Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Комитета
по образованию
от 04.02.2016 N 03-20-322/16-0-0
Инструктивно-методическое письмо
"Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)"
1. Общие положения
1.1. Правовое обеспечение организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида):
- Федеральный закон от 24.12.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.12.1995 N 181-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2015 N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (далее - приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 N 723н "Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы" (далее - приказ Минтруда России 15.10.2015 N 723н);
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (далее - приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н);
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2013 N 723 "Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями" (далее - приказ Минтруда России от 15.10.2015 N 723н);
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге";
- распоряжение Комитета по образованию от 29.01.2016 N 234-р "Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)" (распоряжение Комитета по образованию от 29.01.2016 N 234-р).
1.2. В соответствии с Федеральным законом от 24.12.1995 N 181-ФЗ:
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.
Ограничения жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Реабилитация и абилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:
- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве; производственную адаптацию;
- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее - ИПРА) - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) разрабатываются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке ИПРА с правом совещательного голоса специалистов медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодателей, педагогов и других специалистов.
ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПРА в целом или от реализации отдельных её частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за её исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
ИПРА инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно, ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18 лет.
Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки ИПРА в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Указанные органы и организации предоставляют информацию об исполнении возложенных на них ИПРА мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты населения.
Порядок разработки и реализации ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), формы ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Минтруда России от 31.07.2015 N 528н. Приказом определен обмен данными с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Порядок и формы предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) мероприятий утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 N 723н.
Выписка ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), направляемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержит информацию об органе исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности (наименование и адрес), наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, направившего выписку, общие данные об инвалиде (ребенке-инвалиде), заполненную таблицу (таблицы) мероприятий реабилитации или абилитации ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), исполнителем которых определен орган исполнительной власти, в который направляется выписка ИПРА.
Заполненный раздел общих данных об инвалиде (ребенке-инвалиде) содержит, в том числе, показания к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий в соответствии с перечнем ограничений основных категорий жизнедеятельности, а также степень ограничений.
Классификация основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий утверждены приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н.
В соответствии с указанным нормативным документом к основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
а) способность к самообслуживанию;
б) способность к самостоятельному передвижению;
в) способность к ориентации;
г) способность к общению;
д) способность контролировать свое поведение;
е) способность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности.
Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:
а) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:
1 степень - способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:
1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
г) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:
1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
е) способность к обучению - способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:
1 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
2 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
3 степень - способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
3 степень - способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.
1.3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, включает в себя, в том числе, комплекс реабилитационных мероприятий (пункт 2 статьи 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания инвалидов определяются индивидуальной программой реабилитации инвалида (пункт 1 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания инвалидов определяются индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 3 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83).
2. Организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)
2.1. В соответствии с соглашением между Комитетом по образованию, Региональным центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" Санкт-Петербурга (далее - Центр диагностики и консультирования) и Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" (далее - Бюро медико-социальной экспертизы) выписки из ИПРА направляются в Центр диагностики и консультирования.
2.2. Центр диагностики и консультирования:
- принимает выписки из ИПРА с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
- регистрирует выписки из ИПРА по форме согласно приложению 1 к распоряжению Комитета по образованию от 29.01.2016 N 234-р;
- направляет выписки из ИПРА в отделы образования администраций районов Санкт-Петербурга по месту регистрации (фактического проживания) инвалидов (детей-инвалидов) (далее - отдел образования) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в срок не позднее 3-х рабочих дней с даты регистрации выписки из ИПРА. При отсутствии доступа к системе межведомственного электронного взаимодействия выписки ИПРА направляются на бумажном носителе через Комитет по образованию с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
- осуществляет прием и учет сведений о выполнении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА, направляемых из отделов образования;
- направляет сводную информацию о выполнении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации в Бюро медико-социальной экспертизы по форме и в сроки, установленные Приказом Минтруда России от 15.10.2015 N 723н, на основании поступивших из отделов образования сведений о выполнении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА;
- представляет в Комитет по образованию сводную информацию о выполнении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА, с указанием сроков представления указанной информации в Бюро медико-социальной экспертизы ежеквартально.
2.3. Бюро медико-социальной экспертизы информирует инвалида, родителей (законных представителей) ребенка-инвалида о необходимости по истечении 10 дней с момента получения ИПРА ребенка-инвалида (ИПРА инвалида) обратиться в отдел образования по месту регистрации (фактического проживания) для составления Перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации и представить следующие документы:
заключение психолого-медико-педагогическая комиссия (при наличии);
справку с места учебы о реализуемой образовательной программе (при наличии).
