Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства финансов
Республики Марий Эл
от 1 февраля 2019 г. N 4-н
"Об утверждении стандартов
осуществления внутреннего
государственного финансового
контроля Министерством финансов
Республики Марий Эл"
Стандарт
осуществления внутреннего государственного финансового контроля Министерством финансов Республики Марий Эл "Контроль в финансово-бюджетной сфере"
I. Общие положения
1. Стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля Министерством финансов Республики Марий Эл "Контроль в финансово-бюджетной сфере" (далее Стандарт) разработан с учетом положений:
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Жилищного кодекса Российской Федерации;
Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 г. N 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл";
Положения о Министерстве финансов Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 января 2008 г. N 4;
Правил осуществления Министерством финансов Республики Марий Эл полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 августа 2018 г. N 341.
2. Настоящий Стандарт разработан для использования контрольно-ревизионным отделом Министерства финансов Республики Марий Эл (далее - Министерство) при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере во исполнение статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - контроль в финансово-бюджетной сфере), а также привлекаемыми к контрольной деятельности должностных лиц иных структурных подразделений Министерства:
при организации и проведении плановых и внеплановых проверок, плановых и внеплановых ревизий и обследований при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере (далее - контрольные мероприятия);
при организации и осуществлении рассмотрения результатов контрольных мероприятий;
при реализации результатов контрольных мероприятий.
3. Целью разработки настоящего Стандарта является установление общих правил, требований и процедур внутренней организации деятельности контрольно-ревизионного отдела Министерства, привлекаемых к контрольной деятельности должностных лиц иных структурных подразделений Министерства при организации и осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере.
4. Настоящий Стандарт регламентирует проведение следующих этапов осуществления контрольного мероприятия:
планирование контрольного мероприятия;
подготовка и назначение контрольного мероприятия;
проведение контрольного мероприятия и оформление его результатов;
рассмотрение и реализация результатов контрольного мероприятия;
контроль исполнения представлений (предписаний), направленных по результатам контрольного мероприятия;
досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) Министерства и их должностных лиц.
II. Принципы деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере
5. Деятельность по контролю в финансово-бюджетной сфере основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
2.1. Законность и эффективность контрольной деятельности
6. Законность контрольной деятельности означает, что должностные лица Министерства, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, обязаны осуществлять свои функции и полномочия в точном соответствии с действующим законодательством, проверять соблюдение объектами контроля бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
7. Эффективность контрольной деятельности основывается на выполнении запланированных контрольных мероприятий и полноты реализации материалов проверок, а также снижение количества нарушений у объектов контроля.
2.2. Объективность и независимость при осуществлении контрольной деятельности
8. При осуществлении контрольной деятельности объективность и независимость означает следующее:
независимость в реализации задач и полномочий Министерства;
строгое соответствие действий должностных лиц Министерства, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий принципам служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Марий Эл;
организацию самоконтроля, регулярную оценку правомерности и эффективности собственной деятельности;
недопущение предвзятости или предубежденности против наличия (отсутствия) негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов контроля, исключение каких-либо особых мотивов при проведении контрольных мероприятий;
беспристрастность и обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий, подтверждение их данными, содержащими достоверную и официальную информацию.
2.3. Профессиональная компетенция при осуществлении контрольной деятельности
9. Должностные лица Министерства, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, должны:
обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками и постоянно поддерживать их на должном уровне;
иметь и проявлять квалификацию, необходимую для осуществления всего процесса контроля, а также совершенствоваться посредством дополнительного обучения, самообразования, обмена опытом контрольной деятельности.
2.4. Достоверность результатов при осуществлении контрольной деятельности
10. Выводы должностных лиц Министерства, осуществляющих контроль в финансово-бюджетной сфере, должны соответствовать фактам, содержащимся в результатах контрольного мероприятия.
11. В целях реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, по запросам должностных лиц Министерства осуществляющих контроль, объекты контроля предоставляют достоверную и полную информацию, документы, объяснения в письменной и устной форме, необходимые для проведения контрольных мероприятий.
12. При осуществлении контрольных мероприятий должностными лицами Министерства осуществляющих контроль используются документально подтвержденные данные: документы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются объектами контроля в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля в установленном порядке.
