Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Республики Коми на 2016 - 2020 годы
(утв. распоряжением Правительства Республики Коми от 19 февраля 2016 г. N 49-р)
15 июня 2017 г.
Постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2017 г. N 305 в раздел 1 внесены изменения
1. Введение
Целями развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Республики Коми (далее - АПК "Безопасный город") являются - обеспечение личной безопасности граждан, обеспечение безопасности жизнедеятельности города на основе превентивности управления и непрерывности деятельности, концепции минимизации рисков, обеспечение оперативного реагирования и взаимодействия различных служб безопасности, повышение эффективности использования бюджетных средств и обеспечение оптимального их использования.
Основным способом развития АПК "Безопасный город" является наделение государственного автономного учреждения Республики Коми "Центр информационных технологий Республики Коми" (далее - ГАУ РК "ЦИТ") правами и обязанностями "технического оператора" инфраструктуры информационно-телекоммуникационных ресурсов для обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности и эксплуатации. В рамках своих полномочий "технический оператор" осуществляет:
1) предоставление заинтересованным органам в системе исполнительной власти Республики Коми (далее - государственные органы Республики Коми) доступа к ресурсам для выполнения ими своих непосредственных задач;
2) приобретение оборудования и программного обеспечения;
3) техническое обслуживание (по необходимости построение) указанной инфраструктуры;
4) разработку и согласование с Главным управлением МЧС России по Республике Коми, МВД по Республике Коми и Администрация Главы Республики Коми технических и организационных регламентов подключения заинтересованных органов государственной власти Республики Коми к инфраструктуре, а также выработку единых требований по оснащению и предоставлению данных с объектов, эксплуатируемых и/или находящихся в ведении коммерческих структур, напрямую оказывающих влияние на вопросы обеспечения безопасности;
5) в рамках своих полномочий утверждает технические требования к подсистемам обеспечения безопасности на объектах Республики Коми.
Концепция развития АПК "Безопасный город" в Республике Коми на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности в сфере обеспечения безопасности функционирования и устойчивого развития Республики Коми, сохранения жизни и здоровья населения, защиты его прав и свобод в условиях внешних и внутренних опасностей и угроз.
Настоящий документ является основой для:
1) разработки стратегии и проектных решений по созданию в населенных пунктах Республики Коми системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процесса обеспечения безопасности жизнедеятельности;
2) совершенствования и дальнейшего развития нормативно-правовой базы обеспечения безопасности личности и общества;
3) формирования и проведения единой политики государственных органов Республики Коми, экономических и социальных структур, населения в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Правовую и методологическую базу Концепции составляют:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
3) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
4) Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом";
5) распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р;
6) иные законы Российской Федерации в сфере безопасности, экологии, экономики, градостроительства, санитарно-эпидемиологического благополучия;
7) Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (принята протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 г. N 4);
8) постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года";
9) распоряжение Правительства Республики Коми от 6 октября 2015 г. N 384-р;
10) постановление Правительства Республики Коми от 21 марта 2011 г. N 60 "О корпоративной информационно-телекоммуникационной сети органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми";
11) постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 423 "О Государственной программе Республики Коми "Информационное общество".
2. Предпосылки разработки Концепции
Основная предпосылка - это не только важность вопросов безопасности, а ещё и сложность их реализации ввиду разобщённости бюджетов, необходимости централизованно координировать решение этих вопросов. Подойти к подобному централизованному решению можно за счёт создания единой инфраструктуры информационно-коммуникационных ресурсов как для решения вопросов комплексной безопасности, так и для государственных органов Республики Коми.
Особая актуальность проблематики обеспечения безопасности в настоящее время связана с сохраняющейся угрозой террористических действий, активности преступных элементов, а также нарушением в работе производств и коммунальных служб из-за изношенности основных фондов. Существованию внутренней напряженности и низкого уровня безопасности способствуют некоторые нежелательные процессы, идущие в экономике, политике, социальной, культурной сферах, а также постоянно растущая загруженность автомобильных трасс, переполненность остановок общественного транспорта и других мест скопления людей.
Кроме того, события последнего времени со всей очевидностью свидетельствуют о том, что традиционные методы борьбы с такими преступлениями, как терроризм, захват заложников, разбойные нападения, заказные убийства, квартирные кражи, угоны автомобилей, а также принятие превентивных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не всегда дают адекватные результаты. Отдельные успехи силовых структур обеспечиваются мобилизацией всех сил и средств в ходе проведения отдельных кампаний после очередного чрезвычайного события и связаны со значительными материальными затратами и напряжением работы личного состава.
Назрела необходимость оснащения подразделений органов внутренних дел техническими средствами с применением современных наукоёмких информационных технологий, позволяющими повысить оперативность реагирования, раскрываемость правонарушений и преступлений, эффективность мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В решении данной задачи значительную поддержку могут оказать современные информационные технологии. Уровень их развития в настоящее время позволяет создавать интеллектуальные межведомственные территориально распределенные системы, способные регистрировать, обрабатывать, хранить и анализировать значительные объемы разнородной информации. Эти системы позволяют осуществлять достаточно эффективный контроль над обстановкой в регионе и таким образом влиять на уровень безопасности. Существенным элементом такой комплексной системы является возможность осуществления глобального видеонаблюдения за обстановкой, включая как общественные центры и коммуникации, так и жилые кварталы.
Основной эффект будет достигаться за счет интеграции двух факторов - наличия такой информации в реальном времени и возможности информационных систем по автоматизированной обработке и анализу этих данных. При этом видеоинформация может дополняться телеметрической информацией с различных датчиков (в том числе охранная и пожарная сигнализация), контрольных устройств (пункты пропуска) и систем связи (вызовы экстренных оперативных служб по линиям "01", "02", "03", "04", Антитеррор - в дальнейшем "Система 112"). Будучи созданным, комплекс позволит эффективно осуществлять следующие функции:
1) постоянное наблюдение за обстановкой в общественных местах, включая улицы и площади, административные здания, детские, образовательные, спортивные и культурные учреждения, чердаки и подвалы, дворовую территорию, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, подвижной состав транспорта;
2) контроль за оставленными предметами, оперативное информирование дежурных служб в случае нарушений общественного порядка, коммунальных аварий и техногенных катастроф;
3) визуальный контроль в отдельных местах с применением технологии автоматизированной идентификации лиц по изображению и сравнению с эталонной базой данных для проведения оперативно-розыскных мероприятий, выявления криминальных связей, предотвращения незаконного оборота наркотиков и т.п. Такой контроль может осуществляться как в реальном времени, так и по архивным материалам видеонаблюдения. При этом могут решаться как задачи обнаружения и задержания разыскиваемых или подозреваемых лиц, так и предотвращения будущих инцидентов (например, отказ в проходе на спортивные и культурные мероприятия выявленным злостным хулиганам, предотвращение попыток террористического захвата);
4) контролируемый доступ на государственные и ведомственные объекты;
5) контроль передвижения автотранспортных средств, включая общую обстановку на дорогах, выездах/въездах на объекты и контролируемые зоны, поддержку операций по планам обнаружения и задержания разыскиваемых транспортных средств;
6) видеонаблюдение за стоянками, тоннелями и транспортными развязками;
7) обеспечение экстренной связи с правоохранительными органами и службами спасения с визуальным контролем;
8) мониторинг критически важных объектов;
9) мониторинг экологического состояния территорий Республики Коми;
10) информирование граждан об угрозе (факте) чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), мерах поведения в экстремальных ситуациях, доведение правил обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Применение санкционированного удаленного доступа к хранилищам видеозаписей и документов с помощью современных технологий передачи данных осуществляется по волоконно-оптической линии связи (далее - ВОЛС) или по беспроводным каналам (при отсутствии технической возможности прокладки ВОЛС), что может дать больший эффект для раскрытия преступлений по горячим следам, а также расследования причин природных и техногенных аварий.
Разработка мер по улучшению состояния безопасности и механизма их реализации должна осуществляться с учетом угроз, которые противостоят соответствующим интересам граждан, социальных групп, населенному пункту в целом.
Наиболее характерными являются следующие группы угроз (в алфавитном порядке):
1) информационные;
2) коммунально-бытовые;
3) криминальные;
4) политические;
5) природные;
6) психологические;
7) социальные;
8) террористические;
9) техногенные;
10) экологические;
11) экономические;
12) эпидемиологические.
