Распоряжение Правительства Республики Коми
от 29 декабря 2016 г. N 570-р
В целях устойчивого развития общества, повышения экологической культуры населения и осуществления непрерывного экологического образования, сохранения и улучшения окружающей среды и рационального природопользования:
1. Утвердить Концепцию экологического образования и просвещения населения в Республике Коми на период до 2025 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Рекомендовать органам в системе исполнительной власти Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми, организациям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области экологического образования и просвещения населения, руководствоваться положениями настоящей Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере социальной политики.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель Председателя |
Л. Максимова |
Концепция
экологического образования и просвещения населения в Республике Коми на период до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2016 г. N 570-р)
1. Общие положения
Вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования повсеместно выходят на первый план и находятся под пристальным вниманием со стороны государства. Так, Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года утверждены "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Правительство Республики Коми целенаправленно стремится поддерживать имидж нашего региона как "ЭкоРеспублики Коми".
Вместе с тем существует ряд проблем организационного характера, требующих решения в ближайшее время. Наиболее значимыми из них являются: отсутствие системы всеобщего комплексного непрерывного экологического образования и просвещения населения, сознательного поведения жителей республики, базирующегося на личной ответственности каждого за результаты своей деятельности по отношению к окружающей среде. Поскольку экологическое образование и просвещение приобретают все более актуальный характер и призваны сыграть определяющую роль в обеспечении экологической безопасности, служить гарантом устойчивого развития общества, необходима разработка Концепции экологического образования и просвещения населения Республики Коми до 2025 г. (далее - Концепция).
Концепция представляет собой совокупность современных взглядов и целевых установок в деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, образовательных учреждений (организаций) всех уровней и типов, учреждений культуры, организаций всех форм собственности, направленных на развитие экологического образования и просвещения населения республики, и является частью социально-экономической политики устойчивого развития региона.
Концепция определяет:
ведущие идеи, которые необходимо учитывать при разработке и реализации программ и планов по экологическому образованию и просвещению населения республики;
цель, задачи и ожидаемые результаты экологического образования и просвещения населения республики;
основные принципы экологического образования и просвещения населения республики;
основные направления деятельности по экологическому образованию и просвещению населения республики;
основные механизмы управления и координации действий по экологическому образованию и просвещению населения республики.
1.1. Нормативно-правовая основа Концепции
Концепция разработана в соответствии со следующими правовыми актами:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р;
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.;
Закон Республики Коми от 1 марта 2016 г. N 10-РЗ "О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми";
Постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года",
а также с учетом российского и международного опыта в сфере экологического образования и просвещения населения.
1.2. Концептуальные основы развития экологического образования и просвещения населения Республики Коми
Экологическое образование в настоящей Концепции понимается как нацеленный на достижение экологической культуры познавательно-воспитательный процесс, осуществляемый во всех видах педагогически организованной жизнедеятельности учащихся. Оно отражает новый социальный заказ образованию: формирование у обучающихся способности проектировать свою жизнедеятельность на основе идей устойчивого развития с учетом ее экономических, социальных и экологических последствий для состояния окружающей среды, здоровья, безопасной жизни населения.
Важнейшая цель экологического образования и одна из приоритетных задач образования для устойчивого развития - это развитие экологической культуры личности. В этой связи процесс экологического образования должен пониматься не только как процесс усвоения определенной системы экологических знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и как процесс развития ценностных ориентаций личности, принятия экологических ценностей, поэтому экологическое воспитание не должно быть оторвано от процесса экологического образования, а органически включено в него.
Экологическое просвещение определяется в Концепции как распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, охране, рациональном использовании и восстановлении природных ресурсов в целях формирования в обществе основ экологической культуры.
Экологическая культура рассматривается как составная часть общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы, позволяющая в аспекте гармоничного развития общества и биосферы осуществлять взаимосвязанные виды деятельности по использованию, сохранению и воспроизводству жизненных сил природы.
Основными результатами экологического образования и просвещения должны стать:
эколого-ценностные ориентации;
эколого-значимые знания;
адекватные эколого-ценностные отношения;
эколого-оправданная деятельность.
