Распоряжение Правительства Республики Коми
от 27 июля 2017 г. N 354-р
14 декабря 2017 г.
Во исполнение Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Республики Коми "О стратегическом планировании в Республике Коми":
1. Одобрить Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2018 год и на период до 2020 года согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам разработки и реализации государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Коми, а также прогнозирования экономического и социального развития Республики Коми.
Первый заместитель Председателя |
Л. Максимова |
Приложение изменено. - Распоряжение Правительства Республики Коми от 14 декабря 2017 г. N 565-р
Одобрен
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 27 июля 2017 г. N 354-р
(приложение)
Прогноз
социально-экономического развития Республики Коми на 2018 год и на период до 2020 года
14 декабря 2017 г.
Показатели* |
2015 г. факт |
2016 г. факт |
2017 г. оценка |
прогноз |
||||||||
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
||||||||||
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
||||
Индекс потребительских цен, в % декабрь к декабрю предыдущего года |
113,2 |
104,8 |
104,2 |
104,6 |
104,2 |
104,0 |
104,5 |
104,1 |
104,0 |
104,4 |
104,0 |
104,0 |
Валовой региональный продукт, млрд. руб. |
523,2 |
532,6 |
524,6 |
532,0 |
547,8 |
553,3 |
543,4 |
569,4 |
579,2 |
557,0 |
590,9 |
606,4 |
в % к предыдущему году |
98,3 |
98,5 |
92,9 |
98,9 |
100,8 |
101,8 |
98,2 |
99,8 |
100,6 |
98,3 |
99,2 |
100,2 |
Промышленное производство, в % к предыдущему году |
101,8 |
95,2 |
95,3 |
102,8 |
104,0 |
105,3 |
100,9 |
101,5 |
102,3 |
99,9 |
100,4 |
100,9 |
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. |
11,1 |
11,4 |
11,4 |
12,0 |
12,0 |
12,1 |
12,5 |
12,6 |
12,9 |
13,0 |
13,2 |
13,6 |
в % к предыдущему году |
102,2 |
102,9 |
96,3 |
100,2 |
101,1 |
101,9 |
100,3 |
101,0 |
102,8 |
100,3 |
101,0 |
101,2 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
169,9 |
200,4 |
165,1 |
158,8 |
174,7 |
184,3 |
124,3 |
143,8 |
165,5 |
123,4 |
150,0 |
176,1 |
в % к предыдущему году |
74,6 |
112,8 |
78,9 |
91,1 |
101,2 |
106,3 |
75,3 |
78,9 |
85,8 |
94,7 |
100,1 |
101,7 |
Оборот розничной торговли, млрд. руб. |
150,5 |
146,0 |
150,2 |
148,4 |
156,3 |
157,5 |
151,0 |
162,9 |
166,6 |
156,6 |
170,1 |
177,8 |
в % к предыдущему году |
80,9 |
90,6 |
98,5 |
95,3 |
100,4 |
101,3 |
97,9 |
100,4 |
101,8 |
99,7 |
100,5 |
102,6 |
Оборот общественного питания, млрд. руб. |
8,0 |
7,9 |
8,2 |
6,9 |
8,6 |
8,6 |
6,9 |
9,1 |
9,1 |
7,0 |
9,6 |
9,6 |
в % к предыдущему году |
90,1 |
93,9 |
99,6 |
80,4 |
100,4 |
100,6 |
95,7 |
100,4 |
100,6 |
96,7 |
100,5 |
100,7 |
Объем платных услуг населению, млрд. руб. |
45,9 |
47,2 |
47,3 |
48,1 |
48,5 |
49,0 |
49,5 |
50,2 |
51,4 |
51,8 |
52,7 |
54,5 |
в % к предыдущему году |
92,901,0 |
97,6 |
96,0 |
97,0 |
98,0 |
99,0 |
98,5 |
99,0 |
100,5 |
100,0 |
100,5 |
101,5 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), % |
1,6 |
1,7 |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
1,8 |
2,0 |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
Фонд начисленной заработной платы, млрд. руб. |
172,5 |
174,2 |
175,4 |
176,0 |
178,0 |
180,2 |
176,9 |
180,9 |
184,8 |
178,4 |
183,8 |
189,6 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. в % к предыдущему году |
41,4 |
43,7 |
45,3 |
46,7 |
47,2 |
47,8 |
48,1 |
49,1 |
50,2 |
49,7 |
51,1 |
52,7 |
102,8 |
105,6 |
103,6 |
103,2 |
104,3 |
105,6 |
103,0 |
104,0 |
105,0 |
103,3 |
104,0 |
105,3 |
|
Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
90,8 |
90,3 |
90,5 |
92,0 |
94,0 |
97,0 |
94,0 |
97,0 |
99,0 |
99,0 |
100,0 |
101,3 |
*Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Республики Коми на 2018 год и на период до 2020 года
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2018 год и на период до 2020 года (далее - прогноз) представлен в трех вариантах - консервативный, базовый, целевой.
