Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального района
"Троицко-Печорский"
от 28 июня 2016 г. N 06/482
Изменения,
вносимые в постановление администрации муниципального района "Троицко-Печорский" от 23.12.2015 г. N 12/1288 "Об утверждении методики по формированию законопослушного поведения обучающихся образовательных организаций муниципального района "Троицко-Печорский":
1. Приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению 1.
Приложение
к изменениям, вносимым в постановление
администрации муниципального
района "Троицко-Печорский"
от 23 декабря 2015 г. N 12/1288
"Приложение
к постановлению администрации
муниципального района
"Троицко-Печорский"
от 23 декабря 2015 г. N 12/1288
Методика
по формированию законопослушного поведения обучающихся образовательных организаций муниципального района "Троицко-Печорский", подведомственных управлению образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский"
I. Общие положения
1. Настоящая методика подготовлена Управлением образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" во исполнение Федерального закона от 24.06.1999 г N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
2. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся.
2.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
II. Нормативно-правовые основы организации работы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций муниципального района "Троицко-Печорский", подведомственных управлению образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский"
1. При организации работы по профилактике асоциального поведения необходимо руководствоваться действующими законами Российской Федерации, Республики Коми, нормативными правовыми актами администрации муниципального района "Троицко-Печорский".
2. В Управлении образования муниципального района "Троицко-Печорский" и в образовательных организациях должен быть сформирован пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся, образовательных организаций муниципального района "Троицко-Печорский", подведомственных управлению образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" (далее - обучающиеся).
3. Структура формирования пакета нормативных правовых актов по профилактике асоциального поведения обучающихся:
3.1. На районном уровне (Управление образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский"):
- законы Российской Федерации;
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- приказы Министерства образования и науки Российской Федерации;
- приказы Министерства образования и молодёжной политики Республики Коми;
- инструктивные и методические письма Министерства образования и молодёжной политики Республики Коми;
- постановления администрации муниципального района "Троицко-Печорский";
- информация на запросы территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по Троицко-Печорскому району (далее - ТКпДН и ЗП), группы по делам несовершеннолетних отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отделения Министерства внутренних дел России по Троицко-Печорскому району (далее - ГпДН ОМВД).
3.2. На уровне образовательной организации:
- законы Российской Федерации;
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- приказы Управления образования;
- инструктивные и методические письма Управления образования;
- приказы руководителя образовательной организации;
- решения педагогического совета;
- решения совета образовательной организации;
- решения родительского комитета образовательной организации;
- решения совета профилактики образовательной организации.
4. Систематически нормативная база обновляется через различные информационные источники: Интернет, публикации в средствах массовой информации, нормативно-правовые документы муниципального уровня и т.д.
III. Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Законы Российской Федерации:
3.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
3.2. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 г. N 53-ФЗ, от 12.08.2004 г. N 99-ФЗ;
3.3. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ;
3.4. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ;
3.5. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации" от 7.07.2003 г. N 111-ФЗ;
3.6. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
3.7. нормативные документы администрации муниципального района "Троицко-Печорский": распоряжение администрации муниципального района "Троицко-Печорский" "Об утверждении межведомственного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального района "Троицко-Печорский".
IV. Функции Управления образования муниципального района и образовательных организаций по профилактике асоциального поведения обучающихся
1. Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся, является закон Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" N ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).
2. В соответствии со ст. 14 данного закона в компетенцию управления образования входит:
2.1. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и субъекта РФ в области образования обучающихся.
Система контроля на муниципальном уровне складывается из:
- анализа деятельности образовательных организаций по реализации Закона Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" N ФЗ-120;
- анализа деятельности образовательных организаций по участию в реализации межведомственных планов по организации профилактической деятельности;
- анализа деятельности образовательных организаций по исполнению приказов Управления образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" по профилактике асоциального поведения обучающихся;
- проведения проверок по изучению деятельности администрации образовательных организаций по осуществлению профилактической деятельности;
- анализа банков данных: об обучающихся, не посещающих и систематически пропускающих занятия в общеобразовательных организациях; обучающихся, состоящих на учете в ГПДН ОМВД, в ТКДНиЗП;
- анализа банков данных об обучающихся, стоящих на профилактических учетах, посещающих детские объединения (кружки, секции) дополнительного образования.