13. Все документы, составляемые должностными лицами Министерства осуществляющих контроль в рамках контрольного мероприятия, приобщаются к материалам контрольного мероприятия, учитываются и хранятся, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
14. Все заключения и выводы должностных лиц Министерства осуществляющих контроль основываются на расчетах и реальных фактах.
2.5. Гласность при осуществлении контрольной деятельности
15. Принцип гласности при осуществлении контрольной деятельности определяет требования к организации контрольной деятельности Министерства, обеспечивающие реализацию демократических основ государства, повышение эффективности контрольной деятельности и предотвращение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
16. Гласность обеспечивается путем размещения результатов контрольных мероприятий на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
17. Гласность реализуется при соблюдении принципов законности, объективности и в соответствии с требованиями действующего законодательства об охране прав и свобод личности.
III. Права и обязанности объектов контроля
18. Объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются:
а) главные распорядители (распорядители, получатели) средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, главные администраторы (администраторы) доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл;
б) финансовые органы муниципальных образований в Республике Марий Эл (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджетов муниципальных образований в Республике Марий Эл, которым предоставлены межбюджетные трансферты из республиканского бюджета Республики Марий Эл) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из республиканского бюджета Республики Марий Эл, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами Республики Марий Эл;
в) государственные учреждения Республики Марий Эл, а также муниципальные бюджетные и автономные учреждения в Республике Марий Эл в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из республиканского бюджета Республики Марий Эл;
г) государственные унитарные предприятия Республики Марий Эл, а также муниципальные унитарные предприятия в Республике Марий Эл в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из республиканского бюджета Республики Марий Эл;
д) хозяйственные товарищества и общества с участием Республики Марий Эл в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
е) юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием Республики Марий Эл в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл, государственных контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Республики Марий Эл, целей, порядка и условий размещения средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в ценные бумаги таких юридических лиц;
ж) территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл;
з) юридические лица, получающие средства из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
и) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл;
к) товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации;
л) специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Марий Эл (далее - региональный оператор).
19. Объекты контроля (их должностные лица) обязаны:
а) выполнять законные требования должностных лиц, указанных в пункте 21 настоящего Стандарта;
б) представлять своевременно и в полном объеме должностным лицам, указанным в пункте 21 настоящего Стандарта, по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
в) предоставлять должностным лицам, принимающим участие в проведении выездной проверки (ревизии), допуск в помещения и на территории, которые занимают объекты контроля;
г) обеспечивать должностных лиц, принимающих участие в проведении контрольных мероприятий, помещениями и организационной техникой, необходимыми для проведения контрольных мероприятий.
20. Объекты контроля, указанные в пункте 18 настоящего Стандарта (их должностные лица), имеют право:
а) присутствовать при проведении контрольных действий, проводимых в рамках выездных проверок (ревизий), давать объяснения по вопросам, относящимся к теме и основным вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) Министерства и его должностных лиц в порядке, установленном настоящим Стандартом, нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) представлять в Министерство возражения в письменной форме на акт, оформленный по результатам проверки (ревизии), в порядке, установленном настоящим Стандартом.
IV. Права и обязанности должностных лиц Министерства при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере
21. Должностными лицами Министерства, осуществляющими контроль в финансово-бюджетной сфере, являются:
а) министр финансов Республики Марий Эл (далее - министр);
б) заместители министра финансов Республики Марий Эл (далее - заместители министра);
в) руководители (заместители руководителей) структурных подразделений Министерства;
г) иные государственные гражданские служащие Республики Марий Эл в Министерстве, уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом министра (заместителя министра), включаемые в состав проверочной (ревизионной) группы.
22. Должностные лица Министерства, указанные в пункте 21 настоящего Стандарта, имеют следующие права:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
б) при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно при предъявлении служебных удостоверений и копии приказа министра (заместителя министра) о назначении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, которые занимают лица, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
в) проводить экспертизы, необходимые при проведении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;
г) выдавать обязательные для исполнения представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл;
д) направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации;
е) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанным с нарушениями законодательства Российской Федерации, рассматривать дела о таких административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и принимать меры по их предотвращению;
ж) обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Республике Марий Эл.