Консервативный вариант отличается стрессовыми внешними условиями, различия между базовым и целевым сценариями связаны с динамикой факторов экономического роста, зависящих в том числе от успешности мер структурной экономической политики, которые планируются к реализации в текущем и последующем годах.
Базовый вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде замедлятся темпы роста валового регионального продукта, объемы промышленного производства, инвестиции в основной капитал, что является следствием текущих экономических и социальных процессов, в том числе с учетом геополитической обстановки в мире.
Целевой вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде будет складываться более благоприятное влияние внешних и внутренних факторов, стабилизируются экономическая конъюнктура и экономическое положение предприятий Республики Коми, активизируется их инвестиционная и инновационная деятельность.
В течение 2016 года в Республике Коми складывалась неоднозначная социально-экономическая ситуация, характеризуемая как ростом, так и падением показателей в наиболее важных сферах жизнедеятельности.
Положительная динамика важнейших показателей социально-экономического развития:
увеличение объемов добычи нефти и газа;
увеличение объемов производства лесоматериалов, древесноволокнистых плит, фанеры, бумаги, картона, продукции химического производства, одежды;
рост производства мяса и субпродуктов пищевых убойных животных и домашней птицы, цельномолочной продукции, пива;
рост объемов сельскохозяйственного производства;
рост объема инвестиций в основной капитал;
рост объема работ по виду деятельности "строительство";
увеличение объемов ввода в действие жилых домов;
относительно невысокий рост индекса потребительских цен;
увеличение перевозок грузов автомобильным транспортом;
снижение удельного веса убыточных предприятий;
увеличение поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми;
увеличение реальной заработной платы;
уменьшение просроченной задолженности по заработной плате;
снижение количества зарегистрированных преступлений.
В числе негативных итогов 2016 года:
снижение объемов промышленного производства в целом;
сокращение добычи каменного угля, добычи металлических руд;
снижение объемов производства древесностружечных плит, нетканых материалов, линолеума, бензина автомобильного, топочного мазута и дизельного топлива, конструкций и деталей сборных железобетонных, мебели, электроэнергии, производства электрического оборудования, электронных и оптических изделий, производства резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции;
снижение объемов лесозаготовительного производства;
уменьшение объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий,
снижение оборота розничной торговли, объема платных услуг населению;
снижение сальдированного финансового результата деятельности предприятий;
увеличение уровня безработицы;
увеличение размера государственного долга.
Наряду с этим сохранились, а в ряде случаев обострились проблемы долговременного характера, главные из них - недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, медленные темпы модернизации производства, низкий уровень инновационной активности организаций, отсутствие достаточных рынков сбыта производимой продукции.
В целях обеспечения экономического развития в Республике Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики". Мероприятия данной программы направлены в том числе на повышение инвестиционной активности на территории Республики Коми, развитие конкурентной среды, обеспечение роста доходов населения, развитие и реализацию научного и инновационного потенциала Республики Коми, развитие малого и среднего предпринимательства.
