Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 27 февраля 2017 г. N 88-р
Примерное положение
о системе нормирования труда государственного учреждения, находящегося в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, государственного учреждения социального обслуживания населения, находящегося в ведении администрации района Санкт-Петербурга
1. Общие положения
1.1. Положение о системе нормирования труда в государственном учреждении
_________________________________________________________________
(полное наименование государственного учреждения согласно Уставу) (далее - учреждение) разработано в соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, Методическими рекомендациями по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 N 504 (далее - Методические рекомендации), и с учетом Методических рекомендаций по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.11.2015 N 318-р.
1.2. Положение о системе нормирования труда (далее - Положение) определяет систему нормирования труда в учреждении и включает в себя следующие разделы:
1.2.1. Применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении различных видов работ (функций) или предоставлении услуг (далее-нормы труда).
1.2.2. Методы нормирования, применяемые в учреждении для установления норм труда.
1.2.3. Виды норм труда.
1.2.4. Факторы, влияющие на затраты труда.
1.2.5. Порядок исчисления годового фонда рабочего времени.
1.2.6. Порядок введения норм труда применительно к конкретным организационно-техническим условиям.
1.2.7. Порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования организационно-технических условий (внедрение новой техники и технологий, проведение мероприятий по улучшению организации и условий труда и др.), а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
1.2.8. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
1.2.9. Формирование штатной численности на основе норм и нормативов по труду.
Положение содержит и иные вопросы, связанные с введением системы нормирования труда в учреждении.
1.3. Основными целями системы нормирования труда являются:
1.3.1. Создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических, трудовых процессов, улучшение организации труда.
1.3.2. Обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (предоставлении социальных и (или) образовательных услуг).
1.3.3. Повышение эффективности социального обслуживания получателей социальных и (или) образовательных услуг.
1.3.4. Формирование штатной численности и штатного расписания.
1.4. Организация работ по нормированию труда в учреждении, формированию и внедрению системы нормирования труда возлагается на структурные подразделения учреждения, в ведении которых находятся вопросы, связанные с организацией и стимулированием труда, учетом и комплектованием кадров (1).
1.5. Положение утверждается локальным нормативным актом, принятым в установленном порядке, либо является приложением к коллективному договору.
1.6. Ответственность за состояние нормирования труда и внедрение в учреждении системы нормирования труда несет работодатель в лице руководителя учреждения.
1.7. В целях настоящего Положения применяются следующие основные термины и определения (2).
2. Допускается с учетом специфики учреждения применение норм труда, предусмотренных для учреждений и организаций других отраслей.
2. Применяемые в учреждении нормы труда и нормативные материалы
2.1. При расчете норм труда и штатной численности работников учреждения применяются следующие нормы труда:
2.1.1. Типовые межотраслевые нормы труда, то есть нормы труда, предназначенные для нормирования труда на работах, выполняемых в организациях двух и более отраслей экономики.
2.1.2. Типовые отраслевые (профессиональные) нормы труда, то есть нормы труда, предназначенные для нормирования труда на работах, выполняемых в организациях одной отрасли экономики.
2.1.3. Регламенты выполнения работ (предоставления услуг), утвержденные в установленном порядке.
Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 161 ТК РФ).
2.2. В учреждении при разработке норм труда применяются отраслевые, профессиональные и межотраслевые нормы труда (далее - типовые нормы труда) (3).
При отсутствии типовых (отраслевых, межотраслевых, профессиональных) норм труда учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает местные нормы труда.
При этом местные нормы труда должны отвечать следующим требованиям:
2.2.1. Учитывать все факторы, влияющие на затраты труда.
2.2.2. Обеспечивать высокое качество предоставляемых услуг и/или выполняемых работ.
2.2.3. Предусматривать возможность использования электронно-вычислительной техники в процессе нормирования труда (далее - нормирование).
2.3. Перечни типовых и разработанных в учреждении местных норм труда (далее - Перечни) должны содержаться в приложениях к Положению (4).