23. Должностные лица Министерства, указанные в пункте 21 настоящего Стандарта, обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в установленной сфере деятельности;
б) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
в) проводить контрольные мероприятия в соответствии с приказом министра (заместителя министра);
г) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта контроля (далее - представитель объекта контроля) с копией приказа и удостоверением на проведение выездной проверки (ревизии), с приказом о приостановлении, возобновлении и продлении срока проведения проверки (ревизии), об изменении состава проверочной (ревизионной) группы, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями);
д) при выявлении факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт, в течение 3 рабочих дней с даты выявления такого факта по решению министра (заместителя министра);
е) в случаях выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного (муниципального) органа (должностного лица), направлять информацию о таких обстоятельствах и фактах в соответствующий орган (должностному лицу) в течение 10 рабочих дней с даты выявления таких обстоятельств и фактов по решению министра (заместителя министра);
ж) размещать результаты контрольных мероприятий на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
V. Планирование контрольного мероприятия
24. Деятельность по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, плановых и внеплановых ревизий и обследований. Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.
25. Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с утвержденным планом контрольных мероприятий Министерства, который утверждается Министерством в срок не позднее 25 декабря года, предшествующего году проведения плановых контрольных мероприятий.
Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более 1 раза в год.
26. План представляет собой перечень контрольных мероприятий, которые планируется осуществить Министерством.
27. В случае необходимости в течение года в план контрольных мероприятий вносятся изменения. Уточненный план проведения контрольных мероприятий утверждается Министерством.
28. Отбор контрольных мероприятий при формировании плана контрольных мероприятий осуществляется по установленной Министерством методике.
29. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения министра (заместителя министра), принятого:
в случае поступления обращений (поручений) Главы Республики Марий Эл, Администрации Главы Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл, Следственного комитета Российской Федерации, правоохранительных органов, обращений иных государственных органов, депутатских запросов, обращений граждан и организаций;
в случае получения должностным лицом Министерства в ходе исполнения должностных обязанностей информации о нарушениях законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства, в том числе из средств массовой информации;
в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания (представления);
в случае принятия решения министром (заместителем министра) о проведении внеплановой выездной проверки (ревизии), принятого по результатам рассмотрения заключения, подготовленного по результатам проведения обследования, акта, оформленного по результатам камеральной проверки или выездной проверки (ревизии), с учетом возражений объекта контроля (при их наличии) и иных материалов камеральной проверки или выездной проверки (ревизии).
VI. Подготовка и назначение контрольного мероприятия
30. Основанием для подготовки и назначения контрольного мероприятия является наличие контрольного мероприятия в плане контрольных мероприятий Министерства на соответствующий год либо решение министра (заместителя министра) о проведении внепланового контрольного мероприятия, принятое в соответствии с пунктом 29 настоящего Стандарта.
31. Контрольные мероприятия Министерства назначаются приказом министра (заместителя министра).
32. Подготовка и назначение контрольного мероприятия организуются структурным подразделением Министерства, ответственным за организацию и проведение контрольного мероприятия.
33. Подготовка и назначение контрольного мероприятия предусматривают следующие действия:
подготовка и издание приказа министра (заместителя министра) о назначении контрольного мероприятия;
оформление на основании приказа министра (заместителя министра) о назначении контрольного мероприятия удостоверения на проведение выездной проверки (ревизии), встречной проверки или обследования (далее - Удостоверение).
34. В приказе министра (заместителя министра) о назначении контрольного мероприятия указываются:
а) наименование объекта контроля;
б) проверяемый период при последующем контроле;
в) тема контрольного мероприятия;
г) основание проведения контрольного мероприятия;
д) срок проведения контрольного мероприятия;
е) состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, с указанием руководителя проверочной (ревизионной) группы.
Руководителем проверочной (ревизионной) группы назначается должностное лицо Министерства, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях. В случае, если контрольное мероприятие проводится одним должностным лицом, данное должностное лицо должно быть уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях.
Изменение состава должностных лиц проверочной (ревизионной) группы, а также замена должностного лица (при проведении контрольного мероприятия одним должностным лицом), уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, оформляется приказом министра (заместителя министра).
35. Удостоверение на проведение контрольного мероприятия содержит следующие сведения:
а) должности, фамилии и инициалы должностных лиц Министерства, которым поручается проведение контрольного мероприятия, с указанием руководителя проверочной (ревизионной) группы;
б) должности, фамилии и инициалы экспертов в случае их привлечения к проведению контрольного мероприятия;
в) наименование объекта контроля;
г) реквизиты приказа о назначении контрольного мероприятия;
д) тема контрольного мероприятия.
