Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму комитета общего и профессионального
образования Ленинградской области
от 1 апреля 2015 года N 19-2174/15-0-0
Методические рекомендации
по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности
Образовательные программы в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - 273-ФЗ) являются составляющей частью системы образования в Российской Федерации. Частью 1 статьи 12 273-ФЗ определено, что именно образовательные программы определяют содержание образования.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р) одним из принципов государственной политики развития дополнительного образования детей является принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация.
Образовательная программа становится основным компонентом образовательного процесса в образовательной организации. Соответственно, от качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.
Дополнительные общеобразовательные программы
(пункт 1 части 4 статьи 84 273-ФЗ)
| |
/---------/ \------------------\
/------------------------------------------------\ /------------------\
| Дополнительные общеразвивающие программы | | Дополнительные |
| | |предпрофессиональ-|
|На основании п. 9 Приказа Министерства | | ные программы |
|образования и науки Российской Федерации от 29 | | |
|августа 2013 года N 1008 "Об утверждении Порядка| | |
|организации и осуществления образовательной | | |
|деятельности по дополнительным | | |
|общеобразовательным программам" дополнительные | | |
|общеразвивающие программы могут иметь следующие | | |
|направленности: техническую, естественнонаучную,| | |
|физкультурно-спортивную, художественную, | | |
|туристско-краеведческую, | | |
|социально-педагогическую. | | |
|Соответственно, и обозначать данные | | |
|образовательные программы необходимо следующим | | |
|образом: дополнительные | | |
\------------------------------------------------/ \------------------/
Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам определены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (далее - Приказ N 1008).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года N 1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей.
Министерством образования и науки 1 июля 2014 года за N ВК-102/09вн утверждены "Методические рекомендации по решению задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%".
Разработаны "Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств" (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 года N 191-01-39/06-ГИ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного письма следует читать как "21 ноября 2013 г."
Соответственно, при реализации:
дополнительных общеразвивающих программ различной направленности необходимо руководствоваться Приказом N 1008 и Концепцией развития дополнительного образования детей, принимать во внимание "Методические рекомендации по решению задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%";
дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности также можно использовать "Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств".
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Частями 1, 4 статьи 75 273-ФЗ установлено, что образовательные организации самостоятельно определяют содержание дополнительных общеразвивающих программ, а также сроки обучения по ним, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
При определении содержания дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности рекомендуем использовать примерные программы учебных предметов по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств для детских школ искусств.
На основании пункта 11 Приказа N 1008 образовательные организации обязаны ежегодно обновлять содержание дополнительных общеобразовательных программ с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Структура дополнительной общеразвивающей программы
Законодательством об образовании не предусмотрены требования к структуре дополнительных общеразвивающих программ. В пункте 9 статьи 2 273-ФЗ дано определение:
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно - педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Соответственно, при разработке образовательной программы необходимо руководствоваться данным определением, так как оно является законодательной нормой.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа ... направленности (далее - образовательная программа) может иметь следующую структуру (состоять из следующих разделов):
пояснительная записка,
учебный план или учебно-тематическое планирование,
организационно-педагогические условия реализации образовательной программы,
планируемые результаты освоения образовательной программы,
система оценки результатов освоения образовательной программы.
Пояснительная записка
Пояснительная записка (приложение - примерная форма пояснительной записки) - раздел образовательной программы, в котором должны быть отражены:
нормативно-правовая база конструирования образовательной программы,
направленность образовательной программы,
цели и задачи реализации образовательной программы,
актуальность и новизна образовательной программы,
возраст обучающихся, на который рассчитана образовательная программа,
минимальный возраст детей для зачисления на обучение по образовательной программе,
сроки реализации образовательной программы и т.д.
Учебный план или учебно-тематическое планирование
Учебный план
Учебный план - может являться разделом образовательной программы в случае, если содержание образовательной программы состоит из нескольких учебных предметов (модулей).
В учебном плане указывается перечень учебных предметов (модулей) и объем учебного времени, отводимый на их изучение по учебным годам. По каждому учебному предмету (модулю) необходимо разработать рабочие программы учебного предмета (модуля), которые и будут определять содержание образовательной программы в целом.
Для того, чтобы не увеличивать объем образовательной программы, рабочие программы учебных предметов (модулей) лучше оформить как приложение к образовательной программе.
