Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Санкт-Петербурга
от 11 января 2017 г. N 1-рп
Программа развития
Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника"
1. Паспорт программы развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" (далее - Программа)
1 |
Наименование Программы |
Программа развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" (далее - ИПК ТМ "МЖТ", Кластер) |
2 |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р; постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"; приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" |
3 |
Цели Программы |
Усиление статуса Санкт-Петербурга как центра транспортного машиностроения Российской Федерации; формирование конкурентоспособного сектора транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге; создание условий для устойчивого роста компетенций участников Кластера, повышения научно-технического и технологического уровня, увеличения конкурентоспособности и объемов реализации продукции участников Кластера; развитие механизмов поддержки совместных кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий Кластера и содействие повышению эффективности их взаимодействия; внедрение инноваций, развитие импортозамещения и локализация продукции транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге |
4 |
Задачи Программы |
Повышение уровня компетенции участников Кластера, конкурентоспособности и качества продукции, развитие конкурентной среды среди предприятий Кластера; формирование международной производственной кооперации, сбытовых и маркетинговых сетей за рубежом; развитие системы кадрового обеспечения участников Кластера, повышение уровня подготовки специалистов; формирование системы развития маркетинга и продвижения на рынке продукции (товаров, услуг) участников Кластера; развитие объектов инновационной инфраструктуры и расширение технологических возможностей инновационной инфраструктуры Кластера; развитие малого и среднего бизнеса на территории Кластера; развитие механизмов коммерциализации технологий на территории кластера, инвестиционного и финансового обеспечения деятельности участников Кластера; повышение инвестиционной привлекательности Кластера; самоорганизация участников Кластера, консолидация ресурсов в части научной и производственной кооперации, оказания взаимных услуг, информационного обмена, маркетинга и менеджмента; создание участниками Кластера стратегических, программных и плановых документов Кластера; развитие инициатив участников Кластера по формированию инновационных проектов с участием двух и более организаций-участников Кластера; организация методической, информационной и инфраструктурной поддержки исследовательской, научной, производственной и маркетинговой деятельности участников Кластера; разработка, изготовление и вывод на рынок наукоемкой конкурентоспособной продукции, в том числе по программам импортозамещения; участие предприятий Кластера в программах поддержки Правительства Санкт-Петербурга и Российской Федерации, направленных на развитие отрасли машиностроения; содействие обеспечению формирования благоприятных условий для развития Кластера |
5 |
Сроки реализации Программы |
2017 - 2019 гг. |
6 |
Основные направления реализации Программы |
Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере; развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров; развитие производственного потенциала и производственной кооперации; развитие инфраструктуры Кластера; совершенствование государственной поддержки и формирование благоприятных условий деятельности Кластера; развитие рыночного потенциала в сфере промышленности |
7 |
Исполнители Программы |
Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга; акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга"; некоммерческое партнерство инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" |
8 |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение количества предприятий, входящих в Кластер, - на 4; количество новых субъектов малого и среднего предпринимательства - участников Кластера - 3; совместная проработка и увеличение кластерных проектов - на 6; количество реализованных совместных кластерных проектов - 5; рост количества вновь создаваемых рабочих мест - более 50; увеличение средней заработной платы на предприятиях Кластера - 5% к предыдущему году; повышение производительности труда и снижение издержек; увеличение номенклатуры производимой продукции; увеличение объема реализованных товаров (работ, услуг) - более 3500 наименований; импортозамещение продукции - детали для новых вагонов метро |
2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера
2.1. Оценка текущего состояния рынков производимой Кластером продукции
В настоящее время снижен спрос на обновление подвижного состава: вагонов метро, трамваев, автобусов, троллейбусов, электропоездов и пассажирских вагонов.
Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод" производит готовой продукции (пассажирские вагоны) менее чем на 25% от своей производственной мощности, которая составляет 1200 вагонов в год.
В Санкт-Петербурге резко снизился объем закупки новых трамваев, к 2018 году планируется закупить 17 трамваев и 36 троллейбусов, а подлежат выводу из эксплуатации, связанному с выработкой моторесурса, около 700 трамваев. Износ троллейбусного парка достиг 40%.
Государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (далее - ГУП "Петербургский метрополитен") в ближайшее время планирует закупку нового подвижного состава в связи с окончанием выработки моторесурса около 70% подвижного состава. В 2017 году планируется поставка 6 составов на 1-й и 3-й линиях метрополитена (36 вагонов).
Анализ состояния эскалаторов Санкт-Петербургского метрополитена показал, что в настоящее время в Санкт-Петербургском метрополитене эксплуатируется около 250 эскалаторов 16 типов. 39 эскалаторов типа ЭМ-4, ЛТ-1 и ЛТ-3 находятся в эксплуатации более 50 лет, 43 эскалатора типа ЛТ-2 и ЛТ-3 - более 40 лет. Эскалаторы типов ЭМ-4, ЛТ-1, ЛТ-2 и ЛТ-3 в значительной мере выработали свой ресурс и подлежат замене.
