Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу министра образования
Московской области
от 16.02.2016 N 531
Положение
об экспертизе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых в системе дополнительного профессионального образования Московской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цель, задачи, порядок проведения экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, разработанных в образовательных организациях, входящих в сетевое объединение образовательных организаций регионального и муниципального уровней, реализующих дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников (далее - Сетевое объединение).
1.2. Положение регламентирует взаимодействие образовательных организаций, входящих в сетевое объединение, как разработчиков дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, экспертной комиссии, экспертного совета и является обязательным для всех сторон.
1.3. Положение разработано с учетом действующего законодательства в сфере дополнительного профессионального образования:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
- Приказ Министерства образования Московской области от 02.09.2014 N 3986 "О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области" Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы";
- Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. N ВК-1032/06);
- Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием, дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в сетевой форме (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 г. N ВК-1013/06);
- Разъяснения по реализации права педагогических работников на дополнительные профессиональное образование (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 марта 2015 г. N 08-415).
1.4. Экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации осуществляется на основе следующих принципов:
- научная обоснованность критериев экспертизы и объективности процедуры экспертизы;
- открытость и доступность информации о критериях и порядке. проведения экспертизы и экспертной оценки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;
- комплексность оценки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;
- независимость и ответственность экспертов.
1.5. По результатам экспертизы формируется региональный реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, используемых педагогическими работниками и руководителями образовательных организаций Московской области для формирования индивидуального образовательного маршрута:
- для педагогических работников в целях подтверждения занимаемой должности - 180 часов за три года;
- для педагогических работников и руководителей образовательных организаций в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) - 216 часов за три года и реестр образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в Московской области.
1.6. Реестр обновляется один раз в год (сентябрь текущего года). Содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, прошедших экспертизу, обновляется; ежегодно по мере необходимости.
2. Цель и задачи экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации
2.1. Целью экспертизы является обеспечение, высокого качества образовательной услуги в системе дополнительного профессионального образования Московской области.
2.2. Экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации способствует решению следующих задач:
- использование ресурсного потенциала образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, для обеспечения единого образовательного пространства и взаимной интеграции дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных образовательных организаций;
- развитие сетевого взаимодействия, связей в рамках сетевого объединения, с целью обеспечения непрерывности дополнительного профессионального образования;
- обеспечение открытости и доступности информации о порядке проведения экспертизы и критериев экспертной оценки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
2.3. Необходимость экспертизы дополнительных профессиональных программ обусловлена задачами:
- полного удовлетворения потребностей обучающихся и возможность формирования индивидуального образовательного маршрута, высокая степень достижения планируемых результатов, обозначенных в дополнительных профессиональных программах повышения квалификации;
- реализация накопительной персонифицированной модели дополнительного профессионального образования;
- развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, муниципальных органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, и Министерства образования Московской области при сочетании государственного и договорного регулирования отношений в сфере дополнительного профессионального образования.
3. Порядок проведения экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации
3.1. Экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации осуществляется в рамках сетевого объединения образовательных организаций.
3.2. Экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации обеспечивает Московской области:
- реализацию накопительной персонифицированной модели;
- единые подходы к разработке структуры дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;
- создание единой накопительной системы внутри сетевого объединения.
3.3. В образовательных организациях, входящих в сетевое объединение, разрабатываются и реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации со сроком освоения 36 часов, 72 часа, 108 часов, где:
- дополнительная профессиональная программа повышения квалификации объемом 36 часов реализуется в форме стажировки (очная или виртуальная (электронная);
- дополнительная профессиональная программа повышения квалификации объемом 72 часа - предметная;
- дополнительная профессиональная программа повышения квалификации объемом 108 часов - надпредметная.
Освоение педагогом в межаттестационный период надпредметной и предметной дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (108 часов и 72 часа) и стажировки (36 часов) оценивается при аттестации на квалификационные категории (первую и высшую) максимальным количеством баллов.
3.4. Инвариантный блок индивидуального образовательного маршрута включает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации объемом 108 часов, которую осваивают все обучающиеся на курсах повышения квалификации, включает нормативные, правовые, концептуальные, методологические и психологические основы образовательной деятельности, современные образовательные технологии.
