Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Санкт-Петербургской
избирательной комиссии
от 9 августа 2016 года N 165-6
Методические рекомендации
о порядке взаимодействия избирательных комиссий с наблюдателями на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва
1. Общие положения
1.1. Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
1.2. Наблюдатель иностранный (международный) - представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов в Российской Федерации.
1.3. На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателем на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.
1.4. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи (за исключением судей в отставке), прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены.
2. Порядок назначения наблюдателя
2.1. Наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Если кандидат баллотируется и в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, и в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно, то он вправе назначить наблюдателей в участковые избирательные комиссии (далее - УИК) и как кандидат в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, и как кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
2.2. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или его доверенным лицом, кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, избирательным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 1.4. настоящих Методических рекомендаций. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
2.3. Доверенное лицо кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вправе выдавать направление, удостоверяющее полномочия наблюдателя.
2.4. Доверенное лицо кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не вправе выдавать направление, удостоверяющее полномочия наблюдателя, поскольку такая возможность может быть предусмотрена исключительно федеральным законом.
2.5. Политическая партия, зарегистрированный кандидат вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.
2.6. Избирательное объединение, зарегистрированный кандидат, назначившие наблюдателей в УИК, не позднее 14 сентября 2016 года представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Территориальным избирательным комиссиям рекомендуется разместить указанный список на сайтах комиссий не позднее 16 сентября 2016 года.
3. Организация работы наблюдателей в день голосования
3.1. Направление, указанное в пункте 2.2 настоящих Методических рекомендаций, должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования, либо непосредственно в день голосования. В УИК направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном пунктом 2.6. настоящих Методических рекомендаций.
3.2. УИК обязана допустить наблюдателя в помещение комиссии с момента начала работы УИК, но не менее чем за 1 час до начала голосования.
3.3. УИК размещает в помещении для голосования информацию о составе УИК с указанием фамилии, имени, отчества каждого члена комиссии и его статуса в ней (председатель, заместитель председателя, член УИК с правом решающего голоса). Перед каждым членом УИК должна быть размещена табличка с указанием его фамилии и инициалов.
3.4. Председатель УИК обязан организовать размещение наблюдателей в помещении для голосования таким образом, чтобы процесс голосования, подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования были в прямой видимости наблюдателей.
3.5. Наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования, но не вправе производить фото- и (или) видеосъемку этих документов.
3.6. Наблюдатель не вправе препятствовать работе УИК. Под воспрепятствованием работе комиссии следует понимать действия наблюдателя, препятствующие комиссии осуществлять установленные законом функции по организации голосования, подсчету голосов избирателей и составлению протокола об итогах голосования. Высказывание наблюдателем претензий к работе избирательной комиссии, составление актов, обращений и жалоб, фото-, видеосъемка, перемещение наблюдателя в пределах помещения для голосования не являются воспрепятствованием работе комиссии, если при этом не нарушается общественный порядок в помещении для голосования и тайна голосования.
3.7. Наблюдатель не вправе нарушать тайну голосования. Под нарушением тайны голосования следует понимать действия, в результате которых заполнение избирательных бюллетеней происходит под прямым визуальным контролем со стороны третьих лиц.
3.8. Наблюдатель вправе знакомиться с документами, содержащими персональные данные избирателей, но не вправе фиксировать эти данные на фото или видеоносители. УИК не должны препятствовать наблюдателям в их праве на ознакомление с документами, указанными в пункте 3.5 настоящих Методических рекомендаций.
3.9. Наблюдатель вправе находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время в период с начала работы УИК и до получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола УИК об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей. При вводе данных протоколов УИК в ГАС "Выборы", в помещении, в котором расположен комплекс систем автоматизации ГАС "Выборы", могут присутствовать лица, определенные действующим избирательным законодательством.
3.10. Поскольку действующее избирательное законодательство не ограничивает наблюдателя какими-либо определёнными местами в пределах помещения для голосования, он вправе, по согласованию с председателем УИК, занять любое удобное для него место для осуществления наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей. При этом наблюдатель не должен препятствовать избирателям получать бюллетени, заполнять их, опускать бюллетени в ящик для голосования.
3.11. Не рекомендуется прерывать работу члена УИК по выдаче избирателю бюллетеней для голосования. Если у наблюдателя имеется вопрос или какая-либо претензия к работе УИК или отдельным членам комиссии, наблюдатель может обратиться к председателю или члену УИК тогда, когда указанные лица не заняты выдачей избирателю бюллетеней для голосования. При подсчете голосов избирателей наблюдателю должна быть предоставлена возможность расположиться в помещении для голосования таким образом, чтобы процесс подсчета голосов избирателей был в поле зрения наблюдателя. Не допускается ограничение прав наблюдателей путём лишения их возможности осуществлять прямой визуальный контроль за ходом подсчета голосов избирателей, составлением протокола УИК об итогах голосования.
3.12. Наблюдатель вправе знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, а также с приложенными к указанным протоколам документами, а также получать их копии. Иные документы избирательных комиссий, а также их копии, наблюдатель требовать не вправе.
3.13. Изготовление копии протокола об итогах голосования и выдача его наблюдателю должна быть обеспечена УИК непосредственно после составления протокола об итогах голосования. Отказ в выдаче копии протокола либо необоснованное затягивание его выдачи не допускается. УИК должны обеспечить техническую возможность немедленной выдачи заверенных копий протоколов УИК об итогах голосования на каждом избирательном участке.
3.14. Наблюдатель вправе осуществлять фото- и (или) видео съемку, предварительно устно уведомив об этом председателя УИК.
3.15. Любые действия с избирательной документацией должны осуществляться при непосредственном визуальном контроле со стороны наблюдателей. Если место хранения избирательной документации находится вне помещения для голосования, УИК не должна препятствовать наблюдателям контролировать процесс извлечения избирательных документов из мест их хранения.
3.16. Поступившие от наблюдателей в ходе голосования или подсчета голосов жалобы должны быть немедленно рассмотрены УИК, а результаты рассмотрения доведены до заявителя также в письменной форме. При этом учитывается обстоятельство, кем направлен наблюдатель - избирательным объединением (кандидатом) на выборах в Государственную Думу или избирательным объединением (кандидатом) на выборах в Законодательное Собрание Санкт- Петербурга.
3.17. Наблюдателям запрещается:
а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени для голосования;
б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней для голосования;
в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени для голосования;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами УИК с правом решающего голоса подсчете бюллетеней для голосования;
е) совершать действия, препятствующие работе УИК;
ж) проводить агитацию среди избирателей;
з) участвовать в принятии решений соответствующей УИК.
3.18. При наличии нарушений, указанных в пункте 3.17 настоящих Методических рекомендаций, УИК вправе обратиться в суд с заявлением об удалении наблюдателя из помещения для голосования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Избирательной комиссии Санкт-Петербурга от 9 августа 2016 г. N 165-6 "О Методических рекомендациях о порядке... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.