1.3. Концепция как инструмент реализации региональной политики в области экологического образования и просвещения населения
Цель настоящей Концепции - объединение усилий и координация действий всех структур гражданского общества в развитии экологической культуры населения, направленной на становление личности, понимающей взаимосвязь явлений природы, отчетливо осознающей последствия предпринимаемых действий и обладающей чувством ответственности перед современниками и потомками за свое экологическое поведение в интересах обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования окружающей среды Республики Коми.
Задачами настоящей Концепции являются:
совершенствование нормативно-правовой, научно-методической и материально-технической базы непрерывного экологического образования и просвещения;
координация практических действий государственных структур (министерств, ведомств, соответствующих республиканских и местных органов управления), учреждений, предприятий и общественных организаций по созданию и развитию системы непрерывного экологического образования и просвещения;
определение и разработка приоритетных направлений развития экологического образования и просвещения, способствующих развитию ответственности каждого за результаты своей деятельности при воздействии на окружающую среду в изменяющихся социально-экономических условиях;
создание и развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения на основе фундаментальных национальных и общечеловеческих ценностей гармоничного соразвития природы, человека и общества.
Итогом успешной реализации Концепции станет достижение качественно нового уровня развития экологической культуры населения республики, что позволит увеличить объем владения эколого-значимыми знаниями и умениями, повысить личную ответственность и компетентность в решении экологических проблем региона, расширить возможности вести здоровый образ жизни в гармонии с природой, стремиться к обустройству малой Родины как экологически комфортному региону России.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере экологического образования и просвещения населения Республики Коми основываются на следующих принципах:
1) создание благоприятных условий для экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры;
2) системность и комплексность многоуровневого непрерывного экологического образования и воспитания;
3) ориентация экологического образования и воспитания на устойчивое развитие территории Республики Коми;
4) направленность экологического образования на решение практических задач по оптимизации природопользования, сохранение природы и улучшение качества окружающей среды;
5) открытость экологической информации;
6) участие граждан, общественных объединений и иных организаций в развитии экологического образования, просвещения и формировании экологической культуры населения Республики Коми.
2. Основные направления деятельности по непрерывному экологическому образованию и просвещению населения Республики Коми
2.1. Достижения и проблемы экологического образования и просвещения населения
К основным достижениям в сфере экологического образования и просвещения населения отнесены:
в области управления:
осуществление информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
ежегодное издание Государственного доклада "О состоянии окружающей среды в Республике Коми";
наличие специализированных ресурсных центров по экологическому образованию и просвещению в сфере образования и культуры;
организация экологопросветительских и экологообразовательных республиканских мероприятий;
в области образования:
наличие системы экологического образования в дошкольном, школьном и дополнительном образовании;
изучение и распространение положительного опыта экологического образования, выпуск научных и учебно-методических материалов;
координация деятельности образовательных организаций, в том числе межведомственного характера;
подготовка кадров в системе высшего профессионального образования в сфере экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности, лесного дела;
в области просвещения:
наличие в республике системы 239 особо охраняемых природных территорий, их деятельность по организации мероприятий по экологическому просвещению, экологическому и природному туризму;
наличие дискуссионных площадок для решения вопросов по экологическим проблемам, в том числе ежегодное проведение Международного экотуристического форума "Ёж";
наличие 18 общественных республиканских экологических объединений;
участие в экологическом просвещении Общественной палаты Республики Коми и волонтерских организаций;
публикации в СМИ тематических экологических выпусков, издание тематических экологических приложений к газетам в ряде муниципалитетов республики;
межведомственный характер деятельности учреждений культуры (музеев и библиотек, кино-, видеопроката) в деле экологического просвещения.
К основным проблемам в сфере экологического образования и просвещения отнесены:
в области управления:
несовершенство нормативно-правового обеспечения экологического образования и просвещения;
отсутствие "единой структуры", координирующей деятельность межведомственного характера по экологическому образованию и просвещению;
недостаточность финансирования деятельности по экологическому образованию и просвещению;
в области образования:
незначительная доля детей охвачена экологическим образованием;
все меньшее количество школ выбирают предмет "Экология" для включения в учебный план;
недостаточное финансирование для обновления материально-технической базы и создания условий для реализации практико-ориентированного подхода в изучении природных явлений;
недостаточное количество методической литературы, учебных и наглядных пособий с учетом специфических особенностей региона;
недостаточная обеспеченность педагогическими кадрами, имеющими практическую подготовку для реализации экологических программ;
отсутствие системы повышения квалификации педагогических кадров для реализации экологически направленного образования;
слабая подготовка выпускников вузов к практической педагогической деятельности по экологическому образованию и просвещению;
в области просвещения населения:
отсутствие в обществе приоритета экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы;
укоренившиеся тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения;
эпизодичность публикаций по экологической тематике в СМИ;
преобладание в СМИ информационных материалов, транслирующих ценности индустриально-потребительского общества без учета воздействия на объекты окружающей среды.