Вариативная часть представлена дополнительной профессиональной программой повышения квалификации объемом 72 часа и дополнительной профессиональной программой повышения квалификации объемом 36 часов (в форме стажировки), цель этих программ - восполнение дефицита профессиональных компетенций работника образовательного учреждения по предмету его деятельности: теоретические, методические, содержательные аспекты деятельности работника образования (в соответствии с занимаемой должностью).
3.4.1. Форма инвариантных учебных модулей (академический, кафедральный, вариативный) отменяется.
3.4.2. Академический модуль включается в дополнительную профессиональную программу повышения квалификации в базовую часть как модуль "Государственная политика в образовании".
3.4.3. Кафедральный и вариативный модули включается в профильную (предметно-методическую) часть дополнительной; профессиональной программы повышения квалификации.
3.5. Экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации связана с организацией взаимодействия субъектов экспертизы:
3.5.1. Заказчик - Министерство образования Московской области формирует заказ на разработку и экспертизу дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, осуществляет контроль экспертизы и утверждает ее результаты;
3.5.2. Исполнитель - экспертные комиссии, состоящие из специалистов государственных организаций, входящих в сетевое объединение образовательных организаций, и представителей общественных организаций и объединений осуществляет экспертизу дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
3.5.3. Организатор - Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления" (далее - Академия):
- ведет учет поступающих на экспертизу дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;
- проводит техническую экспертизу дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;
- организует работу экспертной комиссии по проведению содержательной экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, консультирует экспертов и участников сетевого объединения по процедуре проведения экспертизы;
- обеспечивает регистрацию и хранение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, прошедших экспертизу, протоколы экспертных комиссий и экспертного совета;
- осуществляет подготовку к утверждению реестра дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, прошедших экспертизу.
3.5.4. Потребитель дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, прошедших экспертизу, - работники системы образования Московской области.
3.6. На экспертизу предоставляются любые дополнительные профессиональные программы, используемые при повышении квалификации работников образования:
- новые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации;
- целевые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, разработанные по заданию Министерства образования Московской области по приоритетным направлениям модернизации и развития российского образования с целью удовлетворения актуальных профессиональных потребностей педагогических и руководящих работников образовательных организаций.
3.7. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации с 1 февраля по 11 мая текущего года направляются в научно- методический отдел координации повышения квалификации Академии в электронном виде (otdel.plan@mo-asou.ru). Сопроводительное письмо (заявка) руководителя образовательной организации, входящей в сетевое - объединение, содержит перечень дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (Приложение 1);
3.8. Экспертиза всех поступивших дополнительных профессиональных программ повышения квалификации проводится в два этапа:
- первый этап - техническая экспертиза,
- второй этап - содержательная экспертиза.
3.9. Техническая экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации проводится сотрудники научно-методического отдела координации повышения квалификации Академии в мае месяце текущего года.
3.9.1. Цель технической экспертизы - установление соответствия структуры дополнительной профессиональной программы повышения квалификации требованиям, указанным в Положении о разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых в системе дополнительного профессионального образования Московской области (Приложение 2).
3.9.2. Максимальный срок проведения технической экспертизы составляет не более 5-ти рабочих дней с момента поступления дополнительной профессиональной программы повышения квалификации на экспертизу.
3.9.3. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, не соответствующие требованиям Положения о разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых в системе дополнительного профессионального образования Московской области, возвращаются в образовательные организации на доработку в течение 3-х дней.
3.9.4. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, успешно прошедшие техническую экспертизу, направляются на содержательную экспертизу.
3.10. Цель содержательной экспертизы - определение актуальности дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников образования Московской области, которая устанавливается на основе соотнесения с тематическим перечнем Заказчика (Министерство образования Московской области), практико-ориентированной направленности и установления качества содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации.
3.10.1. С целью придания содержательной экспертизе максимально объективного характера каждой дополнительной; профессиональной программе повышения квалификации присваивается шифр, эксперты получают на экспертизу дополнительную профессиональную программу повышения квалификации без указания автора (авторов) и указания образовательной организации, представляющей на экспертизу дополнительную профессиональную программу повышения квалификации.
3.10.2. Содержательная экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации проводится в июне месяце текущего года в соответствии с утвержденными экспертным советом критериями экспертизы (Приложения 3), которые заполняются на основании форм экспертных заключений, размещенных на сайте АСОУ в режиме удаленного доступа (Приложение 4).
