1. Утвердить прилагаемые:
Комплекс мер по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Московской области;
Концепцию внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Московской области.
2. Определить:
региональным координатором, ответственным за создание и функционирование на территории Московской области регионального модельного центра дополнительного образования детей в Московской области, Министерство образования Московской области;
региональным модельным центром дополнительного образования детей в Московской области, осуществляющим организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования детей на территории Московской области, а также координацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Московской области "Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи".
3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего распоряжения путем размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области - министра образования Московской области Забралову О.С.
Губернатор |
А.Ю. Воробьев |
Утвержден
распоряжением Правительства
Московской области
от 29.10.2018 N 668-РП
Комплекс
мер по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Московской области
N |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ожидаемые результаты |
Ответственный исполнитель |
1 |
Подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта "Образование" в Московской области между проектным офисом национального проекта "Образование" (далее - ПО национального проекта), Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Московской области |
до 15 марта 2019 года |
Трехстороннее соглашение |
Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство образования Московской области; ПО национального проекта |
2 |
Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации ведомственного проектного офиса Министерства образования Московской области по реализации национального проекта "Образование" в Московской области (далее - ведомственный проектный офис) |
до 1 марта 2019 года |
Приказ Министерства образования Московской области |
Министерство образования Московской области |
3 |
Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации регионального координационного совета по реализации национального проекта "Образование" |
до 1 марта 2019 года |
Приказ Министерства образования Московской области |
Министерство образования Московской области |
4 |
Согласование с ПО национального проекта кандидата на должность руководителя ведомственного проектного офиса |
до 1 марта 2019 года |
Письмо о согласовании |
Министерство образования Московской области |
5 |
Проведение ежегодного повышения квалификации всех сотрудников ведомственного проектного офиса, в том числе по программам ПО национального проекта |
в течение года |
Документы, подтверждающие повышение квалификации |
Министерство образования Московской области |
6 |
Проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций, в том числе общего, среднего и высшего образования, а также организаций науки, культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ в сетевой форме |
один раз в 3 года, начиная с 2019 года |
Информационно-аналитический отчет |
Министерство образования Московской области |
7 |
Утверждение дорожной карты по реализации мероприятий между ПО национального проекта и Министерством образования Московской области |
март 2019 года |
Дорожная карта |
ПО национального проекта; Министерство образования Московской области |
Утверждена
распоряжением Правительства
Московской области
от 29.10.2018 N 668-РП
Концепция
внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Московской области
I. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета
1. Современные требования к системе образования нацеливают систему дополнительного образования детей Московской области на преодоление существующих проблем и дальнейшее ее развитие:
неравномерный охват детей услугами дополнительного образования в различных муниципальных образованиях Московской области;
не в полном объеме обеспечена доступность дополнительного образования по отдельным направленностям (технической, естественно-научной, туристско-краеведческой) для всех детей Московской области, особенно в сельских территориях;
недостаток дополнительных общеобразовательных программ, направленных на развитие практик социального проектирования, детского самоуправления, внедрение современных, дополнительных общеобразовательных программ для детей с особыми потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, одаренных);
недостаточно развита система дистанционного обучения и реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;
несовершенство механизмов финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ (слабо разработаны механизмы персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ);
ведомственная разобщенность организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (образование, культура и спорт);
недостаточное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ;
недостаточный уровень профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров региональной системы дополнительного образования.
В связи с вышеуказанными проблемами, на решение которых направлены мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей (далее - Мероприятия), будут достигнуты следующие результаты:
сформирована межведомственная модель управления сферой дополнительного образования детей;
разработан механизм финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ (механизм персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ);
создан реестр и предпосылки использования инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ;
разработана современная система сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров региональной системы дополнительного образования;
обеспечена доступность услуг дополнительного образования, в том числе к программам технической, естественно-научной, туристско-краеведческой направленностей, независимо от места жительства, социального статуса ребенка, дальнейшее выравнивание баланса этих услуг в каждом муниципальном образовании Московской области;
при реализации дополнительных общеобразовательных программ используются дистанционные технологии, электронное обучение, предоставляющие доступ к образовательным программам, инфраструктуре, педагогам и средствам обучения и воспитания для детей вне зависимости от их места проживания;
расширен спектр реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, направленных на развитие практик социального проектирования, детского самоуправления, внедрение современных дополнительных общеобразовательных программ для детей с особыми потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, одаренных);
развита система дистанционного обучения дополнительного образования;
востребованными становятся дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в сетевой форме.
Результаты деятельности Мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей нашли отражение в таблице индикаторов, согласно приложению 2 к настоящей Концепции.
