Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 23 января 2018 г. N 16
"Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Марий Эл на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Республики Марий Эл на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра финансов Республики Марий Эл.
Председатель Правительства |
А. Евстифеев |
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 23 января 2018 г. N 16
Основные направления
долговой политики Республики Марий Эл на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Формирование долговой политики Республики Марий Эл в 2018 - 2020 годах (далее - долговая политика Республики Марий Эл) будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2011 г. N 436 "О Концепции долговой политики Республики Марий Эл на период до 2025 года", распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2016 г. N 343-р "О плане мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Марий Эл" и основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Марий Эл на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
1. Итоги реализации долговой политики Республики Марий Эл предыдущего периода и текущее состояние государственного долга Республики Марий Эл
Сдержанная долговая политика, проводимая в 2016 году, обеспечила снижение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл.
По состоянию на 1 января 2017 г. долговая нагрузка на республиканский бюджет Республики Марий Эл составила 100,9 процента, снизившись в течение 2016 года на 5,2 процентных пункта. Рыночная долговая нагрузка составила 71,3 процента и снизилась на 6,2 процентных пункта.
В то же время по состоянию на 1 января 2017 г. Республика Марий Эл вошла в число восьми субъектов Российской Федерации, государственный долг которых превысил отметку 100 процентов.
Объем государственного долга Республики Марий Эл на 1 января 2017 г. составил 13 513,8 млн. рублей и увеличился по сравнению с объемом на начало 2016 года на 382,5 млн. рублей, или на 2,9 процента.
Наибольший объем в структуре долга занимают рыночные заимствования. На 1 января 2017 г. доля рыночных заимствований составила 70,6 процента общего объема долга, или 9 543,5 млн. рублей, из них 9 143,5 млн. рублей - кредиты кредитных организаций и 400,0 млн. рублей - государственные облигации. Бюджетные кредиты составили 3 909,8 млн. рублей, или 28,9 процента в общей структуре долга. Доля государственных гарантий незначительна и составила 60,5 млн. рублей, или 0,4 процента объема долга.
Государственные заимствования Республики Марий Эл в 2016 году осуществлялись в целях финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл и погашения долговых обязательств республики. В качестве инструментов заимствований использовались кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты из федерального бюджета.
В 2016 году использовался механизм снижения расходов на обслуживание долга и улучшения его структуры за счет получения бюджетных кредитов из федерального бюджета на цели погашения долговых обязательств республики. Однако в связи с недостаточностью доходной базы республикой не были выполнены условия соглашений о предоставлении бюджетных кредитов в части показателей по уровню долговой нагрузки по итогам 2016 года, в связи с чем кредиты были возвращены в федеральный бюджет досрочно.
Также в 2016 году Республика Марий Эл активно использовала краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета. В течение 2016 года было привлечено 8 краткосрочных бюджетных кредитов на общую сумму 3 521,3 млн. рублей.
Привлечение заемных ресурсов коммерческих банков в 2016 году осуществлялось по ставкам в диапазоне от 11,4 до 13,95 процента годовых, средневзвешенная - 13 процентов годовых. По сравнению с 2015 годом средневзвешенная процентная ставка по привлекаемым в течение 2016 года коммерческим кредитам снизилась на 1,1 процентных пункта.
В 2017 году в Республике Марий Эл продолжает проводиться сдержанная долговая политика, направленная на стабилизацию объема государственного долга и снижение уровня долговой нагрузки на бюджет. С целью реализации указанных задач дефицит республиканского бюджета на 2017 год утвержден на уровне 0,7 процента объема доходов без учета безвозмездных поступлений, при этом источником его финансирования являются остатки средств на счетах. В связи с этим в 2017 году государственные внутренние заимствования Республики Марий Эл осуществляются исключительно в целях рефинансирования погашаемых долговых обязательств.
В целях оптимизации структуры долга и сокращения расходов на обслуживание долга в июле 2017 г. из федерального бюджета республике предоставлен бюджетный кредит в сумме 3 389,7 млн. рублей, который направлен на замещение наиболее "дорогих" в обслуживании коммерческих кредитов.
Также в целях удлинения сроков и оптимизации стоимости заимствований в 2017 году размещен выпуск государственных облигаций Республики Марий Эл объемом 2 млрд. рублей сроком обращения 7 лет. Ставка купонного дохода по выпуску установлена в размере 8,6 процента годовых. Средства от размещения выпуска направлены на рефинансирование коммерческих кредитов, имеющих процентные ставки от 11,8 до 13,95 процента годовых.
Для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, использовались краткосрочные бюджетные кредиты федерального бюджета на пополнение остатков средств. В течение 2017 года было привлечено 6 краткосрочных бюджетных кредитов на общую сумму 2 800 млн. рублей.
В связи с неоднократным снижением ключевой ставки Банка России были достигнуты договоренности с кредитными организациями о снижении процентных ставок по полученным Республикой Марий Эл кредитам. Если по состоянию на 1 января 2017 г. средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков составляла 12,3 процента годовых, то по состоянию на 1 декабря 2017 г. средневзвешенная ставка составила 9,6 процента годовых.
По результатам проводимых мероприятий по итогам 2017 года ожидается экономия по расходам на обслуживание государственного долга в сумме 385,6 млн. рублей.
