Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Рекомендации
о порядке организации и проведения общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности в рамках оценки воздействия на окружающую среду
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 14 октября 2015 г. N 437)
Настоящие Рекомендации о порядке организации и проведения общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности в рамках оценки воздействия на окружающую среду (далее - Рекомендации) разработаны на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, утвержденного приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372, и иных требований законодательства в части обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на участие в обсуждении планируемой деятельности, и определяют порядок организации и проведения на территории муниципального образования общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности в рамках оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.
Настоящие Рекомендации разработаны в целях определения взаимодействия между следующими сторонами:
физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм собственности, планируемая хозяйственная и иная деятельность которых может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, и для планируемой деятельности которых обязательна оценка воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
органами местного самоуправления, на территории которых планируется хозяйственная и иная деятельность, способная оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду;
общественностью, интересы которой затрагиваются при принятии решений о реализации планируемой деятельности.
I. Общие положения
1.1. В настоящих Рекомендациях используются следующие понятия:
планируемая деятельность - намечаемая хозяйственная и иная деятельность, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и требующая проведения оценки воздействия на окружающую среду;
оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - ОВОС) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий;
материалы по оценке воздействия на окружающую среду (далее - материалы ОВОС) - вид обосновывающей документации планируемой деятельности, подготавливаемый заказчиком по результатам процесса ОВОС;
резюме нетехнического характера - аннотация материалов ОВОС, изложенная в доступной форме, содержащая основные результаты оценки воздействия, выводы относительно планируемой деятельности, основные планируемые мероприятия по охране окружающей среды;
общественность - физические и юридические лица, интересы которых прямо или косвенно могут быть затронуты экологическими, социальными и экономическими последствиями намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
заказчик - физическое или юридическое лицо, выступающее с инициативой проведения общественных обсуждений, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности;
общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия, направленный на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия;
предмет общественных обсуждений - соответствие планируемой деятельности, процесса проведения ОВОС, обосновывающей документации, установленным законодательством требованиям, оценка экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности, наличие и достаточность мероприятий по предупреждению и/или минимизации и компенсации возможных негативных последствий реализации планируемой деятельности;
общественные слушания - публичное мероприятие в рамках общественных обсуждений, проводимое по плану общественных обсуждений в форме собрания заинтересованных лиц без предварительной подачи заявок на участие;
протокол общественного слушания - информационно-справочный документ, подписанный участниками общественного слушания, удостоверяющий факт состоявшегося мероприятия и отражающий его содержание и результаты;
материалы общественных обсуждений - информационные материалы, документы в текстовой, графической, схематической, аудио, видео и/или иных формах, отражающие процесс организации и проведения, а также результаты общественных обсуждений.
1.2. Рекомендации могут быть использованы для организации и проведения общественных обсуждений в отношении планируемой деятельности, требующей проведения оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, включая деятельность, обосновывающая документация по которой подлежит государственной экологической экспертизе.
Рекомендации могут быть использованы для организации и проведения общественных обсуждений на всех этапах проведения оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (этап составления технического задания на разработку ОВОС, этап подготовки предварительного варианта материалов ОВОС, этап подготовки окончательного варианта материалов ОВОС).
1.3. Общественные обсуждения организуются и проводятся заказчиком в соответствии с законодательством, с участием администрации муниципального образования (далее - администрация МО), на территории которого предполагается реализация планируемой деятельности.
1.4. Организация и проведение общественных обсуждений основывается на принципах законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, призванных решать следующие задачи:
информирование общественности о планируемой деятельности, в том числе обеспечение своевременного доступа общественности к информации о планируемой деятельности, ее экологических, социальных, экономических и иных аспектах;
обеспечение возможности участия общественности в процессе принятия решения о реализации объекта планируемой деятельности в рамках оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
выявление общественного мнения по объекту общественных обсуждений и учет общественного мнения, предложений общественности, выявленных в процессе оценки воздействия.
1.5. Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о планируемой хозяйственной и иной деятельности и привлечение общественности к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса.
