Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального района "Корткеросский"
от 11 января 2016 г. N 1
Муниципальная программа
муниципального образования муниципального района "Корткеросский" "Развитие системы муниципального управления"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие системы муниципального управления"
Ответственные исполнители программы |
Отдел организационной, правовой и кадровой работы Управление финансов Отдел имущественных и земельных отношений |
Подпрограммы программы |
1. Совершенствование системы муниципального управления, развитие кадрового потенциала. 2. Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом. 3. Управление муниципальным имуществом муниципального района "Корткеросский" |
Программно-целевые инструменты программы |
- |
Цель программы |
Повышение эффективности муниципального управления |
Задачи программы |
1. Повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления. 2. Повышение эффективности управления муниципальными финансами. 3. Обеспечение эффективности использования и распоряжения муниципальным имуществом. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Уровень удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления (% от общего числа опрошенных); Удельный вес расходов бюджета муниципального района "Корткеросский", представленных в виде муниципальных программ; Отношение дефицита консолидированного бюджета муниципального района "Корткеросский" к доходам без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; Доходы, полученные от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района "Корткеросский"; Доля зарегистрированных в установленном порядке прав собственности муниципального района "Корткеросский" в отношении земельных участков и объектов недвижимости в общем количестве земельных участков и объектов недвижимости, являющихся муниципальной собственностью муниципального района "Корткеросский" |
Этапы и сроки реализации программы |
2014-2020 |
Объемы финансирования программы |
Общий объем бюджетных ассигнований Программы в 2014 - 2018 годах составит за счет средств бюджета муниципального района - 7 814,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 - 1 710,6 тыс. рублей; 2015 - 2 657,0 тыс. рублей; 2016 - 2 333,0 тыс. рублей; 2017 - 911,0 тыс. рублей; 2018 - 203,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Рост уровня удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления до 70%. 2. Устойчивое функционирование бюджетной системы муниципального района "Корткеросский" в долгосрочной перспективе, обеспечивающее своевременную и стабильную реализацию муниципальным районом своих функций. 3. Оптимизация состава и структуры муниципального имущества в целях повышение эффективности управления муниципальным имуществом Корткеросского района. |
1. Характеристика текущего состояния системы муниципального управления
Развитие и совершенствование системы муниципального управления является одним из важных условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципального района "Корткеросский", повышения уровня и качества жизни населения.
К началу разработки Программы в области муниципального управления в основном сформирована нормативно-правовая база по ключевым направлениям данной сферы, действовали соответствующие целевые программы, накоплен опыт совершенствования системы муниципального управления.
К началу 2014 года в сфере муниципального управления наблюдаются следующие основные положительные тенденции:
внедряются новые подходы к стратегическому планированию деятельности органов местного самоуправления, в том числе переход к программно-целевому планированию посредством разработки муниципальных программ;
растет доля численности муниципальных служащих, получающих дополнительное профессиональное образование и повышающих квалификацию;
разрабатываются механизмы вовлечения гражданского общества и экспертного сообщества в процессы принятия управленческих решений органами местного самоуправления;
увеличивается количество социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем основными нерешенными проблемами остаются:
низкий уровень удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления;
низкий уровень участия гражданского общества в территориальном общественном самоуправлении, в решении социально-экономических проблем района;
недостаточный уровень развития кадрового потенциала муниципальной службы;
отсутствие автоматизированных информационных систем, в том числе по учету имущества.
2. Приоритеты и цели реализуемой в муниципальном районе "Корткеросский" политики в сфере муниципального управления, описание основных целей и задач Программы. Прогноз развития сферы муниципального управления
Основными целями политики в сфере муниципального управления являются:
1) повышение эффективности муниципального управления в муниципальном районе "Корткеросский";
2) создание механизмов ответственности местной власти перед населением
3) привлечение как можно большего количества граждан к участию в территориальном общественном самоуправлении и решении вопросов социально-экономического развития района.
Целью Программы является совершенствование муниципального управления в муниципальном районе "Корткеросский".
Достижение цели Программы обеспечивается путем реализации следующих подпрограмм:
1. Совершенствование системы муниципального управления, развитие кадрового потенциала (Приложение 1 к настоящей программе).
2. Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом (Приложение 2 к настоящей программе).
3. Управление муниципальным имуществом муниципального района Корткеросский (Приложение 3 к настоящей программе).
Реализация вышеуказанных подпрограмм позволит к 2020 году сформировать эффективные механизмы функционирования системы муниципального управления, ориентированные на достижение высоких результатов с наименьшими затратами, в том числе и кадровых ресурсов.
При этом качество кадровых ресурсов системы муниципального управления будет расти.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2014 - 2020 годах.
4. Перечень основных мероприятий Программы
Состав основных мероприятий Программы определен исходя из необходимости достижения ее целей и задач и сгруппирован по 3 подпрограммам.
Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач Программы.
Перечень основных мероприятий Программы с указанием сроков их реализации, ожидаемых результатов и связи с показателями Программы и подпрограмм представлен в приложении к Программе (таблица 1).
