Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 28 июля 2017 г. N 459-р настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 7-4
к Правилам
присвоения (подтверждения, повышения)
квалификационных категорий руководителям
и работникам государственных учреждений
социального обслуживания населения,
находящихся в ведении исполнительных
органов государственной власти Санкт-Петербурга
Оценочные таблицы
с наборами признаков соответствия уровня квалификации работников учреждений, занимающих должность "психолог", требованиям к квалификационной категории
28 июля 2017 г.
N |
Критерии и показатели |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
Критерий 1. Профессиональные знания, умения, навыки | ||
1.1. Знание нормативных правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность, умения и навыки их применения | ||
1.1.1 |
Знает и применяет федеральные и региональные нормативные правовые акты в сфере социальной защиты в своей профессиональной деятельности |
Для всех квалификационных категорий |
1.1.2 |
Качественно составляет документы и проекты документов (отзывы, акты, заявления, заключения, запросы и т.п.) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами |
Для всех квалификационных категорий |
1.1.3 |
Применяет в работе информационно-справочные правовые системы для решения проблемных профессиональных задач. |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
1.1.4 |
Совершенствует свою правовую культуру. Уровень знаний позволяет консультировать коллег по вопросам качества документирования профессиональной деятельности или вопросам правового регулирования профессиональной деятельности психолога |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
1.2. Знание основных направлений федеральной и региональной политики в сфере социальной защиты населения, умения и навыки их применения на практике | ||
1.2.1 |
Знает цели, задачи, направления и приоритеты федеральной социальной политики |
Для всех квалификационных категорий |
1.2.2 |
Знает основные направления и приоритеты политики в сфере социальной защиты Санкт-Петербурга |
Для всех квалификационных категорий |
1.3. Знание социальной инфраструктуры обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, особенностей межведомственных взаимодействий, умения и навыки организации предоставления социальных услуг | ||
1.3.1 |
Знает систему государственных социальных служб и негосударственные организации, работающие в сфере социального обслуживания и социальной помощи. Применяет знания в профессиональной деятельности |
Для всех квалификационных категорий |
1.3.2 |
Знает порядок внутриведомственного взаимодействия в сфере предоставления социальных услуг |
Для всех квалификационных категорий |
1.3.3 |
Знает порядок межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг |
Для всех квалификационных категорий |
1.3.4 |
Уровень знаний позволяет оказывать консультативную помощь коллегам по отдельным вопросам межведомственного взаимодействия |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
1.3.5 |
Знает возможности привлечения ресурсов благотворителей или общественных организаций, добровольцев для оказания помощи гражданам |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
1.4. Знание особенностей категорий получателей социальных услуг, умение применять при работе с ними методический инструментарий | ||
1.4.1 |
Знает особенности статуса (социального, правового, психического и т.п.) клиентской группы, являющейся объектом практической работы |
Для всех квалификационных категорий |
1.4.2 |
Знает и применяет требования, установленные национальными стандартами социального обслуживания по своему направлению профессиональной деятельности |
Для всех квалификационных категорий |
1.4.3 |
Умеет использовать современные технологии работы с информацией, информационными системами, вести учет в базах данных, системах учета клиентов или услуг |
Для всех квалификационных категорий |
1.4.4 |
Знает современные направления, актуальные проблемы и методы работы отечественной и зарубежной общей и социальной психологии. Применяет знания в практической работе |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
1.4.5 |
Может разрабатывать или модифицировать методические средства, необходимые для оказания психологической помощи |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
Критерий 2. Деловые, в том числе личностные качества | ||
2.1. Культура труда | ||
2.1.1 |
Умеет работать с применением рациональных приемов, современной техники и технологии; рационально организовать рабочее место; взаимодействовать с коллегами по работе; бережно относиться к оборудованию, энергии и пр. |
Для всех квалификационных категорий |
2.1.2 |
Владеет навыками пользователя персонального компьютера |
