Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минсельхоза
Республики Марий Эл
от 28 декабря 2018 г. N 269
Учетная политика
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
1. Общие положения
Учетная политика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл (далее - Министерство), разработана в соответствии:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
с Федеральным законом от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
с приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкции к Единому плану счетов N 157н);
приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н);
приказом Минфина России от 28.12.2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - приказ N 132н);
приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - приказ N 209н);
приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ N 52н);
приказом Минфина России от 13.06.1995 г. N 49н "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";
федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденными приказами Минфина России от 31.12.2016 N 256н, 257н, 258н, 259н, 260н (далее - соответственно СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", СГС "Основные средства", СГС "Аренда", СГС "Обесценение активов", СГС "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности"), от 30.12.2017 N 274н, 275н, 278н (далее - соответственно СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", СГС "События после отчетной даты", СГС "Отчет о движении денежных средств"), от 27.02.2018 N 32н (далее - СГС "Доходы"), от 30.05.2018 N 122н (далее - СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют").
Ответственным по формированию учетной политики, ведению бухгалтерского учета, своевременному представлению полной и достоверной бухгалтерской отчетности является начальник отдела бухгалтерского учета и ревизионной работы.
Бухгалтерский учет в министерстве ведется отделом бухгалтерского учета и ревизионной работы, возглавляемым начальником отдела. Сотрудники отдела руководствуются в работе положением об отделе бухгалтерского учета и ревизионной работы, должностными инструкциями. Бюджетный учет осуществляется с применением системы автоматизации бухгалтерского учета.
С использованием телекоммуникационных каналов связи отдел бухгалтерского учета и ревизионной работы осуществляет электронный документооборот по следующим направлениям:
система электронного документооборота с территориальным органом Федерального казначейства;
передача бухгалтерской отчетности в Минфин Республики Марий Эл;
передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в инспекцию Федеральной налоговой службы;
передача отчетности в отделение Пенсионного фонда России, Фонд социального страхования, в органы статистики, Минсельхоз России;
система электронного документооборота (СБИС).
Бюджетный учет осуществляется по журнальной форме. Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах бюджетного учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Требования начальника отдела бухгалтерского учета и ревизионной работы по документальному оформлению совершаемых фактов хозяйственной жизни и представлению в отдел бухгалтерского учета и ревизионной работы необходимых документов и сведений обязательны для работников министерства.
В министерстве действуют постоянные комиссии: комиссия по поступлению и выбытию активов, инвентаризационная комиссия, утвержденные приказом министерства. Методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе в соответствии с СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
2. Документооборот
Хозяйственные операции, производимые Министерством, отражаются в бюджетном учете на основании оправдательных документов (первичных учетных документов).
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами (по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих кассовое исполнение бюджетов, по кассе), а также документы по договорам (сделкам), устанавливающие и (или) изменяющие финансовые обязательства Министерства, подписываются министром, заместителями министра, начальником отдела бухгалтерского учета и ревизионной работы, заместителем начальника отдела бухгалтерского учета и ревизионной работы, которым в установленном порядке оформлено соответственно право первой и второй подписи.
Лица, имеющие право подписи первичных учетных документов, счетов-фактур, денежных и расчетных документов, бланков строгой отчетности, договоров, государственных контрактов, соглашений, доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и авансовых отчетов, первичных кассовых, бухгалтерских документов, служащих основанием для перечисления денежных средств:
Право первой подписи предоставлено: министру, заместителям министра;
Право второй подписи предоставлено: начальнику отдела бухгалтерского учета и ревизионной работы, заместителю начальника отдела бухгалтерского учета и ревизионной работы.
Первичные учетные документы, принимаемые к учету, формируются по унифицированным формам первичных документов, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.15 N 52н. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по установленной форме, с обязательным отражением в них всех, предусмотренных порядком их ведения реквизитов.
Для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, министерством самостоятельно разрабатываются необходимые формы документов. Право разработки указанных документов закрепляется за начальником отдела бухгалтерского учета и ревизионной работы, который доводит порядок их заполнения до соответствующих ответственных лиц и устанавливает сроки их представления.
Порядок и сроки передачи первичных учетных документов отражен в графике документооборота министерства (Приложение N 2 к приказу).
3. Форма бухгалтерского учета
В Министерстве устанавливается журнальная форма бухгалтерского учета с элементами автоматизации.
Основными регистрами бюджетного учета в министерстве являются журналы операций, в которых в хронологическом порядке отражаются все осуществляемые финансово-хозяйственные операции. Журналы операций ведутся по единой форме в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.15 N 52н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета": Журнал операций по счету "Касса" N 1, Журнал операций с безналичными денежными средствами N 2, Журнал операций расчетов с подотчетными лицами N 3, Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками N 4, Журнал операций с дебиторами по доходам N 5, Журнал операций расчетов по оплате труда N 6, Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов N 7, Журнал операций по прочим операциям N 8. Журналы операций подписываются начальником отдела бухгалтерского учета и ревизионной работы и лицом составившим журнал операций.
