Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 29 марта 2017 г. N 151-р
(приложение)
Программа
оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2019 годов
29 мая, 7 сентября 2017 г.
I. Общие положения
Программа оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2019 годов (далее - Программа) разработана в целях формирования бюджетной политики Республики Коми, ориентированной на социально-экономическое развитие и финансовое оздоровление Республики Коми для укрепления устойчивости бюджетной системы Республики Коми.
Программа определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми в целях создания условий для результативного управления государственными финансами Республики Коми и эффективного использования бюджетных средств путем осуществления мер, направленных на социально-экономическое развитие региона в финансовой и бюджетной сферах, мобилизацию доходов, оптимизацию и приоритизацию расходов бюджетов бюджетной системы Республики Коми, сокращение бюджетного дефицита, снижение долговой нагрузки, на период до 2019 года.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 29 мая 2017 г. N 244-р в раздел II внесены изменения
II. Цели и задачи
Цель Программы - оздоровление государственных финансов Республики Коми, направленное на удержание роста расходов республиканского бюджета Республики Коми, с поэтапным сокращением дефицита и выходом на бездефицитный бюджет, при безусловной реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Республики Коми.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи Программы:
1) сохранение устойчивости бюджетной системы Республики Коми и обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов;
2) обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми, в том числе путем:
оптимизации предоставляемых льгот по региональным налогам и сборам;
повышения уровня собираемости налоговых доходов и оптимизации налоговых ставок; повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества Республики Коми;
3) удержание роста расходов республиканского бюджета Республики Коми, в том числе путем:
оптимизации расходных обязательств Республики Коми, не связанных с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
оптимизации расходов на функционирование аппаратов государственной и муниципальной службы;
оптимизации инвестиционных расходов, субсидий юридическим лицам и дебиторской задолженности;
оптимизации мер социальной поддержки;
оптимизации системы финансового взаимодействия с хозяйствующими субъектами;
планирования республиканского бюджета Республики Коми в программно-целевой структуре;
повышения функциональной эффективности расходов в сфере государственных и муниципальных закупок;
совершенствования межбюджетных отношений;
повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти Республики Коми и государственных учреждениях Республики Коми;
оптимизации прочих расходов республиканского бюджета Республики Коми;
4) оптимизация структуры государственного долга Республики Коми, обеспечение ликвидности республиканского бюджета.
Высвобождаемые средства республиканского бюджета Республики Коми по результатам проведенных мероприятий Программы (бюджетный эффект) будут направлены на сокращение дефицита республиканского бюджета Республики Коми.
III. Характеристика текущего состояния государственных финансов Республики Коми
Республикой Коми работа по мобилизации источников доходов и оптимизации расходных обязательств осуществляется постоянно.
С 2011 года мероприятия, направленные на консолидацию бюджетных средств, приобрели структурированный и комплексный характер в рамках реализации программ Правительства Республики Коми:
по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Коми на период до 2013 года (распоряжение Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 г. N 613-р);
по повышению эффективности управления государственными финансами Республики Коми на период до 2018 года (распоряжение Правительства Республики Коми от 14 августа 2014 г. N 290-р).
Кроме того, исходя из приоритетов социально-экономического развития республики на период до 2020 года сформулированы задачи по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы Республики Коми, которые реализуются в виде основных мероприятий Государственной программы Республики Коми "Управление государственными финансами и государственным долгом", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 409.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Коми разработан План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Коми в 2015 - 2017 годах (распоряжение Правительства Республики Коми от 13 февраля 2015 г. N 52-р), в рамках которого предусмотрены мероприятия, способствующие оптимизации расходов республиканского бюджета Республики Коми.
Ежегодно, на очередной финансовый год и плановый период, Правительством Республики Коми определяется региональная Долговая политика, главными ориентирами которой являются обеспечение платежеспособности Республики Коми, соответствия параметров республиканского бюджета Республики Коми ограничениям, установленным в Бюджетном кодексе Российской Федерации, устранение риска неисполнения финансовых обязательств, поддержание сбалансированности республиканского бюджета Республики Коми.
В целях оздоровления государственных финансов Республики Коми и повышения контроля за осуществлением мер, направленных на рост доходов республиканского бюджета Республики Коми, оптимизацию расходов республиканского бюджета Республики Коми, а также сокращение государственного долга Республики Коми, приказом Министерства финансов Республики Коми утвержден соответствующий план мероприятий (приказ от 12 мая 2015 г. N 71).