5. Основные меры правового регулирования в сфере муниципального управления, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов Программы
Основные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование в сфере реализации Программы:
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации;
2) Земельный кодекс Российской Федерации;
3) Трудовой кодекс Российской Федерации;
4) Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации";
5) Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации".
6) Федеральный закон "О некоммерческих организациях".
Правовое регулирование в период реализации Программы на уровне местного самоуправления будет совершенствоваться путем разработки проектов и принятия правовых актов, регулирующих деятельность в сфере муниципального управления, включающих внесение изменений в действующие муниципальные правовые акты.
6. Прогноз конечных результатов Программы. Перечень целевых индикаторов и показателей Программы
Сведения о показателях (индикаторах) Программы и подпрограмм, включенных в ее состав (с расшифровкой плановых значений по годам реализации), приведены в приложении к Программе (таблица 2).
Состав показателей и индикаторов Программы определен таким образом, чтобы обеспечить:
1) наблюдаемость значений показателей (индикаторов) в течение срока реализации Программы;
2) охват всех наиболее значимых результатов реализации мероприятий;
3) минимизацию количества показателей (индикаторов).
7. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности программ муниципального образования муниципального района "Корткеросский", утвержденным постановлением администрации муниципального района "Корткеросский" от 29 августа 2013 года N 1643.
Приложение 1
к муниципальной программе
муниципального образования
муниципального района "Корткеросский"
"Развитие системы муниципального
управления"
Паспорт
Подпрограммы "Совершенствование системы муниципального управления, развитие кадрового потенциала"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Отдел организационной, правовой и кадровой работы администрации муниципального района "Корткеросский" |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
Цель подпрограммы |
Повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления |
Задачи подпрограммы |
1. Повышение информационной открытости органов местного самоуправления. 2. Обеспечение развития кадрового потенциала органов местного самоуправления. 3. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (органов территориального общественного самоуправления). |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
Соотношение опубликованных материалов к подлежащим публикации материалам. Доля сотрудников ОМСУ, повысивших свою квалификацию. Количество социально ориентированных организаций, получивших гранты в различных конкурсах социальных проектов (конкурсах федерального, республиканского, местного уровня). |
Сроки реализации подпрограммы |
На постоянной основе в 2014 - 2020 годах |
Объемы финансирования подпрограммы |
Общий объем бюджетных ассигнований Подпрограммы в 2014 - 2018 годах составит за счет средств бюджета муниципального района - 1 512,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 - 0,0 тыс. рублей; 2015 - 1 012,2 тыс. рублей; 2016 - 500,0 тыс. рублей; 2017 - 0,0 тыс. рублей; 2018 - 0,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Рост уровня удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления до 70% |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления являются важнейшими показателями эффективности их функционирования, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданским обществом и органами местного самоуправления.
Информационная открытость органов местного самоуправления позволяет гражданам получать адекватное представление и формировать критические суждения о состоянии гражданского общества и органов местного самоуправления, укрепляет действенность и эффективность общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Информационная прозрачность деятельности органов местного самоуправления призвана обеспечить реальную доступность для населения информации о принимаемых ими решениях, об их текущей деятельности.
Совершенствование системы муниципального управления и развитие кадрового потенциала включает в себя:
1) развитие институтов общественного контроля деятельности органов местного самоуправления, в том числе посредством информационно-коммуникационной сети "Интернет";
2) совершенствование взаимодействия структур гражданского общества и органов местного самоуправления, в том числе посредством информационно-коммуникационной сети "Интернет";
3) системное повышение квалификации муниципальных служащих.
Реализация мер, направленных на совершенствование системы муниципального управления позволила достичь следующих результатов:
1) проводится публичное (общественное) обсуждение наиболее социально и экономически значимых проектов муниципальных правовых актов;
2) организовано взаимодействие общественных объединений с органами местного самоуправления;
3) осуществляется повышение квалификации муниципальных служащих.
Вместе с тем в системе муниципального управления остаются нерешенными следующие проблемы и задачи:
низкая удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления;
невысокая степень вовлеченности граждан в добровольческую и благотворительную деятельность;
наличие рисков проявления бюрократизма и коррупции;
текучесть кадров.
Последовательная реализация мероприятий подпрограммы позволит создать эффективную систему, обеспечивающую оперативное принятие качественных управленческих решений.
2. Приоритеты реализуемой политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Главными приоритетами в сфере реализации подпрограммы являются вовлечение гражданского общества и экспертного сообщества в процессы принятия управленческих решений, получение обратной связи для решения основных задач социально-экономического развития района, что приведет к росту удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления.
Цель подпрограммы - повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с установленной целью подпрограммы определены следующие задачи:
1. Повышение информационной открытости органов местного самоуправления.
2. Обеспечение развития кадрового потенциала органов местного самоуправления.
3. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (органов территориального общественного самоуправления).
Значения показателей (индикаторов) подпрограммы по годам реализации представлены в приложении к Программе (таблица 2).
Подпрограмма будет реализовываться в 2014 - 2020 годах.
Реализация запланированного подпрограммой комплекса мероприятий позволит обеспечить:
1) рост уровня информированности граждан о деятельности органов местного самоуправления;
2) повышение эффективности и результативности деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, повышение профессиональной компетентности кадров;
3) повышение уровня благоустройства территорий через развитие территориального общественного самоуправления.