2.2. Экологическое образование детей
2.2.1. Экологическое образование в дошкольных образовательных организациях
Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить природу, окружающий мир и бережно относиться к ним.
Направления:
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей), расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства;
интеграция содержания экологического образования в содержание деятельности педагогов по различным направлениям развития детей: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому;
организация экологически направленной деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
накопление детьми дошкольного возраста первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе прогулок, экскурсий, туристических походов и др.);
освоение детьми дошкольного возраста первоначального опыта участия в природоохранной деятельности в детском саду и на его участке (экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц и т.д.), в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, способствующей в том числе формированию начал экологической культуры у детей.
Средства:
разработка и внедрение в работу дошкольных учреждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего образовательного процесса детского сада с учетом регионального компонента (формирование экологического мировоззрения через все виды деятельности ребенка);
экологизация развивающей предметной среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных организаций, так и за их пределами;
организация экологического просвещения родителей;
создание условий для координации работы дошкольного учреждения в области экологического образования с органами образования, природоохранными службами, заповедниками, природными парками, медицинскими учреждениями и общественными организациями;
обеспечение научно-методической поддержки дошкольных образовательных организаций для реализации инновационных подходов к организации экологического образования в соответствии с природными и климатическими особенностями Республики Коми и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
обеспечение усвоения элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе населения России и Республики Коми, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
разработка современных обучающих материалов по экологическому образованию детей дошкольного возраста, отражающих специфику климатических условий и природы Республики Коми.
2.2.2. Экологическое образование в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования
Цель: формирование у подрастающего поколения новой системы ценностей в коммуникации с природой, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активной социально-экологической позиции.
Направления:
создание целостной системы экологического образования, обеспеченной единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов;
формирование экологической культуры, направленной не только на расширение познавательных интересов школьников в области экологии, но и на стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности учащихся;
совершенствование и обновление форм организации экологического образования с использованием соответствующих современных технологий.
Средства:
интеграция усилий общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, природоохранных учреждений в обеспечении непрерывного экологического образования детей;
развитие межведомственного взаимодействия между образовательными организациями и учреждениями, связанными с природоохранной деятельностью (в рамках образовательного и социального партнерства);
совершенствование используемых педагогических технологий в деятельности образовательных организаций и объединений школьников;
разработка учебно-методического обеспечения экологического образования;
повышение внимания к предмету "Экология" при формировании общеобразовательными организациями учебного плана на учебный год;
развитие системы экологических центров и станций юных натуралистов;
восстановление и развитие пришкольных участков, учебно-опытных участков;
совершенствование и обновление материально-технической базы образовательных организаций, используемой для экологического образования школьников;
развитие в республике детского общественного экологического движения.
2.3. Профессиональное экологическое образование
2.3.1. Экологическое образование в профессиональных учебных заведениях
Цель: создание условий для формирования экологического мировоззрения студентов, основанного на представлении о единстве человека с природой, формирование сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов.
Направления:
подготовка высококвалифицированных кадров в сфере экологии и охраны окружающей среды, способных осуществлять научные исследования и решать практические задачи в области проектно-производственной, организационно-управленческой, контрольно-экспертной и педагогической деятельности;
формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы;
создание условий для организации работы со школьниками.
Средства:
осуществление экологического мониторинга на ключевых участках модельных особо охраняемых природных территориях Республики Коми (далее - ООПТ), привлечение обучающихся к проведению мониторинга;
разработка учебных курсов, наглядных пособий по экологической тематике, организация экологических троп и демонстрационных площадок на модельных ООПТ;
организация и поддержка олимпиад и конкурсов по экологической тематике;
проведение обучающих занятий, курсов для педагогов-биологов, географов и других, связанных с экологической тематикой;
использование возможностей всех компонентов образовательного процесса путем включения экологических тем в учебные планы отдельных дисциплин.
