Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Коми
от 14 сентября 2017 г. N 488
(приложение)
Региональная программа
Республики Коми "Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в Республике Коми (2017 - 2020 годы)"
Паспорт
региональной программы Республики Коми "Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в Республике Коми (2017 - 2020 годы)"
Наименование Программы |
региональная программа Республики Коми "Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в Республике Коми (2017 - 2020 годы)" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Министерство) |
Соисполнители Программы |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми |
Участники Программы |
- |
Цель Программы |
Создание условий для повышения уровня трудоустройства инвалидов молодого возраста*, их адаптации к рынку труда с учетом потребностей и рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида) |
Задачи Программы |
1) организация сопровождаемого содействия занятости инвалидов молодого возраста с учетом рекомендуемых в ИПРА показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности; 2) осуществление информационного обеспечения в сфере сопровождаемого содействия занятости инвалидов молодого возраста; 3) содействие профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию инвалидов молодого возраста, являющихся безработными; 4) стимулирование работодателей к созданию оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов I и II групп, в том числе инвалидов молодого возраста, инвалидов с учетом видов заболеваний и степеней ограничений жизнедеятельности, с созданием инфраструктуры доступности рабочих мест, организацией наставничества для инвалидов I и II групп |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
1) доля работающих в отчетном периоде инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста; 2) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования; 3) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования; 4) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования; 5) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования; 6) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования; 7) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования; 8) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после прохождения профессионального обучения; 9) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после прохождения профессионального обучения; 10) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после прохождения профессионального обучения; 11) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки); 12) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) |
Сроки реализации Программы |
2017 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2017 - 2020 годах 15300,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 15300,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1) обеспечение индивидуального сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве ежегодно не менее 900 человек, к 2020 году - не менее 3600 человек; 2) увеличение количества оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов I и II групп, в том числе инвалидов молодого возраста, инвалидов с учетом видов заболеваний и степеней ограничений жизнедеятельности, ежегодно не менее 50 оборудованных (оснащенных) рабочих мест, к концу 2020 года - не менее 200 рабочих мест; 3) повышение конкурентоспособности на рынке труда инвалидов молодого возраста за счет профессионального обучения по востребованным профессиям ежегодно не менее 65 человек, к концу 2020 года - не менее 260 человек; 4) повышение информированности инвалидов молодого возраста о государственных гарантиях по содействию занятости инвалидов ежегодно не менее 900 человек, к концу 2020 года - не менее 3600 человек |
I. Общая характеристика сферы реализации Программы в Республике Коми
Республика Коми является регионом с преобладанием в структуре экономики добычных и обрабатывающих производств, и в целом подвержена влиянию общеэкономических и финансовых кризисных ситуаций.
В 2016 году относительно предыдущего года экономическая ситуация в Республике Коми характеризовалась увеличением производства продукции сельского хозяйства, объемов строительных работ и ввода в действие жилья, перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом. В то же время снизились объем промышленного производства, оборот розничной торговли и объем платных услуг населению.
В отличие от ситуации в целом по стране в Республике Коми наблюдался рост объема строительных работ и ввода в действие жилья. Объем промышленного производства в Республике Коми сократился, в то время как по стране наблюдалась положительная динамика. Рост производства продукции сельского хозяйства, грузооборота автомобильного транспорта, снижение оборота розничной торговли и объема платных услуг населению отмечен как в России, так и в Республике Коми. Прирост среднемесячной начисленной заработной платы в реальном выражении составил менее 1% и в Республике Коми, и в стране в целом. Уровень инфляции на потребительском рынке в Республике Коми сложился ниже, чем в России, индекс цен производителей промышленных товаров - выше.
От общей экономической ситуации зависит, прежде всего, развитие рынка труда, поэтому закономерно, что в 2015 - 2016 годах происходило нарастание напряженности на рынке труда. Структура рабочей силы изменилась в сторону снижения доли занятого населения. В 2016 году численность занятого населения снизилась на 4% и составила 425,5 тысячи человек. Уровень занятости составил 64,6% против 66,2% в 2015 году.
В 2016 году общая численность безработных граждан (лиц, занимающихся поиском работы и готовых приступить к ней в течение обследуемой недели) составила 40,4 тысячи человек, что на 22% больше, чем в предыдущем году. Уровень безработицы увеличился до 8,7%, минимальное значение показателя отмечалось в 2014 году (6,0%). В течение всего рассматриваемого периода в Республике Коми уровень общей безработицы был выше, чем в среднем по стране (5,5%) и СЗФО (4,6%).
