Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению Главы
городского округа Электрогорск
от 13 апреля 2018 г. N 357
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации городского округа Электрогорск Московской области и их проектов
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации городского округа Электрогорск и их проектов (далее - Порядок) определяет процедуру проведения экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
1.2. В целях исполнения настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
а) нормативный правовой акт (далее - нормативный акт) это правовой акт, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), имеющий общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение и распространяющийся на неограниченный круг лиц;
б) проект нормативного правового акта (далее - проект нормативного акта) - документ, разработанный с целью последующего принятия администрацией Пушкинского муниципального района, содержащий нормы, направленные на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), имеет общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение и распространяющийся на неограниченный круг лиц;
в) коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
1.3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
- широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
- определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
- выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии;
- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий;
- установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
- отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
- нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
1.4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
- юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
1.5. Субъектом проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов администрации городского округа Электрогорск является Правовой отдел администрации городского округа Электрогорск.
1.6. Объектом антикоррупционной экспертизы являются постановления и распоряжения администрации городского округа Электрогорск, имеющие признаки нормативности в соответствии с пп. "а" и "б" пункта 1.2 настоящего Порядка.
1.7. Целью антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является выявление коррупциогенных факторов для их последующего устранения.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов
2.1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов (далее - проект) осуществляется в форме анализа норм проекта на наличие коррупциогенных факторов.
2.2. Антикоррупционная экспертиза проектов проводится в соответствии с Методикой проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
2.3. Антикоррупционная экспертиза проводится Правовым отделом администрации городского округа Электрогорск (далее - Правовой отдел) одновременно с осуществлением правовой экспертизы проектов.
2.4. Проекты передаются в Правовой отдел с приложением всех документов, в соответствии с которыми или во исполнение которых они подготовлены, за исключением нормативных правовых актов федерального уровня, нормативных правовых актов Московской области.
Антикоррупционная экспертиза проектов без приложения указанных документов не проводится, а проекты возвращаются разработчику.
Разработчик проекта в рамках проведения антикоррупционной экспертизы и в сроки не более 5 дней обязан принять меры по устранению коррупциогенных факторов и повторно внести проект на антикоррупционную экспертизу.
2.5. Антикоррупционная экспертиза проектов проводится Правовым отделом в течение срока, установленного Регламентом администрации городского округа Электрогорск для проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов (5 рабочих дней).
2.6. При проведении антикоррупционной экспертизы специалисты Правового отдела могут привлекать разработчиков проекта для получения разъяснений, связанных с ее проведением.
2.7. По результатам антикоррупционной экспертизы и в случае выявления в проектах коррупциогенных факторов Правовой отдел готовит заключение по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, которое подписывается сотрудником правового отдела, проводившим экспертизу.
В заключении отражаются выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы проектов коррупциогенные факторы и предлагаются способы их устранения.
2.8. Заключение антикоррупционной экспертизы проекта направляется разработчику для принятия мер по устранению выявленных коррупциогенных факторов.
3. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов
3.1. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов осуществляется специалистами Правового отдела по поручению Главы городского округа
Электрогорску или лица, исполняющего полномочия Главы, органов прокуратуры и иных контролирующих органов.
3.2. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится в течение 10 дней.
3.3. Не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов администрации городского округа Электрогорск в отношении отмененных или признанных утратившими силу, а также в отношении которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в такие акты не были внесены изменения.
3.4. В случае выявления в муниципальных нормативных правовых актах администрации городского округа Электрогорск коррупциогенных факторов специалистами Правового отдела готовится заключение по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
3.5. Заключение антикоррупционной экспертизы действующего нормативного правового акта администрации направляется разработчику для принятия мер по устранению выявленных коррупциогенных факторов.
4. Содержание заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)
4.1. В заключении отражаются все выявленные положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы), содержащих данные положения и соответствующих коррупциогенных факторов.
4.2. В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте выявленных коррупциогенных факторов, а также предложения о способах устранения данных факторов.
4.3. Заключение подписывается специалистом Правового отдела, проводившим антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов.
5. Независимая антикоррупционная экспертиза актов
5.1. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой.
5.2. В отношении проектов актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
5.3. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, Управление делами администрации городского округа Электрогорск организует работу по опубликованию указанного проекта нормативного правового акта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта с указанием дат начала и окончания приема заключений.
5.4. Проекты размещаются на официальном сайте администрации городского округа Электрогорск не менее чем на 7 дней.
Для проведения независимой экспертизы административных регламентов этот срок составляет 30 календарных дней.
5.5. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
5.6. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в проекте коррупциогенным фактором.
6. Заключительные положения
6.1. Заключения, составленные по результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной специалистами Правового отдела и экспертные заключения, составленные по итогам независимой экспертизы на коррупциогенность, хранятся у разработчиков нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в течение срока действия нормативного правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.