Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением администрации
муниципального района "Прилузский"
от 25 июля 2017 года N 787
(приложение)
Программа
оздоровления муниципальных финансов (оптимизации расходов) муниципального образования муниципального района "Прилузский" на период 2017-2019 годов
14 августа 2017 г.
I. Общие положения
Программа оздоровления муниципальных финансов (оптимизации расходов) муниципального образования муниципального района "Прилузский" на период 2017 - 2019 годов (далее - Программа) разработана в целях формирования бюджетной политики муниципального образования муниципального района "Прилузский", ориентированной на социально-экономическое развитие и финансовое оздоровление муниципального образования муниципального района "Прилузский" для укрепления устойчивости бюджетной системы муниципального образования муниципального района "Прилузский"
Программа определяет основные направления деятельности муниципального образования муниципального района "Прилузский" в целях создания условий для результативного управления муниципальными финансами муниципального образования муниципального района "Прилузский" и эффективного использования бюджетных средств путем осуществления мер, направленных на социально-экономическое развитие района в финансовой и бюджетной сферах, мобилизацию доходов, оптимизацию и приоритизацию расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский", сокращение бюджетного дефицита, снижение долговой нагрузки, на период до 2019 года.
II. Цели и задачи
Цель Программы - оздоровление муниципальных финансов муниципального образования муниципального района "Прилузский", направленное на удержание роста расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский", с поэтапным сокращением дефицита, при безусловной реализации приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Прилузский".
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи Программы:
1) сохранение устойчивости бюджетной системы муниципального образования муниципального района "Прилузский" и обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский";
2) обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский", в том числе путем:
повышения уровня собираемости налоговых доходов;
повышения эффективности использования муниципального имущества муниципального образования муниципального района "Прилузский";
3) удержание роста расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский", в том числе путем:
оптимизации расходов на функционирование структурных (отраслевых) подразделений администрации муниципального района "Прилузский";
оптимизации инвестиционных расходов, субсидий юридическим лицам и дебиторской задолженности;
оптимизации мер социальной поддержки;
планирования бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский" в программно-целевой структуре;
повышения функциональной эффективности расходов в сфере муниципальных закупок;
совершенствования межбюджетных отношений;
оптимизации прочих расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский";
4) оптимизация структуры муниципального долга муниципального образования муниципального района "Прилузский".
Высвобождаемые средства бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский" по результатам проведенных мероприятий Программы (бюджетный эффект) будут направлены на сокращение дефицита бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский".
III. Характеристика текущего состояния муниципальных финансов муниципального образования муниципального района "Прилузский"
Муниципальным образованием муниципального района "Прилузский" работа по мобилизации источников доходов и оптимизации расходных обязательств осуществляется постоянно.
С 2012 года мероприятия, направленные на повышение эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования муниципального района "Прилузский" приобрели структурированный и комплексный характер в рамках реализации программ муниципального образования муниципального района "Прилузский":
по повышению эффективности бюджетных расходов и увеличения налоговых и неналоговых поступлений в бюджет муниципального района "Прилузский" на период до 2013 года (постановление администрации муниципального района "Прилузский" от 26.04.2012 N 583);
по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района "Прилузский" на 2014 - 2015 годы (постановление администрации муниципального района "Прилузский" от 11.04.2014 N 613а).
Кроме того, исходя из приоритетов социально-экономического развития муниципального района "Прилузский" на период до 2019 года сформулированы задачи по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы муниципального района "Прилузский", которые реализуются в виде основных мероприятий муниципальной программы "Развитие системы муниципального управления муниципального образования муниципального района "Прилузский", подпрограммой "Повышение эффективности управления муниципальными финансами", утвержденной постановлением администрации муниципального района "Прилузский" от 30.12.2013 N 2435.
В рамках формирования проекта решения совета муниципального района "Прилузский" "О бюджете муниципального образования муниципального района "Прилузский" на 2017 год плановый период 2018 и 2019 годов" бюджетной комиссией принят ряд решений и рекомендаций, в том числе:
при формировании предельных объемов бюджетных ассигнований не предусматривалась индексация расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский";
предельные объемы бюджетных ассигнований на 2017 - 2019 годы сформированы с учетом сокращения на 3%, за исключением отдельных ГРБС.
Сохраняется тенденция превышения роста расходных обязательств над уровнем доходов бюджета, что приводит к необходимости кредитования и соответственно росту долговой нагрузки бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский".
Сопоставление динамики изменений объемов доходной и расходной частей за последние годы свидетельствует о существенном отставании темпов роста доходов от темпа роста расходов.
Так, если за период 2012 - 2015 годов общий объем доходов бюджета увеличился всего на 392412,9 тыс. рублей, то рост общего объема расходов составил 569378,8 тыс. рублей, что в большей степени обусловлено необходимостью реализации принятых в 2012 году на федеральном уровне решений по реализации государственной политики в различных сферах (майские указы Президента Российской Федерации) и просроченная кредиторская задолженность.
Ограничение возможностей бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский" по привлечению бюджетных кредитов, и отсутствие дополнительных доходов для покрытия дефицита бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский" повлекло за собой возникновение недостатка средств для финансирования расходов, в результате чего просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2016 года составила 18 559,86 тыс. рублей.