2. По данным проведенного мониторинга на территории Московской области (в сфере образования, культуры и спорта) функционирует 460 образовательных организаций дополнительного образования детей (далее - образовательные организации), из которых 413 находятся в городских поселениях, 47 - в сельской местности.
Среди данных образовательных организаций представлены:
школы - 233;
спортивные школы - 46;
центры дополнительного образования - 131;
спортивные школы олимпийского резерва - 4;
дома детского творчества - 31;
станции юных техников (натуралистов) - 11;
дворцы детского творчества - 4.
Статус автономного имеют 87 образовательных организаций, собственную бухгалтерию имеют 89 образовательных организаций, на нормативное подушевое финансирование переведены 219 образовательных организаций, на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, переведены 317 образовательных организаций.
В образовательных организациях обучается 387 914 человек в 17514 объединениях, из них платные - 2 623 объединения.
В том числе по видам образовательной деятельности:
технического творчества (2 002 объединения) - 40 770 человек;
спортивно-технических (233 объединения) - 3 691 человек;
эколого-биологических (205 объединений) - 3 705 человек;
туристско-краеведческих (625 объединений) - 10 430 человек;
спортивных (2 889 объединений) - 65 739 человек;
художественного творчества (8 013 объединений) - 183 815 человек;
культурологических (123 объединения) - 2 864 человека;
других (3 424 объединения) - 76 900 человек.
Обучаются в двух и более объединениях - 49 658 человек, что составляет 12,8% от общей численности обучающихся.
На платной основе обучается 65 176 человек, что составляет 16,8% от общей численности обучающихся.
Численность обучающихся в возрасте до 5 лет - 10 548 человек.
Численность обучающихся в возрасте от 5 до 17 лет - 325 230 человек.
Численность обучающихся в возрасте от 18 лет и старше - 2 630 человек.
Из общего числа образовательных организаций: построено в 2017 году:
2 организации (из них: 1 центр, 1 школа);
реорганизованы в форме преобразования 5 организаций (из них: 1 центр, 2 школы, 1 спортивная школа, 1 спортивная школа олимпийского резерва);
возникла в результате реорганизации в форме слияния 1 организация (спортивная школа);
реорганизованы в форме присоединения к другой организации - 4 (из них: 3 центра, 1 школа).
3. Образовательный процесс обеспечивают 13 287 педагогических работников, из которых имеют:
высшую квалификационную категорию - 5 054 человека, 38%;
первую - 4 253 человека, 32%;
вторую - 108 человек, 0,8%.
К реализации Мероприятий будут привлечены не только педагоги-практики, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, но и ведущие ученые в области развития содержания всех направленностей дополнительного образования детей;
руководители и педагогические работники ведущих образовательных организаций Московской области, образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта, реального сектора экономики;
представители центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, заинтересованных в эффективном развитии системы дополнительного образования детей Московской области;
представители средств массовой информации.
II. Опыт Московской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
В Московской области при софинансировании из федерального бюджета в 2016 году был создан Центр дополнительного образования "Детский технопарк "Кванториум", который является структурным подразделением государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Технологический университет".
Кроме того, в Московской области создана система мероприятий, направленная на развитие детского и юношеского художественного творчества, естественно-научной и туристско-краеведческой деятельности, физкультуры и спорта.
Показателем эффективности реализации данных мероприятий в 2017/2018 учебном году можно считать следующие результаты:
1) победители областных мероприятий и региональных этапов Всероссийских конкурсов принимают активное участие во Всероссийских и международных мероприятиях, достойно представляя Московскую область (из 942 участников, принявших участие в конкурсных мероприятиях Всероссийского уровня, 465 - стали победителями и призерами; а на мероприятиях международного уровня - каждый участник (761 человек) объявлен победителем и призером);
2) в рамках физкультурно-спортивной направленности организовано и проведено 5 мероприятий Всероссийского уровня с общим охватом детей более 10 000 человек;
3) в 22 Международных мероприятиях художественной направленности приняли участие более 4500 обучающихся, в 10 мероприятиях Всероссийского уровня - более 500 человек;
4) 456 учащихся Московской области, добившихся высоких результатов в области спорта, культуры, искусства, образования, приняли участие в тематических сменах международного детского центра "Артек";
5) 914 человек отмечены именной стипендией Губернатора Московской области за выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта.
В Московской области осуществляется деятельность по непрерывному повышению профессионального мастерства руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей.
Московская область остается открытой территорией для поддержки и реализации новых федеральных и международных проектов.