2.2. Информация о текущем состоянии Кластера
ИПК ТМ "МЖТ" является одним из наиболее эффективных кластеров, объединяющим в своем составе 13 организаций, в том числе научно-образовательные и производственные компании.
Основной целью Кластера является сотрудничество крупных потребителей вагонов метро и железнодорожной техники со средними и малыми предприятиями, разработчиками технологий, связывающих поставщиков и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой производственной цепочки. Кластер специализируется на поставке продукции и услуг для потребностей метрополитена и предприятий железнодорожного транспорта. В рамках Кластера создан центр по локализации производителей компонентов для вагоностроительной промышленности.
Внутрикластерные отношения стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. В основе процесса образования Кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и смежными отраслями. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия всех участников Кластера, в том числе в повышении конкурентоспособности.
Характеристика текущего состояния промышленного потенциала участников Кластера
N |
Наименование |
Единица измерения |
Показатель |
1 |
Количество предприятий, участников Кластера |
штук |
13 |
2 |
Общее количество работников предприятий Кластера |
человек |
1050 |
3 |
Совокупный оборот денежных средств предприятий - участников Кластера |
млрд. руб. |
4,5 |
4 |
Средняя заработная плата на предприятиях Кластера в пересчете на одного работника |
руб. |
48000 |
2.3. Перспективы развития Кластера
2.3.1. Перспективы развития промышленного потенциала участников Кластера
За счет реализации Программы планируется сократить имеющийся разрыв в конкурентоспособности продукции предприятий Кластера с зарубежными аналогами и выйти на устойчивую траекторию дальнейшего развития, сформировать глобально конкурентоспособный кластер в сфере транспортного машиностроения.
ИПК ТМ "МЖТ" через пять лет - это передовой российский научно-производственный центр в области транспортного машиностроения.
2.3.2. Перспективы развития инфраструктуры Кластера
Основные перспективы развития инфраструктуры Кластера связаны с усилением конкурентоспособности предприятий Кластера в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации:
дальнейшее развитие научных исследований в области инновационного производства запасных частей для подвижного состава городского транспорта и транспортной инфраструктуры региона;
использование (применение) новейших разработок, технологических решений и нового оборудования;
разработка инновационных видов продукции;
развитие системы профессионального обучения и повышения квалификации.
К основным приоритетам расширения объемов выпускаемой продукции предприятий Кластера относятся:
увеличение количества выпускаемых видов продукции путем включения в Кластер дополнительных предприятий, обладающих необходимыми производственными мощностями, и реализации новых инвестиционных проектов;
привлечение дополнительных прямых инвестиций, вовлечение дополнительных научно-исследовательских и образовательных учреждений, обладающих необходимым научным потенциалом по данному направлению, за счет этого расширение номенклатуры выпускаемой продукции;
интеграция научно-производственных возможностей, что позволит реализовывать совместные проекты, привлекая значительные объемы инвестиций, в том числе за счет федеральных целевых программ.
3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз для Кластера
3.1. Сильные стороны Кластера
Сильными сторонами Кластера являются:
добровольное объединение и координация общих усилий предприятий, расположенных в одном регионе, связанных общими задачами и целями, общей кооперацией и единым подходом к стандартам качества выпускаемой продукции;
высокая концентрация предприятий в области транспортного машиностроения на территории Санкт-Петербурга, наличие полного технологического цикла разработки и производства деталей, узлов и комплектующих широкого спектра;
наличие крупнейшего специализированного образовательного центра Кластера - федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого";
современный уровень технологического перевооружения ряда предприятий, осуществляющих разработки и производство деталей, узлов и комплектующих широкого спектра;
высокий уровень концентрации объектов инновационной инфраструктуры на территории Санкт-Петербурга;
частично созданные внутрикластерные кооперационные цепочки, позволяющие проводить практически полный цикл по продукции машиностроения;
наличие современных конкурентоспособных разработок новой продукции, высококвалифицированных инженерно-технических работников, высокопроизводительного современного оборудования;
сокращение сроков внедрения новых наукоемких разработок в производство в связи с уменьшением временных затрат на принятие организационных решений.
3.2. Слабые стороны Кластера
Слабыми сторонами Кластера являются:
недостаточный уровень кооперации участников Кластера между собой, сохраняющаяся излишняя "закрытость" многих предприятий Кластера, незначительная вовлеченность предприятий Кластера в цепочки по производству готовой продукции;
дефицит кадров, чьи компетенции необходимы для развития действующих и освоения новых технологий, существующая потребность в технических специальностях не покрывается за счет локальных учебных заведений;
ориентация большинства участников Кластера на государственный заказ как на основной источник спроса на продукцию (товары, услуги) Кластера;
отсутствие у большинства предприятий Кластера опережающих разработок конечной продукции;
высокие относительные издержки на решение вопросов аренды производственных помещений.
3.3. Возможности для Кластера
При сохранении существующих темпов развития возможно сокращение существенного технологического отставания предприятий Кластера от мировых лидеров в вопросах производства продукции транспортного машиностроения и разработки современной продукции на территории Кластера.
Сохраняются серьезные перспективы освоения новых потенциальных рынков заказов в области транспортного машиностроения.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328, наряду с другими действующими программами предусматривает наращивание объемов государственного заказа в области специализации предприятий Кластера.
