Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
МР "Княжпогостский"
от 21 октября 2015 г. N 619
Пояснительная записка
к показателям прогноза социально-экономического развития на 2016 год и на плановый период до 2018 года по муниципальному району "Княжпогостский"
Прогноз социально-экономического развития муниципального района "Княжпогостский" на 2016 год и на период до 2018 года (далее - прогноз) разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации", распоряжением Правительства Республики Коми от 13 марта 2015 года N 86-р "О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Коми на 2016 год и на период до 2018 года".
Разработка прогноза осуществлялась на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации и показателей прогноза социально-экономического развития Республики Коми на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
При разработке прогноза учитывались:
- статистическая информация о социально-экономическом развитии муниципального района "Княжпогостский" 2014 год и текущий период 2015 года;
- параметры Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45 (в редакции постановления Правительства Республики Коми от 25 февраля 2015 года N 78).
Прогноз социально-экономического развития муниципального района "Княжпогостский" на период до 2018 года разработан в оптимистичном варианте.
Прогноз социально-экономического развития основан на предположении, что в прогнозируемом периоде замедлятся темпы объемы добычи полезных ископаемых и рост объема обрабатывающего производства, что связано с объективными экономическими и социальными процессами, в том числе с геополитической обстановкой в республике.
1. Основные тенденции социально-экономического развития муниципального района "Княжпогостский" в 2014 году
На территории муниципального района "Княжпогостский" в течение 2014 года сохранялась достаточно устойчивая социально-экономическая ситуация.
Сложилась положительная динамика важнейших показателей социально-экономического развития:
рост объемов промышленного производства в целом;
рост объемов инвестиций в основной капитал;
увеличение объемов производства лесоматериалов, древесноволокнистых плит, электроэнергии;
рост производства мяса и субпродуктов пищевых убойных животных, цельномолочной продукции; мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы;
увеличение грузооборота транспорта и объемов грузовых перевозок;
увеличение объемов лесозаготовительного производства;
рост объемов ввода в действие жилых домов;
сохранение относительно невысокого уровня зарегистрированной безработицы;
Наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере муниципального района наблюдались и негативные, основные из которых:
снижение объемов добычи полезных ископаемых;
снижение перевозок пассажиров транспортом общего пользования;
снижение объемов сельскохозяйственного производства;
снижение объемов работ по виду деятельности "строительство";
снижение численности населения района вследствие миграционного оттока населения;
снижение рождаемости и естественного прироста населения;
увеличение индекса потребительских цен;
рост количества зарегистрированных преступлений.
Наряду с этим сохранились, а в ряде случаев обострились проблемы долговременного характера, главные из них - недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, медленные темпы модернизации производства, низкий уровень инновационной активности организаций, отсутствие достаточных рынков сбыта производимой продукции.
2. Приоритетные направления социально-экономического развития муниципального района "Княжпогостский" на период до 2018 года
Основной задачей предстоящего периода является стабилизация экономического климата и социальной обстановки в районе.
Планируется обеспечение последовательной реализации мер социально-экономической политики по следующим приоритетным направлениям:
обеспечение инвестиционной привлекательности и формирование положительного имиджа МР "Княжпогостский";
повышение инвестиционной и инновационной активности организаций;
повышение эффективности управления финансово-бюджетной сферой, усиление роли консолидированного бюджета МР "Княжпогостский";
обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала;
повышение конкурентоспособности продукции, производимой в республике;
развитие транспортной системы, обеспечивающей потребности хозяйствующих субъектов и населения;
создание оптимальной структуры сельскохозяйственного производства и повышение уровня самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в развитие экономики района;
стабилизация демографической ситуации, улучшение здоровья и социально-психологического состояния населения;
повышение культурного и образовательного уровня населения;
обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения;
улучшение жилищных условий населения;
повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
снижение преступности и повышение степени социальной безопасности населения;
улучшение экологической обстановки.