В 2017 году, по оценке, объем валового регионального продукта составит 92,9% к уровню 2016 года. Основное влияние на снижение показателя окажет сокращение объемов строительства, обусловленное, в свою очередь, снижением доходности инвестиций в строительстве и снижением ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов по отношению к уровню 2016 года. Кроме того, наблюдается спад общего объема заказов на заключение договоров строительного подряда.
В 2018 - 2020 годах объем валового регионального продукта сократится в среднем за год в консервативном варианте на 1,5%, в базовом варианте - на 0,1%. Снижение объема валового регионального продукта обусловлено сокращением объемов производства в строительстве, транспорте и связи, торговле. Рост в среднем за год на 0,9% ожидается в целевом варианте прогноза в основном за счет увеличения объемов добычи полезных ископаемых и обрабатывающего производства.
В целях развития промышленности на территории Республики Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие промышленности", мероприятия которой направлены на развитие и повышение эффективности реализации инфраструктурного, технологического и кадрового потенциалов промышленных комплексов и предприятий региона.
В 2017 году, по оценке, объем промышленного производства составит 95,3% к уровню 2016 года. Падение будет наблюдаться в добыче полезных ископаемых - на 7,5%; обрабатывающем производстве - на 1,8%; водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - на 0,2%.
Снижение объемов производства в добыче полезных ископаемых связано с консервацией угледобывающей шахты "Северная" и остановкой с мая 2017 года добычи угля АО "Интауголь", а также сокращением добычи нефти в целом по России в рамках соглашения с нефтедобывающими странами ОПЕК; в обрабатывающем производстве - из-за снижения объемов производства нефтепродуктов ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка".
Сокращение объемов производства по виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" обусловлено уменьшением потребления населением воды и, соответственно, сброса стоков в связи с установкой приборов учета воды.
При этом прогнозируется рост в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха - на 1,5% за счет увеличения производства тепловой энергии.
В 2018 году по всем вариантам прогноза ожидается положительная динамика промышленного роста (в среднем за год 104,0%) за счет наращивания объемов производства в добыче нефти в связи с ожидаемым прекращением действия соглашения с нефтедобывающими странами ОПЕК. Рост добычи угля возможен при условии стабилизации деятельности АО "Интауголь" (в случае получения финансовой поддержки за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации).
В 2019 - 2020 годах промышленное производство продемонстрирует умеренные темпы роста (от 100,4% в консервативном варианте до 101,6% в целевом). Рост промышленного производства в целевом варианте прогноза предполагается за счет наращивания объемов производства во всех отраслях промышленности, ввода новых производственных мощностей, реализации инвестиционных проектов.
В целях развития сельского хозяйства на территории республики реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми". Мероприятия программы направлены на повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в Республике Коми; повышение устойчивости функционирования организаций агропромышленного комплекса; развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса Республики Коми и улучшение условий жизни на селе.
В 2017 году, по оценке, объем производства продукции сельского хозяйства составит 96,3% к уровню 2016 года, в том числе в животноводстве - 101,9%, растениеводстве - 81,0%.
Прогнозируемое снижение объемов производства продукции растениеводства обусловлено сокращением посевной площади под урожай 2017 года в хозяйствах всех категорий по сравнению с уровнем 2016 года на 0,7% и площади под картофель - на 21%. Кроме того, неблагоприятные погодные условия, сложившиеся в мае - июне 2017 года (низкая температура воздуха и переувлажнение), способствовали снижению урожайности картофеля и овощей открытого грунта.
В 2018 - 2020 годах развитие сельского хозяйства в Республике Коми будет определяться высокой зависимостью от природных факторов, сезонностью производства, несопоставимым уровнем механизации и производительности труда в сравнении с промышленным производством. В связи с этим темп роста объемов сельскохозяйственного производства составит в среднем за год 100,3-102,0%.