2.2. Участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости обучающихся через создание комплекса условий для эффективной организации отдыха, досуга, оздоровления, занятости детей и подростков на базе общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и иных учреждений:
- формирование плана-прогноза по охвату обучающихся, подлежащих отдыху, оздоровлению и занятости в период оздоровительной кампании;
- обеспечение межведомственного подхода к организации отдыха, оздоровления и занятости обучающихся;
- максимальное информирование населения о ходе оздоровительной кампании;
- развитие наиболее доступных форм организации отдыха, оздоровления и занятости обучающихся;
- организацию отдыха, оздоровления и занятости обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации (обучающихся из малообеспеченных и многодетных семей; обучающихся, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), обучающихся-инвалидов; обучающихся, состоящих на учете в ГпДН ОМВД; обучающихся из семей, родители (законные представители) которых ведут асоциальный образ жизни);
- обеспечение совместно с другими ведомствами занятости и отдыха обучающихся в возрасте 14-18 лет через привлечение их в летние трудовые объединения, отряды по благоустройству, временное трудоустройство на рабочие места, социальные проекты и т.д.;
- сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся, формирование физической активности и здорового образа жизни у обучающихся.
2.3. Осуществление учета обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях.
В рамках этой деятельности Управление образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" обеспечивает:
- изучение деятельности образовательных организаций;
- создание банка данных об обучающихся, не посещающих школу и часто пропускающих учебные занятия без уважительной причины;
- анализ состояния работы образовательных организаций по решению проблем обучающихся, не посещающих образовательную организацию на основе сведений о количестве этих обучающихся;
- использование различных форм по выявлению не обучающихся несовершеннолетних обучающихся.
3. Внедрение в практику работы образовательных организаций программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся:
3.1. направление рекомендаций вышестоящих учреждений по включению в учебные планы образовательных организаций предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;
3.2. контроль за деятельностью образовательных организаций по реализации образовательных программ образовательной области "Обществознание";
3.3. содействие в обучении педагогов образовательных организаций по освоению современных технологий правового обучения и воспитания - проведение тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования и т. д;
3.4. организация участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций районного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;
3.5. привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, медицинских организаций, родительской общественности для реализации совместных проектов по профилактике асоциального поведения обучающихся;
3.6. подготовка информационных, методических материалов, отражающих опыт работы по профилактике асоциального поведения обучающихся.
4. В компетенцию общеобразовательных организаций входит:
4.1. Выявление обучающихся, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования.
Работа в этом направлении предусматривает:
- разработку системы ежедневного учета обучающихся, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;
- направление информации о количестве обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в Управление образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" на 1 число каждого месяца учебного года;
- совершенствование системы воспитания в образовательной организации на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;
- обеспечение максимального охвата обучающихся дополнительными общеобразовательными программами, кружками и секциями, организованными на базе общеобразовательных организаций;
- разработку мер поддержки по каждому обучающемуся и его семье, находящимися в "группе риска";
- организацию деятельности классных руководителей по профилактике асоциального поведения среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе "родительский всеобуч").
4.2. Организация контроля администрации образовательной организации за деятельностью педагогов, осуществляющих профилактическую работу:
- внутришкольный контроль за деятельностью классных руководителей по работе с родителями (законными представителями);
- внутришкольный контроль за профилактической деятельностью классных руководителей;
- внутришкольный контроль за деятельностью Совета (группы) профилактики;
- внутришкольный контроль за деятельностью педагогов по вовлечению обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте, в кружки и секции и др.
4.3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании обучающихся.
Работа в этом направлении предусматривает:
- организацию работы по защите прав обучающихся, посещение семей "группы риска" и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления обучающегося в государственное учреждение или под опеку);
- организацию работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей;
- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи "группы риска";
- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению обучающихся из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время).