Законодательством об образовании не предусмотрены требования к структуре рабочих программ учебных предметов (модулей), поэтому образовательные организации могут самостоятельно устанавливать структуру рабочих программ учебных предметов (модулей). В рабочих программах учебных предметов (модулей) учебные часы учебного плана распределяются по разделам и темам, обозначается содержание тем.
Примечание:
В соответствии с требованиями части 1 статьи 58 273-ФЗ в учебном плане в обязательном порядке должны быть определены формы промежуточной аттестации обучающихся.
Частью 2 статьи 30 273-ФЗ установлено, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Следовательно, выбор форм промежуточной аттестации для отражения их в учебном плане необходимо осуществлять руководствуясь нормами локального нормативного акта образовательной организации, регламентирующего формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план
(примерная форма)
если образовательная программа рассчитана на один год:
Учебный предмет (модуль) |
Количество часов |
Формы проведения промежуточной аттестации |
... |
|
|
... |
|
|
... |
|
|
... |
|
|
Всего: |
|
|
если образовательная программа рассчитана на несколько лет:
Учебный предмет (модуль) |
Количество часов |
Формы проведения промежуточной аттестации |
||
I год обучения |
II год обучения |
I год обучения |
II год обучения |
|
... |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
Всего: |
|
|
|
|
Учебно-тематическое планирование - может являться разделом образовательной программы в случае, если содержание образовательной программы определяется различными темами.
В учебно-тематическом планировании устанавливается перечень тем и объем учебного времени, отводимый на их изучение по учебным годам, а также формы проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Содержание изучаемого курса - раздел образовательной программы, который содержит описание различных тем в том порядке, в котором оно представлено в учебно-тематическом планировании.
Законодательством об образовании не предусмотрены требования к оформлению данного раздела, поэтому образовательные организации могут самостоятельно устанавливать в какой форме (текстовой, табличной) будет изложено содержание данного раздела.
Учебно-тематическое планирование
(примерная форма)
если образовательная программа рассчитана на один год:
Тема |
Количество часов |
|
|
|
|
|
|
... |
|
... |
|
Всего: |
|
если образовательная программа рассчитана на несколько лет:
Тема |
Количество часов |
|||
I год обучения |
II год обучения |
|||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
... |
|
|
||
Всего: |
|
|
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. В данном разделе образовательной программы могут быть представлены сведения о:
формах обучения,
формах организации образовательной деятельности обучающихся, организации аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) занятий, определении форм аудиторных занятий, наполняемости объединения, продолжительности одного занятия, объеме нагрузки в неделю, средствах обучения.
Рассмотрим более детально заполнение отдельных сведений данного раздела образовательной программы:
Формы обучения...
Примечание:
Частью 2 статьи 17 273-ФЗ установлено, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Формы организации образовательной деятельности обучающихся...
Примечание:
Пунктом 9 Приказа N 1008 определено, что занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Организация аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) занятий, определение формы аудиторных занятий...
учебное занятие, игра, концерт, дискуссия, семинар, проектная работа, тренинг, экскурсия...
Наполняемость объединения...
Продолжительности одного занятия...
Примечание:
Пунктом 2 части 1 статьи 34 273-ФЗ установлено, что обучающимся предоставляется академическое право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Для реализации указанного права необходимо учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться пунктом 9 Приказа N 1008 (установлено, что количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность).
Следовательно, при определении количественного состава группы и продолжительности одного учебного занятия необходимо учитывать:
нормы локального нормативного акта образовательной организации,
Приложение N 3 (Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования) СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", далее - СанПиН 2.4.4.3172-14).
Объем нагрузки в неделю (необходимо учитывать рекомендации пункта 8.5, требования пункта 8.6 и Приложение N 3 СанПиН 2.4.4.3172-14).
Средства обучения
Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления)
(примерная форма)
Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) |
Количество |
|
|
|
|
|
|
Перечень технических средств обучения
(примерная форма):
Наименование технических средств обучения |
Количество |
|
|
|
|
|
|
Перечень учебно-методических материалов (примерная форма):
Наименование учебно-методических материалов |
Количество |
|
|
|
|
|
|
Примечание:
Если образовательная программа на основании статьи 15 273-ФЗ реализуется с использованием сетевой формы реализации образовательных программ с целью использования ресурсов других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или научных организаций, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, рекомендуем указать информацию об используемых ресурсах и организациях, которые предоставляют данные ресурсы.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Планируемые результаты освоения образовательной программы - раздел образовательной программы, содержание которого должно обеспечивать связь между образовательным процессом и системой оценки результатов освоения образовательной программы, соответствовать возрастным возможностям обучающихся.
