Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму комитета общего и
профессионального образования
Ленинградской области
от 27 марта 2015 г. N 19-1969/15-0-0
Методические рекомендации
по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности
Образовательные программы в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее- 273-ФЗ) являются составляющей частью системы образования в Российской Федерации. Частью 1 статьи 12 273-ФЗ определено, что именно образовательные программы определяют содержание образования.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р) одним из принципов государственной политики развития дополнительного образования детей является принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация.
Образовательная программа становится основным компонентом образовательного процесса в образовательной организации. Соответственно, от качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.
Образовательные программы, реализуемые в области физической культуры и спорта (часть 2 статьи 84 273-ФЗ) |
| | |
/--------------------------------\ /-----------------\ /-------------------\
|Интегрированные образовательные| |Профессиональные | |Дополнительные |
|программы - образовательные| |образовательные | |общеобразовательные |
|программы основного общего и| |программы | |программы включают в|
|среднего общего образования,| | | |себя (часть 3 статьи|
|интегрированные с дополнительными| | | |84 273-ФЗ): |
|предпрофессиональными | | | | |
|образовательными программами | | | | |
\---------------------------------/ \------------------/ \--------------------/
| |
/-------------------------------------------/ |
/-----------------------------------\ /--------------------------------------\
|Дополнительные общеразвивающие| |Дополнительные предпрофессиональные|
|программы | |программы |
|Направлены на физическое воспитание| |Направлены на отбор одаренных детей,|
|личности, выявление одаренных детей,| |создание условий для их физического|
|получение ими начальных знаний о| |воспитания и физического развития,|
|физической культуре и спорте| |получение ими начальных знаний, умений,|
|(программы физического воспитания и| |навыков в области физической культуры и|
|физкультурно-оздоровительные | |спорта (в том числе избранного вида|
|программы) На основании п. 9 Приказа| |спорта) и подготовку к освоению этапов|
|N 1008 одной из направленностей| |спортивной подготовки |
|дополнительных общеразвивающих| | |
|программ является физкультурно-| | |
|спортивная направленность,| | |
|соответственно, и обозначать данные| | |
|образовательные программы необходимо| | |
|следующим образом: дополнительные| | |
|общеразвивающие программы| | |
|физкультурно - спортивной| | |
|направленности | | |
\------------------------------------/ \---------------------------------------/
Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам определены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (далее - Приказ N 1008).
Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта определены Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (далее - Приказ N 1125).
Соответственно, при реализации дополнительных общеразвивающих программ физкультурно- спортивной направленности необходимо руководствоваться как Приказом N 1008, так и Приказом N 1125.
В соответствии с пунктом 3.3 Приказа N 1125 дополнительные общеразвивающие программы физкультурно- спортивной направленности разрабатываются только для спортивно - оздоровительного этапа спортивной подготовки.
Содержание
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности
Частями 1, 4 статьи 75 273-ФЗ установлено, что образовательные организации самостоятельно определяют содержание дополнительных общеразвивающих программ физкультурно- спортивной направленности, а также сроки обучения по ним, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
При определении содержания дополнительных общеразвивающих программ физкультурно- спортивной направленности рекомендуем:
использовать типовые (примерные) программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства;
учитывать особенности организации тренировочной и методической деятельности (пункт 3 Приказа N 1125):
по группам видов спорта (игровые виды спорта; командные игровые виды спорта; спортивные единоборства; сложно-координационные виды спорта; циклические виды спорта; скоростно-силовые виды спорта; многоборья; виды спорта с использованием животных, участвующих в спортивных соревнованиях; адаптивные виды спорта; национальные виды спорта; спортивно-технические виды спорта; стрелковые виды спорта; виды спорта, осуществляемые в природной среде; служебно-прикладные и военно-прикладные виды спорта);
по признанным в Российской Федерации видам спорта и спортивным дисциплинам, включенным во Всероссийский реестр видов спорта.
На основании пункта 11 Приказа N 1008 образовательные организации обязаны ежегодно обновлять содержание дополнительных общеобразовательных программ с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Структура
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности
Законодательством об образовании не предусмотрены требования к структуре дополнительных общеразвивающих программ физкультурно- спортивной направленности.
В пункте 9 статьи 2 273-ФЗ дано определение:
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно - педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Соответственно, при разработке образовательной программы необходимо руководствоваться данным определением, так как оно является законодательной нормой.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности (далее - образовательная программа) может иметь следующую структуру (состоять из следующих разделов):
пояснительная записка,
учебный план или учебно - тематическое планирование,
организационно - педагогические условия реализации образовательной программы,
планируемые результаты освоения образовательной программы,
система оценки результатов освоения образовательной программы.
Пояснительная записка
Пояснительная записка (приложение - примерная форма пояснительной записки) - раздел образовательной программы, в котором должны быть отражены:
нормативно - правовая база конструирования образовательной программы,
характеристика избранного вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации обучения,
направленность образовательной программы,
цели и задачи реализации образовательной программы,
актуальность и новизна образовательной программы,
возраст обучающихся, на который рассчитана образовательная программа,
минимальный возраст детей для зачисления на обучение по образовательной программе,
условия отбора обучающихся (при необходимости), сроки реализации образовательной программы и т.д.
Учебный план или учебно-тематическое планирование
Учебный план
(данный вариант редко используется при разработке дополнительных общеразвивающих программ физкультурно- спортивной направленности)
Учебный план - может являться разделом образовательной программы в случае, если содержание образовательной программы состоит из нескольких учебных предметов (модулей).
В учебном плане указывается перечень учебных предметов (модулей) и объем учебного времени, отводимый на их изучение по учебным годам. По каждому учебному предмету (модулю) необходимо разработать рабочие программы учебного предмета (модуля), которые и будут определять содержание образовательной программы в целом.