3. Развитие экономики и социальной сферы муниципального района "Княжпогостский"
3.1. Промышленность
Индекс промышленного производства в 2014 году к уровню 2013 года составил 100,7%, при этом индекс производства в секторах экономики составил: в добыче полезных ископаемых - 100,2%, обрабатывающих производствах - 101,3%, производстве, передаче и распределении электроэнергии, газа и воды - 103,2%.
Рост объемов производства в районе был обусловлен, прежде всего, увеличением объемов обрабатывающих производств и производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Возросли выработанной электроэнергии. Основным фактором, сдерживающим промышленный рост, являлся спад в добыче полезных ископаемых, таких как бокситы, доломитовый щебень и песок строительный.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
3.1.1. Добыча полезных ископаемых
Добыча полезных ископаемых является одним из ведущих видов деятельности в экономике муниципального района "Княжпогостский". Удельный вес добычи полезных ископаемых в общем объеме отгруженных товаров собственного производства за 2014 год составил 58,8%.
В общем объеме добычи полезных ископаемых 90% приходится на добычу полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических. За отчетный период 2004 года предприятиями этого вида деятельности оценочно реализовано с начала года товаров, работ, услуг на 1906,86 млн. рублей, что в действующих ценах составляет 89,9% прошлогоднего.
Добыча боксита
Основным предприятием, осуществляющим добычу бокситовой руды на Средне-Тиманском бокситовом руднике Княжпогостского района, является ОАО "Боксит Тимана".
За 2014 год объем добычи боксита составил 3,2 млн. тонн (104,2% к уровню 2013 года). Увеличение объема добычи вызвано повышением спроса на продукцию заводов-потребителей.
В 2015 году ожидаемый объем добычи бокситовой руды составит 3,4 млн. тонн, что выше уровня 2014 года на 5,3%. Увеличение планируется в связи со стабилизацией ситуации на рынке алюминия и с учетом потребности в руде металлургических заводов компании ОК "РУСАЛ". С учетом текущей ситуации с российской валютой, у алюминия будут дополнительные ценовые конкурентные преимущества на внешних рынках.
В 2015 году планируется замена горного оборудования и модернизация собственной железной дороги, с целью увеличения пропускной способности и скоростного режима. В планах компании также проведение мониторинга грунтовых вод для выбора оптимальной схемы водопонижения.
В 2016 - 2018 годы наращивание темпов добычи боксита планируется с учетом потребности в руде металлургических заводов компании ОК "РУСАЛ".
Основные проблемы развития бокситового комплекса - нестабильный спрос заводов-потребителей бокситов, что приводит к затовариванию склада и сдерживанию добычи боксита.
3.1.2. Обрабатывающие производства
Удельный вес обрабатывающего производства в общем объеме отгруженных товаров собственного производства за 2014 год составил 18,4%.
Приоритетными видами деятельности в обрабатывающем производстве являются: обработка древесины и производства изделий из дерева. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий обрабатывающих производств в 2014 году составило в сумме 530,9 млн. рублей.
В 2015 году, по оценке, индекс производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева составит 124,9% к уровню 2014 года. Планируется увеличение объемов производства: лесоматериалов - на 2,2%, древесноволокнистых плит - на 2,1%.
В целях расширения рынков сбыта готовой продукции предприятия лесопромышленного комплекса района осваивают новые рынки сбыта.
В 2016 - 2018 годы в обработке древесины и производстве изделий из дерева прогнозируется рост объемов производства основных видов продукции. Среднегодовой темп роста составит 101,2-102,5%.
Успешная работа предприятий лесной отрасли будет зависеть от способности осуществить мероприятия по реорганизации производств, ориентированные на выпуск конечной продукции деревообработки, отвечающей требованиям мирового рынка, совершенствование технологии производства продукции деревообработки и принципов организации работ.
3.1.3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Энергетическая система муниципального района входит в состав объединенной энергосистемы Северо-Запада и осуществляет централизованное электроснабжение потребителей на территории Республики Коми.