Общая численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ, существенно превышает численность безработных граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости населения (далее - органы службы занятости). Это обусловлено разницей в методологии, а также тем, что значительная часть безработных граждан предпочитает вести поиск работы самостоятельно, не вставая на учет в органы службы занятости. Численность официально зарегистрированных безработных граждан в 2016 году относительно предыдущего года выросла на 5% и составила 8,1 тысячи человек. Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2016 года соответствовал 1,7%, против 1,6% годом ранее. Минимальное значение показателя в анализируемом периоде отмечалось по итогам 2014 года - 1,3%. Несмотря на ухудшение ситуации, показатели были лучше, чем пятью годами ранее, когда численность зарегистрированных безработных граждан составляла 10,7 тысячи человек, а уровень безработицы - 2,2%.
В 2015 - 2016 годах осложнило ситуацию на рынке труда сокращение спроса на рабочую силу. В 2012 - 2014 годах заявленная на конец года потребность организаций в работниках (от 10 до 12 тысяч человек) превышала численность незанятых граждан, обратившихся в органы службы занятости в поисках работы. В 2015 году ситуация изменилась: число заявленных вакансий сократилось, а нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию увеличилась относительно предыдущего года более чем на 70% и составила 1,2 человека. По итогам 2016 года, несмотря на рост числа заявленных вакансий, показатель нагрузки не изменился.
Правительством Российской Федерации пристальное внимание уделяется вопросам улучшения положения людей с инвалидностью: доступное образование, в том числе профессиональное, содействие им в трудоустройстве, совершенствование форм социальной поддержки, повышение качества технических средств реабилитации, изменение системы медико-социальной экспертизы, формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью, устранение физических барьеров.
Неизбежно сталкивается с проблемой трудоустройства и занятости большое количество инвалидов как в стране, так и в Республике Коми. Проблема трудоустройства инвалидов является крайне актуальной ввиду того, что очень часто под разными предлогами инвалидов ограничивают в правах. В некоторых организациях возможно трудоустройство инвалидов только после оборудования специальных рабочих мест.
Процесс трудоустройства инвалидов является наиболее сложным и требует комплексного подхода. Даже при наличии вакансий и квотирования рабочих мест трудоустройство инвалидов затруднено, так как предоставляемые рабочие места не учитывают индивидуальные особенности ограничений жизнедеятельности.
Если для основной части инвалидов, преимущественно 3 группы, нет необходимости в создании дополнительных преференций при трудоустройстве, и они с успехом конкурируют на инклюзивном рынке труда, то для других категорий инвалидов, имеющих ограничения жизнедеятельности, необходима реализация специальных мер поддержки для выхода на инклюзивный рынок труда.
По данным государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, на 1 января 2017 года численность людей с инвалидностью в Республике Коми составляет 67,9 тысячи человек (8,3% от общей численности населения Республики Коми), из них 3,2 тысячи - дети-инвалиды. Общее количество инвалидов трудоспособного возраста в Республике Коми составляет 23,6 тысячи человек, из них 5,6 тысячи человек трудоустроены.
Трудоустройство инвалидов - одна из основных задач органов службы занятости. Услуги по содействию инвалидам в поиске подходящей работы органами службы занятости оказываются в рамках действующего законодательства в соответствии с рекомендациями в ИПРА инвалида по профессиональной реабилитации или абилитации, разработанными специалистами медико-социальной экспертизы. Вместе с тем некоторые инвалиды трудоспособного возраста не способны в связи с ограничениями жизнедеятельности самостоятельно решать задачи по трудоустройству, профессиональному обучению, закреплению на рабочих местах. Эта категория граждан нуждается в индивидуальной помощи.
Ежегодно при содействии органов службы занятости находят работу порядка 43% от числа инвалидов, обратившихся в целях поиска работы. Создание условий для реализации инвалидами права на труд осуществляется органами службы занятости, в том числе путем организации мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Коми.
Для организации работодателями специализированных рабочих мест для инвалидов требуются дополнительные меры по организации их труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, техническое и организационное оснащение, дополнительное оснащение рабочего места и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов, проведение иных мероприятий, и сопровождается дополнительными затратами.
Трудоустройство инвалидов в Республике Коми на условиях софинансирования за счет средств субсидий из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми осуществлялось в рамках Подпрограммы 2 "Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места" (далее - Подпрограмма 2) Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 421 (далее - Государственная программа Республики Коми).
