Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 27 декабря 2018 г. N 493
"О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания"
В соответствии с пунктом 12 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2017 г. N 438 "Об организации и осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 21 ноября 2017 г., N 20112017040321).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра социального развития Республики Марий Эл.
И.о. Председателя Правительства |
С. Сметанин |
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 27 декабря 2018 г. N 493
Порядок
организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 2 и частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон), пунктом 12 статьи 8 и статьей 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и регламентирует организацию осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл (далее - региональный государственный контроль (надзор).
2. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством социального развития Республики Марий Эл (далее - Министерство).
3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение организациями социального обслуживания, к числу которых относятся государственные учреждения Республики Марий Эл, находящиеся в ведении Министерства, а также негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание, включенные в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Марий Эл (далее - поставщики социальных услуг), требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл в сфере социального обслуживания граждан к объему, качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания, в том числе требований, связанных с созданием для инвалидов условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, используемым поставщиками социальных услуг при осуществлении деятельности в сфере социального обслуживания граждан, и предоставляемым ими социальным услугам на территории Республики Марий Эл (далее - обязательные требования).
4. В рамках регионального государственного контроля (надзора) осуществляется государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
5. Полномочиями на осуществление регионального государственного контроля (надзора) наделяются следующие должностные лица Министерства:
начальник отдела по организации социального обслуживания;
начальник отдела по защите прав семьи, материнства и детства;
начальник отдела по координации деятельности учреждений социальной защиты населения;
заместитель начальника отдела по организации социального обслуживания;
заместитель начальника отдела по защите прав семьи, материнства и детства;
заместитель начальника отдела по координации деятельности учреждений социальной защиты населения;
главные специалисты-эксперты отдела по организации социального обслуживания;
главный специалист-эксперт отдела по защите прав семьи, материнства и детства;
главный специалист-эксперт отдела по координации деятельности учреждений социальной защиты населения;
ведущий специалист-эксперт отдела по защите прав семьи, материнства и детства;
ведущий специалист 1 разряда отдела по координации деятельности учреждений социальной защиты населения.
6. Региональный государственный контроль (надзор) направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений поставщиками социальных услуг, их руководителями и иными должностными лицами, их уполномоченными представителями обязательных требований посредством организации и проведения проверок поставщиков социальных услуг, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с поставщиками социальных услуг, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении поставщиками социальных услуг своей деятельности.
7. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, которые проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок в порядке, установленном Федеральным законом.
8. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемого Министерством и утверждаемого министром социального развития Республики Марий Эл (далее - министр) ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодный план). Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки в отношении поставщиков социальных услуг, обеспечивающих проживание, проводятся не чаще чем один раз в два года.
Утвержденный министром ежегодный план доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") либо иным доступным способом.
9. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Министерство направляет проект ежегодного плана в прокуратуру Республики Марий Эл для рассмотрения и внесения предложений министру об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных поставщиков социальных услуг совместных плановых проверок.
Министерство рассматривает предложения прокуратуры Республики Марий Эл и по итогам их рассмотрения направляет в прокуратуру Республики Марий Эл в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденный ежегодный план.
10. Предметом плановой проверки является соблюдение поставщиками социальных услуг в процессе осуществления своей деятельности предъявляемых обязательных требований.
11. Предметом внеплановой проверки являются соблюдение поставщиками социальных услуг в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований, выполнение предписаний Министерства, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью получателей социальных услуг.
12. Внеплановая проверка поставщиков социальных услуг проводится по основаниям, указанным в части 2 статьи 10 Федерального закона.
13. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах поставщика социальных услуг, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний Министерства.
14. Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона, и проводится по месту нахождения Министерства.
15. При проведении документарной проверки не допускается требовать у поставщика социальных услуг сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Министерством от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
16. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах поставщика социальных услуг сведения, а также соответствие его работников, состояние используемых им при осуществлении своей деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, предоставляемые поставщиком социальных услуг социальные услуги и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований.
17. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения поставщика социальных услуг и (или) по месту фактического осуществления его деятельности в порядке и сроки, установленные статьями 12, 13 и 14 Федерального закона.
18. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Министерства документах поставщика социальных услуг;
б) оценить соответствие деятельности поставщика социальных услуг обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
19. Проверка проводится на основании приказа министра, заместителя министра, курирующего направление деятельности Министерства в сфере социального обслуживания.
20. При проведении проверки уполномоченные должностные лица Министерства обязаны соблюдать требования, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона.
21. По результатам проверки уполномоченными должностными лицами Министерства составляется акт проверки в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона.
22. В отношении фактов нарушений обязательных требований, выявленных при проведении проверки, уполномоченными должностными лицами Министерства принимаются меры, предусмотренные статьей 17 Федерального закона.
23. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) устанавливаются соответствующим административным регламентом.
24. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений поставщики социальных услуг в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в Министерство в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом поставщики социальных услуг вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Министерство. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.
25. Министерство, его уполномоченные должностные лица в случае ненадлежащего исполнения функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
26. Действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц Министерства по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав поставщика социальных услуг при проведении проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27. Информация о результатах проведенных проверок размещается в едином реестре проверок в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами формирования и ведения единого реестра проверок и на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
28. В целях профилактики нарушений обязательных требований Министерство:
обеспечивает размещение на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
осуществляет информирование поставщиков социальных услуг по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований Министерство подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления деятельности регионального государственного контроля (надзора) и размещение на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься поставщиками социальных услуг в целях недопущения таких нарушений;
выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона с указанием на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) поставщиков социальных услуг могут привести или приводят к нарушению этих требований.
29. Мероприятия по контролю без взаимодействия с поставщиками социальных услуг, указанные в части 1 статьи 8.3 Федерального закона, проводятся уполномоченными должностными лицами Министерства в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых министром или его заместителем, курирующим направление деятельности Министерства в сфере социального обслуживания.
Порядок оформления и содержание заданий, порядок оформления должностными лицами Министерства результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с поставщиками социальных услуг устанавливаются Министерством.
30. В случае выявления нарушений обязательных требований при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с поставщиками социальных услуг уполномоченные должностные лица
Министерства принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме министру или заместителю министра, курирующему направление деятельности Министерства в сфере социального обслуживания, мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия решения о необходимости назначении внеплановой проверки поставщика социальных услуг по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона.
31. В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с поставщиками социальных услуг сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, указанных в частях 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона, Министерство направляет поставщику социальных услуг предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
32. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении поставщиками социальных услуг своей деятельности осуществляются уполномоченными должностными, лицами Министерства в форме мониторинга деятельности поставщиков социальных услуг по социальному обслуживанию граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 декабря 2018 г. N 493 "О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 27 декабря 2018 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 сентября 2021 г. N 378 настоящий документ признан утратившим силу с 14 сентября 2021 г., кроме пункта 2