Главная книга формируется на основании данных журналов операций в автоматическом режиме с применением соответствующих программных средств. В главной книге обобщаются данные всех учетных регистров.
4. Рабочий план счетов
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бюджетного учета, утвержденный по Министерству в соответствии с Инструкцией N 157н, Инструкцией N 162н. (Приложение N 3 к приказу)
5. Инвентаризация
В целях обеспечения сохранности материальных ценностей и достоверности данных бюджетного и налогового учета и отчетности ежегодно проводится инвентаризация. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах проводится в соответствии со статьей 11 Закона N 402 "О бухгалтерском учете", пунктами 79-82 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995. N 49.
Проведение инвентаризации обязательно:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
перед составлением годовой бюджетной отчетности;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проведение инвентаризации возлагается на инвентаризационную комиссию, состав которой утверждается приказом министерства. Решение о проведении инвентаризации оформляется приказом. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается в приказе о проведении инвентаризации.
Инвентаризация проводится в следующие сроки:
Инвентаризация основных средств, материальных запасов, расчетов - 1 раз в год, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января; бланков строгой отчетности 1 раз в квартал; кассы ежемесячно.
Результаты инвентаризации отражаются в бюджетном учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бюджетной отчетности. Данные результатов проведенной инвентаризации обобщаются в Инвентаризационной описи и в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) в случае наличия таковых, на основании которых составляется Акт о результатах инвентаризации имущества и обязательств.
6. Расчеты с подотчетными лицами
Денежные средства выдаются под отчет на основании приказа руководителя или служебной записки, согласованной с руководителем. Выдача денежных средств под отчет производится путем перечисления на зарплатную карту сотрудника, материально ответственного лица. Денежные средства под отчет выдаются штатным сотрудникам. Предельная сумма под отчет не может превышать лимита расчетов наличными средствами между юридическими лицами между юридическими лицами в соответствии с пунктом 6 Указания Банка России от 7.10.2013 г. N 3073-У.
В связи с разъездным характером работы денежные средства в под отчет на командировочные расходы выдаются работникам Министерства на основании приказа министерства. По возвращению из командировки сотрудник представляет авансовый отчет об израсходованных суммах в течение 3 рабочих дней. Порядок оформления служебных командировок и возмещения командировочных расходов установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл.
Денежные средства выдаются под отчет на хозяйственные нужды на срок, который сотрудник указал в заявлении на выдачу денежных средств под отчет, но не более 10 рабочих дней. По истечении этого срока сотрудник должен отчитаться в течение трех рабочих дней.
В случаях неполного использования подотчетных сумм (наличия остатка по авансовому отчету), непредставления авансового отчета в установленные сроки, подотчетные суммы подлежат удержанию из заработной платы сотрудника в установленном законодательством порядке, начиная с текущего месяца.
Предельные сроки отчета по выданным доверенностям на получение материальных ценностей устанавливаются следующие:
- в течение 10 календарных дней с момента получения;
- в течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей.
Доверенности выдаются штатным сотрудникам, с которыми заключен договор о материальной ответственности.
Авансовые отчеты брошюруются в хронологическом порядке в последний день отчетного месяца.
7. Учет отдельных видов имущества и обязательств
Бюджетные обязательства принимаются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов, соглашений, договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Начисление расчетов (счет 302.42) по получателям государственной поддержки (субсидий, денежных выплат на развитие кадрового потенциала сельского хозяйства (именные стипендии, ежемесячные доплаты молодым специалистам), грантов (крестьянские фермерские хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы)), а также принятие бюджетных и денежных обязательств по ним (счета 502.11, 502.12) осуществляется на основании реестров, представленными по установленной форме отделом государственной поддержки и отделом социального развития села и сводного финансирования министерства.
Списание материальных запасов может производится по средней фактической стоимости. Учет бланков строгой отчетности ведется на забалансовом счете "03". Бланки строгой отчетности учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 бланк.
8. Расчеты по доходам
Министерство осуществляет полномочия главного администратора (администратора) доходов республиканского бюджета и в бюджеты муниципальных образований в соответствии с законом Республики Марий Эл на очередной финансовый год, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2.06.2015 г. N 308 "О порядке осуществления органами государственной власти Республики Марий Эл (государственными органами Республики Марий Эл) и (или) находящимися в их ведении государственными казенными учреждениями Республики Марий Эл бюджетных полномочий главных администраторов доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов муниципальных образований в Республике Марий Эл". Закрепление кодов доходов бюджетной классификации по администрируемым министерством доходам, ежегодно утверждается приказом министерства. Администрирование по возвратам субсидий и перечисление их в соответствующий уровень бюджета осуществляется на основании: исполнительных листов по решениям судов; выставленных министерством (уведомлений, требований) по возврату субсидий, в том числе на основании актов проверок, а также на основании обращений получателей по добровольным возвратам.