В 2017 году ожидается замедление темпов роста индекса потребительских цен с 104,8% до 104,2% по сравнению с уровнем 2016 года, что обусловлено снижением темпов роста цен на продовольственные товары с 104,4% до 103,8% и непродовольственные товары с 106,4% до 103,9%. При этом увеличится темп роста цен на услуги с 103,4% в 2016 году до 105,4% в 2017 году.
За текущий период по итогам третьего квартала 2017 года на рынке продовольственных товаров наблюдается замедление темпов роста инфляции по продовольственным товарам. В то же время на отдельные группы продовольственных товаров в четвертом квартале 2017 года ожидается повышение цен в связи с низкой урожайностью отдельных зерновых, овощных, плодовых культур на фоне неблагоприятных погодных условий в 2017 году в большинстве регионов России, в том числе в Республике Коми.
На замедление темпа роста цен на непродовольственные товары окажет влияние в том числе снижение ключевой ставки Центробанка России, что повлечет уменьшение стоимости кредитных ресурсов для торговых организаций.
На увеличение роста цен на услуги в 2017 году существенное влияние окажет рост цен в системе образования, в том числе увеличение стоимости услуг высшего образования. Среди остальных наблюдаемых услуг ожидается увеличение темпов роста цен на бытовые услуги, жилищно-коммунальные услуги и санаторно-оздоровительные услуги.
Снижению инфляции в среднесрочном периоде будут способствовать относительная стабилизация номинального курса рубля, контроль Банка России за инфляцией мерами кредитно-денежной политики при сохранении ограничений роста коммунальных тарифов в пределах прогнозируемых значений.
Ситуация на потребительском рынке в Республике Коми в 2017 году характеризуется снижением оборота розничной торговли (98,5%), общественного питания (99,6%) и объемов платных услуг (96,0%) по сравнению с уровнем предыдущего года. Сдерживающими факторами послужат: снижение денежных доходов населения республики и, соответственно, снижение покупательского спроса населения в условиях сохраняющейся сложной экономической ситуации в стране целом и в регионе в частности; сокращение численности населения региона.
В среднесрочный период на потребительском рынке Республики Коми ожидается:
- умеренное восстановление оборота розничной торговли в базовом и целевом вариантах прогноза при условии восстановления потребительского спроса населения, снижения темпов инфляции, снижения стоимости кредитных денежных ресурсов для населения, замедления и прекращения миграционного оттока населения; в консервативном варианте - снижение в случае уменьшения объемов реальных доходов населения.
Снижение среднегодового темпа роста объемов оборота розничной торговли до 97,6% возможно в консервативном варианте в случае снижения реальных доходов населения;
- сохранение тенденции расширения деятельности сетевых торговых структур в регионе, оказывая положительное влияние на потребительский рынок региона, в том числе в части увеличения оборота розничной торговли;
- умеренное восстановление оборота общественного питания;
- рост объемов платных услуг населению не ожидается. Возможное выравнивание рынка платных услуг начнется после 2020 года.
В сфере инвестиционной деятельности в 2017 году, по оценке, ожидается снижение объема инвестиций в основной капитал до 165 млрд. рублей (78,9% к уровню 2016 года). Снижение инвестиционной активности в основном обусловлено уменьшением объемов инвестиций в рамках строительства системы магистральных газопроводов "Бованенково - Ухта - Торжок" в связи с окончанием запланированных работ на территории республики компанией ПАО "Газпром" на определенных участках и началом реализации крупных мега проектов федерального и международного уровня в других регионах.
При этом прогнозируется рост объема инвестиций в добыче полезных ископаемых (на 19,7%), обрабатывающих производствах (на 59,2%), в том числе в производстве бумаги и бумажных изделий (на 50,3%), производстве кокса, нефтепродуктов (в 3 раза).
В среднесрочный период ситуация в инвестиционной сфере будет складываться неоднозначно. В консервативном варианте прогноза, в случае сохранения кризисных тенденций в отраслях экономики, прогнозируется снижение инвестиционной активности (в среднем за год на 13%), реализация крупных проектов не планируется.
