Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Правительства Санкт-Петербурга
от 22.04.2016 N 29-рп
Программа развития
промышленного кластера "Инновационный территориальный промышленный кластер "Композитный кластер Санкт-Петербурга"
1. Паспорт программы развития промышленного кластера "Инновационный территориальный промышленный кластер "Композитный кластер Санкт-Петербурга" (далее - Программа)
1 |
Наименование Программы |
Программа развития промышленного кластера "Инновационный территориальный промышленный кластер "Композитный кластер Санкт-Петербурга" (далее - Кластер) |
2 |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р; постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика"; приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" |
3 |
Цели Программы |
Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции; повышение затрат на исследования и разработки за счет частного сектора; развитие механизмов поддержки совместных кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций и предприятий, входящих в Кластер (далее - организации Кластера), и содействие повышению эффективности их взаимодействия; повышение инвестиционной привлекательности Кластера; инновационное развитие в сферах промышленности и жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга за счет технологического преобразования существующих инфраструктурных технологических платформ на основе новых технологических решений с использованием новых композиционных материалов |
4 |
Задачи Программы |
Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций в Кластере; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок для нужд организаций Кластера; развитие производственного потенциала и производственной кооперации организаций Кластера; создание и развитие современной научно-технической инфраструктуры для организаций Кластера; стимулирование предпринимательской и инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся организациями Кластера; продвижение продукции Кластера на внутренний и внешний рынки |
5 |
Сроки реализации Программы |
2016 - 2018 гг. |
6 |
Участники Программы |
Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга; общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Композитный Кластер Санкт-Петербурга" |
7 |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Рост количества новых субъектов малого и среднего предпринимательства организаций Кластера не менее чем на 20% за плановый период; рост количества реализованных совместных кластерных проектов не менее чем на 20% за плановый период; рост количества созданных рабочих мест организациями Кластера не менее чем на 10% за отчетный период; рост средней заработной платы в организациях Кластера не менее чем на 5% в год в течение планового периода; увеличение объема реализованных товаров (работ, услуг) организациями Кластера не менее чем на 10% в течение планового периода |
2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера
2.1. Информация о рынке композитных материалов в Российской Федерации
В настоящее время продажи композиционных материалов в Российской Федерации значительно уступают ведущим странам и составляют менее 1-3% (300-500 тыс.т) мирового рынка. Так, согласно материалам третьей международной конференции "Композиты и компаунды 2014" применение полимерных композитных материалов при изготовлении морских судов составляет 0,1%, тогда как в мире этот показатель равен 68%. Как и за рубежом, в России основным потребителем композитных материалов является авиационная промышленность. К особенностям следует отнести значительную долю потребления таких материалов в строительстве и атомной энергетике. В отличие от стран Западной Европы в России уделяется большое внимание такой высокотехнологичной отрасли, как атомная энергетика, в которой позиции Российской Федерации являются традиционно сильными. По структуре потребляемых материалов российский рынок композитных материалов, также как и мировой, характеризуется значительной долей композитов на основе стекловолокна, которая по разным оценкам составляет около 130 тыс.т.
Инерционный сценарий потребления композитных материалов в Российской Федерации фиксирует текущее положение, когда основным потребителем является авиастроение. Изменение в базовом и инновационном сценариях соотношений в пользу других отраслей свидетельствует о готовности государства оказать поддержку и стимулировать потребление в других отраслях экономики.
В 2015 году ряд ведущих компаний отрасли производства композитных материалов в Санкт-Петербурге и соседних регионах, проанализировав перспективы развития рынка композитов, приняли решение о создании Кластера.
Стратегической целью Кластера является повышение конкурентоспособности санкт-петербургских предприятий-производителей композитных материалов и конструкций из них, создание уникальных компетенций и развитие партнерской сети, формирующих бренд Кластера, притягивающий к нему новых участников и открывающий новые рынки для композитных материалов и изделий из них.
Кластер объединяет порядка 20 компаний, в которых занято более 1000 человек, общий объем выпуска промышленной продукции организациями Кластера составил около 20 млрд. руб. в 2015 году.