1.6. Способы участия общественности в обсуждении планируемой деятельности могут осуществляться в следующих формах:
очная форма общественных обсуждений - форма проведения общественных обсуждений, предусматривающая присутствие заказчика или его представителей, других участников общественных обсуждений и совместное обсуждение объекта общественных обсуждений (консультации, общественные слушания, конференции, иные очные формы);
заочная форма общественных обсуждений - форма проведения общественных обсуждений, предусматривающая информирование о планируемой деятельности, ее экологических, социальных и иных аспектах, сбор вопросов, замечаний и предложений, опросы, анкетирование, обсуждение в средствах массовой информации, в сети Интернет, иные заочные способы выявления мнения общественности о возможном воздействии планируемой деятельности на окружающую среду.
1.7. Очные и заочные формы общественных обсуждений организуются и проводятся заказчиком по согласованию с администрацией МО при разработке плана общественных обсуждений.
Заказчик оплачивает и иным образом обеспечивает проведение мероприятий общественных обсуждений.
1.8. Выбор очной формы общественных обсуждений предлагается заказчиком и согласовывается администрацией МО при разработке плана общественных обсуждений.
1.9. Использование таких заочных форм общественных обсуждений, как информирование в средствах массовой информации, сбор вопросов, замечаний и предложений, является обязательным и подлежит включению в план общественных обсуждений.
Использование иных заочных форм общественных обсуждений возможно по инициативе заказчика по согласованию с администрацией МО при разработке плана общественных обсуждений.
1.10. Проведение очной формы общественных обсуждений в форме общественных слушаний организуется администрацией МО по заявлению заказчика и при его участии.
1.11. Результатами проведения общественных обсуждений являются:
исполнение информационных мероприятий, обеспечивающих представление общественности информации о планируемой деятельности, характере и масштабах ее воздействия на окружающую среду, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия, возможности минимизации воздействий;
выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений в отношении реализации планируемой деятельности.
1.12. Итоговыми документами общественных обсуждений могут быть:
в случае принятия решения о целесообразности проведения общественных слушаний - протокол общественных слушаний по намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
в случае принятия решения о нецелесообразности проведения общественных слушаний - уведомление о результатах проведения общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории муниципального образования с приложением свода замечаний и предложений от общественности (в случае их поступления).
Материалы общественных обсуждений включаются в материалы ОВОС и используются в процессе принятия управленческих решений.
II. Организация и проведение общественных обсуждений
1. Инициирование организации и проведении общественных обсуждений
Заказчик, приняв решение о подготовке к реализации планируемой деятельности на территории муниципального образования, направляет в администрацию муниципального образования:
заявление об организации и проведении общественного обсуждения (рекомендуемая форма приведена в приложении 1 к настоящим Рекомендациям);
данные о заказчике, а также документ, удостоверяющий полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель заказчика;
материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, включая краткое изложение для неспециалистов - резюме нетехнического характера.
2. Организация общественных обсуждений
2.1. Ответственное должностное лицо администрации МО осуществляет проверку заявления и документов заказчика на соответствие требований пункта 1. раздела II. настоящих Рекомендаций.
2.2. В случае несоответствия представленных документов требованиям пункта 1. раздела II. настоящих Рекомендаций ответственное должностное лицо администрации МО в течение 7 рабочих дней со дня приема документов готовит и направляет заказчику уведомление об отказе в рассмотрении запроса с указанием причин отказа.