Удостоверение на проведение контрольного мероприятия подписывается министром (заместителем министра) и заверяется печатью Министерства.
Форма Удостоверения на проведение контрольного мероприятия устанавливается приказом Министерства.
Оформление Удостоверения при проведении камеральной проверки не требуется.
36. Проверочная (ревизионная) группа должна формироваться с условием, что профессиональные знания, навыки и опыт контрольной работы ее членов позволят обеспечить качественное проведение контрольного мероприятия.
Формирование проверочной (ревизионной) группы для проведения контрольного мероприятия должно осуществляться таким образом, чтобы не допускалось возникновение конфликта интересов, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исключались ситуации, когда личная заинтересованность члена проверочной (ревизионной) группы может повлиять на исполнение им должностных обязанностей в процессе проведения контрольного мероприятия.
Запрещается привлекать к участию в контрольном мероприятии должностных лиц Министерства, если они в проверяемом периоде были сотрудниками объекта контроля.
В случае если на объекте контрольного мероприятия планируется проверка сведений, составляющих государственную тайну, для указанной работы в данном контрольном мероприятии должны привлекаться должностные лица Министерства, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к государственной тайне.
37. В ходе подготовки к проведению контрольного мероприятия руководителем проверочной (ревизионной) группы, также:
организуется работа по сбору информации об объекте контроля и предмете контроля, достаточной для подготовки программы контрольного мероприятия;
определяется массив документов, информации и сведений, подлежащих проверке в ходе контрольного мероприятия, необходимый для достижения цели контрольного мероприятия;
осуществляется подготовка программы контрольного мероприятия, в том числе организуется формирование проверочной (ревизионной) группы, распределяются обязанности между членами проверочной (ревизионной) группы;
обеспечивается доведение программы контрольного мероприятия до членов проверочной (ревизионной) группы в соответствии с пунктом 41 настоящего Стандарта;
осуществляется, в случае необходимости, подготовка рабочего плана проведения контрольного мероприятия;
осуществляется, в случае необходимости, формирование письменного запроса о предоставлении объектом контроля электронных документов, копий соответствующих баз данных программного обеспечения, удаленного доступа к иным информационным системам.
При подготовке к проведению контрольного мероприятия члены проверочной (ревизионной) группы, должны изучить:
законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, правовые акты Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Республики Марий Эл, иные документы, регламентирующие деятельность объекта контроля по соответствующим направлениям деятельности объекта контроля (вопросам программы контрольного мероприятия);
отчетные и статистические данные о деятельности объекта контроля;
материалы контрольных мероприятий, проведенных органами государственного финансового контроля и иными контрольно-надзорными органами на объекте контроля (при наличии таких материалов в Министерстве), а также материалы контрольных мероприятий, ранее проведенных контрольно-ревизионным отделом Министерства на объекте контроля;
информацию из соответствующих баз данных программного обеспечения, информационных систем, содержащих информацию о деятельности объекта контроля;
другие материалы, характеризующие деятельность объекта контроля, имеющиеся в распоряжении Министерства.
38. Обязательным условием проведения контрольного мероприятия является наличие утвержденной программы контрольного мероприятия.
Программа контрольного мероприятия (внесение изменений в нее) утверждается министром или заместителем министра, курирующего структурное подразделение Министерства, ответственное за организацию и проведение контрольного мероприятия.
Форма Программы контрольного мероприятия устанавливается приказом Министерства.
39. Программа контрольного мероприятия должна содержать:
а) метод осуществления контрольного мероприятия, полное наименование объекта контроля, проверяемый период (в заголовочной части);
б) тему контрольного мероприятия;
в) основание для проведения контрольного мероприятия;
г) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
40. При необходимости Программа контрольного мероприятия может быть изменена до начала или в ходе проведения контрольного мероприятия.
Изменения в Программу контрольного мероприятия утверждаются в порядке, установленном пунктом 38 настоящего Стандарта, на основании служебной записки начальника контрольно-ревизионного отдела Министерства, содержащей обоснование необходимости внесения соответствующих изменений.
Форма Изменения в программу контрольного мероприятия устанавливается приказом Министерства.
41. Руководитель проверочной (ревизионной) группы обеспечивает доведение Программы контрольного мероприятия, изменений в Программу контрольного мероприятия до членов проверочной (ревизионной) группы, экспертов в течение одного рабочего дня с даты утверждения соответствующего документа.