Эти угрозы носят комплексный взаимосвязанный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы. Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в стране и в мире, стабильности социально-экономического развития России и Республики Коми как субъекта Российской Федерации и в разные периоды могут изменяться.
3. Субъекты комплексной безопасности
Интересы граждан состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности их имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, создания и поддержания здорового образа и качества жизни на уровне благополучных городов развитых стран.
Интересы социальных групп состоят в обеспечении обусловленных законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по выполнению стоящих перед ними задач.
Интересы населенного пункта включают установление политической, экономической и социальной стабильности, соблюдение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности жителей населенного пункта и его структур, исключение условий, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций различного характера.
Субъектами комплексной безопасности являются:
1) граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Коми, и иностранные граждане, пребывающие на территорию Республики Коми;
2) коммерческие структуры (субъекты экономических взаимоотношений);
3) государственные органы Республики Коми.
Ключевым объектом защиты является не инфраструктура, не территория, которая оборудуется для создания некой безопасной среды, а непосредственно гражданин. Бесспорно, инфраструктура важна, но она будет инструментом, а не целью создания АПК "Безопасный город".
При этом в конкретных сферах интересы субъектов заключаются в следующем:
В сфере общественной безопасности:
1) в недопущении и своевременном пресечении любых проявлений террористической деятельности;
2) в ликвидации условий возникновения явлений криминального характера;
3) в поддержке и совершенствовании системы обеспечения правопорядка;
4) в создании условий для развития инициативы граждан в части содействия силам обеспечения общественной безопасности;
5) в создании системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
В техногенной сфере:
1) в обеспечении безопасности производственных структур, последовательной их модернизации на основе передовых и безвредных технологий;
2) в повышении надежности работы объектов и систем жизнеобеспечения населенного пункта;
3) в обеспечении устойчивого функционирования производств и инфраструктуры населенного пункта в условиях воздействия факторов опасностей и угроз.
В социальной сфере:
1) в обеспечении конституционных прав каждого человека, в том числе на личную безопасность;
2) в развитии жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых услуг;
3) в доступности для всех жителей Республики Коми получения медицинской помощи, безопасности образования, дошкольного воспитания, транспорта и связи;
4) в предотвращении насилия и преступлений против личности и собственности;
5) в снижении рисков и возможного ущерба от террористических и иных угроз.
В экологической сфере:
1) в оздоровлении природной среды, восстановлении приемлемого уровня экологической обстановки в населенном пункте;
2) в учете факторов защиты природы при реализации экономических и социальных программ и проектов.
В области экономики:
1) в повышении инновационной и инвестиционной активности;
2) в обеспечении развития и эффективного использования научно-технического потенциала населенного пункта;
3) в четком функционировании и развитии инфраструктуры населенного пункта;
4) в разумном, отвечающем интересам жителей населенного пункта, проведении экономических преобразований.
Во внутриполитической сфере:
1) в соблюдении основополагающих прав граждан на жизнь и безопасность;
2) в обеспечении гражданского мира, согласия, правопорядка, стабильности государственной власти и ее институтов, завершении становления демократического общества.
В сфере информационной безопасности:
1) в соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и пользования информацией;
2) в обеспечении безопасности информационных систем, включая сети связи, государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, учреждений финансово-кредитной и банковской сферы, сферы хозяйственной деятельности, систем управления экологически опасными и экономически важными производствами;
3) в защите информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечении безопасности информационных и телекоммуникационных систем как уже развернутых, так и создаваемых на территории города.
В результате данного анализа интересов субъектов комплексной безопасности следует вывод: в целях повышения эффективности достижения результатов реализации Концепции необходимо консолидировать ресурсы на базе "технического оператора" инфраструктуры обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности.
4. Субъекты АПК "Безопасный город" в части межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства
Одним из важных элементов эффективного функционирования АПК "Безопасный город" является поддержание приемлемого, низкого уровня риска для работы, отдыха и проживания граждан. Такая минимизация риска во многом связана с обеспечением комплексной безопасности, включающей защиту как от природных и техногенных явлений, так и от противоправных действий отдельных субъектов, а также различных незаконных организаций.
На территории Республики Коми действуют следующие органы повседневного управления:
1. Федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Коми" (далее - ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Коми"),
2. Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований городских округов и муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми (далее - ЕДДС МО).
3. Дежурная служба пожарной охраны (служба "01"),
4. Дежурные службы территориальных органов МВД России на муниципальном и межмуниципальном уровне (служба "02").
5. Дежурные службы скорой медицинской помощи (служба "03").
6. Дежурная служба территориального центра медицины катастроф.
7. Дежурная аварийная газовая служба (служба "04"),
8. Дежурная часть внутренних войск МВД России.
9. Дежурная служба вневедомственной охраны.
10. Дежурные службы Линейного Управления МВД России на транспорте.
11. Дежурная служба Управления ФСБ России по Республике Коми.
12. Дежурная служба государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление противопожарной службы и гражданской защиты".
13. Дежурная служба государственного казенного учреждения Республики Коми "Профессиональная аварийно-спасательная служба" (ГКУ "СПАС-КОМИ"),
14. Дежурная служба Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми.
15. Дежурная служба муниципального унитарного предприятия "Водоканал".
16. Дежурная служба тепловых сетей в муниципальных образованиях Республики Коми.
17. Дежурные службы территориальных органов ГИБДД МВД по Республике Коми.
18. Дежурная служба Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми;
19. Дежурная служба Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Коми.
Все эти службы являются самостоятельными и практически не имеют никаких коммуникационных и информационных связей друг с другом, кроме телефона. Такое положение часто приводит к неэффективной работе как каждой из служб в отдельности, так и к отсутствию или неэффективной координации действий нескольких служб в случае сложных ситуаций. Техническое оснащение каждой из служб также не всегда находится на должном уровне. Обработка поступающей информации производится большей частью с использованием устаревших технологий, что занимает много времени, снижает скорость реагирования и, как следствие, сказывается на эффективности оказания помощи гражданам, что может приводить к трагическим последствиям для жизни людей и к большим материальным потерям в случаях серьезных аварий и катастроф.
Важным аспектом для развития региона также является возможность включения в контур обеспечения безопасности технических средств и возможностей коммерческих структур на основе государственно-частного партнерства.
Суть взаимодействия власти с бизнесом в указанном ключе выражается в технической, организационной и правовой возможности использовать информацию с объектов защиты (например, камеры видеонаблюдения, размещенные на здании магазина, но захватывающие места массового скопления населения, или датчики обнаружения дыма или критической для возгорания температуры, размещённые на объектах с повышенной взрыво- или пожароопасности) без ущерба частной собственности и интересов владельцев бизнеса.
Для предотвращения или снижения последствий реализации угроз необходимо развитие АПК "Безопасный город", который позволит быстро и эффективно регистрировать сообщения о всевозможных происшествиях (авариях на предприятиях, пожарах, несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях и так далее), принимать решение и реагировать на ситуацию всеми доступными средствами.
Эффективное выполнение силовыми ведомствами и службами экстренного вызова большого комплекса задач по обеспечению безопасности возможно только при условии функционирования на территории Республики Коми комплексной системы безопасности, реализующей замкнутый автоматизированный контур оперативного реагирования на факты возникновения угрозы жизненно важным интересам объектов безопасности, находящихся на территории населенного пункта.
Вопрос состоит в повышении эффективности деятельности существующих специализированных служб и подразделений путем повышения уровня ее автоматизации и информационного обеспечения на единой технической и технологической основе, а также совершенствования регламентных схем взаимодействия государственных органов Республики Коми. При этом не предполагается создание дополнительных специализированных подразделений (сил реагирования).
Только комплексная система безопасности на территории Республики Коми способна в необходимом объеме обеспечить оперативность, слаженность и координацию деятельности различных структур в процессе выполнения задач и осуществления функций по обеспечению охраны общественного порядка, дорожной, пожарной и экологической безопасности, снижению рисков техногенных и природных катастроф, террористических актов. Только такая система может обеспечить:
1) единое централизованное координирование всех служб и подразделений на уровне населенного пункта;
2) единое информационное обеспечение и информационное взаимодействие служб и подразделений силовых ведомств с другими специализированными службами и структурами, обеспечивающими различные аспекты безопасности;
3) комплексную автоматизацию на единой основе различных аспектов деятельности, в том числе по выявлению, предупреждению и оперативному устранению различных фактов возникновения угрозы жизненно важным интересам населенного пункта и его жителей;
4) наличие единой технологической и технической основы обеспечения деятельности служб экстренного вызова.
