Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная программа
муниципального образования муниципального района "Удорский" "Развитие экономики"
(утв. постановлением администрации муниципального района "Удорский" от 25 декабря 2013 г. N 1323)
Паспорт
муниципальной программы муниципального образования муниципального района "Удорский" "Развитие экономики"
Ответственный исполнитель программы |
Администрация МО МР "Удорский" |
Соисполнители программы |
Отдел экономического развития и прогнозирования администрации МР "Удорский" |
Подпрограммы программы |
1. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства; 3. Развитие туризма; |
Программно-целевые инструменты программы |
- |
Цели программы |
Обеспечение устойчивого экономического развития МО МР "Удорский" |
Задачи программы |
1. Развитие малого и среднего предпринимательства в МО МР "Удорский"; 2. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в МО МР "Удорский"; 3. Развитие въездного и внутреннего туризма в МО МР "Удорский"; 4. Функционирование комплексной системы стратегического планирования социально-экономического развития МР "Удорский" |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Для оценки степени достижения стратегических целей и решения комплекса тактических задач Программы принимаются следующие целевые индикаторы: 1. Объем инвестиций в основной капитал; 2. Реальные располагаемые денежные доходы населения; 3. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета МР "Удорский" |
Этапы и сроки реализации программы |
Срок реализации Программы - 2014 - 2020 годы |
Объемы финансирования программы |
Общий объем финансирования Программы на 2014 - 2016 годы предусматривается в размере 15673,85 тыс. руб., в том числе: За счет средств бюджета МО МР "Удорский" - 12115,95 тыс. руб. За счет средств республиканского бюджета Республики Коми - 357,9 тыс. руб. За счет средств внебюджетных источников - 3200 тыс. руб. Объем финансирования по годам составляет: За счет средств бюджета МО МР "Удорский" - 2014 год - 1723,65 тыс. руб. 2015 год - 5233,65 тыс. руб. 2016 год - 5158,65 тыс. руб. За счет средств республиканского бюджета Республики Коми - 2014 год - 119,3 тыс. руб. 2015 год - 119,3 тыс. руб. 2016 год - 119,3 тыс. руб. За счет средств внебюджетных источников - 2014 год - 3200,0 тыс. руб. Объем бюджетных ассигнований уточняется ежегодно при формировании бюджета МО МР "Удорский" на очередной финансовый год и плановый период и при внесении изменений в бюджет МО МР "Удорский" |
Ожидаемые результаты реализации программы |
В течение срока реализации Программы комплекс программных мер должен обеспечить устойчивое экономическое развитие района, основанное на модернизации экономики, привлечении инвестиций в экономику, развитии малого и среднего предпринимательства, конкурентной среды Реализация Программы позволит к 2020 году достичь следующих конечных результатов (по отношению к 2012 году): 1. Объем инвестиций в основной капитал возрастет к 2020 году в 1,9 раза; 2. Реальные располагаемые денежные доходы населения вырастут к 2020 году в 1,3 раза по отношению к уровню 2012 года; 3. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Удорского района возрастет к 2020 году в 1,5 раза |
1. Характеристика текущего состояния в сфере экономики муниципального района "Удорский"
Муниципальное образование муниципальный район "Удорский" обладает значительным производственным, природно-ресурсным и трудовым потенциалом, который позволяет при умелом и эффективном его использовании рассчитывать на оздоровление экономики района, стабилизацию и подъем экономики.
Ресурсный потенциал Удорского района в целом достаточно высок, а минерально-сырьевой потенциал - разнообразен. Топливно-энергетические ресурсы представлены горючими сланцами, торфом, на территории района прогнозируется открытие месторождений углеводородов. В Удорском районе 900 миллионов тонн горючих сланцев - топливное и технологическое сырье, в том числе для получения смол, лекарственных препаратов, микроудобрений. Рудное минеральное сырье сосредоточено главным образом на северо-востоке муниципального района. Металлические ископаемые включают бокситы, редкие и редкоземельные металлы, марганец. Открыты месторождения минеральных и подземных вод хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Широко представлены неметаллические ископаемые, в первую очередь, минеральные строительные материалы. В их числе - песок для строительных работ, песчано-гравийный материал, кирпичные глины, строительный камень. Район имеет перспективную сырьевую базу стекольных песков, кроме того, установлены проявления фосфоритов, цеолитов, минеральных пигментов, золота. Имеются геологические предпосылки выявления месторождений природной соды, предпосылки для открытия месторождений нефти и газа.
На территории муниципального района "Удорский" функционируют 23 объекта природно-заповедного фонда общей площадью природоохранного и природно-заповедного назначения 516734 га, что составляет примерно 14,40% от площади района. В них запрещены все виды заготовительных и лесотехнических работ, изыскательские работы, разработка полезных ископаемых, все виды строительства.
В структуре промышленного производства муниципального района "Удорский" основной удельный вес занимает лесозаготовительная промышленность. Основное развитие лесная отрасль получили в 70-е годы с подписанием соглашения между СССР и Народной Республикой Болгарией 3 декабря 1967 года "О совместных лесозаготовках". Площадь лесов в Удорском районе составляет 3,2 млн. га или 90% территории района. Лесозаготовительная отрасль занимает ведущее место в экономике района.
В лесопромышленном комплексе Удорского района работают предприятия, представляющие два функциональных направления:
- лесозаготовительная;
- деревообрабатывающая.
В связи с суровыми природно-климатическими условиями сельское хозяйство района ориентировано на внутренний потребительский рынок и специализируется на молочно-мясном скотоводстве, выращивании картофеля и овощей.
В муниципальном районе "Удорский" имеется развитая сеть лесовозных дорог с твердым покрытием, железная дорога, развитая инженерная и социальная инфраструктуры. Транспортное сообщение в районе осуществляется по железной дороге Сыктывкар - Кослан, а также по автомобильной дороге Кослан - Микунь - Сыктывкар.
Сильные стороны развития района:
наличие богатых и доступных для освоения запасов леса, недревесных ресурсов;
наличие обширных сельскохозяйственных угодий, благоприятных для развития животноводства;
наличие разведанных месторождений полезных ископаемых (горючих сланцев, строительного камня, кирпичных глин, кварцевых песков, пресные подземные воды), которые могут представлять интерес для промышленного освоения;
транспортная доступность района (наличие ж/д);
богатый потенциал района, благоприятный для развития туризма (благоприятная экология, наличие историко-культурных памятников);
богатые запасы водных ресурсов;
наличие природных богатств (дикоросов);
наличие рыбных биоресурсов;
развитие традиционных народных промыслов.