III. Организационно-правовая форма организации, наделенной статусом регионального модельного центра дополнительного образования детей
Региональный модельный центр станет структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Московской области "Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи". В приложении 1 к настоящей Концепции представлена Дорожная карта по созданию Регионального модельного центра и муниципальных опорных центров в Московской области.
IV. Описание площадки регионального модельного центра
Региональный модельный центр дополнительного образования детей будет создан на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Московской области "Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи" как его структурное подразделение (далее - РМЦ). В приложении 4 к настоящей Концепции представлена инфраструктура РМЦ.
На период реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - Федеральный проект) РМЦ будет осуществлять функции регионального проектного офиса по мероприятиям Федерального проекта, в том числе функции по обеспечению взаимодействия между участниками Федерального проекта в Московской области, а также ресурсного центра в системе дополнительного образования детей Московской области, обеспечивающего согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности (технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной).
Целью деятельности РМЦ является создание условий для обеспечения в Московской области эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей, установленных Указами Президента Российской Федерации 1.
Задачами деятельности РМЦ являются:
осуществление организационной, методической, нормативно-правовой, экспертно-консультационной поддержки участников системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей Московской области;
выявление, формирование и распространение лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей в образовательных организациях Московской области;
выявление инфраструктурного, материально-технического и кадрового потенциала Московской области в системе дополнительного образования детей;
формирование и распространение моделей сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ;
обеспечение развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей на территории Московской области;
обеспечение функционирования общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей Московской области, в том числе содержательное наполнение регионального и муниципальных сегментов навигатора;
развитие системы управления в сфере дополнительного образования детей с применением современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развития региональной системы, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности Московской области, с использованием механизмов независимой оценки;
организационное, методическое и аналитическое сопровождение работы муниципальных (опорных) центров дополнительного образования;
организационно-техническое и методическое сопровождение внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Московской области.
Функции РМЦ.
1) выполнение функции организационной, методической,
нормативно правовой и экспертно-консультационной поддержки в системе дополнительного образования детей Московской области, обеспечивающей согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ для детей различной направленности (технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной), способствует формированию особенной социокультурной среды современного развития дополнительного образования детей в Московской области;
2) содействие распространению лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей, в том числе:
выявление и анализ лучших практик в Московской области;
предоставление информации о выявленных лучших практиках в федеральный ресурсный центр, их продвижение в других субъектах Российской Федерации;
внедрение лучших практик, выявленных в Московской области, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации;
3) обеспечение апробации и внедрения в организациях дополнительного образования детей разноуровневых программ, обеспечивающих получение детьми навыков и умений ознакомительного, базового и углубленного уровней;
4) создание, апробация и внедрение модели обеспечения равного доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности, в том числе оказание организационно-методической поддержки по реализации дополнительных общеобразовательных программ в организациях, находящихся в сельской местности;
5) обеспечение взаимодействия между участниками Федерального проекта в Московской области, в том числе реализует программы сотрудничества между различными организациями на уровне органа исполнительной власти Московской области, осуществляющего функции учредителя РМЦ, в том числе осуществляет организационно-техническое сопровождение реализации обязательств органов исполнительной власти Московской области в рамках соглашений о сотрудничестве в сфере дополнительного образования детей;
6) содействие качественному развитию организаций дополнительного образования детей, в том числе:
проведение оценки существующих рисков управленческого, материально-технического, кадрового и методического несоответствия организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, современным требованиям системы дополнительного образования детей в Российской Федерации;
оказание методической, информационной и организационной помощи организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы;
7) стимулирование использования сетевой формы реализации программ дополнительного образования, в том числе:
разработка "типовых" программ, содержащих механизмы выявления и внедрения лучших практик сетевого взаимодействия в системе дополнительного образования детей;
содействие привлечению образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, учреждений культуры и спорта к реализации дополнительных общеобразовательных программ;
разработка предложения по созданию системы льгот и преференций на региональном уровне для развития сетевого взаимодействия в системе дополнительного образования детей;
8) содействие проведению "летних школ", профильных смен по различным направленностям дополнительного образования детей, в том числе:
разработка образовательных программ для организаций летнего отдыха и проведения заочных школ;
оказание организационно-методической поддержки по реализации дополнительных общеобразовательных программ в организациях летнего отдыха детей и проведения заочных школ;
9) обеспечение реализации мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и педагогов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, наставников проектных детских команд, а также:
разработка и утверждение программ краткосрочных стажировок руководителей и педагогов организации, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