3. Методы нормирования, применяемые в учреждении для установления норм труда (5)
4. Виды норм труда (6)
4.1. При нормировании труда служащих (руководителей, специалистов и служащих) и рабочих учреждения применяются следующие основные нормы труда:
4.1.1. Норма времени, исчисляемая по формуле:
(1)
При необходимости применяется также коэффициент использования рабочего времени, который рассчитывается по формуле (7)
(1.1),
где:
- норма времени;
- подготовительно-заключительное время, то есть время, которое работник затрачивает на подготовку к каждой работе и выполнение действий, связанных с ее окончанием, мин.;
- оперативное время, то есть время, которое работник затрачивает на непосредственное выполнение работы, мин.;
- время обслуживания рабочего места, то есть время, затрачиваемое работником на поддержание рабочего места в надлежащем состоянии, мин.;
- время на отдых и личные надобности - время регламентированных перерывов;
- продолжительность смены, мин.
При определении нормы времени допускается ,
,
рассчитывать в процентном отношении к
в случаях, когда они распространяются на несколько видов работ.
Норма времени на оказание (предоставление) услуги предполагает сумму норм времени () по операциям, из которых состоит услуга, и рассчитывается по формуле:
(2),
где:
,
,
, ...
- норма времени на отдельную операцию.
4.1.2. Норма обслуживания определяется по формуле:
(3),
где:
- норма обслуживания;
- фонд рабочего времени за определенный период времени, как правило, календарный год, в расчете на одного работника;
- общий показатель нормы времени обслуживания одного объекта обслуживания (оказание одной услуги), мин.
При этом норма времени обслуживания определяется по формуле:
(4),
где:
- затраты времени на выполнение функции на единицу измерения, мин.;
- количество единиц объема работы, выполняемых в течение, как правило, календарного года;
- коэффициент, учитывающий время на выполнение дополнительных функций, не учтенных нормой времени (8).
4.1.3. Норма численности рассчитывается по формуле:
(6),
где:
- норма численности;
- норма времени на предоставление i-го вида услуг (работ) в час;
- плановый объем оказания (выполнения) i-го вида услуг (работ) за определенный период времени (как правило, календарный год);
- годовой фонд рабочего времени в расчете на одного работника, час.
4.2. Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, устанавливающая численность работников, подчиненных одному руководителю. Нормы управляемости применяются в тех случаях, когда нормы времени устанавливать нецелесообразно.
4.1.4. Норма нагрузки (9).
5. Методики определения штатной численности работников на основе норм и нормативных материалов по труду (10)
5.1. Методика определения штатной численности работников учреждения на основе норм времени.
Штатная численность работников учреждения на основе норм времени осуществляется по формуле:
(7),
где:
- общие затраты рабочего времени на предоставление услуг и/или выполнение работ за определенный период времени, как правило, за год;
- фонд рабочего времени в расчете на год, час.
(8),
где:
,
,
...
- затраты времени (по отраслевым нормативным документам или местным нормам) на услугу или выполнение работ;
,
,
...
- объем конкретных услуг и/или работ, установленный государственным заданием;
- доля затрат времени на отдых и личные потребности (определяется исходя из результатов фотографии рабочего места).
При этом при наличии ненормируемых работ (разовые) долям затрат времени на ненормируемые работы включается в .
5.2. Методика определения штатной численности на основе норм времени обслуживания (11).
Штатная численность на основе норм времени обслуживания устанавливается по формуле:
(9),
где:
- трудоемкость выполнения работ в расчете на календарный год;
- норма времени обслуживания единицы объема работ (например, количества получателей услуг);
- коэффициент планируемых невыходов (12).
Норма времени обслуживания определяется по формуле:
(10),
где:
- годовой фонд рабочего времени;
- сумма норм времени обслуживания.
Сумма норм времени обслуживания () определяется по формуле:
(11),
,
, ...
- время,затрачиваемое на выполнение отдельных видов работ, которое определяется по формуле:
(12),
где:
- норматив оперативного времени на единицу объема работ (по результатам фотографии (самофотографии) рабочего времени);
- объем работ;
- средняя повторяемость работ;
- коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение дополнительных функций, отдых и личные потребности.