4.4. Обеспечение организации в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них обучающихся предусматривает:
- развитие системы дополнительного образования в общеобразовательной организации;
- разработку и реализация дополнительных общеобразовательных программ, привлечение к занятиям в кружках обучающихся, требующих особого педагогического внимания;
- организацию постоянного мониторинга посещаемости обучающимися, состоящих на профилактических учётах, кружков и секций дополнительного образования, факультативов;
- обеспечение занятости обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.
4.5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, через:
- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий, бесед с представителями субъектов профилактики и т.д.);
- включение в учебный план образовательной организации предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;
- использование педагогами образовательных организаций современных технологий правового обучения и воспитания - тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования и т. д;
- организацию участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций районного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, медицинских организаций, родительской общественности для реализации совместных проектов по профилактике асоциального поведения обучающихся;
- использование информационных материалов, публикаций, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, мероприятий по правовой культуре и др. по профилактике асоциального поведения обучающихся;
- проведение опросов, анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей) по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страниц на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения обучающихся.
5. В рамках профилактики наркомании осуществляется взаимодействие всех заинтересованных служб: заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов (при наличии), социальных педагогов (при наличии), старших вожатых, классных руководителей. Цель такой работы - создание в подростковой среде ситуации, препятствующей совершению правонарушений и преступлений. Профилактическая работа образовательной организации включает в себя следующие виды деятельности:
5.1. обмен опытом, рассмотрение использования методик и технологий в работе по формированию законопослушного поведения обучающихся (профилактика преступлений и правонарушений, наркомании и алкоголизма и др.);
5.2. распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических средств;
5.3. распространение информации о последствиях совершения преступления и правонарушений;
5.4. формирование у обучающихся навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения;
5.5. предоставление альтернатив наркотизации (занятие в спортивных секциях, организациях дополнительного образования).
6. Организаторами воспитательной работы в образовательных организациях используются следующие современные технологии:
6.1. физкультурно-оздоровительные технологии (спортивные соревновании, экскурсии, походы);
6.2. интерактивные технологии (круглые столы, семинары, диспуты, совещания);
6.3. информационные технологии (стенды, публикации в средствах массовой информации, буклеты);
7. Современные технологии по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних включают в себя следующие методики:
7.1. методика "Родитель - ребенок";
7.2. методика "Неоконченных предложений";
7.3. методика диагностики творческой активности;
7.4. методика "Дом - дерево - человек";
7.5. методика "Сфера интересов";
7.6. методика "Самоанализ (анализ) личности";
7.7. методика "Нравственность личности" и многие другие современные методики, позволяющие определить сферы интересов подростка, на ранней стадии выявить склонности к асоциальному поведению, склонности к употреблению наркотических веществ.
V. Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся
1. В общеобразовательной организации документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:
1.1. Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.
1.2. Документы, регламентирующие деятельность образовательной организации и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о школьном совете профилактики, должностные инструкции специалистов, приказы, положения).
1.3. Документы по реализации программ (муниципальных и школьных), направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений обучающихся (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении).
1.4. Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления).
1.5. Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся (общее количество обучающихся в школе, охват обучающихся дополнительным образованием, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях обучающихся, в том числе обучающихся школы, информация Управления образования, медицинской организации, социальной защиты об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении), банки данных:
- обучающихся, состоящих на учете в ОМВД России по Троицко-Печорскому району;
- не обучающихся и систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам;
- обучающихся, находящихся на внутришкольном учете;
- многодетных семей;
- неполных семей;
- опекаемых обучающихся и обучающихся из приемных семей;
- малообеспеченных семей;
- детей-инвалидов.
1.6. Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).
1.7. Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).
1.8. Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся (протоколы совещаний при директоре, административных и производственных совещаний, педагогических советов, заседаний родительского комитета, управляющего совета).
1.9. Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки Управления образования, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).