проведение анализа потребности муниципальных образований Московской области в кадрах системы дополнительного образования детей;
10) обеспечение реализаций мероприятий по информированию и просвещению родителей в области дополнительного образования детей;
11) организация стажировок специалистов РМЦ, а также руководителей и педагогов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в РМЦ других субъектов Российской Федерации и (или) в федеральных ресурсных центрах;
12) обеспечение информационного сопровождения мероприятий Федерального проекта, иных мероприятий для детей и молодежи в Московской области, в том числе:
формирование медиаплана и проведение мероприятия по просвещению деятельности РМЦ;
обеспечение широкого вовлечения детей, в том числе детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в конкурсные и иные мероприятия для обучающихся в системе дополнительного образования детей;
обеспечение ведения публичного перечня мероприятий для детей и молодежи в Московской области;
формирование позитивного образа системы дополнительного образования детей, в том числе и с использованием ресурсов социальной рекламы;
13) формирование информационно-телекоммуникационного контура системы дополнительного образования детей в Московской области, включающий:
содержательное наполнение регионального и муниципальных сегментов общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей;
создание и поддержка функционирования информационного портала РМЦ;
проведение дистанционного обучения детей и родителей с использованием информационного портала РМЦ;
проведение информационной кампании по продвижению мероприятий в системе дополнительного образования детей через информационный портал РМЦ;
создание и поддержка методического блока на базе информационного портала РМЦ;
14) проведение работы совместно с профильными организациями по поддержке и сопровождению одаренных детей;
15) подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовых, финансовых, организационных механизмов на уровне муниципальных образований и органов исполнительной власти Московской области, в том числе:
проведение анализа нормативно-правовой базы Московской области;
проведение анализа правоприменительной практики в сфере дополнительного образования детей в Московской области;
на основе лучших региональных практик подготовка предложений по внесению изменений в муниципальные и региональные нормативные правовые акты в целях реализации современной системы дополнительного образования детей Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
______________________________________
1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
Организационная структура и управление РМЦ
Общая координация и контроль деятельности РМЦ будет осуществляться Министерством образования Московской области.
Структура РМЦ определяется директором Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Московской области "Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи" (далее - ГБОУ ДО МО "Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи") и согласовывается с Министерством образования Московской области. В приложении 3 к настоящей Концепции представлено штатное расписание РМЦ.
Деятельность РМЦ осуществляется в соответствии с Положением и планом работы, который ежегодно утверждается директором ГБОУ ДО МО "Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи" и согласовывается с Министерством образования Московской области.
Финансирование деятельности РМЦ осуществляется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации за счет средств бюджета Московской области и средств субсидии из федерального бюджета, полученных бюджетом Московской области на поддержку реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Координация деятельности образовательных организаций, использующих материально-технические и другие ресурсы РМЦ, осуществляется в пределах, установленных законодательными и нормативными актами в сфере образования.
Финансовые и иные взаимоотношения РМЦ и других образовательных организаций осуществляются на договорной основе.
РМЦ представляет отчёт о своей деятельности Министерству образования Московской области на основе разработанных критериев и показателей эффективности и по утвержденным формам Министерства образования Московской области.
Мониторинг результатов реализации мероприятий РМЦ организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и иной информации о результатах реализации мероприятий и оценке достигнутых результатов.
Публичность (открытость) информации о значениях и результатах мониторинга реализации деятельности РМЦ обеспечивается путем размещения оперативной информации в сети Интернет на информационном портале РМЦ и сайте Министерства образования Московской области.
V. Описание модели функционирования результатов
Внедрение целевой модели региональной системы дополнительного образования (далее - Целевая модель) позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Московской области, включающее создание современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развития региональной системы дополнительного образования детей, формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, действующего общедоступного навигатора по дополнительному образованию детей, обеспечении доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
Модель функционирования результатов опирается на реализацию следующих основных мероприятий:
1. Создание и обеспечение деятельности в 2019 - 2021 годах РМЦ дополнительного образования детей Московской области, который будет: выполнять функции регионального проектного офиса по координации реализации региональной составляющей федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", организации проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей в Московской области, а также по взаимодействию с рабочей группой и проектным офисом национального проекта "Образование";
оказывать содействие внедрению системы персонифицированного финансирования в Московской области;
формировать в Московской области эффективную систему взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающую в себя Модельный центр как "ядро" региональной системы, муниципальные опорные центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей;
внедрять пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования;
обеспечивать развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей, в том числе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников для работы с одаренными детьми;
выявлять и распространять лучшие практики реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, дополнительных общеобразовательных программ, осуществлять программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития системы дополнительного образования детей в Московской области.
2. Внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечение равных условий доступа к финансированию за счёт бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ; внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей.
3. Формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ (в соответствии с актом Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении Стандарта целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей).
4. Проведение инвентаризации инфраструктурных, материально-технических ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ, а также анализа кадрового потенциала для повышения эффективности системы образования Московской области.
5. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики (в соответствии с актом Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении Стандарта целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей);
6. Выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей Московской области, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) в соответствии с актом Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении Стандарта целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей);
7. Внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего функциональным требованиям, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей, а также иные мероприятия федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" с учетом специфики системы дополнительного образования детей Московской области.
Смета *
расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Московской области в 2019 году
N |
Наименование мероприятия |
Итого (млн. руб.) |
|||
Фед. бюджет |
Бюджет Московской области |
Внебюджетные источники |
Итого по всем источникам |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 3 + 4 + 5 |
Мероприятия по созданию и обеспечению деятельности в 2019 - 2021 годах регионального модельного центра дополнительного образования детей (далее - РМЦ) | |||||
1 |
Оплата труда сотрудников РМЦ |
|
Оплата труда сотрудников производится в рамках выполнения государственного задания ГБОУ ДО Московской области "Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи" |
||
2 |
Коммунальные расходы |
|
Оплата коммунальных расходов производится в рамках выполнения государственного задания ГБОУ ДО Московской области "Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи" |
||
3 |
Приобретение расходных материалов |
|
1,0 |
|
1,0 |
4 |
Командировочные расходы |
|
0,6 |
|
0,6 |
5 |
Косметический ремонт помещений центра |
|
4,0 |
|
4,0 |
6 |
Апробация и внедрение информационного портала РМЦ |
|
0,5 |
|
0,5 |
7 |
Разработка и внедрение дистанционных курсов дополнительного образования детей |
|
0,5 |
|
0,5 |
8 |
Разработка дизайн-макета единого фирменного стиля РМЦ и изготовление фирменной продукции |
|
1,0 |
|
1,0 |
9 |
Приобретение оборудования для обеспечения деятельности РМЦ |
3,5 |
|
|
3,5 |
Мероприятия по внедрению и распространению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечению равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей | |||||
1 |
Разработка автоматизированной программы учета персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - ПФ ДОД) Московской области |
2,4 |
|
|
2,4 |
2 |
Разработка модели, правил (порядка) функционирования ПФ ДОД Московской области |
|
|
0,5 |
0,5 |
3 |
Создание реестров поставщиков, сертификатов, получателей услуг, программ ДО, включенных в систему ПФ ДОД |
|
0,5 |
|
0,5 |
4 |
Проведение образовательных мероприятий, консультаций для участников системы ПФДОД |
|
0,5 |
|
0,5 |
5 |
Разработка методических рекомендаций для муниципальных систем дополнительного образования по внедрению ПФДОД |
|
0,3 |
0,5 |
0,8 |
6 |
Мониторинг внедрения ПФ ДОД в муниципальных системах ДОД |
0,1 |
|
0,5 |
0,6 |
Мероприятия по формированию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ | |||||
1 |
Обеспечение повышения квалификации всех сотрудников РМЦ по программам проектного офиса национального проекта и федеральных ресурсных центров |
|
0,7 |
|
0,7 |
2 |
Обеспечение развития профессионального мастерства руководителей муниципальных опорных центров |
1,0 |
|
0,2 |
1,2 |
Мероприятия по проведению инвентаризации инфраструктурных, материально-технических ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ, а также анализа кадрового потенциала для повышения эффективности системы образования Московской области | |||||
1 |
Разработка формы мониторинга и методических рекомендаций по их заполнению |
ОД |
|
|
0,1 |
2 |
Проведение мониторинга и обработка результатов |
0,5 |
|
0,5 |
1,0 |
3 |
Разработка методических рекомендаций специалистам органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования по повышению эффективности использования ресурсов системы дополнительного образования детей |
|
0,4 |
|
0,4 |
Мероприятия по реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечении в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики | |||||
1 |
Разработка типовых моделей дополнительных общеобразовательных программ, основанных на сетевом взаимодействии |
1,5 |
|
|
1,5 |
2 |
Апробация моделей в 7 пилотных муниципальных образованиях и внедрение в педагогическую практику в муниципальные системы дополнительного образования |
1,0 |
|
1,0 |
2,0 |
Мероприятия по выравниванию доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) | |||||
1 |
Разработка и внедрение дистанционных курсов дополнительного образования детей по 5 направленностям (не менее 20 программ по каждой направленности |
5,0 |
|
|
5,0 |
2 |
Организация сезонной школы для мотивированных школьников |
8,0 |
|
|
8,0 |
3 |
Организация работы заочной школы для мотивированных школьников |
2,9 |
|
0,5 |
3,4 |
Мероприятия по внедрению общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации функциональным требованиям, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей | |||||
1 |
Разработка прототипа, апробация, запуск навигатора в эксплуатацию |
4,0 |
|
0,3 |
4,3 |
* Смета расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Московской области в 2019 году будет скорректирована по итогам отбора.