42. Руководителем проверочной (ревизионной) группы, по его решению, может составляться Рабочий план проведения контрольного мероприятия, в котором указываются:
полное наименование объекта контроля;
проверяемый период;
фамилия, инициалы и наименование должности члена проверочной (ревизионной) группы и наименования вопросов Программы контрольного мероприятия, подлежащих изучению соответствующим членом проверочной (ревизионной) группы;
дата и, при необходимости, время представления соответствующим членом проверочной (ревизионной) группы руководителю проверочной (ревизионной) группы рабочей документации по проверенному направлению деятельности объекта контроля (вопросу Программы контрольного мероприятия).
Форма Рабочего плана проведения контрольного мероприятия устанавливается приказом Министерства.
43. В случае составления Рабочего плана контрольного мероприятия, указанный документ передается руководителем проверочной (ревизионной) группы членам проверочной (ревизионной) группы не позднее первого дня проведения контрольного мероприятия. При необходимости, исходя из конкретных обстоятельств, допускается уточнение (корректировка) Рабочего плана контрольного мероприятия руководителем проверочной (ревизионной) группы в ходе проверки.
Рабочий план контрольного мероприятия составляется в одном экземпляре и подписывается руководителем проверочной (ревизионной) группы, копия Рабочего плана передается руководителем проверочной (ревизионной) группы каждому члену проверочной (ревизионной) группы с отметкой о дате его предоставления на оригинале и копии Рабочего плана, оригинал Рабочего плана остается у руководителя проверочной (ревизионной) группы и приобщается к материалам контрольного мероприятия.
Исполнение Рабочего плана обеспечивается каждым членом проверочной (ревизионной) группы.
44. Члены проверочной (ревизионной) группы до начала контрольного мероприятия должны изучить программу контрольного мероприятия и Рабочий план контрольного мероприятия.
45. Руководитель проверочной (ревизионной) группы до начала контрольного мероприятия должен убедиться, что члены проверочной (ревизионной) группы имеют единое четкое понимание программы контрольного мероприятия и Рабочего плана.
VII. Требования к проведению контрольных мероприятий
46. Основанием для начала проведения контрольного мероприятия является приказа министра (заместителя министра) о назначении контрольного мероприятия.
47. Решение о приостановлении проведения контрольного мероприятия принимается министром (заместителем министра) на основании мотивированного обращения должностного лица (при проведении проверки одним должностным лицом) либо руководителем проверочной (ревизионной) группы в соответствии с настоящим Стандартом. На время приостановления проведения контрольного мероприятия течение его срока прерывается.
48. Решение о возобновлении проведения контрольного мероприятия осуществляется после устранения причин приостановления проведения контрольного мероприятия в соответствии с настоящим Стандартом.
49. Решение о возобновлении проведения контрольного мероприятия принимается в срок не более 2 рабочих дней:
а) после завершения проведения встречной проверки и (или) обследования, экспертизы согласно подпунктам "а", "б" пункта 72, подпунктам "а", "в" пункта 86 настоящего Стандарта;
б) после устранения причин приостановления проведения проверки, указанных в подпунктах "в" - "д" пункта 72, подпунктах "б", "г" - "ж" пункта 86 настоящего Стандарта;
в) после истечения срока приостановления проверки
в соответствии с подпунктами "в" - "д" пункта 72, подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 86 настоящего Стандарта.
50. Решение о продлении срока контрольного мероприятия, приостановлении, возобновлении проведения контрольного мероприятия оформляется приказом министра (заместителя министра), в котором указываются основания продления срока контрольного мероприятия, приостановления, возобновления контрольного мероприятия.
Копия приказа министра (заместителя министра) о продлении срока контрольного мероприятия, приостановлении, возобновлении проведения контрольного мероприятия направляется (вручается) объекту контроля в срок не более 3 рабочих дней со дня издания соответствующего приказа.
51. В срок проведения контрольного мероприятия не включается время, в течение которого проведение контрольного мероприятия приостанавливалось в соответствии с настоящим Стандартом.
52. В случае непредставления или несвоевременного представления документов и информации по запросу Министерства в соответствии с подпунктом "а" пункта 22 настоящего Стандарта либо представления заведомо недостоверных документов и информации Министерством применяются меры ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
53. В ходе проведения контрольного мероприятия и до принятия решения по результатам контрольного мероприятия руководитель проверочной (ревизионной) группы ежедневно осуществляет контроль за работой членов проверочной (ревизионной) группы и несет ответственность за проведение контрольного мероприятия с надлежащим качеством и в установленные сроки.