2.3. В случае соответствия представленных документов требованиям пункта 1. раздела II. настоящих Рекомендаций ответственное должностное лицо администрации МО в течение 7 рабочих дней со дня приема документов проводит работу с заказчиком для решения следующих вопросов:
1) определяются сроки проведения процедуры общественных обсуждений;
2) определяется целесообразность (нецелесообразность) проведения общественных слушаний, а также иных форм очной формы общественных обсуждений, с учетом степени экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, фактора неопределенности, степени заинтересованности общественности;
3) согласовывается перечень сведений, которые необходимо указать заказчику в информационном сообщении о начале процедуры общественных обсуждений в соответствии с приложением 2 настоящих Рекомендаций;
4) выбираются официальные издания средств массовой информации для опубликования информационного сообщения о начале процедуры общественных обсуждений: информация публикуется не менее чем за 30 календарных дней до даты окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний) в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и официальных изданиях органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация планируемой деятельности;
определяется необходимость применения дополнительных способов распространения информационных сообщений (радио, телевидение, периодическая печать, Интернет, иные средства);
5) выявляются представители общественности, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, интересы которых прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации, выбирается способ их информирования;
6) определяется дата начала доступности, способы и места доступа к документации для ознакомления общественности с материалами оценки воздействия на окружающую среду, а также необходимое количество экземпляров документации, которое обеспечивается заказчиком;
7) достигается договоренность о порядке и способах сбора, свода замечаний и предложений, поступающих от общественности в период проведения общественных обсуждений;
8) согласовывается дата, время и место проведения общественных слушаний (в случае принятия решения о целесообразности их проведения), определяется необходимость организации транспорта для участников слушаний из отдаленных населенных пунктов;
9) определяется необходимость применения иных форм выявления общественного мнения по планируемой деятельности.
Решение вопросов, указанных в подпунктах 1-9 настоящего пункта, может осуществляться: в ходе проведения рабочих встреч, с использованием средств телефонной, факсимильной связи, электронной почты.
Количество рабочих встреч определяется производственной необходимостью.
2.4. При обсуждении планируемой деятельности, намечаемой к реализации в границах населенного пункта, общественные слушания могут быть проведены в данном населенном пункте, по планируемой деятельности, намечаемой к реализации на территориях двух и более населенных пунктов, на межселенных территориях - в административном центре городского округа, муниципального района.
С учетом прогнозируемого масштаба воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, заинтересованности жителей муниципального образования, общественные слушания могут быть организованы и проведены в нескольких населенных пунктах городского округа, муниципального района.
2.5. Принятые в ходе работы решения по подпунктам 1-9 пункта 2.3. настоящих Рекомендаций фиксируются в плане общественных обсуждений, который согласовывается обеими сторонами и подлежит исполнению обеими сторонами (рекомендуемая форма плана приведена в приложении 3 к настоящим Рекомендациям).
2.6. После согласования плана общественных обсуждений по подпунктам 1-9 пункта 2.3. настоящих Рекомендаций заказчику предоставляется 7 рабочих дней для подготовки и опубликования информационных сообщений о начале процедуры общественных обсуждений в официальных изданиях средств массовой информации и для оповещения общественности, соответствующей требованиям подпункта 5 пункта 2.3. настоящих Рекомендаций.
2.7. После предоставления заказчиком подтверждения фактов информирования общественности (экземпляр газеты, квитанции при необходимости) ответственное должностное лицо администрации МО в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения факта информирования подготавливает проект распоряжения администрации МО о проведении общественных обсуждений и назначении ответственных должностных лиц за проведение процедуры общественных обсуждений на территории МО по заявленной документации.
В этот же срок ответственное должностное лицо администрации МО обеспечивает размещение на сайте администрации МО согласованного обеими сторонами плана общественных обсуждений и распоряжения администрации МО о проведении общественных обсуждений.
Информация о проводимых общественных обсуждениях может предоставляться администрацией МО заинтересованным лицам и организациям при наличии соответствующего запроса.
2.8. В случае не исполнения заказчиком условий пункта 2.6. настоящих Рекомендаций ответственное должностное лицо администрации МО в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока информирования заказчиком общественности, подготавливает проект уведомления об отказе в проведении общественных обсуждений с указанием причины отказа и возврате документации.
2.9. Заказчик вправе повторно обратиться в администрацию МО для инициирования процедуры общественного обсуждения.
2.10. В случае выхода информационного сообщения в официальных изданиях средств массовой информации в неустановленные сроки заказчик публикует в официальных изданиях средств массовой информации информационное сообщение об отмене, либо переносе (по согласованию с администрацией МО) общественного обсуждения. Администрация МО в свою очередь размещает такое информационное сообщение на сайте администрации МО.
3. Проведение общественных обсуждений
3.1. Основанием для начала проведения общественных обсуждений является распоряжение администрации МО о проведении общественных обсуждений и назначении ответственных должностных лиц за провед
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.