Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
письму
Комитета по образованию
от 18 марта 2016 г. N 03-20-859/16-0-0
Методические рекомендации
для образовательных организаций Санкт-Петербурга по реализации требований Историко-культурного стандарта при переходе на линейную модель изучения истории
1. Общие положения
Целью школьного исторического образования является формирование у школьников целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России в мире.
С целью повышения качества школьного исторического образования в 2013-14 годах была разработана "Концепция нового УМК по отечественной истории", включающая Историко-культурный стандарт (См. Вестник образования. 2014. N 13).
Концепция определила базовые принципы исторического образования:
преемственность исторических периодов;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
непрерывность исторического образования на протяжении всей жизни.
Историко-культурный стандарт (далее - ИКС) внёс ряд изменений в содержание курса отечественной истории:
уточнены историческая периодизация и некоторые даты;
определен ряд понятий (ордынская зависимость, Великая Российская революция 1917 г. и др.);
выделены "трудные вопросы" истории, на которые в обучении истории необходимо обратить особое внимание;
усилена патриотическая направленность курса, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;
уделено особое внимание изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России;
включен обязательный региональный/локальный компонент при изучении предмета "История".
Требования ИКС реализуются на основе Примерной программы по истории, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15) (см. п. 1.2.5.5. История России. Всеобщая история и п. 2.2.2.5. История России. Всеобщая история // Примерная основная образовательная программа основного общего образования. С. 85-61, 275-315 // Электронный ресурс реестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ: http://fgosreestr.ru/) (далее - Примерная программа).
В 2016/17 учебном году общеобразовательным организациям необходимо руководствоваться при изучении учебного предмета "История" в 5-7 классах требованиями данной Примерной.
2. Переход на линейную модель обучения истории
Историко-культурный стандарт (далее - ИКС) предполагает переход к линейной модели обучения истории в 5-10 классах. В соответствии с Примерной программой изучение истории начинается в основной школе с курса "Всеобщая история". Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Учебный предмет "История" как часть предметной области "Общественно-научные предметы" изучается в качестве обязательного предмета (68/2 - минимум часов/часа в неделю). Переход на линейную модель начинается в 2016/17 учебном году в VI и VII классах (см. табл. 1).
Таблица 1
Переход на линейную структуру изучения истории
|
Учебные годы |
Классы |
1. |
2016/2017 |
VI и VII |
2. |
2017/2018 |
VIII |
3 |
2018/2019 |
IX |
Профильная школа | ||
4. |
2019/2020 |
X |
5. |
2020/2021 |
XI |
С 2016/17 учебного года в VI-VII классах организация изучения учебного предмета "История" осуществляется в соответствии с синхронизацией курсов истории, предлагаемой Примерной программой- см. табл. 2.
Таблица 2
Синхронизация курсов истории
Кл./курс |
Всеобщая история |
История России |
6 |
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье Зрелое Средневековье Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки. |
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII -XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в конце X - начале XII в. Культурное пространство Русь в середине XII - начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Культурное пространство Формирование единого Русского государства в XV веке Культурное пространство Региональный компонент |
7 |
ИСТОРИЯ нового ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции Европа в конце XV- начале XVII в. Европа в конце XV- начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII-XVIII в. Страны Востока в XVI-XVIII вв. |
РОССИЯ В XVI - XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ Россия в XVI веке Смута в России Россия в XVII веке Культурное пространство Региональный компонент |
Необходимо обратить внимание, что в переходный 2016/17 учебный год в VI классе изучается период "ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII-XV вв.", а изучение событий XVI века переносится в VII класс для изучения в 2017/18 учебного года (РОССИЯ В XVI-XVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ. До начала правления Петра Г). При этом в VII классе в начале 2016/17 учебном году выделяется время на повторение и обобщение материла по всеобщей и отечественной истории XVI в., изученного в предыдущем году в VI классе.
Руководителям общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга рекомендуется использовать дополнительные часы из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, на изучение предмета "История", прежде всего, на изучение курса истории России:
VI класс - 0,5 часа (всего 85 часов в год: по 2 часа в неделю в первом полугодии, 3 часа - во втором полугодии);
VII класс - 1 час (всего 102 часа в год: по 3 часа в неделю).
