Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 29 ноября 2018 г. N 458
"Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющего обязанности министра финансов Республики Марий Эл Торощина А.А.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.
Председатель Правительства |
А. Евстифеев |
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 29 ноября 2018 г. N 458
Основные направления
долговой политики Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
1. Общие положения
Формирование долговой политики Республики Марий Эл в 2019 - 2021 годах (далее - долговая политика Республики Марий Эл) будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2011 г. N 436 "О Концепции долговой политики Республики Марий Эл на период до 2025 года", распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2016 г. N 343-р "О плане мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Марий Эл" и основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Долговая политика Республики Марий Эл является частью бюджетной политики Республики Марий Эл, а управление государственным долгом Республики Марий Эл (далее соответственно - управление государственным долгом, государственный долг) непосредственно связано с бюджетным процессом.
Основные направления долговой политики Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов определяют приоритетные направления деятельности по управлению государственным долгом Республики Марий Эл.
2. Итоги реализации долговой политики Республики Марий Эл за 2017 год и истекший период 2018 года
В 2017 году проводилась взвешенная долговая политика, результатом которой стало сокращение объема государственного долга И снижение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл. впервые за период с 2004 года была переломлена тенденция увеличения государственного долга.
По состоянию на 1 января 2018 г. объем государственного долга составил 13 453,3 млн. рублей и снизился по сравнению с объемом на начало года на 60,5 млн. рублей.
Уровень государственного долга относительно доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений по итогам 2017 года снизился до 81,0 процента по сравнению с 100,9 процента за 2016 год. объем долговых обязательств Республики Марий Эл по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам (далее - рыночный долг, рыночные заимствования) относительно доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений снизился до 41,4 процента по сравнению с 71,3 процента за 2016 год.
Основные показатели, характеризующие государственный долг, приведены в таблице:
Наименование показателя |
Значение показателя |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл, млн. рублей |
2 415,7 |
318,5 |
профицит |
Отношение дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных |
19,5 |
2,4 |
|
поступлений, процентов |
|
|
|
Государственный долг Республики Марий Эл на конец года, млн. рублей |
13 131,3 |
13 513,8 |
13 453,3 |
в том числе: |
|
|
|
бюджетные кредиты |
3 473,8 |
3 909,8 |
6 586,3 |
кредиты кредитных организаций |
8 389,4 |
9 143,5 |
4 667,3 |
государственные ценный бумаги |
1 200,0 |
400,0 |
2 200,0 |
государственные гарантии |
68,1 |
60,5 |
0,0 |
Отношение объема государственного долга к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных |
106,1 |
100,9 |
81,0 |
поступлений, процентов |
|
|
|
Отношение рыночного долга к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных |
77,5 |
71,3 |
41,4 |
поступлении, процентов |
|
|
|
Расходы на обслуживание государственного долга, млн. рублей |
900,6 |
1 274,6 |
1 032,6 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, за исключением объема |
3,7 |
5,7 |
4,1 |
расходов, которые осуществляются за счет субвенций, процентов |
|
|
|
Погашение и обслуживание долговых обязательств Республики Марий Эл осуществлялось в установленные сроки и в полном объеме.
В целях сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств была проведена работа по привлечению бюджетных кредитов из федерального бюджета. В 2017 году Республике Марий Эл предоставлены два бюджетных кредита из федерального бюджета на общую сумму 5 527,3 млн. рублей. Бюджетные кредиты предоставлены по ставке 0,1 процента годовых и направлены на замещение наиболее дорогостоящих кредитов кредитных организаций, что позволило сократить расходы на обслуживание государственного долга в 2017 году на 189,4 млн. рублей.
В результате в структуре государственного долга за 2017 год значительно увеличился удельный вес бюджетных кредитов из федерального бюджета. На 1 января 2018 г. доля бюджетных кредитов составила 49 процентов общего объема долга (против 29 процентов на 1 января 2017 г.), доля рыночных заимствований 51 процент объема долга (против 71 процента на 1 января 2017 г.).
