Решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 сентября 2016 г. N 3а-106/16
Санкт-Петербургский городской суд
в составе председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Севастьяник Н.В.
при секретаре Кулик А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Европолис Балтик рус" и ООО "Стройинвест" о признании недействующим распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28.12.2015 года N 450-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга" от 30.12.2014 года N 625-р "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015 - 2019 годы" в части,
установил:
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 625-р установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Санкт-Петербурга на 2015 - 2019 годы.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28.12.2015 N 450-р в указанный нормативный правовой акт внесены изменения, в том числе введено Приложение 4.1, которым установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга, поставляемой прочим потребителям на 2016 год. Для диапазона напряжения СН-II подпунктом 1.1.1 указанного Приложения на 1 полугодие установлена ставка на содержание электрических сетей по двухставочному тарифу в размере 945983,73 руб/КВт. мес., подпунктом 2.1.1 этого же Приложения на 2 полугодие установлена такая ставка в размере 1091371,79 руб/КВт.мес (т. 2 л.д. 149-176).
Указанный нормативный правовой акт опубликован в издании "Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга" N 12 31.12.2015 года (т.1 л.д. 146-149)
ООО "Европолис Балтик Рус" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28.12.2015 года N 450-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 года N 625-р "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015 - 2019 годы" в части установления вышеуказанных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга, поставляемой прочим потребителям на 2016 год, для диапазона напряжения СН-II (т.1 л.д. 39-45)
Административный истец, являющийся потребителем электрической энергии и осуществляющий платежи по договору энергоснабжения, размер которых рассчитывается на основе тарифов, установленных оспариваемым нормативным правовым актом, указал на то, что за период января 2015 года по февраль 2016 года в Санкт-Петербурге произошло значительное повышение цен (тарифов) на электрическую энергию, что нарушает баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. Указывая на то, что отсутствовали объективные причины для столь значительного увеличения тарифов за указанный период, административный истец полагает, что административным ответчиком при установлении оспариваемых единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга, произведен ошибочный расчет. По мнению административного истца, оспариваемые нормы противоречат положениям Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 N 98-э.
ООО "Стройинвест" обратилось в суд с заявлением о присоединении к указанному административному исковому заявлению (т. 2 л.д. 131), ходатайство ООО "Стройинвест" о вступлении в дело в качестве административного соистца судом удовлетворено (т. 2 л.д. 229-230).
Представитель административного истца ООО "Европолис Балтик рус" С. в суд явился, на удовлетворении административного иска настаивал, ссылаясь на то, что административным ответчиком в 2015 году были нарушены требования части 5 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которым срок действия утвержденных тарифов составляет 12 месяцев и их изменение может быть обусловлено только изменением действующего законодательство, которое в 2015 году не менялось. Представитель также полагает, что административный ответчик не принял меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, - ПАО "Ленэнерго".
Административный истец ООО "Стройинвест" о слушании дела извещен (т. 2 л.д. 235), не направил в суд своего представителя, не сообщил о причинах неявки в судебное заседание.
Представитель административного ответчика Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитета) В. в судебное заседание явился, возражал по существу заявленных требований. В обоснование своей позиции представитель сослался на то, что внесение Комитетом изменений в ранее принятый нормативный правовой акт, повлекших значительное увеличение единых (котловых) тарифов, осуществлено на основании предписаний Федеральной службы по тарифам Российской Федерации, а впоследствии Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, о расчете тарифов в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, с учетом корректировки необходимой валовой выручки сетевых организаций и утвержденного федеральным регулирующим органом размера заявленной мощности потребителей в Санкт-Петербурге.
