Решение Санкт-Петербургского Городского Суда
от 23 октября 2015 г. N 150/2015
Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
при секретаре Боренковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора Санкт-Петербурга к административному ответчику Губернатору Санкт-Петербурга об оспаривании законности Распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 N 1112-ра " Об утверждении Правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге", суд
установил:
Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 N 1112-ра " Об утверждении Правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге" утверждены Правила обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге (л.д.29).
Указанный нормативный правовой акт опубликован в изданиях "Санкт-Петербургские ведомости" от 06.06.2003 N 105-106 и "Вестнике Администрации Санкт-Петербурга" от 30.06.2003 N 6.
Правила действуют в субъекте Российской Федерации городе федерального значения Санкт-Петербурга и изменениями, вносимыми постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2005 N 1589 и от 14.12.2006 N 1577 (л.д. 90-91 ).
Прокурор Санкт-Петербурга обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании законности Правил, указывая, что они приняты с нарушением компетенции субъекта и противоречат ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", поскольку регулируют вопросы, отнесенные к компетенции Российской Федерации и противоречат федеральному законодательству. Кроме того, противоречат ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В судебном заседании заявленные требования поддержаны в полном объеме представителями Прокурора Санкт-Петербурга по доверенностям Шарыгиной Е.А. и Рыбаловой О.А.
Представитель Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Петров Д.Ю. полагал требования необоснованными, тем ни менее пояснил, что с учетом изменений федерального законодательства в рассматриваемой области, Правительством Санкт-Петербурга принимаются меры к отмене нормативного правового акта, в связи с принятием нормативного правового акта субъекта в соответствии с изменениями федерального законодательства.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 N 1112-ра утверждены Правила обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге.
Согласно преамбуле к Правилам они разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и в целях упорядочения действий со строительными отходами в Санкт-Петербурге.
В соответствии с частью 1 ст. 9, ст.ст.42, 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления "с изменениями и дополнениями в редакции ФЗ от 29.06.2015 и 01.07.2015 г. порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу положений статьи 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том числе, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
В Санкт-Петербурге вопросы организации деятельности по обращению с промышленными отходами находятся в компетенции исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Таким образом, компетенция субъекта Российской Федерации по принятию нормативного правового акта по регулированию действий в субъекте со строительными отходами предусмотрена федеральным законодательством.
Между тем, принятый в пределах компетенции нормативный правовой акт должен соответствовать требованиям федерального законодательства.
Оспариваемые Прокурором Санкт-Петербурга Правила обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге были утверждены Администрацией Санкт-Петербурга в 2003 году. С объективностью следует отметить, что с указанной даты и, на действующий период двенадцати лет действия нормативного правового акта, федеральное законодательство, на котором он основан, претерпело многочисленные изменения (23 редакции ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Оспариваемый нормативный правовой акт, принятый в 2003 году не обеспечивает реализацию всех указанных полномочий в комплексе, предусмотренных ФЗ.
На указанные обстоятельства указал в пояснительной записке и.о. председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (л.д. 56 ), что фактически является признанием объективности доводов заявленных требований прокурора.
Представленный суду проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о признании утратившим силу оспариваемого распоряжения предусматривает признание утратившим силу распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 N 1112-ра, и постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2005 N 1589 и от 14.12.2006 N 1577. Указанный проект прошел процедуру согласования, что подтверждается справкой согласования (л.д. 55 ).
Суд полагает, что оспариваемое Положение по своему содержанию не отвечает определенности, которая предусмотрена Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства".
На основании изложенного, суд полагает, что принятый в пределах компетенции, в настоящее время оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с момента вступления решения в законную силу, поскольку не отвечает требования Федерального закона "Об отходах производства и потребления", действующего в редакции от 29.06.2015 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2015.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 21.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Прокурора Санкт-Петербурга к административному ответчику Губернатору Санкт-Петербурга об оспаривании законности Распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 N 1112-ра " Об утверждении Правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге" в редакции от 20.10.2005 и от 14.12.2006 г. удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу Распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 N 1112-ра "Об утверждении Правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге" в редакции от 20.10.2005 и от 14.12.2006 г.
Сообщение о данном решении подлежит официальному опубликованию.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.А. Гунько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского Городского Суда от 23 октября 2015 г. N 150/2015
Текст решения официально опубликован не был