Для решения данной задачи необходимо обеспечить:
1) формирование единого (целостного) аналитического информационного-управляющего поля системы комплексного управления безопасностью средствами регионального оператора инфраструктуры электронного правительства в Республике Коми, регионального оператора безопасности инфраструктуры электронного правительства в Республике Коми, регионального оператора инфраструктуры пространственных данных Республики Коми;
2) организацию и оснащение материально-техническим обеспечением дежурно-диспетчерских служб, экстренных оперативных служб;
3) организацию взаимодействия автоматизированных систем, используемых операторским персоналом дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, с Системой 112, а также модернизацию соответствующих систем для обеспечения такого взаимодействия;
4) управление доступом к информационным ресурсам, включая аутентификацию, авторизацию, администрирование пользователей, формирование, изменение и хранение их учетных данных, регистрацию и учет активности пользователей, защиту от несанкционированного доступа;
5) контроль целостности, достоверности, актуальности и защищенности программного обеспечения, хранимых и обрабатываемых данных, конфигурации ресурсов, защиту от проникновения вредоносных компьютерных программ;
6) защиту информации от преднамеренных и непреднамеренных воздействий с целью нарушения ее целостности, достоверности, актуальности при передаче по каналам связи, контекстный контроль и архивирование передаваемой информации;
7) распределение и резервное копирование, при необходимости - восстановление программного обеспечения и информационных данных.
Постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2017 г. N 305 в раздел 5 внесены изменения
5. Этапы развития АПК "Безопасный город" на территории Республики Коми
1 Этап (2016 год):
1. Анализ угроз.
2. Определение состава объектов защиты.
3. Определение требований к защищенности.
4. Определение требований к функциональным свойствам.
5. Проведение анализа функционирующих систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Коми, подлежащих интеграции в АПК "Безопасный город".
6. Формирование плана построения и перечня необходимых документов и регламентов, необходимых для функционирования АПК "Безопасный город".
2 Этап (2016 год):
1. Разработка структурной схемы АПК "Безопасный город".
2. Разработка технического решения информационного взаимодействия существующих аппаратно-программных комплексов сегментов АПК "Безопасный город" в Республике Коми, обеспечение информационного взаимодействия информационных ресурсов различных ведомств.
3 Этап (2016 - 2017 годы):
1. Развитие АПК "Безопасный город" в пилотной зоне (создание Единого центра оперативного реагирования (далее - ЕЦОР).
2. Размещение вновь устанавливаемых и интеграция существующих видеокамер наблюдения в наиболее критичных местах, согласованные с МВД по Республике Коми и Администрацией Главы Республики Коми.
3. Подключение видеокамер и иных средств мониторинга субъектов бизнес-структур согласно техническим условиям подключения, согласованных с Главным управлением МЧС России по Республике Коми, МВД по Республике Коми и Администрацией Главы Республики Коми.
4. Создание сетей передачи данных (далее - СПД) - инфраструктуры передачи данных ВОЛС или системы широкополосного радиодоступа (при технической невозможности прокладки ВОЛС), доступной всем участникам.
4 Этап (2017 - 2019 годы):
1. Тиражирование технических решений ЕЦОР в МО Республики Коми.
2. Установка дополнительных камер и пунктов экстренной связи "Гражданин - Полиция".
3. Интеграция существующих видеокамер и видеосистем в АПК "Безопасный город" после согласования с Главным управлением МЧС России по Республике Коми, МВД по Республике Коми и Администрацией Главы Республики Коми.
4. Размещение видеокамер распознавания государственных автомобильных номеров в наиболее критичных местах.
5. Размещение видеокамер биометрического распознавания лиц в наиболее критичных местах.
6. Размещение территориальных средств общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее - ОКСИОН) в наиболее критичных местах.
7. Размещение технических средств охраны на объектах повышенной опасности, образовательных учреждений и республиканских коммуникаций.
8. Размещение технических средств глобальной навигационной системы ГЛОНАСС/GPS (далее - ГЛОНАСС/GPS) на общественном и ведомственном транспорте.
9. Развитие системы видеонаблюдения за счет видеоаналитики.
10. Создание платформы интеграции информационных ресурсов.
11. Масштабирование СПД и ЦОХД.
12. Интеграция ситуационного центра Главы Республики Коми с компонентами АПК "Безопасный город".
13. Создание Регионального информационно-аналитического центра государственных органов Республики Коми (РИАЦ) как части ситуационного центра Республики Коми.
5 Этап (2019 - 2020 годы):
1. Создание комплексной информационно-аналитической системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в Республике Коми.
2. Организация межведомственного взаимодействия.
3. Интеграция информационных ресурсов.
4. Ввод в эксплуатацию необходимых информационно-аналитических систем.
6. Характеристика АПК "Безопасный город"
6.1. Назначение комплекса
Назначение АПК "Безопасный город" состоит в комплексной автоматизации процессов выявления, предупреждения и оперативного устранения различных факторов угроз жизненно-важным интересам Республики Коми и ее жителей и интеграция под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем (дежурных частей, аварийно-диспетчерских служб) различных организаций с обеспечением их оперативного взаимодействия в интересах Республики Коми. Кроме того, АПК "Безопасный город" должен стать технологической платформой для республиканских проектов в сфере информатизации.
6.2. Цели развития комплекса
Цели развития комплекса:
1) повышение уровня обеспечения личной безопасности граждан, проживающих на территории Республики Коми;
2) повышение эффективности работы правоохранительных органов, аварийно-спасательных и экстренных служб за счет оптимизации управления силами и средствами, а также широкого применения современных наукоемких информационных технологий;
3) повышение оперативности взаимодействия правоохранительных органов с государственными органами Республики Коми и населением;
4) обеспечение имущественной неприкосновенности хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы;
5) обеспечение эффективного мониторинга экстренной обстановки на объектах республиканской инфраструктуры в ситуационном центре АПК "Безопасный город", а также в дежурных частях городских и районных отделов внутренних дел МВД по Республике Коми, Государственной инспекции безопасности дорожного движения и других заинтересованных службах;
6) своевременное обнаружение нарушений общественного порядка (преступлений и иных правонарушений), нештатных ситуаций (чрезвычайных происшествий, нарушений деятельности транспортной инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения и т.п.);
7) использование и развитие информационных ресурсов различных служб и ведомств, их интеграция в единое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности;
8) использование информации от технических средств коммерческих структур, напрямую оказывающих влияние на вопросы обеспечения безопасности;
9) интеграция с существующими и вновь создаваемыми информационными системами.
6.3. Определение состава комплекса
Основной задачей развития АПК "Безопасный город" является интеграция под его управлением действий информационно-управляющих подсистем (дежурных частей, диспетчерских служб) различных организаций с обеспечением их оперативного взаимодействия в интересах Республики Коми. Таким образом, АПК "Безопасный город" должен охватывать службы:
1) центры обработки вызовов:
а) основной Центр обработки вызовов Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - ЦОВ-112);
б) резервный ЦОВ-112, развернутый в г. Ухте;
2) ЕДДС МО;
3) дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС) экстренных оперативных служб:
а) служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;
б) служба пожарной охраны;
в) аварийно-спасательная служба;
г) дежурные части МВД по Республике Коми, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне в Республике Коми;
д) Сыктывкарское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте;
е) Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми;
ж) служба скорой медицинской помощи и центра медицины катастроф;
з) служба "Антитеррор";
4) ДДС аварийных (восстановительных) и прочих диспетчерских служб:
а) аварийная (восстановительная) служба газовой сети;
б) аварийная (восстановительная) служба водоканала;
в) аварийная (восстановительная) служба энергетики;
г) аварийная (восстановительная) служба эксплуатации газо- и нефтепроводов;
д) аварийные (восстановительные) службы транспортных узлов и транспортных магистралей (аэропортов и аэродромов, авто- и ж/д вокзалов, железных и автомобильных дорог);
5) информационно-аналитические (ситуационные) центры:
а) ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Коми";
б) ситуационный центр УФСБ России по Республике Коми;
в) ситуационный центр Главы Республики Коми;
г) ситуационный центр Министерства здравоохранения Республики Коми.