5.3. Методика расчета штатной численности на основе нормативов (норм) численности.
Расчет штатной численности на основе нормативов (норм) численности осуществляется по функциям управления. Как правило, с помощью нормативов (норм) численности определяется штатная численность административно-управленческого аппарата, кадровых служб, служб бухгалтерского учета и финансовой деятельности, экономической и юридической служб учреждения.
Общая нормативная численность специалистов и служащих указанных структурных подразделений учреждения определяется как сумма нормативов численности по функциям управления:
(14),
где:
- нормативная численность по соответствующему структурному подразделению;
,
, ...
- нормативная численность работников учреждения по каждой функции управления.
5.4. Методика расчета штатной численности педагогических работников (на примере воспитателей).
5.4.1. Численность воспитателей, занятых в учреждении, определяется с учетом следующих факторов:
5.4.1-1. Предельной наполняемости групп детьми.
5.4.1-2. Продолжительности пребывания детей в группе.
5.4.1-3. Продолжительности рабочего времени воспитателя в неделю в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
При этом нормативы численности установлены исходя из предельной наполняемости групп детьми-инвалидами, предусмотренной в стационарах постоянного проживания не более 10 детей-инвалидов.
Например, режим работы: 5-дневная рабочая неделя с 24-часовым пребыванием детей.
Явочная численность воспитателей в группе определяется по формуле:
(15),
где:
- численность воспитателей в группе;
- количество рабочих дней учреждения в неделю;
- продолжительность пребывания детей в группе.
- нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя.
Штатная численность работников определяется по формуле:
(16),
где:
- коэффициент, учитывающий планируемые невыходы по причинам всех видов отпусков, болезни и другим уважительным причинам.
Штатная численность воспитателей в группе при указанном режиме рабочего времени определяется по формуле:
(при округлении 4,5 воспитателей в группе).
Если режим работы учреждения составляет 6 дней в неделю, например, с 9-часовым пребыванием детей то штатная численность воспитателей в группе составит:
(с учетом округления).
В случае семидневного режима работы учреждения и 24-часового пребывания в нем детей, штатная численность воспитателей в группе составит:
шт. ед. (с учетом округления).
5.4.2. Норма для расчета количества ставок по иным должностям педагогических работников предусматривает преподавательскую (учебную) работу в соответствии с Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 N 536.
Например, при 5-дневной рабочей неделе работы учреждения и 4-часовом пребывании в нем детей, штатная численность педагогов дополнительного образования составит:
шт. ед.
6. Факторы, влияющие на величину затрат труда (13)
6.1. При отборе факторов, влияющих на величину затрат труда работников учреждения и принимаемых для расчета норм труда (нормативов) учитываются следующие требования:
выбор факторов должен быть логически обоснован;
факторы предусматривают конкретное количественное выражение или однозначное смысловое толкование;
количественное значение факторов, то есть их числовое значение, устанавливается по статистической и бухгалтерской отчетности учреждения, а также локальными нормативными актами либо действующим законодательством (14).
6.2. Перечень факторов, влияющих на величину затрат труда (в разрезе профессиональных групп), предусматривается в соответствующих таблицах. Форма таблицы содержится в настоящем Положении.
Таблица 1
7. Порядок исчисления годового фонда рабочего времени
7.1. При расчетах годового фонда рабочего времени учитываются такие правовые и экономические факторы как:
7.1.1. Режимы рабочего времени и времени отдыха, установленные в учреждении Правилами внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР), являющимися приложением к коллективному договору либо утвержденные локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения профсоюзов (16).
7.1.2. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю (далее - Порядок), утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.08.2009 N 588н.
7.1.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности".
7.1.4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
7.1.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников".
7.1.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках".
7.1.7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
7.1.8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
7.2. Порядок устанавливает правила исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды в зависимости от продолжительности рабочего времени в неделю, установленных работнику ПВТР и трудовым договором.