Планируемые результаты освоения образовательной программы могут быть указаны по образовательной программе в целом, могут быть конкретизированы по отдельным темам, по учебным предметам (модулям). Если образовательная программа реализуется несколько лет, планируемые результаты могут быть обозначены по годам обучения.
Система оценки результатов освоения образовательной программы
- данный раздел образовательной программы включает в себя описание системы оценки результатов освоения образовательной программы с учетом ее специфики.
Примечание:
Система оценки результатов освоения образовательной программы может состоять из текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации обучающихся,
итоговой аттестации (при решении образовательной организации о проведении итоговой аттестации при завершении обучения по образовательной программе).
На основании пункта 10 части 3 статьи 28 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения. Соответственно, в образовательной организации должен быть разработан локальный нормативный акт, регламентирующий порядок осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (данные вопросы могут быть регламентированы одним локальным нормативным актом или отдельными локальными нормативными актами).
Частью 1 статьи 58 273-ФЗ установлено, что освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Таким образом, если содержание образовательной программы представлено учебным планом, то формы промежуточной аттестации обучающихся указываются в нем.
Если содержание образовательной программы представлено учебно-тематическим планированием, то формы промежуточной аттестации обучающихся указываются в данном разделе образовательной программы.
В любом случае формы промежуточной аттестации для каждой образовательной программы с учетом ее специфики выбираются из локального нормативного акта, регламентирующего порядок осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, и обозначаются в данном разделе образовательной программы.
Промежуточная аттестация проводится с использованием оценочных материалов, разработанных образовательной организацией самостоятельно.
Обязательное проведение итоговой аттестации обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам законодательством об образовании не предусмотрено. Если образовательная организация принимает решение о проведении итоговой аттестации, необходимо разработать, принять и утвердить локальный нормативный акт, регламентирующий проведение итоговой аттестации.
Требования к оформлению образовательной программы:
- образовательная программа должна иметь титульный лист,
- образовательная программа должны быть прошита, пронумерована, скреплена подписью руководителя и печатью образовательной организации.
Примечание к титульному листу образовательной программы (приложение):
- Текст, выделенный курсивом, в оригинале титульного листа образовательной программы не обозначается.
- Образовательная программа является локальным нормативным актом образовательной организации, соответственно, с целью соблюдения требований части 2 статьи 26 273-ФЗ (управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности), а также пункта 9 части 3 статьи 47 273-ФЗ (педагогические работники имеют право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации), образовательная программа может быть принята соответствующим коллегиальным органом управления образовательной организацией (например, педагогическим советом), о чем делается пометка на титульном листе образовательной программы (указываются реквизиты (дата и номер) протокола заседания соответствующего коллегиального органа управления образовательной организацией, на котором образовательная программа принималась).
- Образовательная программа должна быть утверждена распорядительным актом образовательной организации (пункт 6 части 3 статьи 28 273-ФЗ). Соответственно, на титульном листе образовательной программы указываются реквизиты (дата и номер) распорядительного акта.
Приложениями к образовательной программе являются:
- календарный учебный график,
- оценочные материалы, обеспечивающие реализацию образовательной программы,
- методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательной программы.
Календарный учебный график
В календарном учебном графике могут быть установлены:
конкретные календарные сроки реализации образовательной программы в соответствии с учебным планом (учебно-тематическим планированием) с учетом праздничных, выходных дней, каникул,
периоды и продолжительность каникул,
сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации (при решении образовательной организации о проведении итоговой аттестации) в образовательной организации, режим занятий,
сроки приема на обучение по образовательной программе и т.д.
Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию образовательной программы - могут быть представлены комплектом методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания уровня освоения обучающимися образовательной программы на разных этапах ее реализации.
Контрольно-измерительные материалы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно с учетом планируемых результатов освоения программы.
Методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательной программы могут быть представлены:
методическими рекомендациями по организации образовательного процесса (по усмотрению образовательной организации);
соответствующей типовой (примерной) программой (типовыми (примерными) программами) при их наличии, используемой(ых) при разработке дополнительной общеразвивающей программы ... направленности.
<< Назад |
Приложение. >> Титульный лист образовательной программы |
|
Содержание Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 1 апреля 2015 г. N 19-2174/15-0-0 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.