Для эффективного решения задач по обеспечению охраны общественного порядка, пожарной и экологической безопасности, снижению рисков техногенных и природных катастроф, антитеррористической защищенности АПК "Безопасный город" должен включать в себя:
Уровень средств управления:
1. Единый центр мониторинга (ЕЦМ).
2. Единый ЦОХД (основной и резервный).
3. Ведомственные центры мониторинга (ВЦМ).
4. Удаленные рабочие места.
5. Общероссийская Комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).
6. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Уровень технической инфраструктуры:
1. Существующая корпоративная информационно-телекоммуникационная сеть органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми.
2. Республиканская ЕТКС на базе волоконно-оптической сети передачи данных.
3. Республиканская сеть профессиональной радиосвязи, спутниковой навигации и мониторинга мобильных объектов на территории Республики Коми.
4. Арендуемые каналы у операторов связи (при необходимости и нецелесообразности строительства собственных каналов). Для организации межрайонных и межгородских участков необходимо использовать каналы операторов связи (стационарная, сотовая, спутниковая).
Уровень базовых прикладных систем и инструментальных средств контроля и измерений:
1. ГИС как рабочая среда всех организационных и информационных взаимодействий
2. Подсистема электронных карт как части ГИС АПК "Безопасный город".
3. Подсистема мониторинга критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов.
4. Подсистема экстренной связи "Гражданин - Полиция" (ПЭС).
5. Подсистема видеоконтроля обстановки в Республике Коми.
6. Подсистема идентификации государственных автомобильных номеров транспорта.
7. Подсистема фото- и видеофиксации скорости автотранспорта и нарушений правил дорожного движения (далее - ПДД).
8. Подсистема распознавания и идентификации лиц на железнодорожных вокзалах и в аэропортах.
9. Система беспроводной сигнализации и оповещения.
10. Подсистема мониторинга общественного и ведомственного транспорта (передача координат с использованием ГЛОНАСС/GPS).
11. Подсистема информационной поддержки и оперативного управления.
12. Подсистема обеспечения информационной безопасности.
При организации взаимодействия АПК "Безопасный город" с периферийными объектами сбора информации и управления необходимо выполнение следующих общих требований:
1) обеспечение конфигурации и архитектуры сети сбора, распределения, хранения и обработки информации всех периферийных объектов и доставки информации с требуемой надежностью при минимально-необходимой пропускной способности;
2) оперативное подключение мобильных пунктов быстрого развертывания способом, наиболее оптимальным для каждой конкретной точки получения данных (с использованием проводных или беспроводных каналов передачи информации, в зависимости от результатов технического проектирования на основе анализа экономической целесообразности выбора того или иного способа передачи данных);
3) осуществление обмена информацией с периферийными объектами в реальном масштабе времени с учетом иерархической структуры и полномочий доступа.
6.4. Основные направления развития комплекса
АПК "Безопасный город" должен интегрировать в себе все передовые научные, программно-технические и технологические решения, а также практический опыт специалистов органов внутренних дел, МЧС и других ведомств по обеспечению защищенности объектов безопасности в населенном пункте. Данная система должна послужить основой для объединения всех имеющихся и разрабатываемых в населенном пункте автоматизированных и информационных систем. Для этого необходимо проведение следующих мероприятий:
1) создание ЕЦМ как сегмента Ситуационного центра Главы Республики Коми и подключение к нему ВЦМ или удаленных рабочих мест;
2) создание инфраструктуры передачи данных (волоконно-оптической сети, а при невозможности её построения - системы широкополосного радиодоступа), доступной всем участникам;
3) создание интеллектуальной системы видеонаблюдения (интеллектуальные видеодетекторы обрабатывают поступающий от камер видеопоток и выделяют в нем события, соответствующие заданным параметрам, - движение, появление или исчезновение объекта, пересечение заданной линии, оставление предметов и др.);
4) интеграция существующих и построение новых систем мониторинга и управления объектами;
5) установка пунктов связи граждан со службами экстренной помощи;
6) установка терминалов аудио-, видеооповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и распространения другой информации в области безопасности;
7) непрерывный сбор информации из различных информационных ресурсов (заявления граждан, телевизионные камеры наблюдения, системы экстренной связи, телефон, СМИ и т.п.);
8) ведение архива поступающей видеоинформации и предоставление удаленного санкционированного доступа зарегистрированным пользователям к архивным данным;
9) обеспечение информационного взаимодействия между Администрацией Главы Республики Коми, администрациями муниципальных образований муниципальных районов и муниципальных образований городских округов в Республике Коми, МВД по Республике Коми, УФСБ России по Республике Коми, ГУ МЧС России по Республике Коми и другими службами.
6.5. Организационно-правовые формы управления комплексом
Функциями "технического оператора" являются:
1) реализация решений Концепции АПК "Безопасный город";
2) контроль за техническим состоянием, совершенствованием и обслуживанием комплексной системы безопасности;
3) взаимодействие в технической части реализации Концепции и дальнейшая эксплуатация инфраструктуры АПК "Безопасный город";
4) приобретение оборудования и программного обеспечения;
5) эксплуатационные расходы (оплата каналов связи между компонентами комплекса, услуг по передаче данных в информационно-телекоммуникационной сети);
6) привлечение "бизнес-структур" для приобретения и установки на своих объектах соответствующих требованиям программы технических систем видеонаблюдения с их последующей интеграцией в общую комплексную систему "Безопасного города";
7) разработка технических рекомендаций по установкам систем видеонаблюдения на объектах;
8) иные цели, необходимые для реализации Концепции.
7. Структура технических сегментов комплекса
Территориальная структурированность системы обеспечения безопасности Республики Коми:
Зона безопасности - место, в котором проведен комплекс мероприятий и созданы необходимые условия для снижения негативного воздействия всех источников опасности (угроз). Может быть как постоянной, так и временной. Формируется и развивается на следующих уровнях:
1. Первый уровень - жилые дома (помещения) или иные объекты инфраструктуры, обеспечивающие жизнедеятельность населения.
Объекты жилищного фонда, в том числе объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие жизнедеятельность населения, - основной объект размещения технических средств обеспечения безопасности, оповещения и передачи информации по месту жительства и работы граждан.
2. Второй уровень - дворовые территории.
Дворовая территория - территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. Данная территория представляет собой пространство, состоящее из культурной, общественной, хозяйственно-бытовой зон общего пользования. Объект создания активной социальной среды, обеспеченной комплексом условий реализации интересов жителей в части обеспечения общественной и личной безопасности.
3. Третий уровень - дороги и улицы.
Дорога и улица - обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли. Территория обеспечения безопасности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Объект осуществления комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением, предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
4. Четвертый уровень - муниципальные районы в Республике Коми.
Муниципальный район - сложившийся структурный элемент территории, в пределах которого размещаются жилой сектор, учреждения и предприятия обслуживания. Территория обеспечения безопасности объектов различного технического состояния и граждан. Объект организации звеньев информационных систем, систем мониторинга, передачи данных и оповещения первого уровня.
5. Пятый уровень - территория городского округа в Республике Коми.
Территория городского округа - как объект формирования и применения единых информационных систем и систем мониторинга, комплексных технологий обеспечения правопорядка, пожарной безопасности, охраны всех форм собственности, жилищного фонда, систем жизнеобеспечения и окружающей среды, обеспечения безопасности участников дорожного движения.
6. Шестой уровень - территория Республики Коми.
Территория Республики Коми - как объект формирования и применения единых информационных систем и систем мониторинга, комплексных технологий обеспечения правопорядка, пожарной безопасности, охраны всех форм собственности, жилищного фонда, систем жизнеобеспечения и окружающей среды, обеспечения безопасности участников дорожного движения.
Для функционирования комплекса на базе Ситуационного центра Главы Республики Коми создается ЕЦМ, где собирается информация от всех технических средств и организаций - участников процесса обеспечения безопасности Республики Коми.