2.3.2. Повышение квалификации педагогических работников в области экологического образования
Цель: повышение качества подготовки педагогических кадров, обладающих высокой интеллектуально-экологической культурой и педагогической компетентностью в области экологического образования.
Направления:
введение в содержание всех уровней непрерывного педагогического образования обязательного минимума экологических знаний и умений;
научно-информационная поддержка экологического образования, опирающаяся на новейшие информационные технологии;
развитие и внедрение новых методов обучения, в том числе методов дистанционного обучения и самообразования.
Средства:
совершенствование подготовки педагогических кадров для осуществления экологического образования в интересах устойчивого развития в дошкольных и общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования;
разработка и переработка имеющихся программ курсов повышения квалификации педагогических работников по проблемам экологического образования и просвещения населения;
включение во все программы повышения квалификации педагогических кадров раздела по формированию экологической культуры личности;
реализация практико-ориентированных программ, направленных на овладение педагогами современных технологий и методик формирования у учащихся экологических ценностных ориентаций личности, способности проектировать свою жизнедеятельность на основе идей устойчивого экономического и социального развития.
2.3.3. Профессиональная подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий, учреждений и органов власти, ответственных за принятие решений в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Цель: формирование экологического мировоззрения через передачу базовых знаний в области экологии, экологического права и управления природопользованием у государственных служащих и руководителей промышленных предприятий.
Направления:
формирование экологического сознания и экологического мировоззрения госслужащих, руководителей предприятий, непосредственно участвующих в природопользовании и влияющих на состояние окружающей среды;
рационального использования природных ресурсов, бережного отношения к окружающей среде в процессе проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации производственных объектов;
создание нормативно-правовой и учебно-методической базы обязательного экологического образования.
Средства:
обновление программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов власти по вопросам экологического права и экологического образования в интересах устойчивого развития региона;
разработка дополнительных программ курсов повышения квалификации педагогов и работников культуры по проблемам экологического образования и просвещения населения;
разработка и выпуск дидактических материалов, методических пособий, тематических модулей и учебников в области экологии, охраны природы и экологической безопасности.
2.4. Экологическое просвещение и информирование населения
2.4.1. Особо охраняемые природные территории в системе экологического образования и просвещения
Цель: совершенствование механизмов использования ресурсов особо охраняемых природных территорий в системе экологического просвещения и повышении уровня экологической культуры населения Республики Коми.
Направления:
формирование методических материалов, а также материалов издательской, рекламно-издательской, художественной, научно-популярной, фото- и видеопродукции;
организация информационных или визит-центров на территориях ООПТ;
организация экологических лагерей (площадок), экологических троп и рекреационных объектов;
сотрудничество с туристическими компаниями.
Средства:
обустройство экологических троп, туристических маршрутов и стоянок;
проведение экскурсий по экологическим тропам, вертолетных экскурсий, сплавов по рекам, расположенным на территориях ООПТ;
издание методических материалов и выпуск полиграфической продукции пропагандистского и научно-популярного природоохранного профиля;
производство рекламно-сувенирной продукции, пропагандирующей деятельность ООПТ;
активное участие органов местного самоуправления в Республике Коми в развитии экологического туризма на ООПТ (создание инфраструктуры: обустройстве стоянок, экотроп и т.п.), использование института государственно-частного партнерства;
организация различных видов деятельности в информационных или визит-центрах на территориях ООПТ;
проведение на базе ООПТ, в образовательных и культурных учреждениях, близлежащих к ООПТ территорий, масштабных эколого-просветительских мероприятий;
проведение детских экологических лагерей, студенческих и школьных экологических практик.
2.4.2. Деятельность библиотек, музеев и культурно-досуговых учреждений по экологическому воспитанию и просвещению населения
Цель: широкое распространение экологической информации и экологических знаний среди населения разной возрастной категории; совершенствование деятельности публичных библиотек, музеев, культурно-досуговых учреждений Республики Коми в области экологического просвещения населения.