В случае, если для показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета, не установлен метод оценки в законодательстве и в настоящей учетной политике, то величина оценочного показателя определяется профессиональным суждением главного бухгалтера в соответствии с п. 6 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
Списание материальных запасов может производится по средней фактической стоимости. Учет бланков строгой отчетности ведется на забалансовом счете "03". Бланки строгой отчетности учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 бланк.
9. Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерская отчетность составляется в порядке и в сроки, предусмотренные нормативными документами Минфина России, органа, организующего исполнение соответствующего уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации, главного распорядителя (распорядителя) средств бюджетов, в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н., а также руководящими документами, доведенными Министерством финансов Республики Марий Эл.
Квартальная, годовая отчетность формируется и хранится на бумажном носителе, а также в электронном виде с применением программ, в том числе "1С: Предприятие Бухгалтерский учет (бюджет)", Свод - WEB/СМАРТ и представляется Министерству финансов Республики Марий Эл в установленные сроки.
Бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность за отчетные периоды составляется отделом бухгалтерского учета и ревизионной работы в соответствии с нормативными актами, регулирующими представление данных видов отчетности.
10. Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты
В данные бухгалтерского учета за отчетный период включается информация о событиях после отчетной даты - существенных фактах хозяйственной жизни, которые произошли в период между отчетной датой и датой подписания или принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое состояние, движение денег или результаты деятельности учреждения (далее - События).
Факт хозяйственной жизни признается существенным, если без знания о нем пользователи отчетности не могут достоверно оценить финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения. Оценивает существенность влияний и квалифицирует событие как событие после отчетной даты главный бухгалтер на основе своего профессионального суждения.
Событиями после отчетной даты признаются:
1) События, которые подтверждают существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия учреждения. Учреждение применяет перечень таких событий, приведенный в пункте 7 СГС "События после отчетной даты".
2) События, которые указывают на условия хозяйственной деятельности, факты хозяйственной жизни или обстоятельства, возникшие после отчетной даты. Учреждение применяет перечень таких событий, приведенный в пункте 7 СГС "События после отчетной даты".
Событие отражается в учете и отчетности в следующем порядке:
Событие, которое подтверждает хозяйственные условия, существовавшие на отчетную дату, отражается в учете отчетного периода. При этом делается: дополнительная бухгалтерская запись, которая отражает это событие, либо запись способом "красное сторно" и (или) дополнительная бухгалтерская запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете.
События отражаются в регистрах бухгалтерского учета в последний день отчетного периода до заключительных операций по закрытию счетов. Данные бухгалтерского учета отражаются в соответствующих формах отчетности с учетом событий после отчетной даты. В пояснительной записке раскрывается информация о событии и его оценке в денежном выражении.
Событие, указывающее на возникшие после отчетной даты хозяйственные условия, отражается в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным. Аналогичным образом отражается событие, которое не отражено в учете и отчетности отчетного периода из-за соблюдения сроков представления отчетности или из-за позднего поступления первичных учетных документов. При этом информация о таком событии и его денежная оценка приводятся в пояснительной записке.
11. Внутренний финансовый контроль
Внутренний финансовый контроль во исполнение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. N 356 "Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля" и других нормативных актов проводится отделом бухгалтерского учета и ревизионной работы в порядке, установленном приказом министерства, в соответствии с утвержденной на очередной финансовый год картой внутреннего финансового контроля.
Ведение журнала учета результатов внутреннего финансового контроля, составление отчета о результатах внутреннего финансового контроля осуществляется по формам установленным порядком по проведению внутреннего финансового контроля.
12. Хранение
Все учетные документы хранятся в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной в Министерстве. Сроки хранения документов соответствуют приказу Минкультуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения":
а) годовая отчетность - постоянно;
б) квартальная отчетность - не менее 5 лет;
в) документы по начислению заработной платы - не менее 75 лет;
г) остальные документы - не менее 5 лет.
Организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" возложена на руководителя.
13. Изменение учетной политики
Учетная политика Министерства применяется в соответствии с приказом ее утверждающим.
Финансовым годом принимается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Порядок отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, не оговоренных в настоящей учетной политике, определяется путем составления разовых комиссионных актов или путем издания приказов министра.
Принятая учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение документа может производиться в случаях, установленных СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 28 декабря 2018 г. N 269 "Об учетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.