В 2014 году динамика производства и распределения электроэнергии, газа и воды была преимущественно положительной: индекс производства относительно уровня 2013 года составил 110,5%. Выработка электроэнергии увеличилась на 50% и составила 41,5 тыс.кВт.ч.
В 2015 году, по оценке, производство и распределение электроэнергии, газа и воды составит 105,4% к уровню 2014 года. Основным положительным фактором является рост объемов производства электроэнергии генерирующими компаниями оптового рынка.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
3.4. Лесозаготовки
Лесопромышленный комплекс занимает важное место в экономике района как по удельному весу выпускаемой продукции, налоговых поступлений, основных производственных фондов, валютной выручки, так и по количеству рабочих мест.
Лесозаготовительное производство определяется, в основном, потребностью перерабатывающих предприятий в древесном сырье для полной загрузки производственных мощностей и необходимостью поддержания запасов древесины на всех фазах технологического процесса с учетом того, что около 95% в структуре поставок деловой древесины приходится на рынок республики.
Объем лесозаготовительного производства составил по итогам 2014 года 101,9% к уровню 2013 года. На протяжении 2014 года в лесозаготовках наблюдались преимущественно отрицательные тенденции.
За 2014 год произведено 51,1 тыс. плот. куб. м необработанной древесины, что в 2 раза больше, чем за предыдущий год. Положительная динамика была связана с ростом заготовки бревен лиственных пород бревен хвойных пород и бревен хвойных пород, топливной и прочей необработанной древесины.
Основной задачей лесозаготовительного производства в 2015 году является полное и своевременное обеспечение древесным сырьем перерабатывающих предприятий района в пределах имеющихся производственных мощностей и создание необходимых технологических запасов сырья.
По оценке, в 2015 году объемы лесозаготовительного производства возрастут на 15,7% к уровню 2014 года. Развитие лесозаготовок будет определяться потребностью перерабатывающих предприятий района в древесном сырье и созданием необходимых технологических запасов сырья.
3.5. Малое и среднее предпринимательство
Ситуация в сфере малого и среднего предпринимательства в 2014 году характеризовалась снижением числа малых предприятий, включая микропредприятия, и средних предприятий (на 25% по сравнению с уровнем 2013 года).
В 2014 году на территории муниципального района "Княжпогостский" осуществляли деятельность 561 субъект малого предпринимательства, в том числе 461 индивидуальный предприниматель, 3 малых и 97 микропредприятий. За 5 мес. 2015 года количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 4%.
За отчетный период 2014 года среднемесячная численность субъектов малого и среднего предпринимательства составила 581 человек с учетом индивидуальных предпринимателей (142 человека на малых предприятиях, 439 - индивидуальные предприниматели). За 5 месяцев 2015 года среднемесячная численность субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилась на 30%.
Среднемесячная заработная плата работников малого и среднего предпринимательства в 2014 году составляла 14367 рублей, что больше по сравнению с предыдущим годом на 6%.
По итогам 2014 года оборот средних и малых предприятий (с учетом микропредприятий) составил 65,3 млн. рублей. Наиболее существенная доля в общем обороте была по следующим видам экономической деятельности: оптовая и розничная торговля. Наиболее привлекательной для субъектов малого предпринимательства остается торговля. Эта сфера отличается быстрой оборачиваемостью средств и достаточно низкими капиталовложениями.
По итогам января - марта 2015 года зафиксирован рост числа малых предприятий на 66% и увеличение среднесписочной численности работающих на малых предприятиях на произошло снижение количества индивидуальных предпринимателей на 4,7% по сравнению с показателем 2014 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Основной причиной снижения количества индивидуальных предпринимателей связано с увеличением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В 2013 году размер страховых взносов составлял 17 208,25 рублей, а в 2014 году - 35 664,66 рублей, что в 2 раза больше предыдущего года. Данная ситуация наблюдается как по муниципальному району "Княжпогостский", так и в целом по Республике Коми.
Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году осуществлялась в рамках подпрограммы 1 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Княжпогостском районе на 2014 - 2020 годы" муниципальной программы "Развитие экономики", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 05 ноября 2013 года N 788.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Администрации муниципального района "Княжпогостский" Республики Коми
В 2014 году финансовая поддержка оказана субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 0,3 млн. рублей.
