Дело N 33а-5708
Корткеросский районный суд
Положения статей 131-132 и 136 ГПК РФ не предусматривают возможности оставления искового заявления без движения в случае, если требование не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Д. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди с даты первоначальной постановки на учет, указав в обоснование, что является инвалидом с детства, в период с 02.03.1999 по 13.04.2009 состояла на учете по улучшению жилищных условий. Полагает, что решение о снятии ее с учета противоречит требованиям п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Определением судьи исковое заявление оставлено без движения, заявителю предложено в установленный срок устранить выявленные недостатки и разъяснено, что в случае невыполнения указанных требований к назначенному сроку заявление считается неподанным и подлежит возврату, что не лишает права повторного обращения в суд с заявленными требованиями с учетом установленной ГПК РФ и КАС РФ подсудностью.
Оставляя исковое заявление Д. без движения, судья установил, что заявление предъявлено в рамках ГПК РФ, однако требования о признании незаконным решения администрации муниципального образования о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и о восстановлении в очереди с даты первоначальной постановки на учет подлежат рассмотрению в рамках КАС РФ, вступившего в силу с 15.09.2015. При этом требование о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий подлежит рассмотрению в порядке ГПК РФ. Также судьей установлено, что истцом не уплачена государственная пошлина, не представлены документы и их копии для ответчика, подтверждающие основания проживания по месту регистрации (договор социального найма и т.д.), не указаны основания владения жилыми помещениями по ул. <...>, ул. <...> и ул. <...> пос. <...>.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Ч. 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают, в том числе исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Из материала следует, что Д. обратилась в суд с заявлением к администрации муниципального образования в исковом порядке, в соответствии с нормами ГПК РФ.
В силу ст. 136 ГПК РФ судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
В случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.
Положения статей 131-132 и 136 ГПК РФ не предусматривают возможности оставления искового заявления без движения в случае, если требование не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Как следует из содержания п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ рассмотрение и разрешение требования не в порядке гражданского судопроизводства, а в ином судебном порядке, например, в порядке, установленном КАС РФ, является основанием для отказа в принятии искового заявления (отдельного требования).
Между тем оснований для отказа в принятии требований Д. к администрации муниципального образования о признании решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным и восстановлении в очереди не имеется.
Оспаривание решения администрации муниципального образования о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлено Д. с позиции ее права на улучшение жилищных условий, то есть материального права на жилище.
При таких обстоятельствах указанные требования подлежат рассмотрению и разрешению в исковом производстве в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Как следует из материала, Д. в исковом заявлении ссылалась на инвалидность, в подтверждение данного факта приложила справку об установлении П. второй группы инвалидности.
В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи освобождаются истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы.
К частной жалобе Д. приложены документы, подтверждающие, что П. после заключения брака присвоена фамилия Д.
Отсюда следует, что Д. при обращении с настоящим иском в суд освобождена от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с положениями ст.ст. 131-132 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.
Истец в заявлении не указывала на наличие прав владения жилыми помещениями по ул. <...>, ул. <...> пос. <...>, в связи с чем у судьи не было оснований для оставления иска без движения с целью предоставления сведений о владении такими жилыми помещениями.
Непредоставление документа, подтверждающего основания проживания по месту регистрации (договор социального найма) также не является законным основанием для оставления заявления Д. без движения, поскольку истец указала о регистрации и постоянном проживании в пос. <...>, ул. <...>. В подтверждение данного обстоятельства к иску приложена справка о регистрации и составе семьи. Установление основания пользования данным жилым помещением возможно в процессе рассмотрения дела, а не на стадии принятия искового заявления к производству суда.
Судебная коллегия отменила определение судьи и возвратила материал в тот же для принятия заявления к производству.
Дело N 33-6116
Ухтинский городской суд
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Прокурор обратился в суд в интересах В. с требованием к администрации муниципального образования предоставить благоустроенное жилое помещение из муниципального специализированного фонда в виде отдельной квартиры на состав семьи 1 человек, не ниже установленной нормы 33 кв. м. общей площади на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования.