Слабые стороны развития района:
отток молодежи из района;
плохое качество автомобильных дорог;
высокий уровень безработицы среди сельского населения и женщин;
недостаток квалифицированных кадров;
низкий уровень доходов;
убыль населения;
высокий процент износа жилья;
отдаленность населенных пунктов друг от друга;
аварийное состояние дорог по направлению Кослан - Пысса, Благоево - Важгорт;
сырьевая направленность района;
отсутствие производственных мощностей для переработки сельскохозяйственной продукции;
отсутствие газификации;
низкая плотность населения;
слаборазвитое сельское хозяйство, уменьшение поголовья скота.
Объективно существует ряд возможностей, позволяющих устранить препятствия экономического развития экономики в рамках реализации программного метода:
наличие свободных трудовых ресурсов;
наличие площадок, пригодных для промышленного развития;
наличие возможности для создания новых производственных мощностей перерабатывающего сектора экономики (свободные территории, сырье, энергообеспеченность);
наличие условий и возможности для активизации предпринимательской деятельности в районе, в том числе за счет реализации муниципальных программ;
наличие возможности для добычи топливно-энергетических и иных видов минерально-сырьевых ресурсов;
наличие возможности для вовлечения в хозяйственный оборот и получения дополнительных результатов экономической деятельности от использования лесных и водных ресурсов, ресурсов растительного и животного мира;
продвижение и реализация проектов развития железнодорожного и автомобильного транспорта на территории муниципального района "Удорский", в том числе таких, как проекты по строительству железнодорожной магистрали "Белкомур", завершение строительства круглогодичной автомобильной дороги "Кослан - Сыктывкар";
продвижение и реализация проектов развития инфраструктуры воздушного транспорта, в том числе реконструкция аэропорта в с. Кослан;
наличие условий для значительного увеличения объемов жилищного строительства, сокращения объемов ветхого и аварийного жилья, существенного улучшения технического состояния коммунальных сетей, в том числе за счет реализации целевых программ, расширения форм государственной поддержки населения при решении своих жилищных проблем;
наличие возможности для существенного повышения качества жизни населения (особенно - сельского), в том числе за счет реализации целевых программ, предусматривающих строительство объектов социально-культурной инфраструктуры, улучшения торгового и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах;
Устойчивое развитие экономики района требует создания эффективных механизмов и инструментов через использование методов государственного регулирования и поддержки, которые обеспечат активную инвестиционную деятельность, увеличение объемов производства продукции, рост уровня доходов населения.
Муниципальная программа муниципального образования муниципального района "Удорский" "Развитие экономики" (далее - Программа) определяет цели, задачи и направления, обеспечивающие устойчивое экономическое развитие.
В качестве одного из основных инструментов решения долгосрочных проблем развития района рассматриваются инвестиции, с помощью которых возможно решение вопросов, связанных с имеющимися структурными и технологическими ограничениями региона.
Проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, имеют первостепенное значение в общей картине развития экономики и социальной сферы района. От их решения во многом зависит направленность дальнейших преобразований, а также политическая и экономическая стабильность в обществе.
В районе сохраняется актуальность формирования благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства, поскольку малое и среднее предпринимательство как форма занятости населения нуждается в постоянном стимулировании и поддержке со стороны государства.
Создание предпосылок для занятия собственным бизнесом и последующая комплексная и системная поддержка являются необходимыми условиями для решения основных проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства.
Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как один из факторов экономического роста в муниципальном районе "Удорский", являющееся главным регулятором занятости экономически активного населения и оказывающее положительное влияние на рост денежных доходов населения и его социально-психологическое состояние.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации, является одним из направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство.
Концепцией развития туризма в муниципальном районе "Удорский" на период до 2020 года, утвержденной решением Совета муниципального района "Удорский" от 24 февраля 2012 г. N 11-5, определены основные цели и задачи в сфере развития туризма в Удорском районе.
Сельскохозяйственный комплекс Удорского района имеет незначительный удельный вес в валовом региональном продукте. Но он имеют особую специфичность, которую необходимо учитывать при решении вопросов экономического и социального развития Удорского района. От положения дел в этих отраслях экономики во многом зависит стабильность социально-экономической ситуации в районе. Несмотря на небольшие объемы производства, они продолжают играть важную роль в обеспечении населения продуктами питания, являются серьезным стабилизирующим фактором сдерживания цен на сельскохозяйственную и пищевую продукцию, завозимую из других регионов, а также влияют на создание условий для жизнеобеспечения сельского населения.
В современных условиях важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности экономики является наличие эффективно функционирующей системы стратегического планирования.
Система стратегического планирования позволяет осуществить:
формирование долгосрочных приоритетов в области социально-экономического развития;
согласованность и преемственность долгосрочных решений с комплексом средне- и краткосрочных задач;
балансировку планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат (проекты в различных сферах);
увязку принимаемых в процессе стратегического планирования решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу;
мониторинг реализации принимаемых решений.
Основными задачами при осуществлении стратегического планирования являются:
формирование и развитие стратегического планирования;
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере стратегического планирования;
разработка и мониторинг реализации долгосрочной стратегии;
организация и координация разработки документов стратегического планирования и мониторинга их реализации.
2. Приоритеты и цели реализуемой в муниципальном районе "Удорский" муниципальной политики в сфере экономики социально-экономического развития муниципального района "Удорский", описание основных целей и задач муниципальной программы. Прогноз развития сферы экономики социально-экономического развития муниципального района "Удорский"
Приоритеты муниципальной политики в сфере экономического развития муниципального района "Удорский" определены Стратегией социально-экономического развития муниципального района "Удорский" на период до 2020 года.
Главной целью социально-экономического развития муниципального района "Удорский" является повышение уровня жизни населения на основе устойчивого развития экономики муниципального района "Удорский".
Основная цель и задачи Программы соответствуют приоритетам муниципальной политики в сфере экономического развития муниципального района "Удорский".
Приоритетами в сфере реализации Программы являются:
развитие системы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального района "Удорский";
улучшение инвестиционного климата и рост инвестиционной активности в муниципальном районе "Удорский";
рост уровня доходов населения;
реализация эффективных механизмов регулирования трудовых отношений, обеспечивающих баланс интересов участников рынка труда;
ускоренное развитие малого и среднего бизнеса и увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в развитие экономики муниципального района "Удорский";
рост производительности труда;
развитие системы кадрового обеспечения экономики;
совершенствование системы социального партнерства, ее институтов и механизмов, внедрение эффективных современных технологий сотрудничества социальных партнеров;
развитие въездного и внутреннего туризма;
обеспечение безопасных условий и охраны труда.
В соответствии с долгосрочными приоритетами экономического развития, а также с учетом текущего состояния экономики района, определены цель и задачи Программы.