В 2017 году Республика Марий Эл приняла участие в программе реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета на общую сумму 6 282,8 млн. рублей в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам". В соответствии с условиями реструктуризации сроки возврата реструктурированной задолженности были продлены до 2024 года включительно, установлен более равномерный график погашения задолженности.
Также в 2017 году Республика Марий Эл активно использовала краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета. В течение 2017 года было привлечено 6 краткосрочных бюджетных кредитов на общую сумму 2 800,0 млн. рублей.
В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации о формировании долговой политики субъектов Российской Федерации, учитывающей активное использование государственных ценных бумаг, в 2017 году состоялось размещение государственных ценных бумаг Республики Марий Эл в объеме 2 000,0 млн. рублей, сроком обращения 7 лет и ставкой купонного дохода 8,6 процента годовых. Направление средств от размещения облигационного займа на досрочное погашение кредитов кредитных организаций с более высокими процентными ставками позволили сократить расходы на обслуживание государственного долга в 2017 году на 44,1 млн. рублей, а также обеспечить более равномерное распределение долговой нагрузки и, соответственно, снизить риск рефинансирования.
Привлечение заемных ресурсов коммерческих банков в 2017 году осуществлялось по ставкам в диапазоне от 8,9 до 12,3 процента годовых. В связи с неоднократным снижением ключевой ставки Банка России были достигнуты договоренности с кредитными организациями о снижении процентных ставок по полученным Республикой Марий Эл кредитам. По состоянию на 1 января 2018 г. средневзвешенная ставка по кредитам кредитных организаций составила 9,3 процента годовых (на 1 января 2017 г. она составляла 12,3 процента годовых).
По итогам исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2017 год соблюдены ограничения, касающиеся уровня дефицита бюджета и параметров государственного долга, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и условиями соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении Республике Марий Эл из федерального бюджета бюджетных кредитов.
В 2018 году в Республике Марий Эл продолжает проводиться взвешенная долговая политика, направленная на стабилизацию объема государственного долга и снижение уровня долговой нагрузки на бюджет.
С целью реализации поставленных задач дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2018 год утвержден на уровне 0,8 процента объема доходов без учета безвозмездных поступлений. Источником финансирования дефицита бюджета являются остатки средств на счетах.
Государственные внутренние заимствования Республики Марий Эл в 2018 году осуществляются исключительно в целях рефинансирования погашаемых долговых обязательств. В качестве инструмента заимствований используются кредиты кредитных организаций.
В соответствии с условиями соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам привлечение кредитов кредитных организаций осуществляется по ставкам не выше уровня ключевой ставки Банка России, увеличенной на 1 процент годовых. Средневзвешенная ставка по кредитам кредитных организаций по состоянию на 1 октября 2018 г. составляет 9,0 процента годовых.
Для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, используются краткосрочные бюджетные кредиты федерального бюджета на пополнение остатков средств. В истекшем периоде 2018 года привлечено 4 краткосрочных бюджетных кредита на общую сумму 3 200,0 млн. рублей.
Увеличение объема государственного долга в результате проведения в 2018 году операций с различными видами долговых обязательств не ожидается. По состоянию на 1 января 2019 г. объем государственного долга прогнозируется на уровне 13 453,3 млн. рублей, что соответствует его значению на начало 2018 года.
3. Цели и задачи долговой политики Республики Марий Эл
Долговая политика как составная часть бюджетной политики призвана обеспечить последовательность реализации целей и решения задач предыдущего периода и ориентирована в первую очередь на реализацию стратегических целей развития региона.
В связи с этим основной целью долговой политики продолжает оставаться поддержание объема и структуры государственного долга на уровне, позволяющем обеспечить сбалансированность республиканского бюджета Республики Марий Эл, своевременное исполнение долговых обязательств и возможность социально-экономического развития Республики.
