Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 3 февраля 2016 г. N 269-р
Положение
об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении
1. Общие положения
1.1. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении (далее - лица с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды, далее - участники ГИА) проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1400, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 N 1394, Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082, Порядком аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.06.2013 N 491, Методическими рекомендациями по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, направленными письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.12.2015 N 01-311/10-01, письмом Министерства просвещения РСФСР от 08.07.1980 N 281-М "О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2015 N 355 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "Об образовании в Санкт-Петербурге".
1.2. Для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе итогового сочинения (изложения) (далее - ГИА), организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
1.3. К лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.3.1. Учитывая, что исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся, выпускники прошлых лет признаются лицами с ОВЗ, отсутствует, ПМПК вправе принимать решения по выдаче заключений о признании обучающихся, а также выпускников прошлых лет лицами с ОВЗ самостоятельно в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития, при этом срок обращения обучающихся, выпускников прошлых лет или их родителей (законных представителей) в ПМПК может не иметь решающего значения для принятия указанного решения.
1.3.2. Участники ГИА или их родители (законные представители) вправе не предоставлять заключение ПМПК о создании специальных условий при проведении ГИА или о причислении их к категории лиц с ОВЗ.
1.4. Предоставленное лицами с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами или их родителями (законными представителями) заключение ПМПК является основанием для создания рекомендованных в заключении ПМПК условий для проведения ГИА.
2. Регистрация лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
2.1. Лица с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА представляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Для получения рекомендаций по созданию дополнительных организационно-технологических условий лица с ОВЗ, обучавшиеся или обучающиеся в общеобразовательных организациях (классах), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее - СКОУ), или их родители (законные представители), обращаются в территориальные ПМПК, а лица с ОВЗ, обучавшиеся или обучающиеся в общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - ОУ), или их родители (законные представители) - в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ЦПМПК), созданную на базе Государственного бюджетного учреждения Регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" Санкт-Петербурга.
2.2. Дети-инвалиды и инвалиды при подаче заявления на участие в ГИА представляют оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
2.3. Регистрация лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов на ГИА осуществляется в те же сроки, что и для остальных участников ГИА.
2.4. По окончании сроков регистрации районный координатор представляет в региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ) список всех участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.
3. Особенности организация пункта проведения экзамена
3.1. Пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ) для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов организуются на базе СКОУ или на базе ОУ, в которых может быть назначена специализированная аудитория (аудитории), в больнице (медицинском учреждении), в которой обучающийся находится на длительном лечении, и на дому.
3.2. В специализированной аудитории (аудиториях) могут находиться участники ГИА с различными заболеваниями. При этом формируются отдельные аудитории для следующих категорий участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов:
участники ГИА с глубокими нарушениями зрения (незрячие);
слабовидящие участники ГИА;
глухие, позднооглохшие участники ГИА;
слабослышащие участники ГИА;
участники ГИА с тяжелыми нарушениями речи;
участники ГИА. с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
участники ГИА с задержкой психического развития;
участники ГИА с расстройствами аутистического спектра;
иные категории участников с ОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др.).
3.3. В случае небольшого количества лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов допускается рассадка незрячих, поздноослепших и слабовидящих участников в одну аудиторию. Также в одной аудитории можно рассадить глухих, позднооглохших, слабослышащих участников ГИА, а также участников с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата с иными категориями лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.
Не рекомендуется объединять с другими категориями участников ГИА с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра.
3.4. Количество рабочих мест в каждой аудитории для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов не должно превышать 12 человек.
В случае проведения в один день двух экзаменов в соответствии с единым расписанием, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации, допускается в специализированной аудитории или в специальном ППЭ рассадка в одну аудиторию участников не более чем двух разных экзаменов (за исключением ГИА по иностранным языкам) в случае, если количество участников экзаменов не превышает 5 человек по каждому предмету.
3.5. ППЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов должен быть оборудован по их заявлению с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия должны обеспечивать:
возможность беспрепятственного доступа участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;
наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту;
наличие в аудитории места для ассистента;
наличие специальных кресел и других приспособлений;
при отсутствии лифтов аудитория для участников ГИА с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должна располагаться на первом этаже.
3.6. Аудитории ППЭ для слабослышащих участников экзамена при необходимости оборудуются звукоусиливающей аппаратурой. Освещенность каждого рабочего места в аудитории для слабовидящих должна быть равномерной и не ниже 300 люкс.
3.7. Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие лицам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:
содействие в перемещении;
оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
вызов медицинского работника;
оказание первой медицинской помощи;
помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод - для глухих);
помощь при чтении и оформлении заданий.
3.8. Ассистентом может быть назначен штатный сотрудник ОУ, в том числе сотрудник СКОУ. Для сопровождения участников ГИА запрещается назначать учителя-предметника по предмету, по которому проводится ГИА в данный день, за исключением категорий незрячих и глухих участников ГИА (на экзамены по русскому языку и математике допускаются сурдопедагог - для глухих и тифлопедагог - для слепых участников).
Списки ассистентов согласовываются Государственной экзаменационной комиссией Санкт-Петербурга (далее ГЭК) и утверждаются Комитетом по образованию.