ЕЦМ должен иметь следующие составные элементы:
1) рабочие места начальника смены и операторов;
2) средства телефонной и радиосвязи с уполномоченными службами;
3) средства доступа к сети передачи данных;
4) средства коллективного отображения информации (видеопанель);
5) комплекс архивирования аудио-, видеоинформации (серверная);
6) систему контроля доступа;
7) систему вентиляции и кондиционирования;
8) систему обеспечения бесперебойного электропитания.
Подсистемы комплекса технических средств АПК "Безопасный город" можно разделить на следующие группы:
1. Функциональные подсистемы:
1.1. Базовые:
1) подсистема видеоконтроля обстановки;
2) подсистема экстренной связи "Гражданин - Полиция";
3) подсистема фотовидеофиксации правонарушений ПДД;
4) система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
5) подсистема определения местоположения общественного и ведомственного транспорта;
6) подсистема информационной поддержки и оперативного управления.
1.2. Дополнительные:
1) подсистема распознавания и идентификации лиц на железнодорожных вокзалах и в аэропортах;
2) подсистема мониторинга критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов;
3) общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН);
4) система беспроводной сигнализации и оповещения.
2. Обеспечивающие подсистемы:
1) единая телекоммуникационная система;
2) подсистема обеспечения информационной безопасности;
3) геоинформационная система.
7.1. Подсистема видеоконтроля обстановки
Подсистема видеоконтроля обстановки предназначена для предоставления органам оперативного управления, дежурным частям территориальных подразделений полиции, подразделений транспортной полиции видеоинформации в реальном масштабе времени об оперативной обстановке на контролируемой территории как при несении службы в штатном режиме, так и с мест происшествий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Подсистема видеоконтроля обстановки создается для решения следующих задач:
1) мониторинг поступающей информации о текущей обстановке на основе технических средств видеонаблюдения, диспетчерской связи, экстренного вызова и других технических средств;
2) привязка поступающих динамически меняющихся данных к электронной карте города (ГИС) с возможностью создания на электронной карте дополнительных слоев и их наполнения пространственными объектами и атрибутивной информацией;
3) автоматизированное определение типа события в соответствии с принятым сигналом, сообщением о чрезвычайных, аварийных или нештатных ситуациях;
4) визуальная фиксация и документирование оперативной обстановки на улицах и площадях, парках, спортивных сооружениях, жилом секторе, территориях, прилегающих к торговым и развлекательным центрам, школам и в других местах массового скопления людей с автоматическим определением оставленных и забытых предметов, распознаванием лиц;
5) оперативное реагирование и оповещение служб охраны правопорядка и других экстренных служб о возникновении или подозрении в возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества;
6) выявление транспортных средств, находящихся в розыске, на основе мониторинга транспортного потока с использованием программного видеоанализа и идентификации (регистрационных номеров, штриховых кодов, RFID-меток, других технологических маркировок);
7) выявление лиц, находящихся в розыске, на основе мониторинга потока людей с использованием оперативной портретной идентификации;
8) дистанционное управление видеокамерами;
9) повышение скорости оповещения и предоставления актуальной информации населению об угрозе возникновения кризисных ситуаций;
10) оценка сценариев поведения наблюдаемых объектов и групп объектов;
11) формирование ситуационных карточек событий по заранее заданным алгоритмам и маршрутам доставки "тревожных" сообщений оператору в случае реализации неблагоприятных или нестандартных сценариев развития событий в зоне видеонаблюдения;
12) предотвращение несчастных случаев, когда человек оказался на рельсах или в других местах повышенной опасности;
13) предоставление пользователям системы единого интерфейса прикладного программирования, управления информационными ресурсами и отображения информации с возможностью распределенной обработки данных на основе цифрового плана местности;
14) возможность удаленного обращения к архиву видеоинформации или в режиме "on-line" просмотра видеокамер государственными органами Республики Коми, ведомствами, организациями, предприятиями при обращении в систему с правами доступа, определенными инструкциями и регламентом;
15) ведение отчетности о действиях пользователей и состоянии комплекса технических средств в целом;
16) оперативное и долговременное архивирование информации в согласованных с ГИАЦ МВД России форматах, пригодных для проведения оперативно-следственных действий и формирования доказательной базы;
17) возможность восстановления хода событий на основе архивируемых данных;
18) интеграция с интегрированными банками данных общего пользования.
В целях обеспечения возможности разграничения доступа к ресурсам АПК "Безопасный город" и возможности регистрации событий такого доступа каждый субъект (сотрудник, пользователь, процесс) и объект (ресурс) защищаемой автоматизированной системы должен быть однозначно идентифицируем. Для этого в системе должны храниться специальные признаки каждого субъекта и объекта, по которым их можно было бы однозначно опознать.
Идентификация - это, с одной стороны, присвоение индивидуальных имен, номеров или специальных устройств (идентификаторов) субъектам и объектам системы, а с другой стороны, - это их распознавание (опознавание) по присвоенным им уникальным идентификаторам.
Аутентификация - это проверка (подтверждение) подлинности идентификации субъекта или объекта системы. Цель аутентификации субъекта - убедиться в том, что субъект является именно тем, кем представился (идентифицировался).
Подсистема видеоконтроля обстановки должна иметь территориально распределенную структуру на нижнем уровне. Структура подсистемы видеонаблюдения является иерархической и имеет топологию "многоуровневая звезда" со следующими уровнями:
1) центральный уровень - система обработки и анализа видеоинформации в едином центре мониторинга (ЕЦМ);
2) абонентский уровень - пункты удаленного санкционированного доступа к видеоинформации в ведомственных центрах мониторинга (ВЦМ): УФСБ, МВД, ФСО, МЧС, дежурные части по территориальным органам внутренних дел, мобильные абоненты патрульно-постовой, дорожно-патрульной службы и ОВО, а также администрации населенных пунктов;
3) объектовый уровень (нижний) - периферийное оборудование на улицах и площадях, парках, спортивных сооружениях, жилом секторе, территориях, прилегающих к торговым и развлекательным центрам, школам и в других местах массового скопления людей, основных магистралях и въездах городов (районов) и т.п.
Развитие АПК "Безопасный город" также возможно путем интеграции существующих систем видеонаблюдения банков, торговых, офисных и развлекательных центров, организаций ЖКХ и иных организаций.
Дополнительно могут решаться задачи по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, сохранности собственности в жилом фонде с помощью круглосуточного контроля обстановки в жилом секторе путем видеонаблюдения за подъездами и дворовыми территориями, а также при необходимости - за входами в технические помещения жилых зданий.
Указанные задачи решаются путем установки антивандальных видеокамер в жилых подъездах и обзорных видеокамер на придомовой территории. Видеоинформация поступает на локальный сервер (место установки определяется по результатам выполнения системного проекта), а оттуда - в серверную ЕЦМ.
Прогнозируемый эффект: снижение преступлений насильственной и корыстной направленности в местах массового пребывания граждан и жилом секторе.
7.2. Подсистема экстренней связи "Гражданин - Полиция"
Подсистема экстренной связи "Гражданин - Полиция" (ПЭС) предназначена для обеспечения круглосуточной оперативной связи граждан с дежурными частями органов внутренних дел.
ПЭС разворачивается на основе территориально распределенной сети на ресурсах ЕТКС, объединяющей пункты экстренной связи, расположенные на территории Республики Коми и объектах транспорта, с аппаратно-программными комплексами, установленными в дежурных частях территориальных органов внутренних дел, органов внутренних дел на транспорте, обслуживающих территорию города.
ПЭС обеспечивает визуальный и акустический контроль оперативной обстановки, а также регистрацию поступающей аудио- и видеообстановки.
Аппаратно-программные комплексы ПЭС должны обеспечивать решение следующих задач:
1) предоставление гражданам круглосуточной оперативной экстренной голосовой связи с дежурной частью полиции в криминогенно опасных общественных местах;
2) прием информации от пунктов экстренной связи дежурными частями территориальных органов внутренних дел, органов внутренних дел на транспорте, а также удаленными автоматизированными рабочими местами операторов подсистемы;
3) ручное и автоматическое управление видеокамерами наблюдения, подключенными к пункту экстренной связи, с автоматической регистрацией аудио- и видеосигнала;
4) многоканальную запись аудио- и видеопереговоров с возможностью их прослушивания и передачи в электронном виде на другие сетевые устройства;
5) оповещение дежурных частей органов внутренних дел как по отдельным точкам контролируемой территории, так и по всей зоне оповещения;
6) автоматическую связь между операторами ПЭС дежурных частей.