7.2.1. Годовой фонд рабочего времени определяется по формуле:
(17),
где:
- годовой фонд рабочего времени;
- продолжительность ежедневной работы (в часах), устанавливаемая путем деления продолжительности рабочего времени в неделю на 5;
- число рабочих дней в году по календарю пятидневной рабочей недели (17);
- число часов сокращений в соответствии с трудовым законодательством (статья 95 ТК РФ) в течение года;
- количество рабочих часов, приходящихся на отпускной период (ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск).
7.2.2. Всего в 2016 году количество рабочих дней при 5-дневной рабочей неделе составляет 247 рабочих дней.
Количество рабочих часов при разных режимах работы в 2016 году составляет:
при 40-часовой рабочей неделе - 1974 час. ((40:5) х 247 дн. - 1 час х 2));
при 39-часовой рабочей неделе - 1924,6 час. ((39:5) х 247 дн. - 1 час х 2));
при 36-часовой рабочей неделе - 1776,4 час. ((36:5) х 247 дн. - 1 час х 2));
при 33-часовой рабочей неделе - 1628,2 час. ((33:5) х 247 дн. - 1 час х 2));
при 24-часовой рабочей неделе - 1183 час. ((24:5) х 247 дн. - 1 час х 2)).
7.3. Продолжительность рабочего времени, установленная годовым фондом рабочего времени, учитывает:
сокращенное рабочее время для медицинских работников - не более 39 часов в неделю (статья 350 ТКРФ);
сокращенное рабочее время педагогических работников - не более 36 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени при расчетах годового фонда рабочего времени уменьшается на время основного отпуска либо основного и дополнительного отпусков в соответствии с действующим законодательством. Нахождение работников на листках временной нетрудоспособности определяется в среднем по данным бухгалтерского учета за 2-3 года (18).
8. Этапы разработки норм и нормативных материалов
8.1. Разработка норм и нормативных материалов предусматривает несколько этапов, каждый из которых включает комплекс мероприятий, связанных с осуществлением нормирования труда.
8.1.1. Первый этап предполагает подготовительную и организационно-методическую работу, состоящую из таких мероприятий как изучение методических, нормативных и иных материалов и документов по нормированию труда, анализ режима рабочего времени различных категорий работников учреждения, выявление факторов, влияющих на затраты рабочего времени при выполнении работ или предоставлении услуг, проведение инструктажа работников учреждения, участвующих в наблюдении на рабочих местах, а также иные мероприятия, связанные с организационно-методической работой (19).
8.1.2. Второй этап включает такие мероприятия как:
анализ технологических (трудовых) процессов, организационно-технических условий, приемов и методов труда на объектах, подлежащих нормированию.
8.1.3. Третий этап связан с проведением непосредственных замеров затрат рабочего времени путем осуществления фотографии или самофотографии рабочего времени.
8.1.4. Четвертый этап включает, прежде всего, обработку полученной в процессе фотографии (самофотографии) рабочего времени информации, статистической отчетности, данных текущего учета и др.
8.1.5. Пятый этап предусматривает проведение расчетов норм и нормативов по труду (20).
8.1.6. Шестой этап предполагает апробацию (проверку) разработанных норм и нормативов по труду.
8.2. Процедура введения системы нормирования труда предполагает следующие действия работодателя:
8.2.1. Проведение широкой разъяснительной работы по вопросам, связанным с нормированием труда, в порядке, предусмотренном Комитетом (письмо от 07.10.2015 N 020-057-114/14-81-11 о направлении Методических рекомендаций по организации разъяснительной работы в трудовых коллективах государственных учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга, о ходе реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы).
8.2.2. Разработка проекта локального нормативного акта о введении системы нормирования труда (далее - Проект) и направление Проекта в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее - профсоюзы) с целью получения мнения профсоюзов в порядке и сроки, установленные статьей 372 ТК РФ.
8.2.3. Принятие Проекта путем издания соответствующего приказа учреждения (далее - Приказ).