Адресными формами финансовой поддержки малого бизнеса являлись: субсидирование начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства; возмещение части затрат по лизинговым платежам; части затрат по уплате процентов по кредитам.
Основными факторами, негативно влияющими на развитие малого и среднего предпринимательства, являются:
1. Влияние неблагоприятных экономических условий, при которых наиболее уязвимыми являются именно субъекты малого бизнеса: рост тарифов на энергоносители, на грузоперевозки и т.д.
2. Последствия изменения федерального законодательства в сфере малого бизнеса, в соответствии с которыми с 1 января 2013 года страховые взносы, уплачиваемые страхователями, не производящими выплаты физическим лицам, в Пенсионный фонд Российской Федерации были увеличены более чем в два раза.
Несмотря на предпринятые меры по изменению ситуации в данной сфере (с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон N 237-ФЗ от 23 июля 2013 года, в соответствии с которым вводится дифференцированный подход к установлению размеров страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в зависимости от их дохода), для восстановления темпов роста показателей субъектов малого и среднего предпринимательства до уровня предыдущих лет потребуется время.
3. Влияние тенденции, сложившейся в 2011 - 2014 годы, - разукрупнение малого бизнеса: снижение количества малых предприятий при увеличении количества микропредприятий.
3.6. Рынок товаров и услуг
Ситуация на потребительском рынке в районе характеризуется снижением оборота розничной торговли, общественного питания и объемов платных услуг по сравнению с уровнем предыдущего года (в сопоставимых ценах). Выше уровня 2013 года сложился индекс потребительских цен: инфляция на потребительском рынке в Республике Коми за 2014 год составила 110,9% против 106,6% в 2013 году.
Основное влияние на величину инфляции по республике за год оказало увеличение цен на продовольственные товары и непродовольственные товары. Ситуация на рынке услуг характеризовалась замедлением роста цен.
Цены на продовольственные товары за 2014 год выросли в большей степени, чем за 2013 год (2014 год - на 15,4% к уровню предыдущего года, 2013 год - на 7,4%). Основное влияние на рост цен на продовольственные товары оказало подорожание сахара (на 38,9%), круп и бобовых (на 27,1%), мясопродуктов (на 21,0), рыбопродуктов (на 19,7%), молока и молочной продукции (на 13,6%), хлеба и хлебобулочных изделий (на 7,0%), муки (на 6,1%), картофеля (на 0,02%).
На непродовольственные товары рост цен также будет высоким вследствие влияния ослабления курса рубля, в связи с высокой импортозависимостью в данном сегменте. Вместе с тем, рост цен на непродовольственные товары будет ниже, чем на продукты в связи со снижением платежеспособности населения.
Оборот розничной торговли в муниципальном районе за 2014 год составил 1615,44 млн. рублей, что на 5,8% ниже уровня 2013 года. По итогам 2015 года прогнозируется увеличение оборота розничной торговли на 5,0%.
В 2016 - 2018 годы среднегодовой рост оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 101,2-101,6%. Достижение прогнозной величины оборота розничной торговли в указанные периоды планируется при условии восстановления потребительского спроса населения, роста реально располагаемых доходов населения, снижения темпов инфляции.
Одновременно прогнозируется, что в ближайшие годы потребительский рынок района будет показывать положительную динамику, преимущественно за счет развития сетевых торговых структур.
Оборот общественного питания в 2014 году составил 107,75 млн. рублей, снизившись относительно уровня 2013 года на 5,0%. В структуре формирования оборота общественного питания наибольший удельный вес приходился на субъекты малого предпринимательства.
По-прежнему, особое место на рынке общественного питания занимали организации, для которых рассматриваемый вид деятельности не являлся основным. Прежде всего, это производственные предприятия и учебные учреждения, на балансе которых находились собственные столовые, организовывавшие питание работников и учащихся.
С учетом сложи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.