Указанные задачи решаются путем установки устройств экстренной связи, оборудованных встроенной телевизионной камерой, с целью визуального наблюдения за развитием событий непосредственно рядом с кнопкой экстренного вызова.
Речевой сигнал поступает в ситуационный центр оператору видеонаблюдения, который после регистрации сообщения подает сигнал оперативному дежурному. Оперативный дежурный принимает решения согласно складывающейся ситуации. Оператор видеонаблюдения осуществляет контроль за развитием ситуации. Одновременно осуществляется запись переговоров с последующим архивным хранением и высвечивается расположение кнопки экстренного вызова "Гражданин - Полиция" на электронной карте города.
Кнопки экстренной связи "Гражданин - Полиция" могут быть выведены на стационарный пост полиции для оперативного реагирования на сообщения граждан по принципу "островков безопасности", высвобождая центральный пульт видеонаблюдения в дежурной части МВД по Республике Коми для решения глобальных вопросов в масштабах города.
Подсистема экстренной связи может быть реализована путем интеграции с программно-техническим комплексом Системы-112. При этом вызов с терминалов ПЭС получает оператор центра обработки вызовов Системы-112 и передает его в соответствующую экстренную оперативную службу. Такой подход к реализации подсистемы экстренной связи повысит эффективность ее эксплуатации благодаря расширению спектра задач, реализуемых с использованием ПЭС. Помимо вызова подразделений, обеспечивающих общественный порядок, с использованием ПЭС граждане могут вызвать подразделения пожарной охраны, скорой медицинской помощи и другие.
Прогнозируемый эффект: повышение оперативности реагирования на сообщения граждан, формирование положительного имиджа полиции.
7.3. Подсистема фотовидеофиксации правонарушений ПДД
Целью внедрения комплекса автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД в составе АПК "Безопасный город" является повышение эффективности мер профилактики грубых нарушений в местах концентрации ДТП на основе использования современного технологического оборудования и аппаратно-программного комплекса (прошедших необходимую сертификацию), снижения уровня преступности путем организации проверки проследовавших через рубежи контроля транспортных средств по специализированным учетам ГИБДД и передачи соответствующей информации мобильным нарядам ДПС ГИБДД, ведение соответствующей статистики и аналитики.
Основным назначением комплекса автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД является организация полного цикла работ, состоящего из фиксации в автоматическом режиме нарушений правил дорожного движения в зоне действия датчиков, радаров и видеокамер комплексов (мобильных, стационарных), передачи соответствующей информации на съемных носителях или по организованным каналам связи в центр автоматической фотовидеофиксации, ее обработка путем вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях, их распечатка, конвертование и передача в службу доставки корреспонденции, ведение электронных архивов вынесенных постановлений (в течение 5 лет из расчета по текущим количественным показателям нарушений ПДД), о транспортных средствах, зафиксированных приборами фотовидеофиксации (в течение 1 года из расчета по текущим количественным показателям нарушений ПДД).
Создание системы автоматической фотовидеофиксации также должно обеспечить решение следующих основных задач:
1) снижение аварийности в местах концентрации ДТП;
2) повышение эффективности работы подразделений ДПС ГИБДД, в том числе по розыску угнанных, похищенных транспортных средств;
3) обеспечение оперативного контроля за дорожной ситуацией и сохранностью оборудования (передача сигнала в подсистему мониторинга работоспособности комплекса центра автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД о несанкционированном доступе к оборудованию) в местах его установки.
7.4 Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"
В рамках реализации Концепции Систему 112 Республики Коми необходимо интегрировать в АПК "Безопасный город".
Система 112 необходима для информационного обеспечения ЕДДС, ДДС экстренных оперативных служб, прочих подключенных к ней аварийных и восстановительных служб, а также для осуществления контроля за этапами и результатами реагирования указанных служб на полученные вызовы.
Вызов экстренных оперативных служб также должен быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора номера, предназначенного для вызова соответствующей экстренной оперативной службы.
Основными целями создания Системы 112 являются:
1) организация вызова экстренных оперативных служб по принципу "одного окна";
2) организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения;
3) осуществление контроля за этапами и результатами реагирования дежурно-диспетчерских служб, аварийных и восстановительных служб на полученные вызовы;
4) реализация гармонизации способа вызова экстренных оперативных служб в соответствии с установленными требованиями.
Система 112 предназначена для решения следующих основных задач:
1) прием по номеру "112" вызовов (сообщений о происшествиях);
2) получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов (сообщение о происшествии), а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии), включая данные, полученные с использованием систем ГЛОНАСС/GPS;
3) анализ поступающей информации о происшествиях;
4) направление информации о происшествиях, в том числе вызовов (сообщений о происшествиях), в ДДС экстренных оперативных служб, аварийных (восстановительных) и прочих диспетчерских служб Республики Коми в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
5) обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу, обратившемуся по номеру "112";
6) автоматическое восстановление соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося по номеру "112", в случае внезапного прерывания соединения;
7) регистрация всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о происшествиях) по номеру "112";
8) ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях);
9) возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на государственных языках Республики Коми, а также на иностранных языках;
10) возможность осуществления контроля за этапами и результатами реагирования ДДС на полученные вызовы, автоматизированное формирование аналитической и статистической информации.
7.5. Подсистема определения местоположения общественного и ведомственного транспорта
Подсистема определения местоположения общественного и ведомственного транспорта предназначена для предоставления операторам ЕЦМ и ВЦМ информации о местонахождении и состоянии:
1) подвижных средств (включая летательные аппараты) служб экстренного реагирования и оказания неотложной медицинской помощи;
2) мобильных сил правоохранительных органов, задействованных в обеспечении общественной безопасности и охраны общественного порядка на территории Республики Коми;
3) общественных транспортных средств;
4) транспортных средств, представляющих повышенную опасность для жизнедеятельности или рассматриваемых как объекты (средства) для совершения террористических актов;
5) личных транспортных средств граждан.
Аппаратно-программные комплексы должны обеспечивать решение следующих задач:
1) определение местонахождения подвижных объектов;
2) слежение за заданными подвижными объектами в автоматизированном режиме;
3) дистанционное определение состояния объекта;
4) отображение на электронной карте местонахождения и состояния объекта;
5) архивацию и хранение информации о местонахождении и состоянии объекта;
6) восстановление маршрутов следования объекта на основе архивированных материалов;
7) предоставление канала экстренной связи владельцев охраняемых транспортных средств с оператором ЕЦМ (ВЦМ) при нажатии "тревожной кнопки".
Фрагмент или подсистема в целом, реализуемые на основе применения координатной информации спутниковых навигационных систем, должны использовать навигационные данные системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в соответствии с едиными тактико-техническими требованиями, принятыми МВД России.
Передача координатной информации, других сигналов управления, а также сигналов экстренной связи от мобильного объекта в ЕЦМ (ВЦМ) осуществляется на основе ресурсов ЕТКС.
7.6. Подсистема информационной поддержки и оперативного управления
Подсистема информационной поддержки и оперативного управления должна обеспечивать единое централизованное управление, информационное обеспечение и информационное взаимодействие служб и подразделений Республики Коми.
Подсистема решает следующие задачи:
1) оперативное получение необходимой информации о местоположении имеющихся в наличии сил и их готовности к решению задачи (на базе подсистемы мониторинга мобильных объектов), возможность создания тематических информационных слоев для представления информации об имеющихся силах и средствах на картографической основе (с использованием единого банка электронных карт);
2) доступ к необходимым данным о состоянии критически важных, потенциально опасных объектах города, местах массового пребывания граждан и других объектах;
3) возможность оперативного автоматизированного планирования маршрутов следования мобильных групп для скорейшего прибытия нарядов к месту происшествия и организации их взаимодействия;
4) формирование отчетов (журнальных файлов) с необходимой информацией о ходе решения задач.
Подсистема информационной поддержки и оперативного управления позволит сделать процесс управления оперативными действиями скоординированным и эффективным, позволит быстро принимать и регистрировать сообщения, снизить процент ошибочных решений, эффективно и быстро реагировать на ситуацию.