В Приказе указывается дата введения системы нормирования труда, а также рабочие места, на которых будут применяться новые нормы труда.
8.2.4. Ознакомление работников учреждения с принятым локальным нормативным актом путем направления им извещения о внедрении системы нормирования труда (далее - извещение).
Форма извещения определяется учреждением самостоятельно.
При этом в форме указываются ранее действующие нормы и новые нормы труда, факторы, являющиеся основанием для введения новых норм.
О введении системы нормирования труда работники извещаются не позднее чем за два месяца до введения.
Нормы труда, введенные без извещения работников или с нарушением сроков введения, юридической силы не имеют.
8.3. При согласии работников с новыми нормами кадровая служба заключает с ними дополнительное соглашение к трудовому договору.
В случае отказа работника от применения новых норм труда работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую работу, имеющуюся у работодателя. При отсутствии такой работы либо несогласия работника продолжать работу в новых условиях, трудовой договор с работником учреждения прекращается по пункту 7 части первой статьи 77 ТК РФ. Прекращение трудового договора по указанному основанию предусматривает выплату выходного пособия в размере среднего заработка.
9. Порядок замены и пересмотра норм труда
9.1. Нормы труда, действующие в учреждении, подлежат обязательной замене новыми по мере внедрения в учреждении комплекса организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, повышение качества предоставляемых услуг и эффективности труда работников учреждения.
К таким мероприятиям относятся следующие мероприятия:
9.1.1. Ввод нового и модернизация действующего оборудования.
9.1.2. Совершенствование организации и условий труда.
9.1.3. Переход на социальные стандарты предоставления государственных услуг или несоответствие фактических организационно-технических условий выполнения технологических процессов вновь вводимым нормам труда.
9.1.4. Механизация и/или автоматизация технологических (трудовых) процессов.
9.1.5. Применение рациональных приемов труда.
9.2. Замена норм труда осуществляется по мере наступления обстоятельств, предусмотренных пунктами 9.1.1 - 9.1.5 настоящего Положения, но не позднее чем через 5 лет после их введения.
9.3. Причины, обуславливающие необходимость пересмотра норм труда, связаны с изменениями организационных факторов, которые приводят к общему снижению трудоемкости.
Пересмотр норм осуществляется также при изменении санитарно-гигиенических, психофизиологических факторов, а также изменении социальных характеристик исполнителя (пол, возраст, уровень образования и др.).
Под организационными факторами, изменение которых приводит к снижению трудоемкости работ (услуг) на конкретных рабочих местах, понимаются характеристики:
а) рабочих мест (планировка, состав и расположение оснастки и др.);
б) методов труда (состав, количество, сложность и др.);
в) состава трудовых функций;
д) системы обслуживания рабочих мест.
9.4. Подлежат пересмотру также устаревшие и ошибочные нормы.
9.4.1. Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки, устанавливаемые учреждением с учетом мнения (по согласованию) профсоюзов.
9.4.2. Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере выявления таких норм.
9.5. Замена норм труда или их пересмотр должны осуществляться в порядке, предусмотренном для их введения.
9.6. В течение одного календарного года после введения системы нормирования труда в учреждении разрабатывается календарный план замены и пересмотра норм труда (далее - План), который является приложением к коллективному договору либо утверждается самостоятельным локальным нормативным актом (21).
10. Меры, направленные на соблюдение норм труда, установленных в учреждении
10.1. В учреждении предусмотрены меры, направленные на соблюдение норм труда, в том числе обеспечивающие:
10.1.1. Исправное состояние помещений, оборудования, оргоснастки, инструментов.
10.1.2. Надлежащее качество материалов и своевременное предоставление их работнику.
10.1.3. Наличие технической документации, иной документации, необходимой для выполнения работы и/или предоставления услуги (22).
10.1.4. Иные меры, направленные на соблюдение норм труда, установленные в учреждении системой нормирования труда (23).