Направления:
повышение уровня экологической культуры и грамотности населения;
создание республиканской системы информационной поддержки экологического просвещения населения средствами и методами библиотечной деятельности;
организация системы взаимодействия и совместной целенаправленной деятельности библиотек, музеев, культурно-досуговых учреждений со всеми заинтересованными государственными, общественными организациями, образовательными организациями по экологическому образованию и просвещению населения;
распространение среди населения информации о природе, биоразнообразии и состоянии окружающей среды региона;
создание условий для применения в работе новых инновационных форм экологического просвещения различных категорий пользователей;
применение индивидуальных и массовых форм работы как просветительской составляющей экологического воспитания детей;
применение современных информационных технологий в работе по экологическому просвещению населения.
Средства:
обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам посредством организации библиотечно-библиографического обслуживания;
координация межведомственного взаимодействия в области экологического образования и просвещения;
проведение бесед, круглых столов, встреч со специалистами, занимающимися эколого-просветительской деятельностью;
формирование, изучение, адресное раскрытие информационных ресурсов и работа с потребителями экологической информации, популяризация литературы по краеведению и экологии;
подготовка информационных, библиографических материалов, методических пособий по экологии, выпуск буклетов, рекомендательных списков научно-популярной литературы экологического содержания;
формирование, актуализация удаленных новостных информационных ресурсов по экологии на сайте библиотек, музеев;
совершенствование работы любительских объединений, клубов экологического профиля на базе библиотек республики;
комплектование книжного фонда новой литературой экологической направленности;
создание выставочных проектов с экологической тематикой;
использование музейной электронной образовательной программы "Земля Заповедная" для экологического просвещения населения.
2.4.3. Участие граждан и общественных организаций в системе экологического просвещения населения
Цель: формирование экологического мировоззрения, участие в формировании экологического сознания населения и развитии экологической культуры.
Направления:
формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы;
повышение уровня экологической культуры населения;
пропаганда экологических знаний и распространение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
участие в предотвращении деятельности, угрожающей экологической безопасности, здоровью людей, сохранению биологического разнообразия;
содействие деятельности по обеспечению охраны, восстановления и рационального использования природной среды и природных ресурсов;
активизация деятельности волонтерских экологических организаций.
Средства:
участие в общественных слушаниях;
публичное обсуждение актуальных вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
организация и участие в волонтерской деятельности;
организация общественного экологического контроля, экспертизы и экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, природных объектов, а также здоровья человека;
организация общественного экологического контроля за соблюдением законодательства в области природопользования и обеспечения экологической безопасности;
участие в конкурсах и реализация грантов по экологической тематике.
2.4.4. Средства массовой информации в системе экологического просвещения населения
Цель: пропаганда экологических знаний, формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Направления:
информационное обеспечение просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для населения;
информационное обеспечение просвещения о последствиях техногенного влияния на окружающую среду;
формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы.
Средства:
создание и размещение в средствах массовой информации, учрежденных органами государственной власти Республики Коми (далее - СМИ), аналитических и информационных материалов об охране окружающей среды;
создание и размещение в СМИ аналитических и информационных материалов о последствиях техногенного влияния на окружающую среду;
размещение социальной рекламы (баннеры, ролики) в СМИ, ориентирующей на новую экологическую модель поведения населения и систему приоритетов, отдающей предпочтение экологически чистым товарам и услугам.
3. Механизм управления и координации действий по экологическому образованию и просвещению населения Республики Коми
Концепцию предполагается реализовать путем:
обеспечения координации действий органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, общественных организаций, предприятий и организаций различных форм собственности, направленных на совершенствование экологического образования и просвещения;
дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы по вопросам экологического образования и просвещения;
концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений Концепции;
систематического освещения в средствах массовой информации хода реализации Концепции.
Основным механизмом реализации положений Концепции является разработка и реализация программных документов.
Конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование определяются государственной программой Республики Коми по экологическому образованию и просвещению населения Республики Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Коми от 29 декабря 2016 г. N 570-р
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия
Текст распоряжения опубликован в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://www.law.rkomi.ru) 30 декабря 2016 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Коми от 16 октября 2019 г. N 406-р
Изменения вступают в силу с 16 октября 2019 г.