Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Министерства
потребительского рынка и услуг
Московской области
от 27 февраля 2015 г. N 16РВ-22
Отчет
о проведенном правовом мониторинге нормативных правовых актов Московской области, регулирующих отношения, связанные с лицензированием розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области, за 2014 год
I. Общие положения
1.1. Объект мониторинга - нормативные правовые акты Московской области, регулирующие отношения, связанные с лицензированием розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области.
1.2. Субъект мониторинга - Министерство потребительского рынка и услуг Московской области.
1.3. Период проведения мониторинга - с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
1.4. Правовой мониторинг законодательства проводился в целях комплексного изучения правового регулирования отношений, возникающих в связи с лицензированием розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области, для проведения анализа действия законодательства Московской области с целью его дальнейшего совершенствования.
1.5. В соответствии с указанными целями проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:
1) систематизации информации:
о федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, осуществляющих правовое регулирование общественных отношений, связанных с розничной продажей алкогольной продукции;
о правоприменительной практике реализации норм Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) и Закона Московской области N 40/2012-ОЗ "О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области" (далее - Закон Московской области N 40/2012-ОЗ), а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах Российской Федерации;
2) анализ информации о практике применения соответствующих норм Федерального закона N 171-ФЗ и Закона Московской области N 40/2012-ОЗ, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной на территории Московской области.
II. Сведения о деятельности Управления по лицензированию, декларированию и контроля Министерства потребительского рынка и услуг Московской области
Управлением по лицензированию, декларированию и контроля Министерства потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Управление) совместно с отделом правового обеспечения Организационно-правового управления были проведены следующие мероприятия:
проведен анализ федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и законодательства Московской области по теме мониторинга;
проведена оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга;
выработаны предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области по предмету мониторинга.
III. Проведение мониторинга
3.1. Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые основы производства и оборота алкогольной продукции, является Федеральный закон N 171-ФЗ.
3.2. Во исполнение Федерального закона N 171-ФЗ в Московской области принят Закон Московской области N 40/2012-ОЗ.
3.3. Федеральный закон N 171-ФЗ устанавливает основные правила предпринимательской деятельности на алкогольном рынке, а также формы контроля за соблюдением указанных правил, принятие мер правового воздействия в отношении участников алкогольного рынка, допускающих нарушения.
Закон Московской области N 40/2012-ОЗ регулирует отдельные отношения в области розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области, в том числе, устанавливает полномочия Московской областной Думы, Правительства Московской области, уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда), в связи с чем, проведение правового мониторинга указанного закона возможно только во взаимосвязи с Федеральным законом N 171-ФЗ.
3.4. Основной целью мониторинга являлось выявление факторов, влияющих на эффективность реализации Федерального закона N 171-ФЗ и Закона Московской области N 40/2012-ОЗ, и выработка предложений по совершенствованию законодательства, связанного с лицензированием розничной продажи алкогольной продукции.
3.5. Для достижения целей мониторинга были проведены: анализ федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации по теме мониторинга, оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга.
3.6. В 2014 году розничную продажу алкогольной продукции в Московской области осуществляют 4600 юридических лиц, которые имеют 7805 лицензий. Розничная продажа алкогольной продукции осуществляется в 9994 магазинах и в 2437 предприятиях общественного питания.
В 2014 году государственная услуга по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции предоставлялась в соответствии с Административным регламентом Министерства потребительского рынка и услуг Московской области по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области, утвержденным распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 03.04.2012 N 8-Р.
Постановлением Правительства Московской области от 12.08.2014 N 631/30 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 27.09.2013 N 777/42 "Об организации предоставления государственных услуг исполнительных органов государственной власти Московской области на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также об утверждении Перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставление которых организуется по принципу "одного окна", в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, и Рекомендуемого перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и другими организациями, предоставление которых организуется по принципу "одного окна", в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" в перечень государственных услуг исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставление которых организуется по принципу "одного окна", в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг включена государственная услуга по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
Во исполнение указанного постановления Министерством принят унифицированный Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области, который предусматривает предоставление документов для получения государственной услуг в электронном виде по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Данный Административный регламент вступил в силу с 01 января 2015 года после заключения между Министерством и Государственным казенным учреждением Московской области "Московский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" соглашения о взаимодействии при организации предоставления государственных услуг Министерства по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области.
3.7. В соответствии с Законом Московской области от 25.12.2014 N 185/2014-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области" в Московской области отменено дополнительное ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области. Таким образом, на территории Московской области действует ограничение времени продажи алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов, установленное Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
3.8. Федеральным законом N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения установлен состав административного правонарушения за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта (статья 15.13.).
В рамках полномочий, по осуществлению государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2014 год к административной ответственности привлечено 813 лицензиатов, наложено административных штрафов на сумму более 44 миллионов рублей.
3.9. Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции установлены в статье 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции:
в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
в нестационарных торговых объектах.
несовершеннолетним.
без сопроводительных документов в соответствии с требованиями Федерального закона N 171-ФЗ, без информации, установленной Федеральным законом N 171-ФЗ, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, а также в нестационарных торговых объектах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.
3.10. В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
Правилами определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 (далее - место массового скопления граждан), определено, что указанное место массового скопления граждан, определяется на основании критериев, предусматривающих, что такое место является территорией, расположенной за пределами зданий (строений, сооружений), определенной как место проведения публичного мероприятия, организуемого в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон), с заявленной численностью участников не менее 100 человек.
В соответствии с Федеральным законом принят Закон Московской области от 22.07.2005 N 197/2005-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области". В Законе установлено, что перечень специально отведенных или приспособленных мест для проведения публичных мероприятий утверждается уполномоченным Правительством Московской области органом исполнительной власти Московской области.
Главным управлением территориальной политики Московской области принято распоряжение от 14.08.2014 N 4 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера мест на территории Московской области". На основании указанного распоряжения принято постановление Правительства Московской области от 16.12.2014 N 1102/49 "Об определении мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Московской области, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области".
Кроме того, органами местного самоуправления принимаются соответствующие муниципальные правовые акты, устанавливающие границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
IV. Итоги мониторинга
4.1. При проведении мониторинга в Законе Московской области N 40/2012-ОЗ и постановлении Правительства Московской области от 16.12.2014 N 1102/49 "Об определении мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Московской области, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области" коррупциогенных факторов, в том числе снижающих эффективность реализации объекта мониторинга, не обнаружено.
4.2. Законодательство Московской области в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области не противоречит федеральному законодательству.
4.3. В настоящее время продолжается тенденция перевода магазинов, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в объекты общественного питания с целью уклонения от соблюдения указанных выше ограничений и продажи алкогольной продукции в ночное время.
Федеральный закон N 171-ФЗ не установил требования к объектам общественного питания и не наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по проверке соискателей лицензий и лицензиатов на предмет соблюдения требований законодательства в области организации общественного питания.
Организация общественного питания регулируется общими требованиями к качеству и безопасности пищевых продуктов и Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036, а также ГОСТом Р 50647-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Термины и определения (до 01.01.2015), СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и другими нормативными документами. Кроме того, государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, наблюдается неполнота в правовом регулировании общественных отношений, в связи с чем, целесообразно в Федеральный закон N 171-ФЗ внести изменения, дополнив перечень документов для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заключением уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Роспотребнадзор) о соответствии помещения, в котором реализуется розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания требованиям, предъявляемым к предприятиям общественного питания, в том числе государственным стандартам.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27 февраля 2015 г. N 16РВ-22 "Об итогах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.