3. Характеристика мер муниципального регулирования
Для обеспечения решения задач подпрограммы необходимо разработка и принятие нормативных правовых актов муниципального района "Корткеросский", регулирующих правоотношения в системе муниципального управления.
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета муниципального района "Корткеросский" и средств республиканского бюджета Республики Коми. Прогнозируемый объем финансирования в 2014 - 2018 годах составляет 1 512,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 0,0 тыс. рублей;
2015 - 1 012,2 тыс. рублей;
2016 - 500,0 тыс. рублей;
2017 - 0,0 тыс. рублей;
2018 - 0,0 тыс. рублей.
Сумма бюджетных ассигнований на 2016 - 2020 годы будет уточняться после утверждения решения о бюджете муниципального района "Корткеросский" на соответствующий год.
5. Прогноз конечных результатов
Сведения о показателях реализации подпрограммы приведены в таблице 2.
6. Методика оценки эффективности Программы
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы аналогична методике оценки Программы.
Приложение 2
к муниципальной программе
муниципального образования
муниципального района "Корткеросский"
"Развитие системы муниципального
управления"
Паспорт
подпрограммы "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом"
Ответственный исполнитель программы |
Управление финансов администрации муниципального района "Корткеросский" |
Соисполнители программы |
Отдел экономической политики администрации муниципального района "Корткеросский" |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
В рамках подпрограммы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ |
Цели подпрограммы |
Повышение эффективности управления муниципальными финансами |
Задачи подпрограммы |
1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы муниципального района "Корткеросский" 2. Повышение эффективности управления муниципальными финансами и муниципальным долгом муниципального района "Корткеросский" |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1) отношение объема муниципального долга муниципального района "Корткеросский" к доходам консолидированного бюджета муниципального района "Корткеросский" без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; 2) доля расходов на обслуживание муниципального долга в расходах бюджета муниципального района "Корткеросский"; 3) удельный вес расходов бюджета муниципального района "Корткеросский", представленных в виде муниципальных программ; 4) отношение дефицита консолидированного бюджета муниципального района "Корткеросский" к доходам без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. |
Сроки реализации подпрограммы |
На постоянной основе в 2014 - 2020 годах |
Объемы финансирования подпрограммы |
Общий объем бюджетных ассигнований Подпрограммы в 2014 - 2018 годах составит за счет средств бюджета муниципального района - 5 602,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 - 1 413,0 тыс. рублей; 2015 - 1 542,0 тыс. рублей; 2016 - 1 533,0 тыс. рублей; 2017 - 911,0 тыс. рублей; 2018 - 203,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
устойчивое функционирование бюджетной системы муниципального района "Корткеросский" в долгосрочной перспективе, обеспечивающее своевременную и стабильную реализацию муниципальным районом своих функций |
1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района
Бюджетная и налоговая политика муниципального района "Корткеросский" на 2016 - 2018 годы будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджетной системы, увеличение и укрепление доходной базы, повышение качества муниципальных программ и эффективности оказания муниципальных услуг.
Достижение поставленной цели бюджетной политики будет обеспечено за счет решения следующих основных задач:
1) обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджета муниципального района "Корткеросский";
2) повышение эффективности управления муниципальными финансами и муниципальным долгом муниципального района "Корткеросский".
Необходимыми условиями долгосрочной устойчивости бюджетной системы являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансирования этих функций. Объективная необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты.
Также в целях согласования процессов стратегического и бюджетного планирования с 2013 год администрацией муниципального района "Корткеросский" разрабатываются муниципальные программы, охватывающие период до 2020 года.
В целях внедрения инструментов среднесрочного планирования начиная с 2013 года бюджет муниципального района "Корткеросский" планируется на трехлетний период, что обеспечивает преемственность и предсказуемость бюджетной политики, способствует повышению устойчивости бюджетной системы при различных сценариях социально-экономического развития района, повышает обоснованность планирования бюджетных расходов.
Прослеживается тенденция вложения значительных средств, в том числе с привлечением федерального и регионального софинансирования, в модернизацию объектов муниципальной собственности, тем самым увеличиваются инвестиционные расходы бюджета муниципального района "Корткеросский". Обусловленный указанными факторами бюджетный дефицит в сложившихся обстоятельствах покрываться за счет роста муниципального долга и соответственно вызывает рост расходов на его погашение и обслуживание, что ставит под угрозу достижение бюджетной системой муниципального района состояния устойчивости и сбалансированности в долгосрочной перспективе.
Предотвращение указанных угроз и вместе с тем решение задач социального развития являются объективно необходимыми и отражающими и наиболее актуальную проблематику в финансово-бюджетном аспекте социально-экономического развития района на перспективу до 2020 года. Решение ставящихся подпрограммой задач через реализацию системы основных мероприятий создаст необходимые условия для достижения эффективного управления финансами муниципального района и стабильного функционирования бюджетной системы района в долгосрочной перспективе.
2. Приоритеты реализуемой в Корткеросском районе муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей решения задач, описание основных ожидаемых результатов, сроков и контрольных этапов реализации
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на период до 2020 года, одними из стратегических целей экономического развития муниципального района "Корткеросский" являются обеспечение макроэкономической стабильности, повышение эффективности управления финансово-бюджетной сферой.
