодательства.
В 36,4% обращений усмотрено возможное нарушение прав и свобод, в связи с чем проводились проверки. В результате принятых мер восстановлены права в 30,05% случаев, в 63,75 % - нарушение прав не подтвердилось. Часть обращений (6,2%) перешла на рассмотрение в следующий период.
Графически данные итогов рассмотрения письменных обращений представлены на рисунке 15.
"Рисунок 15"
<< Назад |
Глава 2. >> Реализация прав граждан в Московской области в 2017 году |
|
Содержание Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2017 году (28 марта 2018 г.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.