Реализация мероприятий, утвержденных вышеперечисленными нормативными актами, позволила в 2015 году оптимизировать расходы к первоначально принятому республиканскому бюджету Республики Коми в объеме 4,7 млрд. рублей (без учета расходов, осуществляемых за счет целевых безвозмездных поступлений), что составляет 7% от общего объема расходов.
В 2016 году оптимизация расходов к первоначально принятому республиканскому бюджету Республики Коми составила 1,9 млрд. рублей (без учета расходов, осуществляемых за счет целевых безвозмездных поступлений), что составляет 3% от общего объема расходов.
Кроме того, ответственными исполнителями государственных программ социальной сферы разработаны и согласованы курирующим заместителем Председателя Правительства Республики Коми планы мероприятий по оптимизации бюджетных расходов на 2016 - 2017 годы.
В рамках формирования проекта закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов Правительственной бюджетной комиссией принят ряд решений и рекомендаций, в том числе:
при формировании предельных объемов бюджетных ассигнований не предусматривалась индексация расходов республиканского бюджета Республики Коми;
предельные объемы бюджетных ассигнований на 2017 - 2019 годы сформированы с учетом сокращения на 3%, за исключением отдельных ГРБС;
учтено сокращение на 10% расходов на оплату труда работников отдельных учреждений Республики Коми.
В 2017 и 2018 годах ожидаемый бюджетный эффект (оптимизация расходов к соответствующему году планового периода закона о бюджете на 2016 - 2018 гг.) в соответствии с основными параметрами проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов составит соответственно 2,2 млрд. рублей и 3,3 млрд. рублей.
Однако сохраняющаяся тенденция превышения роста расходных обязательств над уровнем доходов бюджета привела к негативной ситуации - росту долговой нагрузки республиканского бюджета Республики Коми.
Сопоставление динамики изменений объемов доходной и расходной частей за последние годы свидетельствует о существенном отставании темпов роста доходов от темпа роста расходов.
Так, если за период 2012 - 2015 годов общий объем доходов бюджета увеличился всего на 3,1 млрд. рублей, то рост общего объема расходов составил 7,4 млрд. рублей, что в большей степени обусловлено необходимостью реализации принятых в 2012 году на федеральном уровне решений по реализации государственной политики в различных сферах (майские указы Президента Российской Федерации). При этом объем дополнительных расходов консолидированного бюджета Республики Коми для реализации вышеуказанных решений составил в 2015 году свыше 10 млрд. рублей. Следует отметить, что уровень средней заработной платы по экономике Республики Коми, который служит ориентиром для реализации "майских указов", искажается в большую сторону значительным влиянием высокого уровня средней заработной платы по отраслям нефтегазодобывающей промышленности и трубопроводного транспорта. Тенденция более быстрого темпа роста общего объема расходов бюджета над темпами роста его доходов в 2016 - 2017 годах сохраняется.
Следует также учитывать, что ввиду отнесения территории Республики Коми к районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям средний по республике повышающий коэффициент к заработной плате работников бюджетной сферы составляет 1,885, что значительно увеличивает затраты республиканского и местных бюджетов.
Путем введения ограничений на осуществление заимствований в целях удержания долговой нагрузки в пределах, установленных соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов, условия данных соглашений за 2015 год были выполнены. Это повлекло за собой возникновение недостатка средств для финансирования расходов, в результате чего просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2016 года составила 0,54 млрд. рублей.
Информация о параметрах республиканского бюджета Республики Коми приведена в таблице.
Таблица
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
млн. рублей |
млн. рублей |
млн. рублей |
млн. рублей |
млн. рублей |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы, всего |
52 933,4 |
48 412,2 |
54 387,0 |
56 038,4 |
60 252,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Налоговые и неналоговые доходы |
43 828,7 |
41 123,7 |
46 953,4 |
49 507,4 |
53 314,4 |
Безвозмездные поступления |
9 104,7 |
7 288,5 |
7 433,6 |
6 531,0 |
6 937,6 |
В т.ч. безвозмездные поступления от других бюджетов |
7 233,4 |
6 585,2 |
6 162,6 |
5 547,9 |
5 633,2 |
Расходы |
56 248,8 |
59 997,8 |
64 662,8 |
63 619,9 |
65 694,3 |
Дефицит |
3 315,4 |
11 585,6 |
10 275,8 |
7 581,5 |
5 442,2 |
Объем государственного долга РК на конец периода |
10 828,2 |
17 947,8 |
28 740,3 |
33 773,6 |
41 809,0 |
Отношение объема государственного долга РК к собственным доходам, % |
24,7 |
43,6 |
61,2 |
68,2 |
78,4 |
Помимо принимаемых на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению расходных обязательств субъектов Российской Федерации, имеется ряд проблем в сфере регулирования налоговых и неналоговых доходов, которые влекут за собой снижение поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации и тем самым наращивание государственного долга.