1.10. Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).
1.11. Работа школьного совета профилактики (положение о совете, его состав, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).
1.12. Система учета не обучающихся детей, систематически пропускающих учебные занятия (список детей по каждому классу, информация по четвертям о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по индивидуальной работе с каждым таким обучающимся, отчеты школы, дневник (журнал) учета посещения уроков детьми и др.).
2. У каждого классного руководителя должны быть сведения об обучающихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности обучающихся, информацию о родителях (законных представителях).
В планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся для родителей (законных представителей).
Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт обучающихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательной организации и приняты за единый образец для всей школы.
VI. Рекомендуемая и возможная документация классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности обучающихся
1. Список органов самоуправления класса и поручений обучающихся.
2. Список занятости обучающихся класса в свободное время (посещение кружков и секций).
3. Социальный паспорт класса.
4. Программа (план) воспитательной работы на учебный год (утвержденный заместителем директора школы по воспитательной работе).
5. Состав родительского комитета.
6. Тематика родительских собраний на учебный год.
7. Списки обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ГпДН ОМВД по форме: Ф.И.О. обучающегося, число, месяц, год рождения, домашний адрес, сведения о родителях (законных представителях), за что и когда поставлен на учет, занятость в кружках и секциях.
8. Тетрадь учета индивидуальной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, и неблагополучными семьями по форме: дата, форма работы, результат.
VII. Рекомендуемая и возможная документация заместителя директора по воспитательной работе по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
1. Список органов самоуправления школы, план работы органов ученического самоуправления.
2. Расписание работы кружков и спортивного зала.
3. Статистические данные о занятости обучающихся в свободное время: посещение кружков и секций (в разрезе каждого класса).
4. Социальный паспорт школы.
5. План воспитательной работы школы на учебный год (утвержденный на заседании августовского педагогического совета школы).
6. Программа по профилактике правонарушений обучающихся школы.
7. Списки обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ТКпДН и ЗП, ГпДН ОМВД, по форме: Ф.И.О. обучающегося, число, месяц, год рождения, класс, домашний адрес, сведения о родителях (законных представителях), за что и когда поставлен на учет, занятость в кружках и секциях, результативность работы.
8. Журнал учета неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учете, на учете в ГпДН ОМВД, по форме: Ф.И.О. обучающегося, класс, сведения о родителях (законных представителях), причина постановки на учет, сколько детей в семье, формы работы.
9. Список опекаемых обучающихся.
10. План работы и протоколы заседаний совета по профилактике за три года.
11. Состав совета по профилактике, утвержденный приказом директора школы.
12. План работы и протоколы заседаний методического объединения классных руководителей за три года.
13. Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений и безнадзорности на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре школы, заседаниях методических объединениях классных руководителей.
14. Оперативная информация из ГпДН ОМВД, ТкПДН и ЗП о постановке обучающихся на учет и ежеквартальная информация об обучающихся, совершивших правонарушения и преступления.
15. Обратная связь с ГпДН ОМВД, ТкПДН и ЗП (характеристики на обучающихся, совершивших преступления).
16. Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся. Правила поведения обучающихся, Должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе, психолога, социального педагога, классного руководителя, Положение о школьном совете по профилактике правонарушений или группе надзора, номенклатура дел по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности.
17. Рекомендации, анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся, терроризма, работе с неблагополучными семьями.
18. Журнал занятости обучающихся, состоящих на учете в ГпДН, ТкПДН и ЗП и внутришкольном учете, на каникулах и в летний период.
19. Тетрадь контроля за посещаемостью обучающимися учебных занятий.
20. Планы проведения месячников и дней профилактики правонарушений и безнадзорности обучающихся.
21. План проведения родительского всеобуча, тематика общешкольных родительских собраний, работа со средствами массовой информации.