2.2. Основные виды продукции, производимой организациями Кластера
Организациями Кластера производятся следующие основные виды продукции:
суда из композитных материалов;
комплектующие изделия к судам из композитных материалов;
композитная арматура и другие строительные материалы, выполненные из стеклянных, базальтовых, углеродных или арамидных волокон;
композитные покрытия и бетоны;
продукция для жилищно-коммунального хозяйства, в том числе трубы для канализации и водопровода, выполненные из композитных материалов;
проектирование и производство специальных технических изделий с заданными свойствами из полимерных конструкционных материалов.
2.3. Ключевые рынки и потребители продукции Кластера
Композитные материалы применяются при строительстве инженерных сетей, в частности водопроводных систем, при создании объектов транспортной инфраструктуры, в жилищном, коммерческом и промышленном строительстве, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства и при благоустройстве.
Активными потребителями изделий из композитных материалов являются государственные предприятия. Государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" успешно применяет композиты при сооружении конструкций обустройства стволов вентиляционных шахт, при замене направляющих поручней и гребней ступеней эскалаторов, для замены створок дверей, при герметизации кабелей и ходовых рельсов.
Организации Кластера производят продукцию для нужд Министерства обороны Российской Федерации, организаций, осуществляющих вылов биоресурсов, и компаний, занимающихся перевозками грузов и пассажиров морским и речным водным транспортом.
3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз Кластера
Проведенные исследования тенденций рынка композитных материалов, анализ внешней конкурентной среды, позиций организаций Кластера на отраслевом рынке, позволяют выделить сильные, слабые стороны, возможности и угрозы для организаций Кластера на рынках Российской Федерации, Санкт-Петербурга и зарубежных стран.
3.1. Сильные стороны Кластера
Высокие эксплуатационные характеристики выпускаемой продукции;
наличие производственной базы;
высокая конкурентоспособность новых продуктов;
возможность оперативного внедрения научных разработок;
наличие сырья в регионе.
3.2. Слабые стороны
Низкий уровень знаний о характеристиках продукции у целевой аудитории;
высокий уровень производственных затрат;
отсутствие единых требований к продукции;
слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятиях;
отсутствие специализированного производственного оборудования;
недостаток квалифицированных кадров;
отсутствие схемы внутреннего софинансирования разработок;
отсутствие опыта кластерного взаимодействия.
3.3. Возможности для Кластера
Потенциально большие объемы рынков;
создание исследовательской площадки;
создание кластерной системы подготовки кадров;
государственный курс на импортозамещение.
3.4. Угрозы для Кластера
Использование импортного сырья;
отсутствие регламентирующей нормативно-правовой базы;
риск конкуренции со стороны поставщиков импортной продукции;
отсутствие необходимого оборудования;
нехватка квалифицированных специалистов.
4. Сроки реализации Программы
Срок реализации программы: 2016 - 2018 годы.
Этапы реализации программы не предусмотрены.
5. Индикаторы реализации Программы
Индикаторы реализации Программы представлены в таблице 1.
Таблица 1
|
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Значение индикатора по годам |
||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Количество новых субъектов малого и среднего среди организаций Кластера |
в % к предыдущему году |
5 |
10 |
10 |
2 |
Количество реализованных совместных кластерных проектов |
единиц |
1 |
1 |
2 |
3 |
Количество созданных рабочих мест организациями Кластера |
в % к предыдущему году |
5 |
5 |
5 |
4 |
Рост средней заработной платы в организациях Кластера |
в % к предыдущему году |
5 |
5 |
10 |
5 |
Объем реализованных товаров (работ, услуг) организациями Кластера |
млн. руб.в год |
20000 |
20500 |
21000 |
6. Перечень мероприятий, осуществляемых в 2016 году и плановом периоде 2017 - 2018 годов
Мероприятия, осуществляемые в 2016 году и плановом периоде 2017 - 2018 годов в целях развития Кластера, предусмотрены в подразделе 3.5 раздела 3 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015 - 2020 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.