Сопоставление динамики изменений объемов доходной части бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский" в части налоговых и неналоговых доходов за последние годы свидетельствует о тенденции колебаний роста и снижения к показателям предыдущих годов:
- в 2013 году рост по отношению к 2012 году на 31,9%;
- в 2014 году рост по отношению к 2013 году на 16,3%;
- снижение в 2015 году на 56,6% по отношению поступлениям 2014 года. В составе фарторов# - несогласование замены дотации дополнительным нормативом от налога на доходы физических лиц;
- в 2016 году рост по отношению к 2015 году на 47,4%.
Информация о параметрах бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский" приведена в таблице.
Таблица
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
тыс. рублей |
тыс. рублей |
тыс. рублей |
тыс. рублей |
тыс. рублей |
|
Доходы, всего |
855 728,80 |
839 531,60 |
1 037 760,50 |
1 248 141,70 |
880 938,70 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Налоговые и неналоговые доходы |
171 829,40 |
226 662,30 |
263 603,60 |
114 345,20 |
168 527,80 |
Безвозмездные поступления |
683 899,40 |
612 869,30 |
774 157,0 |
1 133 796,50 |
712 410,90 |
в т.ч. безвозмездные поступления от других бюджетов |
500 746,70 |
612 181,40 |
779 772,80 |
1 136 048,0 |
706 824,30 |
Расходы |
702 681,60 |
986 603,90 |
1 064 995,40 |
1 272 060,40 |
870 169,60 |
Дефицит |
+153 047,20 |
-147 072,20 |
-27 234,90 |
-23 918,70 |
+10 769,10 |
Объем муниципального долга муниципального образования муниципального района "Прилузский" на конец периода |
19 250,0 |
6 520,0 |
25 612,0 |
49 141,95 |
55 090,0 |
Отношение объема муниципального долга муниципального образования муниципального района "Прилузский" к собственным доходам, % |
11,20 |
2,8 |
9,7 |
43,0 |
32,7 |
Помимо принимаемых на федеральном и региональном уровне решений, приводящих к увеличению расходных обязательств органов местного самоуправления, имеется ряд проблем в сфере регулирования налоговых и неналоговых доходов, которые влекут за собой снижение поступлений в местные бюджеты и тем самым наращивание муниципального долга.
По итогам исполнения бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский" за 2016 год, в условиях обязательного выполнения социально значимых обязательств муниципального образования муниципального района "Прилузский", показатель долговой нагрузки вырос по сравнению с 2015 годом на 12,1% и составил 32,7% (55 090,0 тыс. рублей).
При этом расходы на обслуживание муниципального долга в период 207-2019 годов возрастают на 17,9%.
Возникла крайне сложная ситуация, которая без принятия более кардинальных мер может привести к существенному дисбалансу бюджетной системы муниципального образования муниципального района "Прилузский".
Для стабилизации ситуации в бюджетной сфере муниципального образования муниципального района "Прилузский" необходимо определить возможные действия, которые позволят сдержать рост расходов и при непрерывной работе по мобилизации доходной базы не наращивать долговую нагрузку.
IV. Основные направления реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы являются:
1) повышение эффективности управления бюджетными доходами;
2) оптимизация и повышение эффективности расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский";
3) сокращение муниципального долга муниципального образования муниципального района "Прилузский".
Данные направления будут реализовываться в рамках Плана мероприятий по оптимизации бюджетных средств муниципального образования муниципального района "Прилузский" в целях оздоровления муниципальных финансов (оптимизации расходов) муниципального образования муниципального района "Прилузский" на период 2017 - 2019 годов согласно приложению 1 к настоящей Программе.
V. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит осуществить оздоровление муниципальных финансов муниципального образования муниципального района "Прилузский", а именно:
1) укрепить устойчивость бюджетной системы муниципального образования муниципального района "Прилузский";
2) удержать рост расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский" при оптимизации и эффективном использовании бюджетных средств;
3) сократить дефицит бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский";
4) обеспечить сокращение долговой нагрузки на бюджетную систему муниципального образования муниципального района "Прилузский".
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VII. Методика оценки реализации Программы
Оценка реализации Программы представляет собой механизм контроля за исполнением Плана мероприятий по реализации Программы.
Выполнение мероприятий планируется осуществлять органами местного самоуправления муниципального района "Прилузский" (далее - ответственные исполнители) в пределах бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский" на соответствующий год. Ответственные исполнители ежеквартально, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в управление финансов администрации муниципального района "Прилузский" информацию о реализации мероприятий Программы.
Результативность и эффективность выполнения мероприятий Программы оценивается управлением финансов администрации муниципального района "Прилузский" ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, и определяется как степень достижения индикаторов (показателей) исполнения мероприятий, указанных в приложении 1 к настоящей Программе, по формуле:
,
где:
R - значение показателя эффективности реализации Программы (доля достигнутых целевых показателей (индикаторов) к общему количеству показателей (индикаторов) за отчетный год), %;
i - количество достигнутых целевых показателей (индикаторов), ед.;
n - общее количество целевых показателей (индикаторов), ед.
Критерии оценки реализации Программы приведены в таблице.
Таблица
Критерии оценки реализации Программы
Значение показателя эффективности реализации Программы (R) |
Оценка реализации Программы |
более 90% |
высокая |
от 70% до 90% |
средняя |
менее 70% |
низкая |
Результаты оценки реализации Программы ежегодно, до 10 апреля года, следующего за отчетным, представляются управлением финансов администрации муниципального района "Прилузский" в администрацию муниципального района "Прилузский".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.