В целях сохранения преемственности в управлении государственным долгом реализация долговой политики будет направлена на решение следующих задач:
обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;
снижение уровня долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл в среднесрочной перспективе;
формирование низкорискованной структуры государственного долга в целях минимизации стоимости его обслуживания и обеспечения равномерной долговой нагрузки;
обеспечение минимально, возможной стоимости обслуживания государственного долга с учетом ситуации на финансовом рынке.
4. Основные направления долговой политики Республики Марий Эл
Долговая политика определяется текущими особенностями развития экономики Республики и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Основным фактором, определяющим долговую политику, остается соблюдение условий, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении Республике Марий Эл из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета, в том числе в целях погашения долговых обязательств Республики Марий Эл.
Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации с учетом заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам устанавливают следующие обязательства Республики Марий Эл в области долговой политики:
обеспечение в 2019 - 2021 годах дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл на уровне не более 10 процентов от суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год. Утвержденный законом о республиканском бюджете Республики Марий Эл и сложившийся по данным годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл в 2019 - 2021 годах дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл может превысить установленный показатель на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Республики Марий Эл, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, в том числе средств резервного фонда Республики Марий Эл;
обеспечение на 1 января 2020 г. доли общего объема государственного долга Республики Марий Эл не более 80 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 42 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2019 год;
обеспечение на 1 января 2021 г. доли общего объема государственного долга Республики Марий Эл не более 75 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2020 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 42 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
обеспечение на 1 января 2022 г. доли общего объема государственного долга Республики Марий Эл не более 67 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2021 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 42 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
обеспечение возможности привлечения в республиканский бюджет Республики Марий Эл кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, а также установление аналогичных норм в акте высшего исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл, устанавливающем порядок предоставления бюджетных кредитов из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам.
Одним из факторов, определяющих долговую политику, являются планируемые изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ранжирования субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в зависимости от уровня долговой устойчивости.
В связи с этим основными направлениями долговой политики являются:
формирование структуры государственного долга с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований;
осуществление операций по активному управлению государственным долгом в целях снижения расходов на его обслуживание;
оптимизация платежных графиков погашения долговых обязательств Республики Марий Эл в целях обеспечения равномерной нагрузки по погашению и обслуживанию государственного долга по годам;
совершенствование практики проведения Электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению Республике Марий Эл кредитных средств;
продолжение использования практики присвоения Республике Марий Эл кредитного рейтинга в целях расширения круга потенциальных инвесторов и кредиторов, формирования благоприятной репутации региона в инвестиционном и банковском сообществе, создания его положительной кредитной истории, оценки способности региона своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства;
эффективное управление текущей ликвидностью республиканского бюджета Республики Марий Эл за счет дальнейшего использования механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации;
установление моратория на предоставление государственных гарантий Республики Марий Эл;
информационная открытость в вопросах долговой политики.
Основными инструментами реализации долговой политики будут являться рыночные заимствования, поскольку предоставление субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета с 2018 года не планируется.
Выполнению поставленных задач будет способствовать дальнейшая реализация плана мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл на 2019 - 2021 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2016 г. N 343-р "О плане мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Марий Эл".
5. Основные риски, связанные с реализацией долговой политики Республики Марий Эл
При реализации долговой политики возможны следующие базовые риски:
процентный риск - риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга вследствие изменения процентных ставок;
риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств или невозможность рефинансировать текущие обязательства.
Также существуют риск неисполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл по доходам, риск, вызванный инфляционным давлением на текущие расходы, и риск снижения ликвидности финансового рынка.
С целью минимизации указанных рисков при проведении долговой политики будет продолжено осуществление мониторинга: состояния государственного долга;
условий и результатов привлечения рыночных заимствований субъектами Российской Федерации;
конъюнктуры долгового рынка для возможного рефинансирования текущих долговых обязательств Республики Марий Эл.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 ноября 2018 г. N 458 "Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2018 г.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 марта 2020 г. N 101 настоящее постановление признано утратившим силу с 26 марта 2020 г.