54. При выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий административных правонарушений должностные лица Министерства осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях.
55. В ходе проведения контрольного мероприятия членами проверочной (ревизионной) группы составляются справки по результатам проверки соответствующих вопросов программы контрольного мероприятия, которые подписываются ими и представляются руководителю проверочной (ревизионной) группы.
Справки по результатам проверки соответствующих вопросов программы контрольного мероприятия приобщаются к материалам проверки.
7.1. Проведение обследования
56. Обследование может проводиться в качестве самостоятельного контрольного мероприятия или в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий).
При проведении обследования осуществляются анализ и оценка состояния сферы деятельности объекта контроля, определенной приказом министра (заместителя министра).
57. Обследование, проводимое в качестве самостоятельного контрольного мероприятия, проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий) настоящим Стандартом.
58. Обследование, проводимое в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий), проводится в срок не более 20 рабочих дней.
59. При проведении обследования могут проводиться исследования и экспертизы с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов.
60. По результатам проведения обследования оформляется заключение, которое подписывается должностным лицом, проводящим обследование, не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с настоящим Стандартом.
Заключение по результатам обследования, проведенного в рамках проверки (ревизии), прилагается к материалам проверки (ревизии).
61. Заключение и иные материалы обследования подлежат рассмотрению министром (заместителем министра) в течение 30 календарных дней со дня подписания заключения.
62. По итогам рассмотрения заключения, подготовленного по результатам проведения обследования, министр (заместитель министра) может назначить проведение внеплановой выездной проверки (ревизии). Указанное решение принимается в пределах срока, установленного пунктом 61 настоящего Стандарта.
63. В случае поступления от объектов контроля письменных возражений на заключение, оформленное по результатам обследования (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий), указанные возражения приобщаются к материалам обследования.
7.2. Проведение камеральной проверки
64. Камеральная проверка проводится по месту нахождения Министерства.
Камеральная проверка проводится на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных объектом контроля по запросам Министерства, а также информации, документов и материалов, полученных в ходе проведения встречных проверок.
65. Камеральная проверка проводится одним должностным лицом или проверочной группой.
66. Камеральная проверка проводится в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу Министерства.
В срок проведения камеральной проверки не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса Министерства до даты представления информации, документов и материалов объектом контроля, а также времени, в течение которого проводится встречная проверка, обследование, назначенное в рамках камеральной проверки.
67. При проведении камеральной проверки должностным лицом (при проведении камеральной проверки одним должностным лицом) либо руководителем проверочной группы (при проведении камеральной проверки проверочной группой) проводится проверка полноты представленных объектом контроля документов и информации по запросу Министерства в течение 3 рабочих дней со дня получения от объекта контроля таких документов и информации.
68. В случае, если по результатам проверки полноты представленных объектом контроля документов и информации в соответствии с пунктом 67 настоящего Стандарта установлено, что объектом контроля не в полном объеме представлены запрошенные документы и информация, проведение камеральной проверки приостанавливается в соответствии с подпунктом "г" пункта 72 настоящего Стандарта со дня окончания проверки полноты представленных объектом контроля документов и информации.
69. Одновременно с направлением копии решения о приостановлении камеральной проверки в соответствии с пунктом 50 настоящего Стандарта в адрес объекта контроля направляется повторный запрос о представлении недостающих документов и информации, необходимых для проведения проверки.
70. В случае непредставления объектом контроля документов и информации по повторному запросу по истечении срока приостановления проверки в соответствии с подпунктом "г" пункта 72 настоящего Стандарта камеральная проверка возобновляется.
Факт непредставления объектом контроля документов и информации фиксируется в акте, который оформляется по результатам камеральной проверки.
71. При проведении камеральной проверки министр (заместитель министра) на основании мотивированного обращения должностного лица (при проведении камеральной проверки одним должностным лицом) либо руководителя проверочной группы может назначить проведение обследования.
По результатам обследования оформляется заключение, которое прилагается к материалам камеральной проверки.