Основной целью Программы является обеспечение устойчивого экономического развития муниципального района "Удорский", что соответствует цели Стратегии социально-экономического развития муниципального района "Удорский" на период до 2020 года.
Для достижения цели Программы будут решаться следующие задачи:
1) функционирование комплексной системы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального района "Удорский";
2) повышение инвестиционной активности на территории муниципального района "Удорский";
3) развитие конкурентной среды в муниципальном районе "Удорский";
4) обеспечение роста доходов населения и совершенствование социально-трудовых отношений;
5) развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе "Удорский";
6) развитие въездного и внутреннего туризма в муниципальном районе "Удорский".
Реализация запланированного Программой комплекса мероприятий позволит обеспечить:
создание полноценной системы стратегического планирования, способствующей социально-экономическому развитию муниципального района "Удорский", обеспечить согласованность методологии, целей и задач в документах стратегического планирования (стратегии, прогнозах, концепциях, программах), повысить результативность и эффективность принятых решений, обеспечивающих четкую взаимосвязь между результатами деятельности органов муниципальной власти и бюджетными средствами, выделенными на их достижение;
создание благоприятного инвестиционного климата в муниципальном районе "Удорский" и повышение ее инвестиционной привлекательности для широкого круга потенциальных инвесторов и деловых партнеров; привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации социально-экономического потенциала района и ее дальнейшего развития;
рост уровня доходов населения, совершенствование системы социального партнерства, развитие системы кадрового обеспечения экономики муниципального района "Удорский";
увеличение производительности труда в организациях района за счет повышения профессионализма занятых в отраслях экономики;
создание новых рабочих мест;
дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику района, рост доходной части консолидированного бюджета;
рост въездного туристского потока в район, создания экономически привлекательных условий для ведения турбизнеса на территории муниципального района "Удорский".
Реализация Программы позволит обеспечить устойчивое развитие экономики, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня жизни населения муниципального района "Удорский".
Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в районе социально-экономических проблем.
Основными рисками при реализации Программы являются:
риск неэффективности организации и управления процессом реализации программных мероприятий;
риск, связанный с неэффективным использованием средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы и входящих в нее подпрограмм;
экономические риски, которые могут привести к снижению объема привлекаемых средств.
С целью минимизации влияния рисков на достижение цели и запланированных результатов ответственным исполнителем в процессе реализации Программы возможно принятие следующих общих мер:
мониторинг реализации Программы, позволяющий отслеживать выполнение запланированных мероприятий и достижения промежуточных показателей и индикаторов Программы;
принятие решений, направленных на достижение эффективного взаимодействия исполнителей и соисполнителей Программы, а также осуществление контроля качества ее выполнения;
оперативное реагирование на изменения факторов внешней и внутренней среды и внесение соответствующих корректировок в Программу.
Принятие общих мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем Программы в процессе мониторинга реализации Программы и оценки ее эффективности и результативности.
3. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Реализация Программы будет осуществляться в период 2014 - 2020 годов.
4. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
Перечень основных мероприятий Программы определен исходя из необходимости достижения ее цели и основных задач и сгруппирован в рамках задач, поставленных в 4-х подпрограммах:
В рамках подпрограммы 1 "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства" предполагается реализация следующих основных мероприятий:
совершенствование организационной поддержки малого и среднего предпринимательства;
совершенствование информационно-консультационной, кадровой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
совершенствование имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках подпрограммы 2 "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" предполагается реализация следующих основных мероприятий:
финансовая поддержка сельскохозяйственных организаций;
обеспечение условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств;
развитие рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
организационная, консультационная, информационная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;
реализация малых проектов в сфере благоустройства сельских населенных пунктов.
В рамках подпрограммы 3 "Развитие туризма" предполагается реализация следующих основных мероприятий:
оказание финансовой поддержки субъектам, занятым в сфере оказания туристских услуг населению;
развитие системы управления туристской отраслью и укрепление материально-технической базы;
информационно-рекламное обеспечение продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
В рамках подпрограммы 4 "Стратегическое планирование" предполагается реализация следующих основных мероприятий:
организация и координация разработки долгосрочной стратегии социально-экономического развития МР "Удорский";
поддержание в актуальном состоянии долгосрочной стратегии социально-экономического развития МР "Удорский" и контроль ее выполнения;
ежегодная разработка комплексного плана мероприятий по реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития МР "Удорский" на очередной год и контроль его выполнения;
организация и координация разработки концепций (основных направлений), стратегий развития отдельных видов (сфер) экономической деятельности в МР "Удорский";
координация разработки планов мероприятий по реализации концепций (основных направлений), стратегий развития отдельных видов (сфер) экономической деятельности в МР "Удорский" и контроль их выполнения;
разработка плана мероприятий по реализации в МР "Удорский" основных положений ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и контроль его выполнения;
проведение мониторинга реализации муниципальных программ;
проведение мониторинга социально-экономического развития МР "Удорский";
подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам социально-экономического развития МР "Удорский";
разработка среднесрочных прогнозов социально-экономического развития МР "Удорский";
Планируемый вклад результатов муниципальной Программы в социально-экономическое развитие муниципального района "Удорский" базируется на успешном выполнении запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей, а также мероприятий в установленные сроки. Стратегический эффект такого выполнения в совокупности приведет:
к созданию полноценной системы стратегического планирования, способствующей социально-экономическому развитию муниципального района "Удорский";
к повышению инвестиционной привлекательности для широкого круга потенциальных инвесторов и деловых партнеров;
к росту уровня среднедушевых реальных доходов населения;
к обеспечению стабильной социальной обстановки, предотвращению социально-трудовых конфликтов на территории муниципального района "Удорский";
к повышению привлекательности и конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса Республики Коми;
к увеличению вклада малого и среднего предпринимательства в экономику района за счет возрастающего оборота малых и средних предприятий, увеличения уровня инвестиций малых и средних предприятий;
к увеличению производительности труда в организациях республики за счет повышения профессионализма занятых в отраслях экономики - участников программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
В течение срока реализации Программы комплекс программных мер должен обеспечить устойчивое экономическое развитие района, основанное на модернизации и диверсификации экономики, привлечении инвестиций в экономику, повышении инвестиционной активности, развитии малого и среднего предпринимательства, конкурентной среды.
Перечень основных мероприятий Программы с указанием сроков их реализации, ожидаемых результатов и связь с показателями Программы и подпрограмм представлен в приложении 1 к Программе (таблица 2).
Детальный состав основных мероприятий содержится в характеристиках соответствующих подпрограмм.