VIII. Изучение деятельности образовательных организаций по профилактике асоциального поведения обучающихся
1. Управлением образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" проводятся тематические проверки, комплексные проверки (вопросы профилактики) образовательных организаций; внутришкольный контроль на уровне образовательных организаций по вопросам профилактики преступлений и правонарушений:
1.1. на муниципальном уровне: деятельность образовательных организаций, деятельность руководителей образовательных организаций, результаты реализации программы по формированию законопослушного поведения обучающихся, система профилактики асоциальных явлений в образовательных организациях;
1.2. на уровне образовательной организации: деятельность заместителей директора, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов, совета профилактики.
2. Продуктом по изучению деятельности выступает аналитическая справка.
2.1. Аналитическая справка - итоговый документ, отражающий результаты аналитической деятельности. Она содержит систематизированные, обобщенные и критически оцениваемые сведения по отдельным аспектам состояния образовательного процесса (системы).
2.2. Рекомендации по составлению аналитической справки:
Основные требования к справке
1. Четкость построения
2. Логическая последовательность изложения материала
3. Аргументированность
4. Формулирование оценки, исключающая возможность субъективного толкования.
Структура справки
1 часть - вводная (опорные вопросы: что? кем? когда? зачем?)
2 часть - аналитическая (что и по каким причинам?)
3 часть - заключительная (что рекомендуется?)
Содержание справки
1. Вводная часть: предмет изучения, сроки изучения, тема проверки, цель и программа проверки, кто проверяет, объем проделанной работы
2. Аналитическая часть:
- общая характеристика изучаемого вопроса
- достоинства и недостатки его решения
- факторы или условия, а также причины появления положительных или отрицательных сторон анализируемого объекта или явления. Установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение результатов. Таким образом, в этой части справки необходимо ответить на каждый вопрос по изучению деятельности, дать оценку достоинств в решении каждого из вопросов программы.
3. Заключительная часть:
- обобщить результаты анализа, сделать выводы
- определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения
- указать сроки и формы подведения итогов
4. Подпись составителя справки, дата составления справки.
2.3. Более правильному написанию справки поможет программа по изучению деятельности, которая должна содержать: цели проверки, предмет проверки, характеристику предмета проверки.
2.4. Справка заслушивается, обсуждается, по ней готовится приказ.
IX. Примерная программа изучения деятельности общеобразовательных организаций по профилактике асоциального поведения обучающихся
1. Цель: установление соответствия профилактической деятельности образовательной организации требованиям нормативно-правовым актам по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся.
2. Объекты: общеобразовательные организации
3. Методы: изучение документации, наблюдение, собеседование, сравнительный анализ.
4. Сроки проведения: не реже 1 раза в год
5. Содержание:
5.1. Сформированность документальной базы:
5.1.1. Наличие нормативно-правовых документов всех уровней.
5.1.2. Наличие документов муниципального уровня.
5.1.3. Наличие документов образовательной организации.
5.1.4. Протоколы совещаний по изучению вновь поступающих документов.
5.2. Информационно-аналитическое обеспечение:
5.2.1. Наличие системы сбора, получения и использования информации.
5.2.2. Наличие пакета информационных материалов по профилактике асоциального поведения обучающихся.
5.2.3. Наличие статистических сведений о выявлении не обучающихся, систематически пропускающих учебные занятия, совершивших преступления и правонарушения.
5.3. Организация профилактики безнадзорности и правонарушений:
5.3.1. Система воспитательной работы в школе.
5.3.2. Система индивидуальной работы с обучающимися.
5.3.3. Организация отдыха, оздоровления и занятости обучающихся в каникулярный период.
5.3.4. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики и правонарушений обучающихся.
5.3.5. Система работы с семьями и родителями (законными представителями) обучающихся.
5.3.6. Учет посещения обучающимися учебных занятий.
5.3.7. Взаимодействие с ГпДН ОМВД, ТКпДНиЗП.
5.3.8. Работа социального педагога, психолога.
5.3.9. Работа школьного совета профилактики.
5.4. Система контроля работы педагогического коллектива по профилактике асоциального поведения обучающихся:
5.4.1. Наличие этих вопросов в структуре внутришкольного контроля.
