Постановление Правительства Московской области
от 16 октября 2018 г. N 754/37
"Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области"
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, но не ранее вступления в силу Закона Московской области N 169/2018-ОЗ "О признании утратившими силу некоторых законов Московской области и внесении изменений в законы Московской области, регулирующие отношения, возникающие в сфере осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области".
3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", "Информационном вестнике Правительства Московской области", размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Московской области Пестова Д.В.
Губернатор |
А.Ю. Воробьев |
Утвержден
постановлением Правительства
Московской области
от 16.10.2018 N 754/37
Порядок
организации и осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Законом Московской области N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" и устанавливает требования к организации и осуществлению государственного административно-технического надзора на территории Московской области (далее - административно-технический надзор).
2. Уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим административно-технический надзор, является Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области (далее - надзорный орган).
3. Предметом административно-технического надзора является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления) и гражданами (далее - субъекты надзора) требований, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Московской области, муниципальными правовыми актами.
4. Уполномоченными должностными лицами надзорного органа, осуществляющими административно-технический надзор, являются:
1) главный государственный административно-технический инспектор Московской области;
2) заместитель главного государственного административно-технического инспектора Московской области;
3) старший государственный административно-технический инспектор Московской области.
5. Административно-технический надзор осуществляется посредством:
1) организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2) организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
3) организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
4) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
5) деятельности надзорного органа по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
6. Сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении административно-технического надзора устанавливаются административным регламентом по осуществлению административно-технического надзора, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством Московской области (далее - Административный регламент).
7. Должностные лица, осуществляющие административно-технический надзор, имеют право:
1) по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения надзорного органа о проведении проверки беспрепятственно посещать используемые субъектами надзора объекты, проводить их обследование;
2) запрашивать документы, информацию, если они являются объектами проверки или относятся к предмету проверки;
3) получать устные или письменные пояснения от субъектов надзора;
4) применять фото- и видеосъемку, а также другие разрешенные законодательством Российской Федерации способы получения и фиксирования доказательств по выявленным нарушениям;
5) привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном Федеральным законом N 294-ФЗ;
6) при организации и проведении проверок запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований.
8. Должностные лица, осуществляющие административно-технический надзор, при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы субъектов надзора, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения надзорного органа о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения надзорного органа, и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта надзора присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта надзора, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта надзора с результатами проверки;
8) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя субъекта надзора с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании субъектами надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ;
12) не требовать от субъекта надзора документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
13) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта надзора ознакомить их с положениями Административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
14) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у субъекта надзора.
9. Должностные лица, осуществляющие административно-технический надзор, не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям надзорного органа, от имени которого действуют должностные лица надзорного органа;
2) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;
3) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
4) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта надзора, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;
5) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
6) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) превышать установленные сроки проведения проверки;
8) осуществлять выдачу субъектам надзора предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по надзору;
9) требовать от субъектов надзора представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
10) требовать от субъектов надзора представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Надзорный орган после принятия распоряжения о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
10. В случае ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при осуществлении административно-технического надзора должностные лица надзорного органа несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Субъекты надзора имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от надзорного органа, должностных лиц надзорного органа информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;
3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными надзорным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
4) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в надзорный орган по собственной инициативе;
5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц надзорного органа;
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа, повлекшие за собой нарушение прав субъекта надзора при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области к участию в проверке.
12. Субъекты надзора обязаны:
1) предоставить должностным лицам надзорного органа, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, а также обеспечить доступ проводящих проверку должностных лиц надзорного органа и участвующих в проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые субъектами надзора при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому субъектами надзора оборудованию;
2) при проведении проверки присутствовать лично или обеспечить присутствие своих уполномоченных представителей;
3) исполнять предписания надзорного органа об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок, установленный таким предписанием.
13. При проведении плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ.
К отношениям, связанным с осуществлением административно-технического надзора, организацией и проведением проверок органов местного самоуправления, граждан, применяются положения настоящего Порядка и Административного регламента с учетом особенностей, предусмотренных статьей 77 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в отношении органов местного самоуправления).
14. Проведение плановых проверок осуществляется с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат вопросы, затрагивающие все предъявляемые к субъекту надзора обязательные требования.
Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются надзорным органом в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки.
Утвержденные формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) в течение 10 дней со дня их утверждения публикуются на официальном сайте надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) прикладывается к акту проверки.
15. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле надзорного органа. При наличии согласия субъекта надзора на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках административно-технического надзора акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
16. Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
17. Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, организуются и проводятся посредством проведения плановых (рейдовых) осмотров (обследований) объектов благоустройства на территории Московской области с расположенными на них элементами благоустройства.
Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, проводятся должностными лицами надзорного органа на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых распоряжением надзорного органа.
Порядок оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, порядок оформления результатов указанных мероприятий устанавливаются надзорным органом.
Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
18. В случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом надзора обязательных требований должностные лица надзорного органа, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание субъекту надзора об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
19. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора осуществляются надзорным органом в порядке, установленном Административным регламентом, в том числе путем изучения и анализа результатов проверок, обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления, граждан, публикаций в средствах массовой информации, касающихся соблюдения обязательных требований, и размещаемой на официальных сайтах субъектов надзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации об их деятельности.
Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении надзорным органом проверок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 16 октября 2018 г. N 754/37 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 3 ноября 2018 г.
Текст постановления опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 23 октября 2018 г.; в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 6 февраля 2019 г., N 21; в "Информационном вестнике Правительства Московской области", февраль 2019 г., N 4
Постановлением Правительства Московской области от 5 октября 2021 г. N 974/35 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Московской области от 22 мая 2020 г. N 268/13
Изменения вступают в силу с 23 мая 2020 г.