5. Основные меры правового регулирования в сфере экономики муниципального района "Удорский", направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы
Правовое регулирование в сфере подпрограммы осуществляется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального района "Удорский" на период до 2020 года и Концепцией социально-экономического развития муниципального района "Удорский" на период до 2020 года, одобренной решением Совета муниципального района "Удорский" от 16 ноября 2010 года N 32-1.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы предусматривается разработка и принятие муниципальных нормативных правовых актов в сфере реализации подпрограммы.
Сведения об основных мерах муниципального и правового регулирования по реализации подпрограммы представлены в приложении 1 к Программе (таблица 3).
6. Прогноз конечных результатов муниципальной программы. Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы
Показатели (индикаторы) реализации Программы оцениваются на двух уровнях:
общие - в целом для Программы;
частные - по каждой из подпрограмм Программы.
Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы и включенных в нее подпрограмм.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях по годам реализации приведены в приложении 1 к Программе (таблица 1). Показатели имеют запланированные по годам количественные значения, измеряемые и рассчитываемые на основе данных государственного статистического наблюдения, а также ведомственных отчетностей ответственного исполнителя и соисполнителей Программы.
При формировании перечня показателей учтены требования адекватности показателей, точности, объективности, достоверности, однозначности, сопоставимости.
Состав целевых индикаторов и показателей Программы и подпрограмм увязан с их задачами, основными мероприятиями, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты, эффективность государственной программы на весь период ее реализации.
Целевые показатели (индикаторы) Программы характеризуют конечные общественно-значимые результаты развития экономики и оценивают социальные и экономические эффекты для общества в целом. К ним отнесены следующие показатели (индикаторы):
1. Объем инвестиций в основной капитал
Показатель отражает долю инвестиций, направленных на воспроизводство основных средств, характеризуя уровень инвестиционной активности в районе и устойчивость социально-экономического развития в целом.
2. Реальные располагаемые денежные доходы населения рассчитываются как доходы населения за вычетом обязательных платежей и взносов (различного рода налогов и сборов), скорректированные на индекс потребительских цен.
Данный показатель характеризует уровень жизни населения. Рост показателя свидетельствует об опережающем росте доходов населения над ростом обязательных платежей и ростом цен на товары и услуги.
3. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Удорского района.
Увеличение уровня налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Удорского района напрямую зависит от устойчивого экономического развития района и роста налогооблагаемой базы, которым, в свою очередь, будет способствовать решение задач, поставленных в Программе.
7. Перечень и краткое описание подпрограмм
Программа включает 4 подпрограммы.
Для каждой подпрограммы определены цели и задачи, решение которых обеспечивает достижение цели Программы - обеспечение устойчивого экономического развития.
Деление Программы на подпрограммы было осуществлено исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках Программы задач с учетом применения механизмов обеспечения результативности и обеспечения эффективности процесса достижения цели Программы.
Подпрограмма 1. "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства.
Цель данной подпрограммы - создание благоприятных условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района "Удорский" и активизация предпринимательской деятельности в сельских поселениях района.
Основные задачи:
- формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства;
- усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства.
Подпрограмма 2. "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Цель данной подпрограммы - создание условий для развития производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств
Основные задачи:
- укрепление материально-технической базы сельхозпредприятий;
- стимулирование малых форм хозяйствования;
- развитие рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- формирование благоприятной среды для развития производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств
- Реализация малых проектов в сфере благоустройства сельских населенных пунктов.
Подпрограмма 3. "Развитие туризма на территории МО МР "Удорский".
Цель данной подпрограммы - создание благоприятных условий для различных видов туризма на территории МО МР "Удорский", которые способствуют социально-экономическому развитию муниципального района "Удорский".
Основные задачи:
- обеспечение условий для развития различных видов туризма на территории МР "Удорский";
- организация продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем туристских рынках.
Подпрограмма 4. "Стратегическое планирование"
Цель данной подпрограммы - функционирование комплексной системы стратегического планирования в МР "Удорский.
Основные задачи:
- развитие программно-целевого планирования в МР "Удорский";
- осуществление анализа и прогнозирования.
8. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
1. Общий объем финансирования Программы на 2014 - 2016 годы предусматривается в размере 15673,85 тыс. рублей, в том числе:
За счет средств бюджета МО МР "Удорский" - 12115,95 тыс. рублей.
За счет средств республиканского бюджета Республики Коми - 357,9 тыс. рублей.
За счет средств внебюджетных источников - 3200 тыс. рублей.
Объем финансирования по годам составляет:
За счет средств бюджета МО МР "Удорский" -
2014 год - 1723,65 тыс. рублей;
2015 год - 5233,65 тыс. рублей;
2016 год - 5158,65 тыс. рублей.
За счет средств республиканского бюджета Республики Коми -
2014 год - 119,3 тыс. рублей;
2015 год - 119,3 тыс. рублей;
2016 год - 119,3 тыс. рублей.
За счет средств внебюджетных источников -
2014 год - 3200,0 тыс. рублей.
2. Прогнозный объем финансирования подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства" на период 2014 - 2016 гг. составляет всего 3295,9 тыс. рублей, в том числе:
За счет средств бюджета МО МР "Удорский":
2014 год - 796,0 тыс. рублей;
2015 год - 796,0 тыс. рублей;
2016 год - 796,0 тыс. рублей.
За счет средств республиканского бюджета Республики Коми -
2014 год - 119,3 тыс. рублей;
2015 год - 119,3 тыс. рублей;
2016 год - 119,3 тыс. рублей.
За счет средств внебюджетных источников -
2014 год - 550,00 тыс. рублей.
3. Прогнозный объем финансирования подпрограммы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на период 2014 - 2016 гг. составляет 10435,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
За счет средств бюджета МО МР "Удорский":
2014 год - 300,0 тыс. рублей;
2015 год - 3890,0 тыс. рублей;
2016 год - 3795,0 тыс. рублей.
За счет средств внебюджетных источников -
2014 год - 2450,0 тыс. рублей;
4. Прогнозный объем финансирования подпрограммы "Развитие туризма на территории" за счет средств бюджета МО МР "Удорский" на период 2014 - 2016 гг. составляет 1942,95 тыс. рублей, в том числе по годам:
За счет средств бюджета МО МР "Удорский":
2014 год - 627,65 тыс. рублей;
2015 год - 547,65 тыс. рублей;
2016 год - 567,65 тыс. рублей.
За счет средств внебюджетных источников -
2014 год - 200,0 тыс. рублей;
5. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов Программы в разрезе подпрограмм за счет средств бюджета МО МР "Удорский" и внебюджетных источников представлены в приложении 1 к Программе (таблицы 3 соответственно).
9. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Оценка эффективности реализации задач Программы осуществляется на основе выполнения целевых индикаторов Программы, а также с учетом уровня освоения бюджетных средств, выделенных для реализации подпрограммы.