7.7. Подсистема распознавания и идентификации лиц на железнодорожных вокзалах и в аэропортах
Подсистема распознавания и идентификации лиц на железнодорожных вокзалах и в аэропортах предназначена для автоматического сравнения изображений с изображениями, хранящимися в базе данных.
Для этого рубежи контроля оборудуют специализированными камерами для распознавания лиц. Рубежи организуют на входах-выходах или в ограниченных проходах - подземные и надземные переходы, коридоры и тому подобное. Распознавание лиц является одним из наиболее перспективных и просто реализуемых видов биометрии. В отличие от большинства других биометрических технологий распознавание лица не требует прямого контакта человека с каким-либо считывателем. Процедура получения видеоизображения человеческого лица сводится к простому фотографированию. Это создает для распознавания лиц значительные организационные и психологические преимущества перед другими видами биометрии.
В ходе работы система сканирует изображение, поступающее с камеры видеонаблюдения, и устанавливает факт появления изображения лица на этом изображении. Затем из последовательности кадров, на которых присутствует это лицо, выбирается тот кадр, на котором оно имеет оптимальные размеры и ракурс, и сохраняет выделенное изображение в базе данных. Реализованные алгоритмы обеспечивают надежное выделение лиц в различных условиях: разнообразные условия съемки, наклоны головы, наличие очков и головных уборов и т.п.
По предъявленному изображению лица осуществляется поиск наиболее похожего изображения среди содержащихся в базе данных.
7.8. Подсистема мониторинга критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов
С целью предотвращения совершения террористических актов на критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектах устанавливаются камеры видеонаблюдения, система охранно-тревожной сигнализации (СОТС), система пожарной сигнализации (СПС), система телефонной связи, а также системы контроля и управления доступом (СКУД). При возникновении потенциальной угрозы объекту сигнал тревоги должен одновременно поступать в ЕЦМ и на пульт централизованной охраны.
В зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 подача сигналов о возникновении пожара на приёмно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения должна осуществляться с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Обеспечение безопасности на объектах включает:
1) организацию визуального контроля за обстановкой на объектах с автоматическим определением оставленных предметов и распознаванием лиц;
2) охрану объектов с помощью технических средств охраны с выводом на пульт централизованной охраны и в ЕЦМ;
3) видео- и аудиомониторинг обстановки в кабинах лифтов;
4) организацию контроля доступа на объекты.
Кроме перечисленных выше объектов, системы видеонаблюдения, контроля доступа и охранно-пожарной сигнализации могут также устанавливаться в подъездах, на чердаках и в подвалах жилых домов.
Прогнозируемый эффект: повышение уровня защищенности объектов повышенной опасности.
7.9. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН)
ОКСИОН представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио- и видеоинформации региональных и муниципальных информационных центров и терминальных комплексов.
В рамках Концепции систему ОКСИОН необходимо интегрировать в АПК "Безопасный город".
На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач:
1) сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;
2) повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
3) повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
4) повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
5) увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;
6) повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
В состав терминальных комплексов ОКСИОН входят:
1) располагаемые вне помещений наземные отдельно стоящие светодиодные панели;
2) размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели;
3) размещаемые внутри помещений навесные телевизионные плазменные панели;
4) средства перехвата трансляторов телевизионного и радиовещания;
5) устройства "бегущей строки";
6) средства звукового сопровождения (сирены, громкоговорители);
7) средства радиационного и химического контроля;
8) трансляционные сети пассажирского транспорта.
Технические средства информирования и оповещения населения при установке в местах массового пребывания людей функционально объединяются со средствами видеонаблюдения и экстренной связи, образуя следующие типы терминальных комплексов:
1) пункты уличного информирования, оповещения и наблюдения, расположенные в местах массового пребывания людей (например, в местах въезда и выезда из населенного пункта, пересечения магистралей, площадях, улицах, стадионах, вокзалах) и имеющие в своем составе датчики радиационного и химического мониторинга с возможностью вывода информации в режиме реального времени;
2) пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей (например, гипермаркеты, концертные залы, театры);
3) пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах, расположенные в вагонах поездов, автобусах, трамваях и т.п.;
4) мобильные пункты информирования, оповещения и наблюдения, представляющие собой быстро развёртываемые комплексы информирования и оповещения населения, функционирующие самостоятельно или в составе мобильных группировок.
Управление ОКСИОН осуществляется по следующему принципу:
на региональном уровне - региональный информационный центр (РИЦ) - в границах субъекта Российской Федерации;
на муниципальном уровне - межрегиональный информационный центр (МИЦ) - в административных границах городов (муниципальных образований).
Тематика информационных материалов определяется исходя из сложившейся обстановки на территории обслуживания и согласовывается с руководителями подразделений МВД, МЧС, ФСБ.
Создание ОКСИОН позволит повысить эффективность подготовки населения в области обеспечения охраны общественного порядка, пожарной безопасности, гражданской обороны, обеспечит своевременное оповещение граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, позволит повысить уровень подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности.
7.10. Система беспроводной сигнализации и оповещения
В рамках реализации Концепции систему беспроводной сигнализации и оповещения Республики Коми необходимо интегрировать в АПК "Безопасный город".
Система беспроводной сигнализации и оповещения состоит из подсистем:
1) подсистема радиоканального мониторинга внедрения средств дублирования сигналов о пожарах и иных сообщений о ЧС. Подсистема предназначена для дублирования тревожных сообщений на пункт сбора ДДС - 01 ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Коми" о потенциально опасных и социально значимых объектах, в том числе мониторинга подвижного состава, перевозящего опасные грузы, с системой навигации ГЛОНАСС;
2) подсистема беспроводного оповещения населения как уличного, так и внутриобъектового функционирует с применением двухсторонней связи управления эвакуацией на частоте МЧС. Данная подсистема позволяет повысить эффективность предупреждения ЧС и защиту населения; подсистема беспроводного оповещения предназначена для использования в больницах, домах престарелых и других объектах с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями.
7.11. Единая телекоммуникационная система
Единая телекоммуникационная система (далее - ЕТКС) предназначена для создания транспортной среды, обеспечивающей передачу информации между участниками процесса обеспечения безопасности жизнедеятельности населенного пункта.
ЕТКС обеспечивает следующие виды связи:
1) трансляцию видеосигнала от видеокамер в ЕЦМ, ВЦМ, удаленное рабочее место (УАРМ);
2) удаленный доступ абонентов к централизованным банкам данных и оперативно-справочным учетам;
3) обмен служебной и оперативной информацией между ЕЦМ, подразделениями и мобильными силами правоохранительных органов, задействованных для обеспечения общественной безопасности и правопорядка на территории населенного пункта;
4) обмен служебной и оперативной информацией между ЕЦМ и мобильным пунктом управления, разворачиваемым в местах возникновения чрезвычайных ситуаций;
5) передачу в ЕЦМ и ВЦМ данных о местонахождении транспортных средств правоохранительных органов, МЧС, скорой помощи и других организаций, обслуживающих территорию населенного пункта;
6) трансляцию аудиосигналов от пунктов экстренной связи в ЕЦМ и ВЦМ;
7) информационное взаимодействие ЕЦМ с ВЦМ;
8) каналы связи для взаимодействия ЕЦМ с силовыми структурами, государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, ЕДДС МО и ДДС, расположенными на территории Республики Коми.
В состав ЕТКС входят:
1) создаваемая стационарная телекоммуникационная система, построенная на волоконно-оптических линиях связи либо иных физических каналах связи с пропускной способностью не менее 10 Гб/с;
2) существующая корпоративная информационно-телекоммуникационная сеть органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми;
3) система широкополосного радиодоступа;
4) система спутниковой связи;
5) система стационарной радиосвязи, обеспечивающая зону покрытия на всей территории Республики Коми за счет развертывания радиоретрансляторов;
6) система подвижной радиосвязи;
7) подвижной узел связи, в состав которого входят радиостанции коротковолновых (KB) и ультракоротковолновых (УКВ) диапазонов, мобильный спутниковый комплекс.
В систему могут интегрироваться другие телекоммуникационные системы, развернутые на территории Республики Коми (Ростелеком и др.).
