Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29 августа 2017 г. N 47-рп настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к распоряжению
Правительства
Санкт-Петербурга
от 28 декабря 2015 г. N 84-рп
План
мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016 - 2020 годы
29 июня, 29 августа 2017 г.
1. Общие положения
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016 - 2020 годы (далее - "дорожная карта") разработан во исполнение:
Конвенции о правах инвалидов;
Конституции Российской Федерации;
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности".
"Дорожная карта" направлена на обеспечение условий доступности для инвалидов объектов государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, и предоставляемых на них услуг в соответствии с установленными полномочиями, а также оказание при этом необходимой помощи инвалидам.
Основной целью "дорожной карты" является поэтапное обеспечение для инвалидов условий доступности объектов и услуг, установленных в статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы предоставления услуг населению в соответствующих сферах деятельности: здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и информации - с учетом потребностей отдельных категорий инвалидов: инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, зрения, умственного развития.
"Дорожной картой" определяются:
1. Таблица повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг согласно приложению N 1 к "дорожной карте".
2. Перечень мероприятий "дорожной карты" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016 - 2020 годы, реализуемых для достижения указанных значений, согласно приложению N 2 к "дорожной карте".
2. Текущее состояние и проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов в Санкт-Петербурге
По данным автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" (далее - АИС ЭСРН) численность инвалидов в Санкт-Петербурге по состоянию на 01.01.2016 - 662775 чел., что составляет более 15% от общей численности городского населения, в том числе по проблемам здоровья:
инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, - 15645 чел.;
инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, за исключением инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, - 116161 чел.;
инвалиды с нарушением слуха - 17618 чел., в том числе инвалиды I группы - 777 чел.;
инвалиды с нарушением зрения - 9404 чел., в том числе инвалиды I группы - 3199 чел.
Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" ежегодно проводятся опросы среди различных категорий инвалидов по оценке уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и отношения населения к проблемам инвалидов в Санкт-Петербурге.
По итогам опроса, проведенного в 2015 году, доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, составила 58,2%; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Санкт-Петербурге составила 55,5%.
Опыт организации работы в Санкт-Петербурге по обеспечению доступной среды жизнедеятельности формировался поэтапно.
В период с 2001 по 2005 год была реализована целевая социальная программа Санкт-Петербурга "Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов" на 2001 - 2005 годы, утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 17.10.2001 N 726-93.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 N 1269 "О мерах по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования транспортом" в 2008 - 2010 годах реализовывался План мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к государственным объектам социальной инфраструктуры.
В 2013 - 2015 годах была реализована Программа "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013 - 2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2013 N 52-рп.
В настоящее время продолжается работа исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в установленных сферах деятельности в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
Указанным Федеральным законом внесены изменения в том числе в статью 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с внесенными изменениями федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры обязательно с 01.07.2016 в отношении вновь вводимых в эксплуатацию объектов, а также прошедших капитальный ремонт и реконструкцию объектов.
При этом обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры необходимо проводить с учетом требований свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 (до 14.05.2017), и свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр (с 15.05.2017).
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с 01.01.2016 невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В Санкт-Петербурге сформирован системный подход по созданию доступной среды жизнедеятельности: вся система работы по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в настоящее время осуществляется по нескольким направлениям.
По новым объектам (строящимся либо реконструированным) - через организацию должного контроля на этапе проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию.
Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга на этапе проектирования до выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) проводится государственная экспертиза проектной документации на соответствие требованиям действующих стандартов и правил, в том числе в части обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Контроль за вводом с 01.07.2016 объектов нового строительства, соответствующих обязательным требованиям доступности, обеспечивается Комитетом по строительству и Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.
По действующим объектам - в соответствии с отраслевыми федеральными порядками обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденными соответствующими Министерствами, путем проведения паспортизации (обследования) объектов, проведения мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов предоставляемых на объектах услуг, обеспечения доступности объектов при проведении текущего или капитального ремонта.
В настоящее время в Санкт-Петербурге действует интернет-сайт "Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов Санкт-Петербурга" (www.city4you.spb.ru), на котором формируется Карта доступности Санкт-Петербурга.
Карта доступности Санкт-Петербурга представляет собой карту Санкт-Петербурга, на которой отображены объекты социальной инфраструктуры учреждений и организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности с указанием состояния их доступности для различных категорий инвалидов, в том числе по структурно-функциональным зонам объекта.