3.9. Аудитории для проведения ГИА по основным образовательным программам для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, по возможности, оборудуются средствами видеонаблюдения без возможности трансляции вещания в сеть "Интернет" (в режиме off-line).
3.10. Руководитель ППЭ обязан:
3.10.1. Для незрячих участников экзамена:
совместно с руководителем ОУ, на базе которого размещен ППЭ, подготовить в необходимом количестве черновики из расчета по десять листов для письма по системе Брайля на каждого участника ГИА;
подготовить в необходимом количестве памятки для слепых участников ГИА по заполнению тетрадей для ответов на задания ГИА (Приложение 2 к Положению);
подготовить помещение для работы комиссии тифлопереводчиков.
3.10.2. Для слабовидящих участников экзамена:
для участников единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) - в случае масштабирования контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), бланков регистрации и бланков ответов N 1 подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата A3 и форму ППЭ-11 для наклеивания на пакеты;
подготовить в необходимом количестве технические средства для масштабирования КИМ и бланков регистрации и бланков N 1 до формата A3.
В случае отсутствия технических средств - выдать увеличительное устройство - лупу.
3.10.3. Для глухих и слабослышащих участников экзамена:
подготовить в необходимом количестве печатный вариант правил по заполнению бланков ГИА и инструкции, которая зачитывается участникам экзамена;
оборудовать аудитории звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования.
3.10.4. Для участников ЕГЭ с тяжелыми нарушениями речи (дислексия) при необходимости привлекается ассистент, или предлагается аудиозапись письменных текстов и заданий (должна быть необходимая подготовлена аппаратура для воспроизведения аудиозаписи).
3.11. В ППЭ, где проводится ГИА для слабовидящих и где осуществляет свою работу комиссия тифлопереводчиков, количество уполномоченных представителей/членов ГЭК должно быть увеличено для обеспечения контроля за переносом ответов слабовидящих и незрячих участников ГИА с увеличенных бланков (тетрадей для ответов) на стандартные.
В каждой аудитории для слабовидящих (аудитории, в которой работает комиссия тифлопереводчиков) во время переноса ответов участников экзамена с увеличенных бланков на стандартные должен находиться уполномоченный представитель/член ГЭК.
3.12. В ППЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов общественных наблюдателей рекомендуется направлять в каждую аудиторию.
3.13. Для лиц, имеющих медицинские основания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК, а также для лиц, находящихся на длительном лечении в медицинском учреждении, экзамен может быть организован на дому, в больнице (медицинском учреждении). Для этого создается ППЭ по месту жительства участника ГИА, по месту нахождения больницы (медицинского учреждения) с выполнением минимальных требований процедуры и технологии проведения ГИА:
назначение руководителя ППЭ, одного организатора, уполномоченного представителя/члена ГЭК, при необходимости технического специалиста;
организация для участника ГИА посадочного места (с учетом его состояния здоровья);
организация рабочих мест для всех работников ППЭ.
3.14. Непосредственно в помещении, где находится участник ГИА, должно быть организовано видеонаблюдение без возможности трансляции вещания в сеть "Интернет" (в режиме off-line).
3.15. Особенности организации ППЭ для участников ГИА с различными заболеваниями, детей-инвалидов и инвалидов приведены в приложении 2 к Положению.
4. Подготовка экзаменационных материалов для участников ГИА с глубокими нарушениями зрения (слепых)
4.1. Подготовка экзаменационных материалов (далее - ЭМ) для проведения государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ), государственной итоговой аттестации по образовательной программе основного общего образования в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) и ГВЭ для участников ГИА с глубокими нарушениями зрения (незрячих) осуществляется в РЦОИ, в специально выделенном помещении, где организовано видеонаблюдение, в сроки, соответствующие подготовке ЭМ для проведения ОГЭ и ГВЭ в Санкт-Петербурге.
4.2. Ответственный сотрудник РЦОИ передает председателю Комиссии тифлопереводчиков ЭМ и секьюрпаки.
4.3. Члены Комиссии тифлопереводчиков оформляют ЭМ шрифтом Брайля вручную или с использованием необходимого оборудования (с помощью технических специалистов), формируют индивидуальные комплекты для незрячих участников экзамена, упаковывают комплекты в секьюрпаки и передают по окончании работы упакованные ЭМ и плоскопечатные тексты ответственному сотруднику РЦОИ.
5. Особенности проведения ГИА в ППЭ
5.1. Продолжительность экзамена для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа (за исключением ЕГЭ/ОГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение")). Продолжительность ЕГЭ/ОГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение") для указанных лиц увеличивается на 30 минут.
В случае нахождения в одной специализированной аудитории вместе со слабовидящими участниками экзамена других лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов экзамен начинается для всех участников в аудитории единовременно после увеличения экзаменационных материалов для слабовидящих.
5.2. Глухим и слабослышащим участникам ГИА выдаются правила по заполнению бланков ГИА и краткая инструкция, зачитываемая участникам ГИА перед началом экзамена.
5.3. При проведении ГИА для обучающихся с глубокими нарушениями зрения (незрячих) используются ЭМ, переведенные на шрифт Брайля (рельефно-точечный шрифт), и специальные тетради (для письма рельефно-точечным шрифтом с использованием письменного Брайлевского прибор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.