Оценка эффективности выполнения Программы проводится в целях оценки вклада Программы в развитие экономики муниципального района "Удорский", обеспечения Правительства Республики Коми и ответственного исполнителя оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач Программы.
Методика оценки эффективности Программы учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач Программы.
Оценка степени достижения целей и решения задач Программы может определяться путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) Программы и подпрограмм, включенных в ее состав, и их плановых значений по формуле:
,
где - степень достижения целей (решения задач),
- степень достижения показателя (индикатора) Программы (подпрограммы),
- количество показателей (индикаторов) Программы (подпрограммы);
Степень достижения показателя (индикатора) Программы рассчитывается по формуле:
,
где - фактическое значение показателя (индикатора) Программы,
- плановое значение показателя (индикатора) Программы (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений)
или,
(для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений);
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Коми.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Коми определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования Программы по формуле:
,
где - уровень финансирования реализации Программы,
- фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию Программы,
- плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Эффективность реализации Программы рассчитывается по следующей формуле:
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации Программы определяется на основании следующих критериев:
Вывод об эффективности реализации государственной программы |
Критерий оценки эффективности ЭГП |
Неэффективная |
менее 0,5 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,5 - 0,79 |
Эффективная |
0,8 - 1 |
Высокоэффективная |
более 1 |
Инструментами контроля эффективности и результативности Программы являются ежегодные отчеты, мониторинг промежуточных показателей.
Паспорт
подпрограммы 1 "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Администрация муниципального района "Удорский" |
Соисполнители подпрограммы |
Отдел экономического развития и прогнозирования администрации муниципального района "Удорский", отдел культуры администрации муниципального района "Удорский", отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района "Удорский" |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
Цель подпрограммы |
Создание благоприятных условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района "Удорский" и активизация предпринимательской деятельности в сельских поселениях района. |
Задачи подпрограммы |
1. Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства; 2. Усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Численность занятых на малых предприятиях. 3. Количество хозяйствующих субъектов, которым оказана финансовая поддержка |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Сроки реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы на 2014 - 2016 годы предусматривается в размере 3295,9 тыс. руб., в том числе: За счет средств бюджета МО МР "Удорский" - 2388,0 тыс. руб. За счет средств республиканского бюджета Республики Коми - 357,9 тыс. руб. За счет средств внебюджетных источников - 550,0 тыс. руб. Объем финансирования по годам составляет: За счет средств бюджета МО МР "Удорский" - 2014 год - 796,0 тыс. руб. 2015 год - 796,0 тыс. руб. 2016 год - 796,0 тыс. руб. За счет средств республиканского бюджета Республики Коми - 2014 год - 119,3 тыс. руб. 2015 год - 119,3 тыс. руб. 2016 год - 119,3 тыс. руб. За счет средств внебюджетных источников - 2014 год - 550,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Реализация мероприятий подпрограммы позволит: 1. Увеличить количество малых и средних предприятий в муниципальном района "Удорский" до 6 единиц; 2. Оказать финансовую поддержку не менее 6 субъектам малого и среднего предпринимательства; 3. Повысить уровень квалификации не менее 40 субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам организации и развития своего дела; 4. Повысить уровень информированности субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении существующих мер поддержки и других вопросов предпринимательской деятельности; 5. Предоставить в аренду муниципального имущества МР "Удорский", включенного в Перечень муниципального имущества МР "Удорский", свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) в целях предоставления его на долгосрочной основе во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства; 6. Предоставить в аренду нежилые помещения для субъектов малого и среднего предпринимательства на базе МКУ "Удорский бизнес-инкубатор" |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в сфере предпринимательства
Актуальность проблем малого и среднего предпринимательства определена в первую очередь его объективно значимой ролью в современной социально-ориентированной экономике.
Предприятия малого и среднего бизнеса мобилизуют финансовые, производственные, сырьевые и трудовые ресурсы населения. Предприниматели - самостоятельный общественный слой с собственными интересами, ценностями и социальными ориентирами.
Однако в становлении и развитии малого и среднего предпринимательства имеется ряд проблем, мешающих выполнению ими социально-экономических функций. Малые же предприятия наиболее остро испытывают трудности, характерные для экономики.
Проблемы малых и средних предприятий на разных этапах их деятельности имеют существенные отличия. На период создания предприятий независимо от выбранных ими направлений деятельности - это недостаточный размер первоначального капитала. Далее в перечне проблем стоит вопрос размещения бизнеса (потребности в офисных и производственных площадях). Присутствует и проблема, связанная с ошибками в выборе предпринимателем профиля деятельности, поскольку большинство из них не могут сами провести квалифицированный предварительный анализ рынка и не в состоянии по финансовым возможностям заказать такое исследование консалтинговым фирмам. Исходя из этого, услуги и торговля, как сфера деятельности для начинающих предпринимателей, наиболее привлекательна. Также, отсутствие знаний об основах ведения предпринимательской деятельности, сложности выхода на рынки товаров и услуг.
Для развивающегося бизнеса - трудности в получении кредитов, их высокая стоимость, отсутствие кредитной истории и достаточного ликвидного обеспечения для получения банковского кредита, нестабильность налогового законодательства, отсутствие площадей для развития бизнеса, "информационный голод", дефицит подготовленных кадров, избыточное государственное администрирование.
Для успешно работающих предприятий - отсутствие поддержки в решении вопросов выхода на внешние рынки товаров и услуг, внедрение наукоемких инновационных технологий.
Решение проблем в сфере малого и среднего предпринимательства зависит от реализации целого комплекса мер, позволяющих сформировать базу его эффективного развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе и привлечь разнообразные источники финансирования.
Работа по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию благоприятных условий для его деятельности на территории МО МР "Удорский" должна строиться на основе подпрограммы муниципальной программы. Наличие подпрограммы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства позволит администрации муниципального образования более эффективно осуществлять координацию основных направлений и мероприятий, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, расположенных на территории муниципального образования.
Состояние развития малого бизнеса в районе можно охарактеризовать как серьезный резерв развития экономики и улучшения социального климата.
По состоянию на 1 января 2013 года в сфере малого бизнеса действуют 16 малых предприятий, при этом наблюдается снижение количества малых предприятий по сравнению с 2009 годом. В качестве индивидуального предпринимателя зарегистрировано 382 человека, тем самым наблюдается положительная тенденция роста зарегистрированных безработных.
Наибольшее количество субъектов малого предпринимательства зарегистрированы в сфере торговли и общественного питания - свыше 46% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства, 19% в лесозаготовительной и деревообрабатывающей отрасли, в строительстве всего 6%, 100% пассажирских перевозок с 2006 года осуществляется индивидуальными предпринимателями.