Представитель пояснил, что на территории Санкт-Петербурга существует проблема несоответствия фактической мощности потребителей Санкт-Петербурга и заявленной мощности, учитываемой при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, которая возникла из-за корректировки Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 понятия "заявленная мощность", содержащегося в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. Указанное несоответствие приводит к недополучению дохода ПАО "Ленэнерго", которое в соответствии с действующей на территории Санкт-Петербурга тарифной (котловой) модели расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии, является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии потребителям и энергосбытовым организациям (гарантирующим поставщикам), что необходимо учитывать при установлении тарифа на следующий период. Во избежание значительного роста тарифов на электрическую энергию по результатам совместного совещания между Комитетом, ОАО "Ленэнерго", ОАО "ПСК" от 14.11.2012 года N 12-БИ было принято решение о поэтапном приведении величины заявленной мощности к 2017 году до фактического уровня.
Представитель заинтересованного лица ПАО "Ленэнерго" Ц. в суд явился, представил возражения на административное исковое заявление, ссылаясь на то, что принимая оспариваемое Распоряжение, Комитет исполнял требования уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о необходимости приведения тарифов в соответствие с нормами действующего законодательства в области тарифного регулирования, установленные тарифы являются экономически обоснованными.
Заинтересованное лицо - Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации о слушании дела извещена (т. 2 л.д. 233-234), не представила своей позиции по делу и не направила в суд своего представителя.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, показания свидетеля К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике решение о превышении предельных уровней цен (тарифов), если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов самостоятельно и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 3.1 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346, в полномочия Комитета входит установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных ФАС России предельных (минимального и(или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Этим же постановлением Правительства Российской Федерации установлены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
На основании пункта 27 Правил регулирования решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утвержденной Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации. Такая форма утверждена приказом Федеральной службы по тарифам России от 28.03.2013 N 313-э.
Как следует из представленных суду документов, оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с установленной формой на заседании коллегиального органа Комитета по тарифам Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий, опубликован в установленном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 N 865 источнике официального опубликования нормативного правового акта Комитета по тарифам Санкт-Петербурга
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В силу пункта 8 Правил регулирования установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Согласно пункту 22 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение.
Из материалов дела усматривается, что перед принятием оспариваемого нормативного правового акта экспертами из числа сотрудников Комитета были проведены соответствующие исследования, экспертные заключения по результатам которых были представлены к делу об установлении тарифов и являлись предметом исследования на заседаниях Правления Комитета 25.12.2015 года.
На основании указанных экспертных заключений проведена корректировка величины необходимой валовой выручки, формирующей тарифы на услуги по передаче электрической энергии, при определении необходимой валовой выручки региона на 2016 год в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования Комитетом учтены результаты деятельности территориальных сетевых организаций: в отношении ПАО "Ленэнерго" - в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (в связи с утверждением приказом Минэнерго России от 28.12.2015 N 1042 Инвестиционной программой ПАО "Ленэнерго" на территории Санкт-Петербурга на 2016 - 2020 годы), а также учтен недополученный доход ПАО "Ленэнерго" за 2014 год, который образовался из-за несоответствия величины заявленной мощности, ранее учтенной Комитетом при установлении единых (котловых) тарифов, и фактической электрической мощности потребителей Санкт-Петербурга; в отношении остальных сетевых организаций - в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (т.2 л.д.59-101, т.1 л.д.177-257, т.3 л.д.1-65, 70-75).
Как следует из вышеуказанного заключения экспертной группы Комитета в отношении ПАО "Ленэнерго" и пояснений свидетеля К., при определении экономически обоснованных составляющих, формирующих тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям этой организации, были учтены только те доходы и расходы ПАО "Ленэнерго", которые связаны с регулируемым видом деятельности.
В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования в протоколах заседания Правления Комитета об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2016 году указаны основные показатели деятельности регулируемых организаций на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемому виду деятельности "услуги по передаче электрической энергии").
Заверенные копии протоколов заседания Правления Комитета и решения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования Комитет представил в ФАС России и опубликовал на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга.
При этом следует учитывать, что единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 1 полугодие 2016 года в оспариваемой части установлены в размере, равном величине таких тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31.12.2015 года, установленной Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 625-р "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015 - 2019 годы", что соответствует требованиям пункта 11.1 Основ ценообразования.