2.4. Отдел образования:
- организовывает работу по приему (еженедельно по средам и пятницам) из Комитета по образованию выписок из ИПРА.
- организовывает регистрацию выписок из ИПРА по форме согласно приложению к распоряжению Комитета по образованию от 29.01.2016 N 234-р;
- организовывает работу по информированию инвалидов, детей-инвалидов (законных представителей), в отношении которых поступили выписки из ИПРА.
- организовывает разработку Перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее - Перечень мероприятий) на основании поступивших выписок из ИПРА (не позднее 3-х рабочих дней с даты регистрации выписки из ИПРА). Определяет исполнителей и сроки исполнения мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации форма Перечня мероприятий не предусмотрена. Комитет по образованию рекомендует включать в Перечень мероприятий следующие разделы:
- общие данные об инвалиде (ребенке-инвалиде): фамилия, имя, отчество, возраст, место регистрации, контактная информация (телефон, адрес электронной почты);
- перечень мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), включающий следующие мероприятия: общеобразовательная программа или адаптированная образовательная программа; специальные педагогические условия для получения образования в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; психолого-педагогическое консультирование инвалида (ребенка-инвалида) и его семьи; психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.
По каждому мероприятию определяется исполнитель, дата исполнения мероприятия, отметка о результате (выполнено / не выполнено), информирование инвалида, родителей (законных представителей) ребенка-инвалида.
В составлении Перечня мероприятий могут быть задействованы специалисты территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Основными исполнителями мероприятий ИПРА по психолого-педагогической реабилитации и абилитации инвалида, ребенка-инвалида являются образовательные учреждения (дошкольные организации, школы, центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и другие).
Перечень мероприятий согласовывается с инвалидом, родителем (законным представителем) ребенка-инвалида
Перечень мероприятий подписывается начальником отдела образования, инвалидом, родителем (законным представителем) ребенка-инвалида. Перечень мероприятий передается основному исполнителю, о чем уведомляется инвалид, родитель (законный представитель) ребенка-инвалида. Заверенная начальником отдела образования копия Перечня мероприятий выдается инвалиду, родителю (законному представителю) ребенка-инвалида на руки.
В случае, если ребенок-инвалид обучается в образовательном учреждении района Санкт-Петербурга не по месту фактического проживания, отдел образования регистрирует выписку из ИПРА, разрабатывает Перечень мероприятий в установленном порядке и определяет исполнителем Перечня мероприятий образовательное учреждение, в котором обучается ребенок-инвалид. Перечень мероприятий и заверенная его копия выдаются на руки инвалиду, родителю (законному представителю) ребенка-инвалида для передачи основному исполнителю Перечня мероприятий, о чем в журнале регистрации Выписок ИПРА делается соответствующая запись.
В случае изменения в период действия ИПРА места обучения, места жительства инвалида (ребенка-инвалида) инвалид, родители (законные представители) ребенка-инвалида обращаются в отдел образования за внесением изменений или дополнений, о чем инвалид, родители (законные представители) ребенка-инвалида информируются при подписании Перечня мероприятий.
В случае отказа инвалида, родителей (законных представителей) ребенка-инвалида от реализации Перечня мероприятий в журнале регистрации Выписок ИПРА делается соответствующая запись. Отказ от реализации Перечня мероприятий инвалидом, родителем (законным представителем) ребенка-инвалида оформляется письменно.
Отдел образования не позднее 40 рабочих дней до окончания срока действия ИПРА формирует и направляет в Центр диагностики и консультирования сведения о выполнении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных Выпиской из ИПРА, по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 15.10.2015 N 723н.
2.5. Основной исполнитель Перечня мероприятий (образовательное учреждение):
- регистрирует полученные из отдела образования Перечень мероприятий.
- организовывает исполнение Перечня мероприятий в рамках реализации образовательной программы;
Образовательное учреждение вправе дополнить с согласия инвалида, родителей (законных представителей) ребенка-инвалида данный Перечень мероприятий другими мероприятиями по психолого-педагогической реабилитации или абилитации;
- информирует инвалида, родителей (законных представителей) ребенка-инвалида о результатах работы не менее двух раз в период выполнения Перечня мероприятий;
- формирует и направляет в отдел образования сведения о выполнении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации в сроки, устанавливаемые отделом образования.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 4 февраля 2016 г. N 03-20-322/16-0-0 "Об организации работы по реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.