Достижение указанных стратегических целей в области экономического развития в современных условиях ограниченности ресурсов подразумевает систему управления муниципальными финансами, обеспечивающую долгосрочную устойчивость бюджетной системы Корткеросского района. Таким образом, главной целью настоящей подпрограммы является повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Основой для достижения поставленной цели является решение задачи обеспечения сбалансированности бюджетной системы района, что достигается за счет составления и исполнения бюджета с учетом принципов сбалансированности, достоверности, прозрачности, результативности и эффективности использования бюджетных средств, безусловного соблюдения требований Бюджетного кодекса, проведения взвешенной долговой политики муниципального района "Корткеросский".
Решение вышеуказанной базовой задачи является фундаментальным условием для решения второй, приоритетной задачи подпрограммы - повышения эффективности управления муниципальными финансами и муниципальным долгом путем перехода на использование механизмов и инструментов эффективного финансового менеджмента в районе. Значимость данной задачи характеризуется созданием правовых, административно-процедурных и технологических условий для практического внедрения идеологии бюджетного процесса, увязанного со стратегическим планированием и конечными результатами деятельности органов власти.
Решение ставящихся Программой задач осуществляется посредством реализации соответствующих основных программных мероприятий:
1) формирование проекта решения о бюджете муниципального района "Корткеросский" на очередной финансовый год и плановый период в структуре муниципальных программ
Необходимо в целом пересмотреть подходы к процессу бюджетного планирования с целью учета перехода на программный принцип непосредственно с момента начала формирования бюджета. Для этого необходимо внести изменения в бюджетный процесс в целях изменения порядка составления бюджета на очередной финансовый год и плановый период, методики обоснования бюджетных ассигнований, методики планирования расходов и доходов бюджета муниципального района "Корткеросский".
2) Обслуживание муниципального долга МР "Корткеросский"
Одной из ключевых задач, решение которых призвано обеспечить долгосрочную устойчивость бюджетной системы, является повышение эффективности управления муниципальным долгом, которое заключается в поддержании уровня муниципального долга муниципального района "Корткеросский" на приемлемом уровне и последовательном снижении расходов на его обслуживание. В рамках решения задачи с учетом основных параметров бюджета муниципального района "Корткеросский", а также в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики определяется и обосновывается оптимальная долговая нагрузка, организуется обслуживание и погашение муниципального долга.
Достижение конечной цели подпрограммы характеризуется совокупностью индикаторов в разрезе задач, перечень и сведения о плановых значениях показателей (целевых индикаторов) подпрограммы (с расшифровкой плановых значений по годам реализации), представлены в таблице 2.
Состав целевых показателей и индикаторов подпрограммы определен таким образом, чтобы обеспечить:
наблюдаемость значений показателей (индикаторов) в течение срока реализации подпрограммы;
охват всех наиболее значимых результатов реализации мероприятий;
наличие формализованных методик расчета значений показателей (индикаторов).
Состав показателей (индикаторов) подпрограммы увязан с их задачами и основными мероприятиями и структурирован с учетом минимизации количества.
Расчет значений индикаторов осуществляется на основании отчетных данных и данных из открытых источников (официальный сайт администрации муниципального района "Корткеросский").
Перечень показателей и индикаторов носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя (например, достижение максимального значения), изменения приоритетов, появления новых социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на достижение цели подпрограммы.
Целью подпрограммы является повышение эффективности управления муниципальными финансами муниципального района "Корткеросский". Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
Задача обеспечения сбалансированности бюджетной системы муниципального района "Корткеросский":
1) отношение объема муниципального долга муниципального района "Корткеросский" к доходам консолидированного бюджета муниципального района "Корткеросский" без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений - показатель считается достигнутым при фактическом значении показателя не выше запланированного;
Источник: годовой отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального района "Корткеросский" за соответствующий отчетный год.
Формула расчета: показатель рассчитывается в соответствии с требованиями статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) доля расходов на обслуживание муниципального долга в расходах бюджета муниципального района "Корткеросский" - показатель считается достигнутым при фактическом значении показателя не выше запланированного;
Источник: годовой отчет об исполнении бюджета муниципального района "Корткеросский" за соответствующий отчетный год.
Формула расчета: показатель рассчитывается в соответствии с требованиями статьи 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Задача повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального района "Корткеросский":
1) удельный вес расходов бюджета муниципального района "Корткеросский", представленных в виде муниципальных программ, - показатель считается достигнутым при фактическом значении показателя не ниже запланированного;
Источник: решение о бюджете (в редакции на 31 декабря отчетного года) о бюджете муниципального района "Корткеросский" на соответствующий финансовый год и плановый период.
Формула расчета: утвержденный объем расходов, представленных в виде муниципальных программ/общий объем расходов, утвержденный решением о бюджете муниципального района "Корткеросский" на соответствующий финансовый год и плановый период;
2) отношение дефицита консолидированного бюджета муниципального района "Корткеросский" к доходам без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений - показатель считается достигнутым при фактическом значении показателя не выше запланированного;
Источник: годовой отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального района "Корткеросский" за соответствующий отчетный год.