Дорожная карта
по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Московской области
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Срок |
1 |
Утверждено Положение Регионального модельного центра, план деятельности Регионального модельного центра |
Министерство образования Московской области |
февраль 2019 г. |
2 |
Согласованы штатное расписание и перечень обязательных функциональных зон Регионального модельного центра с Проектным офисом национального проекта |
Министерство образования Московской области, Проектный офис национального проекта "Образование" |
февраль - март 2019 г. |
3 |
Согласована смета реализации Мероприятий с Проектным офисом национального проекта |
Министерство образования Московской области, Проектный офис национального проекта "Образование" |
февраль - март 2019 г. |
4 |
Утвержден медиаплан Регионального модельного центра |
Министерство образования Московской области |
февраль 2019 г. |
5 |
Определены и наделены статусом муниципальных опорных центров соответствующие организации во всех муниципальных образованиях Московской области |
Министерство образования Московской области |
февраль - март 2019 г. |
6 |
Проведены мероприятия по инвентаризации инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов системы образования Московской области |
Министерство образования Московской области |
февраль - апрель 2019 г. |
7 |
Проведены организационные мероприятия и утверждена нормативная документация в целях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей |
Министерство образования Московской области |
февраль - июнь 2019 г. |
8 |
Обеспечена выдача сертификатов персонифицированного финансирования дополнительного образования детей обучающимся по дополнительным общеобразовательным программам |
Министерство образования Московской области |
сентябрь 2019 г. |
9 |
Прошли повышение квалификации (профмастерства) сотрудники Регионального модельного центра, муниципальных опорных центров, а также ведущих организаций дополнительного образования |
Министерство образования Московской области |
апрель - август 2019 г. |
10 |
Определен поставщик на оказание услуг по внедрению регионального общедоступного навигатора дополнительного образования детей |
Министерство образования Московской области |
апрель 2019 г. |
11 |
Внедрен региональный общедоступный навигатор дополнительного образования детей |
Министерство образования Московской области |
сентябрь 2019 г. |
12 |
Внедрены модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме |
Министерство образования Московской области |
сентябрь 2019 г. |
13 |
Внедрены модели выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с различными образовательными возможностями и потребностями, в том числе для одаренных детей из сельской местности, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Министерство образования Московской области |
сентябрь 2019 г. |
Приложение 1
к Концепции внедрения
целевой модели развития системы
дополнительного образования детей
в Московской области
Дорожная карта
создания Регионального модельного центра и муниципальных опорных центров в Московской области
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Срок |
1 |
Утверждено положение о Региональном модельном центре (далее - РМЦ), план деятельности РМЦ |
Министерство образования Московской области |
февраль 2019 г. |
2 |
Согласованы штатное расписание и перечень обязательных функциональных зон РМЦ с проектным офисом национального проекта |
Министерство образования Московской области, Проектный офис национального проекта "Образование" |
февраль - март 2019 г. |
3 |
Определен и нормативно закреплен статус муниципальных опорных центров (далее - МОЦ) в каждом муниципальном образовании Московской области |
Министерство образования Московской области |
февраль - март 2019 г. |
4 |
Утвержден медиаплан РМЦ и МОЦ |
Министерство образования Московской области |
март 2019 г. |
5 |
Согласован дизайн - проект РМЦ и МОЦ |
Министерство образования Московской области, Проектный офис национального проекта "Образование" |
март 2019 г. |
6 |
Согласован типовой проект инфраструктурного листа РМЦ и МОЦ |
Министерство образования Московской области, Проектный офис национального проекта "Образование" |
март - апрель 2019 г. |
7 |
Согласована калькуляция операционных расходов на функционирование РМЦ и МОЦ по статьям расходов, утвержденным документацией по отбору субъекта Российской Федерации на софинансирование из бюджета Российской Федерации расходного обязательства на Мероприятия |
Министерство образования Московской области, Проектный офис национального проекта "Образование" |
апрель 2019 г., далее ежегодно |
8 |
Повышена квалификация (профмастерство) руководителей, сотрудников и педагогов РМЦ и МОЦ |
Министерство образования Московской области |
апрель - май 2019 г. |
9 |
Обеспечена деятельность РМЦ и МОЦ по реализации Мероприятий |
Министерство образования Московской области |
в течение всего года |
10 |
Презентация деятельности РМЦ и МОЦ по реализации Мероприятий в 2019 году |
Министерство образования Московской области |
декабрь 2019 г. |
Приложение 2
к Концепции внедрения
целевой модели развития системы
дополнительного образования детей
в Московской области
Таблица индикаторов
N |
Наименование индикатора / показателя |