Так, за 2013 - 2015 годы в рамках реализации Подпрограммы 2 в Республике Коми было оборудовано (оснащено) 289 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Объем финансирования Подпрограммы 2 за указанный период составил 21,4 млн. рублей, из них 19,2 млн. рублей - средства субсидий из федерального бюджета. Финансовые средства были освоены в полном объеме.
В 2016 году в рамках реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми, были заключены договоры с 20 предприятиями и организациями Республики Коми на предоставление субсидий, связанных с трудоустройством граждан с инвалидностью, включая создание инфраструктуры, адаптацию и наставничество. Количество участников данного мероприятия Государственной программы Республики Коми составило 37 человек, из них 25 инвалидов I и II групп и 12 наставников. Финансовые средства в объеме 1750 тыс. рублей из федерального бюджета и 750,0 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Коми были освоены в полном объеме.
Ежегодно в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы обращаются порядка 1,6 тысячи трудоспособных инвалидов, что составляет 3% от общего количества граждан, обратившихся в органы службы занятости Республики Коми.
В 2016 году в органы службы занятости обратились за содействием в поиске подходящей работы 1516 человек, относящихся к категории инвалидов, из которых 940 (62%) - инвалиды молодого возраста. Из обратившихся инвалидов молодого возраста 139 человек имеют высшее образование, 360 человек - среднее профессиональное образование, 408 человек - среднее общее и основное общее образование, 33 человека - не имеют основного общего образования. За 2016 год были трудоустроены 669 инвалидов, в том числе 333 инвалида в возрасте от 18 до 44 лет.
Также в 2016 году органами службы занятости на профессиональное обучение направлен 61 безработный гражданин, относящийся к категории "инвалид молодого возраста", из них 41 человек - на профессиональное обучение по программам переподготовки (массажист, оператор электронно-вычислительных машин, охранник, парикмахер, пекарь, плотник, повар, портной) и 20 человек по программам повышения квалификации (бухгалтер, закройщик, инженер по охране труда, инспектор по кадрам, специалист). Трудоустроено из числа завершивших профессиональное обучение 25 инвалидов молодого возраста (41%), при этом в течение 3 месяцев после завершения профессионального обучения по программам переподготовки трудоустроено 20 человек (48,8% от количества инвалидов молодого возраста, направленных на профессиональное обучение по программам переподготовки), по программам повышения квалификации - 3 человека (15% от количества инвалидов молодого возраста, направленных на профессиональное обучение по программам повышения квалификации) в течение шести месяцев и еще 2 человека (10% от количества инвалидов молодого возраста, направленных на профессиональное обучение по программам повышения квалификации) по прошествии шести месяцев и более.
Органами службы занятости совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми ежегодно проводится мониторинг состояния и прогноза трудоустройства выпускников-инвалидов, формируется банк данных инвалидов, заканчивающих профессиональные образовательные организации, с целью оказания им содействия в дальнейшем трудоустройстве. Специалистами органов службы занятости проводятся встречи с данными выпускниками, на которых их информируют о государственных услугах, предоставляемых органами службы занятости, таких как временная занятость граждан, испытывающих трудности в поиске работы, трудоустройство на квотируемые и резервируемые рабочие места, а также участие в оплачиваемых общественных работах. Выпускникам образовательных организаций представляется информация о ситуации на рынке труда, наличии вакантных рабочих мест, в том числе по получаемым ими профессиям.
За 2014 - 2016 годы численность выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Республики Коми составила 227 человек, из них были трудоустроены 136 человек (60%), продолжили обучение 39 человек (17%), не трудоустроены 52 человека (23%).
По состоянию на 1 января 2017 года в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Республики Коми проходят обучение 124 инвалида, из них завершают обучение в 2017 году 38 человек, в 2018 году - 40 человек, в 2019 году - 46 человек.
В целях ускорения профессиональной адаптации принимаемых работников из числа инвалидов и обеспечения стабильной занятости Программой предусматривается организация сопровождаемого содействия их занятости. Под сопровождаемым содействием занятости инвалидов понимается оказание индивидуальной помощи нуждающимся в дополнительных мерах содействия принимаемым и принятым на работу гражданам из числа инвалидов при формировании и освоении доступного для них маршрута передвижения до места работы и на территории организации-работодателя, оснащении (оборудовании) специального рабочего места, освоении профессиональных знаний, умений и трудовых действий. Решение об осуществлении сопровождаемого содействия занятости инвалида принимается органом службы занятости после оформления его заявления с учетом информации, содержащейся в ИПРА об имеющихся у инвалида ограничениях жизнедеятельности, а также о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности.
