Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства культуры,
печати и по делам национальностей
Республики Марий Эл
от 5 февраля 2018 г. N 37
Предмет охраны объекта
культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения "Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1713 г."
(особенности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, послужившие основанием для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащие обязательному сохранению)
Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения "Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1713 г." являются:
Стилистические характеристики:
- начальный этап в развитии архитектуры русского барокко: Нарышкинское (московское) барокко конца XVII - начала XVIII веков, Петровское барокко 1713 года,
- классицизм в строительстве колокольни 1835 года,
- псевдобарокко при расширении трапезной в 1873 году,
- характерные для барокко единство архитектурного пространства из больших масс, монолитность и пластика в облике храма,
- характерные для барокко широкие оконные проемы и живописная игра света в просторных помещениях.
Градостроительные характеристики:
- местоположение одноэтажного храма с трехъярусной колокольней и двухсветным четвериком на высоком правом берегу реки Волги в селе Владимирское,
- роль в композиционно-планировочной структуре и застройке села Владимирское: островное положение храмового ансамбля в центре села на пересечении двух взаимно перпендикулярных улиц на месте деревянного храма XVII века и утраченного каменного Никольского храма (1712 - 1829 гг.),
- ансамбль комплекса построек в пределах каменной ограды с доминирующим объемом самого храма,
- силуэтные характеристики церкви, западных и восточных Святых ворот, двух угловых башен восточной ограды и самой ограды территории храма,
- обзорные точки, в том числе с реки Волги.
Объемно-пространственная и конструктивная схема:
- система несущих конструкций: ленточные фундаменты церкви, стены и своды притвора с верхними ярусами колокольни 1835 года, стены, два столба, своды с подпружными арками и воздушные кованые связи трапезной 1713 и 1873 годов, стены, четырехлотковый сомкнутый свод и воздушные кованые связи четверика 1713 года, стены, купольный свод и воздушные кованые связи алтаря 1713 года;
- материал и характер стен и сводов - глиняный обожженный кирпич, известковый раствор, толщина швов каменной кладки,
- габариты и конфигурация крыш и кровель церкви: четырехскатная крыша колокольни с четырьмя люкарнами и высоким шпилем, двускатная крыша трапезной, восьмигранное покрытие четверика по граням свода, полукупольная крыша абсиды главного алтаря, характер кровельного покрытия - листовой металл,
- конструктивное решение и материал (древесина) стропильных систем,
- система и конструкции арочных проемов и заполнений проемов.
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:
- приемы барокко: центральность композиции, архитектура больших масс,
- корабельная композиция: притвор, 2-й и 3-й ярусы колокольни 1835 года, сторожка 1873 года - просторная трапезная 1713 и 1873 годов - высокий двухсветный четверик 1713 года - апсида алтаря 1713 года,
- фасады колокольни: карнизы ярусов, спаренные колонны по углам третьего яруса, высокий арочный проем третьего яруса с обрамлением из ряда "замковых камней", три прямоугольных окна второго яруса, объединенные полуциркульным кокошником с замковым камнем и полками-валиками с квадратным проемом на поле кокошника, фронтоны, 4 люкарны на кровле колокольни, высокий шпиль с маковкой и крестом,
- фасады трапезной: цокольный валик, лопатки, наличники и обрамления трапезной с элементами барокко, венчающий карниз, торцевые (западный и восточный) фронтоны трапезной, подчеркнутые карнизами, две дымовые трубы на кровле трапезной с арочным покрытием из жести, карнизами, две дымовые трубы на кровле трапезной с арочным покрытием из жести,
- фасады четверика: цокольный валик, лопатки по углам, четыре профильных кокошника на завершении фасадов, опирающиеся на широкий промежуточный карниз, венчающий карниз, круглый барабан, глава, яблоко, восьмиконечный крест четверика, перспективный портал с "дыньками" северного фасада,
- фасады трехапсидного алтаря: цокольный валик, обрамление трех окон колонками с барочными перехватами и профилированными полочками и цепочками бусин по бокам окон, очелье центрального окна в виде разорванного фронтона сложного профильного рисунка "крылья", профилированные овальные очелья двух боковых окон, две полуколонны в оконных простенках на стыке апсид алтаря с прямоугольными базами и карнизным завершением, декор широкого венчающего карниза с тонкими валиками, рядами поребрика, раскреповкой,
- материал и характер отделки фасадных поверхностей, детали из точеных кирпичей,
- колористическое решение фасадов, покраска по кирпичной кладке,
- местоположение, размеры и форма оконных и дверных проемов,
- рисунок оконных переплетов и расстекловка окон,
- массивная каменная ограда, примыкающая к западной части церковного здания: западные Святые ворота с широким обрамленным циркульным проемом, центральным усеченным конусом завершения с нишей в поле, крупным барабаном, луковицей с крестом и с фланкирующими конус бочками, высокий цоколь в 10 рядов кладки с двускатным покрытием, столбы квадратного в плане сечения 3,5 x 3,5 (кирпича) с четырехскатным покрытием, две крупные угловые башни с проемами с восточной стороны.
Планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров церкви:
- анфиладная система просторных помещений, соответствующая корабельной схеме церковного здания в направлении "запад-восток" и характерная для стиля барокко: помещения притвора с выходом на верхние ярусы колокольни, больших размеров трапезная с помещениями алтарей приделов, помещения четверика и главного алтаря,
- характер обрамлений и заполнений арочных проемов,
- оформление и материал капитальных стен, столбов, кирпичных сводов, подпружных арок, воздушных связей,
- хоры в юго-западной части трапезной: полукруглый в плане балкон, вписанный в подпружную арку с ограждением из тонких точеных балясин; импровизированная звонница на хорах в виде арочной дуги с подвешенными к ней колокольчиками, из каменных плит южной и северной частей трапезной при ее расширении в 1873 году,
- элементы убранства интерьеров второй половины XIX века, выполненные по ранним образцам храма в стиле барокко:
иконостас и киоты южного придела трапезной 1868 года, материал - дерево, позолота,
иконостас и киоты северного придела трапезной 1879 года, материал - дерево, позолота,
иконостас и киоты четверика 1879 года, материал-дерево, позолота,
сень над престолом в алтаре южного придела трапезной 1868 года, материал - дерево, тонировка,
кованые паникадила с позолотой (люстры) в стиле барокко,
- кирпичная лестница, выложенная в стене притвора - первого яруса колокольни,
- характер деревянной лестницы на верхние ярусы колокольни,
- входы в церковное здание: главный западный вход, северный вход в четверик, южный вход в притвор,
- использование объекта культурного наследия по первоначальному назначению.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 г. N 37 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.