11. Формирование штатной численности на основе норм и нормативов по труду
11.1. Должности при формировании штатной численности рассчитываются исходя из следующих показателей:
на число имеющихся коек; на учреждение;
на структурное подразделение учреждения;
на пост (в зависимости от продолжительности смены (рабочего времени);
на количественные показатели (трудоемкости работ (услуг), нагрузки, времени обслуживания и др.) (24).
11.2. Штатная численность работников учреждения, выраженная в штатных единицах, отражается в штатном расписании, составленном по унифицированной форме Т-3, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - штатное расписание).
11.2.1. При формировании штатного расписания учреждение применяет Методические рекомендации по составлению штатного расписания в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга, утвержденные распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 17.12.2014 N 317-р (далее - Методические рекомендации по составлению штатного расписания), и письмо Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 18.12.2015 N 020-093-4199/15-0-2 "О составлении штатного расписания государственного учреждения социального обслуживания (социальной защиты) Санкт-Петербурга".
11.2.2. Согласно пункту 1.4 Методических рекомендаций по составлению штатного расписания штатное расписание утверждается по состоянию на 1 января соответствующего года:
руководителем казенного учреждения социального обслуживания - по согласованию с исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которого находится учреждение;
руководителем бюджетного (автономного) учреждения социального обслуживания - самостоятельно под свою ответственность.
11.2.3. Количество штатных единиц (графа 4 штатного расписания) указывается на основании норм труда и нормативов по труду в соответствии с внедренной системой нормирования труда, утвержденной в установленном порядке.
11.2.4. В соответствии с пунктом 2.1.5 Методических рекомендаций по составлению штатного расписания в штатное расписание допускается включать неполное количество штатных единиц по следующим правилам:
итоговые цифры менее 0,13 - не учитываются;
цифры 0,13-0,37 округляются до 0,25;
цифры 0,38-0,62 округляются до 0,5;
цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75;
цифры свыше 0,87 округляются до 1,0.
11.2.5. Все должности руководителей, специалистов, служащих и рабочих, включаемые в штатное расписание, должны быть наименованы в соответствии с наименованиями, указанными в квалификационных справочниках, утверждаемых в установленном порядке или в соответствующих профессиональных стандартах.
11.3. Формирование штатной численности работников, занимающих должности руководителей, специалистов и служащих, выполняющих работы по профессиям рабочих, осуществляется в следующем порядке:
определение штатной численности работников структурных подразделений в разрезе должностей руководителей, специалистов и служащих, а также профессий рабочих;
определение необходимой штатной численности работников учреждения в целом, исходя из штатной численности работников структурных подразделений.
При этом при установлении штатной численности работников учреждения, занимающих общеотраслевые должности служащих (руководителей, специалистов и служащих) и выполняющих работы по общеотраслевым профессиям рабочих, применяется функциональный принцип управления (общее руководство, организация работы по постановке и ведению бухгалтерского учета, комплектованию и использованию кадров и др.). Расчет штатной численности работников осуществляется по каждой функции управления (25).
11.4. Формирование штатной численности учреждения осуществляется в соответствии с таблицей 2 (26).
Таблица 3
Формирование штатной численности работников учреждения, относящихся к основному персоналу
12. Заключительные положения
12.1. В Положении в качестве приложения должны содержаться расчеты конкретных норм труда для всех профессиональных групп работников.
12.2. В случаях, когда организационно-технические условия выполнения технологических (трудовых) процессов (далее - организационно-технические условия) в учреждении совпадают с организационно-техническими условиями, для которых рассчитаны типовые нормы труда (далее - типовые нормы) применяются типовые нормы.
В иных случаях типовые нормы подлежат корректировке.
12.3. Нормы труда включаются в трудовой договор ("эффективный контракт") работника или дополнительное соглашение к трудовому договору.
______________
(1) В Положении указываются конкретные структурные подразделения, в ведении которых находятся организация и совершенствование нормирования труда.
(2) В указанный пункт Положения включается понятийный аппарат, применяемый в тексте Положения. Особое внимание следует обратить на такие понятия как нормы труда, нормирование, система нормирования труда, нормативные материалы, факторы, влияющие на величину затрат труда и другие.