По итогам исполнения республиканского бюджета за 2016 год, в условиях обязательного выполнения социально значимых обязательств Республики Коми, показатель общей долговой нагрузки вырос по сравнению с 2015 годом на 15% и составил 78,4% (41 808 972,0 тыс. рублей), показатель долговой нагрузки по рыночным обязательствам составил 62,1% (на 23% выше уровня 2015 года), превысив предельные значения долговой нагрузки, установленные вышеупомянутыми соглашениями.
Прогнозируется, что при сохранении существующих тенденций в экономике без предоставления дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета уже к началу 2018 года объем государственного долга Республики Коми будет составлять 91%, а к началу 2019 - 96% от суммы собственных доходов. При этом расходы на обслуживание долга в 2018 превысят 6 млрд. рублей, что составит свыше 9% прогнозного общего объема расходов.
Возникла крайне сложная ситуация, которая без принятия более кардинальных мер может привести к существенному дисбалансу бюджетной системы Республики Коми.
Для стабилизации ситуации в бюджетной сфере республики необходимо в кратчайшие сроки определить возможные действия, которые позволят сдержать рост расходов и при непрерывной работе по мобилизации доходной базы нивелировать дефицит республиканского бюджета и долговую нагрузку.
Инструментом по консолидации мероприятий в целях оздоровления государственных финансов Республики Коми станет настоящая Программа.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 29 мая 2017 г. N 244-р раздел IV изложен в новой редакции
IV. Основные направления реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы являются:
1) совершенствование системы управления общественными финансами в Республике Коми;
2) повышение эффективности управления бюджетными доходами;
3) оптимизация и повышение эффективности расходов республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов;
Распоряжением Правительства Республики Коми от 7 сентября 2017 г. N 412-р пункт 4 изложен в новой редакции
4) реализация "дорожной карты" по сокращению государственного долга Республики Коми.
Данные направления будут реализовываться в рамках Плана мероприятий по консолидации бюджетных средств Республики Коми в целях оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2019 годов согласно приложению N 1 к настоящей Программе.
V. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит осуществить оздоровление государственных финансов Республики Коми, а именно:
1) укрепить устойчивость бюджетной системы Республики Коми;
2) удержать рост расходов республиканского бюджета Республики Коми при оптимизации и эффективном использовании бюджетных средств;
Распоряжением Правительства Республики Коми от 7 сентября 2017 г. N 412-р в пункт 3 внесены изменения
3) сократить дефицит республиканского бюджета Республики Коми, сформировать бездефицитный бюджет республиканского бюджета Республики Коми на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов;
4) обеспечить сокращение долговой нагрузки на бюджетную систему Республики Коми.
VI. Методика оценки реализации Программы
Оценка реализации Программы представляет собой механизм контроля за исполнением Плана мероприятий по реализации Программы.
Выполнение мероприятий планируется осуществлять органами исполнительной власти Республики Коми с участием органов местного самоуправления в Республике Коми.
Результативность и эффективность выполнения мероприятий Программы оценивается Министерством финансов Республики Коми ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, и определяется как степень достижения индикаторов (показателей) исполнения мероприятий, указанных в приложении N 1 к настоящей Программе, по формуле:
,
где:
R - значение показателя эффективности реализации Программы (доля достигнутых целевых показателей (индикаторов) к общему количеству показателей (индикаторов) за отчетный год), %;
i - количество достигнутых целевых показателей (индикаторов), ед.;
n - общее количество целевых показателей (индикаторов), ед.
Критерии оценки реализации Программы приведены в таблице.
Таблица
Критерии
оценки реализации Программы
Значение показателя эффективности реализации Программы (R) |
Оценка реализации Программы |
более 90% |
высокая |
от 70% до 90% |
средняя |
менее 70% |
низкая |
Результаты оценки реализации Программы ежегодно, до 10 апреля года, следующего за отчетным, представляются Министерством финансов Республики Коми в Правительство Республики Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.