Конституционный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего А.В. Бабина, судей С.В. Масловой, Г.А. Михопаркина, с участием гражданки М.Е. Мичеевой, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Марий Эл, ее представителя адвоката В.Н. Ухова, представителя Правительства Республики Марий Эл А.А. Бурмистрова, руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 34, 70, 82, 92 и 95 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 6 постановления Правительства Республики Марий Эл от 2 сентября 2014 года N 478 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Мичеевой Марии Евгеньевны на нарушение ее конституционных прав. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемое нормативное положение Конституции Республики Марий Эл.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Бабина, объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства образования и науки Республики Марий Эл И.В. Крупина, от Министерства юстиции Республики Марий Эл Н.Н. Ивановой, от прокурора Республики Марий Эл А.А. Назарова, Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл И.С. Татариновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл установил:
1. В своей жалобе в Конституционный суд Республики Марий Эл заявитель по настоящему делу М.Е. Мичеева оспаривает конституционность пункта 6 постановления Правительства Республики Марий Эл от 2 сентября 2014 года N 478 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл", которым внесены изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2011 г. N 421 "Об утверждении Порядка предоставления единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Пунктом 4 указанного Порядка, утратившим силу при внесении изменений, было установлено, что единовременная выплата предоставляется:
лицам, имеющим в установленном федеральным законом порядке статус ребенка-сироты, обратившимся на условиях, установленных настоящим Порядком, за ее получением в течение года по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
лицам, имевшим в установленном федеральным законом порядке статус ребенка-сироты на момент пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования либо отбывания наказания в исправительных учреждениях и утратившим этот статус в связи с достижением в период пребывания, обучения либо отбывания наказания в указанных выше организациях (учреждениях) 18-летнего возраста, обратившимся на условиях, установленных настоящим Порядком, за ее получением в течение года по окончании срока пребывания, обучения либо по окончании отбывания наказания в указанных выше организациях (учреждениях);
лицам, имевшим ранее в установленном федеральным законом порядке статус ребенка-сироты и не утратившим его до 18-летнего возраста в связи с утратой оснований, предусмотренных федеральным законом для установления статуса ребенка-сироты, обратившимся на условиях, установленных настоящим Порядком, за ее получением в течение года после окончания прохождения военной службы по призыву.
Как следует из представленных материалов, в марте 2016 года решением Йошкар-Олинского городского суда, впоследствии оставленным в силе апелляционной инстанцией, М.Е. Мичеевой было отказано в удовлетворении искового заявления к Управлению образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании права на получение единовременной выплаты на ремонт жилого помещения. Судебное решение мотивировано тем, что М.Е. Мичеева была обеспечена благоустроенным жилым помещением согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), в соответствии с которым детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внеочередном порядке предоставлялись жилые помещения по договорам социального найма.
Жилое помещение М.Е. Мичеевой предоставлено в собственность в 2011 году за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл в соответствии с действовавшим в тот период постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 ноября 2007 года N 263 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот на приобретение (строительство) жилья". С учетом этого право на получение единовременной выплаты на ремонт жилого помещения у М.Е. Мичеевой отсутствует.
Полагая, что исключение из правового регулирования нормативного закрепления перечня категорий граждан, имеющих право на предоставление единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишило ее права на получение мер социальной поддержки, М.Е. Мичеева просит признать такое правовое регулирование нарушающим ее права, закрепленные в статьях 2, 9, 17, 18, 39, 55 Конституции Республики Марий Эл. Неконституционность оспариваемого правового регулирования заявитель усматривает в том, что оно было изменено в период ее обучения в образовательной организации высшего образования, а право на получение меры социальной поддержки могло быть ею реализовано лишь по окончании обучения. По мнению заявителя, это изменение является необоснованным и неодолимым препятствием для реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на оказание мер социальной поддержки со стороны государства, которое ликвидировало правовые гарантии социального обеспечения данной категории граждан.
Таким образом, пункт 6 постановления Правительства Республики Марий Эл от 2 сентября 2014 года N 478 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" является предметом рассмотрения по настоящему делу постольку, поскольку, по мнению заявителя, исключение из правового регулирования перечня категорий граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает конституционное право граждан на получение мер социальной поддержки и ухудшает их положение по сравнению с прежним правовым регулированием.
В силу статьи 70 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл" Конституционный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого нормативного правового акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Конституционный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части нормативного правового акта, конституционность которого подвергается сомнению. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты), определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Статьей 8 данного Федерального закона для этой категории граждан в качестве дополнительной гарантии социальной поддержки определено предоставление жилого помещения из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. До 1 января 2013 года жилье для данной категории граждан предоставлялось по договорам социального найма в соответствии с прежней редакцией статьи 8 Федерального закона и утратившим силу пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако и прежним, и действующим правовым регулированием получателями данной меры социальной поддержки признавались дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, либо являются таковыми, однако их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным.
Как следует из формулировок Федерального закона, правовое регулирование вопросов социальной поддержки детей-сирот устанавливает обязанность государства предоставлять жилые помещения детям-сиротам, не имеющим жилья. Жилые помещения при этом предоставляются из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с последующей возможностью перевода этих помещений в жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом требований федерального законодательства в Республике Марий Эл принят Закон от 10 декабря 2012 года N 79-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Этим законом дети-сироты определены получателями меры социальной поддержки в виде предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в случае, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений, либо являются такими нанимателями или членами семей нанимателей, либо собственниками жилых помещений, однако их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным.
Федеральное и республиканское правовое регулирование в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя, либо собственниками жилых помещений такую меру социальной поддержки, как предоставление жилого помещения из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, не предусматривает.
Статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" для субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность самостоятельного установления дополнительных мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств бюджета субъекта. С учетом данной возможности республиканским законодателем предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки для граждан, которым жилое помещение из специализированного жилого фонда не предоставляется. Так, статьей 10 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" установлено, что дети-сироты имеют право на однократное получение единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, находящихся в их собственности, в течение года по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
С целью организации работы уполномоченных органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот, был принят Порядок предоставления единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2011 года N 421. Данным нормативным документом право на однократное получение единовременной выплаты предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим жилые помещения (долю в жилых помещениях), принадлежащие им на праве собственности и находящиеся на территории Республики Марий Эл, за исключением случаев, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в соответствии с Законом Республики Марий Эл "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, функцию оказания мер социальной поддержки для детей-сирот, которые не имеют права на предоставление государством жилых помещений из специализированного жилого фонда, исполняет такая мера социальной поддержки, как единовременная выплата на ремонт жилых помещений, находящихся в их собственности. Тем самым республиканский законодатель обеспечил возможность проживания в надлежащих условиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока их пребывания в образовательных и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении их обучения в профессиональных образовательных организациях, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, либо после окончания военной службы по призыву. При этом данное право, не предусмотренное федеральным законодательством, установлено правовыми актами Республики Марий Эл и обеспечивается исключительно за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, а расходы на ремонт жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам из специализированного жилого фонда, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл не предусмотрены.
3. Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации). Отнесение социальной защиты к совместному ведению означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов.
Согласно Конституции Республики Марий Эл человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод являются обязанностью государства (статья 2), а к числу конституционно признаваемых и защищаемых прав относится право на социальную защиту (статья 9, часть 2).
Таким образом, обязанностью всех органов публичной власти является деятельность по обеспечению достойного уровня жизни граждан, их благополучия и социальной защищенности, созданию достойного уровня жизни всех возрастных и социальных групп. В рамках правовой регламентации этих конституционно-правовых отношений от республиканского законодателя требуется создание правового и организационного механизма, способного обеспечить социальные гарантии для незащищенных категорий граждан.
Различия в объеме прав граждан, имеющих статус ребенка-сироты, законодатель связывает с особенностями присущих этому статусу возможностей реализации права на различные меры социальной поддержки. Включение или исключение перечня категорий граждан, имеющих право на предоставление единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не исключает обязанности уполномоченного органа предоставлять детям-сиротам, имеющим в собственности жилые помещения, единовременную выплату на ремонт жилых помещений, но при этом не предусматривает в качестве получателей данной меры социальной поддержки детей-сирот, которым предоставлено жилое помещение из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений либо по договорам социального найма в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием. Одновременное использование обоих механизмов социальной поддержки (и предоставление жилья и единовременная выплата на ремонт жилого помещения) в отношении обеих категорий граждан, имеющих статус сироты (не имеющих жилья и имеющих жилье), юридически невозможно в силу проанализированных выше положений федерального и республиканского законодательства.
Правоприменители в лице уполномоченных органов исходят из иного понимания оспариваемого положения, считая, что лица из числа детей-сирот, которые обеспечиваются благоустроенным жильем за счет государства, имеют также право и на единовременную выплату на ремонт этого жилого помещения; заявительнице в предоставлении этой дополнительной меры социальной поддержки было отказано лишь ввиду достижения предельного возраста, после которого она утратила это право. Однако такое истолкование, фактически предполагающее, что право, приобретенное на основании закона, может быть отменено произвольным его изменением, противоречит принципу равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации. Законодатель, определяя порядок реализации прав граждан на социальную защиту, не вправе отменять или уменьшать уже установленный объем прав; иное бы означало нарушение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает разумную стабильность правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правового регулирования. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная в постановлениях от 24 мая 2001 года N 8-П, 6 декабря 2014 года N 2-П, 15 февраля 2016 года N 3-П, имеет общее значение для деятельности всех органов публичной власти.
Из изложенного выше следует, что оспариваемое изменение правового регулирования не исключает обязанность уполномоченного органа предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим в собственности жилые помещения, меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, равно как и не предусматривало и не предусматривает в качестве получателей данной меры социальной поддержки детей-сирот, которым по завершении их пребывания в образовательных и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении их обучения в профессиональных образовательных организациях, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, либо после окончания военной службы по призыву предоставлено жилое помещение из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений либо по договорам социального найма, а также в собственность в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием.
Таким образом, исключение пункта 6 постановления Правительства Республики Марий Эл от 2 сентября 2014 года N 478 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" из правового регулирования перечня категорий граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не противоречит Конституции Республики Марий Эл.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70, 71, 75 и 96 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл", Конституционный суд Республики Марий Эл постановил:
1. Признать пункт 6 постановления Правительства Республики Марий Эл от 2 сентября 2014 года N 478 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" не противоречащим Конституции Республики Марий Эл, поскольку произведенное им исключение из правового регулирования перечня категорий граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по своему конституционно-правовому смыслу не исключает обязанность уполномоченного органа предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим в собственности жилые помещения, меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, равно как и не предусматривало и не предусматривает в качестве получателей данной меры социальной поддержки детей-сирот, которым по завершении их пребывания в образовательных и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении их обучения в профессиональных образовательных организациях, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, либо после окончания военной службы по призыву предоставлено жилое помещение из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений либо по договорам социального найма, а также в собственность в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием.
Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Копию настоящего Постановления направить М.Е. Мичеевой и Главе Республики Марий Эл - Председателю Правительства Республики Марий Эл.
4. В соответствии со статьей 74 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.
|
Конституционный суд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Марий Эл от 4 августа 2016 г. "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 6 постановления Правительства Республики Марий Эл от 2 сентября 2014 года N 478 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" в связи с жалобой гражданки М.Е. Мичеевой"
Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (http://www.portal.mari.ru) 8 августа 2016 г., в газете "Марийская правда. Официальный еженедельник" от 12 августа 2016 г. N 28 (330)