Для того, чтобы не увеличивать объем образовательной программы, рабочие программы учебных предметов (модулей) лучше оформить как приложение к образовательной программе.
Законодательством об образовании не предусмотрены требования к структуре рабочих программ учебных предметов (модулей), поэтому образовательные организации могут самостоятельно устанавливать структуру рабочих программ учебных предметов (модулей). В рабочих программах учебных предметов (модулей) учебные часы учебного плана распределяются по разделам и темам, обозначается содержание тем.
Примечание:
В соответствии с требованиями части 1 статьи 58 273-ФЗ в учебном плане в обязательном порядке должны быть определены формы промежуточной аттестации обучающихся.
Частью 2 статьи 30 273-ФЗ установлено, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Следовательно, выбор форм промежуточной аттестации для отражения их в учебном плане необходимо осуществлять руководствуясь нормами локального нормативного акта образовательной организации, регламентирующего формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план (примерная форма)
если образовательная программа рассчитана на один год:
Учебный предмет (модуль) |
Количество часов |
Формы проведения промежуточной аттестации |
.... |
|
|
.... |
|
|
.... |
|
|
.... |
|
|
Всего: |
|
|
если образовательная программа рассчитана на несколько лет:
Учебный предмет (модуль) |
Количество часов |
Формы проведения промежуточной аттестации |
||
I год обучения |
II год обучения |
I год обучения |
II год обучения |
|
.... |
|
|
|
|
.... |
|
|
|
|
.... |
|
|
|
|
.... |
|
|
|
|
Всего: |
|
|
|
|
Учебно - тематическое планирование - может являться разделом образовательной программы в случае, если содержание образовательной программы определяется различными видами подготовки (разделами подготовки).
В учебно - тематическом планировании устанавливается перечень видов подготовки (разделов подготовки) и объем учебного времени, отводимый на их изучение по учебным годам, а также формы проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Содержание изучаемого курса - раздел образовательной программы, который содержит описание различных видов подготовки (разделов подготовки) в том порядке, в котором оно представлено в учебно-тематическом планировании.
Законодательством об образовании не предусмотрены требования к оформлению данного раздела, поэтому образовательные организации могут самостоятельно устанавливать в какой форме (текстовой, табличной) будет изложено содержание данного раздела.
Учебно- тематическое планирование (примерная форма)
если образовательная программа рассчитана на один год:
Вид подготовки (Раздел подготовки) |
Количество часов |
Специальная физическая подготовка |
|
Техническая подготовка |
|
Теоретическая подготовка |
|
.... |
|
.... |
|
Всего: |
|
если образовательная программа рассчитана на несколько лет:
Вид подготовки (Раздел подготовки) |
Количество часов |
|||
I год обучения |
II год обучения |
|||
Техническая подготовка |
|
|
||
Теоретическая подготовка |
|
|
||
|
|
|
||
.... |
|
|
||
Всего: |
|
|
Данный раздел может включать план-график распределения программного материала:
Виды подготовки |
Всего часов |
Количество часов по месяцам |
||||||||||
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
И т.д. |
|||
Общефизическая подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специальная физическая подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Техническая подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теоретическая подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организационно - педагогические условия реализации образовательной программы
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
В данном разделе образовательной программы могут быть представлены сведения о:
формах обучения,
формах организации тренировочного процесса,
наполняемости группы,
продолжительности одного тренировочного занятия,
объеме тренировочной нагрузки в неделю,
средствах обучения.
Рассмотрим более детально заполнение отдельных сведений данного раздела образовательной программы:
Формы обучения.........
Примечание:
Частью 2 статьи 17 273- ФЗ установлено, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Формы организации тренировочного процесса.........
Примечание:
При выборе форм организации тренировочного процесса с учетом специфики образовательной программы рекомендуем руководствоваться пунктом 4 Приказа N 1125, которым определены следующие формы организации тренировочного процесса:
тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся;
индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебным планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в пару, группу или экипаж;
самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам;
тренировочные сборы;
участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях; инструкторская и судейская практика; медико-восстановительные мероприятия; промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Наполняемость группы......
Продолжительности одного тренировочного занятия.....
Примечание:
Пунктом 2 части 1 статьи 34 273- ФЗ установлено, что обучающимся предоставляется академическое право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Для реализации указанного права необходимо учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться нормами следующих Приказов:
Пунктом 9 Приказа N 1008 установлено, что количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Приложение N 1 к Приказу N 1125 определяет минимальную наполняемость группы, ее оптимальный (рекомендуемый) количественный состав и максимальный количественный состав (от 10 человек, но не превышает 30 человек) и максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах (до 6 часов).
Пунктом 5 Приказа N 1125 установлено, что продолжительность одного тренировочного занятия при реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся и не может превышать 2 часов на спортивно-оздоровительном этапе.
Следовательно, при определении:
количественного состава группы и продолжительности одного тренировочного занятия необходимо учитывать нормы локального нормативного акта образовательной организации, который, в свою очередь, не противоречит требованиям пункта 5 и Приложения N 1 к Приказу N 1125.
Объем тренировочной нагрузки в неделю
(необходимо учитывать требования Приложения N 1 к Приказу N 1125)
Средства обучения
Примечание:
Информация о средствах обучения может включать следующие перечни: спортивного инвентаря и оборудования, технических средств обучения, учебно- методических материалов.
Перечень спор
<< Назад |
Приложение. >> Титульный лист образовательной программы |
|
Содержание Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 27 марта 2015 г. N 19-1969/15-0-0 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.