Сведения об объектах вносятся добровольно с учетом информации, поступающей от пользователей (собственников) объектов в районные комиссии по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения при администрациях районов Санкт-Петербурга с учетом территориальной принадлежности объектов. Уточняющую информацию о степени доступности того или иного объекта можно получить на сайте организации (учреждения), предоставляющей услуги в том числе маломобильным группам населения.
Если организации, предоставляющие услуги, располагаются в арендуемых помещениях, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, руководители организаций должны принимать меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров их аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта.
Кроме того, Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2004 N 387-58 "О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург" предусмотрена возможность возмещения арендатору стоимости работ, связанных с обустройством средствами доступа к объектам социальной инфраструктуры для инвалидов, в рамках заключенных Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга договоров аренды.
В Санкт-Петербурге в целях осуществления координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга действует Координационный совет по делам инвалидов при Губернаторе Санкт-Петербурга, созданный распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 14.08.1997 N 867-р, в состав которого входят представители наиболее крупных организаций инвалидов Санкт-Петербурга, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, федеральных структур, предоставляющих государственные услуги для инвалидов, координатор общественной инспекции инвалидов.
В 2014 - 2016 годах проведено 6 заседаний указанного Координационного совета, на которых рассматривались 24 вопроса, в том числе о ходе реализации исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга мероприятий Программы "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Санкт-Петербург от 23.07.2013 N 52-рп, и мероприятий действующей "дорожной карты".
Таким образом, в Санкт-Петербурге предоставлена возможность общественным объединениям инвалидов активно участвовать в решении проблем людей с инвалидностью.
В Санкт-Петербурге реализация "дорожной карты" осуществляется на 4513 объектах 2618 государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, на которых предоставляются услуги населению, в том числе:
на 737 объектах 359 государственных учреждений здравоохранения;
на 2393 объектах 1854 государственных учреждений образования (1303 объектах 1047 дошкольных образовательных организаций; 845 объектах 669 общеобразовательных организаций; 107 объектах 78 образовательных организаций дополнительного образования детей; 138 объектах 60 профессиональных образовательных организаций);
на 331 объекте 30 государственных учреждений в сфере молодежной политики;
на 339 объектах 109 государственных учреждений социального обслуживания населения;
на 156 объектах 77 государственных учреждений физической культуры и спорта;
на 463 объектах 185 государственных учреждений культуры;
на 12 объектах государственного учреждения в сфере туризма;
на 24 объектах 2 государственных учреждений в сфере труда и занятости населения;
на 58 объектах Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
"Дорожной картой" предусматривается решение следующих основных проблем:
наличие значительного количества объектов, на которых до проведения капитального ремонта или реконструкции необходим выбор собственниками (пользователями) объектов способа предоставления услуги (к месту предоставления услуги, по месту жительства инвалида, в дистанционном режиме) в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
наличие фактов разработки технических заданий, согласования проектно-сметной документации и заключения договоров о строительстве (актов о приемке) новых зданий, осуществлении капитального ремонта (реконструкции) существующих объектов, закупке новых транспортных средств, использующихся для оказания услуг инвалидам, не соответствующих требованиям об обеспечении их доступности для инвалидов, установленных в части 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениям свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (до 14.05.2017) и свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (с 15.05.2017);
неполная оснащенность значительного количества объектов приспособлениями, средствами и источниками информации в доступной форме, необходимыми для получения инвалидами услуг наравне с другими лицами;
обеспечение повышения профессионального уровня специалистов в области строительства и проведения ремонтных работ, специалистов государственных учреждений, непосредственно предоставляющих услуги населению, по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов государственных учреждений и предоставляемых на них услуг;
необходимость постоянной актуализации паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (до 14.05.2017), сводом правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр (с 15.05.2017), на основании приказа Минтруда России от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики".
3. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"
Ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" являются:
1. Обеспечение инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) государственными учреждениями, находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сферах здравоохранения, образования, молодежной политики, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, туризма, труда и занятости, связи и информации, на объектах:
условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, местам отдыха и предоставляемым в них услугам;
условий для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом городского, пригородного, междугородного сообщения, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
условий индивидуальной мобильности инвалидов и возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов, сменные кресла-коляски, адаптированные лифты, поручни, пандусы, подъемные платформы (аппарели), доступные входные группы, доступные санитарно-гигиенические помещения);
сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказания им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
надлежащего размещения оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуска сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
допуска на объекты собаки-проводника при наличии у инвалида документа, подтверждающего ее специальное обучение;
оказания сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами.