Минимальное значение в 2019 году |
Значение субъекта Российской Федерации |
||
2019 |
2020 |
2021 |
|||
1 |
Реализация модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей |
реализована |
реализована в 2019 году |
||
1.1 |
Доля муниципальных образований в Московской области, внедривших систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей |
50% |
50% |
60% |
75% |
1.2 |
Доля детей в субъекте Российской Федерации, охваченных системой персонифицированного финансирования дополнительного образования детей |
25% |
25% |
40% |
50% |
2 |
Создание регионального модельного центра дополнительного образования детей |
создан |
создан в 2019 году |
||
2.1 |
Создание сети муниципальных опорных центров во всех муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации |
создана |
создана в 2019 году |
||
3 |
Внедрение навигатора по программам дополнительных общеобразовательных программ, который позволяет семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам уровню подготовки (в т.ч. с функцией записи в объединения) |
внедрен |
внедрен в 2019 году |
||
4 |
Доля организаций, принявших участие в инвентаризации инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов, в том числе образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ |
государственных (муниципальных) образовательных организаций - 100% |
100% |
|
|
государственных (муниципальных) организаций культуры и спорта - 80% |
90% |
|
|
||
частные образовательные организации, а также организации реального сектора экономики - по заявлению |
по запросу |
|
|
||
5 |
Увеличение числа детей в Московской области в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами (в %) в том числе дополнительными общеразвивающими программами технической и естественно-научной направленностей (в %) |
73% |
73% |
74% |
76% |
15% |
15% |
19% |
25% |
||
6 |
Количество заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников (ед.) |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Количество внедрённых моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей из сельской местности (ед., накопительным итогом) |
3 |
3 |
4 |
5 |
8 |
Количество разработанных и внедренных разноуровневых (ознакомительный, базовый, продвинутый) программ дополнительного образования (ед., накопительным итогом) |
15 |
15 |
20 |
25 |
9 |
Количество реализуемых дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме с использованием ресурсов образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики (ед., накопительным итогом) |
не менее 6 различных типов |
6 |
7 |
8 |
10 |
Переподготовка (повышение квалификации) отдельных групп сотрудников РМЦ, муниципальных опорных центров, ведущих образовательных организаций по программам (курсам, модулям), разработанным в рамках реализации мероприятия по формированию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей (в %): |
|
|
|
|
педагогические работники; |
100% |
100% |
|||
руководители; |
100% |
100% |
|||
привлекаемые специалисты-практики (наставники), а также студенты и аспиранты, не имеющие педагогического образования |
100% |
100% |
|||
11 |
Количество разработанных и внедренных дистанционных курсов дополнительного образования детей (ед., накопительным итогом) |
Не менее 20 программ по каждой направленности ДОД, за исключением физкультурно-спортивной |
100 |
110 |
120 |
Приложение 3
к Концепции внедрения
целевой модели развития системы
дополнительного образования детей
в Московской области
Штатное расписание
Регионального модельного центра
Категория персонала |
Должность |
Количество шт. ед. |
Краткий должностной функционал |
Управленческий персонал |
Руководитель Регионального модельного центра - заместитель директора по проектному управлению, развитию и внешним коммуникациям |
1 |
Координация деятельности Регионального модельного центра по реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"; взаимодействие с муниципальными органами образования, другими субъектами Российской Федерации, с федеральным ресурсным центром, работа с интеллектуальными и бизнес партнерами; планирование деятельности Регионального модельного центра; координация информационной (PR) работы в сфере дополнительного образования детей, работы по просвещению родительского сообщества, профессиональных групп, объектов, союзов; мониторинг и анализ дефицитов и потребностей региональной системы дополнительного образования, формирование предложений по реагированию; взаимодействие с образовательными и иными организациями на территории субъекта Российской Федерации; координация деятельности муниципальных опорных организаций |
Заместитель директора по методической поддержке, образовательным программам и внедрению новых форм дополнительного образования |
1 |
Формирование образовательных результатов; сопровождение методического блока Регионального модельного центра;' организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; организация повышения квалификации и краткосрочных курсов для руководителя и сотрудников Регионального модельного центра по проектному управлению в сфере образования; координация дистанционного образования через Информационный портал Регионального модельного центра; формирование структуры мероприятий, расписания, мастер-классов, контента регионального и муниципальных сегментов навигатора системы дополнительного образования детей; разработка и реализация плана мероприятий международного, федерального и регионального значения для работников системы дополнительного образования детей в регионе |