Меры правового регулирования в сфере реализации Программы представлены в приложении 1 к Программе.
II. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" одним из основных приоритетов государственной политики в сфере занятости является создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями. Целью Программы является создание условий для повышения уровня трудоустройства инвалидов молодого возраста, их адаптации к рынку труда с учетом потребностей и рекомендаций в ИПРА инвалида.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
1) организация сопровождаемого содействия занятости инвалидов молодого возраста с учетом рекомендуемых в ИПРА показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности;
2) осуществление информационного обеспечения в сфере сопровождаемого содействия занятости инвалидов молодого возраста;
3) содействие профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию инвалидов молодого возраста, являющихся безработными;
4) стимулирование работодателей к созданию оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов I и II групп, в том числе инвалидов молодого возраста, инвалидов с учетом видов заболеваний и степеней ограничений жизнедеятельности, с созданием инфраструктуры доступности рабочих мест, организацией наставничества инвалидов I и II групп.
Основными целевыми показателями (индикаторами), характеризующими результаты реализации Программы, являются:
1) доля работающих в отчетном периоде инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста;
2) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования;
3) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;
4) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования;
5) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;
6) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования;
7) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;
8) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после прохождения профессионального обучения;
9) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после прохождения профессионального обучения;
10) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после прохождения профессионального обучения;
11) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);
12) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Реализация Программы позволит:
1) обеспечить индивидуальное сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве;
2) увеличить количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов I и II групп, в том числе инвалидов молодого возраста, инвалидов с учетом видов заболеваний и степеней ограничений жизнедеятельности;
3) повысить конкурентоспособность на рынке труда инвалидов молодого возраста за счет профессионального обучения по востребованным профессиям;
4) повысить информированность инвалидов молодого возраста о государственных гарантиях по содействию занятости инвалидов.
Целевые показатели (индикаторы) Программы и их значения по годам реализации Программы представлены в приложении 2 к Программе.
Основным инструментом регулирования рынка труда в Республике Коми является Государственная программа Республики Коми, в рамках которой гражданам оказывается 15 государственных услуг, направленных на решение задачи - оказание содействия в поиске подходящей работы.
III. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2017 - 2020 годы. Разделение Программы на этапы не предусматривается.
IV. Финансовое обеспечение реализации Программы
Прогнозируемый объем финансирования Программы из республиканского бюджета Республики Коми на 2017 год составит 15300,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы - общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2017 - 2020 годах 15300,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2017 год - 15300,0 тыс. рублей;
2018 год - 0,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей.
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и в пределах средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы Республики Коми в рамках основного мероприятия 4.2.4 "Подбор рабочих мест и направление на работу молодых инвалидов в соответствии с учетом рекомендуемых в ИПРА показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности и заключенными договорами о сотрудничестве с работодателями".
Информация по объемам финансового обеспечения Программы представлена в приложении 3 к Программе.
V. Перечень программных мероприятий Программы
План мероприятий по реализации Программы представлен в приложении 4 к Программе.
VI. Эффективность и результативность реализации Программы Обязательным условием оценки планируемой эффективности и
результативности Программы является успешное выполнение
запланированных на период ее реализации целевых показателей (индикаторов) Программы, а также мероприятий по реализации Программы в установленные сроки.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы по итогам ее исполнения за отчетный период по результатам достижения запланированных значений целевых индикаторов.
Программа считается эффективной при полном достижении планируемых значений всех целевых показателей (индикаторов).
Оценка степени достижения запланированных значений целевых индикаторов Программы (И) определяется по следующей формуле:
где:
Ф - фактические значения целевых показателей (индикаторов) Программы;
П - плановые значения целевых показателей (индикаторов) Программы.
Программа признается эффективной при значении И не менее 100 процентов.
VII. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы, а также контроль за ходом ее реализации включает:
1) координацию действий органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, работодателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
2) проведение мониторинга реализации Программы.
Уполномоченным исполнительным органом Республики Коми, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Министерство.
По результатам проведения мониторинга реализации мероприятий Программы Министерство представляет, начиная с 2017 года (февраль - по итогам года, август - по итогам полугодия), в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчет, включающий:
1) информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описания выполненных мероприятий;
2) отчет об осуществлении расходов с указанием мероприятий и источников их финансирования;
3) отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы.
*под инвалидом молодого возраста понимается инвалид в возрасте от 18 до 44 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.