72. Проведение камеральной проверки по решению министра (заместителя министра), принятому на основании мотивированного обращения должностного лица (при проведении камеральной проверки одним должностным лицом) либо руководителя проверочной группы, приостанавливается на общий срок не более 30 рабочих дней в следующих случаях:
а) на период проведения встречной проверки, но не более чем на 20 рабочих дней;
б) на период организации и проведения экспертиз, но не более чем на 20 рабочих дней;
в) на период воспрепятствования проведению контрольного мероприятия и (или) уклонения от проведения контрольного мероприятия, но не более чем на 20 рабочих дней;
г) на период, необходимый для представления объектом контроля документов и информации по повторному запросу в соответствии с пунктом 68 настоящего Стандарта, но не более чем на 10 рабочих дней;
д) на период не более 20 рабочих дней при наличии обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия по причинам, не зависящим от должностного лица Министерства (при проведении камеральной проверки одним должностным лицом) либо проверочной группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
73. По результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностным лицом (при проведении камеральной проверки одним должностным лицом) либо всеми членами проверочной группы (при проведении камеральной проверки проверочной группой), в срок не более 3 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем окончания срока проведения камеральной проверки.
74. Акт камеральной проверки в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.
75. К акту камеральной проверки (кроме акта встречной проверки) прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий.
76. Объект контроля вправе представить в Министерство возражения в письменной форме на акт камеральной проверки в течение 10 рабочих дней со дня получения акта, которые приобщаются к материалам проверки. Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
77. Акт, оформленный по результатам камеральной проверки, возражения объекта контроля (при их наличии) и иные материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению министром (заместителем министра).
78. По результатам рассмотрения акта, оформленного по результатам камеральной проверки, возражения объекта контроля (при их наличии) и иных материалов камеральной проверки министр (заместитель министра) принимает решение в срок не более 30 рабочих дней со дня подписания акта:
а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и либо наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
в) о проведении внеплановой выездной проверки (ревизии).
7.3. Проведение выездной проверки (ревизии)
79. Проведение выездной проверки (ревизии) состоит в осуществлении соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля по месту нахождения и месту фактического осуществления деятельности объекта контроля и оформлении акта выездной проверки (ревизии).
80. Срок проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля составляет не более 40 рабочих дней.
81. Министр (заместитель министра) может продлить срок проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля не более чем на 20 рабочих дней.
Решение о продлении срока проведения выездной проверки принимается на основании мотивированного обращения должностного лица (при проведении выездной проверки (ревизии) одним должностным лицом) либо руководителя проверочной (ревизионной) группы.
Основанием продления срока проведения выездной проверки (ревизии) является получение в ходе проведения проверки (ревизии) информации о наличии в деятельности объекта контроля нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, требующей дополнительного изучения.
82. При воспрепятствовании доступу проверочной (ревизионной) группы на территорию или в помещение объекта контроля, а также по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объекта контроля информации, документов и материалов, запрошенных при проведении выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы составляет акт.
Формы актов о факте непредставления (несвоевременного) представления документов (информации, материалов), запрошенных при проведении выездной проверки (ревизии), о воспрепятствовании доступу проверочной (ревизионной) группы на территорию или в помещение объекта контроля устанавливаются приказом Министерства.
83. В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий руководитель проверочной (ревизионной) группы изымает необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, оставляет акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки состава преступления, опечатывает кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы.
Форма акта изъятия документов и (или) материалов устанавливается приказом Министерства.
84. Министр (заместитель министра) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы в случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) в ходе проведения контрольных действий в рамках выездной проверки (ревизии) может назначить:
проведение обследования;
проведение встречной проверки.
Лица и организации, в отношении которых проводится встречная проверка, обязаны представить для ознакомления информацию, документы и материалы, относящиеся к тематике выездной проверки (ревизии), а по письменному требованию должностного лица (при проведении выездной проверки (ревизии) одним должностным лицом) либо руководителя проверочной (ревизионной) группы обязаны представить копии документов и материалов, относящихся к тематике выездной проверки (ревизии), заверенные в установленном порядке, которые по окончании встречной проверки прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии).
Форма требования о представлении документов (информации, материалов) устанавливается приказом Министерства.
85. Контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю.
Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю. Проведение и результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются соответствующими актами.