Решением суда на администрацию муниципального образования возложена обязанность предоставить В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, на территории муниципального образования на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 человек, размером не менее 33 кв. м общей площади.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что В. относится к лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на момент рассмотрения спора жилым помещением, пригодным для проживания, на условиях социального найма не обеспечена.
Вывод суда является правильным, основанным на нормах материального права.
Так, согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
При этом ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Включение В. органом местного самоуправления в сформированный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не свидетельствует о защите права на предоставление жилого помещения.
Вместе с тем в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.10.2015 ч. 2 ст. 7 признана соответствующей Конституции Республики Коми в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения этих жилых помещений.
С учетом требований закона на ответчика может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу с учетом нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципального образования.
Судебная коллегия уточнила резолютивную часть решения с указанием площади предоставляемого жилого помещения в соответствии с нормами закона, обязав администрацию муниципального образования предоставить В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории муниципального образования.
Дело N 33-5320
Сыктывкарский городской суд
Поскольку судебное постановление, предусматривающее взыскание задолженности по кредитному договору, возлагает на указанное в нем лицо обязанность уплатить денежную сумму, у этого лица (должника) возникает денежное обязательство по уплате взысканной суммы другому лицу (кредитору).
ООО "О." обратилось в суд с иском к М. о взыскании за спорный период по договору займа от 30.04.2008 процентов по договору в размере <...> рублей, пени в сумме <...> рублей, по договору займа от 09.06.2008 процентов в размере <...> рублей, пени в сумме <...> рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <...> за спорные периоды, начисленных на денежные средства, взысканные на основании судебных решений, и расходов по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что между ним и ответчиком заключены два договора займа и дополнительные соглашения к ним, согласно которым процент займа был снижен с 18% до 15% годовых. По состоянию на день предъявления иска денежные средства, проценты и пени, начисленные на суммы займов, не возвращены, в отношении должника возбуждены исполнительные производства по взысканию денежных средств, которые исполнением не окончены.
Решением суда с М. взысканы в пользу ООО "О." проценты по договорам займа за спорные периоды в размере <...> рублей и пени в размере <...> рублей, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за спорный период в размере <...> рублей, всего взыскано - <...> рублей; отказано в удовлетворении остальной части требований.
Судом установлено, что 30.04.2008 и 09.06.2008 между ООО "О." и М. заключены договоры денежного займа с процентами на суммы <...> рублей и <...> рублей под 18% годовых и сроком возврата до ДД.ММ.ГГГГ.
01.01.2011 между истцом и ответчиком заключены дополнительные соглашения, в соответствии с условиями которых займодавец с 01.01.2011 изменил размер начисляемых на займы процентов на 15% годовых.
Вступившим в законную силу судебным решением с М. в пользу ООО "О." взыскана сумма долга по договорам займа в размере <...> рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <...> рублей, пени в размере <...> рублей, а также расходы по уплате госпошлины в размере <...> рублей.
Вступившим в законную силу судебным решением в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по возврату заемных денежных средств с М. в пользу ООО "О." взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.05.2012 по 07.10.2015 в размере <...> рублей.
Вступившим в законную силу судебным решением с М. в пользу ООО "О." взысканы проценты по договору займа от 30.04.2008 за период с 21.05.2012 по 12.03.2014 в размере <...> рублей, проценты по договору займа от 09.06.2008 за период с 21.05.2012 по 12.03.2014 в размере <...> рублей, пени по договору займа от 30.04.2008 за период с 21.05.2012 по 12.03.2014 в размере <...> рублей, пени по договору займа от 09.06.2008 за период с 21.05.2012 по 12.03.2014 в размере <...> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
По сведениям отдела судебных приставов исполнительное производство в отношении М. исполнением не окончено, непогашенная должником сумма на 30.06.2015 составляет <...> рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции удовлетворил требования о взыскании процентов по договору займа от 30.04.2008 за период с 13.03.2014 по 30.04.2015 в размере <...> рублей и процентов по договору займа от 09.06.2008 за период с 13.03.2014 по 30.04.2015 в размере <...> рублей.
Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.
Руководствуясь ст. 333 Гражданского кодекса РФ, установив несоответствие неустойки последствиям нарушения обязательства, суд первой инстанции снизил общий размер неустойки до <...> рублей и взыскал ее в пользу ООО "О.".
В связи с требованиями ст. 333 Гражданского кодекса РФ об обязанности суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, на что указывает правовая позиция Конституционного Суда России, выраженная в Определении от 21.12.2000 N 263-О, а также с учетом конкретных обстоятельств дела, явной несоразмерности подлежащей уплате пени последствиям нарушения обязательства выводы суда являются правильными.
При этом степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, что судом первой инстанции и было выполнено.
Снижение неустойки в данном случае признано судебной коллегией отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Разрешая заявленные ООО "О." требования о взыскании процентов, предусмотренных ст. 395 Гражданского кодекса РФ, суд первой инстанции удовлетворил иск частично и начислил истцу проценты только на сумму основного долга по договорам займа, произведя расчет за вычетом выплаченных ответчиком сумм.
В соответствии со ст. 319 Гражданского кодекса РФ сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основную сумму долга.
Вместе с тем, учитывая указанные положения ст. 319 Гражданского кодекса РФ, при наличии задолженности по основному долгу и договорным процентам вносимые М. денежные средства гасили взысканные судом суммы государственной пошлины и процентов по договору займа, таким образом, гашение основного долга ответчиком не производилось.
В соответствии со статьей 13 (части 2, 3) ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.01.2001 N 1-П, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Приведенная норма предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которых на должника возлагается обязанность по уплате кредитору процентов за пользование денежными средствами. При этом, по смыслу данной нормы, ее положения подлежат применению к любому денежному обязательству независимо от того, в материальных или процессуальных правоотношениях оно возникло.
Поскольку судебное постановление, предусматривающее взыскание задолженности по кредитному договору, возлагает на указанное в нем лицо обязанность уплатить денежную сумму, у этого лица (должника) возникает денежное обязательство по уплате взысканной суммы другому лицу (кредитору).
В случае неисполнения судебного постановления о взыскании с должника той или иной денежной суммы лицо, в пользу которого она была взыскана, вправе с целью компенсации своих финансовых потерь обратиться с иском о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Таким образом, основанием применения этой нормы в настоящем деле служит неисполнение ответчиком обязанности выплатить определенную судебным решением денежную сумму, по сути - использование чужих денежных средств.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, взысканными по вступившим в законную силу решениям суда, а не на сумму займа, расчет процентов произведен судом неверно.
Судебная коллегия отменила решение суда в части отказа во взыскании государственной пошлины и процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных ст. 395 Гражданского кодекса РФ, на сумму, превышающую сумму основного долга, взыскав с ответчика согласно расчету, представленному истцом, проценты за пользование чужими денежными средствами по трем судебным решениям на общую сумму <...> рублей и возврат государственной пошлины в размере <...> рублей; в остальной части решение суда оставила без изменения.
Дело N 33а-5766
Усть-Вымский районный суд
Из смысла положений ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляется проживающим и работающим в сельских населенных пунктах педагогическим работникам, состоящим в трудовых отношениях именно с государственными образовательными организациями (учреждениями).
И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Республики Коми "Детский дом N <...> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Министерству труда и социальной защиты Республики Коми о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании возместить данные расходы за спорный период. В обоснование заявления указала, что в связи с переименованием учреждения ей необоснованно не оказываются меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения.
Решением суда отказано в иске.
Установлено, что И. работает воспитателем образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, где и проживает.
До 01.01.2015 И. являлась получателем мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории лиц из числа педагогических работников государственных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.
Решением Центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения выплата компенсации истцу прекращена в связи с утратой права.