Формула расчета: показатель рассчитывается в соответствии с требованиями статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
3. Характеристика мер муниципального регулирования
Для обеспечения решения задач подпрограммы внесены изменения в положение о бюджетном процессе муниципального района "Корткеросский", разработаны и приняты нормативные правовые акты муниципального района "Корткеросский", обеспечивающие формирование проекта бюджета муниципального района "Корткеросский" в виде муниципальных программ. Реализация данной подпрограммы осуществляется путем обеспечения своевременного и качественного формирования проектов решений о бюджете муниципального района "Корткеросский", поддержании в актуальном состоянии методики оценки качества осуществления долговой политики Корткеросского района.
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета муниципального района "Корткеросский" и средств республиканского бюджета Республики Коми. Прогнозируемый объем финансирования в 2014 - 2018 годах составляет 5 602,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 1 413,0 тыс. рублей;
2015 - 1 542,0 тыс. рублей;
2016 - 1 533,0 тыс. рублей;
2017 - 911,0 тыс. рублей;
2018 - 203,0 тыс. рублей.
Сумма бюджетных ассигнований на 2016 - 2020 годы будет уточняться после утверждения решения о бюджете муниципального района "Корткеросский" на соответствующий год.
5. Прогноз конечных результатов
Сведения о показателях реализации подпрограммы приведены в таблице 2.
6. Методика оценки эффективности Программы
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы аналогична методике оценки Программы.
Приложение 3
к муниципальной программе
муниципального образования
муниципального района "Корткеросский"
"Развитие системы муниципального
управления"
Паспорт
подпрограммы "Управление муниципальным имуществом муниципального района "Корткеросский"
Исполнители подпрограммы |
Отдел имущественных и земельных отношений администрации муниципального района "Корткеросский" |
Цель подпрограммы |
Обеспечение эффективности использования и распоряжения муниципальным имуществом |
Задачи подпрограммы |
1. Совершенствование учета муниципального имущества и земельных участков; 2. Повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1) доля зарегистрированных в установленном порядке прав собственности муниципального района "Корткеросский" в отношении земельных участков и объектов недвижимости в общем количестве земельных участков и объектов недвижимости, являющихся муниципальной собственностью муниципального района "Корткеросский"; 2) доля предоставленных в пользование земельных участков и объектов недвижимости по отношению к общему количеству земельных участков и объектов недвижимости, являющихся муниципальной собственностью муниципального района "Корткеросский"; 3) доходы, полученные от использования имущества, находящего в муниципальной собственности. |
Сроки реализации |
2014 - 2020 годы |
Объемы финансирования подпрограммы |
Общий объем бюджетных ассигнований Подпрограммы в 2014 - 2018 годах составит за счет средств бюджета муниципального района - 700,4 тыс. рублей, в т.ч. по годам: 2014 - 297,6 тыс. рублей; 2015 - 102,8 тыс. рублей; 2016 - 300,0 тыс. рублей; 2017 - 0,0 тыс. рублей; 2018 - 0,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты |
Оптимизация состава и структуры муниципального имущества в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста, а также формирование экономической основы деятельности муниципального района "Корткеросский"; Повышение эффективности управления муниципальным имуществом |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
В настоящее время продолжается процесс оптимизации состава и структуры муниципального имущества, в том числе путем его приватизации, вовлечения в оборот и перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в связи с разграничением полномочий.
В течение последних лет на уровне Федерации созданы необходимые условия для достижения следующих целей и задач в области управления муниципальным имуществом:
создание правовых условий для оптимизации механизмов управления муниципальными учреждениями, включая возможность изменения типа на казенные, бюджетные и автономные учреждения;
законодательное определение условий вовлечения в коммерческий оборот объектов недвижимого имущества, включая обязательность проведения независимой оценки объектов недвижимости, обязательность размещения информации о проведении торгов на едином специализированном информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
информационная открытость приватизации, в том числе путем введения обязательных требований об опубликовании сведений не только в печатных изданиях, но и в сети "Интернет", расширения перечня таких сведений;
совершенствование механизмов муниципального контроля за ходом приватизации путем перехода к разработке и утверждению прогнозных планов (программ) приватизации муниципального имущества на 3-летний период, а также путем организации проведения независимой оценки объекта для определения начальной цены как обязательного этапа приватизации;
Созданная нормативно-правовая база позволила решить большинство первоочередных задач в области управления муниципальным имуществом и приватизации. Вместе с тем требуется продолжить работу по преодолению следующих системных проблем:
избыточность имущества с точки зрения исполнения полномочий муниципального района;
отсутствие полноты учета объектов муниципального имущества;
отсутствие технической документации на объекты недвижимости.
Политика по управлению муниципальным имуществом, в развитие которой положена настоящая муниципальная подпрограмма, направлена на достижение цели по повышению эффективности управления муниципальным имуществом.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение полноты учета муниципального имущества;
обеспечение государственной регистрации права собственности муниципального района "Корткеросский";
оптимизация структуры имущества муниципального района "Корткеросский";
вовлечение муниципального имущества муниципального района "Корткеросский" в экономический оборот;
совершенствование системы управления муниципальными унитарными предприятиями, находящихся в муниципальной собственности муниципального района "Корткеросский";
осуществление контроля за использованием муниципального имущества муниципального района "Корткеросский".