3.10.3. Каждая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации анализируется двумя экспертами (экспертиза проводится заочно в удаленном доступе с использованием электронного пространства). В случае расхождения экспертных оценок дополнительная профессиональная программа направляется третьему эксперту для проведения дополнительной экспертизы.
3.10.4. Срок проведения содержательной экспертизы - не более 10-ти рабочих дней.
3.11. Результаты содержательной экспертизы (экспертные заключения) всех дополнительных профессиональных программ повышения квалификации представляются научно-методическим отделом координации повышения квалификации Академии в конце июня месяца текущего года в Экспертный совет для рассмотрения.
3.11.1. При наличии в экспертных заключениях замечаний и указания на то, что дополнительная профессиональная программа повышения квалификации не рекомендуется к реализации, такая дополнительная профессиональная программа возвращается в образовательную организацию, предоставлявшее дополнительную профессиональную программу на экспертизу.
3.11.2. В случае если дополнительная профессиональная программа повышения квалификации не рекомендуется для реализации, в экспертном заключении эксперты предоставляют доказательные выводы о нецелесообразности ее применения.
3.11.3. В случае несогласия автора (разработчика) дополнительной профессиональной программы повышения квалификации с результатами экспертизы (недостаточность и неубедительность доказательств), такая дополнительная профессиональная программа вместе с экспертными заключениями по заявке автора (разработчика) дополнительной профессиональной программы (Приложение 5) рассматривается на Экспертном совете и принимается одно из решений: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации рекомендуется к реализации или не рекомендуется к реализации.
3.12. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, успешно прошедшие содержательную экспертизу и утвержденные Экспертным советом, оформляются как реестр дополнительных профессиональных программ на следующий год и предоставляются в Министерство образования Московской области не позднее 1-го июля текущего года на утверждение.
3.13. Реестр дополнительных профессиональных программ, утвержденный приказом Министра образования Московской области, передается в Академию для размещения в Региональной информационной системе (далее - РИНСИ) в сентябре месяце текущего года и открытия РИНСИ в течение октября - ноября текущего года для организации регистрации слушателей на курсы.
4. Критерии технической экспертизы дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
4.1. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (Приложение 2).
4.1.1. Экспертиза оформления материалов дополнительной профессиональной программы: наименование программы на титульном листе совпадает с наименованием в тексте.
4.1.2. Соответствие основным нормативным требованиям к структуре, объему и оформлению дополнительной профессиональной программы:
1) Экспертиза раздела "Характеристика программы" на наличие пунктов раздела:
- Цель реализации программы;
- Совершенствуемые компетенции;
- Планируемые результаты обучения;
- Категория обучающихся;
- Форма обучения;
- Срок обучения, режим обучения.
2) Экспертиза раздела "Содержание программы" на наличие пунктов раздела:
- Учебный (тематический) план программы;
- Распределение часов (трудоемкость) по темам и видам работ;
- Календарный график;
- Сетевая форма обучения (при наличии);
- Содержание программы: кратко раскрыто содержание тем, указаны виды учебных занятий и учебных работ, срок их освоения.
3) Экспертиза раздела "Форма аттестации и оценочные материалы" на наличие пунктов раздела:
- Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации;
- Контрольно-измерительные материалы (перечень вопросов к тесту (ам), зачету (экзамену), требования к проектной работе, критерии оценивания).
4) Экспертиза раздела "Организационно-педагогические условия реализации программы" на наличие пунктов раздела:
- Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы: минимально достаточный список основной и дополнительной литературы, пособия и методические рекомендации, нормативные издания, Интернет-ресурсы;
- Материально-технические условия реализации программы (при наличии): компьютерное и мультимедийное оборудование, пакет прикладных обучающих программ, видео- и аудиовизуальные Средства обучения и др.;
- Кадровое обеспечение программы.
4.1.3. По окончанию проведения технической экспертизы оформляется итоговое заключение, в котором указывается "дополнительная профессиональная программа повышения квалификации может быть направлена на содержательную экспертизу" или "дополнительная профессиональная программа повышения квалификации рекомендована к технической доработке".
5. Критерии содержательной экспертизы дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
5.1. Цель содержательной экспертизы дополнительной профессиональной программы повышения квалификации определение актуальности предлагаемой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации работников образования Московской области, которая устанавливается на основе соотнесения с тематическим перечнем Заказчика (Министерство образования Московской области) и установления качества;
- установление соответствия дополнительной, профессиональной программы повышения квалификации нормативно-правовой базе в сфере дополнительного профессионального образования;
- установление соответствия цели и содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации направлению подготовки "Образование и педагогика";
- установление наличия в дополнительной профессиональной программе повышения квалификации взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью (Приложение 3).
