Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
от 30.06.2017 N 03-28-3674/17-0-0
4. Среднее общее образование
4.1. Примерный учебный план образовательных организаций для X-XI (XII) классов реализует модели универсального (непрофильного) обучения, профильного обучения, а также обеспечивает углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования.
Примерный учебный план для X-XI (XII) классов составлен на основе ФБУП-2004 и устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный компонент учебного плана представляет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
При организации профильного обучения образовательной организации для составления учебного плана следует:
включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);
включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле.
В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента). В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариативной части. Уменьшать количество обязательных учебных предметов и(или) количество часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях, запрещено.
Профильное обучение осуществляется в режиме шестидневной учебной недели.
Региональным компонентом учебного плана является определение дополнительного времени на изучение учебных предметов "Русский язык" (1 час в неделю в каждом классе) и "История" (1 час в неделю в каждом классе) в X-XI (XII) классах за исключением случаев, когда данный учебный предмет изучается на профильном уровне. Соблюдение регионального компонента учебного плана является обязательным для образовательной организации.
Дополнительное время, определенное на изучение учебного предмета "История", необходимо использовать на изучение актуальных вопросов истории России, обратив особое внимание на изучение истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и блокады Ленинграда.
Часы компонента образовательной организации при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования, могут использоваться для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента; преподавания элективных учебных предметов; преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательной организации. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
"надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Количество изучаемых элективных учебных предметов определяется образовательной организацией в зависимости от выбора обучающихся.
При формировании учебного плана образовательная организация выбирает элективные учебные предметы, которые имеют программу и обеспечены учебниками и (или) учебными пособиями из указанных в п. 1.8 настоящих рекомендаций. На элективных учебных предметах возможно использование электронных учебных пособий, которые предлагаются издательствами (при соблюдении лицензионных требований к приобретению такой продукции).
Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей программой учителя. При этом использование балльной системы оценивания не рекомендуется. В целях подготовки к переходу на ФГОС среднего общего образования рекомендуется опробовать на элективных учебных предметах новые или альтернативные методы оценивания качества знаний.
4.2. Примерный учебный план среднего общего образования
Федеральный компонент | ||||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | ||||
Инвариантная часть |
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения(1) |
||
Базовый уровень |
|
|||
Русский язык |
68 (1/1) |
|
||
Литература |
204 (3/3) |
|
||
Иностранный язык |
204 (3/3) |
|
||
Математика |
272 (4/4) |
|
||
История |
136 (2/2) |
|
||
Обществознание (включая экономику и право) |
136 (2/2) |
|
||
Естествознание |
204 (3/3) |
|
||
Астрономия |
34 (0/1) |
|
||
Основы безопасности жизнедеятельности |
68 (1/1) |
|
||
Физическая культура |
204 (3/3) |
|
||
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях | ||||
Вариативная часть |
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения |
||
Базовый уровень |
Профильный уровень |
|||
Русский язык |
- |
204 (3/3) |
||
Литература |
- |
340 (5/5) |
||
Иностранный язык |
- |
408 (6/6) |
||
Математика |
- |
408 (6/6) |
||
История |
- |
272 (4/4) |
||
Физическая культура |
- |
272 (4/4) |
||
Обществознание |
68 (1/1) |
204 (3/3) |
||
Экономика |
34 (0,5/0,5) |
136 (2/2) |
||
Право |
34 (0,5/0,5) |
136 (2/2) |
||
География |
68 (1/1) |
204 (3/3) |
||
Физика |
136 (2/2) |
340 (5/5) |
||
Химия |
68 (1/1) |
204 (3/3) |
||
Биология |
68 (1/1) |
204 (3/3) |
||
Информатика и ИКТ |
68 (1/1) |
272 (4/4) |
||
Искусство (МХК) |
68 (1/1) |
204 (3/3) |
||
Технология |
68 (1/1) |
272 (4/4) |
||
Основы безопасности жизнедеятельности |
- |
136 (2/2) |
||
Всего: |
не более 2108 (не более 31 / не более 31) |
|||
Региональный компонент | ||||
Всего: |
136 (2/2) |
|||
Компонент образовательной организации | ||||
Всего: |
не менее 272 (не менее 4 / не менее 4) |
|||
Итого: |
2516 (37/37) |
|||
Предельно допустимая учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
2312 (34/34) |
|||
Предельно допустимая учебная нагрузка при шестидневной учебной неделе |
2516 (37/37) |
______________
(1) Количество часов в год указано из расчета 34 учебных недель.
Примечание к п. 4.2:
Обязательные для изучения учебные курсы "Всеобщая история" и "История России" в учебном плане и в классном журнале записываются под одним общим названием учебного предмета "История", без разделения на отдельные страницы. Независимо от принятой в образовательной организации системы текущей и промежуточной аттестации обучающихся в аттестат выпускнику выставляется единая отметка по учебному предмету "История".
Интегрированный учебный предмет "Обществознание (включая экономику и право)" (2 часа в неделю) на базовом уровне включает разделы "Экономика" и "Право", которые могут преподаваться как в составе данного учебного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне "Обществознание", "Экономика" и "Право" изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.
Изучение естественнонаучных предметов в X-XI (XII) классах может быть обеспечено как интегрированным учебным предметом "Естествознание", так и отдельными учебными предметами "Физика", "Химия", "Биология": на базовом уровне учебные предметы "Химия" и "Биология" изучаются по 1 часу в неделю (всего 68 часов каждый), учебный предмет "Физика" - 2 часа в неделю (всего 136 часов). Дополнительный час используется из компонента образовательной организации.
Учебный предмет "Астрономия" введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом. Изучение учебного предмета "Астрономия" как обязательного в образовательных организациях вводится с 2017/2018 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.
При этом в XI классах в 2017/2018 учебном году целесообразно изучение учебного предмета "Астрономия" в том случае, если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы образовательной организации.
Учебный предмет "Астрономия" представлен только на базовом уровне и является обязательным для изучения вне зависимости от выбранного образовательной организацией профиля или модели универсального (непрофильного) обучения.
Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в образовательных организациях с углубленным изучением иностранного языка и гимназиях, устанавливается по выбору образовательной организации. В случае выбора учебного предмета "Второй иностранный язык" на его изучение в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
При выборе модели универсального (непрофильного) обучения рекомендовано изучение учебных предметов "География", "Искусство (МХК)", "Технология". При выборе модели профильного обучения изучение учебных предметов "География", "Искусство (МХК)", "Технология" осуществляется в соответствии с профилем образовательной организации.
Изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в X-XI (XII) классах является обязательным.
4.3. Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования.
Таким образом, в гимназиях, лицеях и образовательных организациях с углубленным изучением отдельных учебных предметов также реализуется модель профильного обучения в соответствии с целью и предметом деятельности образовательной организации и реализуемыми образовательными программами.
Учебные планы для образовательных организаций, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования, должны быть основаны на требованиях ФБУП-2004. Вариативная часть учебных планов формируется образовательными организациями самостоятельно. Уменьшать количество обязательных учебных предметов и (или) количество часов на изучение обязательных учебных предметов запрещено.
Количество часов, отводимых на учебные предметы, изучающиеся на углубленном уровне в гимназиях, лицеях и образовательных организациях с углубленным изучением отдельных учебных предметов, должно соответствовать количеству часов по данным учебным предметам на профильном уровне, установленному ФБУП-2004.
Освоение общеобразовательных программ, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования, осуществляется в режиме шестидневной учебной недели.
4.4. Примерный учебный план предназначен также для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 30 июня 2017 г. N 03-28-3674/17-0-0 "О внесении изменений в инструктивно-методическое... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.