Существующие программы Правительства Санкт-Петербурга направлены на поддержку инновационных предприятий, в том числе на сокращение издержек при реализации новых инновационных проектов предприятиями Кластера.
3.4. Угрозы для Кластера
Угрозами для Кластера являются:
повышенная по сравнению со многими зарубежными странами стоимость капитальных вложений в новые объекты на территории предприятий Кластера;
особенности государственной налоговой системы, дестимулирующие длительные капитальные вложения;
несовершенная среда регулирования проектирования, создания и ввода в эксплуатацию промышленных объектов;
высокая стоимость кредитных ресурсов для участников Кластера;
высокая связь между валовым продуктом предприятий Кластера и величиной государственного заказа;
при изменении макроэкономических факторов вероятно резкое снижение объемов государственного заказа, что может создать значительные проблемы для всех предприятий Кластера;
вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию резко сократило возможность реализации политики государственного протекционизма в транспортном машиностроении.
4. Научно-технологический и образовательный потенциал Кластера
Объектами технологической инфраструктуры, необходимыми участникам Кластера для создания совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, являются акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга" и Центр прототипирования, являющийся структурным подразделением акционерного общества "Технопарк Санкт-Петербурга".
Мониторинг и организационную поддержку развития Кластера осуществляет некоммерческое партнерство инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника".
Профессиональное обучение и (или) дополнительное образование персонала участников Кластера осуществляет федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I". Кластер имеет рамочный договор с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный экономический университет" на проведение финансовой экспертизы бизнес-проектов, переподготовку специалистов и прохождение производственной практики студентами указанного университета.
Предприятия Кластера ведут технологическую проработку и подготовку к производству комплектующих изделий для электроприводов на базе вентильных двигателей (электродвигателей постоянного тока на постоянных магнитах) и систем управления к ним. Решается вопрос о головном сборочном предприятии на базе предприятия Кластера - общества с ограниченной ответственностью "Инновационно-промышленное объединение "Ю-ПИТЕР".
5. Перечень ключевых инфраструктурных объектов Кластера с приведением основных технико-экономических характеристик и уровня промышленного использования
Перечень ключевых инфраструктурных объектов Кластера с приведением основных технико-экономических характеристик и уровня промышленного использования представлен в таблице 1.
Таблица 1
N |
Наименование объекта инфраструктуры |
Технико-экономические характеристики |
1 |
2 |
3 |
1 |
ГУП "Петербургский метрополитен" Электродепо "Автово" |
Электродепо "Автово" осуществляет весь комплекс мероприятий по среднему и капитальному ремонту вагонов и основного вагонного оборудования. Выполняются крупные ремонты разных объемов (подъемочный ремонт), средний ремонт, капитальный ремонт. Проводятся работы по формированию, освидетельствованию и ремонту колесных пар вагонов метрополитена, ремонту мотор-компрессоров, тележек, тяговых двигателей. Производится обкатка и перегонка подвижного состава на линиях метрополитена, проверка технического состояния подвижного состава для перегонки и обкатки, формирования готовности для выдачи на линию |
2 |
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Система" |
На предприятии занимаются изготовлением, модернизацией и ремонтом существующих конструкций тележек вагонов метрополитена со шпинтонным и поводковым буксовым подвешиванием, а также изготовлением запасных частей к ним |
3 |
Открытое акционерное общество "Октябрьский электровагоноремонтный завод" |
Завод занимается ремонтом, модернизацией подвижного состава, строительством новых вагонов метро |
6. Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы
Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы с разделением по годам приведены в таблице 2.
Таблица 2
N |
Наименование показателя |
Плановые значения результативности реализации Программы |
||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Численность работников организаций Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, человек |
40 |
45 |
51 |
2 |
Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями Кластера либо одной или более организацией Кластера совместно с иностранными организациями, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет, % к предыдущему году |
4 |
5 |
6 |
3 |
Рост объема инвестиционных затрат организаций Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подведение инженерных коммуникаций, % к предыдущему году |
5 |
6 |
7 |
4 |
Рост выработки на одного работника организаций Кластера, % к предыдущему году |
1,5 |
2,5 |
3 |
5 |
Рост объема отгруженной организациями Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, % к предыдущему году |
4 |
4 |
4 |
6 |
Рост совокупной выручки организаций Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % к предыдущему году |
2 |
2,5 |
3,5 |
7 |
Рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования (муниципальных образований), в границах которого расположен Кластер, % к предыдущему году |
6 |
7 |
8 |
8 |
Рост количества запатентованных организациями Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, % к предыдущему году |
4 |
6 |
5 |
9 |
Численность работников организаций Кластера, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом |
160 |
200 |
230 |
7. Перечень мероприятий, осуществляемых в 2017 году и плановом периоде 2018 - 2019 годов
Мероприятия, осуществляемые в 2017 году и плановом периоде 2018 - 2019 годов в целях развития Кластера, предусмотрены в подразделе 3.5 раздела 3 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015 - 2020 годы".
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 11 января 2017 г. N 1-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.