|
Административный персонал |
Системный администратор |
1 |
Информационно-техническое обеспечение, в том числе сетевых коммуникаций; размещение контента регионального сайта; сопровождение информационных ресурсов системы дополнительного образования детей |
Основной персонал |
Администратор (руководитель отдела) |
1 |
Общая координация деятельности структурных подразделений Регионального модельного центра в рамках реализации проектов; выполнение функций лидера отдельных проектов и члена проектных команд; организационно-техническое обеспечение деятельности руководителя Регионального модельного центра; ведение мониторинга реализации проектов; обеспечение учета методических рекомендаций по организации проектной деятельности и требований в отношении применения проектного подхода |
Специалист по управлению проектами |
2 |
Выполнение работ по приоритетному проекту (проектам) в соответствии с планами и иными документами проекта; подготовка и согласование новых проектов (мероприятий); управление инфраструктурой проектов; управление рисками; контроль за реализацией проектов в муниципалитетах (организациях на территории региона) |
|
Методист |
2 |
Разработка учебно-методических материалов; внедрение различных педагогических техник, приемов и форматов работы; отслеживание инновационных методик в области педагогики и образования; поиск и привлечение экспертов и авторов для разработки учебно-методических, информационных, аналитических и иных материалов |
|
Специалист по развитию финансово-экономических моделей |
1 |
Разработка финансово-экономических моделей, моделей стратегического развития; финансово-экономическое обоснование проектов, программ, мероприятий |
|
Специалист по развитию нормативно-правовой базы |
1 |
Юридико-техническое сопровождение проектов; формирование и совершенствование нормативно-правовой и методической базы проектов и системы дополнительного образования в целом |
|
Специалист по внешним коммуникациям и общественным связям |
1 |
Организация освещения деятельности Регионального модельного центра в сети Интернет и СМИ; обеспечение проведения открытых мероприятий на площадке регионального модельного центра; участие в региональных тематических мероприятиях; представление интересов Регионального модельного центра и формирование позитивного имиджа в СМИ; формирование и поддержание пула информационных партнеров Регионального модельного центра; взаимодействие с пресс-службами органов власти субъекта Российской Федерации |
|
Педагогические работники |
Педагог дополнительного (дополнительного профессионального) образования |
2 |
Обеспечение экспериментальной педагогической деятельности, педагогической экспертизы развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей |
Приложение 4
к Концепции внедрения
целевой модели развития системы
дополнительного образования детей
в Московской области
Инфраструктура РМЦ
Региональный модельный центр в Московской области создается на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Московской области "Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи".
Организационно-правовая модель занимаемого помещения безвозмездное пользование недвижимым имуществом. Ссудодатель - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области "Подмосковный колледж "Энергия". Ссудополучатель - Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Московской области "Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи". Договор N 12-09 от 12.09.2016 безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в собственности Московской области, закрепленного на праве оперативного управления.
Нежилые помещения общей площадью 557 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, г. Реутов, Юбилейный проспект, д. 58.
Здание находится в центральной части города Реутова. В непосредственной близости находится метро "Новокосино", автобусные остановки городского транспорта, железнодорожная станция.
Имущественный комплекс Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Московской области "Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи" находится в государственной собственности.
В помещении планируется обустройство функциональных зон:
- административная зона - 200 кв. м;
- зона лектория - 100 кв. м;
- зона коворкинг - 50 кв. м;
- зона коллективного пользования - 9 кв. м;
- серверная - 10 кв. м;
- входная группа - 38 кв. м.
Для реализации функций Регионального модельного центра, в том числе в части обеспечения проведения мероприятий, лекций, семинаров, мастер-классов, вебинаров все функциональные зоны оснащены современным компьютерным, мультимедийным, проекционным, оргтехническим, аудио-, видео-оборудованием, системой ВКС.
Зонирование
Логотип Регионального модельного центра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Московской области от 29 октября 2018 г. N 668-РП "Об организации участия Московской области в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 29 октября 2018 г.
Текст распоряжения опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 31 октября 2018 г.