Реализация поставленных задач позволит обеспечить:
создание единой автоматизированной системы по учету муниципального имущества муниципального района "Корткеросский";
увеличение доли объектов недвижимости, по которым проведена государственная регистрация права собственности муниципального района "Корткеросский" до 85%;
увеличение доли земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности муниципального района "Корткеросский" до 85%;
увеличение доли объектов недвижимости, предоставленных в пользование до 88% от общего количества объектов недвижимости, включенных в реестр муниципального района "Корткеросский" имущества Республики Коми;
доведение доли земельных участков, предоставленных в пользование до 89% от общего количества земельных участков, включенных в реестр муниципального района "Корткеросский";
обеспечение стабильного поступления доходов от продажи, а также от пользования муниципальным имуществом муниципального района "Корткеросский", в бюджет муниципального района "Корткеросский".
В основу настоящей программы положены следующие принципы управления муниципальным имуществом:
принцип определенности - формирование и определение применительно к каждому объекту управления (группе объектов) цели, для достижения которой служит объект, способы ее достижения, ответственности за результаты управления, порядка принятия управленческих решений, представления отчетности и иных механизмов контроля;
принцип прозрачности - обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления;
принцип обеспечения баланса интересов - принятие обоснованных решений с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач;
принцип непрерывности осуществления контроля - непрерывный контроль за достижением субъектами управления целей и задач, показателей их достижения, а также за соблюдением принципов и механизмов управления;
принцип ответственности - обеспечение ответственности всех участников процесса управления за результат и достижение установленных показателей деятельности;
принцип полноты, результативности и эффективности управления муниципальным имуществом - обеспечение полного учета, отражения и мониторинга объектов муниципального имущества.
Указанные принципы являются приоритетными для всех субъектов управления.
2. Сроки и этапы реализации муниципальной подпрограммы
Подпрограмма направлена на реализацию целей и задач и определяет систему необходимых мероприятий с указанием сроков реализации, ресурсного обеспечения, планируемых показателей и ожидаемых результатов реализации муниципальной подпрограммы.
Сроки реализации подпрограммы 2014 - 2020 годы.
3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета муниципального района "Корткеросский". Прогнозируемый объем финансирования в 2014 - 2018 годах составляет 700,4 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
2014 - 297,6 тыс. рублей;
2015 - 102,8 тыс. рублей;
2016 - 300,0 тыс. рублей;
2017 - 0,0 тыс. рублей;
2018 - 0,0 тыс. рублей.
Сумма бюджетных ассигнований на 2016 - 2020 годы будет уточняться после утверждения решения о бюджете муниципального района "Корткеросский" на соответствующий год.
4. Прогноз конечных результатов
Сведения о показателях реализации подпрограммы приведены в таблице 2.
5. Методика оценки эффективности Программы
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы аналогична методике оценки Программы.
Таблица 1
Перечень
основных мероприятий программы "Развитие системы муниципального управления"
N |
Номер и наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации основного мероприятия |
Связь с показателями муниципальной подпрограммы |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Подпрограмма 1. "Совершенствование системы муниципального управления, развитие кадрового потенциала" | |||||||
Задача 1.1. Повышение информационной открытости органов местного самоуправления | |||||||
1.1.1 |
Организация размещения информационных материалов по вопросам деятельности органов местного самоуправления муниципального образования муниципального района "Корткеросский", опубликования (размещения) нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в средствах массовой информации |
Пресс-служба, структурные подразделения администрации |
2014 |
2020 |
Наличие условий для оперативного и эффективного взаимодействия органов местного самоуправления муниципального образования муниципального района "Корткеросский" и средств массовой информации; размещение и актуализация информации по вопросам деятельности органов местного самоуправления муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в средствах массовой информации |
Снижение уровня информированности жителей муниципального образования муниципального района "Корткеросский" о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования муниципального района "Корткеросский" |
Уровень удовлетворенности населения информационной открытостью деятельности органов местного самоуправления муниципального образования муниципального района "Корткеросский" |
Задача 1.2. Обеспечение развития кадрового потенциала органов местного самоуправления | |||||||
1.2.1 |
Организация обучения лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих и лиц, включенных в резерв управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Корткеросский" и кадровый резерв |
Отдел организационной, правовой и кадровой работы |
2014 |
2020 |
Повышение уровня компетентности и профессионализма кадров органов муниципального управления; обеспечение замещения должностей, на которые формируется резерв квалифицированными кадрами муниципального образования муниципального района "Корткеросский" |
Снижение актуальности знаний, навыков компетенций кадров муниципального управления, снижение качества исполнения муниципальными служащими должностных обязанностей, нарушение требований законодательства о периодичности дополнительного профессионального образования; непрозрачность для общества отбора специалистов на муниципальную службу в Корткеросском районе; отсутствие взаимосвязи профессиональных компетенций и знаний набираемых специалистов с решаемыми задачами; увеличение времени подбора кандидатур на вакантные должности, риск замещения соответствующих должностей неквалифицированными специалистами |