Таблица 3
Примерное распределение часов на курсы Всеобщей истории и Истории России
|
Класс |
Кол-во обязательных часов: всего |
Из них на курсы: |
Кол-во часов с добавлением из вариативного компонента |
Из них на курсы: |
1. |
V |
34 |
История Древнего мира - 68 ч. Возможно в рамках данных часов изучение модуля "Введение в изучение истории" - 8-10 ч. |
|
|
2. |
VI |
68 |
История Средних веков - 28-30 ч.); История России. VIII-XV вв. - 40-38 ч. |
85 |
История Средних веков - 28-30 ч.); История России. VIII-XV вв. - 57-55 ч. |
3. |
VII |
68 |
Всеобщая история: Новое время. XVI-XVII вв. - 24-26 ч.; История России. XVI-XVII вв.- 44-42 ч. |
102 |
Всеобщая история: Новое время. XVI-XVII вв. - 24-26 ч.; История России. XVI-XVII вв. - 70-74 ч. |
Дополнительные часы рекомендуется использовать для наиболее полной реализации содержательных единиц ИКС на ступени основной школы (в Примерной программе данные содержательные единицы выделены курсивом), более глубокого изучения вопросов духовно-нравственной культуры народов России в рамках изучаемого периода, а также для организации проектной, учебно-исследовательской и т.п. деятельности обучающихся. Это позволит максимально учитывать индивидуальные познавательные потребности школьников, шире использовать современные методы преподавания истории, направленные на большую активность учащихся на уроках, обеспечивающие личностную значимость, практическую направленность всего учебного содержания.
С VIII класса (история XVIII века) дополнительные часы вариативного компонента учебного плана образовательной организации будет возможно использовать также на реализацию регионального компонента курса истории России на примере изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.
Если образовательная программа общеобразовательной организации ориентирована на углубленное (профильное) изучение общественно-научных дисциплин, в том числе на уровне основного общего образования (VIII-IX классы), выделение дополнительного времени на изучение учебного предмета "История" является необходимым условием подготовки обучающихся к профильному обучению, осознанному выбору базового или профильного уровня изучения предметов в 10-11 классах.
Увеличение количества часов на изучение истории необходимо отразить в рабочей программе учителя.
3. О выборе учебно-методического комплекса по истории
При выборе учебно-методического комплекса (далее - УМК) по истории России следует обращать внимание на полноту учебно-методического комплекса, предлагаемого издательством для обучающихся и учителей в соответствии с требованиями ИКС. Также важно учитывать наличие в линии современных учебников по Всеобщей истории преемственность с УМК по другим предметам и уровням обучения. Особенности выбора УМК отражаются в пояснительной записке к рабочей программе (см. также Письмо МОиН РФ "О рабочих программах по учебным предметам" N 08-1786 от 28.10.2015 г.).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. N 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (далее - Приказ) определяет:
"2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники...".
Таким образом, при переходе в VI-VII классах на линейную модель материал учебников, закупленных до вступления в силу вышеуказанного приказа, может быть использован с учетом принятой синхронизации изучения курсов истории.
По курсам всеобщей истории учебники для линейной модели в действующем федеральном перечне учебников отсутствуют, поэтому могут использоваться учебники, изданные ранее.
Приказ утвердил изменения в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию, в том числе в VI-VII классах.
Таблица 4
Издательство |
Учебник |
Автор(ы) |
"Просвещение" |
История России 6 класс |
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / под ред. А.В. Торкунова |
История России 7 класс |
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ под ред. А.В. Торкунова |
|
"Русское слово" |
История России 6 класс |
Пчелов Е.В., Лукин П.В. |
История России 7 класс |
Пчелов Е.В., Лукин П.В. |
|
"Дрофа" |
История России 6 класс |
Андреев И.Л., Федоров И.И. |
История России 7 класс |
Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосов И.Н. |
Подробная информация об учебниках, указанных в таблице 4, представлена на сайтах издательств.
Составитель - кафедра социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (консультирование осуществляется по пон., ср., птн. 14-00 - 17-00, ср., чтв.: 10-00 - 13-00 в кааб. 301, тел. 713-35-89, e-mail: kafedraso2010@yandex.ru)
<< Назад |
||
Содержание Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 18 марта 2016 г. N 03-20-859/16-0-0 "О направлении методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.