5.4.2. Наличие программ, вопросов, анкет, тестов и других средств по выявлению эффективности профилактической работы.
5.4.3. Аналитические справки, отчеты, распоряжения по итогам контроля.
5.4.4. Приказы, распоряжения и другие формы управленческих решений по профилактике.
5.4.5. Материалы по контролю и мониторингу обучения обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в ГпДН ОМВД, ТКпДНиЗП, обучающихся, систематически пропускающих учебные занятия.
5.5. Система методического обеспечения организации профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся:
5.5.1. Методические рекомендации, сборники, статьи, материалы семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, направленные на профилактику асоциальных явлений обучающихся.
5.5.2. Материалы деятельности школьных методических объединений.
6. В целях совершенствования управления системой профилактики асоциального поведения обучающихся, повышения ее эффективности образовательные организации муниципального района "Троицко-Печорский" могут осуществлять анализ собственной управленческой деятельности по данной проблеме на основе изучения результатов управления процессом профилактики асоциальных явлений в образовательной среде (таблица 1, 2).
Таблица 1
Показатели
результативности управления процессом профилактики асоциального поведения обучающихся
1. |
Условия, создаваемые образовательными организациями муниципального района по профилактике асоциального поведения обучающихся |
1.1. |
Нормативно-правовые условия |
|
Наличие: - пакета нормативно-правовых документов всех уровней (федерального, регионального, муниципального), обеспечивающих реализацию прав обучающихся, оказавшихся в особой жизненной ситуации - программы профилактической направленности - раздела в годовом плане работы школы, содержащего план мероприятий по профилактике асоциальных явлений. |
|
Количество локальных актов, подготовленных администрацией школы в целях управления воспитательно-профилактической работой. Из них: - приказов - положений - других |
1.2. |
Организационно-исполнительские условия |
|
количество аппаратных совещаний, проведенных по проблемам управления воспитательно-профилактической работой: - организационного характера - контрольно-аналитического характера - методического характера |
|
количество совещаний руководителей образовательных организаций по проблемам профилактики асоциального поведения обучающихся |
1.3. |
Методические условия |
|
количество методических мероприятий, проведенных администрацией образовательной организации в целях развития системы воспитательно-профилактической работы для педагогов |
|
количество методических рекомендаций по проблемам профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, подготовленных на школьном уровне для классных руководителей |
1.4. |
Кадровые условия |
|
категории педагогических работников, осуществляющие профилактические мероприятия в образовательных организациях |
|
количество руководителей и педагогов образовательных организаций, прошедших курсовую переподготовку по проблемам профилактики асоциальных явлений (перечислить категории работников и количество) |
1.5. |
Контрольно-аналитические условия |
|
количество проведенных проверок по изучению деятельности педагогического коллектива по вопросам организации профилактики безнадзорности и правонарушений, не обучающихся и т.д. |
|
количество информационных банков по проблемам, связанным с профилактической работой |
1.6. |
Материально-технические условия |
|
наличие положительной динамики в материально-технической базе образовательных организаций в развитии воспитательной среды |
2. |
Результаты функционирования системы профилактики асоциального поведения обучающихся |
2.1. |
количество обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации |
2.2. |
охват обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительным образованием (человек, % от общего числа) всего: - в том числе: - в общеобразовательных организациях; - в организациях дополнительного образования. |
2.3. |
количество обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, занятых в: |
2.4. |
- кружках - спортивных секциях - факультативах - органах ученического самоуправления - волонтерских объединениях |
2.5. |
количество образовательных программ, направленных на формирование здорового образа жизни |
2.6. |
количество реализующихся образовательных программ по профилактике асоциального поведения и формированию законопослушного поведения |
2.7. |
количество дополнительных общеобразовательных программ |
2.8. |
количество обучающихся, состоящих на учете в ГпДН ОМВД/ТКпДНиЗП |
2.9. |
количество неблагополучных семей |
2.10. |
количество не обучающихся обучающихся, проживающих в микрорайоне школы |
2.11. |
количество обучающихся, систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам |
2.12. |
количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте |
2.13. |
охват обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте, дополнительным образованием (человек, % от общего числа) всего: - в том числе: - в общеобразовательных организациях; - в организациях дополнительного образования. |
2.14. |
количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте, занятых в: |
2.15. |
- кружках - спортивных секциях - факультативах - органах ученического самоуправления - волонтерских объединениях |
2.16. |
количество обучающихся, состоящих на учёте в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по Троицко-Печорскому району |
2.17. |
охват обучающихся, состоящих на учёте в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по Троицко-Печорскому району, дополнительным образованием (человек, % от общего числа) всего: - в том числе: - в общеобразовательных организациях; - в организациях дополнительного образования. |
2.18. |
количество обучающихся, состоящих на учёте в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по Троицко-Печорскому району, занятых в: |
2.19. |
- кружках - спортивных секциях - факультативах - детских общественных организациях - волонтерских объединениях |
Управление образования, образовательные организации ежегодно на конец учебного года проводят мониторинг эффективности использования программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, охват обучающихся.