86. Проведение выездной проверки (ревизии) может быть приостановлено министром (заместителем министра) на основании мотивированного обращения должностного лица (при проведении выездной проверки (ревизии) одним должностным лицом) либо руководителя проверочной (ревизионной) группы на общий срок не более чем 6 месяцев в следующих случаях:
а) на период проведения встречной проверки и (или) обследования;
б) при отсутствии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля или нарушении объектом контроля правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, которое делает невозможным дальнейшее проведение проверки (ревизии), - на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения выездной проверки (ревизии), а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
в) на период организации и проведения экспертиз;
г) на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы;
д) в случае непредставления объектом контроля информации, документов и материалов и (или) представления неполного комплекта истребуемых информации, документов и материалов, и (или) воспрепятствования проведению контрольного мероприятия, и (или) уклонения от проведения контрольного мероприятия;
е) при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля;
ж) при наличии обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение проверки (ревизии) по причинам, не зависящим от проверочной (ревизионной) группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
87. Министр (заместитель министра), принявший решение о приостановлении проведения выездной проверки (ревизии), в течение 3 рабочих дней со дня его принятия может принять меры по устранению препятствий в проведении выездной проверки (ревизии), предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Марий Эл и способствующие возобновлению проведения выездной проверки (ревизии).
88. Министр (заместитель министра) в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления выездной проверки (ревизии):
а) принимает решение о возобновлении проведения выездной проверки (ревизии);
б) информирует о возобновлении проведения выездной проверки (ревизии) объект контроля.
89. После окончания контрольных действий, предусмотренных пунктом 85 настоящего Стандарта, и иных мероприятий, проводимых в рамках выездной проверки (ревизии), должностное лицо (при проведении выездной проверки (ревизии) одним должностным лицом) либо руководитель проверочной (ревизионной) группы подписывает справку о завершении контрольных действий и вручает ее представителю объекта контроля не позднее последнего дня срока проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля.
Форма справки о завершении контрольных действий устанавливается приказом Министерства.
90. По результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан должностным лицом (при проведении выездной проверки (ревизии) одним должностным лицом) либо всеми членами проверочной (ревизионной) группы (при проведении проверки проверочной (ревизионной) группой) в срок не более 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.
91. К акту выездной проверки (ревизии) (кроме акта встречной проверки и заключения, подготовленного по результатам проведения обследования) прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий.
92. Акт выездной проверки (ревизии) в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с настоящим Стандартом.
93. Объект контроля вправе представить в Министерство возражения в письменной форме на акт выездной проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня получения акта, которые приобщаются к материалам выездной проверки (ревизии). Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
94. Акт, оформленный по результатам выездной проверки (ревизии), возражения объекта контроля (при их наличии) и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению министром (заместителем министра).
95. По результатам рассмотрения акта, оформленного по результатам выездной проверки (ревизии), возражения объекта контроля (при их наличии) и иных материалов выездной проверки (ревизии), министр (заместитель министра) принимает решение в срок не более 30 рабочих дней со дня подписания указанного акта:
а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
в) о проведении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля возражений в письменной форме, а также дополнительной информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
7.4. Проведение встречной проверки
96. В рамках камеральной или выездной проверки (ревизии) проводится встречная проверка по решению министра (заместителя министра), принятого на основании мотивированного обращения должностного лица Министерства (при проведении проверки одним должностным лицом) либо руководителя проверочной (ревизионной) группы.
97. Встречные проверки назначаются и проводятся в порядке, установленном для выездных или камеральных проверок соответственно. Срок проведения встречных проверок не может превышать 20 рабочих дней.
98. При проведении встречной проверки проводятся контрольные действия в целях установления и (или) подтверждения либо опровержения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
99. Результаты встречной проверки оформляются актом, который подписывается должностным лицом (при проведении проверки одним должностным лицом) либо всеми членами проверочной группы в последний день проведения проверки, и приобщаются к материалам камеральной или выездной проверки (ревизии) соответственно.
100. По результатам встречной проверки представления и предписания объекту контроля встречной проверки не направляются.
VIII. Контроль качества осуществления контрольного мероприятия
101. Для достижения цели контрольного мероприятия и обеспечения его надлежащего качества руководителем проверочной (ревизионной) группы или отдельными членами проверочной (ревизионной) группы по его поручению осуществляется контроль деятельности членов проверочной (ревизионной) группы и ее результатов в части соответствия требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и иных документов, регламентирующих вопросы осуществления контрольного мероприятия, в том числе настоящего Стандарта.
102. Контролю в ходе осуществления контрольного мероприятия подлежат:
деятельность каждого чл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.