Для всех квалификационных категорий |
2.2. Культура мышления, речи и письма | ||
2.2.1 |
Умеет точно формулировать задачи (проблемы); выбирать оптимальные методы (пути) их решения; получать обоснованные, логически непротиворечивые выводы; применять полученные выводы в практике профессиональной деятельности; убеждать и аргументировать свою позицию по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью; осуществлять правильный отбор языковых средств; ориентировать речь на собеседника; правильно использовать языковые средства речи; не допускать грамматических, синтаксических, стилистических, пунктуационных ошибок |
Для всех квалификационных категорий |
2.3. Культура общения и поведения | ||
2.3.1 |
Соблюдает требования Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания |
Для всех квалификационных категорий |
2.4. Самооценка (умение анализировать, критически и требовательно оценивать собственную профессиональную деятельность) | ||
2.4.1 |
Умеет давать собственную оценку профессиональной деятельности; оценивать собственную профессиональную деятельность в ретроспективе; оценивать отношение других людей к себе и своей профессиональной деятельности |
Для всех квалификационных категорий |
2.5. Деловая активность в сфере повышения квалификации посредством посещения конференций, семинаров и т.п. (без выдачи документов об образовании), а также посредством самообразования | ||
2.5.1 |
Принимает участие в семинарах, конференциях, круглых столах и других методических мероприятиях по профилю профессиональной деятельности |
Для второй квалификационной категории не менее 2 мероприятий; для первой квалификационной категории не менее 5 мероприятий; для высшей квалификационной категории не менее 7 мероприятий |
2.6. Деловая активность в сфере повышения квалификации посредством освоения программ дополнительного профессионального образования (с выдачей документа об окончании; в организациях, имеющих лицензию на реализацию программ дополнительного профессионального образования) | ||
2.6.1 |
Освоение работником учреждения программ повышения квалификации (при этом каждая освоенная работников программа повышения квалификации не может быть меньше 16 часов) |
Не менее 72 часов для второй и первой квалификационной категории; не менее 104 часов для высшей квалификационной категории. В течение 5 лет, предшествующих аттестации |
2.7. Поощрения и взыскания | ||
2.7.1 |
Не имеет административных взысканий, обоснованных жалоб от получателей услуг |
Для всех квалификационных категорий |
2.7.2 |
Имеет грамоты, благодарности, благодарственные письма руководства учреждений, органов власти |
Для всех квалификационных категорий |
2.7.3 |
Имеет благодарственные письма, отзывы от получателей услуг, общественных и коммерческих организаций, государственных учреждений |
Для всех квалификационных категорий |
2.8. Дополнительные признаки | ||
2.8.1 |
Имеет ведомственные награды за успехи в профессиональной деятельности или награжден премией Правительства Санкт-Петербурга или Правительства Российской Федерации |
Признак является дополнительным для всех категорий |
2.8.2 |
Общественная активность работника учреждения: принимает участие в качестве эксперта в проведении аттестационной экспертизы, участвует в работе аттестационных комиссий, экспертных групп, жюри конкурсов и т.п. |
Признак является дополнительным для всех категорий |
2.8.3 |
Имеет ученую степень "кандидат наук" или "доктор наук" по направлению подготовки кадров высшей квалификации "психологические науки" |
Признак является дополнительным для всех категорий |
Критерий 3. Результативность профессиональной деятельности работника (труда) | ||
3.1. Результативность в сфере практической работы с получателями социальных услуг | ||
3.1.1 |
Качественно работает с клиентами, характерными для своего типа учреждения. Имеет стабильные положительные результаты при решении типовых профессиональных задач |
Для всех квалификационных категорий |
3.1.2 |
Качественно работает с клиентами, которые относятся к группе клиентов повышенной или высокой сложности |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
3.1.3 |
Качественно работает с клиентами в условиях кооперации или интенсивных межведомственных взаимодействий |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
3.1.4 |
Использует разнообразные диагностические методы, осуществляет текущее планирование работы с клиентом и прогнозирование результативности работы с ним, отслеживает динамику состояния и статуса клиента в процессе работы, своевременно корректирует программу работы с клиентом |
Для всех квалификационных категорий |
3.1.5 |
Имеет успешный практический опыт диагностико-консультативной работы с клиентами, относящимися к повышенной группе сложности |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