Доля муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в отчетном периоде, от общей численности муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности |
1.2.2. |
Организация обучения лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы |
Отдел организационной, правовой и кадровой работы |
2014 |
2020 |
Повышение уровня компетентности и профессионализма кадров органов муниципального управления |
Снижение актуальности знаний, навыков компетенций кадров муниципального управления, снижение качества исполнения лицами, замещающими должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы должностных обязанностей; риск замещения соответствующих должностей неквалифицированными специалистами |
Доля лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в отчетном периоде, от общей численности лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы |
Задача 1.3. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе органов территориального общественного самоуправления. | |||||||
1.2.3 |
Организация и проведение конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций по предоставлению субсидий |
Отдел организационной, правовой и кадровой работы |
2015 |
2015 |
Развитие социального партнерства между администрацией МР "Корткеросский" и СО НКО. Рост количества СО НКО. Рост количества граждан, участвующих в общественной жизни района, в том числе в территориальном общественном самоуправлении. Формирование устойчивого положительного имиджа СО НКО. Создание благоприятных условий для проживания населения - рост уровня удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления. |
Снижение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления |
Уровень удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления |
Подпрограмма 2. "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом" | |||||||
Задача 2.1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы муниципального района "Корткеросский" | |||||||
2.1.1 |
Обслуживание муниципального долга МР "Корткеросский" |
Управление финансов |
2014 |
2020 |
Отсутствие просроченной задолженности по обслуживанию долговых обязательств МР "Корткеросский" |
Неисполнение обязательств МР "Корткеросский", нарушение бюджетного законодательства |
Отношение объема муниципального долга муниципального района "Корткеросский" к доходам консолидированного бюджета муниципального района "Корткеросский" без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; доля расходов на обслуживание муниципального долга в расходах бюджета муниципального района "Корткеросский" |
Задача 2.2. Повышение эффективности управления муниципальными финансами и муниципальным долгом муниципального района "Корткеросский" | |||||||
2.2.1 |
Формирование проекта решения о бюджете муниципального района "Корткеросский" на очередной финансовый год и плановый период в структуре программ |
Управление финансов |
2015 |
2020 |
Проект решения о бюджете муниципального района "Корткеросский" на очередной финансовый год и плановый период в структуре программ |
Проект решения о бюджете муниципального района "Корткеросский" на очередной финансовый год и плановый период не подготовлен в структуре программ |
Удельный вес расходов бюджета муниципального района "Корткеросский", представленных в виде муниципальных программ; Отношение дефицита консолидированного бюджета муниципального района "Корткеросский" к доходам без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений |
Подпрограмма 3. "Управление муниципальным имуществом муниципального района "Корткеросский" | |||||||
Задача 3.1. "Совершенствование учета муниципального имущества и земельных участков" | |||||||
3.1.1 |
Организация технической инвентаризации и паспортизации объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности |
Отдел имущественных и земельных отношений |
2014 |
2020 |
Постановка неучтенных (бесхозных) объектов недвижимости на кадастровый учет |
Отсутствие возможности принятия решений по распоряжению объектами муниципального имущества |
Удельный вес объектов недвижимости, по которым проведена техническая инвентаризация, по отношению к общему количеству объектов недвижимости, находящихся в реестре муниципального имущества, % |
3.1.2 |
Организация проведения кадастровых работ для обеспечения кадастровыми паспортами земельных участков, относящихся к муниципальной собственности |
Отдел имущественных и земельных отношений |
2014 |
2020 |
Постановка неучтенных (бесхозных) земельных участков на кадастровый учет |
Отсутствие возможности принятия решений по распоряжению объектами муниципального имущества |
Количество земельных участков, относящихся к муниципальной собственности, по которым получены кадастровые паспорта (ед.) |
3.1.3 |
Регистрация права собственности муниципального района на объекты муниципальной собственности |
Отдел имущественных и земельных отношений |
2014 |
2020 |
Подтверждение права собственности на объекты в целях дальнейшего распоряжения ими |
Отсутствие возможности принятия решений по распоряжению объектами муниципального имущества |
Удельный вес объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности по отношению к общему количеству объектов недвижимости, находящихся в реестре муниципальной собственности муниципального района, %; Удельный вес земельных участков, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности по отношению к общему количеству земельных участков, находящихся в реестре муниципального имущества муниципального района, % |
3.1.4 |
Оценка муниципального имущества для определения выкупной стоимости |
Отдел имущественных и земельных отношений |
2014 |
2020 |
Приватизация муниципального имущества |
Отсутствие возможности принятия решений по распоряжению объектами муниципального имущества |
Удельный вес приватизированных объектов недвижимости к общему количеству объектов недвижимости, включенных в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества, % |
Задача 3.2. "Повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов" | |||||||
3.2.1 |
Передача муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог, закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение |
Отдел имущественных и земельных отношений |
2014 |
2020 |
Максимальное вовлечение муниципального имущества в экономический оборот |