Основные показатели развития в районе малого предпринимательства
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Количество малых предприятий (ед.) |
20 |
19 |
16 |
16 |
Количество индивидуальных предпринимателей, включая глава крестьянских (фермерских) хозяйств (ед.) |
311 |
327 |
363 |
382 |
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, (чел.) |
507 |
544 |
543 |
466 |
Оборот малых предприятий (млн. руб.) |
483,5 |
560,6 |
504,6 |
479,3 |
Объем инвестиций, направляемых малыми предприятиями на собственное развитие (млн. руб.) |
1,1 |
18,4 |
6,6 |
6,6 |
Общая численность работающих на малых предприятиях (с учетом внешних совместителей и лиц, выполняющих по договорам гражданско-правового характера) составляет более 490 человек.
Доля малых предприятий в общем объеме оборота по Удорскому району составляет 37,3%.
В 2012 году поступления в консолидированный бюджет МР "Удорский" от уплаты налогов по специальным налоговым режимам: поступило 3207,6 тыс. рублей или на 0,9% ниже, чем в 2011 году; по единому налогу на вмененный доход увеличилось на 13,4% и составило 7693,5 тыс. рублей.
Поступление единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в районный бюджет с 2009 г. по 2011 г.
(тыс. руб.)
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
5544,1 |
6344,7 |
6786,1 |
7693,5 |
Тем не менее, приведенные данные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство в районе развивается. Вместе с тем количество малых предприятий (на тыс. чел. населения) далеко от уровня, необходимого для начала позитивных преобразований в социально-экономической сфере района.
В последние годы отраслевая структура малых предприятий в районе практически не меняется. Сфера торговли остается более привлекательной, чем другие сферы деятельности. При этом с 2009 по 2012 годы прослеживается рост крестьянских (фермерских) хозяйств, а к концу 2013 года - снижение на 36%. Данное изменение связано с увеличением страховых взносов в ПФ РФ.
Территориальная структура предпринимательства в районе характеризуется явным преобладанием его в городских поселениях.
Деятельность малых и средних предприятий еще остается недостаточно эффективной.
Темпы развития предпринимательства в районе не могут быть увеличены, если существенно не изменятся правовые и экономические условия для их эффективного развития, в вопросах создания новых и развития существующих субъектов малого и среднего предпринимательства.
На развитие малого и среднего предпринимательства в районе серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для района проблемы:
- недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;
- недоступность долгосрочных и дешевых кредитов коммерческих банков, недостаточное применение системы микрофинансирования;
- наличие административных барьеров при осуществлении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля).
Анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов местного самоуправления. Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
2. Приоритеты реализуемой муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы. Прогноз развития сферы предпринимательства
Целью подпрограммы является создание благоприятных условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района "Удорский" и активизация предпринимательской деятельности в сельских поселениях района.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства;
2. Усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства;
Указанные цели и задачи соответствуют приоритетам социально-экономического развития муниципального района "Удорский", в том числе Концепции социально-экономического развития муниципального района "Удорский" на период до 2020 года.
Приоритетными сферами деятельности, поддержка которых будет осуществляться вследствие их повышенной значимости для экономического и социального развития района, являются:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- заготовительная деятельность;
- производство продовольственных товаров, строительных материалов и конструкций;
- оказание услуг: бытовых, медицинских, общественного питания, услуг жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие туризма;
- развитие народно-художественных промыслов;
- торговая деятельность в отдаленных труднодоступных и (или) малонаселенных сельских населенных пунктах.
Приоритетной целевой группой учредителей субъектов малого и среднего предпринимательства являются зарегистрированные безработные, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работы, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), работники градообразующих предприятий, военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, субъекты молодежного предпринимательства (физические лица в возрасте 30 лет, юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам в возрасте до 30 лет, составляет более 50%), субъекты малого предпринимательства, относящиеся к социальному предпринимательству.
Достижение целей и реализация задач подпрограммы осуществляется путем выполнения мероприятий, предусмотренных в приложениях к Программе.
Сроки реализации Программы: 2014 - 2020 годы.
Социальная эффективность подпрограммы будет выражаться в сокращении численности безработных, сохранении рабочих мест и создании новых рабочих мест путем увеличения численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Кроме того, отдельным аспектом социальной эффективности подпрограммы должно стать формирование и поддержание позитивного социально-психологического климата в предпринимательской среде, а так же налаженные конструктивные отношения между бизнесом и властью.
Экономическая эффективность подпрограммы будет выражаться в возрастающем обороте малых и средних предприятий, увеличение налоговых поступлений в бюджет муниципального района "Удорский" вследствие увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Решение задач подпрограммы предусматривается обеспечить путем реализации следующих основных мероприятий:
Задача 1. Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства:
1) Совершенствование организационной поддержки малого и среднего предпринимательства, включая:
- субсидирование части расходов, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства по участию в республиканских выставочно-ярмарочных мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства (включая тренировочные туры) в порядке, определенном в приложении N 2.1 к Программе;
- организация и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий по продаже продукции местных товаропроизводителей "Покупайте Удорское!", "Урожай года" и изделий народно-художественных промыслов и ремесел в порядке, определенном в приложении N 2.2 к Программе;
- проведение "Дня работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства" в порядке, определенном в приложении N 2.3 к Программе;
- проведение "Дня предпринимателя" в порядке, определенном в приложении N 2.4 к Программе;
- проведение районных конкурсов профессионального мастерства в порядке, определенном в приложении N 2.5 к Программе:
- районный конкурс продавцов продовольственных и непродовольственных товаров "Лучший продавец";
- районный конкурс кулинарного искусства "Лучший кулинар";
- районный конкурс "Удорские мастерицы по вязанию".
2) Совершенствование информационно-консультационной, кадровой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- размещение в средствах массовой информации материалов о малом и среднем предпринимательстве;
- создание и сопровождение тематического раздела "Малый и средний бизнес" на официальном сайте администрации муниципального района "Удорский" "Udora.info";
- обеспечение функционирования информационно-маркетингового центра в порядке, определенном в приложении N 2.6 к Программе;
- проведение тематических семинаров, конференций, совещаний, круглых столов по вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в порядке, определенном в приложении N 2.7 к Программе;
- организация обучения работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства и граждан, желающих организовать собственное дело (по согласованию с министерством экономического развития РК)
Задача 2. Усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
- субсидирование части расходов субъектов малого предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности (гранты) в порядке, определенном в приложении N 2.8 к Программе.