3.1.6 |
Адаптирует или разрабатывает комплексы диагностических средств при решении проблемных профессиональных задач |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
3.1.7 |
Использует при решении профессиональных задач индивидуальные и групповые формы работы с клиентом (при решении задач адаптации, реабилитации, коррекции, поддержки, сопровождения и т.п.) |
Для всех квалификационных категорий |
3.1.8 |
Консультирует клиентов по вопросам получения психологической помощи |
Для всех квалификационных категорий |
3.1.9 |
Проводит анализ и обобщение опыта практической работы с клиентами. Использует различные методы получения обратной связи о ситуации клиента после завершения работы с ним |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
3.2. Результативность в сфере организаторской, организационно-методической, информационной и общепрофилактический работы | ||
3.2.1 |
Имеет практический опыт участия в работе комиссионных органов в рамках учреждения или в масштабах более крупной организационной единицы (аттестационная комиссия, экспертная группа, методический совет или объединение и др.) или в межведомственных органах (КДН и ЗП, городские, районные или муниципальную комиссии и др., имеющие отношение к целям деятельности учреждения) |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
3.2.2 |
Принимает участие в мероприятиях для клиентов (клубные формы общения, праздники, дни открытых дверей и т.п.) |
Для всех квалификационных категорий |
3.2.3 |
Выполняет координационные функции или планирует, составляет программы мероприятий для клиентов (клубные формы общения, праздники, дни открытых дверей и т.п.) |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
3.2.4 |
Имеет опыт организации или проведения методических мероприятий для специалистов (рабочие совещания, тематические лекции, методические объединения и т.п.). Выполняет координационные функции или планирует, составляет программу мероприятия и т.п. |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
3.2.5 |
Участвует в разработке методических материалов для специалистов и программ (профилактической работы, психокоррекционной работы и т.п.) |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
3.2.6 |
Имеет опыт самостоятельной разработки методических материалов для специалистов и программ (профилактической работы, психокоррекционной работы и т.п.) |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
3.2.7 |
Имеет опыт участия в разработке информационно-справочных или просветительских материалов по вопросам социального обслуживания, психологического здоровья и т.п. |
Для всех квалификационных категорий |
3.2.8 |
Участвует в просветительской и общепрофилактической работе по своему направлению профессиональной деятельности, проявляет инициативу в организации мероприятий данной направленности по отдельным социально значимым темам, готовит публикации или выступления в СМИ, интернет-публикации |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
3.3. Результативность в сфере передачи профессионального опыта, знаний, профессионального обучения, наставничества | ||
3.3.1 |
Имеет опыт выступлений перед профессиональной аудиторией (на методических семинарах, совещаниях в рамках работы методических объединений и т.п.) с представлением своего опыта практической работы или по проблемным вопросам профессиональной деятельности |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
3.3.2 |
Проводит наставническую работу с практикантами, молодыми специалистами в учреждении или работу с добровольцами |
Для всех квалификационных категорий |
3.3.3 |
Принимает участие в методических мероприятиях для специалистов (методические объединения, семинары и т.п.) |
Для всех квалификационных категорий |
3.3.4 |
Оказывает консультативно-методическую помощь коллегам, специалистам из других организаций. Осуществляет наставничество над молодыми специалистами по широкому кругу профессиональных задач. |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
3.4. Результативность сфере научно-практической работы и проектно-инновационной деятельности | ||
3.4.1 |
Изучает и использует в практической работе научно-методические материалы и лучший отечественный и зарубежный опыт работы в области психологии |
Для всех квалификационных категорий |
3.4.2 |
Имеет научные или научно-практические публикации по вопросам профессиональной деятельности (статьи в периодических изданиях, монографии и т.п.) |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
3.4.3 |
Имеет опыт выступлений по вопросам профессиональной деятельности, представления опыта своей работы на научно-практических конференциях (интернет-конференциях), круглых столах и т.п. |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.