Увеличение расходов бюджета муниципального района на содержание объектов казны |
Удельный вес объектов недвижимости, предоставленных в пользование, по отношению к общему количеству объектов недвижимости, находящихся в реестре муниципальной собственности муниципального района, %; Доходы, полученные от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района, млн. руб. |
3.2.2 |
Предоставление земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование |
Отдел имущественных и земельных отношений |
2014 |
2020 |
Полное вовлечение земельных участков в экономический оборот |
Отсутствие положительной динамики поступлений арендных платежей в бюджет муниципального района; Рост задолженности по арендным платежам в бюджет муниципального района |
Удельный вес земельных участков, предоставленных в пользование, по отношению к общему количеству земельных участков, находящихся в реестре муниципальной собственности муниципального района, % |
Таблица 2
Сведения
о показателях (индикаторах) муниципальной программы "Развитие системы муниципального управления"
N |
Показатель(индикатор) (наименование) |
Ед.измерения |
Значения показателей |
|||||||
|
|
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Подпрограмма 1. "Совершенствование системы муниципального управления, развитие кадрового потенциала" | ||||||||||
Задача 1.1. Повышение информационной открытости органов местного самоуправления | ||||||||||
1.1.1 |
Соотношение опубликованных материалов к подлежащим публикации материалам |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Задача 1.2. Обеспечение развития кадрового потенциала органов местного самоуправления | ||||||||||
1.2.1 |
Доля муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в отчетном периоде, от общей численности муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности |
% |
15 |
8 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
1.2.2 |
Доля лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в отчетном периоде, от общей численности лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы |
% |
7 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Задача 1.3. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе органов ТОС | ||||||||||
1.3.1. |
Количество социально ориентированных организаций, получивших гранты в различных конкурсах социальных проектов (конкурсах федерального, республиканского, местного уровня). |
ед. |
нет |
нет |
3 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
Подпрограмма 2. "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом" | ||||||||||
Задача 2.1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы муниципального района "Корткеросский" | ||||||||||
2.1.1 |
Отношение объема муниципального долга муниципального района "Корткеросский" к доходам консолидированного бюджета муниципального района "Корткеросский" без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений |
% |
35,6 |
39,7 |
36,3 |
36,7 |
34,4 |
26,7 |
26,1 |
25 |
2.1.2 |
Доля расходов на обслуживание муниципального долга в расходах бюджета муниципального района "Корткеросский"; |
% |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
0,5 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Задача 2.2. Повышение эффективности управления муниципальными финансами и муниципальным долгом муниципального района "Корткеросский" | ||||||||||
2.2.1 |
Удельный вес расходов бюджета муниципального района "Корткеросский", представленных в виде муниципальных программ |
% |
0 |
10 |
81,1 |
81,1 |
81,1 |
85 |
85 |
85 |
2.2.2 |
Отношение дефицита консолидированного бюджета муниципального района "Корткеросский" к доходам без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений |
% |
0 |
0 |
2,5 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
Подпрограмма 3. "Управление муниципальным имуществом муниципального района "Корткеросский" | ||||||||||
Задача 3.1. "Совершенствование учета муниципального имущества и земельных участков" | ||||||||||
3.1.1 |
Удельный вес объектов недвижимости, по которым проведена техническая инвентаризация, по отношению к общему количеству объектов недвижимости, находящихся в реестре муниципального имущества |
% |
33 |
39 |
46 |
53 |
60 |
66 |
76 |
86 |
3.1.2 |
Количество земельных участков, относящихся к муниципальной собственности, по которым получены кадастровые паспорта |
(ед.) |
31 |
37 |
42 |
88 |
76 |
93 |
110 |
145 |
3.1.3 |
Удельный вес объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности по отношению к общему количеству объектов недвижимости, находящихся в реестре муниципальной собственности муниципального района |
% |
31 |
38 |
45 |
52 |
59 |
66 |
72 |
85 |
3.1.4 |
Удельный вес земельных участков, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности по отношению к общему количеству земельных участков, находящихся в реестре муниципального имущества муниципального района |
% |
18 |
22 |
25 |
32 |
45 |
55 |
65 |
85 |
3.1.5 |
Удельный вес приватизированных объектов недвижимости к общему количеству объектов недвижимости, включенных в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества |
% |
0 |
0 |
35 |
38 |
40 |
42 |
45 |
50 |
Задача 3.2. "Повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов" | ||||||||||
3.2.1 |
Удельный вес объектов недвижимости, предоставленных в пользование, по отношению к общему количеству объектов недвижимости, находящихся в реестре муниципальной собственности муниципального района |
% |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
86 |
87 |
88 |
3.2.2 |
Доходы, полученные от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района |
млн. руб. |
8,1 |
14,2 |
13,2 |
17,5 |
17,8 |
19 |
19,2 |
19,5 |
3.2.3 |
Доходы, полученные от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района |
млн. руб. |
7,3 |
12,7 |
13,0 |
13,6 |
14,0 |
14,3 |
14,7 |
15,0 |
3.2.4 |
Удельный вес земельных участков, предоставленных в пользование, по отношению к общему количеству земельных участков, находящихся в реестре муниципальной собственности муниципального района |
% |
82 |
83 |
84 |
85 |
8 |
87 |
88 |
89 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального района "Корткеросский" Республики Коми от 11 января 2016 г. N 1 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.