Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Комитета по образованию
от 15.05.2017 N 1697-р
Порядок
формирования предметной комиссии Санкт-Петербурга по проверке экзаменационных работ (в том числе устных ответов) участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
1. Общие положения
1.1. Состав предметных комиссий Санкт-Петербурга по проверке экзаменационных работ (в том числе устных ответов) участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) по каждому учебному предмету (далее - ПК) утверждается распорядительным актом Комитета по образованию (далее - Комитет).
1.2. Формирование составов ПК организуется председателем Государственной экзаменационной комиссии Санкт-Петербурга (далее - ГЭК).
1.3. Председатели ПК и их заместители назначаются распоряжением Комитета.
1.4. Председатель ПК и его заместители выполняют свои функции с момента назначения до момента утверждения Комитетом председателей ПК для проведения ГИА в следующем году.
1.5. Председатель ПК представляет в ГЭК предложения по составу предметной комиссии.
Численный состав ПК определяется, исходя из количества участников ГИА, сдающих ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки.
1.6. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих требованиям, определенным на основании Порядка и настоящим документом.
2. Статусы экспертов ПК
2.1. Экспертам, вошедшим в состав ПК, присваивается один из трех статусов: "ведущий эксперт", "старший эксперт", "основной эксперт".
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя ПК), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя ПК), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять в составе ПК первую или вторую проверку выполнения заданий экзаменационных работ ГИА с развернутым ответом, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.
2.2. Членам ПК присваивается статус эксперта в соответствии с:
требованиями к экспертам, определенными Порядком проведения ГИА;
требованиями к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;
требованиями к результатам квалификационного испытания;
требованиями к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
2.3. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам.
2.3.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях, установленные Порядком проведения ГИА:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету в соответствии с критериями оценивания, определяемыми Рособрнадзором.
2.3.2. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников ГИА:
для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек. Опыт оценивания экзаменационных работ кандидатом на статус "ведущий эксперт" должен составлять не менее 3-х лет, по решению ГЭК статус "ведущий эксперт" может быть присвоен без учета опыта оценивания работ;
для присвоения статуса "старший эксперт" опыт оценивания должен составлять не менее 2-х лет;
для присвоения статуса "основной эксперт" требований к опыту оценивания развернутых ответов участников ГИА не предъявляется.
2.3.3. Требования к значениям показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, в соответствии с Приложением к настоящему Порядку для присвоения эксперту одного из статусов по соответствующему предмету.
2.3.4. Требования к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций:
факты выхода работ на третью проверку по вине эксперта;
качество проверки работ;
расхождение с баллами, выставленными конфликтной комиссией.
3. Порядок формирования ПК
3.1. Председатели ПК и сотрудники Регионального центра обработки информации (далее - РЦОИ) осуществляют анализ работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами по следующим параметрам:
количество проверенных работ;
количество затраченного на проверку времени;
соответствие требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
3.2. Председателями ПК и сотрудниками РЦОИ анализируются результаты третьей проверки экзаменационных работ:
по каждому факту третьей проверки выявляются эксперты, допускающие в ходе первой и второй проверок значительные расхождения с баллами, выставленными третьим экспертом;
данные о "несогласованности" суммируются по персоналиям, особо выделяются варианты рассогласования на 2 и 3 балла, а также технические ошибки, которые свидетельствуют об ошибочных действиях основного эксперта.
Результаты анализа согласованности оценивания используются председателями ПК при подготовке экспертов и для составления списка кандидатов в члены ПК на следующий год.
3.3. Определение показателей согласованности подходов экспертов к оцениванию экзаменационных работ.
Показатели согласованности подходов экспертов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА и их значения по результатам анализа работы ПК при проверке заданий с развернутым ответом в предшествующем году и статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами устанавливаются в соответствии с Приложением к настоящему Порядку.
3.4. Организация обучения кандидатов в члены ПК.
3.4.1. Председатели ПК представляют в РЦОИ список кандидатов в члены ПК.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий" (далее - СПбЦОКОиИТ) на основании представлений руководителей ПК формирует группы обучения экспертов из состава членов ПК предыдущего года.
СПбЦОКОиИТ совместно с председателями ПК ежегодно проводит обучение членов ПК по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации специалистов "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта основного государственного экзамена" - в объеме 45 часов, завершающееся квалификационным испытанием, по результатам которого слушателя допускают к методическому практикуму по проверке работ.
3.4.2. Лица, ранее не входящие в состав ПК или не принимавшие участия в проверке экзаменационных работ в течение 2 лет, обучаются по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Профессиональная компетентность эксперта ОГЭ" в объеме 80 часов. При условии успешного прохождения квалификационного испытания слушатель получает право заниматься экспертной деятельностью и допускается к участию в оценивании экзаменационных работ в текущем году в статусе "основного эксперта".
3.4.3. По решению председателя ПК, по результатам работы эксперта в ПК:
эксперты, показавшие уровень согласованности ниже среднего по региону, могут быть приглашены на повторное обучение в объеме 80 часов;
эксперты, показавшие уровень согласованности существенно ниже среднего по региону, а так же нарушавшие порядок проведения проверки работ ГИА, в том числе проверявшие количество работ меньше минимального количество, установленного председателем ПК могут быть отчислены из состава ПК и не привлекаться в качестве кандидатов в члены ПК на следующий год.
3.4.4. Эксперты, не прошедшие обучение и(или) квалификационные испытания, или показавшие на них неудовлетворительные результаты, не допускаются к работе в предметной комиссии в текущем году.
3.4.5. На основании результатов квалификационных испытаний и показателей работы на проверке в предыдущие годы экспертам присваивается статус на текущий год.
3.5. Проведение квалификационных испытаний.
Квалификационные испытания проводятся ежегодно по специально подготовленным материалам, одинаковым для всех кандидатов в члены ПК.
Кандидат в члены предметной комиссии, не прошедший квалификационные испытания, или прошедший их с неудовлетворительным результатом к участию в работе предметной комиссии в текущем году не допускается.
При непрохождении квалификационных испытаний или их неудовлетворительных результатах в течение двух лет подряд слушатель лишается права ведения экспертной деятельности.
По результатам квалификационных испытаний с учетом требований, изложенных в п. 2.3 данного Порядка, ежегодно каждому члену ПК присваивается статус "основного эксперта", "старшего эксперта" или "ведущего эксперта". Статус действует в течение года до следующих квалификационных испытаний.
Квалификационные испытания могут быть проведены на основании контрольных измерительных материалов, разработанных федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ), а также на основе материалов, разработанных руководителями региональной ПК.
Материалы для квалификационных испытаний, разрабатываемые в регионе, ежегодно формируются из реальных экзаменационных работ участников ГИА прошлого года. По уровню сложности, структурным и объемным показателям они должны соответствовать работам, представленным в Методических рекомендациях ФИПИ на текущий год.
3.6. По итогам квалификационных испытаний и методического практикума слушателям курсов "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта единого государственного экзамена" (80 часов) выдается удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации установленного образца.
По итогам квалификационных испытаний и методического практикума слушателям курсов "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта единого государственного экзамена" (45 часов) выдается справка установленного образца, подтверждающая статус эксперта (основной, старший, ведущий). Справка действительна в течение одного года. При ежегодном успешном участии эксперта в работе ПК обучение по 45-часовой программе для подтверждения статуса является достаточным.
3.7. Эксперты, не принимавшие участия в работе ПК по уважительной причине, могут быть приглашены по согласованию с руководителями ПК на ежегодное обязательное обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации специалистов "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта единого государственного экзамена", в объеме 45 часов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.