Применение ЕТКС позволит обеспечить интеграцию подсистем в единую систему и создать единое информационное пространство для правоохранительных органов, государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми и экстренных служб, задействованных для обеспечения безопасности на территории населенного пункта.
7.12. Подсистема обеспечения информационной безопасности
Подсистема обеспечения информационной безопасности должна интегрировать способы и средства защиты информации для снижения значения информационных рисков до допустимых пределов и обеспечивать реализацию непрерывной технологической цепочки, реализующей современные подходы к защите информации и объектов информатизации:
1) анализ функционирования объектов информационной безопасности и выделение ресурсов (элементов), требующих защиты (инвентаризация и категорирование ресурсов);
2) определение возможных источников и способов реализации угроз защищаемым ресурсам; градация угроз защищаемым ресурсам по значимости, их классификация, отраженная в модели угроз;
3) оценка рисков на основании категорий ресурсов и модели угроз;
4) формирование перечня требований по обеспечению безопасности защищаемых ресурсов исходя из оценки рисков;
5) анализ требований к информационной безопасности всех субъектов (участников), имеющих взаимоотношения в рамках функционирования АПК "Безопасный город";
6) разработка решения по информационной безопасности, определяющего цели, задачи и требования, на базе анализа объектов защиты, оценки рисков, требований участников, требований законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации в области защиты информации;
7) разработка (совершенствование) адекватных мер защиты от угроз безопасности, анализ, выбор и комплексирование средств и технологий защиты;
8) непрерывный мониторинг и аудит защитных мер и постоянное их совершенствование.
7.13. Геоинформационная система (ГИС)
ГИС - это система, предназначенная для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. В рамках проекта "Безопасный город" ГИС является, с одной стороны, объектом интерфейса - на цифровой карте отображаются датчики, камеры и другие объекты общегородской системы безопасности, с другой стороны, ГИС представляет собой инструмент анализа информации - например, может использоваться для выбора кратчайшего или быстрейшего пути из одной точки в другую для оперативной бригады.
ГИС является удобным инструментом, поскольку позволяет наглядно отображать объекты и события на карте города, района или на плане здания. Кроме того, там содержится всегда актуальная, регулярно обновляемая информация - за обслуживание городской ГИС отвечает отдельная организация.
ГИС - это система, состоящая из трех компонентов, каждый из которых необходим для успеха: пространственных данных, аппаратно-программных инструментов и проблемы, как объекта решения. Причем проблема служит главным компонентом, заставляющим выбирать и способы передачи, хранения представления, анализа данных, и программные инструментальные средства, и технологии создания той или иной предметно-ориентированной информационной системы.
8. Разработка регламентов и документации в рамках развития АПК "Безопасный город"
В рамках развития АПК "Безопасный город" заказчиком в лице ГАУ РК "ЦИТ" должны быть разработаны регламенты и документы, регулирующие следующие элементы системы:
1) регламент действия сотрудников ЕЦМ при работе с АПК "Безопасный город", передачи информации в экстренные службы;
2) регламент доступа к информации, получаемой АПК "Безопасный город", для операторов системы, служб экстренного реагирования и заинтересованных государственных органов Республики Коми;
3) регламент доступа к информации в режиме реального времени для участников системы (организаций подключенных к АПК "Безопасный город");
4) регламент доступа к архиву информации операторам системы, участникам системы и органам правопорядка;
5) регламент доступа к оборудованию системы и ЦОХД;
6) регламент представления информации сторонним потребителям (физическим, юридическим лицам, государственным органам);
7) регламент оповещения об угрозе на аппаратные средства оповещения, размещенные в городе.
9. Перспективы развития проектируемой инфраструктуры и сервисов АПК "Безопасный город"
В соответствии с Концепцией развития АПК "Безопасный город" на территории Республики Коми необходимо предусмотреть дальнейшее поэтапное развитие:
1) поэтапное внедрение комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения АПК "Безопасный город";
2) интеграцию существующих систем, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения, в создаваемую комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения АПК "Безопасный город";
3) приведение в соответствие с Концепцией существующих систем АПК "Безопасный город" в муниципальных образованиях в Республике Коми;
4) установку аппаратуры видеонаблюдения во дворах домов, на остановках общественного транспорта;
5) присоединение к АПК "Безопасный город" существующих и вновь создаваемых объектов (муниципальных, государственных и частных);
6) установку аппаратуры видеонаблюдения на транспортных средствах (автомобильных, железнодорожных, водных);
7) установку аппаратуры видеонаблюдения за состоянием лесных массивов Республики Коми.
Решение о развитии комплекса по предлагаемому сценарию позволит рассматривать данную систему не как отдельную структуру, а как составляющий элемент общего механизма по организации обеспечения безопасности граждан на территории не отдельно взятого города, а Республики Коми в целом.
10. Ожидаемые результаты развития Концепции АПК "Безопасный город"
По предварительным оценкам реализация Концепции должна привести к следующим изменениям:
1) снижению количества террористических акций, их последствий и, как следствие, напряженности в обществе, вызванной угрозой терроризма;
2) сокращению количества лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений общеуголовной направленности в состоянии наркотического опьянения;
3) снижению уровня наркотизации общества, в том числе сокращение количества лиц, умерших от отравления наркотиками (при оценке использовать результаты социологических и научно-медицинских исследований, изучающих уровень наркотизации в различных социальных слоях общества);
4) сокращению количества несовершеннолетних лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений общеуголовной направленности, в том числе в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
5) сокращению рецидивной преступности среди несовершеннолетних, а также количества правонарушений, совершенных при участии лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста;
6) снижению пожароопасной обстановки и уровня аварийности на объектах инфраструктуры Республики Коми, а также материальных потерь для экономики;
7) повышению эффективности работы государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми по обеспечению безопасности;
8) сокращению выделяемых средств на локализацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
9) повышению доверия граждан к органам охраны правопорядка и государственной власти;
10) повышению уровня безопасности граждан.
В качестве общего показателя для оценки хода развития АПК "Безопасный город" можно говорить о последовательном снижении до минимального уровня рисков и угроз безопасности и минимизации ущерба от чрезвычайных ситуаций.
При этом эффективность Концепции будет являться достаточной, если в результате её выполнения до 2020 года АПК "Безопасный город" будет создан в каждом муниципальном образовании в Республике Коми.
В дополнение к общему критерию оценки результатов развития целесообразно использовать следующие частные критерии (в сравнении с предыдущими годами):
1) динамика количества зарегистрированных преступлений на улицах и в других общественных местах Республики Коми, в том числе тяжких и особо тяжких;
2) динамика дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий;
3) уровень аварийности на промышленных предприятиях, объектах жизнеобеспечения и транспорта;
4) динамика количества зарегистрированных пожаров, тяжести их последствий;
5) динамика чрезвычайных ситуаций, в том числе на водных объектах города и на объектах проведения спортивных и культурных мероприятий с массовым участием граждан;
6) динамика выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в местах массового досуга населения и в образовательной среде;
7) динамика зарегистрированных преступлений, совершенных иногородними и иностранными гражданами.
Усилия государственных органов Республики Коми и органов, в компетенцию которых входит решение вопросов обеспечения безопасности, в рамках Концепции должны быть направлены на достижение основной цели - обеспечить снижение показателей нарастания угроз, а в конечном итоге - гарантированную защиту населения и объектов Республики Коми от преступности, террористических акций и чрезвычайных ситуаций.
Реализация и внедрение АПК "Безопасный город" позволит стабилизировать криминогенную обстановку в Республике Коми, снизить темпы роста преступности и других негативных явлений по отдельным направлениям и тем самым создать условия для повышения реального уровня безопасности жизни горожан, обеспечения защищенности критически важной инфраструктуры, создать необходимые условия для достижения общих целей безопасности, обеспечения защиты гражданских прав населения, повышения уровня и качества жизни, гарантии спокойствия в обществе, повысить эффективность решения социально-экономических задач, стоящих перед Республикой Коми, обеспечить возможность активного влияния государственных органов Республики Коми на процессы в обществе и экономике, повысить качество предоставляемых государственных услуг.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 19 февраля 2016 г. N 49-р Об утверждении Концепции развития аппаратно-программного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.