Таблица 2
Программы и методики, реализуемые общеобразовательными организациями по формированию законопослушного поведения обучающихся
Перечень реализуемых программ и методик | |||||
1 уровень (1 - 4 классы) |
2 уровень (5-9 классы) |
3 уровень (10-11 (12) классы) |
|||
наименование программ и методик с ранжированием по направлениям профилактической работы |
кол-во охваченных участников обр. процесса/% от общего кол-ва данной категории |
наименование программ и методик с ранжированием по направлениям профилактической работы |
кол-во охваченных участников обр. процесса/% от общего кол-ва данной категории |
наименование программ и методик с ранжированием по направлениям профилактической работы |
кол-во охваченных участников обр. процесса/% от общего кол-ва данной категории |
Для обучающихся: |
|
|
|
|
|
1) по профилактике употребления спиртосодержащей продукции; |
|
|
|
|
|
2) по профилактике немедицинского употребления наркотиков и психоактивных веществ; |
|
|
|
|
|
3) по профилактике табакокурения; |
|
|
|
|
|
4) жестокого обращения с обучающимися |
|
|
|
|
|
Для родителей (законных представителей): |
|
|
|
|
|
1) по профилактике употребления спиртосодержащей продукции; |
|
|
|
|
|
2) по профилактике немедицинского употребления наркотиков и психоактивных веществ; |
|
|
|
|
|
3) по профилактике табакокурения; |
|
|
|
|
|
4) жестокого обращения с обучающимися |
|
|
|
|
|
Для педагогов: |
|
|
|
|
|
1) по профилактике употребления спиртосодержащей продукции; |
|
|
|
|
|
2) по профилактике немедицинского употребления наркотиков и психоактивных веществ; |
|
|
|
|
|
3) по профилактике табакокурения; |
|
|
|
|
|
4) по профилактике жестокого обращения с обучающимися |
|
|
|
|
|
Информация, полученная в ходе самоанализа по приведенным показателям, может быть использована на аппаратных совещаниях, для подготовки приказов, разработки дополнительных мер по усилению профилактики асоциального поведения обучающихся.
X. Межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся
1. В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Управление образования администрации муниципального района является составной частью системы профилактики и призваны организовывать взаимодействие с остальными участниками этой работы.
2. Управление образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" взаимодействует с:
- Администрацией муниципального района "Троицко-Печорский"
- Администрациями поселений
- Управлением социальной защиты населения
- Управлением культуры
- ОМВД России по Троицко-Печорскому району
- ОГИБДД ОМВД России по Троицко-Печорскому району
- Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по Троицко-Печорскому району
- Прокуратурой муниципального района "Троицко-Печорский"
- ГУ РК "Центр занятости населения муниципального района "Троицко-Печорский"
- ГБУЗ РК "Троицко-Печорская ЦРБ".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального района "Троицко-Печорский" Республики Коми от 28 июня 2016 г. N 06/482 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.