Положение нецелесообразно перегружать терминами, не используемыми или практически не используемыми в тексте.
(3) Достаточно полный перечень норм и нормативов по труду, которые рекомендуется применять, содержится в приложении N 1 к Методическим рекомендациям по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.11.2015 N 318-р (далее - Распоряжение N 318-р).
Конкретные виды норм представлены в таблицах 2 и 3 приложения к распоряжению N 318-р.
(4) В Перечни включаются только типовые нормы труда, применяемые в учреждении, и местные нормы труда, непосредственно установленные в учреждении.
(5) В этом разделе Положения указываются конкретные методы и способы установления норм затрат труда, которые применяются в процессе нормирования труда в учреждении.
По общему характеру обоснования норм труда методы нормирования разделены на две группы: аналитические и суммарные. В свою очередь в рамках аналитического метода по методике получения исходных данных выделяют: аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский способы установления норм труда.
Аналитически-расчетный способ предполагает определение затрат труда на нормируемую работу по нормативам труда на отдельные элементы на основе расчетов или проведенных ранее исследований.
Аналитически-исследовательский способ нормирования предполагает определение затрат рабочего времени на основе анализа данных, полученных в результате наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте.
Суммарный метод фиксирует фактические затраты труда и предполагает статистические, экспертные, эмпирические способы определения норм затрат труда.
При проведении в учреждении фотографии (самофотографии) рабочего времени (далее - фотография) в Положение включается раздел регламентирующий порядок осуществления фотографии:
1. Подготовка к проведению фотографии (наблюдений).
2. Проведение наблюдений.
3. Обработка результатов наблюдений.
4. Анализ результатов наблюдений.
В рамках каждого пункта указываются конкретные мероприятия, включаемые в каждый этап проведения фотографии.
(6) В разделе 4 Положения указываются конкретные виды норм труда, применяемые при нормировании труда в учреждении.
(7) Элементы нормы времени определяются в процессе проведения фотографии рабочего времени. Норма времени, как правило, исчисляется в человеко-часах.
(8) Значение коэффициента, учитывающего время на выполнение функций, не учтенных нормой времени (), определяется на основе фотографии рабочего времени и исчисляется по формуле:
(5)
где:
время на дополнительные функции в процентах ко времени основных функций;
- время на отдых и личные потребности в процентах ко времени основных функций.
(9) Норма нагрузки применяется в системе социального обслуживания, прежде всего, в отношении социальных работников. Порядок расчета нормы нагрузки на одного социального работника устанавливается Методическими рекомендациями по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 N 725.
(10) В настоящем разделе должны содержаться только те методики определения штатной численности, на основе которых определяется штатная численность работников, должности которых включены в штатное расписание учреждения.
(11) На основе норм времени обслуживания, как правило, определяется численность рабочих.
(12) Коэффициент планируемых невыходов по причинам; предусмотренным трудовым законодательством, рассчитывается по формуле:
(13)
Процент планируемых невыходов работников учреждения определяется на основе табеля учета рабочего времени, бухгалтерской отчетности.
(13) В Положении указываются только конкретные факторы, действующие в учреждении в отношении профессиональных групп работников (далее - факторы).
В целом же система факторов включает такие виды факторов как:
технические факторы - факторы, характеризующиеся материально-вещественными элементами труда (оборудование, приспособления, материалы и др.);
организационные факторы определяются организацией рабочего места, методами и приемами труда, режимами труда и отдыха, формами социального обслуживания и др.;
экономические факторы предполагают влияние норм труда на систему оплаты труда, эффективность результатов труда, качество предоставляемых услуг и др.;
санитарно-гигиенические и психофизиологические факторы - факторы, характеризующие работников (пол, возраст), интенсивность труда, физическую нагрузку, рабочую позу, монотонность труда, шум, вибрация, освещенность и др,
социальные факторы - факторы, характеризующие профессионально-квалификационную структуру кадров, профессиональное мастерство, стаж работы и квалификацию исполнителей, содержательность и привлекательность труда и т.д.;
структурные факторы - факторы, характеризующие организационную и управленческую структуры учреждения;
прочие факторы, влияющие на затраты труда (например, для педагогических работников важное значение имеет фактор наполняемости групп, учебная нагрузка).