2. Осуществление инструктирования или обучения специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в установленных сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Сроки и этапы реализации "дорожной карты"
Реализация мероприятий "дорожной карты" рассчитана на 5 лет с 2016 по 2020 годы и включает три этапа:
первый этап - 2016 год;
второй этап - 2017 - 2019 годы;
третий этап - 2020 год.
Первый этап - анализ состояния доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, обеспечение работ по актуализации паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для формирования актуальной карты доступности Санкт-Петербурга.
В целях приведения нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в соответствие с положениями Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в Санкт-Петербурге приняты:
10 законов Санкт-Петербурга, предусматривающих внесение изменений в 18 законов Санкт-Петербурга в сферах социальной защиты и социального обслуживания, труда и занятости, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, специализированного транспортного обслуживания, водного транспорта, избирательного права, культурного наследия, специализированного жилищного фонда, жилищной политики, градостроительства;
8 постановлений Правительства Санкт-Петербурга в сферах социального обслуживания, труда и занятости, информации и связи, торговли, градостроительства.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2017 N 76 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" в Положения о 10 исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга включены полномочия по проведению мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов в подведомственных государственных учреждениях.
Внесены изменения в 3 государственные программы Санкт-Петербурга в сферах труда и занятости, социальной защиты населения, образования в части включения мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг, обеспечивающих исполнение "дорожной карты".
Комитетом по строительству и Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга обеспечен контроль за соблюдением требований по обеспечению условий доступности для инвалидов на вновь вводимых в эксплуатацию объектах, а также объектах, прошедших капитальный ремонт и реконструкцию. В 2016 году в рамках Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга введено в эксплуатацию 17 объектов социальной инфраструктуры, которые полностью соответствуют требованиям доступности для инвалидов.
Для обеспечения доступности объектов государственных учреждений до их капитального ремонта или реконструкции исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга проведена следующая работа.
Приняты организационно-распорядительные документы, предусматривающие мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов объектов государственных учреждений, находящихся в ведении 7 исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сферах здравоохранения, образования, молодежной политики, социальной защиты населения, культуры, труда и занятости, транспорта, и 18 администраций районов Санкт-Петербурга, в рамках проводимых работ по капитальному (комплексному, отдельных функциональных зон) и текущему ремонту, приобретение технических средств адаптации.
Организована работа по выбору способа предоставления услуги на объектах учреждений до проведения реконструкции или капитального ремонта объектов.
Осуществляется работа по паспортизации и актуализации паспортов государственных учреждений, предоставляющих услуги населению, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, с последующим размещением (обновлением) сведений об объектах государственных учреждений на Карте доступности Санкт-Петербурга на интернет-сайте: www.city4you.spb.ru.
В целях организации инструктирования специалистов государственных учреждений по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга приняты следующие административно-распорядительные акты:
в сфере социальной защиты населения - приказ Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 10.11.2015 N 155 "Об организации инструктирования специалистов государственных учреждений по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере социальной защиты населения";
в сфере физической культуры и спорта - распоряжение Комитета по физической культуре и спорту от 24.11.2015 N 507-р "Об организации инструктирования сотрудников государственных учреждений, оказывающих услуги населению, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге";
в сфере труда и занятости - распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 04.12.2015 N 242-р "Об организации инструктирования специалистов подведомственных государственных автономных учреждений по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере занятости населения";
в сфере транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры - приказ Комитета по транспорту от 23.07.2014 N 167, приказ Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен" от 12.08.2016 N 1049 "О вводе в действие "Регламента взаимодействия подразделений метрополитена при оказании услуг по перевозке пассажиров с нарушениями опорно-двигательного аппарата".
Проведена работа по инструктированию специалистов государственных учреждений по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, в сферах образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, труда и занятости, транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры.
Всего в 2016 году проинструктированы более 140 тыс. специалистов государственных учреждений.
Второй этап - осуществление мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Санкт-Петербурга и государственными программами Санкт-Петербурга; внесение изменений в государственные программы Санкт-Петербурга в части включения мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов государственных учреждений, находящихся в ведении отраслевых Комитетов и администраций районов Санкт-Петербурга.
Третий этап - анализ результатов формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Санкт-Петербурге с учетом проведенных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга мероприятий в рамках реализации государственных программ Санкт-Петербурга и достижения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.