Свои действия сторона ответчика обосновала изменением статуса работодателя в связи с переименованием (работодатель перестал относиться к государственным образовательным учреждениям).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что обязательным условием предоставления названных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является работа в государственной образовательной организации, к которой учреждение, в котором работает истец, не относится.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон), вступившего в силу с 01. 09.2013.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Из смысла приведенной нормы следует, что указанная компенсация предоставляется названной категории педагогических работников, состоящих в трудовых отношениях именно с государственными или муниципальными образовательными организациями (учреждениями).
Понятие образовательной организации содержится в п. 18 ст. 2 Закона, согласно которому образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; согласно статье 22 Закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (ч. 4 ст. 22).
Юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, называется организацией, осуществляющей обучение. К таким организациям относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица (п. 19 ст. 2; ч. 1 ст. 31 Закона).
Таким образом, Законом разграничен статус образовательной организации и организации, осуществляющей обучение.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Согласно ч. 5 ст. 108 Закона наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным Законом не позднее 01.01.2016.
Как следует из материалов дела, во исполнение данной нормы Закона постановлением Правительства Республики Коми от 08.09.2014 N 373 "О переименовании некоторых государственных учреждений образования Республики Коми" Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором работает истец, переименовано в Государственное учреждение Республики Коми "Детский дом N <...> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержден Устав учреждения, которым определен тип образовательной организации - организация, осуществляющая обучение, и организационно-правовая форма - государственное бюджетное учреждение.
Учитывая, что государственное учреждение Республики Коми "Детский дом N <...> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не относится к числу государственных образовательных организаций, суд обоснованно признал, что истец не имеет права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Наличие у данного учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам не опровергает вывод суда.
На основании п. 1 ч. 4 ст. 23 Закона организации, осуществляющие указанный вид образовательной деятельности, относятся к организациям, осуществляющим обучение.
Судебная коллегия оставила решение суда без изменения.
Судебная практика
по делам об административных правонарушениях
Дело N 4а-477/2015
Усть-Куломский районный суд
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Постановлением мирового судьи Усть-Куломского судебного участка Республики Коми В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <...> руб. с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год шесть месяцев.
Решением судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На стадии рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судья в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ должен выяснить причину неявки в судебное заседание лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, и принять решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанного лица либо об отложении рассмотрения жалобы.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении или рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Судья районного суда Республики Коми, рассмотрев жалобу В. на постановление мирового судьи в его отсутствие, указал, что В. надлежащим образом извещен о дате и месте рассмотрения дела.
Между тем доказательств, подтверждающих извещение В. о судебном заседании в районном суде, в материалах дела не имеется, как и доказательств возврата судебного извещения за истечением срока хранения.
Следовательно, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей районного суда не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав В., что повлекло нарушение его права на судебную защиту.
Постановлением заместителя Председателя Верховного Суда Республики Коми решение судьи районного суда отменено, материалы дела направлены на новое рассмотрение в тот же районный суд.
В связи с тем, что судами допускаются ошибки при разрешении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ, судьям при рассмотрении указанных дел необходимо принимать во внимание следующее.
Постановлением мирового судьи Выльгортского судебного участка П. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, поскольку не уплатил в установленный законом срок административный штраф, назначенный в качестве административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ.
Судья Сыктывдинского районного суда при рассмотрении жалобы П. пришел к выводу о том, что в момент совершения правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, П. не являлся ни собственником, ни владельцем автомобиля, в связи с чем указал на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и на этом основании производство по делу прекратил.
Между тем при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, суд не должен вторгаться в оценку законности вступившего законную силу постановления по делу об административном правонарушении, за неисполнение которого лицо привлекается к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Возражения лица, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 с. 20.25 КоАП РФ, в части несогласия с привлечением к административной ответственности за административное правонарушение, по которому назначено наказание в виде административного штрафа, не относится к предмету судебного разбирательства по делу по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и правового значения для разрешения этого дела не имеют.
Индекс потребительских цен (индекс инфляции) по Республике Коми в октябре 2015 года составил 100,7%, в ноябре - 100,9%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор апелляционной практики Верховного суда Республики Коми по гражданским делам за октябрь - ноябрь 2015 года
Текст обзора официально опубликован не был