- субсидирование части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение автодорожной техники;
- субсидирование части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение печи для производства хлеба и хлебобулочных изделий для обеспечения жителей СП "Важгорт";
- субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в порядке, определенном в приложении N 2.9 к Программе.
2) Совершенствование имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- предоставление в аренду муниципального имущества муниципального района "Удорский", включенного в Перечень муниципального имущества муниципального района "Удорский", свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), в целях предоставления его на долгосрочной основе во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
- предоставление в аренду нежилых помещений для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении 1 к Программе (таблица 2)
4. Характеристика мер муниципального регулирования
Правовое регулирование в сфере подпрограммы осуществляется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального района "Удорский" на период до 2020 года и Концепцией социально-экономического развития муниципального района "Удорский" на период до 2020 года, одобренной решением Совета муниципального района "Удорский" от 16 ноября 2010 года N 32-1.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы предусматривается разработка и принятие муниципальных нормативных правовых актов в сфере реализации подпрограммы.
Сведения об основных мерах муниципального и правового регулирования по реализации подпрограммы представлены в приложении 1 к Программе (таблица 3).
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы
Доведение муниципального задания не предполагается.
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
На реализацию подпрограммы потребуется 3295,9 тысяч рублей, в том числе:
За счет средств бюджета МО МР "Удорский" по годам:
2014 год - 796,0 тысяч рублей;
2015 год - 796,0 тысяч рублей;
2016 год - 796,0 тысяч рублей.
За счет средств республиканского бюджета Республики Коми по годам:
2014 год - 119,3 тысяч рублей;
2015 год - 119,3 тысяч рублей;
2016 год - 119,3 тысяч рублей.
За счет средств внебюджетных источников:
2014 год - 550,0 тысяч рублей.
Ресурсное обеспечение подпрограммы по годам реализации подпрограммы и источникам финансирования проводится в приложении 1 к Программе (таблица 2)
7. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы будет проводиться в соответствии с методикой оценки эффективности реализации муниципальной программы, изложенной в разделе 9 муниципальной программы.
Паспорт
подпрограммы 2 "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Администрация муниципального района "Удорский" |
Соисполнители подпрограммы |
Отдел экономического развития и прогнозирования администрации муниципального района "Удорский" |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
Цель подпрограммы |
Создание условий для развития производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств |
Задачи подпрограммы |
1. Укрепление материально-технической базы сельхозпредприятий; 2. Стимулирование малых форм хозяйствования; 3. Развитие рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 4. Формирование благоприятной среды для развития производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств; 5. Реализация малых проектов в сфере благоустройства сельских населенных пунктов. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1. Количество реконструированных животноводческих помещений; 2. Индекс производства молока в сельскохозяйственных организациях к уровню предыдущего года; 3. Индекс условного поголовья сельскохозяйственных животных и птицы в КФХ к уровню предыдущего года; |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Сроки реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы на 2014 - 2016 годы предусматривается в размере 10435,0 тыс. руб., в том числе: За счет средств бюджета МО МР "Удорский" - 7985,0 тыс. руб. За счет средств внебюджетных источников - 2450 тыс. руб. Объем финансирования по годам составляет: За счет средств бюджета МО МР "Удорский" - 2014 год - 300,0 тыс. руб. 2015 год - 3890,0 тыс. руб. 2016 год - 3795,0 тыс. руб. За счет средств внебюджетных источников - 2014 год - 2450,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Реализация мероприятий подпрограммы позволит: 1. Увеличить производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий; 2. Повысить финансовую устойчивость сельскохозяйственных организаций |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в сфере сельского хозяйства
Агропромышленный комплекс (АПК) МР "Удорский" имеет незначительный удельный вес в валовом районном продукте. Но он имеет особую специфичность, которую необходимо учитывать при решении вопросов социально-экономического развития района. От положения дел в АПК во многом зависит стабильность ситуации в сельских населенных пунктах. Несмотря на небольшие объемы производства, сельскохозяйственные товаропроизводители продолжают играть важную роль в обеспечении населения продуктами питания, являются серьезным стабилизирующим фактором сдерживания цен на сельскохозяйственную и пищевую продукцию, завозимую из других регионов и зарубежья, а также влияют на создание условий для жизнеобеспечения сельского населения. Федеральная и региональная аграрная политика в последнее десятилетие дала определенные положительные итоги, наблюдаются тенденции стабилизации и повышения эффективности агропромышленного производства. Реализация муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в муниципальном районе "Удорский" (2009 - 2012 годы)" позволила обеспечить рост производства по основным видам сельскохозяйственной продукции, повысить доступность кредитных ресурсов для производителей, повысить эффективность использования средств государственной поддержки. В 2012 году в сравнении с 2008 годом в сельскохозяйственных организациях валовой надой молока увеличился с 786,3 тонны до 808,2 тонн или на 2,8%, при увеличении удоя на одну фуражную корову с 2254 кг до 2466 кг, рост на 9,4%. Относительно стабильным остается финансовое положение организаций. Количество крестьянских (фермерских) хозяйств за тот же период выросло с пяти до тридцати пяти, при этом количество КФХ, имеющих соглашения с Минсельхозпродом Республики Коми и получающих государственную поддержку из республиканского бюджета составляет 25 хозяйств. Общий объем бюджетных средств на поддержку сельхозтоваропроизводителей составил в 2012 году 12 222 769,89 рублей, при этом сельскохозяйственные организации и фермеры получили, соответственно, 9 450 760,44 рублей и 2 328 728 рублей. Дополнительно за счет средств социального партнерства с ОАО "Монди СЛПК" районом в 2012 году выделено сельскохозяйственным организациям 2 165 000 рублей. Заметно улучшилась материально-техническая база сельскохозяйственных товаропроизводителей. Только за 2011 - 2012 годы проведены реконструкции производственных помещений сметной стоимостью 4 245 000 рублей, приобретено техники и оборудования на сумму более 3 миллионов рублей. Вместе с тем наряду с имеющимися положительными тенденциями сохраняется ряд проблем, препятствующих укреплению достигнутых позиций в агропромышленном комплексе. В числе основных проблем необходимо выделить:
- технико-технологическое отставание сельского хозяйства, перерабатывающей отрасли от других отраслей экономики из-за недостаточного уровня доходности производителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;
- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- недостаточное социальное развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности;
- низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования
2. Приоритеты реализуемой муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы. Прогноз развития сферы сельского хозяйства
2.1. Основной целью подпрограммы является создание условий для развития производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств.
Для достижения этой цели должны быть решены задачи:
1. Укрепление материально-технической базы сельхозпредприятий.
2. Стимулирование развития малых форм хозяйствования.
3. Развитие рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
4. Формирование благоприятной среды для развития производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств.