Увеличение объема государственного долга в результате проведения в 2017 году операций с различными видами долговых обязательств не ожидается. По состоянию на 1 января 2018 г. объем государственного долга прогнозируется на уровне 13 513,8 млн. рублей, что соответствует его значению на начало 2017 года.
Основные показатели долговой устойчивости Республики Марий Эл по состоянию на 1 января 2016 г., на 1 января 2017 г. и на 1 января 2018 г. представлены в таблице.
Наименование показателя |
Значение показателя |
||
на 1 января 2016 г. факт |
на 1 января 2017 г. факт |
на 1 января 2018 г. прогноз |
|
Государственный долг Республики Марий Эл, млн. рублей |
13 131,3 |
13 513,8 |
13 513,8 |
в том числе: |
|
|
|
бюджетные кредиты |
3 473,8 |
3 909,8 |
6 586,3 |
кредиты кредитных организаций |
8 389,4 |
9 143,5 |
4 667,0 |
государственные ценный бумаги |
1 200,0 |
400,0 |
2 200,0 |
государственные гарантии |
68,1 |
60,5 |
60,5 |
Отношение объема государственного долга Республики Марий Эл к общему объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений (долговая нагрузка), процентов |
106,1 |
100,9 |
81,3 |
Отношение объема долговых обязательств Республики Марий Эл по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам к общему объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений (рыночная долговая нагрузка), процентов |
77,5 |
71,3 |
41,3 |
Расходы на обслуживание государственного долга Республики Марий Эл, млн. рублей |
900,6 |
1 274,6 |
1 032,6 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Марий Эл в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, процентов |
3,7 |
5,7 |
4,1 |
2. Цели и задачи долговой политики Республики Марий Эл
Управление государственным долгом Республики Марий Эл (далее соответственно - управление долгом, долг) является одним из важных компонентов системы управления финансовыми ресурсами Республики Марий Эл. Качественное и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.
Под долговой политикой Республики Марий Эл понимается стратегия управления государственными заимствованиями Республики Марий Эл в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Долговая политика Республики Марий Эл является частью бюджетной политики Республики Марий Эл, и управление долгом непосредственно связано с бюджетным процессом.
Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Республики Марий Эл в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Реализация основных направлений долговой политики Республики Марий Эл в 2018 - 2020 годах будет осуществляться в рамках решения следующих задач:
снижение уровня долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл в среднесрочной перспективе;
соблюдение ограничений в области государственных долговых обязательств Республики Марий Эл (далее - долговые обязательства), установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, соглашениями о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджетных кредитов, а также показателей и индикаторов, установленных планом мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл, утвержденным распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2016 г. N 343-р, и государственной программой Республики Марий Эл "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. N 429;
обеспечение дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл в 2018 - 2020 годах на уровне не более 10 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
обеспечение ежегодного снижения на 1 января 2018 г., на 1 января 2019 г., на 1 января 2020 г. и на 1 января 2021 г. не менее чем на 2 процента показателя соотношения объема долга к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2017 - 2020 годы соответственно;
сокращение доли общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, к 1 января 2021 г. до уровня не более 50 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
обеспечение сбалансированности республиканского бюджета Республики Марий Эл;
полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;
оптимизация структуры долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение равномерного распределения во времени платежей, связанных с долгом;
обеспечение взаимосвязи принятия решений о заимствованиях с реальными потребностями республиканского бюджета Республики Марий Эл в привлечении заемных средств;
прозрачность управления долгом.
3. Основные мероприятия по сокращению государственного долга Республики Марий Эл
Основные направления долговой политики предусматривают следующие мероприятия, направленные на сокращение долга:
осуществление мониторинга соответствия параметров долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, оценка возможных рисков;
контроль за полным и своевременным погашением бюджетных кредитов муниципальными образованиями в Республике Марий Эл, полученных за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, а также контроль за процентными платежами по указанным кредитам;
установление моратория на предоставление государственных гарантий Республики Марий Эл;
осуществление мониторинга погашения принципалом обязательств, гарантированных Республикой Марий Эл, в целях сокращения задолженности по ранее предоставленным государственным гарантиям и снижения риска предъявления к Республике Марий Эл требований по исполнению государственных гарантий Республики Марий Эл;
установление сроков погашения вновь привлекаемых долговых обязательств по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам исходя из конъюнктуры финансово-кредитного рынка Российской Федерации с учетом равномерности распределения во времени платежей, связанных с долгом;
мониторинг процентных ставок по рыночным заимствованиям в целях оптимизации расходов на обслуживание долга;
ограничение процентных ставок по кредитам, привлекаемым Республикой Марий Эл от кредитных организаций, на уровне ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1 процент годовых (на дату заключения контракта);
использование в качестве инструмента заимствований краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл;
продолжение использования практики присвоения Республике Марий Эл кредитного рейтинга в целях расширения круга потенциальных инвесторов и кредиторов, формирования благоприятной репутации региона в инвестиционном и банковском сообществе, создания его положительной кредитной истории, оценки способности региона своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства;
участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета, предоставленных в 2015 - 2017 годах, срок погашения которых наступает в 2018 - 2019 годах и в 2021 - 2022 годах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 23 января 2018 г. N 16 "Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Марий Эл на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 23 января 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 23 января 2018 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 января 2018 г.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 марта 2019 г. N 65 настоящее постановление признано утратившим силу с 13 марта 2019 г.