Административный истец, ссылаясь на то, что с января 2015 года по февраль 2016 года произошло значительное повышение цен (тарифов) на электрическую энергию, полагает, что административным ответчиком при установлении оспариваемых единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга, поставляемой прочим потребителям, произведен ошибочный расчет, поскольку отсутствовали объективные причины для столь значительного увеличения тарифов.
В силу пункта 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) настоящего документа на долгосрочный период или очередной год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.
В качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина технологического расхода (потерь), определенная в соответствии с пунктами 34 и 38 настоящего документа.
Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено, что заявленная мощность - величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2015 год, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 27.11.2014 N 276-э/1, установлена величина заявленной мощности потребителей Санкт-Петербурга на 2015 год в размере 3 414 МВт.
Вместе с тем, из представленных административным ответчиком документов следует, что установление единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2015 год вышеуказанным Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 625-р "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015 - 2019 годы" было осуществлено исходя из заявленной мощности 4545 МВт.
Как следует из приказа ФСТ России от 22.04.2015 N 802-д, пояснений представителя ПАО "Ленэнерго" и административного ответчика, и в предыдущий период Комитет при установлении единых (котловых) тарифов на территории Санкт-Петербурга завышал величину заявленной мощности относительно данных Сводного прогноза баланса производства и поставок электрической энергии (мощности), приближая ее к фактической электрической мощности потребителей Санкт-Петербурга. При этом несоответствие величины заявленной мощности, учтенной Комитетом при установлении единых (котловых) тарифов, и фактической электрической мощности потребителей Санкт-Петербурга приводит к образованию у ПАО "Ленэнерго" недополученного дохода.
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона об электроэнергетике срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации. При этом в силу пункта 3 указанной нормы государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил регулирования цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Распоряжениями Комитета от 30.04.2015 N 226-р, 08.05.2015 года N 32-р, от 31.07.2015 N 76-р, от 13.11.2015 N 226-р внесены изменения в вышеуказанное Распоряжение Комитета от 30.12.2014 N 625-р "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015 - 2019 годы". При этом пересмотрена необходимая валовая выручка на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям энергоснабжающих организаций, а также единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2015 год, что привело к значительному увеличению ставки на содержание двухставочного тарифа на передачу электрической энергии (т. 2 л.д. 1-7, 22, 156-168)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга N 226-р следует читать как "от 13 ноября 2015 г."
Указанные акты приняты во исполнение приказов ФСТ России от 22.04.2015, 28.04.2015 года, 24.06.2015 года, требований Федеральной антимонопольной службы России (которой переданы полномочия ФСТ России Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N 373) от 25.09.2015 и 27.10.2015 о приведении вышеуказанного Распоряжения в соответствие с требованиями законодательства, в том числе об установлении единых (котловых тарифов) на услуги по передаче электрической энергии из величины заявленной мощности потребителей Санкт-Петербурга, установленной приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 27.06.2014 N 170-э/1. (т.2 л.д. 1-47)
Таким образом, пересмотр единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2015 году осуществлялся в соответствии с предписаниями ФСТ России и требованиями ФАС России, т.е. в рамках исключений, предусмотренных пунктом 7 Правил регулирования.
При этом недополученные в предыдущий период тарифного регулирования доходы сетевых организаций подлежали учету при принятии оспариваемого акта.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами административных истцов о нарушении при принятии оспариваемого акта установленного статьей 20 Закона об электроэнергетике основного принципа регулирования - обеспечения защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также требований пункта 3 статьи 23 Закона об электроэнергетике о необходимости достижении баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ООО "Европолис Балтик рус" и ООО "Стройинвест" в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28.12.2015 года N 450-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 года N 625-р "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015 - 2019 годы" в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга, поставляемой прочим потребителям на 2016 год, для диапазона напряжения СН-II по двухставочному тарифу в виде ставки за содержание электрических сетей в 1 полугодии 2016 года в размере 945983,73 руб/КВт.мес., во 2 полугодии - 1091371,79 руб/КВт.мес - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
Судья Санкт-Петербургского |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 сентября 2016 г. N 3а-106/16
Текст решения официально опубликован не был