В 2018 и 2020 годах в базовом варианте темп роста инвестиций в основной капитал составит в среднем за год 100,7% за счет капитальных вложений в агропромышленный комплекс, нефтедобывающую отрасль и обрабатывающую промышленность (рост инвестиций в бумажное производство и производство кокса и нефтепродуктов).
В целевом варианте прогноза ожидается стабилизация инвестиционной активности за счет реализации крупномасштабных проектов (темп роста в среднем за год составит 104,0%): строительство тепличного комплекса "Княжпогостский", строительство роботизированного молочно-товарного комплекса на 2200 дойных голов КРС в пгт. Жешарт Усть-Вымского района Республики Коми; строительство объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры ООО "Лузалес" по глубокой переработке древесины; модернизация тепловой электростанции и водоочистных сооружений АО "Монди Сыктывкарский ЛПК"; строительство завода по переработке твердых бытовых отходов методом плазменной газификации ООО "Авангардтрансстрой" и другие.
В 2019 году по базовому и целевому сценарию ожидается сокращение объемов инвестиций в среднем по двум вариантам на 17,7% за счет резкого снижения инвестиционной активности организаций по основным видам деятельности: "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство", "Производство кокса, нефтепродуктов" (отсутствие крупных инвестиционных проектов в данных сферах деятельности), "Добыча сырой нефти и природного газа" (сокращение объема инвестиций в эксплуатационное бурение и обустройство нефтедобывающих месторождений (Среднемакарихинского, Ярегского, Кыртаельского, Усинского, Восточно-Ламбейшорского)).
Государственное регулирование рынка труда осуществляется в рамках реализации Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения" и положений, предусмотренных Концепцией развития рынка труда в Республике Коми на период до 2020 года.
Основными проблемами регионального рынка труда были и остаются качественные диспропорции и неудовлетворенный спрос работодателей на рабочую силу, а также дифференциация локальных рынков труда по условиям обеспечения занятостью.
В условиях сохранения влияния вышеперечисленных негативных факторов в 2017 году, по оценке, численность экономически активного населения составит 455,9 тыс. человек, или 97,9% к уровню 2016 года. Среднегодовая численность занятых в экономике снизится на 1,2% и составит 413,8 тыс. человек. Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, увеличится на 14,8% к уровню 2016 года и будет составлять 9,3 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы прогнозируется на уровне 2,0%.
В 2017 году ожидается замедление роста номинальной начисленной заработной платы - увеличение на 3,6% к уровню 2016 года.
Низкая динамика роста заработной платы окажет влияние на снижение реальных доходов населения - 90,5% к уровню 2016 года. На уровень реальных доходов продолжит оказывать влияние активность населения на рынке кредитования.
В 2018 - 2020 годах на рынке труда и занятости на фоне сокращения численности населения Республики Коми и изменения его возрастной структуры сохранится тенденция сокращения численности занятых в экономике, в том числе экономически активного населения. Уровень зарегистрированной безработицы составит 1,7-1,9%.
Среднемесячная заработная плата в республике к 2020 году возрастет на 9,8-16,8% к уровню 2017 года и составит по итогам 2020 года 49,7-52,7 тыс. рублей.
К 2020 году возобновится рост реальных располагаемых доходов населения, этому будет способствовать положительная динамика заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности в условиях постепенного восстановления экономики; планируется повышение уровня материального обеспечения пенсионеров в течение всего прогнозного периода.
Результатом действий органов исполнительной власти Республики Коми, в конечном итоге, станет уменьшение существенного расслоения общества по уровню доходов, увеличение уровня доходов населения, особенно наименее социально защищенных и малоимущих категорий, что приведет к сокращению удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума с 21,0% в 2017 году до 20,5-19,5% в 2020 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Коми от 27 июля 2017 г. N 354-р
Текст распоряжения опубликован на официальном Интернет-портале Республики Коми (http://www.rkomi.ru) 27 июля 2017 г.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 24 августа 2018 г. N 362-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Коми от 14 декабря 2017 г. N 565-р