5. Реализация малых проектов в сфере благоустройства сельских населенных пунктов.
2.2. Прогноз развития сельскохозяйственного производства.
Основной прирост продукции животноводства будет обеспечиваться за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава, технологии содержания и укрепления кормовой базы. Увеличение объемов переработки сельскохозяйственной продукции по "Вашкинскому кусту" позволит увеличить доходность производства мясо-молочной продукции за счет снижения себестоимости и увеличения ассортимента выпускаемой продукции. Дополнительное расширение, за счет вовлечения в бизнес мелкотоварного производителя, объемов производства овощей и картофеля позволит создать рабочие места и увеличить объемы поставок растениеводческой продукции на районный рынок. Производство качественной продукции в достаточном ассортименте позволит повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и довести уровень рентабельности в организациях до 25%.
Реализация мероприятий Программы создает условия для стабилизации валовых показателей производства животноводческой продукции. Целевой характер Программы позволит добиться следующих результатов, характеризующих ее экономическую эффективность:
- укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей до 3 ед.;
- повышение финансовой устойчивости организаций сельского хозяйства;
- увеличение сельскохозяйственными организациями, по сравнению с уровнем 2012 года, производства молока на 3,7%;
- повышение удоя молока на корову до 2550 килограммов;
- увеличение поголовья (условного) сельскохозяйственных животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 9%.
Целевые установки и значение показателей
N |
Наименование целевых установок |
Наименование целевых показателей (индикаторов) |
Значение показателя по годам |
||||
2012 (факт) |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных организаций |
количество реконструированных животноводческих помещений, ед. |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
Индекс производства молока к уровню предыдущего года, % |
90,8 |
100,0 |
101,8 |
101,8 |
102,0 |
||
2. |
Стимулирование развития малых форм хозяйствования |
Индекс условного поголовья сельскохозяйственных животных и птицы в КФХ к уровню предыдущего года, % |
100,0 |
101,0 |
101,0 |
101,0 |
102,0 |
Социальная эффективность реализации подпрограммы будет способствовать улучшению условий труда для работников животноводства, повышения его престижности, увеличению уровня заработной платы в сельскохозяйственных организациях, увеличении занятого населения в сельской местности.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Решение задач подпрограммы предусматривается обеспечить путем реализации следующих основных мероприятий:
Задача 1. Укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных организаций:
1) Финансовая поддержка сельскохозяйственных организаций по следующим направлениям:
- субсидирование расходов сельскохозяйственных организаций на текущий ремонт и реконструкцию животноводческих помещений.
- субсидирование расходов сельскохозяйственных организаций на техническое и технологическое перевооружение.
Задача 2. Стимулирование развития малых форм хозяйствования:
1) Обеспечение условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, включая:
- субсидирование части расходов крестьянских (фермерских) хозяйств на техническое и технологическое перевооружение в порядке, определенном в приложении N 2.10 к Программе.
Задача 3. Развитие рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия:
- субсидирование части расходов на устройство сельскохозяйственного павильона;
- субсидирование расходов по содержанию сельскохозяйственного павильона.
- субсидирование части расходов на реконструкцию помещения под пункт убоя крупного рогатого скота и приобретение оборудования.
Задача 4. Формирование благоприятной среды для развития производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств по следующим направлениям:
1) Организационная, консультационная, информационная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей:
- финансирование расходов на организацию районных конкурсов, соревнований, чествование передовиков сельскохозяйственного производства и содействие кадровому обеспечению животноводства в порядке, определенном в приложении N 2.11 к Программе;
- размещение в средствах массовой информации материалов о сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и гражданах, ведущих личные подсобные хозяйства;
- создание и сопровождение тематического раздела "Сельское хозяйство" на официальном сайте администрации муниципального района "Удорский" Udora.info.
Задача 5. Реализация малых проектов в сфере благоустройства сельских населенных пунктов:
- обустройство и оборудование детских игровых площадок горками, качелями, каруселями, шведскими стенками, лабиринтами, песочницами и другими малыми архитектурными формами.
4. Характеристика мер муниципального регулирования
Правовое регулирование в сфере подпрограммы осуществляется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального района "Удорский" на период до 2020 года и Концепцией социально-экономического развития муниципального района "Удорский" на период до 2020 года, одобренной решением Совета муниципального района "Удорский" от 16 ноября 2010 года N 32-1.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы предусматривается разработка и принятие муниципальных нормативных правовых актов в сфере реализации подпрограммы.
Сведения об основных мерах муниципального и правового регулирования по реализации подпрограммы представлены в приложении 1 к Программе (таблица 3).
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы
Доведение муниципального задания не предполагается.
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
На реализацию подпрограммы потребуется 10435,0 тысяч рублей, в том числе:
За счет средств бюджета МО МР "Удорский" по годам:
2014 год - 300,0 тысяч рублей;
2015 год - 3890,0 тысяч рублей;
2016 год - 3795,0 тысяч рублей.
За счет средств внебюджетных источников:
2014 год - 2450,0 тысяч рублей.
Ресурсное обеспечение подпрограммы по годам реализации подпрограммы и источникам финансирования проводится в приложении 1 к Программе (таблица 2)
7. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы будет проводиться в соответствии с методикой оценки эффективности реализации муниципальной программы, изложенной в разделе 9 муниципальной программы.
Паспорт
подпрограммы 3 "Развитие туризма"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Администрация муниципального района "Удорский" |
Соисполнители подпрограммы |
Отдел экономического развития и прогнозирования администрации муниципального района "Удорский" |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
Цель подпрограммы |
Создание благоприятных условий для различных видов туризма на территории МО МР "Удорский", которые способствуют социально-экономическому развитию муниципального района "Удорский" |
Задачи подпрограммы |
1. Обеспечение условий для развития различных видов туризма на территории МР "Удорский"; 2. Организация продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем туристских рынках; |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1. Количество хозяйствующих субъектов, занятых в сфере оказания туристских услуг населению на территории МР "Удорский"; 2. Количество туристов, посетивших Удорский район; 3. Количество действующих маршрутов и программ на территории МР "Удорский"; 4. Количество гостевых домов. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Сроки реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы на 2014 - 2016 годы предусматривается в размере 1942,95 тыс. руб., в том числе: За счет средств бюджета МО МР "Удорский" - 1742,95 тыс. руб. За счет средств внебюджетных источников - 200,0 тыс. руб. Объем финансирования по годам составляет: За счет средств бюджета МО МР "Удорский" - 2014 год - 627,65 тыс. руб. 2015 г |
<< Назад |
Приложение >> N 1 |
|
Содержание Постановление Администрации муниципального района "Удорский" Республики Коми от 25 декабря 2013 г. N 1323 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.