5.2. Критерии экспертизы
5.2.1. Экспертиза раздела "Характеристика программы"
1) Тема программы сформулирована в контексте/вне контекста направления подготовки "Образования и педагогика".
2) Цель программы:
- направлена/не направлена на совершенствование/формирование профессиональных компетенций;
- соответствует/не соответствует теме программы.
3) Профессиональные компетенции:
- прописаны в контексте/вне контекста заявленной темы программы;
- перечислены с учетом/без учета ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки ("Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование", "Менеджмент", "Специальное (дефектологическое) образование").
4) Планируемые результаты обучения:
- включают/не включают перечень знаний, умений, которыми должен овладеть обучающийся,
- соотносятся/не соотносятся с перечнем совершенствуемых/формируемых профессиональных компетенций.
5) Форма обучения, срок освоения программы обеспечивают/не обеспечивают возможность достижения планируемых результатов обучения и совершенствования/формирования профессиональных компетенций.
5.2.2. Экспертиза раздела "Содержание программы"
1) Учебный план:
- темы учебного плана соответствуют/не соответствуют теме и цели программы;
- соотношение учебного времени, отводимого на различные; виды учебных занятий и учебных работ, позволяет/не позволяет судить о практико-ориентированном характере программы;
2) Содержание программы:
- соответствует/не соответствует теме и цели программы;
- направлено/не направлено на достижение планируемых результатов обучения;
- виды и содержание учебных занятий и учебных работ способствуют/не способствуют приобретению нового опыта профессиональной деятельности.
5.2.3. Экспертиза раздела "Формы аттестации и оценочных материалов"
1) Наличие/отсутствие форм контроля: промежуточного и итоговой аттестации.
2) Формы аттестации и оценочные материалы позволяют/не позволяют оценить результаты освоения программы (достижение планируемых результатов обучения по программе).
3) Итоговая аттестация:
- форма итоговой аттестации целесообразна/не целесообразна для оценки результатов освоения программы;
- форма итоговой аттестации отражает/не отражает возможность использования приобретенных знаний и умений в профессиональной деятельности;
- требования к итоговой аттестации конкретизированы/не конкретизированы.
5.2.4. Экспертиза организационно-педагогических условий реализации программы
1) Учебно-методическое и информационное обеспечение программы соответствует/не соответствует всем видам учебной деятельности, предусмотренным программой.
2) Перечень рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов является/не является минимально достаточным.
3) Рекомендуемая литература является/не является современной и доступной.
4) Список рекомендуемой литературы оформлен в соответствии/не в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008.
5) Материально-технические условия реализации программы отвечают/не отвечают целям и содержанию.
5.3. Результаты содержательной экспертизы оформляются в форме экспертного заключения. Итоговое заключение содержательной экспертизы: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "рекомендована к реализации", "не рекомендована к реализации" (Приложение 4).
6. Порядок взаимодействия и финансовых расчетов при организации и проведении экспертизы дополнительных профессиональных программ
6.1. Затраты на проведение экспертизы и оформление документации могут компенсироваться на договорной основе (оплачиваются организацией-разработчиком в рамках прямых договоров с Академией, организующей деятельность экспертных комиссий и процедуру экспертизы в целом).
6.2. В случае если дополнительная профессиональная программа повышения квалификации не рекомендуется к реализации, программа рассматривается экспертным советом дополнительно и решение по экспертному заключению будет изменено, работа экспертов, совершивших ошибку, не оплачивается, а установленная им сумма выплачивается членам экспертного совета, проводивших повторную экспертизу дополнительной профессиональной программы повышения квалификации.
6.3. Для образовательных организаций Московской области, входящих в сетевое объединение, экспертиза может осуществляться и на общественных началах или в рамках годовой педагогической нагрузки экспертов.
6.4. Работы по организации экспертизы и проведения экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для образовательных организаций Московской области, входящих в сетевое объединение, могут быть включены в государственное задание Академии.
6.5. Все изменения и дополнения к настоящему Положению и требованиям к структуре и содержанию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации подлежат открытому обсуждению всеми образовательными организациями, входящими в сетевое объединение
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.