Технические и организационные факторы обуславливают организационно-технические условия выполняемых работ и/или предоставляемых услуг.
При разработке нормативных материалов для служащих (руководители, специалисты и служащие) учитываются, прежде всего, объем работ (услуг) и трудоемкость работ.
(14) Например, режим работы, время отдыха устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка; преподавательская (учебная) нагрузка педагогических работников определяется соответствующим приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, нагрузка медицинских работников (врачей) зачастую определяется в нормативных правовых актах Министерства здравоохранения (СССР, Российской Федерации). К количественным факторам относится также число коек в организациях стационарной формы социального обслуживания населения, численность получателей социальных услуг и др.
(15) Таблица заполняется по всем профессиональным группам и категориям работников, должности которых предусмотрены в штатном расписании. Действие фактора обозначается знаком "+", отсутствие - знаком "-".
(16) Расчеты годового фонда рабочего времени ведутся только на основании режимов рабочего времени, установленных в учреждении ПВТР. При этом согласно статье 100 ТК РФ возможны следующие режимы рабочего времени:
пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями
шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем
суммированный учет рабочего времени (предоставление выходных дней осуществляется по графику;
другие режимы рабочего времени.
(17) Количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе () исчисляется по формуле:
- нерабочие праздничные дни (18),
где:
- количество календарных дней в году.
(18) В Положение включаются таблицы расчетов годового фонда рабочего времени для различных категорий работников учреждения, занятых при разных режимах рабочего времени и продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (при установлении таких отпусков) в соответствии с ПВТР и трудовым договором работника.
(19) Если в учреждении создана Комиссия (рабочая группа) по разработке норм труда (далее - Комиссия), то в Положении указывается ссылка на приказ учреждения, в соответствии с которым Комиссия создана.
Кроме того, разрабатывается Положение, регулирующее деятельность Комиссии.
(20) Расчеты проводятся в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые и отраслевые нормативные материалы. Если межотраслевые, отраслевые и профессиональные нормы и нормативные материалы разработаны и утверждены, то при необходимости осуществляется их корректировка.
(21) В План включаются конкретные мероприятия по выявлению ошибочных и устаревших норм труда.
(22) В Положении указываются конкретные мероприятия, разработанные в учреждении в целях обеспечения условий для выполнения работ или предоставления услуг работниками. В Положении содержится План мероприятий (далее - План) с указанием должностных лиц - учреждений, ответственных за реализацию мероприятий, включенных в План.
(23) В Положении указываются конкретные меры, направленные на соблюдение норм труда.
(24) В Положении рекомендуется предусмотреть конкретный перечень показателей, на основании которых рассчитывается штатная численность работников в разрезе категорий и должностей. Например, штатная численность руководителей учреждения всех уровней рассчитывается исходя из показателей "на учреждение" и "на структурное подразделение", штатная численность медицинских работников определяется исходя из показателей "на пост (в зависимости от режима рабочего времени)" или "на число имеющихся коек".
(25) В Положение включаются только функции управления, предусматривающиеся в штатном расписании. Учитывая это обстоятельство, в Положении должен содержаться Перечень применяемых в отношении указанных работников норм и нормативов по труду.
В случае, когда организационно-технические условия, созданные в учреждении, не совпадают с теми, для которых разработаны типовые нормы труда (далее - типовые нормы), типовые нормы корректируются с учетом фактических организационно-технических условий выполнения работ и/или предоставления услуг.
Примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в государственном (муниципальном) учреждении содержатся в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.
(26) Таблица содержит условные данные. Учреждение включает конкретные данные в соответствии со штатным расписанием учреждения.
Форма таблицы разработана Евстегнеевым И. С.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 27 февраля 2017 г. N 88-р "О внесении изменения в распоряжение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.